Аренда катеров, хаусботов (house boats) во Франции. Путешествие по рекам Франции на барже Belmond Hirondelle

Маршрут круиза: Доль – Дижон – Верден-сюр-ле-Дуб – Бон – Франь – Шаньи – Сен-Леже-сюр-Дён.

Тихие воды Соны и поблескивающая гладь вод Центрального канала, древние святыни и легендарные архитектурные комплексы, бескрайние виноградники и изысканные французские вина – все это Вас ждет во время круиза на комфортабельной барже Belmond Hirondelle. Она оформлена в легком деревенском стиле и позволяет гостям отдохнуть в полном комфорте в компании до 8 человек. Путешествие включает интересные экскурсии к знаменитым достопримечательностям. Вы увидите бывший центр ордена цистерианцев, ныне принимающий братство ценителей самых лучших вин, доберетесь до средневекового замка Жермоль, погуляете по виноградникам известного семейного винодельческого хозяйства Chateau de Chamirey и просто расслабитесь на борту судна, любуясь великолепными видами на окрестности.

Продолжительность круиза: 7 дней / 6 ночей.

Даты заездов в 2019 году: по запросу.

Стоимость: по запросу.

Программа тура

День 1. Доль

Прибытие к месту нахождения суднаBelmond Hirondelle. Оно будет пришвартовано в регионе Франш-Конте, а именно в небольшом французском городе Доль. Вы познакомитесь с членами экипажа и сможете выпить приветственный бокал шампанского. Начало путешествия и вкусный ужин на борту судна, состоящий из блюд местной кухни.

День 2. Дижон

В этот день судно будет проплывать у берегов знаменитого винодельческого региона Франции - Кот-д"Ор. Вы сможете осмотреть средневековый замок Clos de Vougeot . Когда-то он являлся центром ордена цистерианцев, а сейчас собирает в своих стенах рыцарей Братства Тастевена - знаменитых экспертов и ценителей качественных вин. И это неудивительно, ведь древняя крепость окружена живописными виноградниками. По традиции, братья Chevaliers du Tastevin ежегодно отмечают наградами литераторов, прославивших тот или иной сорт местного вина. Дегустация напитков.

Возвращение на судно, продолжение путешествия и отдых.

День 3. Дижон - Верден-сюр-ле-Дуб

В этот день Вас ждет обзорная экскурсия по городу. Вы сможете осмотреть дворец герцогов Бургундских и совершить покупки в знаменитом магазине, где продаются местные ароматные специи и дижонская горчица.

Во второй половине дня - продолжение круиза по реке Сона по направлению к городу Вердена-сюр-ле-Дуб. В вечернюю программу включен ужин в знаменитом ресторане, которому присвоены звезды рейтинга Мишлен.

Путешествие по рекам Франции на барже Belmond Hirondelle

День 4. Бон - Франь

На четвертый день плавания Вы заедете в бывшую столицу Бургундии - Бон, где Вас ждет небольшая ознакомительная экскурсия с осмотром возведенного в XV столетии приют Отель-Дьё , который служил также госпиталем для бедных, а также выделенное время для прогулок и приобретения сувениров. Возвращение на судно, ожидающее у берегов французской коммуны Франь, отдых.

День 5. Шаньи

Круиз по водам Центрального канала, который, при желании, Вы сможете заменить на пешеходную или велосипедную прогулку по окрестностям вслед за движением судна. Во второй половине дня Вы доберетесь до средневекового замка Жермоль . Он был возведен в XIV столетии и долгое время являлся резиденцией правителей герцогства Бургундского.

Прибытие в находящуюся на территории департамента Соны и Луары коммуну Шаньи. Остановка и ужин в изысканном городском ресторане, отмеченном звездами гида Мишлен.

День 6. Сен-Леже-сюр-Дён

Прибытие в семейное винодельческое хозяйство, владельцы которого уже несколько поколений занимаются производством различных сортов вина - Chateau de Chamirey . Вы сможете прогуляться по местным виноградникам, узнать все секреты изготовления изысканных вин и попробовать различные сорта.

Возвращение на судно и праздничный гала-ужин в честь завершения путешествия.

День 7. Сен-Леже-сюр-Дён

Завтрак на борту баржи, завершение круиза и спуск на берег. Трансфер в гостиничный комплекс или аэропорт.

Путешествие по рекам Франции на барже Belmond Hirondelle

Примечание: возможны также круизы в обратном направлении - из Сен-Леже-сюр-Дёна в Доль.

