Биография. Реформаторская деятельность н.х

Экономические взгляды Н.Х. Бунге. Николай Христианович Бунге (1823-95)

Николай Христианович Бунге известный экономист и государственный деятель. В начале 1880-х годов Бунге был призван на государственную службу, где занимал пост сначала товарища министра финансов (1880-1881), затем министра финансов (1881-1886) и председателя Комитета министров (1887-95). На посту министра финансов Бунге провел множество реформ, направленных на модернизацию российской экономики, в том числе на укрепление денежно-кредитной системы.

Н.Х. Бунге оставил огромное количество опубликованных работ, в том числе и по вопросу о деньгах, банках и кредите. В своей докторской диссертации "Теория кредита" (1852) он писал о важности кредита для консолидации и рационального использования капитала, для стимулирования развития производительных сил и разрешения социальных противоречий. При этом мобилизацию "праздных капиталов" в банках и направление их туда, "где они доставят наибольшие хозяйственные выгоды", он рассматривал как "умножение капиталов". Бунге, 1852, с. 141-144

Бунге отмечал важную роль кредита в создании новых платежных средств, которые не только сокращают издержки обращения, но и создают абсолютно новую для него базу. Бунге, 1852, с. 156 Он писал, что кредитные средства обращения, такие как "билеты по банковским вкладам, облигации, акции, в особенности же векселя и банковые билеты, заменяющие векселя" отличаются от других инструментов обмена (посредников) тем, что "они создаются обращением самих ценностей, а не производством, что ценность их есть чисто представительная". Бунге, 1852, с. 157 Эти особенности "кредитных оборотных знаков" дают им важные преимущества перед деньгами.

Бунге высказывал уверенность в том, что кредит будет развиваться, и в будущем обмен будет происходить все чаще на основе кредита. Он сформулировал три типа обмена в зависимости от стадии его развития:

1) натуральный обмен,

2) денежный обмен, и 3) обмен, опосредованный кредитом. Бунге, 1852, с. 11 Эти утверждения Бунге созвучны тем, которые позже высказывал немецкий экономист Бруно Гильдебранд в своей работе "Натуральная экономика, денежная экономика и кредитная экономика" (1864).

В различных статьях, опубликованных в конце 1850-х годов, Бунге призывал отказаться от системы казенных банков и монополии государства в кредитной сфере. Казенные банки он считал бюрократическими институтами, которые не способны конкурировать с энергией и компетентностью частного интереса. В работе "Значение промышленных товариществ и условия их распространения" он утверждал, что акции "создают самую развитую форму частной собственности", а акционерные общества являются "счастливым соединением деятельности личной с деятельностью общественной". Бунге. 1857, с. 16-17

Задача создания банковской системы, предназначенной для стимулирования экономического развития, была четко сформулирована в период кредитной реформы 1859-1860 гг., но решена она была лишь в 1860-1870-е годы, когда Министерство финансов возглавил Михаил Рейтерн (с 1862 по 1878 гг.). Рейтерн активно содействовал развитию частных кредитных институтов, и, благодаря его поддержке, в России в короткое время сформировалась целая система частных коммерческих банков.

Николай Христианович Бунге (нем. Nikolai Karl Paul von Bunge; 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1823, Киев - 3 июня (15 июня по новому стилю) 1895, Царское Село) - российский государственный деятель XIX века, учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 - 31 декабря 1886).
Окончил Первую киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1845). Магистр государственного права (1847, тема диссертации: «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого»). Доктор политических наук (1850, тема диссертации: «Теория кредита»).

Научные взгяды и политические достижения

Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику), критиком социалистических и коммунистических учений. Прекрасный знаток западных экономических концепций.
Полагал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Причину популярности социалистических идей видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».
В экономических взглядах был сторонником Адама Смита, затем увлекся немецкой экономической школой. В политике придерживался воззрений, сходных с позицией Джона Стюарта Милля.

Одним из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния крестьян - тем более, что с них взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год.
Кроме того, при нём были отменены подушная подать и соляной акциз. Для компенсации выпадающих доходов были повышены налоги - на спирт, сахар, табак, а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые товары. Старался снизить расходы, однако сбалансировать бюджет ему не удалось. Был сторонником введения подоходного налога.
Учредил институт податных инспекторов. Будучи в теории приверженцем экономического либерализма, был вынужден на практике проводить протекционистскую политику в условиях кризиса, вызванного последствиями резкого роста военных расходов в период русско-турецкой войны 1877-1878.
При Бунге в России началась подготовка денежной реформы: с осени 1884 года в Государственном банке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов.

Считал, что многие проблемы российского крестьянства связаны с недостаточным размером их земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для покупки новых земель. Для решения этого вопроса при нём был создан Крестьянский поземельный банк. Был противником искусственной консервации сельской общины, предлагал отменить круговую поруку в деревне (Государственный совет не согласился с этой инициативой). Также в его бытность министром финансов был открыт Дворянский земельный банк, причём Бунге считал, что он должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами ведут хозяйство на своей земле (однако Государственный совет снял это ограничение).

При нём велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих). В 1885 году были запрещены ночные работы для подростков в возрасте до 17 лет и женщин на текстильных фабриках. В 1886 году были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников (запрещалось расплачиваться с рабочими купонами или в натуральной форме, производить вычеты за долги, регламентировались штрафы и др.), а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 году фабричная инспекция.

