Большая психиатрия это. Большая и малая психиатрия Основные разделы психиатрии

Часть 1. Связь малой психиатрии с большой психиатрией.

Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХИАТРИИ

Психиатрия - медицинская дисциплина, которая занимается

диагностикой и лечением психических болезней. Психические болезни (душевные болезни) (психические расстройства) болезни головного мозга, проявляющиеся разнообразными расстройствами психической деятельности.

Задачи психиатрии:

1.Диагностика психических расстройств.

2.Изучение клиники, этиологии и патогенеза, течения и исхода психических заболеваний.

3.Изучение эпидемиологии психических расстройств.

4.Разработка методов лечения психической патологии.

5.Разработка способов реабилитации больных с

психическими заболеваниями.

6.Разработка методов профилактики психических расстройств.

7.Разработка структуры организации психиатрической помощи населению.

Основные разделы психиатрии.

1.Общая психопатология – изучает основные закономерности проявлений психических расстройств, этиологические и патогенетические факторы лежащие в основе психопатологических нарушений.

2.Частная психиатрия – изучает клинику, динамику, исходы отдельных психических заболеваний.

3.Возрастная психиатрия – изучает особенности психических заболеваний в разные возрастные периоды (детская психиатрия, подростковая, психиатрия позднего возраста –

геронтологическая).

4.Организационная психиатрия.

5.Судебная психиатрия – решает вопросы вменяемости, дееспособности и организацию принудительных мер медицинского характера.

6.Психофармакотерапия –

занимается разработкой и изучением действия на психику

лекарственных веществ.

7.Социальная психиатрия.

8.Наркология – изучает влияние психоактивных веществ на состояние человека.

9.Транскультуральная психиатрия – занимается сравнением психической патологии в разных странах, культурах.

10.Ортопсихиатрия – рассматривает психические расстройства с точки зрения разных дисциплин (соматопсихиатрия, психосоматика).

11.Биологическая психиатрия (изучает биологические основы психических расстройств и методы биологической терапии).

12.Сексология.

13.Суицидология.

14.Военная психиатрия – изучает психопатологию военного времени и порядок проведения военно-психиатрической экспертизы.

15.Экологическая психиатрия – изучает влияние экологических факторов на психику.

16.Психотерапия.

Виды психических болезней на основании критерия основных

причин, их вызывающих :

·Эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).

·Экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные,

травматические).

·Психогении (реактивные психозы, неврозы).

·Патология психического развития (психопатии, олигофрении).

В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность) и экзогенные (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психические травмы).

При исследовании патогенеза психического расстройства необходимо учитывать

такое понятие, как «преморбид ». Это индивидуальные особенности организма,

наследственность, возраст, пол, биологическая фаза, остаточные явления перенесенных заболеваний. Преморбидные особенности способствуют, либо препятствуют развитию болезни, накладывают свой отпечаток на особенности клиники и течения заболевания.

Психиатрическое обследование -часть общего медицинского обследования.

1) выяснить причину обращения больного (или его родственников, друзей,

сослуживцев) за медицинской помощью;

2) создать доверительные отношения с больным,

заложив основу для взаимодействия с ним в процессе лечения;

3) сформулировать диагноз и план лечения;

4) сообщить больному и его близким о своих выводах.

Психиатрическое обследование проводят в спокойной, уютной обстановке,

предрасполагающей к открытому разговору. Умение завоевать доверие больного требует опыта и уверенности в себе.

Госпитализация больных в психиатрический стационар осуществляется при

наличии у гражданина психического расстройства и решения врача-психиатра о проведении обследования и лечения в условиях стационара.

Госпитализация осуществляется добровольно с письменного согласия больного. Без согласия больного или его законного представителя госпитализация осуществляется:

1 если его обследование и лечение возможны только в условиях стационара, а психическое расстройство обусловливает его непосредственную опасность для себя и окружающих; (социально опасен)

2 его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности,

3 нанесение вреда здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи.

Решение о принудительной госпитализации

гражданина, страдающего психическим расстройством, принимается врачом психиатром.

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения

его за психиатрической помощью и лечения в психиатрическом учреждении, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются профессиональной тайной (врачебной тайной), охраняемой законом.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Термин «биологическая терапия» обозначает методы лечения, направленные на патобиологические механизмы патогенеза психических заболеваний.

Основные методы биологической терапии:

Психофармакотерпия:

Нейролептики устраняют психомоторное возбуждение, страх, агрессию, психопродуктивные расстройства –бред, галлюцинации и др.

Транквилизаторы –устраняют эмоциональную напряженность, тревогу

Антидепрессанты –устраняют болезненно

пониженное настроение и заторможенность психической деятельности

Ноотропы -повышают психический тонус, улучшают мышления, память.

Нормотимики- применяются

для профилактики аффективных приступов и для лечения маниакальных состояний.

Электросудорожная

Инсулинокоматозная

Лекция 3. Малая психиатрия, цель, задачи, объект исследования.

В начале XX столетия появилось разделение психиатрии на большую и малую. Это деление сохраняется и по сей день. Большая психиатрия изучает психические заболевания, при которых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психические расстройства: бред, галлюцинации, состояния слабоумия и т.д. К этим заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие.

Малая же психиатрия касается более легких, менее выраженных, более обратимых психических нарушений, находящихся на границе психической нормы и патологии. Это неврозы, патологические изменения характера, различные ситуационно-обусловленные личностные реакции и т. д.

Нервно-психические расстройства, относящиеся к малой психиатрии (их чаще называют пограничными заболеваниями), встречаются очень часто, они считаются обратимыми. Значительная часть таких больных излечиваются. При подобных расстройствах не бывает бреда, галлюцинаций, явлений слабоумия. Многие такие люди никогда и не обращаются за помощью к психиатрам.

Таким образом, малая психиатрия только по выраженности психопатологической симптоматики является малой, но распространенность пограничных расстройств весьма велика.

Основателем «малой психиатрии», был Русский психиатр П.Б. Ганнушкин . Классический труд Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» был воистину делом всей его жизни. "Малая" психиатрия, сутью которой и являются пограничные психические расстройства, – писал П.Б.Ганнушкин, – отображает в миниатюре "большую клиническую психиатрию».

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Термин невроз впервые был введен в практику Уильямом Кулленом в

1776 году. Одновременно, в психиатрический лексикон вошло

прилагательное «невротический». Тогда под этим термином подразумевалось поражение нервной системы, которое не вызвано ни локализованной болезнью, ни лихорадочным заболеванием». Т.е невроз -психическое расстройство, лишенное органической основы.

В 30-х годах ХХ века распространение в психиатрии получают идеи З. Фрейда, о том, что многие формы невроза имеют ясные психологические причины. Он назвал их психоневрозами, включая сюда истерию, тревожные состояния и обсессии. Пытаясь установить причины психоневрозов, Фрейд пришел к заключению, что истоки кроются в тех процессах, которые определяют развитие личности.

К. Ясперс, К. Шнайдер считали, что невроз представляет собой реакцию на стресс, возникшую у личности определенного типа.

Широкое распространение в определении концепции неврозов получила гипотеза динамики невротических формирований, которая основывается на этапности: невротическая реакция, невротическое состояние, невротическое развитие личности.

Этиология и патогенез невротических расстройств определяется следующими факторами:

1. Генетически – это конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы.

2. Факторы, влияющие в детском возрасте – психотравмы раннего

3 Личность - у нормальной личности, невроз развивается только после серьезных стрессовых событий, например, неврозы военного времени.

Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

4. Факторы окружающей среды - (условия жизни, труда, отдыха.).

Неблагоприятная обстановка - в любом возрасте наблюдается четкая связь между психологическим здоровьем и показателями социального неблагополучия(не престижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам)

Депрессивный синдром.

