Что такое дифференциальная психология? Методы дифференциальной психологии Предмет и методы дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология - (от лат. differentia - различие) - это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна - это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий (рис. 1).

Задачи дифференциальной психологии:

  1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.
  2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку - половому, возрастному, расово-этническому и др.
  3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип - симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно - см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий - типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин:
1. ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.
2. ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.
3. Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.
4. ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.
5. Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.
6. ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.

Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.


  • Общенаучные методы.

  • Психогенетические методы.

  • Исторические методы (методы анализа документов).

  • Собственно психологические методы.

  • Каналы получения информации об индивидуальности. Приемы и способы научной классификации.
  • ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

    Психогенетические методы в дифференциальной психологии.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

    Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, T-, Q-данные. Приемы и способы научной классификации.

    Ключевые понятия: психогенетические методы, методы анализа документов, идиографический подход, номотетический подход, организм, типологическая психология, эволюционная теория личности, . L-, T-, Q-данные, индивид, индивидуальная психология, иерархическая структура субъекта, интегральная индивидуальность, личность, микросистема, мезосистема, наследственность, среда, экзосистема

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

    1. Классификация методов дифференциальной психологии

    Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям.

    1. По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

    2. По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

    3. По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

    4. По стабильности–изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

    Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

    Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

    Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

    2. Общенаучные методы:

    Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

    1. Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

    Существует несколько видов наблюдения:


    1. По форме контакта: опосредствованное и непосредственное (косвенное и контактное);

    2. По условиям деятельности: полевое и лабораторное (естественное и экспериментальное);

    3. По характеру взаимодействия с объектом: открытое и скрытое, а также включенное и невключенное;

    4. По цели: случайное и целенаправленное;

    5. По упорядоченности: сплошное и выборочное, а также произвольное и структурированное.

    6. По фиксации результатов: констатирующее и оценивающее.
    Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

    Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями , 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

    В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

    2. Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

    Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

    К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

    Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно. Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).

    3. Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

    3. Психогенетические методы

    Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений».

    Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

    Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

    Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

    Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей.

    Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

    Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

    Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо.

    Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность». 3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром. 4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

    4. Исторические методы (методы анализа документов)

    Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

    Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.

    Дневниковый метод – вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

    Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.

    Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

    5. Собственно психологические методы.

    Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

    Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

    1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака – феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.

    2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), целостность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

    Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.

    1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей). 2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) – изменение электропроводимости кожи. 3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения – при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей – «индукционная методика», под действием кофеина и других фармакосредств). 4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др. 5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма). 6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А. Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие). 7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального – левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

    Социально-психологические методы включают опросы и социометрию.

    Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

    1. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

    2. Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

    3. Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме – открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов. Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

    4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).

    Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов.

    1. «Поперечные» срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А. Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными «срезами», т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

    2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

    Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование.

    Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты – графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

    Тестирование – краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

    В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются). 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков. 3. Тесты восприятия. 4. Мнения (интересы, социальные установки). 5. Эстетические тесты. 6. Проективные тесты. 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях). 8. Игровые тесты.

    Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

    Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуальноориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютернойобработки.

    6. Каналы получения информации об индивидуальности

    Иногда методы изучения индивидуальности разделяют на три группы – на основании того канала, по которому была получена информация.

    L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Поскольку даже в научных целях одному психологу невозможно исчерпывающе изучить поведение человека в разных условиях, обычно привлекают экспертов – людей, имеющих опыт взаимодействия с испытуемым в значимой области.

    L-данные трудно сделать валидными, потому что нельзя освободиться от искажений, связанных с личностью наблюдателя, действует эффект ореола (систематические искажения), возможны также инструментальные искажения, связанные с несовершенством методик обследования (некорректно сформулированными вопросами). Другой недостаток L-данных – большие временные затраты.

    Чтобы повысить валидность, нужно соблюдать требования к экспертным оценкам: 1) определять черты в терминах наблюдаемого поведения (предварительно договориться, что мы будем фиксировать как проявление тревожности, агрессивности и пр.), 2) обеспечить длительность наблюдения, 3) привлекать не менее десяти экспертов на одного испытуемого, 4) ранжировать испытуемых в течение одной встречи не более чем по одному признаку, чтобы не было эффекта наведения и эксперты не повторяли свой список.

    Оценки должны быть обязательно формализованы и выражены в количественной форме.

    T (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается благодаря тому, что наложены ограничения на возможность искажения тестовых оценок и имеется объективный способ получения оценок но реакции испытуемого.

    Примерами использования Т-данных являются известные опыты Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник по запоминанию незавершенных действий, опыты с моделированием ситуаций для изучения альтруистического поведения. То есть необходимо создать целостную объективную ситуацию для проявления тех или иных особенностей личности. Этот канал получения данных тоже требует больших временных и кадровых затрат и используется чаще на этапе пилотажного исследования для определения гипотезы, которая затем проверяется при помощи других, более экономичных методов.