Запрос путешествия

Имя * :
Телефон * :
E-mail * :
Количество человек:
Предполагаемые даты поездки:
Количество дней:
Категория отеля: 5* 4* 3*
Перелет: нужен
Город вылета:
Виза: нужна
Трансфер: нужен
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю): нужна
Являюсь постоянным клиентом компании: да
Согласен на обработку персональных
данных в соответствии с

Нужно ехать чтобы:

  • за один день успеть побывать и капитаном, и шлюзовым мастером, и стропольщиком баржи
  • взобраться баржей на гору, проплыть по мосту и выплыть из туннеля
  • ночевать под звездным небом, просто пришвартовавшись у берега
  • побывать в стране „катаров“ и их главных городах-крепостях Каркасоне и Нарбонне
  • утром сбегать за горячим багетом и круассаном в деревенскую булочную
  • навестить местных виноделов в их же погребах

Здесь, в Окситании, в 17 веке был построен канал, соединивший Средиземное море с Атлантикой. Это здорово сокращало морской путь в обход Иберийского полуострова, лишая при этом Англию возможности блокировать французский торговый флот в Гибралтаре. Сегодня Канал дю Миди - так его называют вот уже четыре с половиной сотни лет - используется лишь прогулочными баржами: для современного судоходства он слишком узок. Поэтому, нас ожидает идиллия и спокойствие на всем пути нашего следования. Это самый живописный канал Франции. Вдоль его берегов растут вековые платаны, некогда дававшие защиту от знойного южного солнца осликам и их погонщикам, поднимавших баржи вверх по течению. А пересеченная местность и инженерная мысль того времени добавили помимо полагавшим по статусу каждому каналу шлюзам, еще и речные туннели с водными мостами. Путешествие пройдет и по «стране катаров», главными городами которых были Каркасон и Нарбонн. Да-да, тех самых катаров, которые называли себя не иначе, как «Общество добрых мужчин и добрых женщин». Лангедок - это древнейший винодельческий район Франции, славящийся известными марочными и столовыми сортами вин Минервуа и Лангедок. Надо добавить, что баржи на ночь могут останавливаться не только в речных портах, но и прямо по ходу своего движения, непосредственно у берега. Чем не романтика? А чтобы в этом путешествии пощадить свои ноги, мы воспользуемся сопровождающим нас на всем протяжении маршрута микроавтобусом.

Даты поездки 01.05 - 09.05.16

День 1: Тулуза

Вечером прибытие в аэропорт Тулузы, знакомство группы, трансфер в отель, отдых.

День 2: Кастелнодари - Вильпент - Брэм

Утром выезд в порт, оформление формальностей в офисе речных барж. Инструктаж. Закупка продуктов в местном супермаркете. Отправление. Кастелнодари также известен, как столица “рагу” и мясного ассорти. Местный специалитет готовится из белой фасоли, шпека, колбасок и ветчины. Но многие повара экспериментируют и с бараниной, и с уткой, и с индейкой. Вместе с местным вином - это просто “на отлично”. Загляните в прекрасный Гран Басси: пруд, построенный в 17-м веке, чтобы увидеть уток, лебедей и красивую церковь на горизонте. В центре города есть несколько действительно хороших ресторанов. Вильпент - небольшая симпатичная деревушка. В Средние Века здесь сквозь скалу был пробит речной канал. Он до сих пор действует. Интересно посетить церковь 14-го века или просто ничего не делать, сидя, сложа руки, в одном из ресторанов в центре города. Или совершить короткую велосипедную поездку вдоль берега. А можно и то, и другое, и третье одновременно. Брэм привлекает к себе внимание красивым местеположением в окружении виноградников. Дома, построенные в круговом стиле, расположены концентрическими окружностями вокруг храма. Брэм находится в самом сердце “страны катаров”, а на холмах не вдалеке от города можно заметить руины многочисленных замков.

День 3: Вильсекланд - Каркассон - Требе

Вильсекланд - здесь находится один из природных исторический памятников - большой старый вяз, один из последних во Франции. Каркассон - тут расположено одно из самый больших и красивых средневековых зданий Европы: огромная крепость Каркассон, основанная в 13 веке. Крепостные стены длиной три километра, 52 башни. Исследуйте ее и познакомьтесь с ее историей. Заберитесь на одну из ее высоких стен, чтобы полюбоваться прекрасным видом на долину. Требе. Остановка обязательна. Здесь можно поужинать в одном из местных ресторанов, предварительно посетив церковь Сент-Этьен, построенную в 14 веке. Здесь находится мост-канал, по которому проплывают все баржи.

День 4: Марселет - Ла-Редорт - Пюишерик - Ом

Марселет - еще один теплый и идиллический городок в окружении пышной зелени. Здесь можно прогуляйться по виноградникам и насладиться красивыми пейзажами. Ла-Редорт - небольшой, но красивый и зеленый городок, расположившийся прямо на берегу Канала. Здесь можно прогуляться по одной из пешеходных троп в окрестностях города или отведать блюда местной кухни в одном из ресторанов. Средневековый речной туннель для барж действует до сих пор. Пюишерик -в окружении пышной растительности Пюишерик производит впечатления идилической деревни с красивой исторической церковью. Ом - остановка здесь необходима, чтобы сходить в центр города, и посмотреть на украшенные цветами улицы, а также на старую римскую часовню 11-го века.

День 5: Аржан-Минервуа - Рубья - Параза - Вентенак

Аржан-Минервуа - красивый маленький городок, типичный для региона Минервуа. Город строился вокруг замка, заложенного в 14 веке. Отсюда открывается красивый вид на Канал и реку Од. Маленькая деревушка Рубья очаровывает своей красивой приходской церковью. Рядом с деревней - лес, куда можно сходить на прогулку. Параза является типичной южной деревушкой с разноцветными домами, уютно расположившимися вдоль берега Канала. Местная достопримечательность - заброшенная ветряная мельница. Уже по мере приближения к Вентенаку зрителю открыватеся величестванная панорама средневекового замка с расположившимся у его подножья города. На берегу канала можно продегустировать и купить понравившееся вино. Вентенак в народе называют Сказочным городом, в котором всегда много посетителей.

