Что сделал кулибин. Что изобрел Кулибин Иван Петрович? Освещение помещений с помощью зеркал

11 августа ушел из жизни гениальный российский изобретатель, талантливейший мастер-самоучка Иван Кулибин. Его изобретения большею частью были оценены в полной мере лишь после смерти Ивана. Он покинул этот мир в полнейшей нищете, истратив все на бесплодные попытки изобрести вечный двигатель, а для того, чтобы организовать самые скромные похороны, его друзьям пришлось продать часы, висящие на стене в доме мастера, - собранных ими средств не хватило…

Еще в детстве маленький Ваня, родившийся в Нижнем Новгороде, в семье скромного торговца, интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?», - в поисках ответа он разбирает и снова собирает все, что попадает к нему в руки. Любопытство сына влечет за собой приятные последствия для его отца: соседи не могут нахвалиться талантливым ребенком, который в считанные минуты чинит им не только часы, но и заводские машины типа токарных станков. Естественно, папа поощряет детское увлечение, исправно снабжая подростка книгами по физике, химии и другими научными изданиями, какие только он может достать в то время.

Слава Ивана долго не держится в пределах Нижнего Новгорода, она разносится по всей России. Но настоящая известность к нему приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит Екатерине II часы-яйцо. Помимо собственно механизма, заключенного в необычную оболочку, часики отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку.

Восхищенная императрица тут же назначает Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербурга, - предыдущий ее глава, специально выписанный из-за границы, не умел и половины из того, что делал Иван. Практичная государыня убивает одним махом двух зайцев: помимо привлечения ко двору талантливого мастера, еще и экономит, - жалованье Кулибина было на 2000 р. меньше. А после ее смерти мастер попадает в опалу: сын императрицы стремится убрать с глаз долой все и всех, напоминающих о Екатерине.

Однако русский гений абсолютно равнодушен не только к деньгам, но и к славе, ратуя лишь за престиж государства: свои изобретения он раздаривал людям. Уже потом, после его смерти, ушлые иностранцы присвоят многие из них, устроив за чертежами мастера настоящую охоту.

Часы с секретом

Вышеописанные часы «с секретом» , - самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже. На достигнутом мастер не остановился и создал планетные часы, отображающие фазы Луны и Солнца, а также месяцы.

Оптический телеграф

Оптический телеграф (1704 г.), - все мы слышали о телеграфе Шаппа (1794 г.), передающем телеграммы с помощью комбинаций семафоров, однако метод Кулибина был совершеннее. Он свел в одну таблицу код - систему условных положений семафоров, что существенно повысило скорость передачи сигналов. Наверное, француз не до конца разобрался в чертежах гениального мастера…

Лифт для императрицы

Лифт для императрицы (1769 г.), - прообраз современных, хорошо знакомых нам конструкций.

Фонарь-прожектор

Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем (1779 г.), позволивший увеличить в 500 раз силу света одной свечки.

Водоход

Водоход , - речное судно, которое могло передвигаться против течения.

Арочный мост

Арочный мост (1772 г.), решивший наконец проблему судоходства. Именно метод веревочного многоугольника Кулибина используется в нынешних легких, ажурных и чрезвычайно прочных современных мостах.


«Механическая нога», которую Иван создал для потерявшего конечность при Очаковском штурме офицера, послужила основой нынешних протезов.

Экипаж-самокатка

Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина (1791 г.), - его конструкция с коробкой скоростей, тормозом и маховым колесом удивительно схожа с основой ходовой части автомобиля Карла Бенца, изобретенного сто лет спустя.


Историки говорят, что идеи Кулибина положены и в основу строительства «Птичьего гнезда» , - знаменитого пекинского стадиона. Его имя стало нарицательным, - сейчас способных выдумщиков, которые вносят различные усовершенствования в уже созданные механизмы или придумывают что-то свое, называют любовно Кулибиными. Вот только того патриотизма в них больше нет…

Иван Петрович Кулибин (1735-1818)

русский механик-самоучка, изобретатель

Иван Петрович родился в Нижнем Новгороде 21 апреля 1735 года, в семье небогатого торговца мукой.

Отец Кулибина не дал сыну школьного образования, он учил его торговать. Учёбой он занимался с дьячком, а в свободное время мастерил флюгера, шестерёнки. Всё, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу мельницы и часовые механизмы.