Депрессия – одно из наиболее распространенных расстройств, встречающихся как в психиатрической, так и в общесоматической практике 3-6%.

Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада , включающая:

а) Болезненно пониженное настроение. Выделяют 3 основных компонента эмоционального звена депрессивного синдрома: тоскливый, тревожный и апатический . Они находятся в динамической связи друг с другом, но, как правило, в отдельных случаях преобладает один из них.

Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога нередко усугубляется к вечеру.

б) Идеаторные нарушения. В общем виде идеаторные расстройства при депрессивном синдроме характеризуются фиксированностью переживаний на определенной тематике. В тяжелых случаях настолько затруднено осмысление ситуации, нарушены память и внимание, что состояние напоминает картину слабоумия. В зависимости же от характера пониженного настроения имеются и некоторые особенности идеаторных расстройств.

в) Психомоторные нарушения. Психомоторныедепрессивные расстройства связаны в виде общей заторможенности, с доминирующим настроением. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению (гипобулия).

Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами.

Соматопсихические и соматовегетативные нарушения .

По своим клиническим проявлениям они разнообразны. Депрессивный синдром включает в себя разнообразные соматоневрологические расстройства, основным проявлением которых (особенно в остром периоде) является триада Протопопова : тахикардия, мидриаз, ( мидриа́з - расширение зрачка) и запоры . Соматическими проявлениями депрессии являются так же аменорея (отсутствие менструаций), похудание, диспепсии, алгии(боли разного происхождения) и пр.

Значительное место в структуре депрессии может занимать депрессивная деперсонализация , основным проявлением которой является «болезненная психическая анестезия», переживаемая как « скорбное бесчувствие», «чувство утраты чувств», обеднение, ущербность эмоциональной жизни. Наиболее значимыми для больных, являются переживания утраты естественных чувств к близким. Отмечаются так же чувство утраты: эмоционального отношения к окружающему вообще с безразличием к работе, к деятельности, к развлечениям; способности радоваться (ангедония) , откликаемости на печальные события, способности к состраданию. Особо мучительны переживания угнетения «витальных эмоций»: чувства голода, жажды, насыщения и удовольствия при приеме пищи, полового удовлетворения, чувства телесного комфорта, «мышечной радости» и утомления при физической нагрузке, естественного отрицательного эмоционального тона болевых ощущений. Часто присутствуют переживания: утраты чувства сна, «обезличенности», «чувство отсутствия мыслей», «речь без мыслей», «отрешенности» в общении, « бездушности».

Одним из характерных признаков депрессии являются идеи малоценности и самообвинения . В зависимости от клинического проявления депрессии, они могут проявляться в виде:

а) переживаний заниженной самооценки и идей малоценности, которые могут быть не стойкими, изменчивыми, чаще зависят от ситуации,

б) сверхценных идей, которые уже отличаются стойкостью, малой изменчивостью, потерей прямой связи с ситуацией,

в) бредовых идей. По содержанию это идеи самоуничижения, самообвинения, греховности, ипохондрии и пр.

Важное значение в диагностике депрессий могут иметь разнообразные нарушения сна. При тоске – укорочение сна, раннее пробуждение, ощущение неполного «бодрствования» в утренние часы. При тревоге – затруднено засыпание, бессонница, сочетается с частыми пробуждениями среди ночи. При апатии – повышенная сонливость, поверхностный ночной сон.

Расстройства влечений. Проявления зависят от ведущего состояния. Так например при тоскливом и апатическом состоянии отмечается угнетение аппетита (часто в совокупности с отвращением к пище или отсутствием вкусовых ощущений), угнетение полового влечения (вплоть до полного исключения). При тревожном состоянии, наблюдается усиление полового влечения.

Суицидальные проявления при депрессии .

По последним сводкам ВОЗ суициды (самоубийства), как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечнососудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями при ДТП. Одной из частых причин совершения суицида являются депрессии (до 15% депрессий завершаются суицидом).

Суицидальные тенденции при депрессии имеют разную степень оформленности и интенсивности в зависимости от характера депрессии. Суицидальный риск выше в случаях депрессий легкой и средней степени выраженности, «открытых» для влияния средовых воздействий и личностных установок больных, в ранние предутренние часы, при начале и окончании депрессивной фазы. Преобладают мотивы, обусловленные реальными конфликтами, переживаниями собственной измененности, депрессивной деперсонализацией, ощущением душевной боли.

В глубоких депрессиях суицидогенными являются бредовые идеи вины и ипохондрический мегаломанический бред (бред величия, характеризующийся грандиозным преувеличением своих духовных и физических сил, социального положения и связанных с этим возможностей). На высоте развития депрессивного состояния возможны импульсивные суициды. Суицидальные попытки чаще совершаются при тревожно-тоскливом аффекте, на начальных этапах развития депрессивных фаз, у больных с астеническими, сензитивными и истероидными чертами личности.

Депрессивные состояния проявляются в различной степени – от легких (субдепрессия) до тяжелейших состояний в виде психоза.

Варианты депрессии.

Меланхолическая (тоскливая, «классическая», эндогенная ) депрессия включает в себя триаду симптомов:

а) болезненно пониженного настроения в виде тоски;

б) замедленного темпа мышления;

в) психомоторной заторможенности (вплоть до депрессивного ступора).

Гнетущая, безысходная тоска переживается как душевная боль, сопровождающаяся тягостными физическими ощущениями в области сердца, эпигастрия («предсердечная тоска »). Настоящее, будущее и прошлое, видятся мрачными, все утрачивает смысл, актуальность. Стремление к деятельности отсутствует. Моторные расстройства при тоскливой депрессии предстают в виде: грустного или даже застывшего взгляда, страдальческой мимики («маска горя »), понурой позы, застывшей позы (депрессивный ступор ), опущенных рук и головы, взгляда, устремленного в пол. По своему внешнему виду эти больные выглядят сильно постаревшими (для них характерно понижение тургора кожи, что делает кожу морщинистой). Могут наблюдаться суточные колебания состояния – вечером легче, чем утром. Характерны идеи (вплоть до бредовых) самоуничижения, виновности, греховности, ипохондрические. Могут возникать суицидные мысли и тенденции, которые свидетельствуют о крайней тяжести депрессии. Расстройства сна проявляются бессонницей, неглубоким сном с частыми пробуждениями в первой половине ночи, нарушением чувства сна. Меланхолическая депрессия включает в себя разнообразные соматоневрологические расстройства, основным проявлением которых (особенно в остром периоде) является т.н. триада Протопопова . Так же могут встречаться: нарушение сердечного ритма, выраженное похудание (до 15-20 кг за короткий срок), алгии (боли различного происхождения), у женщин - нарушение менструального цикла, часто аменорея. Выражено угнетение сферы влечения: отсутствие аппетита и вкуса пищи, угнетение половой функции, понижение инстинкта самосохранения (суицидальные тенденции). Иногда ступор сменяется внезапно приступом возбуждения – взрыв тоски (меланхолический раптус ). В этом состоянии больные могут биться головой о стенку, вырвать себе глаз, расцарапать лицо, выпрыгнуть в окно и т.п. Меланхолический синдром характерен для клинической картины маниакально-депрессивного психоза, аффективных приступов при шизофрении.