Сомай - еще одна деревушка, где можно полюбоваться красивыми старинными домами, полностью заросшими плющем. Это прекрасное место, чтобы раствориться на время в местной идилии, отрешившись от суетного мирского. Книголюбов тут ждет сюрприз - один необычный книжный магазин.., да и музей шляп работает без выходных! Кэпестан - красивая деревушка, известна своей великолепной средневековой архитектурой. Строилась она вокруг внушительного размера Соборной церкви в 14-м веке. Рядом со шлюзом - дом, в котором когда-то жил архиепископ города Нарбонна. Посещение местного винодельческого хозяйства Domaine de Guery.

День 7: Коломбье - Фонсеранс

Коломбье - это место славится церковью Сен-Сильвестр, известной своим убранством. Ночью сад перед домом священника освещен и идеально подходит для романтической прогулки. Здесь же находятся руины римского “опподиума” - военного укрепления, возраст которого уходит далеко вглубь истории, к 6-му веку до нашей эры. Главная достопримечательность городка - полукруглая средневековая гавань для барж. А вот и большая достопримечательность Канала дю Миди - каскад из девяти шлюзов Фонсеранс. Сооружение, построенное архитектором Пьер-Поль Рике в 17 веке, имеет самый большой перепад высот на Канале. Отсюда баржи поднимаются на высоту 25 метров. Как вверх, так и вниз.

День 8: Безье

Безье - очаровательный городок, второй по значимости на Канале дю Миди. Здесь нельзя упустить возможность полюбоваться прекрасной архитектурой. Особенно впечатляет Кафедральный собор Сен-Назер. В центре города - пешеходная зона, где находится “площадка поэтов”. А еще здесь есть Музей изящных искусств. Порт Кассафир - приветливое и спокойное местечко с множеством велосипедных дорожек. Близость к Испании придает местной архитектуре, культуре и кухне особый колорит: поистине, космополитичное место, в момент притягивающе располагающее к себе. В нескольких минутах ходьбы от порта находятся золотые пляжи этого района Средиземноморья.

День 9: Кассафир - Монпелье

Сдача баржи в офисе фирмы. Погрузка в минивэн. Отправление в Монпелье, осмотре города и окрестностей. Трансфер в аэропорт, вылет на Родину.

Цены и полезная информация

Возможно индивидуальное Путешествие в любые даты

Недельное романтическое путешествие по каналу Дю Миди (Le Canal du Midi) в южной Франции, от Тулузы до Нарбонна. Транспорт — симпатичный «речной трамвайчик» со всеми удобствами и даже верхней «мини-палубой», где можно сидеть и со вкусом дегустировать вина, любуясь пейзажами.

Также в программе дегустации блюд французской кухни и осмотр местных достопримечательностей — старинных французских городков и деревень. Сам канал Дю Миди внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним словом, это будет приятное расслабленное путешествие!

Заявка на участие

Лодка

Penichette 1400 — симпатичный «речной трамвайчик» напоминающий амстердамскую баржу. На нём можно с комфортом разместиться в 4 двухместных каютах. Также на борту есть души и туалеты, а на крыше рубки оборудована верхняя «мини-палуба» со столом и стульями. Малая осадка «трамвайчика» позволяет причаливать на нём практически в любом месте на канале, для ночевки или барбекю в тени деревьев.

Маршрут

Тулуза (порт Негра) — Кастельнодари — Каркассон — Требес — Пишерик — Нарбонна (порт Аржан). Общая длина маршрута около 160 км.

В Тулузе обязательно стоит провести хотя бы один день. За краснокирпичную архитектуру исторического центра она получила некогда имя «Розовый город». Кроме романской церкви и лабиринта улочек Старого города, нужно также посетить два музея: первый — Антуана де Сент-Экзюпери, который родился в этих местах; второй — космонавтики. Нас с вами в Тулузе ждёт праздничный обед из блюд французской кухни и местных вин, в доме одного из местных жителей.

Средневековый (основан в 1103 г.) торговый городок Кастельнодари — главный порт канала Дю Миди. Здесь когда-то придумали и до сих пор готовят «кассулет» — вкуснейшее блюдо из мяса и фасоли.

Античный город-крепость Каркассон – также объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он окружен двойными крепостными стенами, длина которых составляет около 3 км, с 52 башнями.

В деревне Требес можно взять в аренду велосипеды и отправиться осматривать руины катарских замков, разрушенных крестоносцами. А также купить мыло из молока ослицы или бутылку местного замечательного оливкового масла.

Пишерик — колоритная деревня с населением около 1000 человек, утопающая в зелени садов, среди заливных лугов. Если повезет, можно попасть на традиционный деревенский праздник.

Финальная точка путешествия, порт Аржан расположен неподалеку от древнего города Нарбонна. Это первая римская колония в провинции Галлия (как тогда называли Францию), основанная ещё 118 году до нашей эры.

