Данные в управлении smart city. Муниципалитеты приступили к реализации проекта "умный город"

//Статьи: Инфраструктура

Сегодня население земли составляет порядка 7,4 млрд человек, почти половина – 3,6 млрд, уже проживает в городах, хотя еще 10 лет назад доля городского населения составляла около 35%. При столь высоких темпах урбанизации нагрузка, создаваемая на городские службы, зачастую оказывается непосильной.

Для решения этой проблемы была изобретена концепция «Умного города» (Smart City). Цель программы - повышение эффективности всех городских служб. Концепция получила достаточно широкое распространение: в настоящий момент Smart City в том или ином объеме реализована в 2500 городах по всему миру.

Сложно дать четкое определение для Smart City. В целом, это система, при которой существующие ресурсы городских служб используются наилучшим образом и обеспечивая максимальную безопасность городской жизни. Для этого необходима тесная связь между проектами «умного города» (видеонаблюдение, гос. услуги, интеллектуальная транспортная система и пр.) в масштабах города или региона.

Одной из важнейших составляющих Smart City является Интеллектуальная транспортная система (ИТС) , которая оптимизирует движение транспорта путем отображения дорожной ситуации на уличных информационных панелях и смартфонах пользователей, подсказывает им оптимальный маршрут и несет в себе множество других полезных функций. Следующая система -геоинформационная (ГИС), служит общей «географической подложкой» для всех подсистем Smart City. Еще одна подсистема - Электронная полиция (ePolice), работает следующим образом: при любом звонке на пульт «электронной полиции» на карте ГИС отображается местоположение звонящего, а на мониторе дежурного открывается окно для регистрации сообщения, его последующей обработки и принятия оперативных мер. Еще одна функция - Электронное образование (eEducation). Она позволяет студенту присутствовать на лекции, сидя за компьютером. Ученик будет точно также слушать лекцию, видеть преподавателя и следить за его записями на электронной доске в аудитории. Студент даже может виртуально «поднять руку» из дома и задать вопрос преподавателю. Все записанные лекции сохраняются для последующего просмотра и закрепления материала.

И, наконец, Электронное здравоохранение (eHealth). Эта функция упростит процесс электронной записи к врачу. Основой системы является единая электронная база пациентов. В этой базе сразу может ознакомиться с тем, какие анализы делались, какое лечение назначалось в других клиниках. Система видеоконференцсвязи с эффектом присутствия (Telepresence) поможет провести консилиум специалистов, рассмотреть в деталях результаты МРТ и рентгенографии, а также сделать операцию под удаленным руководством хирурга.

Можно сделать вывод, что для эффективной работы Smart City необходима глубоко интегрированная система, состоящая из многих подсистем. Нет большого смысла реализовывать такие проекты частично, необходима выработка общей концепции «умного города», в которой будут учтены как текущие потребности различных городских служб, так и перспективы развития с учетом всех внешних факторов. Поэтому в проектах Smart City необходим комплексный подход, что является основным препятствием при реализации концепции.

В списке компаний, занимающихся реализацией проектов «Умного города», можно выделить Huawei: фирма имеет опыт внедрения компонентов Smart City в городах Китая с населением свыше 15 миллионов человек, таких как Шанхай, Гуанчжоу и других.


В России Huawei приняла участие в реализации проекта «Безопасный город» в Санкт-Петербурге. Для этого была разработана система по облачному хранению видеофайлов с 12 тысяч камер системы наружного видеонаблюдения, снимающих в разрешении 1080р. Емкость облачного хранилища составляет 40ПБ (1ПБ=1000000 ГБ). Система позволяет быстро найти нужный фрагмент на видеозаписи, тем самым обеспечить высокую оперативность мероприятий по обеспечению безопасности. Решение также обладает такими преимуществами, как унифицированное совместное использование ресурсов различными службами и улучшенная безопасность городской среды в результате использования средств интеллектуального анализа содержимого видеозаписей.

Компания Huawei выделяется наличием широкой линейки оборудования и решений для различных уровней решения Smart City, а также обширным опытом в поставках ИТ-оборудования (серверы, системы хранения, маршрутизаторы и коммутаторы) и инфраструктуры дата-центров. Благодаря этому, реализация широкого спектра аппаратных платформ для решения Smart City становится возможной с Huawei.

14 марта 2017

Рост информационно-коммуникационных технологий, средств мониторинга и контроля повлиял также и на развитие городов, концентрирующих основную массу инноваций. Их внедрение способствовало повышению качества городского управления, распространению новых сервисов, упрощающих доступ жителей к городским услугам. Появятся ли в скором будущем в России «умные города» и каковы возможности Smart City, узнавала редакция Журнала Стратегия.

Концепция Smart City предполагает использование интеллектуальных и информационно- коммуникационных технологий для управления городским имуществом. Основная цель концепции - удовлетворение нужд резидентов города. Smart City охватывает практически все области управления города, в том числе государственное управление, транспортную мобильность, коммунальные системы, здравоохранение, образование, общественную безопасность, финансы, торговлю, производство и создание жилой среды.