Тревожная депрессия характеризуется переживанием тревоги и двигательным беспокойством, вплоть до двигательного возбуждения (ажитированная депрессия ). Идеаторные расстройства при тревоге характеризуются: ускорением темпа мышления, с неустойчивостью внимания, постоянными сомнениями, прерывистой, иногда малоразборчивой речью, беспорядочными, хаотическими мыслями. Больные высказывают идеи самообвинения, каются в «неправильных» поступках прошлого, мечутся, стонут. Переживания, в большей степени, ориентированы на будущее, которое представляется ужасным, опасным, тягостным. При тревожной депрессии взгляд беспокойный, бегающий, с оттенком напряженности, мимика изменчива, напряженная сидячая поза, с покачиванием, тереблением пальцев рук, при выраженной тревоге - неусидчивость. На высоте тревожных и ажитированных депрессий особенно высок риск совершения суицидных попыток. Ажитированная и тревожная депрессии у больных пожилого возраста встречаются чаще.

Апатическая депрессия на первый план выступают отсутствие или снижение уровня побуждений, интереса к окружающему (в тяжелых случаях к жизни вообще), снижение эмоционального реагирования на происходящие события, безразличие, снижение жизненного тонуса или анергия (анергическая депрессия ), недостаточность волевых импульсов с невозможностью преодолеть себя, сделать усилие над собой, принять определенное решение. У больных доминирует психическая инертность, «душевная слабость», «жизнь по инерции». Идеаторные расстройства при апатической депрессии характеризуются: обеднением ассоциаций, снижением их яркости и чувственной окраски, нарушением способности фиксации и произвольной направленности внимания. Идеи малоценности или вины наблюдаются не часто, доминирует чувство жалости к себе и зависти к окружающим. Экспрессия при апатической депрессии: взгляд равнодушный, спокойный, малоподвижный, сонливый, замедлена игра лицевых мышц, мимика скуки, равнодушия, безразличия, движения вялые, расслабленные, замедленные. Суицидальные тенденции редки. У некоторых из этих больных отмечается психомоторная заторможенность с замедлением движений, речевой продукции, они перестают следить за собой, залеживаются в постели, иногда полная обездвиженность (ступор). Такие депрессии обозначают как адинамическая (заторможенная) депрессия.

Астено-депрессивный синдром – характеризуется неглубоко выраженными симптомами депрессивной триады и выраженными астеническими расстройствами в виде повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительной слабости, гиперестезии. Гиперестезия (греч. чрезвычайно, чрезмерно - ощущение, чувствительность) - повышенная чувствительность к раздражителям, действующим на органы чувств.. Астено-депрессивные синдромы встречаются при широком круге соматических заболеваний.

Депрессивно-ипохондрический синдром триада депрессивных симптомов выражена не ярко, больше представлены соматические симптомы депрессии. Кроме того больные высказывают убеждения в том, что они страдают тяжелым, неизлечимым соматическим заболеванием, в связи с чем активно посещают и обследуются в медицинских учреждениях. Встречаются при широком круге заболеваний.

Депрессивно-параноидный синдром – депрессивные симптомы могут иметь разную степень выраженности, вплоть до глубокой заторможенности, но при этом больные переживают тревогу, формулируют бредовые идеи преследования, отравления.

Синдром Котара (меланхолическая парафрения) – это сложный депрессивный синдром, включающий депрессивные переживания и ипохондрические идеи, имеющие характер громадности и отрицания. Больные считают себя великими грешниками, им нет оправдания на Земле, из-за них страдает все человечество и т.п. Больные высказывают ипохондрический бред - у них гниют все внутренности, кости, от них ничего не осталось, они заражены «страшной» болезнью и могут заразить весь мир и пр. Синдром Котара встречается редко, преимущественно, в клинике шизофрении, инволюционной меланхолии (предстарческие психозы, чаще у женщин 50-65 лет)

Атипичные («маскированные», «ларвированные», «вегетативные», «соматизированные», скрытые) депрессий При этих вариантах депрессий собственно пониженное настроение присутствует в стертом виде или вовсе отсутствует (тогда говорят о « депресси без депрессии »). Наибольшее значение имеют проявления в виде соматических «масок». Эти состояния чаще всего наблюдаются в амбулаторной практике врачей других специальностей с предъявлением только соматических жалоб (до 60-80 % депрессивных больных не попадают из-за этого в поле зрения психиатров). Такие депрессии составляют около 10-30% всех хронических больных общемедицинской практики. О принадлежности этих состояний к депрессиям можно судить по:

а) фазности течения, сезонным, весенне-осенним возобновлением

б) суточным колебаниям симптоматики,

в) наследственной отягощенности аффективными расстройствами,

г) наличию аффективных (маниакальных и депрессивных) фаз в анамнезе,

д) отсутствию органических причин страдания, подтвержденных объективным обследованием («негативная» диагностика),

е) многолетнее наблюдение у врачей другой специальности с отсутствие терапевтического эффекта от длительного лечения

ж) положительному эффекту от применения антидепрессантов. Чаще встречаются в практике депрессии с расстройствами сердечнососудистой и дыхательной систем. Реже встречаются «маски» желудочно-кишечной патологии в виде разнообразных диспептичесаких прявлений и болей в области живота.Так же в рамках таких депрессий описываются: периодическая бессонница, люмбаго, зубная боль, иктурия, сексуальные дисфункции, алопеция (очаговое облысение), экземы и др.

Маниакальный синдром.

Маниакальный синдром – представлен следующей триадой симптомов :

а) болезненно повышенное настроение (гипертимия); б) болезненно ускоренное мышление;в) психомоторное возбуждение. Больные оптимистично оценивают настоящее и будущее, ощущают необычайную бодрость, прилив сил, не утомляются, стремятся к деятельности, почти не спят, но из-за крайней изменчивости когнитивных процессов с выраженной отвлекаемостью внимания деятельность носит беспорядочный и непродуктивный характер. Повышение активности может достигать беспорядочного возбуждения (спутанная мания ).

Внешний вид больных манией: живая мимика, гиперемированное лицо, быстрые движения, неусидчивость, выглядят моложе своих лет. Больным свойственны переоценка собственной личности, своих способностей, вплоть до формирования бредовых идей величия. Оживление сферы влечений и побуждений - усиление аппетита (едят с жадностью, быстро глотают, плохо пережевывают пищу), полового влечения (легко вступают в беспорядочные половые связи, легко дают необоснованные обещания, женятся).

В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании.

Гипомания – слабо выраженная мания. В этом состоянии больные производят впечатление веселых, компанейских, деловитых, хотя и несколько разбросанных в своей деятельности людей.

Гневливая мания – к триаде маниакальных симптомов присоединяется раздражительность, придирчивость, гневливость, склонность к агрессии.

Заторможенная и непродуктивная мании – отличаются отсутствием одного из основных признаков маниакального синдрома, в первом случае – двигательной активности, во втором – ускоренного мышления.

Маниакальный синдром встречается при маниакально-депрессивном психозе, аффективных приступах при шизофрении.

Курс лекций «Малая психиатрия: страх, тревога, депрессия»

для студентов ИИПО, специальности « Психология».

(ст. преподаватель Булгак Э.Д.)

Задачей психиатрии - одной из отраслей клинической медицины - является изучение происхождения и сущности психических заболеваний, их клинических проявлений, лечения и профилактики. В сферу задач психиатрии входит также проведение экспертиз: судебно-психиатрической, военной, больных с психическими расстройствами и др.

Психиатрия - область клинической медицины, изучающая проявления, этиологию и психических болезней, их предупреждение, лечение и организацию помощи психически больным. Область исследования психиатрии не ограничивается психозами (так называемая большая психиатрия), но распространяется на неврозы (см.) и (см.) - так называемая малая, или пограничная, психиатрия. Психиатрия разделяется на общую психиатрию (психопатологию), изучающую симптоматологию психических болезней, и психиатрию частную, исследующую отдельные психические болезни.

В преподавании курса психиатрии преследуется задача дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки для распознавания болезней и оказания первичной врачебной помощи больным с расстройствами психики.