Однажды отправили Кулибина в Москву, эта поездка дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал преуспевать в часовом деле.
Решил Кулибин создать сложные часы.


Часы эти были величиной с гусиное яйцо. Они состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти.
Во время изобретения часов Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором - часы играли сочинённую им мелодию. На изготовление этих чудесных часов механик потратил больше 2-х лет.

20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина II. Кулибин представил царице часы, а также созданные им: электрическую машину, телескоп, микроскоп. Царица похвалила талант изобретателя.

В 1769 году Иван Петрович был вызван императрицей в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика. А его изобретения попали в кунсткамеру - своеобразный музей, учреждённый Петром Первым.
В Петербурге он распоряжался мастерскими с многочисленными отделениями (инструментальным, токарным, столярным, барометрическим, оптическим), но он находил и время для разработки собственных изобретений.

Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву.


Комиссия признала, что по проекту Кулибина можно построить. Екатерина II приказала наградить Кулибина деньгами и золотой медалью. А строить мост никто не собирался.

Кулибин изобрел также оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора.

Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз. Он изобрел фонари разной величины и силы: одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие- меньших размеров- годились для карет.

Ещё одно изобретение - машинное водоходное судно. За построенное судно Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено.

Деньги Кулибин тратил на создание новых изобретений.
В 1791 году Кулибин создал самокатку- трехколесный экипаж.


В том же году Кулибин сконструировал механические ноги (протез). Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших.

Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но этой идеи не оценили.
Последней мечтой изобретателя был вечный двигатель.

Кулибин умер, окруженный чертежами, работая до последнего вздоха, Для того, чтобы похоронить его, пришлось продать стенные часы. В доме изобретателя не было ни копейки. Он жил и умер нищим.

Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 (21) апреля 1735 года в семье мелкого торговца мукой. Поскольку отец его был старообрядцем, воспитание отличалось строгостью. С малых лет мальчика приучали к труду. Рано освоив грамоту, Иван встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Тем не менее самым интересным для него было чтение книг и создание различных игрушек. Отец благосклонно принял увлечения сына и позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

В 1758 году отец умер, и Иван открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» самого губернатора. После этого отбоя от клиентов у Кулибина не было.

В 1767 году он был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал царице свои изобретения, а также рассказал о часах, которые он хочет изготовить в ее честь.

И уже через два года он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку и удивительные часы размером с гусиное яйцо. Особенно государыню поразил театр-автомат, в котором разыгрывались библейские сцены.

Подарки мастера произвели на Екатерину II неизгладимое впечатление. Она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Это был самый яркий этап в жизни нижегородского мастера. Основным творческим направлением «главного механикуса Отечества» оставались часы. Они были самых различных размеров: от совсем маленьких «часов в перстне» до гигантских.

Кроме часов, Ивана Петровича интересовали и другие направления техники и механики.

В Петербурге по понятным причинам остро стояла проблема возведения мостов, и Кулибин занялся мостостроительством. В 70-е годы он спроектировал первый однопролетный деревянный мост через Неву, а уже в конце 1776 года успешно прошли испытания его модели.

Без Ивана Кулибина не проходило ни одно оформление карнавалов, торжественных мероприятий, празднеств и балов. Именно он устраивал всевозможные аттракционы, оптические забавы, «световые шутихи». Изобретенный им фонарь-прожектор даже при слабом источнике света давал сильное освещение. Система зеркал, используемая мастером, смогла осветить самые темные переходы Царскосельского дворца.

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, без которых невозможно представить современную жизнь. В 1791 году появился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. Кулибин сделал первый ножной протез, который предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. Первый лифт, или, как его называли в конце XVIII века, «подъемное кресло», тоже заслуга мастера. Эти изобретения можно перечислять долго. Среди них - оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяные колеса, геодезические и акустические приборы, подзорные трубы, солнечные и иные часы, точные весы и даже фортепиано и многое-многое другое.

Екатерина II по достоинству оценила заслуги мастера и наградила его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину».

В 1801 году Иван Петрович вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе по совершенствованию самоходных судов. В это время мастер столкнулся с финансовыми проблемами. Катастрофически не хватало денег - крупные проекты были не дешевы. Для работы над самоходными судами Кулибин взял ссуду, которую погашал за счет своей пенсии.

Такова славная биография выдающегося русского изобретателя Ивана Кулибина. Он ушел из жизни 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде.