Важный элемент концепции - интеллектуальные инновации, основанные на информационных технологиях и анализе данных. Их распространение влияет на экономический ландшафт, создает новые быстрорастущие области или коренным образом меняет существующие. При этом данные процесса генерации инноваций могут поступать по двум каналам: от автоматизированных систем учета, фиксирующих различные параметры городских систем, до жителей города, создающих формализованные запросы на изменения.

Уровень развития «умного города» можно определить по количеству областей управления, охватываемых интеллектуальными технологиями, по сложности технологий и комплексности их эксплуатации. Реализация концепции «умного города», как правило, начинается с внедрения технологий в отдельных, не связанных между собой областях, в том числе систем электронного правительства, улучшающих коммуникацию администрации города, различных учреждений и жителей. Это позволяет улучшить сбор и обработку информации о городе. Развитие технологий на основе масштабных интегрированных платформ и объединение элементов города в единую систему повышает эффективность управления и развитие «умных сервисов», ориентированных на многочисленные группы пользователей.

К настоящему времени активное развитие концепция Smart City получила в США, развитых странах Европы и Юго-Восточной Азии. На основе опыта этих стран выделяют два основных подхода реализации концепции.

Первый подход - внедрение технологий Smart City путем проектирования и создания новых городов. Это позволяет тщательно продумать инфраструктуру будущего города и обеспечить максимальную интеграцию всех городских систем. Примеры такого подхода - это разрабатываемые или реализуемые проекты городов в Южной Корее, ОАЭ, Китае.

В большинстве случаев это относительно небольшие, компактные населенные пункты, где инфраструктура изначально создается по заранее разработанным, зачастую достаточно жестким стандартам. Часто развитие такого города рассматривается как единый мегапроект, который детализируется на отдельные проекты и подпроекты, а его эффективность изначально оценивается с точки зрения экономических эффектов.

Второй, более распространенный подход, предполагает реализацию концепции «умного города» в уже существующих городах, где на основе имеющейся инфраструктуры реализуются локальные или комплексные проекты по внедрению интеллектуальных технологий, объединяемые затем в системы. Лидеры этого направления - Амстердам, Стокгольм, Барселона, Сингапур - связали с помощью интеллектуальных технологий обширные области городского хозяйства, значительно повысив эффективность городских систем и качество жизни населения.

Широкий интерес к Smart City связан с возможностью получения различных положительных эффектов (экономических, социальных, экологических). Использование информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий позволяет адаптировать работу городских систем к фактическим потребностям и нагрузкам, следствием чего является уменьшение издержек за счет снижения потребления ресурсов, повышение качества услуг, создание новых точек экономического роста.

Внедрение интеллектуальных технологий влияет практически на все области. Для транспортной сферы - это повышение мобильности, уменьшение временных затрат, для здравоохранения - снижение затрат за счет лучшей диагностики заболеваний, меньшая нагрузка на учреждения, упрощение доступа к медицинской помощи, контроль качества услуг, повышение здоровья населения, для образования - контроль процесса обучения, персонализация программ, улучшение доступа к знаниям, для финансов - снижение затрат, повышение прозрачности, безопасности и упрощение транзакций, развитие краудфандинга, новых систем оплаты, повышение адресности при управлении бюджетом, для среды обитания - управление качеством среды и зданий, внедрение новых эффективных материалов, для ритейла - более точное выявление потребностей потребителей, уменьшение временных затрат, для производства и строительства - оптимизация производственных процессов, контроль расходов ресурсов. Также концепция Smart City повышает общий уровень безопасности, в том числе экологической, сокращает выбросы и потребление ресурсов. Получение значительных эффектов подтверждается опытом городов, на протяжении длительного времени работающих над внедрением Smart City. Применение интеллектуальных технологий позволяло им добиться снижения потребления энергии на 30%, уличной преступности - на 30%, трафика - на 20%, потерь воды - на 20%. Косвенные эффекты, достигаемые в результате принятия лучших управленческих решений и развития более качественной городской среды, проявляются в виде возрастающей экономической и социальной активности, роста экономики, увеличения доходов населения и бюджетных средств.

Экономические эффекты внедрения интеллектуальных технологий заключаются в снижении расходов жителей города и расходов бюджета, а также в росте доходов местных компаний. Высвобождаемые финансовые ресурсы при этом могут возвращаться в экономику расходами домохозяйств и компаний в других областях, инвестициями в улучшение сервисов, что с учетом мультипликативных эффектов будет оказывать дополнительное воздействие на экономический рост. Стимулирование роста может достигаться и за счет более эффективного использования городского бюджета (перенаправления высвобождаемых расходов в другие области) или снижения местных налогов для компаний приоритетных отраслей экономики.

Концепция Smart City в России

В России растет интерес к Smart City, но примеров реализации проектов в этом направлении пока относительно немного. Значимый опыт накоплен в небольшом количестве российских городов, лидеры в развитии интеллектуальных систем - Москва, Казань и отчасти Сколково.

Сегодня наиболее продвинутый город с точки зрения реализации концепции Smart City - это, безусловно, Москва, переходящая от пилотных проектов в отдельных сегментах к комплексному развитию на основе вовлечения в анализ все более широкого круга данных, единообразия платформ и активной обратной связи от конечных пользователей. Проект «Смарт Сити Казань» находится сейчас на ранней стадии, основные усилия сосредоточены на создании инфраструктуры, позволяющей осуществлять мониторинг и собирать данные в таких областях, как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, контроль городской среды и экологической обстановки. Создание Инновационного центра «Сколково» является российским примером создания «умного города» с нуля.