Будущий врач независимо от своей специальности должен знать, имеет ли он дело с психически здоровым или больным человеком. Если это психически больной, то следует выбрать необходимый для него вид помощи. С учетом психического состояния больного должен быть решен вопрос о форме психиатрической помощи. Помощь может быть экстренной (введение лекарств, направление в стационар и т. д.) или в форме обоснованных рекомендаций.

Помимо решения практических лечебных вопросов, в обязанности врача, особенно гигиенического профиля, входит проведение профилактической работы. Профилактика является одной из отличительных особенностей советской медицины и играет важную роль в борьбе за здоровье советских людей. Эффективная профилактика ведет к предупреждению не только психических заболеваний, но и различных форм соматической патологии, в происхождении которых может иметь значение эмоциональный стресс. Большой вклад в общемедицинскую профилактику и вносят общая гигиена и психогигиена. Эти дисциплины, разрабатывая соответствующие проблемы, дают рекомендации по укреплению физического и психического здоровья людей, что снижает риск возникновения у них различных заболеваний и способствует гармоническому развитию личности.

В нашей стране широко и активно на общегосударственном уровне проводятся мероприятия по устранению различных вредностей, отрицательно действующих на здоровье человека. Ведется борьба против загрязнения окружающей среды, устраняются в условиях производства и т. д. В Советском Союзе отсутствуют социальные предпосылки, которые могли бы отрицательно влиять на здоровье людей. Права советских граждан на образование, труд, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и др. гарантируются конституцией и регламентированы законами. Медицинская помощь, представленная всеобъемлющей общей и специализированными службами, обеспечивает выявление, лечение больных, а также преемственность в их наблюдении.

Психиатрия как одна из крупных медицинских дисциплин включает в себя многие научные и практические проблемы. Одной из таких проблем, включающей как теоретические, так и практические аспекты, является установление распространенности и формы проявления психических расстройств. Данные о распространенности психических расстройств и особенностях их проявления в населении дают научно обоснованный материал для планирования психиатрической помощи, выяснения этиологически значимых факторов, а также для разработки на их основе эффективных мер профилактики.

Психические заболевания по своим проявлениям неоднородны. Оценка распространенности их отдельных форм, проявлений должна проводиться на правильной методологической основе. Отход от этого принципа приводит к ложным теоретическим и практическим выводам.

Советские психиатры рассматривают психическую болезнь как результат расстройства деятельности головного мозга, приводящего к нарушению способности отражения и познания внешнего мирта, изменению самочувствия и сознания своей личности. Нарушение мозговой деятельности может возникнуть под влиянием внешних (инфекции, интоксикации, травмы, нарушения питания мозга, и т. д.) или внутренних причин, дефектов метаболизма, дегенеративных процессов, обусловленных как предрасположенностью, так и комплексом других факторов. В результате этого частично или полностью нарушается поведение и приспособление больных к условиям жизни.

Нарушения деятельности головного мозга у больных по характеру проявления и степени выраженности бывают различными и зависят от особенностей психического заболевания, формы и стадии его течения. Так, при заболеваниях, вызывающих неглубокое расстройство функции мозга, способность к отражению и познанию внешнего мира, как правило, не нарушается, и психические отклонения у больных преимущественно проявляются в изменении самочувствия и трудности социальной адаптации. При заболеваниях, сопровождающихся более глубоким поражением деятельности мозга, могут целиком меняться поведение и установки больного; в восприятии и осознании окружающего приобретают определяющее значение болезненные мотивы. Первая группа заболеваний носит название пограничных расстройств, к которым относятся главным образом неврозы и психопатии. Они занимают промежуточное положение между психическим здоровьем и выраженными психическими расстройствами. Вторую группу составляют психозы (в прошлом больных с такими расстройствами называли умалишенными). Каждая из этих групп заболеваний неоднородна и включает различные заболевания, имеющие свою природу, особенности клиники и прогноза.

Дифференцированное определение состояния психически больных с учетом особенностей их заболевания имеет большое значение. Этому вопросу было посвящено много исследований, на основе которых предлагались различные классификации психических заболеваний. Наиболее научно обоснованной была бы классификация, построенная по этиологическому принципу. Однако знания о происхождении большинства психических заболеваний еще недостаточны, и в целом систематика психических заболеваний строится на этиологическом, клиническом и других принципах. Помимо этого, на систему классификации психических заболеваний оказывают влияние и общие теоретические установки, господствующие на том или ином этапе развития психиатрии. Советские психиатры в отличие от многих зарубежных считают возможным систематизировать психические заболевания, так же как и соматические, на основе общности этиологии, патогенеза и клиники.

Изучение отдельных нозологических единиц в теоретическом и практическом отношении составляет предмет частной психиатрии. Изучение общих особенностей психических заболеваний, частных их признаков (симптомы), отдельных психопатологических состояний (комплексы симптомов - синдромы), патогенетических механизмов психопатологических расстройств является задачей общей психопатологии. Исследование психологических закономерностей в формировании психических расстройств составляет предмет патопсихологии.

Диагностическая оценка больных проводится на основе действующей общей международной или национальной классификации психических болезней. При всей важности получения надежных данных об истинной распространенности психических расстройств у населения психиатры ими, к сожалению, не располагают. Это обстоятельство зависит от ряда причин: , особенно с невыраженными формами психических расстройств, редко обращаются за помощью к врачам-психиатрам. Причинами этого могут быть отсутствие критического отношения к своему состоянию, нежелание быть на учете у врачей-психиатров и т. д. Отсутствуют четкие общепризнанные критерии отграничения ряда легких пограничных форм психических расстройств от тех состояний, которые могут быть в рамках «психической нормы». К последним могут быть отнесены отдельные характерологические особенности людей, преходящие легкие психические нарушения (субклинические проявления). В связи с этим данные о распространенности психически больных в населении, получаемые, как правило, по результатам обращения больных за стационарной или амбулаторной психиатрической помощью, отличаются большими колебаниями. Согласно этим данным, от 10 до 20% населения нуждается в психиатрической помощи. Данные о числе больных с выраженными психическими расстройствами (психозами) значительно меньше подвержены колебаниям и составляют в среднем 1-3% от общего числа населения.

Буянов М.И. О различных психических отклонениях (в первую очередь о тех, которые вызываются или усиливаются дефектами межличностных отношений)

Большая и малая психиатрия

Три области знаний имеют самое прямое отношение к душевным болезням: психопатология, психиатрия и психотерапия. Как они разграничиваются?

Психопатология описывает общие закономерности нарушений психической деятельности, ее в той или иной степени знают медики любых профессий, но особенно глубоко психиатры, основная задача которых — диагностировать эти расстройства и лечить их. Психотерапия стоит несколько в стороне от психиатрии, хотя многие психиатры являются одновременно и психотерапевтами. Психотерапия использует психические способы воздействия на человека с целью снятия состояний психического напряжения, всевозможных нарушений со стороны соматических и психических функций.

В начале XX столетия появилось разделение психиатрии на большую и малую. Это деление сохраняется и по сей день. Большой психиатрией называют психиатрию, изучающую такие психические заболевания, при которых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психические расстройства, например бред, галлюцинации, состояния слабоумия и пр. К этим заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие. Малая же психиатрия касается более легких, менее выраженных, более обратимых психических нарушений, находящихся как бы на границе психической нормы и патологии. Это неврозы, патологические изменения характера, различные ситуационно-обусловленные личностные реакции и т. д.

Болезни, относящиеся к области большой психиатрии, встречаются в жизни весьма редко: такие люди рано или поздно попадают в поле зрения психиатров, многие из больных излечиваются, несмотря на то что, казалось бы, проявления их заболевания не оставляли надежд на это. Нервно-психические расстройства, относящиеся к малой психиатрии (их чаще называют пограничными заболеваниями), наоборот, встречаются очень часто, они считаются функциональными, обратимыми. Значительная часть таких больных излечиваются. При подобных расстройствах не бывает бреда, галлюцинаций, явлений слабоумия. Многие такие люди никогда и не обращаются за помощью к психиатрам.