    Для того чтобы повысить валидность и эвристичность исследования, полезно применять следующие тактические приемы: 1) маскировку истинной цели исследования, 2) неожиданную постановку задач, 3) неопределенность и нечеткость формулирования целей исследования для создания зоны неопределенности и стимулирования активности испытуемого, 4) отвлечение внимания испытуемого, 5) создание эмоциональной ситуации при тестировании («Это задание до вас все выполняли с легкостью!»), 6) использование эмоционального содержания тестовой ситуации, 7) фиксацию автоматизированных реакций, 8) фиксацию непроизвольных индикаторов (электрофизиологйческих, биохимических, вегетативных изменений), 9) фиксацию «фоновых» индикаторов (физического статуса, уровня активности и утомления и пр.).

    Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов. Этот канал занимает центральное место в исследованиях индивидуальности благодаря своей высокой экономичности (можно применять в группе, автоматизированно обрабатывать результаты). Однако он не считается высоконадежным.

    Искажения получаемой информации могут быть связаны со следующими причинами: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых (заполнять анкеты сложно сельским жителям и детям моложе десяти лет), отсутствием навыков самопознания и специальных знаний, использованием неверных эталонов (особенно в ограниченном социуме, когда человек сравнивает себя с близкими, а не популяцией в целом). Кроме того, различная мотивация испытуемых может приводить к искажениям либо в сторону социальной желательности (дисимуляции, ослабления симптоматики), либо подчеркивания своих дефектов (агравации и симуляции).

    Таким образом, абсолютно совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию. Но на этом научные изыскания не заканчиваются.

    Приемы и способы научной классификации

    Полученные данные (независимо от канала) могут объединяться (9). Предположим, что мы обследовали некоторую обширную выборку испытуемых (Иванов, Сидоров, Петров, Федоров) по психологическим проявлениям, которые мы можем условно обозначить как А, В, С, В, и свели их в единую таблицу.

    Таблица 2.1. Гипотетические показатели гипотетических респондентов


    Признак __A__B__C">Признак

    A

    B

    C

    D

    ФИО

    Иванов

    1

    2

    1

    3

    Петров

    2

    2

    2

    2

    Сидоров

    2

    3

    2

    3

    Федоров

    1

    2

    1

    2

    Нетрудно заметить, что результаты Иванова напоминают результаты Федорова. Мы можем объединить их в один столбик вместо двух и дать название введенному нами типу личности (например, Иванов, Федоров). Всех, кто напоминает по своим психологическим качествам Иванова с Федоровым, мы можем теперь относить к одному типу. То есть тип – это обобщение, сделанное по группе испытуемых с похожими качествами. При этом, разумеется, в результате такого обобщения мы теряем индивидуальные отличия Иванова и Федорова (например, мы игнорируем несовпадение показателей по признаку D).

    Далее мы можем обратить внимание и на то, что признаки А и С, В и D принимают практически одни и те же значения. Это может быть связано с тем, что за этими проявлениями стоит общий фактор. И мы можем объединить столбцы нашей матрицы, присвоив новые названия психологическим качествам – например, вместо A и C ac, а вместо B и D – bd. Устойчивый способ поведения в различных ситуациях и условиях называется чертой личности.

    Таблица 2.2. Результат обобщения частных показателей отдельных респондентов


    Признак

    ac

    bd

    ФИО

    Иванов Федоров

    1

    2

    Петров

    2

    2

    Сидоров

    3

    3

    И таблица сокращается, а психолог получает данные о типах личности и чертах личности (в строгом исследовании эти процедуры, разумеется, осуществляются при помощи факторного анализа).

    В конечном счете, не очень важно, какая методика была выбрана для изучения индивидуальных свойств человека, главное, чтобы она корректно применялась и оказалась полезной для приращения нового научного знания. А чтобы это произошло, полученные результаты необходимо обобщать (процедура деления некоторого множества на подмножества называется таксономией, или классификацией).

    В психологии индивидуальных различий не все типологии составлялись с учетом этих требований . Однако среди эмпирических (ненаучных) классификаций есть очень интересные, а строго научная может оказаться вполне бесполезной.

    Итак, очевидно, что для изучения признаков используются одни методы, а для исследования индивидуальности – другие. Поэтому для составления программы научного или практического исследования нужно последовательно определить следующие моменты: 1. Что является предметом рассмотрения – признак или индивидуальность? 2. К какому уровню индивидуальности относится рассматриваемое явление? 3. Какой парадигмы придерживается исследователь – естественнонаучной или гуманитарной? 4. Что предпочтительнее применять – качественные или количественные методы? 5. Наконец, конкретные методики какого рода следует ввести в программу?

    Тема 3. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность. (2 часа)

    Предметом изучения психологии является индивидуальный внутренний мир, закономерности его зарождения, становления, развития, реализации и угасания. Как научным методом психология пользуется системой средств целостного познания предмета в единстве его реальных и сущностных глубинных проявлений.

    В научном методе синтезированные методология, методика и приемы исследования. их комплексное применение позволяет получить объективные, целостные знания о предмете науки.

    Методология (греч. Methodos - способ познания и logos - учение) - учение об общей теории (позицию), с которой должен выходить исследователь психической природы Я человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и средства, которыми он должен пользоваться.

    Техническая методология обобщает и предлагает целесообразные и эффективные способы и средства научного познания предмета науки. Поскольку психология сочетает в себе признаки и теоретической, и прикладной дисциплины, ее методология прибегает к средствам как научного познания, так и практического преобразования индивидуального мира Я человека. В унифицированном виде техническая методология синтезирует методики психологического исследования и методики преобразовательного психологического воздействия.

