Что такое интеллект и можно ли его развить. Почему наши бабушки и дедушки были более дисциплинированными, чем мы

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

– Доктор, я умру?

– Обязательно!

В этом черном анекдоте и заключен ответ на все вопросы, считает руководитель отдела НИИ морфологии человека РАМН, доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев.

Факт смертности

Внутри каждой нашей клетки есть специальные структуры-добавки – теломеры, побуждающие эту клетку делиться. Таких теломер должно быть 50, максимум 55. С каждым делением их остается на одну меньше (они отцепляются особым ферментом): 49, 48... – и так далее по нисходящей. И неважно – медитируете ли вы в Тибетских горах, целуете ли кресты в Риме: когда способность клеток к делению кончается, то бишь истощается запас теломер, наступает естественная биологическая смерть.

50-55 делений – вот наш предел. В среднем это тонна клеток – столько вырабатывает наш организм за всю жизнь. В принципе эти ресурсы позволяют прожить и 150 лет – но вдали от цивилизации, в благоприятнейшей экологической обстановке и, как правило, жизнью дождевого червя. При активной жизни возможности организма серьезно сокращаются. Предел – 80-90 лет, дальше просто идет медленное умирание. Замечали: у стариков кожа становится пергаментной, появляются странные пигментные пятна на местах былых ожогов, ударов… Это клеток вырабатывается все меньше и меньше.

Так что физиологические ресурсы человека весьма скромные.

В поисках вечной клетки

Еще у нас есть невозобновляемая система – нервная. Все теории, будто клетки мозга размножаются и чуть ли не каждый день в нашей черепушке появляется до миллиона новых нейронов, построены на некорректных экспериментах на животных.

Фальсификацией является и то, что число нейронов можно увеличить с помощью стволовых клеток. Как правило, этой идеей увлекаются психологи и физиологи и, конечно, спекулянты от медицины, делающие бизнес на страданиях и чаяниях больных.

О поисках «вечной» клетки написаны тысячи статей. В США есть исследователи, которые утверждают, будто им удалось выделить из клеток то ли крови, то ли подкожного жира «вечно живущие» клетки, которые можно помещать в разные химические условия и таким образом получать разные типы клеток – сердца, легких, печени – и даже разные типы ткани!

Как им удается морочить всем голову? Да очень просто. Скажем, из одной клетки получают сто и замораживают. Потом, когда первая на издыхании и вот-вот прекратит делиться, из холодильника достают такую же вторую, третью... А чтобы доказать, что клетка потихоньку превращается, скажем, в сердечную, ее помещают в вытяжку из кардиомиоцитов (нарубленная и отфильтрованная ткань сердца), где она, естественно, «жрет» и накапливает соответствующие метаболиты, характерные белки. Потом эту «вечную» клетку пересаживают в чистую среду, показывают публике и говорят, что это будущий кардиомиоцит. Правда, мышечной ткани сердца еще нет, но она точно будет, ведь вы же видите специфические антитела, характерные для сердечной ткани. А клетка просто наелась того, что было вокруг.

На сегодняшний день нет ни одной работы, доказывающей, что преодолен 50-кратный цикл деления. Если бы подобное случилось, фармацевтические компании праздновали бы победу: ведь разрабатывать лекарства от того же СПИДа надо не в раковых, поистине бессмертных, а в здоровых клетках. Но многолетние опыты ученых Германии показали: ни одна соматическая ткань в культуре клеток не живет более 4,5 года.

Шумиха вокруг клонирования

По этой же причине нельзя никого клонировать. Если ядро соматической клетки пересадить в яйцеклетку, зародыш просто умрет от старости, ведь у соматической уже выработана значительная часть ресурса делений. Поэтому вопрос клонирования – дело бизнеса и мистификации, а не медицины. Кстати, была ли овечка Долли клоном, генетически не доказано. Серьезные работы говорят лишь о том, что можно добиться пересадки ядра: при этом зародыш какое-то время делится, а потом погибает. Сей факт ученым был известен уже четверть века назад…

Но почему, спрашивается, не утихает журналистско-ветери­нарная шумиха про якобы клонированных здесь и там кошечек, собачек, хрюшек? Увы, это чистой воды политика. В свое время английское правительство, поддавшись на историю с Долли, выделило на исследования громадные деньги. Когда же стало ясно, что все это, мягко говоря, надувательство, пошла борьба за сохранение лица, отстаивание не столько научных интересов, сколько собственного бутерброда. Именно тогда и придумали чудо-терапию стволовыми клетками, выращивание с их помощью органов…

И уж если говорить по большому счету, то и программа «Геном человека» – чисто американское шоу. На самом деле в геноме исследовано лишь 10% генов, кодирующих белки. Остальные 90% – terra incognita, хотя уже объявлено о завершении программы. Да и те 10% генов изучены только у одного – одного! – человека, о чем почему-то все «забывают» говорить.

