Что такое мировоззрение, и почему важно его развивать? Мировоззрение человека. Основа и принципы мировоззрения

Что такое мировоззрение, и почему так важно его совершенствовать

За многими с виду привычными и повседневными словами порой прячутся такие смыслы, которые большинством из нас перестали восприниматься в полном объёме. Любовь, Совесть, Истина, Свобода — за каждым из них у отдельно взятых людей стоит, как правило, своё, зачастую урезанное понимание, а всякие беседы об этом уже философские категории. Но мне бы хотелось заострить внимание на таком понятии, как Мировоззрение. Что это вообще такое, почему формирование правильного мировоззрения так важно для человека и как узнать, что является правильным, а что нет.

Наш мир — объективен. Это значит, что его существование не обусловлено нашими о нём представлениями и знаниями. Вне зависимости от того, появились бы вы на свет или нет, кардинально ничего бы не изменилось, законы физики, математики и природы в целом работали бы абсолютно одинаково. В масштабах вселенной наличие вида человек разумный на планете Земля так же кардинально ничего не меняет, существование звёзд, планет и галактик не наших рук дело и повлиять хоть сколь-нибудь значимо на существование звёздных систем мы не в состоянии. Мы можем лишь изучать эти явления настолько, насколько нам позволяет уровень развития цивилизации. Другими словами — наш мир наделён всей полнотой знаний о самом себе, он объективен и самодостаточен, он именно такой, каким является вне зависимости от наших представлений о нём и никакой другой.

Мировоззрение каждого человека строится из всей совокупности его знаний и представлений об окружающей реальности. Любые факты, теории, законы, алгоритмы, программы, отрасли деятельности и науки, с которыми мы сталкиваемся — это кирпичики, формирующие наши представления о реальности, которая объективна по своей сути. Т.е. мировоззрение — это всего лишь проекция, некий образ объективно существующей реальности в наших головах. Для формирования представлений о мире нам даны пять чувств с определёнными ограниченными спектрами восприятия, а так же разум, который позволяет нам выходить за пределы этих спектров в познании. Сегодня никто не оспаривает существование радиоволн, инфракрасного излучения, радиации, хотя наши чувства не способны их воспринимать. Это результат работы человеческого разума, создавшего вспомогательные приборы и устройства для измерения и использования невоспринимаемых нами, но объективно существующих явлений.

Вопрос правильности мировоззрения состоит в том, насколько соотносится лично ваше представление о мире с тем, каковым он является на самом деле. Это обуславливает качество жизни в целом, независимо от того, задаётесь вы такими вопросами или нет. Критерием же правильности является практика жизни. Многие не желают задумываться о вещах глобальной значимости и охватывать в измышлениях большие категории, но это не значит, что процессы, происходящие в этих категориях не оказывают влияние на конкретно их существование. Во-первых всё взаимосвязано, мир един и целостен. Во-вторых, как говорится, чем больше ложь, тем охотнее в неё верят. Очень часто из-за нежелания подняться выше в своём понимании и посмотреть на проблему/предмет спора/явление с высоты птичьего полёта люди бывают не способны увидеть всей полноты картины, предвидеть последствий своих действий и становятся жертвой масштабного надувательства или просто соучастником неправедного дела в обход собственного сознания.

Какие функции несёт осмысленное формирование мировоззрения. Простой пример. Вы устраиваетесь на новую работу. Для вас там всё новое, вы пока ещё ни с кем не познакомились, вы не знаете, как там всё устроено и заведено, словом ещё не влились в коллектив. По мере пребывания на своём рабочем месте, вы будете всё больше узнавать о структуре компании, о коллективе и взаимоотношениях в нём, построите свои собственные, выработаете какие-то автоматизмы, алгоритмы взаимодействия с сотрудниками и с предметом собственного труда и т.д. и т.п. Чем более детализованнее будет становиться ваше представление о новой работе, тем более эффективно вы начнёте выполнять свои задачи. Большее понимание среды обуславливает бОльшие возможности в принятии собственных решений, даёт способность реагировать на внештатные ситуации и оценивать свои действия и возможности наперёд предвосхищая последствия. Иначе говоря, в целом понимание среды повышает эффективность вашего труда на рабочем месте.