    Методике в научном исследовании называют процедуру или последовательность осуществляемых познавательных и преобразовательных действий, операций и действий, которые реализуются в процессе изучения его предмета и направлены на решение задач исследования. Как составляющая научного метода психологии методику рассматривают на нескольких уровнях: первый уровень - общая методика психологического исследования; второй - методика осуществления конкретного типа научного исследования (теоретического, эмпирического, прикладного и др.); третий - подробно описана последовательность реализации того или иного средства, способа психологического исследования.

    Дифференциальная психология использует в-психологические методы познания, к которым относятся, например, наблюдение и эксперимент, и специальные.

    Специальные методы дифференциальной психологии разделяют на: методы теоретического анализа (моделирование, реконструкции, типологический), Психогенетические (генеалогический метод, метод приемных детей, метод близнецов), исторические (биографический метод, метод дневников, автобиографический метод, изучение продуктов деятельности, изучение литературно-исторических источников), диагностические (тесты), математические (методы математического моделирования, методы математической статистики * ки), организационные (лонгитюдном, сравнительно-возрастная, генетико-моделирующего формы организации исследования) и др.

    Методы теоретического анализа

    В дифференциальной психологии активно используют методы теоретического анализа, к которым относится моделирования, реконструкции, типологический.

    Моделирование (франц. Modeler - лепить, формировать) - метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или Идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто математических).

    Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводят некоторые сущностные свойства системы-оригинала. Частичная сходство позволяет использовать модель в качестве заменителя исследуемой системы. Относительная простота модели делает такую замену достаточно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенный способ проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях научного знания, в частности в дифференциальной психологии.

    Первые попытки использования метода моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти. Систематически моделирования применяли в гештальтпсихологии, пытаясь найти физические аналоги формирование целостных психических структур (гештальтов) в природных процессах образования кристаллов, негеометричних конфигураций и др. Широкое использование этого метода в дифференциальной психологии и психофизиологии началось в 50-е годы XX в. "Когда возникновение кибернетики позволило моделирования различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Советские ученые Петр Анохин (1898-1974) и Николай Бернштейн (1896-1966) создали модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержащие все основные компоненты дальнейших кибернетических моделей его поведения.

    В дальнейшем появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование распространилось на самые сложные виды интеллектуальной деятельности, такие как игра и решения различных задач. Перспективным считают исследования психических процессов по аналогии с процессами вычисления. Американский исследователь, профессор компьютерных наук и психологии Гер-берт Саймон (1916-2001) и другие ученые видят сходство между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства - это особенность можно плодотворно использовать в психологических исследованиях высших познавательных функций человека - интеллекта, систем принятия решений и тому подобное.

    Представленные способы представляют одну из техник моделирования - моделирование по аналогии, что сродни кибернетическим и компьютерным видением логики взаимопереходе и взаимосвязей явлений. В дифференциально-психологическом исследовании моделирования используют также в техниках "воспроизведение содержания" и "воспроизведение логики познания", применяемые при обосновании содержательных характеристик сущности изучаемых явлений.

    Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования заключается в построении "образа-модели" психологического явления, которое рассматривают как многомерное и багатозмистове, как такое, что реализует систему природных, социальных и духовных отношений. Поэтому построенные объяснительные модели, как правило, возникают багатозмистовимы, "межуровневого", что делает информативный образ исследуемого явления целостным и полным. Эту технику моделирования применяют к сложным смислонасичених явлений жизни человека: потенциала ее бытия, одаренности, компетентности, жизненного пути и тому подобное.

    Моделирование как воспроизведение логики познания заключается в создании теоретической модели, которая повторяет внутренние психические процессы (как правило, когнитивные) познания действительности. Например, психологи в сотрудничестве с инженерами-электронщики создали первые компьютеры, которые моделировали процесс обработки информации человеком. Метод используют для теоретизации сущности изучаемого предмета и способа его познания и преобразования. Эта техника моделирования направлена на постепенное воссоздание динамических психических характеристик исследуемого явления в его функционировании и развитии, а также на построение адекватного способа его познания. Двойная рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических процессов и состояний, с одной стороны, и моделирование этого процесса в экспериментальной ситуации у испытуемого - с другой) - основной механизм этой техники моделирования - требует высокой квалификации исследователя. Такая техника обеспечивает двойной эффект: позволяет выяснить теорию предмета и теорию способу его познания и воспроизведения.

    Реконструкции (лат. Rе - префикс для обозначения повторного воздействия и construction - построение) в дифференциальной психологии - метод теоретического исследования психологических явлений, заключается в содержательной и структурной перестройке явления, которое исследует психолог.

    Согласно выделяют содержательную реконструкцию, оперирующей содержательными признаками явлений, и структурную, направленную на изучение формально-логических признаков явлений. Предметом реконструкции могут быть как психологические явления, так и способы их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания и т. В рамках метода можно использовать различные техники. Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация когнитивных пространств (рост специализации познавательных процессов, их структурирования и упорядочивания с развитием системы когнитивных реакций субъекта, способов поведения и форм взаимодействия с миром), к которым относятся исследуемые явления и в отношении которых исследователь должен использовать метод реконструкции. Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных когнитивных пространств, то возможно использование техники прямой реконструкции. По принадлежности явлений в различных пространств исследователь прибегает к опосредованной реконструкции, обязательно выбирая третьих, обобщенное по содержанию относительно первых двух, явление как опосредованную звено.