В каждом городе и в каждой деревне на Дю Миди делают своё вино , можно будет попробовать и сравнить все сорта. Также из интересного отметим шлюзы — их на канале десятки, часть была построена ещё в Средние века и до сих пор приводится в действие вручную.

Как добраться?

В Тулузе есть международный аэропорт, куда можно долететь с пересадкой из Москвы или Санкт-Петербурга. Другие крупные аэропорты поблизости — Марсель, Барселона, Париж.

Обратно планируйте тарнсфер из Нарбонны, ближе всего будет в Марсель.

Помните, что для въезда во Францию вам понадобится действующая шенгенская виза.

День 1: Тулуза

День 2: Кастелнодари - Вильпент - Брэм


Наше путешествие начинается!

Кастелнодари

Вильпент

Брэм


День 3: Вильсекланд - Каркассон - Требе


День 4: Марселет - Ла-Редорт - Пюишерик - Ом


День 5: Аржан-Минервуа - Рубья - Параза - Вентенак



День 7: Коломбье - Фонсеранс


День 8: Безье


День 9: Кассафир - Монпелье





    Тулуза с ее красивым историческим центром является одним из наиболее ярких и самобытных городов страны. Здесь в одинаковых пропорциях смешались испанские, баскские, аквитанские, лангедокские, провансальские и французские традиции. После прилета и трансфера в гостиницу, мы все встретимся за ужином в этом очень французском городе - будем общаться, знакомиться, обсуждать планы предстоящей поездки. При желании вы сможете прогуляться по живописным улочкам Тулузы или же отдохнуть перед дорогой в отеле.

    Наше путешествие начинается! Утром выезжаем в порт. Здесь нам будет необходимо оформить несколько формальностей в офисе речных барж и пройти инструктаж. А как же иначе?:)) После этого мы ненадолго заглянем в местный супермаркет и, наконец, отправимся в плавание.

    Кастелнодари также известен, как столица “рагу” и мясного ассорти. Местный специалитет готовится из белой фасоли, шпека, колбасок и ветчины. Но многие повара экспериментируют и с бараниной, и с уткой, и с индейкой. Вместе с местным вином - это просто “на отлично”. Загляните в прекрасный Гран Басси: пруд, построенный в 17-м веке, чтобы увидеть уток, лебедей и красивую церковь на горизонте. В центре города есть несколько действительно хороших ресторанов.

    Вильпент - небольшая симпатичная деревушка. В Средние Века здесь сквозь скалу был пробит речной канал. Он до сих пор действует. Интересно посетить церковь 14-го века или просто ничего не делать, сидя, сложа руки, в одном из ресторанов в центре города. Или совершить короткую велосипедную поездку вдоль берега. А можно и то, и другое, и третье одновременно.

    Брэм привлекает к себе внимание красивым местеположением в окружении виноградников. Дома, построенные в круговом стиле, расположены концентрическими окружностями вокруг храма. Брэм находится в самом сердце “страны катаров”, а на холмах не вдалеке от города можно заметить руины многочисленных замков.


    Вильсекланд - здесь находится один из природных исторический памятников - большой старый вяз, один из последних во Франции. Каркассон - тут расположено одно из самый больших и красивых средневековых зданий Европы: огромная крепость Каркассон, основанная в 13 веке. Крепостные стены длиной три километра, 52 башни. Исследуйте ее и познакомьтесь с ее историей. Заберитесь на одну из ее высоких стен, чтобы полюбоваться прекрасным видом на долину. Требе. Остановка обязательна. Здесь можно поужинать в одном из местных ресторанов, предварительно посетив церковь Сент-Этьен, построенную в 14 веке. Здесь находится мост-канал, по которому проплывают все баржи.

    Марселет - еще один теплый и идиллический городок в окружении пышной зелени. Здесь можно прогуляйться по виноградникам и насладиться красивыми пейзажами. Ла-Редорт – небольшой, но красивый и зеленый городок, расположившийся прямо на берегу Канала. Здесь можно прогуляться по одной из пешеходных троп в окрестностях города или отведать блюда местной кухни в одном из ресторанов. Средневековый речной туннель для барж действует до сих пор. Пюишерик -в окружении пышной растительности Пюишерик производит впечатления идилической деревни с красивой исторической церковью. Ом - остановка здесь необходима, чтобы сходить в центр города, и посмотреть на украшенные цветами улицы, а также на старую римскую часовню 11-го века.

    Аржан-Минервуа - красивый маленький городок, типичный для региона Минервуа. Город строился вокруг замка, заложенного в 14 веке. Отсюда открывается красивый вид на Канал и реку Од. Маленькая деревушка Рубья очаровывает своей красивой приходской церковью. Рядом с деревней - лес, куда можно сходить на прогулку. Параза является типичной южной деревушкой с разноцветными домами, уютно расположившимися вдоль берега Канала. Местная достопримечательность - заброшенная ветряная мельница. Уже по мере приближения к Вентенаку зрителю открыватеся величестванная панорама средневекового замка с расположившимся у его подножья города. На берегу канала можно продегустировать и купить понравившееся вино. Вентенак в народе называют Сказочным городом, в котором всегда много посетителей.