Аналогичный процесс, но длиною в жизнь, можно назвать мировоззренческим становлением. Отличается он от адаптации на новом рабочем месте исключительно своим масштабом и длительностью. Каждый человек способен распознать процесс, периодичностью в один час, день, неделю, месяц. Изменения в рамках подобных процессов происходят быстро, по отношению к длительности жизни человека, и потому видны и осмысляемы. Такие процессы называются высокочастотными. Гораздо сложнее объять и осмыслить так называемые низкочастотные процессы, которые длятся десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. По отношению к человеческой жизни, процесс становления мировоззрения — низкочастотный, потому многими не осмысляется, как важный, а иногда и вообще как существующий.

В рамках планеты, система управления обществом в целом поддерживает алгоритм разобщения всех со всеми. Иногда это называют принципом «разделяй и властвуй». Образовательная система «для всех» не учит нас воспринимать мир единым и целым, а реализует прямо противоположные цели — не дать сформировать единую картину мира. Все предметы и науки изучаются оторванными друг от друга, а разрозненные факты и даты образуют в голове такую бесформенную кашу, что мир нам представляется одной большой лотереей, где всё случайно и непредсказуемо, а цивилизация развивается спонтанно и хаотично, сама собой. В быту мировоззрение, сформированное подобным образом называется «калейдоскопичным» и является абсолютно не состоятельным для полноценной и осознанной жизни в обществе в виду неспособности обладателями такого мировоззрения видеть дальше своего носа. Управление долговременными низкочастотными процессами для них недоступно, т.к. в таком представлении о мире отсутствуют всякие взаимосвязи и закономерности, на основании которых можно было бы вести подобную деятельность.

Альтернативой такому воззрению является «мозаичная» модель миропонимания. Осознание целости и неделимости окружающей нас действительности, где всё обусловлено всем, где каждый процесс является результатом одних и причиной других явлений и действий. Где любая случайность, как правило оказывается непознанной закономерностью. Где кубики, из которых строится наше представление о действительности, образуют единую картину и даже если в какой-то области кубиков-знаний не хватает, то это не меняет картины в целом, а наличие недостающих кубиков сделает уже существующую картину более детализированной.

В этой модели есть так же очень важный нюанс. Мы с вами всего лишь одна из многочисленных форм жизни. Нас уже семь миллиардов, и мы неотъемлемая часть этого единого и целостного мира. Мозаика мировосприятия по определению не может строиться от собственного «Я», поскольку это создаёт противоречие с единством всего и вся, при таком понимании на Земле было бы семь миллиардов разных мозаик, но по факту мы все лишь разноцветные стёклышки одного большого витража. Мы можем только догадываться, что или кто является венцом всего существующего, некая наивысшая форма сознания, от которой по иерархии вниз распространяются все формы жизни во вселенной. Глупо считать, что человек является таковым хотя бы потому, что мы ограничены пятью чувствами, что мы никогда не узнаем, сколько объективно существует на свете явлений, недоступных нашему пониманию.

Невозможно переоценить важность крепости и стройности мировоззрения для человека. Чем больше мы стремимся познавать и узнавать о нашей действительности, чем больше общего наша картина мира имеет с объективной реальностью, тем меньше проблем и противоречий будет поджидать нас на жизненном пути. Образ бытия, как проекция объективной картины мира на плоскость сознания, подразумевает собой плоскую картину. Для более полного представления этой многомерной картины мира следует менять точку зрения, исходные позиции. Если все наши знания не рассыпаны как попало, а взаимосвязаны и упорядочены в единое целое, то при взгляде, скажем, с иных масштабов восприятия, вместо того, чтобы рассыпаться на мелкие составляющие, она только приобретёт новые детали, станет объёмной, интерактивной.