Иван Петрович Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 апреля (по новому стилю - 21 апреля) 1735 года в семье небогатого торговца мукой. Отец Кулибина не дал сыну школьного образования. Он учил его торговать. Но сын томился за нелюбимым делом, и как только выпадала свободная минута, предавался нелюбимому занятию: мастерил разные диковины- игрушки, флюгера, шестеренки. Отец сетовал на сына, часто повторял «Наказал меня господь, из мальчонки не будет проку». Кулибин рос замкнутым мечтателем, одержимым идеей изобрести что-нибудь необычное. Всё, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу часовые механизмы Но образования, полученного Кулибиным у дьячка, было недостаточно, для того, чтобы разобраться в этих сложных механизмах. На помощь пришли книги. Знания, полученные из книг, юноша проверял опытами.

Поездка Кулибина в Москву по делам городской ратуши дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты, лучковый товарный станок и резальную машину. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в часовом деле. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал свое мастерство и вскоре убедился, что у него достаточно сил, знаний и уменья, чтобы создать часы собственной конструкции с многочисленными математическими устройствами.

В этом деле ему помог купец Костромин, взявший на себя все расходы по содержанию семьи Кулибина и по приобретению материалов и инструментов

Изготовление таких сложных часов, какими являлись часы «яичной фигуры», было исключительно трудным делом. Детали были настолько мелки, что окончательную обработку их приходилось вести под лупой. К тому же Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, столяром-модельщиком и, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором, так как часы играли мелодию, им сочиненную.

Когда изготовление часов «яичной фигуры» подходило к концу, Кулибину удалось ознакомиться с микроскопом, электрической машиной, телескопом и подзорной трубой, привезенными из Москвы купцом Извольским. Эти приборы чрезвычайно заинтересовали Кулибина, и он собственноручно изготовил такие же. 20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина. Губернатор Аршеневский и купец Костромин, покровительствовавшие Кулибину, представили его царице. Она осмотрела электрическую машину, телескоп, микроскоп и чудесные часы, на изготовление которых механик потратил больше двух лет.

Часы эти были величиной с гусиное яйцо. Они состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти. Царица похвалила талант изобретателя и пообещала вызвать Кулибина в Петербург.

Екатерина II сдержала слово. В марте 1769 года Иван Петрович был вызван в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика. Поднесенные им Екатерине часы, электрическая машина, микроскоп и телескоп были переданы в кунсткамеру- учрежденный Петром Первым своеобразный музей. В котором хранились разнообразные диковинки.

Для пользы государства и общества

Петербургский период жизни И.П.Кулибина (1761-1801 гг.) был периодом расцвета его таланта смелых дерзаний. Провинциальный изобретатель-часовщик приблизился к источнику высшей научной мысли страны, из которого мог теперь черпать знания путем непосредственного общения с крупными учёными. Он получил в свое распоряжение мастерские с многочисленными отделениями (инструментальным, токарным, столярным, барометрическим, оптическим, пуансониым), со штатом квалифицированных мастеров

Вместе с тем Кулибину, одному из замечательных изобретателей XVIII века, всеми своими помыслами уходившему в решение крупнейших технических вопросов, приходилось жить на побегушках у академического начальства и значительную часть времени тратить на работу, весьма далекую от грандиозных изобретательских планов.

И все же Иван Петрович находил время для разработки своих изобретений. Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву. Столица крайне нуждалась в постоянном мосте. Но постройка такого моста при тогдашней мостостроительной технике представлял исключительные трудности. Нева широка и глубока. В этих условиях трудно было соорудить опоры(быки) для установки пролетов. Кулибин сумел сделать мост однопролетным, из одной арки. На средства, исходатайствованные ему князем Потемкиным, он приступил к постройке модели. Создание такой модели было крупным событием в строительной технике и привлекло внимание академика Л. Эйлера. Ученый с мировым именем не только ознакомился c чертежами моста, но и проверил расчеты Кулибина по определению грузоподъемности моста и нашел их правильными. 27 декабря 1776 года модель одноарочного деревянного моста была испытана в присутствии специальной академической комиссии. На мост было положено три тысячи триста пудов груза. Модель выдержала эту нагрузку, считавшуюся по расчету предельной. Кулибин велел увеличить тяжесть до 3800 пудов. После этого он взошел модель и пригласил не только комиссию Академии наук, но и рабочих, участвовавших в испытании. Все вместе прошлись несколько раз по мосту. Комиссии ничего не оставалось, как поздравить изобретателя с успехом. Комиссия признала, что по его проекту можно построить мост через Неву длиною 298 метров. Царица, «с крайним удовольствием» принявшая донесение о столь важном изобретении отечественного механика, и приказала наградить его деньгами и золотой медалью. А мост? Строить мост никто не собирался. Модель его приказано было «сделать приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться оной». Вскоре интерес к модели и у правительства, и у публики остыл. В 1793 году был издан указ перенести её в сад Таврического Дворца и там перебросить через канал. Такова была судьба модели деревянного одноарочного моста, о которой знаменитый мостостроитель Д.Н.Жураховский сказал «На ней лежит печать гения».