Так что приходится признать: наш мозг, будучи продуктом биологическим, конечен. И никаких новых ресурсов создать нельзя – ну не размножаются клетки мозга!

Работа мозга – очень энергозатратный процесс. Даже если мы тихо дремлем у телевизора, мозг поглощает до 10% всего, что мы выпили и съели за сутки. А при активной жизни расход увеличивается как минимум вдвое. Неслучайно при неблагоприятных условиях мозг отключается первым.

Сколько ни разгоняй «Запорожец»…

Бытует мнение, что мы используем мозг на 10%. На самом деле он всегда работает весь! Даже когда вы читаете газету и, казалось бы, активизированы лишь зоны, ответственные за зрение, память и логику, в это же время трудятся и другие нейроны, например те, что отвечают за поддержание вашей позы. Правда, они менее активны, но также передают сигналы и в любой момент готовы выполнить новое задание. Вам позвонили в дверь? И вот уже зашустрили нейроны, ответственные за слух, ходьбу, распознавание.

И тут мы сталкиваемся еще с одним заблуждением: будто можно развить способности человека. Нет! Их можно только реализовать. Мозг каждого человека имеет свою структурно-морфологическую организацию, определяющую характер, сенсорные, моторные, другие возможности и ограничения. Нет абсолютно идентичных извилин. Все умственные, физические ресурсы мозга определены с рождения: как генами родителей, так и тем, что за материалы – белки, жиры, углеводы – приносила на постройку новой нервной системы будущая мама. Если в это время она занималась сыроедением, голоданием, мозг ребенка, скорее всего, будет развит отнюдь не идеально.

Образно говоря, сколько ни разгоняй «Запорожец», он не будет ездить, как «Мерседес». И нет смысла запихивать в языковую или математическую школу того, чьим извилинам в радость слесарное дело. В каждом конкретном случае нужно заниматься не проблемой развития функций, которых нет, а реализовывать то, что точно досталось от папы с мамой.

Как это определить? Очень просто – предъявите мозгу много вариантов. Дайте попробовать разное. Человек сам схватится за «свое». Если лучше выражены слуховые и голосовые области мозга – будет петь. Аналитические – не оторвешь от шахмат, точных наук.

Но всему есть предел: от непосильных задач даже «Мерседес» может заглохнуть и оказаться на обочине. А «Запорожец», который не пыжится, а живет в ладу с собой, пусть медленно, но верно будет реализовывать свои таланты.

И нельзя всех заставить думать и жить одинаково. Как и достигать одних и тех же высот.

От редакции. В одном из следующих номеров в рубрике «Дискуссионный клуб» мы поговорим о плюсах и минусах долгой жизни. Ваши высказывания присылайте нам по адресу: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 4, «АиФ. Здоровье», с пометкой «Дискуссионный клуб», или по электронной почте med@сайт

Кстати

Наша кожа (верхний слой эпителия) обновляется:

>> на руках – каждый день,

>> на лице и голове – раз в три дня,

>> на теле – раз в неделю.

Клетки крови заменяются:

>> у обычного человека – каждые 80 дней,

>> у спортсмена – каждые 40 дней.

Сердце способно сократиться только 800 миллионов раз за жизнь.

александра савина

Слово «эмпатия» кажется интуитивно понятным: чаще всего под ней подразумевают сочувствие, умение войти в положение собеседника. Однако эмпатия - это не только выражение заботы, но и умение пропустить через себя чувства другого человека.

Английское слово «empathy» появилось в начале XX века как прямой перевод немецкого «Einfühlung», буквально «вчувствование». Тогда оно подразумевало приписывание собственных чувств объекту или окружающему миру. К середине прошлого века смысл термина пересмотрели: психолог Розалинда Даймонд Картрайт и социолог Леонард Коттрелл провели серию экспериментов, после чего отделили эмпатию, то есть точное определение чужих чувств и эмоций, от проекции собственных эмоций и чувств на других. В 1955 году издание Reader’s Digest закрепило новое употребление, определив эмпатию как «способность оценить чувства другого человека, не вовлекаясь эмоционально настолько, чтобы это влияло на наши суждения».