    Сомай – еще одна деревушка, где можно полюбоваться красивыми старинными домами, полностью заросшими плющем. Это прекрасное место, чтобы раствориться на время в местной идилии, отрешившись от суетного мирского. Книголюбов тут ждет сюрприз - один необычный книжный магазин.., да и музей шляп работает без выходных! Кэпестан - красивая деревушка, известна своей великолепной средневековой архитектурой. Строилась она вокруг внушительного размера Соборной церкви в 14-м веке. Рядом со шлюзом - дом, в котором когда-то жил архиепископ города Нарбонна. Посещение местного винодельческого хозяйства Domaine de Guery.

    Коломбье - это место славится церковью Сен-Сильвестр, известной своим убранством. Ночью сад перед домом священника освещен и идеально подходит для романтической прогулки. Здесь же находятся руины римского “опподиума” – военного укрепления, возраст которого уходит далеко вглубь истории, к 6-му веку до нашей эры. Главная достопримечательность городка – полукруглая средневековая гавань для барж. А вот и большая достопримечательность Канала дю Миди – каскад из девяти шлюзов Фонсеранс. Сооружение, построенное архитектором Пьер-Поль Рике в 17 веке, имеет самый большой перепад высот на Канале. Отсюда баржи поднимаются на высоту 25 метров. Как вверх, так и вниз.

    Безье - очаровательный городок, второй по значимости на Канале дю Миди. Здесь нельзя упустить возможность полюбоваться прекрасной архитектурой. Особенно впечатляет Кафедральный собор Сен-Назер. В центре города - пешеходная зона, где находится “площадка поэтов”. А еще здесь есть Музей изящных искусств. Порт Кассафир - приветливое и спокойное местечко с множеством велосипедных дорожек. Близость к Испании придает местной архитектуре, культуре и кухне особый колорит: поистине, космополитичное место, в момент притягивающе располагающее к себе. В нескольких минутах ходьбы от порта находятся золотые пляжи этого района Средиземноморья.

    Здесь мы расстаемся с нашим “плавучим отелем”. Этот день мы проведем в Монпелье. Это столица региона Лангедок-Руссильон. Город расположился на холмах в 10 километрах от Средиземного моря (а 2000 лет назад море плескалось у подножия города). В Монпелье чувствуется расслабленность и нега юга ― на улицах растут пальмы, а местные жители проводят вечера за столиками уличных кафе. Самая подходящая атмосфера для финального дня нашего путешествия, правда?:)) В завершении прогулки - трансфер в аэропорт, вылет на Родину. До свидания, Франция!

October 27th, 2017 , 10:19 pm

Сооруженные в позапрошлом столетии каналы в течение многих десятилетий играли для Франции важную транспортную роль. Но к середине XX века, с развитием автомобильных и железных дорог, многие грузовые баржи остались без работы. Тогда возникла идея возить на них туристов. Попробовали – получилось. Сегодня круизы на баржах по каналам Франции и других европейских стран – один из необычных видов речного туризма.

Давайте и мы отправимся в пятидневное путешествие на барже по Франции. Знакомьтесь: Madeleine, или «Мадлен». Что вы говорите? А, это ее корма.

«Мадлен» – представитель нового поколения круизных барж. Это уже не переделанное грузовое судно, а полноценный круизный теплоход, построенный три года назад под габариты французских каналов. Название «баржа» здесь уже просто дань традиции. Длина судна – 39 метров, ширина – 5 метров, вместимость – 22 пассажира и 6 членов экипажа.

В корпусе баржи – одиннадцать небольших, но удобных пассажирских кают.

В надстройке расположились салон, бар (он же – стойка информации) и ресторан. Все рядом, как дома.

Перед надстройкой – прогулочная терраса, причем аж с настоящим джакузи.

А на самой верхней палубе, точнее, на крыше надстройки – прогулочная терраса, которая обычно закрыта из-за низких мостов.

Путешествие начинается в небольшом городке Лагард. Отданы швартовы, и «Мадлен» неторопливо уходит в туманное утро.

Строительство канала Марна – Рейн, по которому проходит круиз, было закончено в 1853 году. Мы держим путь в Страсбург, но, отправься мы в противоположную сторону, через много дней добрались бы по системе каналов до Парижа или до какого-нибудь другого уголка Франции. В XIX веке каналы были важными грузовыми магистралями для страны. В наши дни каналы потеряли транспортную функцию. Их существование – это скорее традиция, на радость владельцам небольших плавсредств и пассажирам круизных барж.

На канале много шлюзов. Грузовые, а ныне круизные баржи строились строго под их габариты.

Баржа движется примерно со скоростью пешехода, а вдоль канала проложены дорожки, поэтому ничего не стоит покинуть судно в одном из шлюзов, прогуляться вдоль канала, и вернуться на борт в следующем шлюзе.

Рубка баржи перед прохождением низкого моста полностью утапливается в надстройку. Вот наша баржа с рубкой…

… а через минуту рубки уже нет. Капитан Камиль управляет баржей с помощью переносного пульта. При необходимости он может вообще уйти с этим пультом с верхней палубы, и управлять судном из любого помещения.

Благополучно миновав мост, «Мадлен» аккуратно заходит в шлюз. Это непростая задача: ширина баржи ненамного меньше ширины шлюзовой камеры. За пультом – капитан, а на баке готовится подавать швартовы старший помощник капитана Йоселин.