Не был воплощен в жизнь и проект трехарочного железного моста, созданный Кулибиным через несколько лет.

Кулибин изобрел также оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора. Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз.

Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы: одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие- меньших размеров- годились для карет. Но петербургскую знать меньше всего интересовала возможность использовать этот фонарь, являвшийся в то время чудом техники, для нужд русского флота, для мануфактур или городского благоустройства. Кулибинские фонари были применены для декоративных и увеселительных целей.

Но Иван Петрович не опускал рук. Обреченный на должность придворного пиротехника, устроителя иллюминаций и бутафора, он продолжал и в этой сфере создавать изобретения, которые могли иметь огромное значение в народном хозяйстве и в военном деле, если бы только его «покровители» этому не препятствовали. Таким изобретением было, например, его машинное водоходное судно.

По замыслу Кулибина, Устройство «водоходного судна» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они приходят во вращение, и канат наматывается на гребной вал. Судно начинает двигаться против течения.

Испытания проводились на Неве особой правительственной комиссией. «Множество народа собралось на берегах Невы, желая посмотреть, как пойдет судно без парусов и весел, против ветра и течения, единой силой той же текущей воды». Когда оно пошло так быстро, что двухвесельный ялик едва мог держаться с ним наравне, громкое «ура» грянуло в привет русскому самоучке, который, стоя на своем судне, сам управлял машиной.

За построенное судно Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено. В социально-экономических условиях того времени суда с бурлацкой тягой были выгоднее машинных судов. 28 сентября 2004 года исполнилось 200 лет испытаниям «водохода»

Но и это не обескуражило изобретателя. Он по–прежнему устремляет «все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машин». В 1791 году Кулибин создал самокатку- трехколесный экипаж, приводившийся в движение педалями, связанными остроумным передаточным механизмом с ведущими колесами машины. «Слуга становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно без всякого почти усилия, и одноколка катилась довольно быстро». Она могла везти «одного или двух праздных людей».

В том же году Кулибин сконструировал механические ноги (протез). Первый протез он сделал артиллерийскому офицеру Непейцину. Результат изумил самого Кулибина. Когда изготовленный протез был привязан к ноге Непейцина, то он, обувшись в сапог, «на первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до неё руками и без всякой посторонней помощи».

Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших и вполне пригодным к употреблению. Но и это изобретение не принесло Кулибину ничего. Кроме расхода. Пока судили да рядили, собираясь испытать протез на опыте. Применяя его к раненым, некий пронырливый француз выкрал это изобретение и, Как утверждают, продал его потом Наполеону, получив изрядный куш.

Разработка указанных изобретений требовало от Кулибина не только времени. но и денег, нужных на приобретение материалов. Оплату вольнонаемных мастеров. Не имея собственных средств и не получая никаких сумм из казны, Кулибин был вынужден занимать деньги. Путь профессионального изобретателя с каждым годом становился всё более тернистым. Отказавшись от руководства мастерскими, Иван Петрович стал получать всего 300 рублей в год. А им владела уже новая идея о создании модели оптического телеграфа. Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но государственное и общественное значение этого изобретения. Не было оценено теми. От кого зависела возможность сооружения телеграфа. Первый телеграф в России был установлен в 1835 году французом Шато, которому русское правительство уплатило 120 тысяч рублей только за «секрет» устройства его оптического телеграфа, хотя в России задолго до этого был разработан Кулибиным более совершенный телеграф.

