Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк. «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

ПЛАН комплексного анализа стихотворения А.С.Пушкина «ПРОРОК»1.
2.
3.
4.
ПЛАН
комплексного анализа стихотворения
А.С.Пушкина «ПРОРОК»
Дата написания. Реально – биографический
и фактический комментарий: «тайная
аудиенция» А.С.Пушкина и Николая 1,
библейский сюжет о видении пророку
Исайе,
внешние
детали
библейского
повествования в стихотворении.
Этимология, значение слова «пророк».
Композиция стихотворения.
Анализ языковых средств с точки зрения их
системно – языковой семантики (в разрезе
частей поэтического текста).

5. Анализ значений языковых единиц в
контексте стихотворения (в разрезе
частей поэтического текста)
6.
Выход
в
собственно
литературоведческий анализ текста (в
разрезе частей поэтического текста).
Анализ участия слова в создании
образа и определении этого образа в
образной системе в целом.

Комплексный анализ поэтического текста:

стихотворение
А.А.Пушкина
«ПРОРОК»

Дата написания. Реально – биографический и фактический комментарий:

А.С.Пушкин 1799 - 1837
Николай 1
Датировка
первой
окончательной
редакции
«Пророка» - 8 сентября
1826 года, день «тайной
аудиенции» А.С.Пушкина
с Николаем1.
На предложение царя
стать
единственным
цензором поэт ответил
«Пророком»

Сюжет «Пророка»
навеян библейским
повествованием о
видении пророку Исайе,
но осмыслено оно поэтом
не в религиозном плане
(как в Библии), а в
поэтическом восприятии

Пророк

это
избранник
божий,
наделенный
даром
мудрости,
даром
предвидения.
У
А.С.Пушкина
пророколицетворение поэта

Этимология, значение слова «пророк»

Слово «пророк» - калька с греческого
prophetos;
Корень этого слова phetos
означает «речь», pro - приставка,
соответствующая русской приставке про-.
Пророк – мудрый, вещий человек,
предвидящий будущее.

В книге пророка Исайи сказано

«… видел я Господа, сидящего на престоле высоком и
превознесенном, и края риз Его наполняли весь
храм. Вокруг Него стояли Серафимы: у каждого их
них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо
свое, и двумя ноги свои, и двумя летал. И взывали
они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят
Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!.
И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с
нечистыми устами…и глаза мои видели Царя,
Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из
Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который
он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих
и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие
твое удалено от тебя, и грех твой очищен»

Внешние детали библейского повествования в стихотворении «Пророк»

- Шестикрылый
серафим;
- Жертвенник;
- Прикосновение
горящим углем к
устам пророка и
очищение их от
греха и беззакония

Композиция стихотворения «Пророк»

1. О чем это стихотворение?
2. Сколько частей может быть выделено
в каждой из частей стихотворения?

Стихотворение «Пророк» - рассказ путника о встрече его с ангелом.

В стихотворении могут быть выделены
шесть частей:
первая – вступление к рассказу путника о
встрече с серафимом на перепутье жизненных
дорог;
вторая, третья, четвертая, пятая части
повествуют о действиях серафима:
прикосновения к очам, ушам, устам, груди
пророка;
шестая часть – глас Божий, возвещающий
повеление Господне пророку – поэту: «…
обходя моря и земли, глаголом жги сердца
людей»

Первая часть

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Вторая часть

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Третья часть

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Четвертая часть

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Пятая часть

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Шестая часть

Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

«Пророк» - хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры - «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием - расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Тема

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно - нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры : «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты - «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

В творчестве великого русского поэта немало стихотворений с библейскими мотивами, которые уже более двух столетий привлекают внимание читателей. И особое место среди этих произведений занимает «Пророк», написанный 8 сентября 1826 года. Стихотворение увидело свет в 1828 году, и с той поры традиционно входит во все собрания сочинений А. С. Пушкина.

Мысль, заложенная автором

Анализ стихотворения «Пророк» - это частое задание для школьников, а иногда и студентов. Большая часть исследователей творчества великого русского поэта пришли к выводу, что за Пророком стоит образ вдохновенного поэта. Смысл произведения передается через библейский сюжет, взятый из книги пророка Исаии. Это рождение вдохновения у поэта, которое призывает его к активной работе. Но для А. С. Пушкина это стихотворение является не просто переложением библейского сюжета. В нем заложено понимание высокой миссии, которую несет он для общества. Посредством этого произведения великий русский поэт заявил о себе и предназначении поэзии.

Лексические особенности

Проводя анализ стихотворения «Пророк», школьник может упомянуть и о следующей особенности произведения. В стихотворении читатель встречает немало старославянских, церковных терминов («перст», «уста», «вещий»). Исследователи творчества Пушкина отмечают, что это свойственно его творчеству в зрелом периоде. Следует сделать еще одно важное замечание по поводу лексики произведения: многие слова в стихотворении являются уникальными, так как встречаются всего два-три раза во всех произведениях поэта. Например, всего один раз на страницах пушкинских творений попадаются слова «отверзлись», «прозябанье». Два раза - «орлица», «перепутье». Редко читатель встретит и такие слова, как «влачиться», «внять», «воззвать».