Деятельность Бунге подвергалась резкой критике со стороны правых сил (их рупором была газета «Московские Ведомости»). Его обвиняли в «непонимании условий русской жизни, доктринёрстве, увлечении тлетворными западноевропейскими теориями». Эти обвинения способствовали его отставке с поста министра финансов и назначению на почётный, но лишённый реального влияния пост председателя Комитета министров.

Незадолго до смерти написал политическое завещание, адресовав его императору (оно получило название «Загробные заметки»). В этом документе, подготовленном с умеренно-реформаторских позиций, говорилось о перспективах экономических преобразований в стране, государственном управлении, народном образовании, налогообложении, крестьянском и рабочем законодательстве, национальном вопросе. Был противником крайностей великодержавной политики российской монархии. Отверг аргументы сторонников общины, утверждающих, что она спасает крестьянство от обезземеливания и кулацкой эксплуатации. «Хотя для каждого мыслящего человека должно быть ясным , - писал он, - что и при общинном владении возможно также кулачество , спаивание мира , обирание бедных богатыми и , наоборот , разорение достаточного населения мироедами и гнет мира; хотя обезземеление не есть последствие частной собственности , а , как все признают , - возрастания населения ». Критиковал правительство за недостаток внимания к переселенческому вопросу. Позднее некоторые идеи Бунге были реализованы в ходе реформ П. А. Столыпина.

Научные труды

  • Теория кредита. Киев, 1852.
  • Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.
  • Основания политической экономии. Киев, 1870.
  • Товарные склады и варранты. Киев, 1871.
  • Полицейское право. Киев, 1873-1877.
  • О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.
  • О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.
  • Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.
  • Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.
  • Загробные заметки // Река времен (Книга истории и культуры). М., 1995. Кн. 1.
  • Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX - начале XX вв. Спас - Лики России, СПб., 2007.

  • Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

    В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 55-58

    В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

    Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

    С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

    а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

    б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

    в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

    г) преобразовать систему налогов;

    д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления". История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 2001 стр. 197-199

    Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

    Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.

    Итогом явился рост золотого запаса страны.

    Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

    В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

    Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

    Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

    Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

    Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

    Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

    В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.

    В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

    Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

    Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.

    По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

    Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

    Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

    Целью финансовой политики Бунге было установление равновесие бюджета, но достигнуть этого уму так и не удалось.

    1881г . – Бунге становится министром финансов. Проводит «податную реформу»: необходимость реформы была обусловлена тяжелым положением, в котором оказалось крестьянство (отсутствие необходимого прироста пахотных земель, всевозможные платежи, отсутствие возможности для технической эволюции с/х хозяйства). Крестьяне были просто вынуждены арендовать землю у дворян. В 1881г . – были понижены выкупные платежи, 1885г. – полная отмена подушной подати – государство при этом потеряла доход в 55 млн.руб в год, что было сбалансировано подъемом пошлин на ввозимый товар и на косвенные налоги. Наиболее целесообразным Бунге считал подоходный налог, но реализовать эту идею ему не удалось.

    1882г . - учреждение крестьянского поземельного банка, кот. представлял крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было необходимо частично погашать 2 раза в год в случае троекратной просрочки земли у крестьянина просто изымались.

    Можно сказать что в результате реформы дворяне денег практически не получили: во-первых, государство вычло из суммы выкупа долги, а во-вторых, остальная часть выкупа была выдана в виде государственных ценных бумаг, а не деньгами (а банки принимали эти ценные бумаги по цене ниже номинала). В связи с ухудшением положения дворянства было предложено создание Дворянского банка, кот выдавал бы деньги на производственные цели дворянам (проект Бунге). 1885г . –Дворянский банк открылся, он выдавал привилегированный кредит дворянству (6,5% а затем и 4% в год) независимо от рода занятий.

    Железнодорожное строительство : Бунге делает ставку на строительство ж.д. за счет преимущественно казны. Частных компаний способных эффективно работать оказалось всего 5. Остальные ж.д. стали выкупаться в казну. Такой подход Бунге обосновал необходимостью поддержания отечественной промышленности. 1884г. – Екатерининская ж.д. (сейчас Донетская), соединяла Кривой Рог и Донбасс. Это позволило создать здесь новую металлургическую базу (19000г. – 25 заводов).

    1887г. – министров финансов стал Вышнеградский. Вся его финансовая политика была подчинена одной задаче: обеспечение кредитных билетов золотом и серебром. Основными источниками стали – внешние займы (обусловленный низким процентом) и активный платежный баланс. Главными экспортными товарами стали – хлеб и сахар. Было выгодно то, что 1887-1889гг. в Европе были очень неурожайными, но на удивление урожайными в России. Кроме того, был установлен ряд сборов с крестьян (кот собирались осенью). 1891-1892 гг. – неурожаи и голод в России, кот практически свел на нет все усилия Вышнеградского, так как пришлось закупать хлеб за границей. 1888г. – госбюджет впервые стал бездефицитным, чего не было уже достаточно давно. Вышнеградский укрепил бюджет, как с помощью косвенных налогов, так и с помощью пошлин. 1891г. – таможенный тариф, кот носил строго протекционистский характер.

    В 1881-1886 годах министром финансов России был Николай Бунге – яркий представитель либеральных общественных и государственных деятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из дворян, окончил юридический факультет Киевского университета. С 1850 года был там профессором политической экономии и статистики, а позже – ректором.

    Автор многих научных трудов, эксперт Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 года и разрешению крестьянского вопроса. Опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора Бунге приобрел в 60-е годы, успешно управляя, как уже упоминалось, Киевской конторой Госбанка.

    Программа Николая Бунге выгодно отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в прибылях предприятий. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.