    Качественную дифференциацию изучаемых явлений осуществляют также по признаку содержательной завершенности или когнитивной целостности. Например, интеллект анализируют как целостное, разноуровневое, интегральное образование индивидуальности, структурные компоненты которого, исследованы отдельно, не дают представления о его функциональные возможности как целостной системы. В зависимости от целей и задач исследования применяют креативную реконструкцию (осуществляется с включением новых структурных единиц, как правило, из других сфер психики, например эмоциональный интеллект объединяет аффективную и когнитивную сферу личности) или воспроизводственную (например, воспроизводят процесс преобразования информации: ощущение> восприятия> памяти пять> мышления> воображение). "Новое содержание" предстает более дифференцированным, структурированным и завершенным или соответствующим "исходном содержания" по уровню завершенности и наполненности.

    В общем метод реконструкции применяют не только как средство теоретизации, но и для анализа, интерпретации и толкования данных психологического исследования.

    Поскольку предметом дифференциальной психологии есть индивидуальные, типологические и групповые различия между людьми, типологический метод требует детального рассмотрения.

    Типологический метод - метод научного исследования, ориентированный на выявление сходств и различий среди совокупности предметов, поиск надежных средств их идентификации, устойчивых сочетаний свойств явлений в системе переменных, их группировка с помощью идеализированной обобщенной модели.

    Следствием типологизации является выделение определенных типов явлений, которые воспроизводят идеализированную модель реально существующих явлений и процессов.

    В психологии прибегают к построению закрытых и открытых типологий (К. Абульханова-Славская).

    Закрытая типология, как правило, сама является целью исследования и демонстрирует общую закономерность в перечне ее проявлений. Иногда этот вид типологии применяют для раскрытия отдельной свойства, существует как совокупность форм, в каждой из которых представлено различное соотношение исследуемых признаков. Для такой типологии важные количество признаков и типов, характер распределения средних и крайних типов, их взаимодополняемость, по которой описывается закономерность в целом. Примером закрытой типологии е типология специфически человеческих типов темперамента И. Павлова, по которой всех людей разделены на "художников" и "мыслителей" по критерию преобладание первой или второй сигнальной системы.

    При исследовании высших психических функций используют открытую типологию (прогрессивную, или конструктивную), не имеет полного набора заранее установленных признаков, исчерпывающе характеризует типы. Если исходить из того, что различным уровням организации психического должны отвечать различные типологии, то высшем (личностном) уровню может быть адекватной именно открытая типология. Начиная с низшего (темпераментальные) уровня, где количество типов ограничено (закрытая типология четырех типов темперамента И. Павлова), наблюдается тенденция к индивидуализации личностных структур, на уровне характера проявляется в увеличении количества типов (например, типология акцентуаций характера подростков А. Личики насчитывает 10 типов).

    Принцип типологизации заключается в интеграции двух тенденций психологического исследования: индивидуализации и унификации содержания психического. Поэтому основными характеристиками открытой типологии могут быть:

    Характеристика, связанная с прогрессивным, процессуальным способом построения типологии, когда каждый следующий этап ставит ряд операциональных и теоретических вопросов, требующих обобщения и определения в типологии, строится;

    Характеристика, предполагает раскрытие особенностей каждого типа в системе всех остальных. Такая типология отражает системный подход к исследованию психических явлений как многомерных и многоуровневых феноменов.

    Основой типологизации является выявление сходства, различий и общности (т.е. обобщение) совокупности явлений, выделенных в процессе исследования, а затем - идентификация (то есть обобщения нового уровня) с идеализированной моделью изучаемого явления. Идеализированная модель - это предварительное теоретическое выяснение сущности предмета исследования, которое имеет прогностический характер. Именно идеализированная модель становится средством конкретизации и дополнения первичного определения предмета.

    В дифференциальной психологии типологический метод имеет такую методику реализации:

    1) выбор основ типизации и содержательное определение их как характерных признаков явления, проявления которого типизированных. Так, в типологии темпераментов И. Павлова основой типизации является свойства нервной системы человека: сила нервных процессов, их уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения. В каждом конкретном исследовании психолог выбирает основы типизации исследуемого явления, руководствуясь построенной теоретической моделью предмета исследования. Типизации подлежат как свойства, характеристики конкретных явлений, так и закономерности, условия, динамические характеристики процессов и т.п., однако каждому классу типизированных явлений должен соответствовать конкретный вид типологии;

    2) выбор модели типизации, которая будет воспроизводить сущностные и динамические особенности явления и определять логику обобщения сущностных признаков предмета в тип. В психологическом исследовании используют различные модели типизации. При их выборе следует учитывать уровень родства сущности типизированного явления и логики типизации, которую воспроизводит модель. Так, если основы типизации находятся в диалектическом зависимости друг от друга, применяют модели типизации "прогрессивная дихотомия" и "динамическая модель типизации". Если основы типизации избран в онтологическом соотношении, то адекватным будет использование онтологически ориентированных моделей типизации;