Инициативы внедрения отдельных «умных сервисов» присутствуют и в других городах России. Опыт применения соответствующих технологий был накоплен при подготовке Олимпийских игр в Сочи. В Санкт-Петербурге и Томске заявлены проекты по внедрению «умных систем» в области обеспечения безопасности и рационального управления городским коммунальным хозяйством, желание создать «умный город» выражают и власти Московской области. В ряде городов планируется реализация пилотных проектов по развитию «умной энергетики». Исследование потенциала развития «умных технологий» в 164 российских городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек, проведенное Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, обозначило в качестве потенциальных лидеров Москву, Екатеринбург, некоторые города Подмосковья, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

На практике развитие интеллектуальных технологий затрагивает в первую очередь города со значительным экономическим потенциалом, бюджетная обеспеченность которых позволяет реализовать подобные проекты, а органы власти достаточно хорошо осознают преимущества «умного города».

Для внедрения интеллектуальных технологий в России наиболее привлекательны области, где выгоды их использования очевидны. К их числу относятся энергетика, модернизация которой позволяет компаниям добиваться значительного эффекта экономии ресурсов и расходов. А также внедрение интеллектуальных транспортных систем, позволяющих достигать комплексных эффектов - от оптимизации транспортных потоков в городе, снижения нагрузки на дорожную сеть до повышения безопасности дорожного движения и улучшения экологической ситуации в городе.

Потенциально перспективными эксперты считают и такие области, как образование, медицина, предоставление социальных услуг. Внедрение технологий «умного города» в этих сферах позволяет индивидуализировать услуги и контролировать их качество, корректируя в соответствии с запросами потребителей, повышать безопасность и вместе с тем контролировать затраты бюджета в этих областях.

Перспективы развития Smart City в России

Каким образом можно стимулировать развитие Smart City в России? Для реализации концепции «умного города» необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, важна прогрессивная, современная и адекватная условиям регуляторная среда, развитая инфраструктура, в том числе IT-инфраструктура и ее готовность к принятию инноваций, технологии мониторинга, сбора данных, обработки и контроля, во-вторых, четко выстроенные системы управления городом на основе единых стандартов, интегрированность всех систем, четко обозначенные заказчики изменений, умные пользователи, готовые к изменениям, которые обеспечивают потребление услуг и стимулируют развитие системы.

Отсутствие одного их этих элементов может значительно затруднить процесс создания и внедрения интеллектуальных технологий. В российских городах проблемы нередко присутствуют во всех указанных областях, что создает серьезные барьеры для «умных городов». В числе основных препятствий - низкий приоритет темы в повестке на всех уровнях государственного управления, отсутствие явных стимулов (в том числе экономических) для снижения издержек внедрения инноваций, отсутствие выгод при высоких начальных затратах и издержках, недостаточный опыт применения концепции Smart City в России, замедленный обмен знаниями в этой области. Кроме того, среди барьеров низкая координация и разобщенность систем управления инфраструктурой, разнородность интересов различных ведомств, низкое качество физической инфраструктуры российских городов, ограниченный спрос на инновации со стороны населения в силу низкого знания возможностей технологий.

Эти проблемы приводят к тому, что происходит ограниченное внедрение технологий в крупных городах с достаточно емкими рынками, где концентрация населения с высокими доходами создает достаточный спрос на инновации, при этом решаются лишь локальные задачи в узких областях. В городах со слабым экономическим потенциалом внедрение интеллектуальных технологий еще более затруднено, что приводит к отставанию этих городов, дальнейшей утрате ими конкурентоспособности и снижению привлекательности. Преодолению этих барьеров отчасти могли бы способствовать большие комплексные проекты, предусматривающие радикальную смену парадигмы развития городских систем, но на текущий момент такие инициативы в России фактически отсутствуют.

Международный опыт показывает, что основным заказчиком развития концепции Smart City чаще всего выступают органы власти, которые обеспечивают формирование долгосрочного видения и комплексный подход при внедрении технологий. Государство может быть самостоятельным заказчиком новых технологий и решений, создавать стимулы бизнесу для внедрения необходимых технологий. Важным аспектом реализации концепции является четкое понимание органами власти достигаемых целей и ожидаемых результатов, в том числе измеряемых в экономических метриках.

В России для преодоления названных выше барьеров именно органы власти должны формулировать долгосрочные цели и создавать условия их достижения. Развитие необходимой инфраструктуры при этом может быть обеспечено на основе применения различных моделей государственно-частного партнерства, а финансирование ключевых проектов может осуществляться за счет предоставления преференций, бюджетных средств, банков и фондов. Основные функции при реализации проектов «умного города» могут быть переданы специализированному институту развития.

Разработка и внедрение интеллектуальных систем должны сопровождаться вовлечением всех сторон, заинтересованных в устойчивом развитии города (жителей городов, местных сообществ, общественных и некоммерческих организаций, профессиональных объединений, представителей крупного, малого и среднего бизнеса). Государство должно выступать координатором подобных взаимодействий, обеспечивая выявление мнений и интересов всех указанных сторон, а также открывая доступ к процессу управления и использования данных, сервисов и инфраструктуры.