Проводя лингвистический анализ стихотворения «Пророк», нужно указать, что лексике произведения свойственна большая образность. Например, такие слова, как «пустыня», «пророк», содержат в себе два плана - бытовой и библейский. Два смысла в этих словах сливаются в единство. Пророк - это одновременно и пророк, и поэт. Пустыня является и местом, где человек ищет духовного уединения, и миром, в котором отсутствует свет, божественное начало.

Художественные средства

В стихотворении читатель найдет немало метафор. Это и «жажда духовная», и «неба содроганье», и «глаголом жги сердца». Также произведение богато эпитетами: «пустыня мрачная», «вещие зеницы». Немало в стихотворении и сравнений: «как труп», «легкими, как сон».

Делая анализ стихотворения «Пророк», важно отметить, что стихотворение написано четырехстопным ямбом, который без деления на строфы создает медленный ритм, передающий духовные искания лирического героя. Для большей выразительности поэт использовал большое количество шипящих звуков. Исследователи творчества А. С. Пушкина убеждены, что в своем произведении поэт не добивался совершенства поэтической формы, а был полностью сконцентрирован на содержании произведения.

Композиция

Стихотворение состоит из трех частей. В каждой из них читатель следит за постепенным преображением лирического героя. Вначале он «влачится» по пустыне. Всего лишь в одно предложение поэт сумел вложить емкий, целостный образ - поэт, который находится в состоянии духовного поиска. Внезапно «на перепутье» он встречает божественного посланника. Читатель может удивиться употреблению слова «перепутье» - ведь пустыня является местом, где не найти дорог. Однако поэт имеет в виду выбор, перед которым оказался лирический герой.

Продолжим анализ стихотворения «Пророк» описанием второй второй части стихотворения. Здесь лирический герой постепенно преображается. Коснувшийся его Серафим открывает ему глаза, дарит чуткий слух. Чтобы выразить божественную мудрость, он отнимает у героя «грешный» язык, меняет его на змеиное жало. Вместо человеческого сердца ангел вкладывает в грудь героя пламенный «угль». Завершается произведение тем, что ангел посылает Пророка проповедовать людям слово истины.

Темы, идеи

«Пророк» - это программное стихотворение А. С. Пушкина. В нем выражены его главные жизненные ценности. Тема стихотворения заключается в особой роли поэта, в том предназначении, которым обладает поэзия. Основная идея - это утверждение миссии поэта, его ответственности перед людьми и Всевышним. Жанр произведения - духовная ода.

Значение в литературе

Мы провели краткий анализ стихотворения Пушкина «Пророк». Именно благодаря стихотворению «Пророк» впоследствии утвердилось представление об особой роли поэтов, об их миссии, которая подобна служению божьих посланников. Вслед за великим русским поэтом эту тему продолжил М. Ю. Лермонтов. В его стихотворении главный герой оказывается отверженным людьми, он удаляется в пустыню из человеческого общества - это можно указать в анализе стихотворения «Пророк» Лермонтова. Кратко описать содержание стихотворения можно, если рассказать о доле Пророка, которого отвергло общество, но который нашел пристанище в пустыне, где он живет «даром божьей пищи».

Также эта тематика была подхвачена и другими писателями второй половины XIX века - Толстым, Достоевским. Предположительно в 1862 году по этим мотивам было написано стихотворение и Некрасовым. Он перекладывает этот образ на плечи готового пожертвовать собой революционера - это также может указать школьник в анализе стихотворения «Пророк» Некрасова. Литературное произведение является образцом гражданской лирики. Однако в нем присутствуют и элементы раздумий философского характера. Это приближает стихотворение к элегии.

К философским стихотворениям известного поэта Пушкина Александра Сергеевича относится и его произведение «Пророк». Написано оно в 1826 году и именно в нем отразился художественный мир поэта, его особенности и взгляд. В стихотворение темой выступает пророческое служение поэта людям. Размышление над тем, каким должен быть человек, верящий в Бога.

В сюжет автор вложил перерождение поэта. Он обретает веру через зрение, слух, восприятие, сердце, начинает видеть то, что раньше было недоступно. Автор это перерождение сравнивает со смертью. В его понимании поэт - это пророк, одаренный божественным словом и его поэзия - это и есть его жизнь, предназначенная каждому, а не избранному. Также Пушкин хотел показать, что человек, который готов нести Бога в душе, должен отречься от своих прежних принципов, лукавства, пройти через страдания. И только когда прежний умирает, то переродившийся принимает голос Божий. Это и есть основной мыслью «Пророка».

Композиция стихотворения очень напоминает библейскую. Вначале идет притчевый сюжет, который заканчивается голосом Божьим. Также заметна кольцевая композиция стихотворения. Оно симметрично относительно начала и конца. Первые и последние четыре строчки образуют самостоятельные с логическим завершением части. Средняя часть - это чередование нескольких способов рифмовки. Происходит чередование четырехстопного ямба и пиррихии.

Образ героя предоставляется нам тревожным на протяжении всего произведения. Вначале он неудовлетворен своим творчеством, а в конце его тревожит чувство положенной на него ответственности. Он обретает ново зрение, отказавшись от своих прежних принципов, обретает Бога в себе.

В стихотворении «Пророк» очень точно и лаконично изложена основная концепция Александра Сергеевича как поэта и человека - это истинное предназначение для поэта «глаголом жечь сердца людей».

Стихотворение «Пророк».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка:..». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».