    3) выделение типов и построение типологии изучаемого явления. Она должна отражать структурную и содержательную зависимости, должно доказывать эмпирическое исследование;

    4) подтверждение истинности построенной типологии с помощью анализа и содержательного обобщения данных эмпирического исследования. На этом этапе осуществляют необходимую коррекцию элементов построенной типологии, а определение типов дополняют эмпирическими характеристиками их проявлений;

    5) завершающая стадия реализации типологического метода. На этом этапе построенную типологию, а также заложенную в ней модель типизации используют как средства анализа и интерпретации результатов проведенного исследования поскольку они целостно воспроизводят не только познавательную логику исследовательских действий психолога, но и сущностную построение предмета исследования как многомерного и многоуровневого явления.

    Итак, типология является завершающим этапом познания предмета и воплощает его содержательный и структурно-организационный результаты.

    Метод в переводе с греческого означает путь познания. Для разных уровней индивидуальности могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям .

    Общая классификация методов дифференциальной психологии:

    По виду используемого опыта:

    • - интроспективные - основанные на данных субъективного опыта;
    • - экстраспективные - опирающийся на объективный результат, доступный измерению.

    По активности воздействия:

    • - наблюдение ;
    • - эксперимент.

    По уровню обобщенности полученных закономерностей:

    • - номотетические -ориентированные на общее, психологию обобщения;
    • - идиографические - ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания.

    По стабильности - изменению изучаемого явления - констатирующие и формирующие (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

    В настоящее время остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии:

    • 1. Поскольку психические признаки даны непосредственно самому субъекту, как исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Этот вопрос поднимает проблему аналогии и интерпретации.
    • 2. Установление соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования - это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

    Группы методов, используемые дифференциальной психологией:

    • - общенаучные;
    • - псигонетические;
    • - исторические;
    • - психологические.

    Общенаучные методы

    Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

    НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

    Виды наблюдения

    Преимущества метода:

    • собираются факты естественного поведения человека;
    • человек воспринимается как целостная личность;
    • отражается контекст жизни субъекта.

    Недостатки метода:

    • слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями;
    • пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;
    • отсутствие повторного наблюдения;
    • фиксация результатов в описательной форме.

    Наблюдение можно сделать более научным, если

    • А) сформулировать конкретную цель (определить какие аспекты психической деятельности наблюдаются);
    • Б) обеспечить:
      • - объективность посредством нескольких одновременных фиксаций;
      • - систематичность, организовывая так наблюдение, чтобы человек о нем не знал или, зная о наблюдении был уверен о конфиденциальности информации, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

    ЭКСПЕРИМЕНТ - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения.

    Особенностью метода является невозможность прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть взаимодействуют субъективные реальности как минимум трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

    Преимущества метода:

    • можно создать условия, вызывающие изучаемый процесс;
    • возможно многократное повторение опыта;
    • возможно ведение простого протокола;
    • данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

    Недостатки метода:

    • исчезновение естественности процесса;
    • отсутствие целостности картины личности человека;
    • необходимость специальной техники;
    • отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показатели приборов, тестов).

    Виды эксперимента:

    • - лабораторный - проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии;
    • - естественный - максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в нем;
    • - камерный - промежуточное положение между лабораторным и естественным. Например, для изучения определенных особенностей поведения ребенка, его приглашают в кабинет методиста детского садика, предлагая поиграть;
    • - формирующий - подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменения (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам;
    • - психолого-педагогический - вариант формирующего, направлен чаще всего на апробацию нового метода обучения (который после апробации начинает называться программой).

    Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно. Эксперимент должен соответствовать требованиям:

    • - валидности - пригодности, понимаемой, как соответствие целей, методов и результатов;
    • - репрезентативности - представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента;
    • - надежности - устойчивости результатов во времени.

    МОДЕЛИРОВАНИЕ - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения).

    Психогенетические методы

    Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод исследования семей, родословных.

    Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, то тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (родитель - потомок). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявиться меньше сходства.

    МЕТОД ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ - состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям.

    Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средо- вые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок - биологический родитель, ребенок - приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

    БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД - среди близнецов выделяют моно- зиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

    • 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении вну- трипарно монозиготных и дизиготных близнецов.
    • 2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающего каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую совокупную личность.
    • 3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого - нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.
    • 4. Метод разлучения монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие - с фактором среды.

    Отличие дифференциальной психологии от всех (или почти всех) других отраслей психологии состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или регулярная динамическая изменчивость. Следовательно, объект ее носит сложный, динамический характер, и для его изучения требуется системный подход.

    Вот, возможно, самые существенные проблемы, которыми занимается современная дифференциальная психология:

    • установление основных принципов дифференциации в психологическом исследовании человеческой личности, критериев измерения динамики становления и развития психических свойств и процессов;
    • научное обоснование индивидуальных и типологических норм различных психофизиологических функций индивида, личности;
    • выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в зависимости от его индивидуальности;
    • научное прогнозирование развития и понимание роли отдельных периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека.

    Решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объекта дифференциальной психологии во всей его сложности и неоднозначности, изучении всего жизненного цикла человека. Необходимость интегрального подхода в дифференциальной психологии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни, предполагает учет данных, получаемых в различных психологических науках: общей и детской психологии, клинической и специальной психологии, психодиагностике и психокоррекции, патопсихологии, психогеронтологии, педагогической, возрастной и социальной психологии и т.д., а также в ряде других наук о человеке, рассматривающих возрастные аспекты и индивидуальные различия, проблемы генеза и возрастного развития (возрастной физиологии, медицине, педагогике, антропологии, философии, логики и т.п.).

    Специфика объекта дифференциальной психологии состоит, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. Еще И.М. Сеченов обратил внимание на чрезвычайную сложность процесса индивидуального развития человека. «Несомненно, - писал ученый в работе “Элементы мысли”,- прогрессивный цикл превращений составляет умственное развитие индивидуального человека от рождения до зрелости, но для нас этот именно цикл и стоит под вопросом». Он же впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой естествознания.

    Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития и изменения человека с момента его рождения и использовать эти закономерности для решения современных задач возрастной и дифференциальной психологии.

    Онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие личности человека имеет разный смысл в процессе развития индивидных и субъектных свойств человека.

    Следующая специфическая черта выражена в том, что особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития.

    С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического

    развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом».

    Чем старше человек, тем сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия! Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б.Г. Ананьев . Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирования личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы “перекрываются” типом индивидуального развития, характером практической деятельности».

    Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, реальных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие развития зависит от всего жизненного пути, типа характера и меры активности человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и интеллектуальной зрелости многообразными путями.

    В процессе развития (взросления, старения) человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индивидуальности на характер возрастной изменчивости психики.

    Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения индивидуальной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и каузальный аспекты.

    В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику динамики индивидуального развития человека.

    С онтологической позиции объект дифференциальной психологии может рассматриваться в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Причем, для понимания изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

    Следует отметить, что хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возрастная динамика, как известно науке, определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индивидуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и ге- терохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

    При помощи структурного подхода можно определить динамику психических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности.

    При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

    К числу сложнейших и существенных вопросов дифференциальной психологии относится проблема детерминации индивидуального психического развития.

    Одними из распространенных методов количественной и качественной обработки материала являются корреляционный 3 и факторный анализы. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности структурирования интеллектуальных функций и их качественных преобразований. Качественный анализ с использованием указанных эмпирических и статистических методик позволяет выделить типы, варианты и профили отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития психики.

    Группа интерпретационных методов включает в себя приемы обобщающего характера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически обработанных данных. Собранный материал может быть обобщен в виде психограмм, синтетического описания онтогенеза жизненного пути личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В результате применения интерпретационных методов могут быть получены типология развития, различные онтогенетические закономерности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях - генетическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и характера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.

    Усиливающийся интерес к проблемам дифференциации психического развития человека обусловлен тем, что в настоящее время практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации; переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст; непрерывное образование, обучение не только детей, но и взрослых; переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни человека и т.д. Современное общество в условиях научно-технического и информационного прогресса заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека.

    Учет индивидуальных особенностей необходим при построении эффективных режимов тренинга операторов, обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного и компьютеризованного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в процессе интенсификации производства. Дифференциальные особенности важны и при клинической диагностике в целях более точной профилактики, лечения и при трудовой экспертизе с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека, например, в разные периоды его жизни.

    Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем дифференциальной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные периоды жизни.

    В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Практическая работа с людьми в других областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифференцированного подхода на основе знаний о дифференциальных особенностях человека.

    Взаимодействие дифференциальной психологии с практикой осуществляется различными путями: непосредственно, опосредованным путем, через медицину и педагогику, а также через психологические науки, образованные в результате расширения междисциплинарных связей - социальную, педагогическую, инженерную психологию. И те и другие науки создают новые возможности для развития сфер практического использования дифференциальной психологии.

    зз

    Прикладные задачи решаются на основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода к объекту дифференциальной психологии. К числу таких задач относятся определение и научное обоснование норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни (гражданская и трудовая зрелость, пенсионный возраст и т.п.). Знания диапазона индивидуальных различий необходимо в целях прогнозирования психического развития.

    Важное прикладное значение имеет нормирование по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в процессе обучения и в других видах деятельности. Становление человека как личности, как субъекта общения, познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с индивидуальными нормами и подходами, лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе.

    Установление «старта» и «финиша» в индивидуальном развитии каждого человека - субъекта трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособности имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию, которое, в свою очередь, имеет социальный и дифференциальный смысл, поскольку подобные эталоны позволяют определять и степень выраженности индивидуальных различий, степень продвижения в психическом развитии в конкретный период жизни.

    Проблема указанного нормирования включает в себя не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Индивидуальные различия выступают в качестве относительно самостоятельной проблемы в структуре дифференциальной психологии. Рассмотрение индивидуальных особенностей создает новые возможности для определения обучаемости и воспитуемости, для определения степени зрелости психологических функций у отдельных людей. Выявление различных путей развития психологических функций и разнообразия темпов их индивидуальной и общей динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого «среза», но и главным образом самого процесса индивидуального развития, с точки зрения разнообразия проявлений возрастной нормы под воздействием различных факторов. В данном случае речь идет о научной основе индивидуально-педагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания и обучения.