Проект отклонен

Уже с 1791 года Кулибин добивался у правительства средств: для внедрения в волжское судоходство машинных судов. Канцелярская, волокита с рассмотрением его прошений тянулась много лет. Скончавшуюся Екатерину сменил на престоле Павел, после Павла стал царствовать Александр I. Он познакомился с предложением Кулибина, «каким образом удобнее и без отягощения казны ввести во употребление на реке Волге машинные суда, для пользы государства». Кулибин просил немного: выдать ему вперед за два года его жалованье на постройку судна. В случае неудачи все расходы он принимал на себя. Царь удовлетворил просьбу изобретателя. В 1891 году Кулибин с семьей выехал из Петербурга в Нижний Новгород, чтобы приступить к постройке водоходного судна.

Еще до приезда в Нижний Новгород он наметил программу, и методы производства своих опытов и тотчас начал проектировать и строить пробное судно. По словам сына Ивана Петровича «…в сем упражнении он провел 1802 - 1803 - 1804 годы, трудился, не жалея ни сил, ни здоровья, претерпевая жестокие ветры, сырость и морозы, усердствуя ускорить исполнение пламенного желания своего». Ивану Петровичу было уже 70 лет, и он «едва мог превозмочь сне не малотрудное дело».

Официальное испытание правительственной комиссией пробного машинного судна состоялось 28 сентября. Результаты его были вполне благоприятны. С грузом в восемь тысяч пятьсот пудов судно шло против течения со скоростью 409 сажень в час. Нижегородский губернатор А.М.Руновский, отметив «oтличное усердие и рвение И.П.Кулибина», сообщил правительству, что применение этого судна на Волге «было бы для навигации не бесполезно». Но охотников применить машинное судно. Кулибин так и не нашел. Оно стояло у берега и гнило, а на Волге, как и встарь, бечевою тянули суда и раздавалась бурлацкая песня, «подобная стону».

В 1807 году по распоряжению губернатора Кулибин передал судно на хранение городской думе под расписку, а чертежи послал в министерство внутренних дел. Но не в интересах господствующего тогда класса было поддерживать мероприятия по сокращению рабочей силы путем механизации труда. Проект Кулибина отклонен, а судно за 200 рублей продано на дрова.

Последней мечтой изобретателя был вечный двигатель. Кулибин умер, окруженный чертежами, работая до последнего вздоха, Для того, чтобы похоронить его, пришлось продать стенные часы. В доме изобретателя, известного далеко за пределами России, не было ни копейки. Он жил и умер нищим.

Судьба Кулибина так же, как и судьба других изобретателей, отражает мучительный процесс борьбы между прогрессивными элементами русского общества, стремящимися в недрах феодально- крепостнического уклада развивать отечественную промышленность на основе передовой машинной техники, и консервативными силами дворянской России XVIII века желающими подавить эти элементы, затормозить прогрессивные стремления.

Трагедия Кулибина - трагедия гения, не смогшего побороть консервативные силы того времени и поэтому не увидевшего своих замыслов осуществленными.

(Использованы материалы из книг Н.Кочина «Кулибин» и В.Пипунырова «Иван Петрович Кулибин».)

У нас принято, говоря об Иване Кулибине , называть его «русским Да Винчи», что не совсем правомерно поскольку большинство изобретений великого итальянца так и остались даже не в чертежах, а именно в эскизах и набросках. А вот большинство машин, механизмов и конструкций Ивана Петровича, напротив, были построены и выведены в рабочее состояние хотя бы на уровне макетов. Из всего задуманного лишь одна машина так и осталась невоплощенной, хотя изобретатель, в условиях глубочайшей секретности, работал над ней более 40 лет.

Человек, работы которого сейчас украшают экспозиции Эрмитажа и Политехнического музея, родился 21 апреля 1735 года в слободе Подновье Нижегородского уезда в семье мелкого торговца мукой. Грамоте мальчика учил дьячок местной церкви, а когда пришло время выбирать профессию на жизнь, Ванька решил посвятить себя механике и подался в ученики токаря, осваивая одновременно слесарное и часовое дело. Последнее показалось ему наиболее интересным: хитроумные мелкие шестеренки, анкеры, пружинки, вместе образовывавшие почти живой механизм, поражали воображение юноши. Казалось, нет такой задачи, какую невозможно было бы выполнить, используя эти детали.

После смерти отца, 23-летний Кулибин на доставшееся наследство открыл в Нижнем Новгороде небольшую часовую мастерскую. Новый часовщик быстро стал известен как весьма толковый и очень ответственный мастер, который с охотой брался не только исправить поврежденную технику, но и сделать ее еще более совершенной. Собственно, его мастерская быстро превратилась в своего рода механическое тьюнинговое ателье. Обращались к нему самые уважаемые люди города, вплоть до губернатора Аршеневского, доверившего механику починить «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток». И часовщик блестяще справился с правительственным заданием.