Большое спасибо за Ваш вопрос.

Для человека, занимающегося умственной деятельностью, будь то студент, ученик йешивы и т.п., очень важно использовать свои интеллектуальные возможности максимально. Постоянная умственная деятельность положительно влияет на способность человека мыслить. Существуют также и возможность развить эту способность.

Речь пойдет не о каких-либо психологических упражнениях, а о том уникальном опыте, который был накоплен в мире йешив в процессе тысячелетней постоянной работы по самосовершенствованию, опыте, который накапливается и передаётся из поколения в поколение. Подробно об этом говорится, например, в книгах известных раввинов Рава Исроэля Салантера, Рава Шломо Вольбе.

Безусловно, Всевышний наделил людей разными способностями и то, что с легкостью удается одному, другой достигает только в процессе кропотливой работы над собой. Кроме того существуют различные аспекты мышления, которые требуют отдельных «вложений», например, глубина мышления, способность продуцировать новые идеи и, безусловно, концентрация внимания. Поскольку в современном мире последний аспект, концентрация внимания, является наиболее уязвимым из-за всеобщего пристрастия к телевидению, компьютерным играм и интернету, попробуем обратиться именно к нему.

Мозг человека - уникальный орган, который не прекращает свою работу ни на миг. Независимо от того, спит человек или бодрствует, занимается физическими упражнениями или отдыхает, мозг постоянно в работе. Проблема заключается в том, что существуют две противоположные силы, которые заставляют мозг работать. Когда человек пытается понять и осознать что-либо, мозг приходит в действие, начинает мыслить. Если же человек не утруждает себя попытками понимания, то мозг начинает работать в автономном режиме и «включается» воображение.

Воображение «производится» мозгом человека естественным образом с самого рождения. А способность осознанно и направленно мыслить приобретается в более позднем возрасте.

Наши мудрецы образно называют мышление человека царем. Царь обдумывает и разрабатывает план управления, которому будет подчинена деятельность всего его царства. И когда человек обдумывает что-либо, все его органы и чувства подчинены разуму.

То, о чем человек думает, отражает его сущность. Талмуд (Кидушин 49 б) говорит, что человек, который посвящает женщину себе в жены на условии, что он полный праведник, совершает законный акт посвящения, даже если он законченный злодей. Объясняет Талмуд: женщина считается посвященной ему, поскольку, возможно, в тот момент он раскаялся. Иными словами, мы видим, что даже с помощью одной мысли о раскаянии законченный злодей может обернуться полным праведником. В том же русле - талмудическое высказывание о том, что размышления о прегрешении хуже, чем само прегрешение (Йома 29а). Человек может нарушить закон в порыве страсти, что, безусловно, неприемлемо, однако все еще не отражает его сущности. А размышления о прегрешении эту сущность отражают.

Как было сказано выше, мысль, с одной стороны, является высшей, а с другой стороны, наиболее утонченной силой человека. Мысль легко прерывается посторонними раздражителями, и даже в те немногие моменты, когда человек пытается размышлять, зачастую его мозг занят мыслительной деятельностью всего на 60-70 процентов, оставляя остальное пространство воображению.

Поэтому надо постараться приучить мысль работать направленно, не перескакивая с одного аспекта на другой, и использовать мыслительную способность мозга максимально. Для начала необходимо найти тихое место и время для работы над собой. Ежедневно в течение трех минут нужно пытаться обдумывать какую-либо тему, не отвлекаясь ни на что иное. Тему, над которой Вам хотелось бы поразмыслить, необходимо определить заранее, очень важно, чтобы она была интересна для Вас. Как Вы увидите, мыслить, не отвлекаясь, тяжело даже в течение одной минуты. Но при ежедневной работе приблизительно в течение месяца, с Б-жьей помощью, Вам удастся довести продолжительность этого «упражнения» до трех минут.

Следует помнить, что в отличие от работы над наращиванием мышечной массы, где успех зависит от степени усилия и напряжения, в работе над концентрированным мышлением невозможно достичь успеха одним лишь усилием. Работа над мыслью подобна игре на скрипке, поэтому успеха здесь можно достичь только легкими, доставляющими удовольствие движениями.

Будем рады услышать о Ваших успехах.

С уважением, Яков Шуб