Таким образом, малая психиатрия только по выраженности психопатологической симптоматики является малой, но распространенность пограничных расстройств весьма велика. Большая же психиатрия, несмотря на выраженность симптоматики, занимается в общем довольно редкими расстройствами, некоторые из которых мы кратко обрисуем.

ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Королева без свиты

Среди психических заболеваний, относимых к большой психиатрии, наибольшее внимание привлекает к себе шизофрения — особая душевная болезнь, проявления которой самые разнообразные: тут могут быть и бред, и отсутствие тяги к общению, и катастрофическое снижение волевой активности (вплоть до абулии и апатии, т. е. до полного исчезновения желаний и способности к волевому усилию и невозможности целенаправленно и продуктивно пользоваться имеющимися знаниями, нередко очень большими). Как только не называли шизофрению, какие только метафоры не использовали! В частности, мышление больного шизофренией сравнивали с оркестром без дирижера, книгой с перепутанными страницами, машиной без бензина...

Отчего же так велик интерес психиатров к шизофрении? Ведь в социальном отношении эта болезнь не такая уж и важная: встречается очень редко, лишь немногие больные шизофренией социально полностью дезадаптированы...

Интерес к этой болезни вызван многими причинами. Во-первых, ее происхождение неизвестно, а то, что не изучено, всегда привлекает к себе особое внимание. Но и это не главное, ведь неизученных болезней в современной психиатрии очень много. Во-вторых, шизофрения — это идеальная модель (если вообще может быть идеальная модель человеческой болезни) для изучения общих закономерностей клиники и лечения всех других душевных расстройств. В-третьих, шизофрения с годами меняется: тех больных, которых описывали Крепелин или создатель термина «шизофрения», выдающийся швейцарский психиатр Эуген Блейлер (1857—1939) —он предложил это слово, означающее расщепление психики, в 1911 году — сейчас либо вообще нет или они встречаются значительно реже, чем 50—60 лет назад. Шизофрения, как многоликий Янус, как хитрый хамелеон, принимает каждый раз новое обличье; сохраняет свои самые главные свойства, но меняет одеяния.

Шизофрения имеет множество клинических вариантов. Выраженность психопатологических расстройств бывает при этом различной и зависит от возраста, темпа развертывания заболевания, личностных особенностей заболевшего шизофренией человека и других разнообразных причин, большую часть из которых не всегда удается вычленить из комплекса неподдающихся учету патогенных факторов.

Причины этой болезни пока неизвестны, но наиболее распространено предположение, что шизофрения вызывается какими-то биологическими факторами, например вирусами, продуктами измененного обмена веществ и т. д. Однако по сей день никто еще не открыл подобного фактора. Поскольку существует большое число форм этой болезни, то не исключено, что каждая из них имеет свою причину, поражающую, однако, некоторые общие звенья психических процессов. Поэтому, несмотря на то что больные шизофренией резко отличаются друг от друга, у всех у них имеются те симптомы, которые в общих чертах были перечислены выше.

Как и все существующие на земле болезни, шизофрения может протекать непрерывно (тут темп нарастания болезненных проявлений может быть самым разнообразным: от катастрофически быстрого до малозаметного даже за десятилетия болезни), приступообразно (это чаще всего и бывает в жизни: болезненный приступ кончился, состояние больного выправилось, хотя какие-то последствия перенесенного приступа сохраняются) и в виде очерченных болезненных периодов, после окончания каждого из которых человек, казалось бы, полностью выздоравливает. Две последние формы шизофрении наиболее прогностически благоприятны. Между возобновлениями болезни формируется более или менее стойкая ремиссия (т. е. период ослабления болезни или полного выздоровления от нее). Иногда ремиссия продолжается десятилетия, и больной даже не доживает до следующего приступа — умирает по старости или от какой-то иной причины.

Кто рождается от людей, больных шизофренией? Абсолютно точных сведений нет. В основном рождаются совершенно здоровые дети. Но если во время зачатия оба родителя находились в состоянии психотического приступа, то вероятность того, что у ребенка обнаружится нечто подобное, равна примерно 60%. Если же во время зачатия один из родителей ребенка был в таком состоянии, то каждый третий ребенок будет психически болен. Приблизительно к таким выводам в конце 30-х годов пришел видный немецкий генетик Франц Кальман (1897—1965).

Наши наблюдения свидетельствуют, что не менее 50% детей больных родителей совершенно здоровы или обнаруживают некоторые особенности личности, которые хотя и могут обращать на себя внимание, но ни в коей мере не должны рассматриваться в качестве признаков тяжелой болезни. Конечно, такие родители приносят своим детям «генетический вред», но гораздо опаснее вред социальный: в силу плохого воспитания (к детям многие больные шизофренией относятся либо слишком равнодушно, либо слишком ласково, прививают им многие из тех форм поведения, которые нравятся родителям, и т.д.), из-за недостаточного контроля за детьми, а последний может быть связан и с тем, что родители часто госпитализируются и т. д. В каждом конкретном случае врач дает разные советы людям, страдающим душевным заболеванием, в отношении того, что ожидает их будущего ребенка и как ему своевременно и правильно оказывать необходимую помощь, если она потребуется.

Из-за того что шизофрения многолика и носители этой болезни не похожи друг на друга, многие психиатры стремятся более жестко определить ее границы, выделяя ядерные (истинные) формы этой болезни и отличая их от других форм, весьма условно относимых к шизофрении. Другие психиатры, напротив, расширяют границы этой болезни, относя к шизофрении все случаи нервно-психической патологии, при которых имеются симптомы, хотя бы внешне похожие на шизофрению. Сужение или расширение границ этой болезни связано, конечно, не со злым или добрым умыслом конкретных психиатров, а с тем, что проблема эта очень сложная, малоизученная и противоречивая, как и все проблемы, находящиеся на стыке биологического и социального в человеке.

Несмотря на то что в индустриально развитых странах тратится очень много средств на изучение причин шизофрении, динамики ее клинических форм и создание новых методов лечения, результаты пока что не соответствуют затраченным средствам, и к настоящему времени исследователи почти так же далеки от окончательного решения этой проблемы, как и в начале XX века, когда были заложены основы учения о шизофрении.

Большой вклад в раскрытие природы шизофрении внесли и советские психиатры (Н. М. Жариков, М. С. Вроно и другие), особенно те, которые занимаются биохимией психозов, изучением их биологического субстрата (М. Е. Вартанян, С. Ф. Семенов, И. А. Полищук, В. Ф. Матвеев и многие другие).

Большинство форм шизофрении не вызывается ни психическими потрясениями, ни травмами головы, ни алкоголизмом, ни какими-либо иными внешними воздействиями. Однако эти воздействия могут спровоцировать эту болезнь и усилить ее проявления. Поэтому вообще исключение бытового пьянства, снижение конфликтов, производственного травматизма, следование людей психогигиеническим принципам играет большую роль в профилактике этого заболевания.

Шизофрения шизофрении рознь, клинических форм этой болезни так много, а социальная адаптация нарушается при этих формах настолько по-разному, что психиатры очень часто оказываются в очень сложном положении, когда приходится решать экспертные и другие конкретно-социальные вопросы. Путеводной звездой в решении таких объективно сложных проблем является не только клиническое мастерство того или иного специалиста, но и его моральные принципы, понимание им особой ответственности, которая возлагается на него, стремление совместить интересы общества и интересы больного.

Раннее слабоумие — считали раньше. Раннее ли и обязательно ли слабоумие? — сомневаются сейчас.