Получив заслуженную благодарность, Кулибин поведал губернатору о своем давнем замысле, который пришелся Арешеневскому весьма по вкусу. Нижний Новгород был одним из важнейших центров Российской Империи, его торговой столицей, и царственные особы посещали город с завидной регулярностью. Часовщик решил собрать хитроумную компактную механическую штуковину, какой еще свет не видел, и подарить ее при удобном случае представителю Царского Дома. В случае удачи в выигрыше должны были оказаться и конструктор, и администратор. Дело было только за деньгами, ибо на изготовление задуманного механизма должно было уйти несколько лет. Но инвестора удалось найти быстро. Им оказался старый друг отца Кулибина, нижегородский купец-старовер Михаил Костромин . Согласившись финансировать проект, он вытребовал себе лишь одно условие: подарок должен быть вручен им самолично.

Работа была начата в 1764 году и потребовала больше времени, чем все на то рассчитывали. К маю 1767 года, когда Нижний, в рамках «путешествия в Азию», то есть, вниз по Волге, от Твери до Симбирска, посетила Императрица Екатерина II, у мастера был готов только концепт уникальных театрализированных часов. Который Костромин и Кулибин презентовали 21 мая Ее Величеству, вместе с оригинальной конструкции микроскопом, телескопом, электрической машиной и написанной Иваном Петровичем, посвященной Екатерине одой. Но и это произвело на мудрую правительницу большое впечатление, и она пригласила обоих нижегородцев, по завершении работ над «времясчислительным снарядом», в Петербург.

Механизм был полностью завершен в 1769 году. Сделанные Кулибиным часы стоили 5 лет работы. Они были изготовлены в форме пасхального яйца, размером чуть больше гусиного. Репетир часов автоматически отбивал каждые пятнадцать минут, а в конце каждого часа в яйце разыгрывалась настоящая пасхальная мистерия. В верхней половине яйца открывались створчатые дверки, скрывавшие золоченый чертог с Гробом Господним, в который вела затворенная дверь, охраняемая двумя воинами с копьями. Через полминуты появлялся Ангел, дверь открывалась, а воины падали на колени. К распахнутой двери подходили жены-мироносицы, а часы при этом трижды играли стихиру «Христос Воскресе из мертвых!». Во второй половине дня игралась другая стихира — «Воскрес Иисус из гроба», а ровно в полдень звучал гимн, сочиненный сами Кулибиным. При этом нельзя сказать, что часы имели какой-то сверхсложный механизм, ибо состояли они всего из 427 деталей. Екатерина оценила подарок и мастерство конструктора, объявила Костромину свое благоволение, вылившееся во множество льгот и увеличение оборота. А Кулибину предложила возглавить механические мастерские при Академии Наук.

Упрашивать его не пришлось. Уже в самом скором времени Иван Петрович перебрался в Петербург, обосновался в большой квартире на четвертом этаже здания академии и сразу приступил к выполнению важнейших государственных заданий. Мастерские под его руководством исправно производили станки, рабочие инструменты, физические, астрономические, навигационные и прочие необходимые приборы.

Сам же руководитель занимался вопросами системными. В 1772 он представил на суд государственной комиссии несколько проектов одноарочного моста через Неву длиной почти 300 метров. И не просто представил проекты, но и построил модель такого моста в масштабе 1 к 10. Комиссия с удовольствием прошлась по мостику и вообще, отнеслась к проектам вполне благосклонно, а входивший в ее состав знаменитый математик Леонард Эйлер сказал конструктору: «Теперь, уважаемый Иван Петрович, вам остается построить нам лестницу на небо!»

Кулибинский проект моста через Неву. Фото: Public Domain

Однако мосты по этим проектам так и не были построены.

Зато придуманные им в 1779 году фонари с отражателями вошли в самое широкое производство и пользование. Сейчас мы называем это Кулибинское изобретение «прожектором» (в переводе с латыни — «брошенный вперед»).

