Действенные заговоры, чтобы ваш ребенок заговорил. Как помочь заговорить ребенку Что нужно сделать чтобы ребенок быстрей заговорил

Для тех, кто еще не знает — « ». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье « ».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу... Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой... Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно... Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью... Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

Валентина Пузанова
Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?»

В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких, как первая улыбка, первых смех, первый шаг. Но, пожалуй, самые сильные эмоции у родителей вызывает первое слово их чада.

Когда Ваш ребенок вовсю разговаривает , Вам уже трудно представить, что когда-то он этого делать не умел. Так здорово знать, что малыш чувствует, что он видел во сне, как он провел день в садике и многое другое. А ребенок просто счастлив оттого, что может теперь задавать бесконечное число вопросов «Что это?» «Почему?» и «Зачем?» . Он рад разделить с Вами свои эмоции, рассказать, что ему нравится делать, а что он делать ни за что не будет.

Речь многократно обогащает общение, но все же это не единственная ее функция. Уровень психического развития ребенка напрямую связан с умением говорить. Развитие речи провоцирует прогресс мышления. Ребенок теперь знает , что обозначает, например, слово мяч, и узнает его, будь он большим, маленьким, красным или синим. С помощью речи он учится классифицировать предметы, которые видит, относить их к той или иной группе по определенным признакам, например, геометрические фигуры по форме, машины по наличию колес и т. п.

Еще одна функция речи – это развитие памяти. Подумайте, с какого возраста у Вас сохранились первые воспоминания? Скорее всего, ответ придется на возраст около трех лет, когда Вы уже умели выражать словами свои ощущения. С этого времени память начинает формировать картины прошлого.

То же самое можно сказать про воображение, но относительно не прошлого, а будущего. Малыш может описывать Вам, что он будет делать завтра, представляя себе, как это будет происходить, таким образом опережая настоящее время.

Что же делать, если Вашему чаду почти 2 года, а он до сих пор ничего не говорит?

Во-первых, нужно успокоиться. Первый этап развития речи пассивный, он выражается в понимании слов и накапливании словарного запаса. Чем дольше ребенок не заговаривает , тем резче у него происходит переход от пассивного развития речи к активному. Так что уже завтра Ваш малыш может затараторить и быстро перейти от слов к предложениям. Самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и определял многие предметы по их названиям. Если это так, значит, развитие ребенка идет нормально .

Контактные, общительные малыши заговаривают быстрее , а спокойные, любящие играть в одиночестве – позднее. Но Вы как родитель можете непосредственно повлиять на развитие речи Вашего ребенка . Помните, что в период до 1,5 лет его нужно научить слушать. Для этого малыш должен понять, что звуки касаются непосредственно его и обращены к нему. Разговаривайте с ребенком , читайте ему, слушайте вместе музыку или сказки. Причем дети любят слушать одну и одно и то же несколько раз. Так они учатся узнавать звуки, различать слова, и пытаются их повторять. Разделите с малышом радость от узнавания звуков, поддержите его интерес к процессу осваивания речи.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок быстрее заговорил , не нужно угадывать все его желания по жестам или мимике. Покажите малышу, что Вам непонятно, о чем он просит. Пусть попытается объяснить свои желания с помощью звуков . У него должна возникнуть потребность в произнесении слов, так создайте ему эту потребность. Вам помогут совместные игры с предметами. Стимулируйте ребенка учиться называть игрушки, просить Вас подать их ему или выполнить с ними какое-то действие.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что для ускорения процесса перехода от пассивной речи к активной родителям необходимо постоянно общаться с ребенком : вместе слушать, вместе играть, читать ему вслух, говорить с ним, при этом проявляя терпение, нежность и любовь. И тогда первое слово из уст малыша не заставит себя долго ждать.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду?» Консультация для педагогов: «Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду». Период адаптации ребенка к детскому саду - это сложная.

Как помочь ребенку осознать себя Как помочь ребенку осознать себя. Рекомендации психологов колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США). По результатам общего наблюдения можно составить.

В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие ребенка. Он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевают.

Как помочь ребенку запомнить текст к песням? Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря тексту в песне дети более эмоционально воспринимают и понимают.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку осознать свое поведение» (старший дошкольный возраст) Главная отличительная черта произвольного и волевого действия - его осознанность. Практически во всех определениях утверждается мысль: осознанность.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным» Консультация для родителей на тему «Как помочь ребенку стать внимательным» Воспитатель МДОУ ДС КВ №28 Решетилова Наталья КАК ПОМОЧЬ.

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит - не самая лучшая тактика родителей..

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

Интересные факты
Учёные Франции и Китая сообщили, что полным успехом увенчались операции по пересадки лица. Даже несмотря на то, что были не обнадеживающие прогнозы о психологических непреодолимых проблемах, которые связаны с пересадкой лица, в результате длительных наблюдений, результаты, которые были получены, первоначальные опасения развеяли. Стало ясно, что пациенты привыкают достаточно легко к новой внешности, один из них даже видел себя во сне с новым лицом.

Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?

Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки

Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.

Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 - 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы Мцыри. Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.

Читайте также: Правильно ли ваш ребенок учится говорить

Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.

Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не мама, как обычно считают мамы, а например дай! .

Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио - пользы от этого существенной нет.

Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.