Капитан доволен работой. Впрочем, эта работа для него вполне обыденна, ведь всего на маршруте от Лагарда до Страсбурга – сорок один шлюз.

Причем если по ширине шлюзы примерно одинаковы, то по высоте они порой сильно отличаются. Один из шлюзов на нашем пути – самый глубокий в западной Европе. Его глубина составляет пятнадцать метров.

Приближаемся к этому шлюзу… Что же там внутри, за воротами?

А там – узкая и высокая шлюзовая камера. Ощущение, что мы буквально пролезаем в щель.

Наверху оказался рыбак. «Что поймал?» – «Да ничего не поймал».

Туман рассеялся, и канал предстает во всей своей осенней красе. Встречного движения нет. Ветра нет. Скорость – четыре километра в час. Ощущение легкой прогулки.

Французские круизные суда, и баржи в том числе, хороши еще и вот чем. К обеду здесь подают два сорта сыра, новые каждый день. Перед тем, как поставить сыры нам на стол, директор круиза Мелани и официантка Элизабет коротко рассказывают о них.

И хотя я редко пишу о еде в круизах, но сыры – это не только еда. Это часть культуры Франции, и обойти ее невозможно. Итак, сегодня у нас Сент-Мор-де-Труен, нанизанный для вентиляции на соломинку мягкий сыр из козьего молока, покрытый корочкой плесени. Он прибыл из долины Луары. Еще у нас сегодня нормандский сыр Ливаро, обмотанный полосками высушенных листьев рогоза.

После обеда останавливаемся в совсем маленьком городке с головоломным названием Ксауаксанж, откуда едем в соседний Сарребург.

Полный городских скульптур Сарребург показался мне очень симпатичным.

Францисканская часовня (единственное, что осталось от большого монастыря XIII века) украшена витражным окном Марка Шагала «Мир», которое было изготовлено в 1976 году.

По соседству с часовней расположился музей современного искусства. Его центральным экспонатом является одноименное с витражным окном полотно Шагала «Мир».

В соседних залах выставлены работы Пикассо и нескольких современных авторов.

Покорила же меня старинная фарфоровая капуста XVIII века. Я был абсолютно сражен и долго не мог от нее отойти: прикидывал, как бы ее отсюда незаметно вынести. И хотя это, конечно, шутка, но я бы не отказался, чтобы подобный шедевр украсил какой-нибудь наш теплоход.

Не правда ли, она чудесна?

Тихий вечер в безлюдном Ксауаксанже. Здесь мы остаемся до утра.

За этот день мы прошли 27 километров.

Сегодняшний день я называю днем гидротехнических чудес.

Первое чудо самое скромное: это акведук, по которому наш канал проходит над автомобильной дорогой. Привет, автомобилисты! Постараемся не расплескать на вас воду.

Недалеко от Нидервилля встречаем круизную баржу Panache. В отличие от «Мадлен», эта баржа была конвертировала из грузовой, что видно по ее экстерьеру. Собственно, «Мадлен» и «Панаше» – это и есть весь круизный флот канала Марна – Рейн.

Вот и оно. Пусть свободен, можем идти. Но что же это за участок, на котором действует только одностороннее движение? Сейчас мы все увидим сами.

Перед нами – настоящий судоходный тоннель. Этот тоннель считается небольшим: его длина не превышает полкилометра. Сейчас мы в него войдем.

В старые времена баржи были не столь маневренны, как сейчас, и их протаскивали через тоннель с помощью лошадей. Позже лошадей заменили небольшие локомотивы. В наши дни суда проходят тоннели самостоятельно.

Вот он, свет в конце тоннеля! Но впереди у нас – второй тоннель.

Второй тоннель интереснее первого. Во-первых, он длинный: его протяженность почти два с половиной километра. Во вторых, он проходит параллельно с железнодорожным тоннелем, причем если начинаются они рядом друг с другом, то дальше идут уже один над другим.

Баржа движется по тоннелю очень медленно, и мы, пока его проходим, успеваем пообедать. Сегодня у нас знаменитый Рокфор с голубой плесенью из провинции Овернь, и чудесный мягкий Шаурс из Шампаня с толстым слоем белой плесени.

Мы находимся в самой верхней точке маршрута, и теперь будем спускаться вниз. Когда-то следующий участок канала представлял собой крутой, состоявший из семнадцати шлюзов спуск с горы. Вот он, этот спуск, слева по борту…

Но нам туда не надо. Прохождение этого участка занимало уйму времени, и в 1950-е годы рядом с ним построили судоподъемник. Туда мы и направляемся.

Судоподъемник представляет собой лифт, или фуникулер, для судов. Камера судоподъемника – это почти кабина фуникулера.

Судно заходит в камеру, на первый взгляд напоминающую шлюзовую в наполненном состоянии. Но вода не уходит. Вместо этого сама камера вместе с баржей начинает двигаться вниз.

Все происходит быстро и плавно. Находясь на борту спускаемой по склону баржи, действительно ощущаешь себя пассажиром фуникулера.

Через несколько минут мы внизу. Даже жалко, что все так быстро кончилось.