К примеру, мы можем освободиться от многих глобальных капканов и заманух наподобие алкоголя и табака просто взглянув на явление с разных мировоззренческих позиций. Всем доподлинно известно, что это вредно. Но не все осознают, что это яд и уж совсем немногие распознают их, как оружие геноцида, целенаправленно внедрённое в общество циничными владыками мира сего по принципу «разделяй и властвуй» для подрыва генофонда и блокирования личностного потенциала развития каждого из нас, выкашивающее сотни тысяч наших сограждан ежегодно. Три взгляда на явление, вред — яд — оружие геноцида, являются различными по масштабам, но только осознание последнего самого объемлющего по сути взгляда, даёт наиболее полное понимание сути данного явления и целей, которые оно осуществляет. Это лишь один пример. Чем осознаннее и осмысленнее человек подходит к пониманию окружающего мира, тем сложнее становится его обмануть не только по мелочи, но и по крупному.

В век интернета возможности самообразования по истине безграничны. В отличие от телеканалов и газет, где информация проходит массу фильтров, прежде чем попасть на экран или разворот, интернет не имеет главного редактора и информацию можно получать из первых уст. Мы больше не жрём, что дадут, мы свободны выбирать. Учитесь и развивайтесь!

Тематическое видео: Концепция «Россия — 500 миллионов» Значение мировоззрения.

Длительность записи: 10 минут

Сегодня мы поговорим о мировоззрении человека, его основе и принципах.

Жизненный путь человека основан на его мировоззрении. Еще с детских лет закладывается его мироощущение и миропонимание, на основе которых в процессе жизни и формируется соответствующее мировоззрение.

Человек учится, работает и каким-то образом проявляется в социуме современного общества. И все же во Вселенной существует определенная система понятий и законов, которая помогает сформировать правильное мировоззрение, которое может принести лучшее качество жизни и удовлетворенность своим проживанием.

Что формирует Мировоззрение человека

Что формирует мировоззрение человека? Поскольку человеку приходится жить в материальном мире, то и его мировоззрение формируется на материальной основе, другими словами это материалистическое мировоззрение.

Однако такое мировоззрение, основанное на материальной стороне жизни, часто рушится, и оно не является стабильным.

Этот мир непостоянен и часто приносит много страданий человеку. Существует много болезней, некоторые со смертельным исходом. Или же происходит крах финансовой системы, потеря жилья, работы или своих близких.

Многие желания человека вообще не исполняются, и все это приносит страдания. Получается парадоксальная вещь, когда человек вроде бы рождается для счастья в этом материальном мире, но именно материальное и заставляет его страдать.

Вот здесь тяжелая жизненная ситуация, страдания, стрессы, невзгоды, потери, болезни и заставляют человека менять его мировоззрение, поскольку материальное неустойчиво и является страданием. Тогда идут поиски чего-то большего, более глубокого и более устойчивого.

Человек начинает интересоваться своим духовным развитием, обращаясь к своей Душе и устремляясь к Богу. Все это формирует мировоззрение человека, а в ряде случаев меняет его.

Смена мировоззрения не означает полный отказ от материального, потому что мало кто может стать отшельником. Дело не в отказе, а в гармоничном сочетании материального и духовного.

Слово «духовное» означает Дух, Душа или Бог. И потому духовное развитие означает проживание в Законах Бога или заповедях и проживание своей жизни в Любви к окружающему миру и самому себе. Таким образом формируется правильное мировоззрение.

Принципы Мировоззрения человека

Каковы же основные принципы мировоззрения человека? Существует такое понятие как Законы Бога и если мысли, слова и действия человека идут в нарушении Законов Абсолюта, то такие ситуации несут вред себе и окружающим, несут разрушение, а не созидание.

Все, что построено на злобе, на ревности, на жадности, на зависти и мести – разрушает Душу человека и делает его несчастным. И это указывает на материальное мировоззрение человека, где сильно проявлен дуализм, недовольство и неприятие окружающего мира, когда существует борьба с окружающим миром и желание иметь все больше и больше.

Это гонка и суета в никуда, когда идут потери и проявляются различные болезни.