Нормы формирования речи ребенка

Считается нормой, что годовасик произносит от 2 - 10 слов - это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.

Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих - активного. который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы - принеси, отнеси, подай - то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.

Примерно с года и до 3 - 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 - 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.

Признаки благополучного развития речи

На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.

Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.

Признаки неблагополучного развития речи

Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.

Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.

И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.

Уютный журнал По-женски

Вы хотите, чтобы ребенок побыстрее заговорил?

Можно ли ему помочь в этом? Вот об этом и немного, о другом пойдет сегодня речь на странице Женского журнала По-женски

Как стимулировать ребенка на его первые словечки?

Чтобы ребенок заговорил, нужно конечно же, общаться!
Разговаривайте с крохой, чем больше, тем лучше. При этом вы должны быть очень чуткими к своему чаду, к его потребностям, эмоционально отзывчивыми. Разговаривайте с малышом как со взрослым, но с другой планеты, который ничего не знает о нашей жизни, о нашем мире, ребенку надо показывать предметы, находящиеся вокруг, говорить как они называются, и что с ними можно делать, и для чего они нужны. Это и послужит базой для научения и дальнейшего развития речи ребенка. Чем больше вы будете знакомить малыша с окружающим миром, тем быстрее он заговорит.
Есть одно правило, которое касается всех родителей: малыш должен слышать правильную речь. Говорите четким и выразительным голосом. И никаких сюсюканий!

Чтобы научить ребенка говорить, общайтесь с ним правильно

  • Поете малышу колыбельную? Здорово! Попробуйте напевать мелодию на звук а. Этот звук стимулирует речевые зоны мозга.
  • Малыш вас позвал криком? Хвалите его!
  • Подражайте крохе, когда он гулит. И это вызовет у него желание разговаривать с вами. А так как он этого делать не умеет, в ответ вы услышите его доверчивое гуление. Это его способ разговаривать с вами.
  • Подражая малышу в произносимых им звуках, ребенок хорошо должен видеть ваше лицо и в особенности губы. Подрастая, ему будет проще подражать вашим словам: звукам вашей речи. Ведь он уже будет знать по губам, как выглядят звуки.
  • Ваш малыш начал что-то произносить, повернитесь к нему лицом, если надо наклонитесь. Важно чтобы ребенок видел ваше лицо и губы. Постарайтесь произносить абсолютно в точности все, что скажет кроха. Это должно быть похоже на разговор, поэтому меняйте громкость голоса, интонацию.
  • Взяли малыша на руки, постарайтесь вызвать его на разговор. Улыбайтесь ему, произносите и звуки, которые он уже знает. Подождите пока ребенок вам ответит и продолжайте такой разговор, пока кроха не устанет.
  • Озвучивайте игрушки. К примеру, катаете машинку, говорите: Би-би. А когда будете подавать ребенку игрушку, спросите как она говорит.
  • Озвучивайте, происходящее вокруг. Показывайте как говорят домашние животные.
  • Подскажите малышу, как говорят домашние животные: собачка, кошечка и другие. А затем спросите малыша, как они говорят.
  • Просите малыша показать где, что стоит. Например, кроватка, стол, стул
    Куда закатился мячик, или где котик? При этом сами сделайте вид, что ищите. Попросите малыша чтобы он вам что-нибудь принес. Если он не понял, помогите ему и сделайте это вместе.
  • Чаще произносите такие слова, как дай, возьми, покажи. Когда ребенок кушает, подаете еду и озвучиваете как называется данное блюдо.
    Играете, попросите подать какую-нибудь игрушку, называя ее своим именем.
  • Когда читаете малышу книжки, просите показать на картинках персонажей, о которых вы читаете. И тут же можно спросить, как говорит это животное (если сказка про животных). Если кроха не отвечает, ответьте за него. При этом не забывайте хвалить малыша.

Как учить ребенка говорить на прогулке

1. Встретили животное или птицу, спрашиваем либо сами рассказываем: какого цвета, как разговаривает? Что кушает? Как называют детенышей? Где они живут? Почитайте малышу стихи про кошек и собак.
2. Если вы едете в транспорте, то расскажите ребенку какой марки? Какого цвета? Зачем нужны автобусы, автомобили?
3. Вы зашли с малышом в магазин, расскажите, кто здесь работает? Что продается? Как называется место, где выставлен товар?
Процесс развития у каждого индивидуальный и происходит он индивидуально и скачкообразно. Внешне ребенок может и не меняться, но внутри него идет постоянная работа. И если сегодня ребенок еще не говорит, не расстраивайтесь, завтра он может вам такое выдать

Посмотрите еще

Шаг 1. Живите в режиме радио

Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.

«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, - прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева. - Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».
«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, - рассказала логопед Ольга Хорева. - Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам».

Шаг 2. Валяйте дурака

Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной. Игра и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.
«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, - подчеркивает Ольга Хорева. – Для развития артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме. Так начинается становление звуков».

Шаг 3. Повторяйте все по много раз

Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в игре, с улыбкой, без нажима.
Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».
Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.
«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева. – Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов. Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода». И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».

Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка

Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).
«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы. Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».

Шаг 5. Просите расшифровать просьбу

Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».
«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос. Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам. Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.
«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями. Это тоже вариант нормы, и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.
Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова. К двум годам в норме это уже происходит.
Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о проблемах со слухом. Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда нарушения в развитии речи могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.