Причаливаем недалеко от судоподъемника, чтобы посетить магазин местных стеклодувов.

Здесь же мастера и работают.

Я лампа.
- Я тоже лампа.
- И я лампа.
- А я сова.
Неловкая пауза.

Теперь нам предстоит шлюзованный участок канала. Кто-то преодолевает его на велосипедах, а кто и пешком. Можно остаться на барже, но как не прогуляться в такую погоду?

Пейзаж здесь уже почти горный.

На ночлег останавливаемся в Люзельбуре. Здесь нас уже ждут наши велосипедисты, они же – мои соседи по столу: Боб из Канады и Ларри и Юлия из Новой Зеландии. Очень позитивные люди, которым я премного благодарен не только за интересные беседы, но и за отсутствие традиционного круизного диалога, происходящего на каждом иностранном судне, где я бываю.

Соседи по столу: «Чем вы занимаетесь?»
Я: «Я работаю в круизной компании».
Соседи по столу: «А, так вот почему вы здесь».
Я, мысленно: «<вырезано цензурой>. Ну сколько можно».
Я, вслух: «Ну, сейчас я здесь, просто потому что люблю круизы».
Соседи по столу, мысленно: «Как это?».

Не спорю, глупейшая ситуация: человеку нравится сфера, в которой он работает.

В общем, этого диалога здесь не произошло. Кстати, в советское время Боб писал диссертацию на тему пассажирского транспорта в северных районах Советского Союза, и в связи с этим в шестидесятые годы изрядно поездил по Советскому Союзу. В его жизни было много советских поездов, самолетов, пароходов, о чем он с удовольствием вспоминает. А главное разочарование из этих поездок? «Гамлет» в Иркутском драматическом театре. Главный герой рядом с остальным актерским ансамблем выглядел неорганично. А вот фильм со Смоктуновским очень хорош.

А так выразительно выглядит памятник жителям Люзельбура, погибшим в первой и второй мировых войнах:

Сегодня мы прошли 20 километров. И каких!

Утренний Люзельбур приятен и располагает к прогулкам. Хотел подняться на гору к руинам местного замка, но дорога оказалась закрыта, а пробираться лесными тропами не стал.

Когда слышишь слово «канал», представляешь что-то узкое и прямое, протекающее по равнинной местности, ну или через город. Но здесь канал проходит через Вогезские горы. Это красиво и необычно. И это снова располагает к прогулке наперегонки с баржей.

Что за сыры у нас сегодня на обед… На обед у нас нормандский Пон-л’Эвек необычной для Франции квадратной формы, по вкусу похожий на более известный Камамбер. Его дополняет сыр Валансе из козьего молока, традиционно изготавливаемый в форме усеченной пирамиды. Легенда гласит, что традиция отрубать верхушку этой пирамиды пошла от Наполеона, воспоминания которого о египетской компании оказались весьма неприятными. Но, думаю, это всего лишь легенда. Производится этот сыр в долине Луары.

Когда заканчиваются горы, канал неожиданно оказывается в центре города. Это Саверн, основанный еще римлянами.

В Саверне мы прощаемся с группой французов из Страсбурга, пожелавших познакомиться с родным краем с борта круизной баржи, но не располагающих временем для участия в полном круизе.

В окрестностях Саверна сохранилась одна из башен линии оптического телеграфа, соединявшего Париж со Страсбургом.

Оптический телеграф появился во Франции в конце XVIII века, и на то время это был самый быстрый способ передачи информации. Депеши передавались по цепочке через систему башен, на крышах которых находились семафоры с подвижными шестами. Использовались 92 сочетания положений шестов. Телеграфисты использовали книгу, в которой на 92-х страницах были записаны почти восемь с половиной тысяч самых употребительных слов, по 92 слова на каждой странице. Сначала передавался номер страницы, потом – номер слова.

Всего на 450-километровой линии Париж – Страсбург были установлены 128 башен. Соседние башни, естественно, находились в зоне видимости подзорной трубы. Сообщение между этими городами проходило за три-четыре часа, что тогда считалось очень быстрым.

Кстати, параллельно со строительством линий оптического телеграфа во Франции русский механик Иван Кулибин изобрел аналогичную «дальнеизвещающую машину», которая была построена в 1794 году. Однако до ее практического применения дело не дошло. Первая действующая линия оптического телеграфа в России появилась спустя тридцать лет. Она соединяла Петербург и Шлиссельбург и служила для передачи данных об условиях судоходства на Неве и Ладожском озере.

Рядом с башней возвышаются руины старинного замка О-Барр, который благодаря отличному круговому обзору называли «Глазом Эльзаса».

За этот день мы прошли всего десять километров. Много это или мало? Если вспомнить, что баржа двигается со скоростью пешехода, то это означает десять километров пешей прогулки по живописной гористой местности. По-моему, совсем неплохо.

Осматриваем уютный центр Саверна с множеством интересных средневековых построек.

Самое большое здание здесь – загородный дворец страсбургского епископа Людовика де Роана. Дворец был построен в 1779 году. Некоторые планы по его достройке и оформлению интерьеров остались нереализованными: помешала революция. Сейчас во дворце располагаются музей, культурный центр и молодежный хостел.