Мы специально вынесли эти слова в заголовок, чтобы читателю было ясно: взгляды ученых прошлого на шизофрению претерпели очень большие изменения. Крепелин был убежден, что шизофрения (он называл ее иным термином — «раннее слабоумие») обязательно начинается в детском и подростковом возрасте и почти неминуемо приводит к распаду психики. Исследования последующих эпох показали, что оснований для подобного пессимизма нет никаких. Конечно, некоторые формы этой болезни протекают неблагоприятно, но большинство видов шизофрении ни к какому слабоумию не приводят. Единственно, в чем Крепелин был прав, так это в том, что шизофрения действительно почти всегда начинается в детском и подростковом возрасте. Такие дети обращают на себя внимание нелепым поведением, бесчисленными странностями, непонятными, вычурными интересами, парадоксальностью реакций на жизненные явления, нарушением контакта с окружающими. Подавляющее большинство из них немедленно госпитализируются в психиатрические лечебницы, а многие находятся в больницах весьма длительное время. Если ребенка своевременно и правильно лечат, то симптоматика постепенно стихает, больной поправляется, хотя некоторые странности (порой в очень смягченной форме) могут еще сохраняться. Вся беда заключается не столько в наличии шизофрении, сколько в том, что, пока ребенок болен, его мозг функционирует вполсилы, ребенок не усваивает необходимую информацию, он может, [...] болезнь проходит, а признаки отставания в интеллектуальном развитии уже выходят на первый план. Поэтому некоторые из таких пациентов кажутся не больными, перенесшими приступ шизофрении, а умственно отсталыми, т. е. олигофренами. Это явление выдающийся советский детский психиатр Татьяна Павловна Симеон (1892—1960) назвала «олигофреническим плюсом».

От искусства врача зависит, насколько верно он оценит соотношение признаков разрушения психики из-за шизофрении и отставания психического развития, из-за длительно текущего душевного заболевания. В некоторых случаях дети, страдающие шизофренией, вообще не учатся, другие занимаются по программе вспомогательной школы, третьи — их подавляющее большинство — посещают массовую школу. В тех случаях, когда признаки дезорганизации психической деятельности весьма заметны и мешают ребенку хорошо адаптироваться в школе, его переводят на индивидуальное обучение, т. е. он в школу не ходит, а к нему домой приходят педагоги. От одноклассников и учителей зависит, как больной будет заниматься в школе: если он будет в центре нездорового внимания, если школьники будут подсмеиваться над его чудачествами или — еще хуже — издеваться, то ребенок, перенесший шизофрению, вряд ли сможет посещать школу. Он в еще большей степени будет замыкаться в себе, конфликтовать с детьми, а это, как правило, усиливает имеющуюся у него симптоматику. Бережное, доброжелательное отношение к такому школьнику, разумное чередование похвал и требований, стремление опираться на здоровые компоненты его психики — все это существенно помогает подобным пациентам, в результате чего они постепенно втягиваются в нормальный учебный процесс и со временем не уступают в учебе здоровым сверстникам.

Больные шизофренией нуждаются в длительном приеме психотропных препаратов, к которым относятся аминазин, трифтазин, галоперидол и многие другие. Это препараты безвредные, а если они и вызывают какие-либо побочные действия, то в таких случаях назначают лекарства, ликвидирующие их. Такие лекарства называются корректорами. К ним относятся циклодол, ромпаркин, паркопан и другие. Порой родители и даже педагоги отсоветывают больным принимать корректоры: дескать, зачем принимать два лекарства, когда можно принять одно? Бывает иногда и хуже — больные вообще отказываются от приема лекарств по той причине, что, дескать, они вредны. Учителя должны твердо знать, что без лекарств больной шизофренией не выздоровеет, что чаще всего психотропные препараты принимаются с корректорами, и, наконец, вмешиваться в назначения медиков нельзя. Более того, педагог должен помогать врачу в излечении подобных детей и подростков: он обязан контролировать прием лекарств, его регулярность. А если педагог заметил, что состояние больного ухудшилось, он должен об этом поставить в известность врача (в первую очередь через родителей).

Иногда бывает и так: родители здоровых детей, боясь общения своих дочерей и сыновей с больным одноклассником, требуют, чтобы ему запретили посещать школу,— мол, он опасен для окружающих.

Тут нужно сразу же сказать, что больные, представляющие социальную опасность, как правило, изолируются в психиатрические больницы и в школу не ходят. Остальные больные шизофренией хотя и могут обращать на себя внимание некоторыми странностями, но от них другим детям практически не бывает никакого вреда. Поэтому бояться больных шизофренией другим детям не нужно: это почти всегда совершенно безобидные дети. Нужно помнить и то, что, только общаясь со здоровыми сверстниками, больной ребенок может научиться правильно себя вести, поэтому полностью изолировать их от здоровых нельзя, это будет неоправданно жестоко по отношению к ребенку.

Сплошь и рядом приходится слышать мнение, будто больные шизофренией — это почти всегда высокоодаренные дети, что талантливость и душевная болезнь идут рядом. Это слишком большое заблуждение, не имеющее под собою основы. Болезнь всегда разрушает талант (если он был), она не рождает одаренность, она делает интересы человека односторонними, нередко абсурдными, сужает круг потребностей личности, лишает способности воспринимать все многообразие мира. Еще не было в истории человечества ни одного гения, который, заболев шизофренией, стал бы более талантлив — обычно все бывает наоборот, талант разрушается, дотоле яркие индивидуальности становятся серыми, одинаковыми, индивидуальность нивелируется.

Всякая болезнь (в том числе и шизофрения) — это всегда большое несчастье, но, как мы уже говорили, большинство больных шизофренией выздоравливают и хорошо приспосабливаются к школьным условиям. От их близких и родных, от учителей и одноклассников зависит темп этого приспособления: чем более щадяще и разумно относятся к таким детям, тем быстрее они забудут о своей болезни.

Главным симптомом шизофрении является нарушение контактности. Восстановить недостаточную контактность можно лишь в процессе контакта (контакт рождает контакт). Поэтому очень важно, чтобы педагоги все делали, чтобы уменьшить малую коммуникабельность этих пациентов. Им нужно давать посильные задания, помогающие улучшить контактность, привлекать к общественной деятельности, стараться заинтересовать их, использовать положительные свойства личности больных шизофренией. Все это уже входит в задачу педагога, а не медика.

«Священная болезнь»

Второе заболевание, традиционно относимое к большой психиатрии, — эпилепсия.

Сколько существует человечество, столько же, наверное, и существуют люди, страдающие припадками с выключением сознания и подергиваниями различных групп мышц..С давних времен подобное расстройство называлось эпилепсией, «черной болезнью», падучей и пр. (зарегистрировано около 30 синонимов). Гиппократ — один из первых, кто подробно описал ее, — называл эту болезнь «священной». Эту болезнь ожидала судьба всех болезней, которые изучаются психиатрами: границы ее стали постепенно сужаться за счет выявления расстройств, которые только внешне походили на эпилепсию, но на самом деле являлись лишь изолированными симптомами опухолей мозга, травм головы, воспалительных заболеваний нервной системы и пр. В настоящее время большинство ученых четко разграничивают эпилептическую болезнь и многочисленные эпилептиформные синдромы в рамках разнообразных расстройств мозговой деятельности. Эпилепсия может диагностироваться не столько при наличии судорожных припадков (встречаются и такие формы эпилептической болезни, которые протекают без судорожных припадков, либо с очень редкими припадками), сколько на основании специфических изменений личности пациента — таких, как чрезмерный и болезненный педантизм, вязкость поведения, аккуратность, полярность эмоций, хмурый фон настроения и пр.