    Для исследования одной из основных проблем дифференциальной психологии первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять динамикой и определять меры сензитивности в отдельные периоды жизни.

    В дифференциальной психологии решаются три группы задач: исследовательские, диагностические и коррекционные.

    Исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: общих закономерностей и факторов развития и специфического их проявления. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета науки.

    Решение диагностических задач дает возможность распознавать и оценивать степень зрелости индивидных и социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии, определять потенциальные возможности психического развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогностическими.

    Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения (семейные условия и др.). Решение этого рода задач осуществляется путем психологических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экспериментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей человека. Важно подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы дифференциального психолога во многом зависит от активности и готовности самих лиц, нуждающихся в психологической помощи.

    Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики - педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам.

    1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Напомним - важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом в 1879 г. первой экспериментально-психологической лаборатории, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов, в частности апперцепции .

    Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии стало выведение основного психофизического закона Фехнера - Вебера = const In R, где Empfindung - величина ощущения, a Reiz - величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизни оказались связанными между собой достаточно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт - выразительная иллюстрация неис- поведимости научных путей, потому что Фехнер, по своим убеждениям, «махровый идеалист», как писали о нем в доперестроечные времена, меньше всего стремился укрепить своими изысканиями позиции материализма.

    Еще в 1796 г. благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление (наблюдения опирались на метод «глаз и ухо», требующий координации зрительной и слуховой информации). Это было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как симультанный (одномоментный) феномен.

    Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов.

    Дондерс обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражители и т.п. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе.

    Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного психического наблюдения они имели поистине революционное звучание - психику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

    Экспериментальный метод, по мнению известной исследовательницы А. Анастази , несколько затормозил развитие интереса к единичным явлениям психики, которые активно изучались на донаучном этапе.

    2. Следующей предпосылкой превращения дифференциальной психологии в полноценную науку явилось использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, т.е. малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

    Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемая отечественными психологами теория «среднего человека» (человек стремится действовать так, как поступает большинство людей). Предметом же внимания Гальтона были особые способности, о чем он и написал в книге «Наследственный гений», изданной в

    • 1869 г. Гальтон стремился изучать суперменов и показал своими работами, что гениальность - это качество, обусловленное наследственностью.
    • 3. Предпосылкой оформления дифференциальной психологии в подлинно научное знание явилось использование данных психогенетики, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную, неаддитивную и дисперсию, связанную с разницей в окружении. В последнее время, однако, используют и генетический анализ.

    Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории дифференциальной психологии служит предметом острых дискуссий. В зарубежной дифференциальной психологии долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.

    В настоящее время для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие новых подходов и методов (табл. 2).

    Таблица 2

    Основные направления дифференциальной психологии

    Итак, к настоящему времени дифференциальная психология сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии - это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.

    К сожалению, и сегодня остаются верными слова В. Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях».

    Любая область знаний, претендующая на независимый статус, строится на основе некоей системы базовых принципов, определяющих суть данного научного направления. Для дифференциальной психологии наиболее существенными являются принципы:

    • реализации формального подхода;
    • интегрального анализа (соотношение части и целого);
    • взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
    • взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий;
    • измеряемости и статистической оценки изучаемых явлений.

    Традиции формального подхода: в изучении индивидуальности

    формальный подход (от лат. Forma - структура чего-либо, а также от formans - образующий) можно определить как совокупность методов анализа структуры устойчивых универсальных свойств человека. Конструкт «формальный подход» позволяет провести необходимую для целей исследования границу между наиболее типичными, стабильными, воспроизводимыми в жизненной практике и экспериментальной ситуации индивидуально-типологическими особенностями, и остальным бесконечным разнообразием уникальных комбинаций признаков, характеризующих неповторимость отдельной человеческой индивидуальности.

    В рамках формального подхода для описания структуры психики используются такие психодинамические конструкты, как темперамент, стиль, способности, характер и др.

    В новейших теориях психологии индивидуальных различий подчеркивается, что содержательная сторона поведения и деятельности, являющаяся во многом результатом усвоения этических и культурных норм, и формально-динамическая характеристика человека сливаются в одну гармоничную универсальную структуру. При этом биологически обусловленные базисные свойства, или тенденции, часто становятся фактором, ограничивающим число степеней свободы в процессе формирования и развития этих психологических структур. Другими словами, содержательные характеристики попадают под действие социально-обусловленных законов культурного контекста, в то время как механизмы формальных характеристик индивидуальности подчинены эволюционно-генетическим законам, оказываясь в большей степени под влиянием кросс-ситуативных, устойчивых во времени и толерантных к контекстуальному воздействию факторов.

    Познание закономерностей, регулирующих функционирование индивидуальности, возможно только через изучение механизмов, порождающих интересующие нас эффекты человеческих различий. Знание конкретных механизмов связано с решением многих практических задач - психотерапевтических, психокоррекционных, обучающих и развивающих - отвечающих на вопрос: почему одни наборы составляющих лучше других, и, в частности, почему результирующая сторона оказывается иногда согласованной, а иногда противоречивой, иногда мощной и ясной, а иногда слабой и рыхлой...

