Анализируем роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Я считаю, что книга - это сокровищница всех человеческих знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Книга - это не только друг, но и советчик, наставник. Из литературы мы узнаем опыт предков, и без книг, человечество может погибнуть.

Так, например, в произведении известного писателя Рэя Дугласа Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" показано общество массового потребления. В этом мире книги, которые заставляют людей задуматься, запрещены, а дом, в котором будет найдена книга, подвергается сожжению. Это общество не умет мыслить, ими легко управлять. Жену главного героя Монтэга - Милдред - инетерсуют лишь телешоу, которые она смотрит каждый день. Именно эти шоу она обсуждает со своими друзьями. Мы видим, как человек, не читающий книги, деградирует. Но есть в этом мире и совсем другие люди. Например, Кларисса Маклеллан - девушка, которая помогла главному герою по-другому посмотреть на жизнь, заставить задуматься о смысле существования.

Она любит природу, умеет наслаждаться жизнью. Именно эта героиня повлияла на Гая Монтега. Герой начинает читать, прячет в своем доме книги. Он доверяет свой секрет жене, но та выдает его. Гай, по приказу Битти, сжигает свой дом. Он чудом спасается от погони и попадает к людям, которые сохраняют строки литературных произведений в своих головах.

Таким образом, книги - это неотъемлемая часть человеческой жизнь и без них общество будет деградировать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

"Жгите, жгите всё подряд! Огонь горит ярко, огонь очищает"

Роман, который принёс его автору мировую известность. Роман, который весьма популярен в наши дни и о котором наслышано, наверное, уже всё читающее население Земли. Прочла я его не из-за дикой популярности или множественных советов, а из-за желания познакомиться с таким жанром, как антиутопия. Эта была моя первая книга в данном жанре. И, я думаю, она идеально подходит на роль первооткрывателя. В этой книге автор показывает нам проблемы современного общества и призывает открыть глаза на угрозы, нависшие над нами, но которые мы так старательно пытаемся не замечать.

Брэдбери пишет красиво. Он умеет живописно и ярко выражать свои мысли и удачно использует этот талант. Слова соединяются в предложения, предложения - в абзацы. И они все вместе образуют прекрасную ритмичную музыку, которая завораживает так,что отвести взгляд от книги уже невозможно. Нельзя также не заметить, как умело в повествование вплетены довольно необычные и интересные сравнения.

Прекрасному написанию и языку повествования дань отдали, теперь пора переходить к сути романа. В начале книги нас загоняют в тёмный туннель безвыходного, ужасного будущего. Будущего, где люди с огромной скоростью движутся к гибели, не замечая этого.

"В конце концов, мы живём в век,когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время - как бумажная салфетка; в неё сморкаются,комкают, выбрасывают,берут новую, сморкаются, комкают, бросают..." Каждый живёт в своих иллюзиях и думает, что он счастлив. Людям в этом будущем чего-то не хватает, но они не понимая этого, продолжают истреблять друг друга. "Больше книг с картинками!Больше фильмов! А пищи для размышления всё меньше. В результате неудовлетворенность. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, все равно куда. Бензиновые беженцы."

Автор показывает нам будущее, которое, однако, уже имеет свои корни, а где-то и цветущие кусты, в нашем настоящем. "Затем двадцатый век.Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме.Сокращенное издание.Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!" Мы живём во времена высоких технологий, которые иногда заменяют нам настоящее общение с реальными людьми, и во времена суеты. Темп и правда ускорился. Мы мчимся вместе с ним, становясь заложниками безумной гонки. В современном обществе у каждого есть масса обязанностей, которые он старается выполнить как можно быстрее, потому что у нас бесконечный поток дел. Мы всегда заняты. Всегда... А чтобы всё успевать, человечество решило упростить многие важные для наших жизней вещи. В самом деле, так проще! И это страшно. Страшно понимать, что это правда. На той же учёбе нам надо как можно скорее освоить большое объем информации. И мы прибегаем к сокращению или вообще сразу к развязке, ответу...

Образование в наше время вообще вещь странная. Вроде бы учишься, каждый день в тебя вливают огромное количество информации. Но нужной ли? С нас лепят глупых куколок, пустышек. Забивают головы фактами, которые, не находя применения на практике, забываются, а на их место приходят новые факты...Бесконечная, ненужная цепь информации! А вот знания - это другое дело. Они нужны человеку, чтобы мыслить, строить себя. Но как не запутаться в потоках ненужного? Проблема нашего времени, также описанная в этом романе. В книге не раз упоминается, что люди из этого произведения после работы, учёбы и бесконечного течения бессмысленной информации стараются снять стресс, агрессию. " К концу дня мы так устаём, что только и можем либо завалиться спать, либо пойти в парк развлечений - задевать гуляющих, или бить стела в специальном павильоне для битья стёкол, или большим стальным мячом сшибать автомашины в тире для крушений.."