Истинная, т. е. классическая, эпилептическая болезнь встречается в жизни редко, ее проявления также меняются в зависимости от эпохи. 100 — 120 лет назад больных эпилепсией описывали в самых отрицательных тонах. Врачи вырабатывали целую систему ограничений для таких больных: им запрещалось служить в армии, управлять движущимися механизмами и пр. Однако в наше время, когда проверили, действительно ли нужно так строго ограничивать больных эпилепсией в их трудовой деятельности, обнаружились закономерности, которые никак не укладывались в традиционные представления об эпилепсии. Оказалось, что теперь реже, чем прежде, можно встретить больных эпилепсией, у которых имелись бы все те черты характера, которые описывались прежде. Подавляющее число больных эпилепсией — это вполне обычные люди, в характере которых лишь несколько гипертрофированы те свойства, которые имеются у большинства здоровых людей.

Эпилептиформные синдромы нуждаются в длительном лечении и прекращаются по мере излечения от основного заболевания. В детском возрасте подавляющее большинство больных с судорожными синдромами — это пациенты с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга вследствие тяжелой беременности, патологических родов и истощающих заболеваний в первые годы жизни. Почти все болезни имеют свои истоки в детстве — это относится и к эпилепсии.

Иногда эпилептические (или эпилептиформные) припадки могут сочетаться с истерическими. Истерические расстройства обычно бывают у внушаемых людей, живущих богатой эмоциональной жизнью, заинтересованных в повышенной оценке со стороны других. Поэтому чаще всего они встречаются у женщин и детей, а у «сухих» людей, молчаливых, отгороженных, неспособных сопереживать окружающим, редки.

Психиатры довольно легко различают истерические и эпилептические припадки. Симулировать настоящие эпилептические приступы очень трудно, хотя некоторые люди утверждают, что это в общем легко, но требует очень большого искусства. В «Признаниях авантюриста Феликса Круля» Томас Манн описывает такой припадок, разыгранный симулянтом. Это описание очень точно и верно. В реальной жизни все это реализовать труднее.

Если эпилепсия не приводит к слабоумию, то такие дети учатся в массовой школе. При частых припадках их переводят на индивидуальное обучение. Как правило, учатся такие дети неплохо. Они усидчивы, добросовестны, исполнительны, трудолюбивы, послушны, причем эти черты порой выражены не в меру (здоровье — это всегда некая мера: если социально положительные или социально отрицательные свойства карикатурно заострены, то это почти всегда болезнь). Нарушают школьную.адаптацию детей и подростков, больных эпилепсией, не столько припадки — в них в общем ничего страшного нет, они рано или поздно излечиваются, — сколько присущие больным эпилепсией повышенная конфликтность, обидчивость, злопамятность, мстительность. Эти черты могут быть выражены по-разному и нередко заметны лишь опытному врачу. Необходимо стремиться не провоцировать эту конфликтность, стараться успокоить больного. Это зависит во многом от одноклассников: иногда они обижают таких больных детей, подтрунивают над ними, даже зная об их повышенной ранимости, способности долго и мучительно переживать реальные и мнимые обиды. Чем хуже относятся к больному эпилепсией, чем больше выделяют его из-за его болезни, тем тяжелее протекает эпилепсия.

В некоторых случаях при эпилепсии нарушается память, но это бывает весьма редко, а если и бывает, то компенсируется педантичностью, аккуратностью и исполнительностью больных.

В истории человечества известно большое количество выдающихся людей, больных эпилепсией: Наполеон, Цезарь — перечисление здесь может быть большим. Стало быть, эпилепсия эпилепсии рознь: как и в случае с шизофренией, дело здесь не только в факте заболевания, а в темпе и типе течения. Лишь в редчайших случаях эпилепсия приводит к стойкой инвалидности. Чаще же всего от нее нет большого вреда, во всяком случае, дети могут обучаться в школе.

Допустим, у ребенка на занятии возник эпилептический припадок. Что делать в этом случае педагогу? Не терять присутствия духа, не впадать в панику, не суетиться. Нужно положить больного на бок, вложить ему в рот какой-нибудь твердый предмет, обмотанный тканью (чтобы больной во время припадка не прикусил язык), расстегнуть ворот рубашки и ремень. Не следует сдавливать конечности больного, стараться прекратить судороги. Единственно, что нужно делать, — чтобы больной во время припадка не ударился, не ушиб голову. Обычно после припадка больные эпилепсией долго спят, тут им не нужно мешать. Поэтому следует перенести больного в учительскую или в медпункт, посадить возле пациента медсестру. Потом ребенка необходимо отправить домой в сопровождении кого-нибудь из взрослых. Помимо больших припадков, бывают еще и малые приступы — без выраженных судорожных подергиваний, а с кратковременным отключением сознания. Тут тем более нет ничего страшного.

Эпилепсия лечится, как правило, годами и в конечном итоге— особенно в наши дни — почти всегда проходит, либо приступы становятся очень редкими. Лекарства следует принимать регулярно, в одни и те же часы. От педагога во многом зависит, насколько своевременно больной будет принимать препараты.

Больным эпилепсией строго-настрого запрещено ушибаться головой, поэтому они не должны играть в хоккей, футбол, заниматься каратэ, боксом и другими видами спорта, при которых неминуемы ушибы головы. Больным эпилепсией следует меньше употреблять жидкости, необходимо исключить из пищи все острое и возбуждающее, не находиться на жаре и в духоте. В выполнении этих врачебных рекомендаций также большая роль принадлежит учителям. У некоторых больных эпилепсией по утрам бывает тоскливо-злобное настроение, именуемое дисфорией. Нередко припадки могут отсутствовать, а вся болезнь исчерпывается лишь прогрессирующими дисфориями. Если ребенок пришел на урок в дурном настроении, его лучше не вызывать к доске, следует подождать, пока настроение у него не, выровняется.

К концу подросткового периода, когда постепенно уменьшается выраженность остаточных явлений раннего органического поражения головного мозга, эпилептиформные синдромы проходят. До взрослого возраста сохраняется в основном лишь истинная эпилепсия.

При воздействии на больных эпилепсией или различными эпилептиформными синдромами важная роль принадлежит воспитанию и психотерапии. Если у родителей достаточное терпение и любовь к своему больному ребенку, то в сочетании с правильно подобранными медикаментами можно гарантировать полный успех. Но, к сожалению, иногда у родителей опускаются руки, теряется терпение, они начинают меньше внимания уделять своим больным детям, а это все пагубно отражается на результатах лечения и на течении болезни.

Вообще судьба родных и близких, окружающих душевнобольного человека, заслуживает отдельной книги. Большинство этих людей — подвижники и герои. Живя с психически больным человеком, они все делают для того, чтобы близкий им человек выздоровел, и тем самым вызывают большое уважение за свой каждодневный труд. Педагог должен поддерживать у этих людей терпение, веру, силу духа.

Наследственные заболевания — это всегда большая драма не только для того, кто болен, но и для родственников, которые, сами будучи клинически здоровыми, являются передатчиками патологических генов, скрытых до поры до времени". В связи с этим могут возникать серьезные осложнения во внутрисемейных отношениях, когда один супруг начинает обвинять другого в том, что тот виноват в болезни их ребенка. На этой же почве встречаются попытки к самоубийству и разводы. Например, у некоторых женщин — носительниц патологического гена гемофилии (плохая свертываемость крови), — когда у них рождается больной гемофилией сын, возникают тяжелые депрессии с идеями самообвинения и попытками к самоубийству. Французский психиатр Л. Моор приводит даже цифру — 14—28% — такова частота подобных реакций женщин на свою болезнь. При заболевании ребенка фенилкетонурией супруги расходятся, по данным этого же автора, примерно в 75% случаев. Фенилкетонурия — сложное наследственное нарушение обмена веществ — бывает, например, если ребенок рождается от мужчины и женщины, каждый из которых, будучи здоровым, является тем не менее носителем патологического гена, так что когда эти патологические гены встречаются вместе, возникает болезнь, сочетающаяся иногда со слабоумием (вот пример необходимости генетической консультации людей, вступающих в брак!). Часто первый ребенок еще здоров, а у последующих уже имеется все нарастающая патология. Современная медицина быстро диагностирует это заболевание и довольно успешно лечит его с помощью специальной диеты. Многие такие дети потом ничем не отличаются от обычных сверстников. Но можно представить, какие душевные драмы бывают у родителей таких детей и сколько благородства и совести им надо, чтобы в такой сложной ситуации повести себя как подобает человеку! Вот тут-то педагог и должен посочувствовать и помочь им.