Нужно понять и основывать свое мировоззрение на том, что в этой жизни тело и личность принадлежат Душе, которая создала их для своих целей, для своей задачи духовного развития.

Имя человека, его фамилия, место проживания и род деятельности — все это принадлежит Душе. И основная сложность в том, чтобы личность человека служила Душе, а не эго. Потому что задачи Души на эту реинкарнацию – это жизнь по Законам Бога и на Любви к окружающим.

И соответственно личность тоже должна жить по таким Законам Творца, и таким образом, будут выполняться задачи на эту жизнь, и будет идти духовное развитие. И тогда жизнь такого человека гармонична, у него будет материальный достаток, будет здоровье и будет умиротворение и спокойствие в Душе. В этом и заключаются главные принципы мировоззрения человека.

Мировоззрение Космоса и Вселенной

Все Мироздание основывается на определенных законах, . И все что создано во Вселенных, создано для счастья, самопознания и эволюции. Все это закладывает и основу мировоззрения человека.

Когда живые существа Космоса следуют Законам Творца, живут на любви к окружающему миру, то они быстро эволюционируют и практически не испытывают страданий. Поскольку каждая личность создана Душой и Богом, то она в ответе за свою жизнь и окружающий мир. Поэтому и основные принципы мировоззрения человека должны основываться на этом.

Чем больше человек отдает окружающему миру, тем больше он развивается духовно. Люди любят маленьких детей, потому что они несут в мир Свет, безусловную Любовь и очень много отдают в этот мир. Взрослые люди замыкаются на себе, на своем эго и мало отдают миру.

Что такое эго, эгоизм человека – это разделение с Душой, это одиночество, когда человек ощущает себя отдельной личностью, личностью отдельной от Души, от Бога, от Любви.

Чтобы начать жизнь целостную, необходимо признать свою Душу и устремиться к Богу, тогда личность начнет делать благо окружающим и благо именно бескорыстное. Вот есть такое слово благотворительность.

Почему нужно творить благо? А потому что есть потребность Души и это есть предназначение человека в его жизни – творить благо и уменьшать свои негативные качества. И это есть путь к Свету, путь к Богу и это путь эволюции и счастья. Это ведет к развитию человека, развитию духовности, развитию мировоззрения.

Когда человек делает благо, его Душа удовлетворена, и личность также будет спокойна и счастлива. В этом состоит целостность человека. Все страдания человека от его эгоизма и оторванности от своей Души.

Когда человек творит благо, его эгоизм разрушается, его одиночество разрушается, и его страдания разрушаются, да и откуда быть страданиям, если Душа наполняется Светом, удовлетворением и счастьем.

Жизнь на эгоизме – это потери, а жизнь в единстве со своей Душой — это приобретение. Таков золотой закон Восхождения, существующий во Вселенной. Правильное мировоззрение человека соответствует этому закону.

Заключение

Мировоззрение человека, его основа и принципы закладываются с детских лет. Мировоззрение человека должно служить его духовному развитию и развитию личности. И подлинное мировоззрение соотносится с Законами Творца, с проявлением любви в окружающий мир и это именно то, что лежит в основе всех Душ, и это то, что их объединяет.

Сущность мировоззрения. В структуре личности, в системе ее ведущих побудительных сил большое место занимают потребности, интересы, стремления, идеалы, убеждения. Последним в духовном строе личности принадлежит особая роль. Определяя отношения человека к миру, к людям, к самому себе, они реально управляют его поведением и деятельностью.

Убеждения – структурный элемент более широкого понятия – миров оззрения .

Мировоззрение это система взглядов человека на мир и на свое собственное место в нем, в которых выражается его отношение к действительности: к социальной среде, к явлениям природы, к связям человека и общества.

Мировоззрение является более обобщенным и высоким уровнем отношения личности к окружающему миру, оно интегрирует все другие (социальные, нравственные, эстетические и др.) отношения и выступает в качестве мощного фактора личностного развития человека.

Мировоззрение и нравственность – ведущие характеристики личности. Примеры и факты из жизни известных людей (А. Сахаров, генерал Карбышев, протопоп Аввакум, А. Швейцер, А. Солженицын и др.) свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает сильнейшее воздействие на духовное и моральное развитие человека, но и делает его непоколебимым и стойким в жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.