Однако, не всё описанное в романе сбылось или же сбывается. И, поэтому, "451 градус по Фаренгейту" с пророчеством я не ассоциирую. Но назвать её посланием, предупреждением с уверенностью можно. "Нужна безмятежность, Монтег, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние - это языческий обряд. Упразднить похороны...Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите всё подряд! Огонь горит ярко, огонь очищает."

Пожалуй, самое страшное в этом романе - это равнодушие, потеря ценностей и вместилищ, где хранится то, что мы боимся забыть. Бредбери не только предупреждает нас об угрозе и ставит перед нами вопросы, дающие нам пищу для размышлений, но и дает нам ответы. Что мне, безусловно, понравилось. На протяжении чтения складывается впечатление, что эта книга - послание автора, его мысли, мировоззрение. Ощущение такое, что я покопалась у писателя в голове. Он наставляет нас на верный путь, и в тоже время следует по нему вместе с нами. Он учит нас оставлять крупицу себя в этом мире и не бояться ошибок, а, наоборот, помнить их, чтобы беды не повторялись вновь.

В целом, у меня сложилось немного спорное мнение насчёт этого романа. Для чтения в юности, в период становления личности - это самое оно. Однако, как антиутопия, эта книга больше подходит для ознакомления с эти жанром. Бредбери не углубляется в саму суть проблем, он лишь называет их. Изменения в мировоззрении главного героя вообще кажутся нереалистичными,и пожалуй, даже фантастичными. В начале он не может припомнить, где познакомился с женой, а потом с легкостью вспоминает своё детство, делая из него выводы и создавая философские размышления. А также нам показан хеппи-энд, в который я не могу заставить себя поверить. Скажем, если так легко можно стереть город с лица Земли, то, что помешает стереть вообще всё человечество? Какой толк тогда в странниках,напичканных знаниями?

Однако то, что мы должны жить мире и согласии, не забывать о матушке-природе, стараться подарить этой планете что-то хорошее, ценить культуру и сохранять ценности и наследие наших предков,наслаждаться жизнью - всё это, мне кажется, и есть правильный путь. Возможно, если мы начнём жить так: сначала один человек, потом семья, город, страна, планета, то мы станем сильными. Все вместе мы - сила. Это как в одной известной каждому с детства притче о венике и прутьях. По отдельности прутья ломаются легко, но вместе, образуя веник, сломать нас невозможно. Может быть, это и есть выход, путь к изменению мира, который несётся к гибели...

Данное название - 451 градус по Фаренгейту - носит определенную ауру тайны, и именно поэтому многих так привлекает эта книга. 451 градус по Фаренгейту - это «температура, при которой бумага загорается и горит». Перед чтением сюжета этой книги проведите ассоциацию с другим истическим и числовым названием, например «Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый». Оба романа - о деспотическом обществе, управляемом страхом и цензурой, где у персонажей остаются последние следы надежды и свободы. Всё же, давайте сделаем краткий анализ "451 градус по Фаренгейту".

Автор романа "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери. С первой же страницы поражает цитата испанского лауреата Нобелевской премии Хуана Рамона Хименеса: «Si os dan papel pautado, escribid por el otro lado» («Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк»). Автор как бы сразу пытается показать данной цитатой свое отношение к общественному давлению, нормам, угнетению и любому другому типу нарушения нашей свободы, и побудить нас противостоять этому.

Главный герой "451 градус по Фаренгейту"

В центре романа стоит Гай Монтаг, тридцатилетний пожарный в двадцать четвертом веке (роман был написан в начале 1950-х годов). В качестве пожарного Гай Монтаг несет ответственность за уничтожение не только книг, которые он находит, но и домов, в которых он их находит. Книги в этом веке не читаются; они должны быть уничтожены без вопросов. Делая анализ "451 градус по Фаренгейту", остановимся немного на этом человеке. Гай Монтаг живет в мире, где прошлое разрушено керосиновыми шлангами и правительственными методами промывания мозгов. Через несколько коротких дней этот человек превращается из ограниченного и предвзятого конформиста в динамичного человека, преданного социальным изменениям и жизни, спасая книги, а не уничтожая их.

Автор "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери. А книга была написана, чтобы показать зло цензуры. Рэй Брэдбери написал её, так как не мог выдержать цензуры вокруг, он хотел высказаться против нее по-своему. Книги стали незаконными, потому что они позволяют людям размышлять и формировать свое собственное мнение. А если это произойдет, государство потеряет контроль над людьми.

Книги - это всего лишь одна из многих других вещей, которые содержат идеи и питают наш мозг, дают нам дополнительный толчок думать. Книги хранят знания, и Брэдбери доказывает, что знание - это сила. У граждан не было книг, значит нет знаний, поэтому и нет власти. Человек без знания – ничто.

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра. Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений. Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг». Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Суть

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» ().

Главные герои и их характеристика

  1. Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта. Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя. Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.
  2. Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении. По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась. Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.
  3. Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их». Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.
  4. Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери. Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.
  5. Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.

Темы

  1. Главная тема романа — роль книги в жизни человека . Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
  2. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
  3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
  4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

Проблематика

  1. Конфликт общества и личности . Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
  2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ . Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
  3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
  4. Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
  5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

Смысл

Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

Критика

Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!