В России, где ¾ населения проживает в городах, внедрение технологий, стимулирующих экономику, повышающих эффективность управления городскими системами и качество жизни населения, должно являться одной из наиболее актуальных задач. Вместе с модернизацией инфраструктуры новые технологии решают важнейшую задачу ликвидации технологической отсталости городов России, а использование интеллектуальных систем создает задел на будущее устойчивое развитие.

Для повышения качества жизни москвичей — главного приоритета Концепции — должен быть решен целый комплекс задач по планированию и строительству городской инфраструктуры, учету и распределению ресурсов ЖКХ, развитию экосистемы персонализированных городских сервисов с единым и удобным для горожан интерфейсом.

Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2030 году население Московской агломерации составит 22 млн человек (по среднему варианту прогноза). В условиях урбанизации специализированные цифровые платформы позволят осуществлять оптимальное градостроительство, что включает в себя упрощение взаимодействия между всеми участниками процесса, повышение качества и эффективности застройки, экономию средств и времени.

Концепция «Умный город - 2030» в сфере градостроительства нацелена на совершенствование планирования и застройки города Москвы на базе аналитики следующего поколения и цифровых технологий. Реализация принципов «зелёного» строительства и внедрение технологий «Умного дома» создадут удобную и здоровую городскую среду обитания, снизят разрушительное воздействие на экологию.

Концепция «Умный город - 2030» в жилищно-коммунальной сфере предусматривает продолжение эффективной цифровизации жизни города с учётом состояния коммунально-инженерной инфраструктуры и с особым акцентом на обеспечение москвичей комфортным жильём и услугами высокого качества, а также на обоснованность применения инновационных технологий. Развитие технологий на основе ИИ и широкое применение Интернета вещей позволят точно определять необходимые объемы финансирования и распределения ресурсов. Управление ЖКХ будет в значительной степени осуществляться на основе Больших данных с применением предиктивной аналитики, а отдельные схемы энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения сформируют общую «Систему систем».

Внедрение новых городских решений будет проводиться на основе практического опыта пилотирования в смарт-кварталах города Москвы. Будет применяться принцип последовательной реализации и постепенного масштабирования на базе пилотных проектов по территориальному и функциональному признакам. Это обеспечит: постоянное совершенствование межведомственного взаимодействия, уточнение инициатив и планов, стандартов, документов всех уровней, анализ и выявления перспективных направлений реализации концепции города Москвы.

Цели направления
«Городская среда»
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции

Рост качества жизни

Прозрачное управление городом

Эффективность государственных расходов

Эффективная цифровизация жизни города, в т.ч. в области обеспечения москвичей комфортным жильём и жилищно-коммунальными услугами высокого качества.
Оптимизация городского планирования и застройки на базе аналитики следующего поколения, Больших данных и цифровых технологий.

Показатели направления «Городская среда»

  • Доля городских объектов, при строительстве которых используются BIM-технологии;
  • Снижение количества взаимодействий застройщиков с органами власти;
  • Модернизация инфраструктуры сбора и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов (количество объектов);
  • Количество аварийных ситуаций на объектах ЖКХ.

2.1. Градостроительство

Текущий статус

  • 94,4% государственных услуг в градостроительной сфере предоставляется в электронной форме, большая часть — исключительно в электронном виде;
  • Сформирован Проектный офис по внедрению технологий информационного моделирования в строительстве BIM-технологий, ведется активная разработка стандартов, систем классификаторов и требований к информационным моделям;
  • Разработан и утвержден Смарт-стандарт, включающий в себя рекомендации по реализации предпроектных решений применения перспективных технологий в рамках создания комфортной городской среды;
  • Создана комплексная информационная-технологическая инфраструктура органов исполнительной власти Стройкомплекса, позволяющая оперативно автоматизировать внутренние процессы органов исполнительной власти и организовать эффективное взаимодействие с участниками строительства;
  • Функционирует Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью - базовая информационная система Стройкомплекса, являющаяся единой информационной средой для всех участников строительства.
  • Планирование освоения территорий на основе интеллектуального анализа городских данных, улучшение качества разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
  • Снижение сроков и затрат на капитальное строительство за счёт цифровизации процессов жизненного цикла объектов и внедрения BIM-технологий;
  • Сокращение сроков и упрощение порядка реализации процедур в сфере строительства;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждение и выявление правонарушений в градостроительной отрасли за счет применения цифровых технологий, контроль качества строительных работ, а также внедрение эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств.