Отсюда:

Три области знаний имеют самое прямое отношение к душевным болезням: психопатология, психиатрия и психотерапия. Как они разграничиваются?

Психопатология описывает общие закономерности нарушений психической деятельности, ее в той или иной степени знают медики любых профессий, но особенно глубоко психиатры, основная задача которых - диагностировать эти расстройства и лечить их.

Психотерапия стоит несколько в стороне от психиатрии, хотя многие психиатры являются одновременно и психотерапевтами. Психотерапия использует психические способы воздействия на человека с целью снятия состояния психического напряжения, всевозможных нарушений со стороны соматических и психических функций.

В начале XX столетия появилось разделение психиатрии на большую и малую. Это деление сохраняется и по сей день. Большой психиатрией называют психиатрию, изучающую такие психические заболевания, при которых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психические расстройства, например бред, галлюцинации, состояния слабоумия и пр. К этим заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие. Малая же психиатрия касается более легких, менее выраженных, более обратимых психических нарушении, находящихся как бы на границе психической нормы и патологии. Это неврозы, патологические изменения характера, различные ситуационно-обусловленные личностные реакции и т. д.

Болезни, относящиеся к области большой психиатрии, встречаются в жизни весьма редко: такие люди рано или поздно попадают в поле зрения психиатров, многие из больных излечиваются, несмотря на то что, казалось бы, проявления их заболевания не оставляли надежд на это. Нервно-психические расстройства, относящиеся к малой психиатрии (их чаще называют пограничными заболеваниями), наоборот, встречаются очень часто, они считаются функциональными, обратимыми. Значительная часть таких больных излечиваются. При подобных расстройствах не бывает бреда, галлюцинаций, явлений слабоумия. Многие такие люди никогда и не обращаются за помощью к психиатрам.

Таким образом, малая психиатрия только по выраженности психопатологической симптоматики является малой, но распространенность пограничных расстройств весьма велика. Большая же психиатрия, несмотря на выраженность симптоматики, занимается в общем довольно редкими расстройствами, некоторые из которых мы кратко обрисуем.

ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

В ИНСТИТУТЕ СУПЕРВИЗИИ И ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

Обучение психологии - первый шаг на пути вашей новой жизни. И поэтому это важное направление в работе Психологического Центра «Здесь и Теперь» и Института Супервизии и Групповой терапии. Мы не только консультируем, ведем группы для детей, взрослых и организаций, с 2001 года мы помогаем людям с непсихологическим образованием овладеть новой специальностью - «практический психолог».

Опытные преподаватели нескольких российских ВУЗов, практические психологи в разных направлениях практики на основе многолетнего опыта обучения, разработали для вас программу переподготовки по двум специальностям: «психолог-консультант» и «детский психолог».

Мы считаем, что хорошими психологами-консультантами могут быть люди, за плечами которых есть жизненный опыт - личный и профессиональный. Люди, которые осознанно решили сменить сферу деятельности и посвятить себя помогающей профессии. Поэтому мы принимаем в ряды своих учеников и будущих коллег представителей различных профессий, людей с любым высшим или средним специальным образованием. В этом случае важна внутренняя готовность стать психологом, желание учиться, личностные качества и умение начинать с себя.

Всем нашим студентам, которые увидят во время обучения на программе переподготовки, что работа психологом - это дело их жизни, также рекомендуется индивидуальная психотерапия и дальнейшее обучение на второй и третьей ступени в Институте. Часто наши выпускники становятся нашими коллегами и остаются работать в Психологическом Центре «Здесь и Теперь».

Работа психологом и обучение этому бывают сложны тем, кто находится далеко от Москвы, поэтому мы обучаем и дистанционно. Практикумы, групповая терапия и стажировки возможны в формате онлайн.

Мы считаем, что работа психологом должна приносить удовольствие и поэтому с радостью поможем вам освоить практические навыки психологического консультирования детей и взрослых.

Слушателей с высшим и средним специальным не психологическим образованием принимаем на программу переподготовки по курсам:

Обучение проходит очно или в он-лайн группе.

В результате очень интересного и полезного курса вы получаете диплом установленного образца, дающий право на новую профессиональную деятельность - психологическое консультирование.

Конечно, можно прийти на бесплатное собеседование, задать свои вопросы и окончательно определиться, чтобы обучение психологии у нас было подходящим именно вам.

ОТЗЫВЫ СТУДЕНТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Весь процесс учебы,каждая пара, на которой я была, каким-то удивительным образом вписывалась в мою жизнь. Все процессы, которые шли у меня, начиная с того, что я пришла учиться на 9 месяце беременности, и продолжая тем, какие процессы разворачивались в жизни. Каждая пара, каждый преподаватель, каждая ситуация, в группе или с преподавателем, новый взгляд - все удивительным образом вписывалось в мою жизнь. И сейчас очень много воодушевления и намного меньше страха делиться, учиться чему-то новому, намного больше вдохновения. Хотела бы поблагодарить за то, что я здесь - и Институт, и учебную группу. Настолько все месяцы учебы быстро прошли, настолько все новое и незнакомое, что успеваешь только ловить кайф. Я как будто на драконе учусь лететь и все новое вокруг».

«Я точно стала гораздо серьезнее, потому что в начале у меня было твердое обесценивание, в плане: «Да это я тоже знаю, и это знаю..». А потом я поняла, что даже при том, что я знаю, я вижу, как много я беру. И для меня этот перелом случился после Нового года. Мне объективно сложно учиться из-за загрузки, и я не всегда в 6 вечера способна свой фокус внимания направить на лекцию, а вот переслушивать в записи очень помогает. И группа стала мне прямо домашняя- я это почувствовала недели 3 назад, когда пришла на динамическую группу, попросила поддержки и мне ее дали. Как будто вернулась домой».

Анна Родионова.

«Учеба – это очень важная часть моей московской жизни, мне иногда даже приходит мысль, что я ради нее сюда приехала. Я точно знаю, что я ей занимаюсь для себя, для своего собственного взросления.Мне очень нравятся процессы, которые в группе происходят, как группа взрослеет, как меняется. Мне кажется, я участвую в учебных процессах на 200 процентов. Я дома дорабатываю, доживаю, это львиная часть моей жизни».

Анна Добровольская.

«Для меня роль ученика - очень привычная, и то, как происходит обучение здесь, это родная для меня стихия. Не во все удается погрузиться: и конференции, и аквариумы, и семинары, но, к сожалению дети в выходные – в приоритете. Поэтому участвую насколько могу. Мне нравится все, мне полезно многое. Такой процесс, что все это сначала разбирает тебя, а потом все в какую-то точку собирается внутри. Но я была к этому готова. Интересно, что получается внедрять какие-то практики в работу очень быстро».

Курочкина Дарья.

«Я очень заинтересованный, очень жадный и очень благодарный студент. Тяжело и интенсивно. Справляюсь я с этим по-разному, но учиться мне очень нравится. Огромный, неослабевающий интерес. Очень благодарна, что попала в такой замечательный институт, я себя чувствую на своем месте».