    Первоочередная задача в научном дифференциально-психологическом исследовании - выявление механизмов образования формальных характеристик.

    Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека.

    Большинство авторов выделяют в качестве отдельных классов энергетические и регулятивные характеристики , относя к первым активность-интенсивность, скорость и пластичность, а ко вторым - эмоциональную чувствительность, тип реагирования во фрустрирующих ситуациях, фон настроения.

    Специально выделяется класс формально-программных индивидуальных параметров, охватывающий общие звенья более сложных, в том числе и социально-групповых программ поведения. Сюда относятся: тип стратегии снятия неопределенности, предпочтение ранга доминирования, проявление выбора (основанное на относительном преобладании той или иной сигнальной системы действительности по И.П. Павлову).

    Следует запомнить:

    динамический характер, апперцепция, индивидуальные и типологические нормы различных психофизиологических функций индивида, И.М. Сеченов, СЛ. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, гетерохронность, каузальный подход, поли- факторные воздействия, микровозрастной анализ, В.М. Бехтерев, Ж. Пиаже, И.С. Кон, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, корреляция, А. Анастази, В. Вундт, факторный анализ, праксиметрия.

    Вопросы и задания по главе 2

    • 1. Перечислите самые существенные проблемы, которыми занимается современная дифференциальная психология.
    • 2. Расскажите о вкладе Сеченова, Рубинштейна, Ананьева в развитие дифференциальной психологии.
    • 3. Каким образом современные психологи пытаются решить проблему детерминации индивидуального психического развития?
    • 4. Подготовьте сообщения о классификации методических средств, актуальных для познания психического развития человека, предложенной Б.Г. Ананьевым.
    • 5. Расскажите о классификациях и методиках Кона и Пиаже.

    Б. Что подготовило появление психологии индивидуальных различий?

    7. Расскажите об основных принципах дифференциальной психологии.

    • Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) - выдающийся русский физиологи мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской Академии наук.В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) обосновалрефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности,доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологическиепроцессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открылявления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральнойнервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии груда,возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченоваоказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.Кроме того, он установил закон растворимости газов в водных растворахэлектролитов. Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русскойфизиологии».
    • Ананьев Борис Герасимович (1907- 1972) - советский психолог, создатель илидер Петербургской научной школы психологов. Работая на психологическом факультете ЛГУ, предпринял попытку преодолеть раздробленностьнаук о человеке и создать системную модель человекознания, в которойбыли бы обобщены исследования различных наук о человеке как личностии индивидуальности. Он выделял иерархически соподчиненные уровниорганизации человека: индивид, личность, индивидуальность. Б.Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия,а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями попсихологии общения, проблемами восстановления работоспособностираненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых вСССР организовал психологическую службу на основе средней школы вВыборгском районе Ленинграда.
    • Исследование отношений зависимости в системе переменных, котороезаключается в проверке соответствия выявленных причинных связей определенным данным.
    • Пиаже Жан (1896-1980) - швейцарский психолог и философ, известенработами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивногоразвития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название - генетическая эпистемология).
    • Кон Игорь Семенович (род. в 1928 г.) - советский и российский социолог,антрополог, философ, доктор философских наук (1960), профессор (1963),академик Российской академии образования (1989), почетный профессорКорнелльского университета (1989) и университета Суррея (1992).Ответственный редактор ряда коллективных трудов и серийных изданий(«Словарь по этике», «Этнография детства» и др.). Член ряда международных научных сообществ, среди которых Международная социологическаяассоциация, Международная академия сексологических исследований (англ.), Европейская ассоциация экспериментальной социальнойпсихологии, Германское общество сексологических исследований (нем.)и др., и редакционных советов ряда научных изданий.
    • Регрессионный анализ - метод моделирования измеряемых данных и исследования их свойств. Данные состоят из пар значений зависимой переменной (переменной отклика) и независимой переменной (объясняющейпеременной). Регрессионная модель есть функция независимой переменной и параметров с добавленной случайной переменной. Параметры модели настраиваются таким образом, что модель наилучшим образом приближает данные.
    • Дисперсионный анализ - его основной целью в психологии является исследование значимости различия между средними показателями.
    • Корреляционный анализ (корреляция) - статистическая взаимосвязь двухили нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми), - метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов корреляции между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаковдля установления между ними статистических взаимосвязей. Цель такогоанализа - обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной.
    • Апперцепция (лат. ad - к и лат. perceptio - восприятие) - одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленностивосприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин «Апперцепция» ввел Г. Лейбниц, обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления. Это определило первый аспект понятияАпперцепция: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль).
    • Дондерс Франц (1818-1889) - голландский врач и физиолог.
    • Анастази (Anastasi) Анна (1908-2001) - американский психолог. В 1930 г.получила научную степень в Колумбийском университете. Работала пси-хологом-инсгруктором в колледже Бернарда. С 1947 г. работала в университете Фордхам, профессор (1951) и руководитель (1968) психологическогофакультета. Президент Американской психологической ассоциации(1971 - 1972). Занималась проблемами дифференциальной психологии,формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий еговоспитания. Разработала ряд психологических тестов.