Мировоззрение – это не просто сумма знаний о мире. Оно проявляет себя как в сознании (знания, взгляды, убеждения, идеалы), так и в эмоциональной (чувства, эмоции) и практически-действенной сферах (поведение, поступки, деятельность). То есть мировоззрение как система взглядов вызывает у человека определенные переживания, эмоциональный отклик. Отсюда можно сделать важный педагогический вывод: в процессе формирования мировоззрения надо воздействовать на эмоции, чувства учащихся, чтобы вызывать личностное отношение к действительности.

Знания становятся достоянием личности только тогда, когда человек вступает в реальные отношения с людьми. Поступки, действия, отношения, вся сфера поведения и деятельности человека зависят от его мировоззрения. Проникая в глубь волевых качеств личности, мировоззрение является тем внутренним стержнем, который организует действия и поступки в сложную, но единую систему ее поведения.

Функции мировоззрения. Мировоззрение выполняет ряд функций: информационную, регулятивную, оценочную.

Информационная функция связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека Мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, вооружает методами познания действительности, обогащает системой ценностных ориентаций.

Регулятивная функция связана с тем, что, поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки, являются исходной позицией в практической деятельности.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, то есть мировоззрение выполняет роль призмы, через которую человек смотрит на мир и определенным образом оценивает все явления и события, происходящие в нем.

Этапы формирования мировоззрения. Становление и развитие мировоззрения – сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

Мировоззрение как отношение к миру и восприятие себя в мире начинает складываться довольно рано. У дошкольника – это мироощущение , которое определяет самочувствие ребенка в окружающем мире. У младшего школьника – это мировосприятие – форма непосредственного чувственного отражения действительности. Основная функция, мировосприятия – накопление чувственного опыта. Мировосприятие не является зеркальным отражением действительности, оно включается в систему предшествующего опыта ребенка, в систему его отношений с действительностью. Восприятие мира на этом этапе происходит на эмоционально-образном уровне, создавая в сознании ребенка “образ мира” (А.Н. Леонтьев).

У подростков формируется научное миропонимание – отражение сущности явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними. На этом этапе происходит формирование научных понятий, осознание законов, закономерностей.

У старшеклассников формируется научное мировоззрение . Его качественные характеристики: материалистическое и диалектическое восприятие мира, осмысленное объяснение его развития, гуманистическая позиция в отношении к общественным явлениям, отношение к науке как важнейшей ценности, позволяющей человеку быть хозяином своей судьбы.

Виды мировоззрения. У каждого человека имеются собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящему. Но качественная характеристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных явлений. Научное мировоззрение является объективно верным.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии опираются не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Внутренняя структура мировоззрения. В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы). Какую роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений.

Чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды есть суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям.

Убеждения – качественно более высокое состояние взглядов. Это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Определяя отношения человека к миру, к людям, к самому себе, они реально управляют его поведением и деятельностью. Убеждения – это знания, которые побуждают, это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Устойчивость убеждений есть несомненное достоинство человека, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целостность, ценность и индивидуальность. Человеком, у которого нет собственных убеждений, легко управлять.

Органичным компонентом мировоззрения являются идеалы. Идеал (от греч. idea – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением личности.

Идеал человека – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать.

Психолого-педагогические условия формирования мировоззрения.

Мировоззрение формируется в учебной, трудовой и активной общественной деятельности. Познание мира и формирование взглядов и убеждений происходит главным образом в учебной деятельностичерез содержание учебного материала.Каждый учебный предмет содержитведущие идеи, которые, усваиваясь школьниками, становятся основой их мировоззрения.

Предметы естественно-математического цикла раскрывают идеи материальности мира природы, диалектического характера физических явлений, взаимосвязи и взаимозависимости различных форм существования и движения материи.

Особо важное значение для формирования мировоззрения имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основу. Изучая эти предметы, школьники усваивают основные законы и перспективы жизни человеческого общества.