Спустя три года Кулибин построил и испытал свой первый «водоход» — судно, которое, используя силу течения, могло идти против него. На первый взгляд это звучит парадоксально, но Кулибин как раз и славился своей любовью к парадоксальным решениям. Принцип действия «водохода» был прост. Бригада матросов на шлюпке отвозила на большое расстояние от судна и крепила специальный якорь на цепи. На самом «водоходе» были установлены барабаны с лопастями, вращаемые силой течения. Вращение, через специальные понижающие передачи, передавалось на якорную лебедку, которая и «подтягивала» корабль вперед, к закрепленному якорю. На испытаниях судно показало хороший ход, обогнав гребные корабли. Однако государственная комиссия проект «водохода» не приняла, посчитав его ненадежным.

Еще спустя несколько лет из мастерских Кулибина выкатила первая самоходная коляска. Тут даже сложно точно сказать, прообразом чего она являлась, что к ней ближе, современный автомобиль, или велосипед. С одной стороны, в движение она приводилась педалями. С другой, педали использовались лишь на начальном этапе, с их помощью раскручивался большой маховик, дальше коляска катилась уже сама собой. К тому же у нее уже были тормоза, карданная передача, подшипники качения и даже коробка скоростей. Коляски эти богатые аристократы покупали довольно охотно, конечно, не как средство передвижения, а как забавную игрушку.

В 1790 году изобретатель разработал специально для военных инвалидов проект «механической ноги» — протеза. Первый его промышленный образец был сделан для артиллерийского офицера Непейцина. Результат поразил всех, включая самого изобретателя: когда Непейцин привязал протез к ноге и обул в сапог, он «на первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до неё руками и без всякой посторонней помощи».

Год спустя механик представил проект первого металлического моста, однако правительство этот проект отклонило.

В 1792 году светлейший князь Потемкин попросил знаменитого механика заняться купленными им у английской герцогини Кингстонской часами «Павлин». Проблема заключалась в том, что герцогиня вывезла их из Англии в разобранном виде еще в 1777 году, и с тех пор часы так никто и не смог собрать. Разумеется, за прошедшие без малого полтора десятилетия значительная часть деталей просто потерялась, что-то пришло в негодность, что-то требовало ремонта. Так, из 55 граненых хрусталей лежавших в основании, остался только один. Иван Кулибин полностью перебрал механизм, изготовил недостающие детали, и конец года часы встретили в полностью рабочем состоянии. Сейчас они являются одним из главных украшений Эрмитажа. И еще их можно каждый день увидеть в заставке телеканала «Культура».

Еще через два года изобретатель построил в Петербурге первую «дальноизвещающую машину» — прообраз оптического телеграфа, с полным набором необходимых приспособлений: зеркалами, отражающими фонарями, поворотными рамами и придуманным лично Кулибиным, задолго до Морзе, передаточным кодом. Однако денег на строительство и содержание серьезной «дальноизвещающей» линии в Академии не нашлось, и собранная конструктором экспериментальная установка, после успешной демонстрации была, как диковина, сдана в Кунсткамеру.

В столичном свете Кулибин был популярной фигурой. Он любил балы, званые вечера и прочие увеселительные мероприятия, на которых, благодаря остроумию и словоохотливости, неизменно был душой компании. И это несмотря на то, что изобретатель был старовером, а, следовательно, не пил вина, не курил табак, не играл в карты и всегда носил окладистую бороду, длиннополый кафтан и высокие сапоги. Даже самые высокие аристократы признавали в нем Богом данную гениальность. Рассказывают, что однажды знаменитый полководец Александр Суворов, слывший большим оригиналом, в некоем представительском собрании, неожиданно для окружавших его людей, вдруг стал отвешивать куда-то в сторону поклоны, сопровождая их приговорами:

— Вашей милости! Вашей чести! Вашей премудрости мое почтение!

Трехколесная машина, созданная изобретателем Иваном Кулибиным. Фото: РИА Новости

Когда его спросили, кому он оказывает столь много чести, Суворов указал в другой конец зала, где ничего не подозревавший Кулибин от чем-то разговаривал с дамами.

Но были у него при дворе и могущественные враги. И главной была, как ни странно, большая умница, директор Петербургской Академии наук и Президент Российской Академии княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Великий изобретатель отказал ей когда-то в какой-то «малой услуге» (какой — так и осталось загадкой), за что она невзлюбила его всей своей женской душой. Дошло до того, что когда Гавриил Державин, через голову княгини, выхлопотал для конструктора прибавку к жалованию, Дашкова устроила ему настоящий скандал, наговорив, по ее же дневниковым записям, «премного грубостей, даже насчет императрицы...».