Городской собор строился с XII по XV-й век.

Чуть в стороне от центра сохранилась «общественная прачечная», где в давние времена горожане стирали белье в воде из канала.

Продолжаем путь. Навстречу попадаются не только небольшие теплоходы, но и пары лебедей. Чем не встречный флот?

А к обеду у нас сегодня эльзасский сыр Мюнстер с характерным резким запахом и Брийя-Саварен из Нормандии. Брийя-Саварен покрыт слоем чудесной белой плесени, очень хорош на вкус, весьма калориен и содержит 75 процентов жира. Пожалуй, это лучший из сыров, который я попробовал в этом круизе, хотя любой из них вполне может украсить собой самый изысканный стол.

Снова прогулка вдоль канала. В этот раз получилось сфотографировать «Мадлен» с моста.

Капитан управляет баржей с помощью переносного пульта, и почти не пользуется рубкой. Да и когда ему ей пользоваться? Из-за низких мостов рубка почти всегда опущена на нижнюю палубу, и, кстати сказать, на ней можно кататься как на лифте. А оборудована рубка вполне современно.

Когда рубка-лифт опускается вниз, из нее попадаешь в служебную часть баржи. Здесь находятся каюты экипажа и небольшой камбуз. На камбузе хозяйничает повар Кристоф, в одиночку готовящий еду для экипажа и пассажиров, и неплохо с этим справляющийся.

А как раз сегодня вечером у Кристофа свободное время. Мы останавливаемся в местечке Ватенхейм-Сюр-Зорн, и направляемся в местный ресторанчик, где готовят традиционный эльзасский тарт фламбе.

Тарт фламбе в переводе означает «пылающий пирог». На вид он чем-то напоминает пиццу, а чем-то – хачапури. Однако вкус этого пирога не похож на пиццу или хачапури. Его начинка состоит из мягкого белого сыра, лука и бекона. Все это кладется на тонкое тесто и отправляется в духовку.

Тарт фламбе может готовиться не только с классической начинкой, но и с разными добавками. За вечер мы попробовали четыре вида этого блюда, в том числе тарт фламбе с добавкой швейцарского сыра, с грибами и вегетарианский. Все они оказались очень вкусными.

За день мы прошли 22 километра. Неплохо для почти пешеходной прогулки, не правда ли?

Как вы думаете, что это?

А это длиннющий прицеп к трактору. На нем мы проедем по плантациям хмеля, а потом будем дегустировать славную продукцию местных пивоваров.

Отсюда уже недалеко до Страсбурга. По пути расходимся с настоящей грузовой баржей, каких на каналах Франции осталось совсем мало…

… а потом минуем интересный поворотный мост.

Сыры, сыры… Франция – место где их стоит пробовать, хотя бы как часть истории страны. Их здесь много, почти все восхитительны на вкус, и относительно недороги. А к обеду у нас сегодня оранжевый с резким запахом сыр Лангр из Шампани и твердый сыр Конте из региона Франш-Конте. Это последние из двенадцати чудесных сыров, которые мы попробовали в этом круизе. И хотя кулинарные впечатления от посещаемых мест обычно не кажутся главными, но все же порой они чудесно дополняют впечатление.

Входим в черту Страсбурга. Сначала вдоль канала тянутся аккуратные трех- четырехэтажные дома, а потом баржа оказывается около огромного здания Совета Европы, напротив которого размещается Европейский суд по правам человека.

Здесь уже можно встретить крупное круизное судно с Рейна…

… но круизные суда не могут пройти по каналам в самый центр Страсбурга… А мы – можем. Маленькой баржей быть хорошо.

Уже почти в самом центре Страсбурга расходимся с груженой баржей, и швартуемся к набережной.

Страсбург – прекрасный город с потрясающей центральной частью. О нем надо писать много и обстоятельно, и это уже в другой раз.

Вечером на капитанском коктейле собрались не только гости, но и весь экипаж в составе шести человек. Завтра капитану Камилю предстоит отправиться в Бургундию для перегона круизной баржи Jeanine через всю Францию к месту зимнего отстоя в Страсбурге. На оставшиеся два рейса место капитана Madeleine займет старший помощник Йоселин. Ну а потом навигация подойдет к концу – до следующей весны, когда экипаж соберется вновь.

Сегодня мы прошли рекордные 28 километров, а протяженность всего нашего маршрута составила 107 километров. Обычный речной теплоход преодолеет это расстояние за пять часов, но мы гуляли не торопясь...

Говорим нашей «Мадлен»: «До свидания!». Железнодорожный вокзал отсюда совсем недалеко…

Что сказать в заключение? Я отправился в этот круиз, потому что мне было интересно, что это за круизы – на баржах? И получил огромное удовольствие. Рекомендую ли я такой вид путешествия? Конечно. Главные преимущества здесь я вижу вот в чем.

Во-первых, круиз на барже – это знакомство со страной изнутри, по степени проникновения сопоставимое лишь с велосипедной или даже пешеходной прогулкой.

Во-вторых, баржа маленькая, уютная и удобная. На ней ты чувствуешь себя как дома, а немногочисленные попутчики и экипаж становятся тебе добрыми товарищами.

Интересных всем путешествий!