Стратегические направления

  • Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объектов строительства:
    • Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов, начиная от этапов градостроительного планирования и заканчивая выводом объектов из эксплуатации;
    • «Цифровыми копиями» зданий смогут пользоваться экстренные службы, например, при спасении людей во время пожара и при проведении антитеррористических операций;
    • Внедрение автоматизированных систем управления зданием обеспечит автоматическое управление и диспетчеризацию инженерных систем, сбор статистики о состоянии конструктивных элементов и систем здания на основе информационной модели;
    • Будет создана база цифровых моделей зданий (сооружений) и других городских объектов;
    • Информационное моделирование будет использоваться при планировании и проектировании энергоэффективных зданий и городской транспортной инфраструктуры, реконструкции и капитальном ремонте;
  • Единая цифровая платформа в градостроительной сфере - площадка электронного взаимодействия застройщиков, банков и органов власти в рамках реализации строительного проекта.
    • В состав Единой цифровой платформы войдут следующие компоненты:
    • Публичная карта с информационными слоями по земельным участкам, зонам с особыми условиями использования, инженерным коммуникациям и возможными точками подключения к сетям;
    • Личный кабинет (в т.ч. застройщика, банка и пр.) с полной информацией по строительному проекту и возможностью доступа к проекту всех его участников;
    • Сегмент автоматизированного принятия решений;
  • Внедрение технологий «Умного города» для организации «умной строительной площадки»:
    • Будут внедрены системы контроля за работой сотрудников на строительной площадке − электронный паспорт строителя с указанием всех допусков, сертификатов и лицензий, «умный» браслет для контроля доступа на строительную площадку;
    • Строительные площадки будут оснащены датчиками для контроля состояния окружающей среды, уровня шума;
    • Строительная техника будет оборудована системами контроля применяемых материалов;
    • Будут внедрены технологии сквозной идентификации строительных материалов и отдельных конструкций заводского изготовления;
    • Мониторинг процесса строительства будет осуществляться, в том числе, посредством дронов, систем видеонаблюдения и датчиков для снижения стоимости контроля строительства и повышения уровня безопасности;
  • Создание комплексной информационной системы обращения со всеми видами отходов на строительных площадках:
    • Информация со строительной площадки об объемах и видах отходов строительства и сноса будет передаваться в режиме реального времени;
    • Будут проведены классификация и интеллектуальный подбор полигонов в целях дальнейшей организации работ по переработке и повторному использованию отходов строительства и сноса;
    • Будет обеспечено формирование оптимальных маршрутов при транспортировании отходов строительства и сноса, грунтов;
  • Применение смарт-контрактов в строительстве:
    • Смарт-контракты будут определены как вид исполнения обязательств участников строительства;
    • На проведение экспертизы проектной документации и поставку строительных материалов будут заключаться смарт-контракты;
    • Применение смарт-контрактов позволит исключить фальсификацию договоров и строительной документации;
  • Применение виртуальной и дополненной реальности:
    • Применение в проектировании, моделировании и строительстве зданий и сооружений технологий VR/AR/MR обеспечит доступ к детальной информации о параметрах материалов и конструктивных элементов информационной модели;
    • Применение голографических проекций при презентации архитектурных проектов и проведении публичных слушаний позволит повысить их привлекательность и качество внедрения в городскую среду;
  • Инновационные методы строительства:
    • Трёхмерная печать зданий и их отдельных элементов, цифровое модульное строительство и подготовка инфраструктуры к внедрению Интернета вещей существенно ускорят и удешевят процесс застройки.

Стратегические проекты в сфере Градостроительства

2.1.1. Планирование территорий на основе интеллектуального анализа Больших городских данных и технологий Искусственного интеллекта;

Технологии:

Планирование градостроительной деятельности в Москве будет осуществляться на основе анализа Больших данных и сопровождаться разработкой цифровой трехмерной модели города. Будут разрабатываться альтернативные сценарии развития города, учитывающие множество параметров - в том числе существующие ограничения на застройку архитектурных и исторически важных территорий. Обсуждение и референдумы по вопросам городского развития будут происходить на платформе цифровой демократии (см. п. 6.1.4). Анализ Больших городских данных и применение Искусственного интеллекта позволят улучшить качество разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

2.1.2. Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объекта - от планирования до вывода из эксплуатации;

Технологии:

Применение информационного моделирования в строительстве и эксплуатации зданий (сооружений) расширится. Применение методов и средств BIM (Building Information Model) станет общепринятой практикой в Москве, позволяющей снизить сроки и затраты на капитальное строительство. Будет создан городской портал информационных моделей зданий (сооружений), дорожно-транспортных объектов, их конструктивных элементов и применяемых материалов.
Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объекта, начиная с градостроительного планирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации. «Цифровые двойники» зданий на основе BIM-моделей позволят отслеживать состояние зданий и инженерных систем, прогнозировать поломки инфраструктуры (лифтов, трубопроводов и т.п.) и рассчитывать срок службы до капитального ремонта. «Цифровыми двойниками» зданий могут воспользоваться экстренные службы,например, при спасении людей во время пожара и проведении антитеррористических операций.

2.1.3. Создание Единой цифровой платформы в градостроительной сфере;

Технологии:

Запуск площадка для электронного взаимодействия застройщиков, банков и органов власти повысит прозрачность управления в строительстве, позволит предупреждать и выявлять правонарушения в этой сфере, обеспечивать контроль качества строительных работ, а также будет способствовать внедрению эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств. На этой площадке будут функционировать личные кабинеты всех застройщиков/банков с полной информацией по строительному проекту и возможностью доступа к проекту всех его участников. На платформе будет размещена публичная карта с информационными слоями по земельным участкам, зонам с особыми условиями использования, инженерным коммуникациям и возможными точками подключения к сетям.