Центральное место в формировании эмоциональной стороны мировоззрения, в воспитании нравственно-эстетических чувств занимают предметы искусства: литература, музыка, изобразительное искусство и, проникающие в содержание различных учебных предметов театр и кино. Эти предметы развивают эстетическое отношение к действительности, создают целостную картину мира.

В период детства, наиболее активного эмоционального отношения ребенка к миру важно организовать его собственную практическую творческую деятельность в различных видах искусства как средство мировоззренческого самовыражения, самосознания, самовоспитания, расширения кругозора.

Однако взгляды и убеждения не могут существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы взгляды школьников на мир выражались не только в умении объяснять сущность явлений, но и в практической общественной и трудовой деятельности.

Трудовая деятельность дает возможность проверить знания на практике, убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с собственными убеждениями.

Участие детей в общественной деятельности формирует активную гражданскую позицию, подготавливает почву для возникновения устойчивых убеждений. Поэтому необходимо с детства вовлекать детей в дела, имеющие общественно значимый смысл, ярко выраженную общественную пользу.

Чтобы процесс формирования мировоззрения был успешным, необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий, способствующих переводу знаний во взгляды, убеждения, идеалы личности.

1. Глубокое осмысление знаний, анализ фактов, явлений, событий, проникновение в суть научных понятий, законов, идей.

2. Активная субъектная позиция школьника в овладении этими знаниями: самостоятельный поиск, самостоятельная работа, участие в решении проблем, в исследовании, работа с источниками, максимальная мыслительная активность.

3. Усвоение мировоззренческих знаний должно опирается на эмоции и чувства ребенка, вызывать глубокие переживания. Проходя через эмоциональную сферу, знания приобретают личностный характер.

4. Необходимо формировать у учащихся личное отношение к познаваемым явлением природы и общественной жизни. Активное положительное (по сравнению с безразличным и негативным) отношение ученика к содержанию мировоззренческих идей формирует уверенность в их истинности, правоте и справедливости, делает их и внутренней правдой.

5. Для создания объективной и целостной картины мира необходимо установление межпредметных связей, и выделение ведущих идей в каждом учебном предмете.

6. Тесная связь обучения с жизнью, с активной трудовой и общественной деятельностью.

7. Большое значение имеет личность учителя, его взгляды, убеждения, жизненная позиция.

Особенности формирования мировоззрения у младших школьников.

Формирование мировоззрения – длительный процесс. Он связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, поэтому и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на различных этапах их школьного обучения и воспитания будет неодинакова.

На начальной ступени обучения школа не ставит задачи создания у учащихся стройной и законченной системы взглядов на закономерности развития природы и общества. Это обусловлено следующими причинами: малым жизненным опытом детей, недостатком знаний и неразвитостью абстрактного мышления, являющегося основой для формирования мировоззрения. Поэтому в начальной школе возможно лишь формирование начальных образных представлений, первичных понятий и идей мировоззренческого характера, создающих в сознании “картину мира”.

В основе первоначального восприятия и осмысления ребенком реальности, первоначальных знаний о мире лежат два центральных понятия: “природа” и “общество”. Существенные признаки этих понятий раскрываются через конкретные представления, которые формируются у младших школьников.

Природа:

– природа вокруг нас, живая и неживая природа, их взаимосвязи;

– причины сезонных изменений в жизни природы;

– причины смены дня и ночи;

– причины природных явлений;

– взаимосвязи растительного и животного мира Земли, их связь с условиями жизни;

– человек как часть природы, взаимосвязь человека и природы;

– отношение человека к природе (экологический аспект) и др.

Общество:

– родина как место, где родился человек;

– традиции, нравы, обычаи, история родины;

– национальные особенности жизни людей;

– общество как социальная среда человека;

– человек и общество; человек среди людей;

– мир на планете Земля;

– гражданин страны;

– законы страны;

– права человека и способы их защиты и др.

Все эти представления, понятия и идеи помогают становлению целостной картины мира младших школьников.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.