А прибавка к жалованию была Кулибину просто необходима, ибо ему надо было кормить достаточно большую семью. К описываемому моменту у него было уже семеро детей. Вообще изобретатель был женат трижды, причем третью жену он взял уже будучи 70-летним стариком. И при этом, третья жена родила ему трех дочерей. Всего же у Кулибина было 11 детей — 4 девочки и 7 мальчиков. Всем мальчикам он дал хорошее образование, и они стали известными горными инженерами (читай — геологами).

В самом начале XIX века Иван Петрович вышел в отставку и вернулся в родной Новгород. Где продолжил изобретательскую деятельность. Обилие мудреной техники, то и дело выносимой, вывозимой, а то и самовыезжавшей из ворот его двора привели к тому, что соседи боялись с ним связываться, считая конструктора колдуном, способным легко сглазить все, что хочешь. Но особого влияния на кипучую деятельность престарелого механика такое отношение не оказывало. Он клепал, резал, скручивал, раскручивал, не обращая внимания на домыслы. В его мастерских вечно что-то стучало, звенело, дымило, а иногда и пело.

В 1804 году он испытал вторую модель своего водохода, снабженного уже двумя якорями: пока корабль «подтягивался» за одним, матросы на шлюпке забрасывали второй на новую дистанцию, что способствовало непрерывности хода. Во время испытаний корабль с грузом 139 тонн за час прошел против течения почти километр, что было вполне сравнимо со скоростью барж на бурлацкой тяге. После их завершения Кулибин отправил царю прошение о строении нового типа судов, однако департамент водных коммуникаций просьбу отклонил, сославшись на высокую стоимость проекта. И ведь нельзя сказать, что в департаменте были неправы: в сравнении с копеечной бурлацкой силой, вододвигательные машины были, и правда, весьма и весьма дороги. Построенное судно Кулибин передал, вместе с документацией, городской администрации родного города, а уже она в 1808 году продала водоход за 200 рублей на дрова.

Несмотря на всероссийскую славу и известность, старость механик встретил практически в нищете. Все заработанные деньги он тут же «спускал» на новые проекты и изобретения. Многие из которых могли его озолотить, если бы мастер прекратил изобретать и перешел бы непосредственно к производству. Чего стоили одни только протезы после Отечественной войны 1812 года, или зеркальные фонари. Но механику было не до производства. Вот уже много десятилетий он пытался наконец создать машину, которая смогла бы осчастливить все человечество. «Более 40 лет времени,- писал он в 1817 году нижегородскому губернатору, — занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются». Иными словами, больше 40 лет великий изобретатель потратил на попытку создать Perpetuum Mobile — вечный двигатель.

Теперь мы знаем, что вечным ничего не бывает. В 1818 году Иван Петрович Кулибин умер. Для того, чтобы его похоронить, жене пришлось продать последнее, что оставалось в доме. Большие настенные часы. Они, хоть и ходили с поразительной точностью, но вечными не были.

Уже в 1853 году некто Обнинский поместил в журнале «Московитянин» заметку о находившихся у него часах работы Кулибина. «Стенные астрономические часы, — писал он, — большого формата, недельные. В середине циферблата золотой двуглавый орёл, под ним вензель Государыни Екатерины II. Кругом на серебряной доске надпись «Преименито Имя Ея во веки». Сверху Луна с голубиное яйцо; в циферблате золотое Солнце показывает ход обеих планет, 12 месячных знаков, затмения Солнца и Луны. Чёрный и белый круг показывает, сколько часов сегодня дня и ночи, стрелка показывает високосные годы, течение и перемены разных планет, числа дней, название месяцев и сколько в котором дней. На дверцах футляра круг географический. На минутной стрелке устроены удивительно мелкие часы в гривенник, которые, не имея никакого сообщения с общим механизмом часов, показывают время очень верно.

Ещё несколько штук, которые определить может астроном». Устроенные в стрелке мелкие часы не требовали отдельной подзаводки, и ходили, как казалось, сами по себе, долго не останавливаясь даже после того, как останавливался основной механизм. В действительности, их постоянно подзаводил подведенный к пружинке маленький грузик, подкручивавший ее в сторону, противоположную движению несущей минутной стрелки. Это был еще далеко не вечный двигатель, но «гравитационным» назвать его уже вполне можно.