2.1.4. Применение смарт-контрактов в городском строительстве как вида исполнения обязательств участников строительства;

Технологии:

Во всех сферах городского строительства будет обеспечена возможность заключения смарт-контрактов, то есть договоров в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которым осуществляется путем автоматического совершения цифровых транзакций в распределенном реестре в строго определенной последовательности и при наступлении определенных обстоятельств.
Смарт-контракты будут определены как вид исполнения обязательств участников строительства и будут заключаться на проведение экспертизы проектной документации и поставку строительных материалов. Применение смарт-контрактов позволит исключить фальсификацию договоров, строительной документации, актов приемки-сдачи работ.

2.1.5. Использование «умных» технологий в строительстве;

Технологии:

Будет разработан ряд мер, направленных на стимулирование использования умных технологий в строительстве. Будут внедряться принципы «зеленого строительства» в целях снижения вредного воздействия на экологию, повышения энергоэффективности, сокращения выбросов при строительстве и эксплуатации зданий. Будет создана комплексная система обращения со всеми видами отходов на строительных площадках, а деятельность по переработке и повторному использованию отходов будет в высокой степени автоматизирована/роботизирована. Количество отходов строительства будет радикально снижено за счёт трехмерной печати зданий (сооружений) и их отдельных элементов.

2.1.6. Моделирование строительных объектов с использованием сквозных технологий: трёхмерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности, Искусственного интеллекта;

Технологии:

В проектировании и строительстве зданий (сооружений) будут применяться технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (AR/VR/MR). Виртуальные здания на будущей стройплощадке позволят оценить изменение ландшафта и узнать мнение жителей о запланированных строениях. Очки AR/VR/MR позволят прорабам получить детальную информацию о параметрах материалов и конструктивных элементов здания. В ходе презентаций и публичных слушаний голографические проекции архитектурных проектов позволят повысить их привлекательность.

2.1.7. Создание условий для использования горожанами «умного» жилья.

Технологии:

Будут разработаны стандарты и регламенты применения технологий умного жилья. Единая цифровая платформа умного жилья в Москве будет обеспечивать подключение устройств и датчиков Интернета вещей, в том числе для дистанционного сбора, передачи, хранения и анализа данных о потреблении коммунальных ресурсов и услуг. Будет разработан каталог персонализированных решений в сфере умного жилья.

2.2. Жилищно-коммунальное хозяйство

Текущий статус

  • К Единой диспетчерской службе — централизованной точке принятия всех обращений граждан по теме ЖКХ — подключены все округа Москвы (кроме ТиНАО);
  • За 2017 год Единая диспетчерская служба города Москвы обработала 8,3 млн обращений;
  • Формирование региональной программы капитального ремонта и контроля выполнения работ автоматизировано на 100%;
  • Общее количество техники, подключенной к системе контроля ГЛОНАСС, достигло 15,5 тыс. единиц. Для всех дворовых территорий в городе осуществляется автоматический мониторинг качества санитарного содержания с использованием средств ГЛОНАСС;
  • Актуальная информация о запланированных и проведенных капитальных ремонтах многоквартирных домов доступна на портале государственных услуг города Москвы;
  • На портале dom.сайт размещен актуальный обновляемый рейтинг организаций, управляющих многоквартирными домами;
  • Введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР);
  • Создано единое хранилище данных АСУ ЕИРЦ, а также разработаны витрины данных «Начисления и оплаты», «Жилищный фонд» и подсистемы «Работа с задолженностью».
  • Улучшение доступности и качества оказываемых услуг ЖКХ за счёт внедрения цифровых технологий;
  • Повышение эффективности использования ресурсов в ЖКХ и обеспечение экономии средств бюджета города Москвы;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждение и выявление правонарушений в ЖКХ;
  • Повышение уровня безопасности, надежности, доступности инфраструктуры ЖКХ и снижение аварийности.

Стратегические направления

  • Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объектов коммунально-инженерной инфраструктуры:
      • Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов коммунально-жилищной инфраструктуры, включая эксплуатацию, обслуживание и оказание услуг ЖКХ;
      • «Цифровые копии» объектов коммунально-инженерной инфраструктуры позволят отслеживать жизненный цикл объектов и инженерных систем, прогнозировать поломки инфраструктуры (лифты, трубопроводы и т.п.), а также необходимость капитального ремонта зданий и многоквартирных домов;
      • Внедрение автоматизированных систем управления зданием и объектами ЖКХ-инфраструктуры обеспечит автоматическое управление и диспетчеризацию инженерных систем, сбор статистики о состоянии конструктивных элементов и систем здания на основе информационной модели;
  • Формирование общей «Системы систем», основанной на анализе Больших данных и ИИ:
      • На основе отдельных систем энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения будет разработана единая интегрированная «Система систем»;
      • «Система систем» будет содержать данные о городской жилищно-коммунальной инфраструктуре, а также релевантные данные из смежных областей (транспорт, телекоммуникации), геодезическую информацию (например, состояние и состав грунта) и др.;
      • Управление ЖКХ будет в значительной степени осуществляться на основе Больших данных, генерируемых горожанами, бизнесом, органами исполнительной власти и устройствами Интернета вещей, в среднесрочной перспективе в управлении будут задействованы системы ИИ;
  • Использование цифровых платформ и платформ Интернета вещей:
      • Общегородские цифровых платформы и платформы Интернета вещей обеспечат учёт и экономию потребления ресурсов, своевременное предупреждение аварий и сокращение времени их устранения, контроль степени изношенности инженерных коммуникаций, повышение прозрачности управления и решение других задач ЖКХ;
      • Подключенные к Интернету приборы учёта позволят по запросу полностью автоматизировать учёт и оплату всех услуг ЖКХ;
  • Применение информационно-аналитических инструментов эффективного управления ЖКХ:
      • Расширится применение в ЖКХ информационно-аналитических инструментов, в том числе семантического анализа текста и речи для обработки обращений граждан, многомерного статистического анализа, обработки сложных событий;
      • Новые технологии позволят исключить человеческий фактор при определении объёмов финансирования ЖКХ, мониторинге качества выполнения работ, идентификации проблемных зон, выявлении и предотвращении правонарушений в ЖКХ.

© Донат Сорокин/ТАСС

В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Магасе, Новосибирске стали появляться автоматизированные системы по управлению дорожным движением и регулирования подачи тепла

ТАСС, 8 мая. Российские города приступили к внедрению передовых интеллектуальных технологий при развитии городской инфраструктуры и благоустройстве территорий в рамках реализации проекта "Умный город". В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Магасе, Новосибирске стали появляться автоматизированные системы по управлению дорожным движением, регулирования подачи тепла, сообщили ТАСС в администрациях городов, ставших пилотными территориями по реализации проекта.

Санкт-Петербург стал одним из первых крупных мегаполисов, где стартовала реализация проекта "Умный город". В северной столице уже внедряются информационно- коммуникационные технологии в управление городскими процессами - "умные" остановки общественного транспорта, в метро, автобусы и троллейбусы проводят бесплатный Wi-Fi, госуслуги МФЦ доступны в режиме онлайн. Все эти проекты городские власти реализуют совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики.

Для внедрения проекта "Умный город" в общей сложности были отобраны 18 городов, где будут реализованы комплексные технологические решения и локальные смарт-разработки для решения проблем возросшей нагрузки на городскую инфраструктуру и ЖКХ. О том, какие передовые технологии взяли на вооружение российские города, - в материале ТАСС.

Опыт Новосибирска

Реализуется проект "Умный город" и в Новосибирске, где хотят установить специализированные камеры видеонаблюдения, детекторы транспорта, которые вместе со светофорами будут подключены к специальному программному обеспечению, расположенному в центре управления дорожным движением. "Изменения позволят управлять светофорным объектом как полностью в автоматическом режиме, так и при участии диспетчера. По прогнозам Softline, внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением в рамках пилота способно снизить нагрузку на дорожную сеть в Новосибирске в среднем на 15%", - уточнили ТАСС в компании Softline, которая в апреле подписала соглашения с мэрией Новосибирска о внедрении пилотной автоматизированной системы.

Администрация Новосибирска совместно с Сибирским отделением РАН развивает собственную программу "Умный город" с 2015 года. По словам главы департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Александра Люлько, за это время реализовано несколько инфраструктурных проектов, в том числе создана "Умная школа" с единой системой, контролирующей работу электрооборудования, водоснабжения, датчики пожарной безопасности.

"В тех же школах внедряются энергосервисные контракты по автоматическому регулированию подачи тепла. Это экономит от 20 до 30% бюджетных средств, направленных в учреждения на отопление. <…> К решению некоторых вопросов подключились предприятия оборонно-промышленного комплекса, в частности, свою программу по "Умному городу" предложил Новосибирский приборостроительный завод. Завод имени Коминтерна начал выпуск геолокаторов - это разработка Института геологии СО РАН, прибор, который позволяет видеть на 10 метров вглубь земли, определяет места пролегания коммуникаций", - сказал Люлько.

Умные светофоры и снижение теплопотерь

За счет реализации проекта "Умный город" уже удалось добиться определенных успехов властям Воронежа, где стало возможным повысить эффективность управления потоками транспортных средств на 28% на перекрестках одной из самых загруженных магистралей за счет установки "умных" светофоров. По данным администрации города, передовая система светофорного регулирования была разработана японской компанией KYOSAN и внедрена в Воронеже в 2017 году. Она прогнозирует количество прибывающих на перекрестки автомобилей на основе информации об объемах трафика и светофорного регулирования в режиме реального времени, для оптимизации транспортного спроса таким образом, чтобы время ожидания было минимизировано.

По словам начальника управления стратегического планирования и программ развития администрации Воронежа Андрея Жаглина, по проекту "умные светофоры" есть разные мнения экспертов. "Но сам факт того, что система внедряется, начала работать - это свидетельствует о том, что городские власти ищут современные пути решения важных проблем Воронежа, в числе которых - проблема движения транспорта", - отметил Жаглин. Среди инициатив городских властей - установка "умных" остановок с электронным расписанием, внедрение безналичной оплаты проезда, решение проблем ЖКХ и повышение качества управления.

Внедрение элементов "Умного города" также помогает автомобилистам Красноярска сокращать траты на обслуживание транспорта и снижать ущерб для окружающей среды. В эксперименте Экологического фонда Сибирского федерального университета (СФУ) в рамках создания экологического двора участвовали несколько десятков машин к электросети были подключены 50 парковочных мест. Суть проекта заключается в установке на автомобили жителей одного двора электрических обогревателей и проведении коммуникаций, необходимых для подключения этих автомобилей к электросети. Благодаря этому участники эксперимента смогли отказаться от холодного прогрева, тем самым достигнут как существенный экономический эффект, так и экологический, рассказали ТАСС в СФУ.

"Потоковые замеры были проведены впервые и показали, что в зоне стояночных мест в безветренную погоду концентрация вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах, в разы превышает допустимую", - сказала профессор СФУ, заведующая кафедрой инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности Татьяна Кулагина. Только с одной автостоянки в 56 машин выбросы снизились на 13,6 тысячи тонн. Кроме того, экономия денег автолюбителям при таком подходе составит в среднем от 18 до 28 тысяч рублей в год.

За счет внедрения "умных технологий" в Новгородской области планируют сокращать теплопотери. По словам заместителя руководителя администрации губернатора региона Николая Курмышева, одним из пилотных проектов, который сейчас реализуется в области, является контроль диспетчеризации приборов теплоучета. "Это современная облачная технология, то есть в интернете... (размещена) интеллектуальная система, в которую стекаются текущие показания приборов теплоучета, причем как со стороны потребителей, так и со стороны снабжающей организации", - пояснил он. По словам Курмышева, система позволяет контролировать работоспособность приборов, текущее состояние потребления тепла, анализировать теплопотери и реагировать и на неисправность приборов учета.

Пилотный проект реализуется в 200 учреждениях образования. "В среднем потери тепла могут достигать 15% из- за неработающих или нерегулярно работающих приборов учета. 15% в масштабах всей области и государственных учреждений - это большие деньги, порядка 100 млн за год", - сказал Курмышев.

Инновации в моногороде

Помогают сокращать теплотпотери и модульные котельные, которые стали внедрять в моногороде Котовске Тамбовской области. По словам пресс-секретаря главы Котовска Эльвиры Бухановой, в прошлом году моногород вступил в отопительный сезон с системой из шести модульных котельных (система "Умные котельные"), отказавшись от услуг ТЭЦ, огромной структуры, которая отапливала город и тратила огромное количество гигакалорий на подвод к домам. Сегодня умные котельные обслуживают 90% Котовска.

"Сократился путь от пуска тепла к конечному потребителю, и людям стало теплее в квартирах, и платежка при этом не увеличилась", - отметила Буханова. По ее словам, система умных котельных сигнализирует при аварийных ситуациях, что "у нее изменился поток воды, и известно точно, в какой точке это случился порыв". "Сейчас на поиск уходят минуты, система сигнализирует об утечке, переходит на другой режим работы, а бригады моментально начинают работу на месте аварии. Кроме того, при изменении температуры окружающей среды, с помощью этих котельных можно быстро или увеличить, или уменьшить подачу тепла в квартиры, даже отдельные секторы", - сказала Буханова в беседе с корр. ТАСС.

Инфраструктура "умного города" может появится в Екатеринбурге в случае проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2025, которая продолжит свое функционирование и после завершения мероприятия. Об этом сообщил ранее на встрече с делегацией инспекционной комиссии Международного бюро выставок (МБВ) заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин. По его словам, в Екатеринбурге планируется построить целый "умный город".

Первый "Умный город" на Северном Кавказе

Ингушский город Магас стал единственным муниципалитетом на территории Северного Кавказа, который включили в федеральную программу "Умный город". По словам мэра города Беслана Цечоева, в Магасе с 2015 года проводятся масштабные работы по внедрению интеллектуальных технологий в городскую среду.

"Мы разработали еще в 2015 году концепцию инновационного развития Магаса и начали ее реализовывать. Наши инновационные остановки, в которых есть электронные библиотеки, кондиционеры, кнопки вызова полиции, телевизоры, на улицах установлены скамейки с подогревом и бесплатным Wi-Fi, телефонные будки, которые так же раздают беспроводной интернет, в них можно зарядить телефон, связаться со мной или с полицией в случае необходимости. Думаю, именно за такую колоссальную работу, проделанную в городе, мы и попали в программу "Умный город", - отметил в беседе с ТАСС Цечоев.

По его словам, почти во всех дворах Магаса установлены урны для раздельного мусора, электронные библиотеки и урны для сбора вещей для малоимущих. В теплое время года в городе работает велотакси - экологичный вид транспорта, все велокэбы работают на солнечных батареях. В планах у мэра не менее инновационные идеи, которыми подробно он делиться не стал.

"Проект должен внедрить высокие технологии в управление указанных городов для улучшения жизни людей. В апреле стало известно, что проект должен принести с собой в города 5G-связь, технологии по поддержке и принятия решений, обработку данных, дополненную и виртуальную реальность, а также другие технологии. Магас, уже является самым инновационным городом России, благодаря собственной концепции. Для меня важно, чтобы наш город солнца стал не просто лучшим, а самым лучшим", - добавил Цечоев.