Депрессия и меланхолия. Меланхолия — что это такое и чем отличается от депрессии

Меланхолия – это состояние души, характеризующееся унылым настроением, общей угнетённостью, хандрой, грустью и спадом сил. Рассматриваемому состоянию сопутствует ощущение собственной бесполезности, никчемности, ненужности, чередуемое с безрадостным расположением духа. При этом для возникновения данного состояния возможно не существует серьезных оснований. Ранее описываемым термином называли «мрачное помешательство». Также, меланхолия означает один из четырех типов темперамента. Иными словами, она является врожденной особенностью мироощущения и приспособления к социуму. Меланхолики представляют собой типичных интровертов, им хорошо наедине с собственной личностью, отличаются повышенной чувствительностью, любые события переживают глубоко в душе.

Что это такое

Рассматриваемый термин подразумевает одну из вариаций душевного расстройства. Само слово меланхолия означает мрачное уныние, тоску, кручину, мрачное помешательство, а переводится как чёрный гнев.

Суть психических трансформаций при меланхолии заключается в пребывании индивида в печальном, удручённом состоянии. Окружающая действительность не мотивирует либо недостаточно мотивирует таких индивидов, а их психическая деятельность сопровождается неприятными мучениями. При этом в меланхоличном сознании превалируют представления, соответствующие унылому расположению духа. Воспоминания и фантазии таких людей устремлены лишь на неприятные образы и события. Они всё рассматривают в мрачном тоне.

Доставить им радость ничто не может, собственное существование делается в тягость, слабеет заинтересованность в деятельности либо полностью исчезает, они становятся малоподвижными, равнодушными к реальности и собственным хобби, считают оптимальным выходом смерть, которой зачастую добиваются путём самоубийства.

Нередко на фундаменте печали и безразличия прорастают обманы чувств и несуразные бредовые идеи. Что касается последних, то они главным образом носят характер самообвинения: меланхоличные индивиды винят себя в том либо ином проступке или совершённом преступлении, например, против религии, нравственности. Также могут приписывать себе совершенно чудовищные деяния, ожидая за них аналогичного чудовищного наказания. Кроме бредовых идей самообвинения, отмечается также бред гонения либо отрицания: люди исчезают, больше нет ничего, мир и существование завершаются.

Особенную разновидность составляют случаи, когда бред носит по преимуществу ипохондрический характер. Например, чувствуют, что отверстия в их теле заросли, кишки гниют, а сами они сделались деревянными, трансформировались в животное. Обманы чувств, преимущественно, по содержанию соответствуют идеям бреда: меланхолики слышат проклятия, бряцание цепей, детские стоны, лицезрят приготовления к пыткам, трупы родных, ощущают запах серы, мертвечины.

Больные временами подвергаются приступам повышенной тоски, перемежающейся двигательным возбуждением и страхом. Под влиянием таких атак меланхолики порой впадают в .

Меланхолия зачастую сопровождается ухудшением питания, которое наступает либо вследствие снижения аппетита, либо по причине нарушения процессов усвоения, метаболизма и кровообращения. Также нередко рассматриваемому расстройству сопутствует устойчивая .

Меланхолия может представлять собой отдельный недуг либо являться признаком иной более серьёзной хвори. Она может возникать при мании, периодическом помешательстве. При этом характеризуется непродолжительностью течения. Когда же меланхолия представляет собой отдельное нарушение, то характеризуется продолжительностью.

Сегодня описываемое нарушение классифицируется, как «меланхолия без присутствия психотических симптомов», и является симптомом недуга, именуемого «депрессивным эпизодом тяжёлой степени без психотической симптоматики». Альтернативным названием данного недуга является «ажитированная депрессия», «витальная депрессия».

Всё чаще сегодня в медицинской практике вместо ранее популярного термина «меланхолия» применяется термин «депрессия», а меланхолия простыми словами, то есть в обиходе, часто означает грустное, унылое, подавленное настроение.

Причины

Довольно частой причиной, приводящей к рассматриваемому нарушению и неподдающейся самостоятельной коррекции, является врождённая психическая особенность. Часто будущие матери ведут нездоровый образ бытия, склонны к негативному мышлению, что может приводить к явлению в мир малыша с меланхолической вариацией . Учёные установили, что ещё во внутриутробном формировании плод чувствует родительское отношение, внешние проблемы.

Также проведённые исследования показали, что темперамент может переходить генетическим путем. Если оба родителя меланхолики, то вполне вероятно, что данный тип темперамента передастся и их потомку. Однако в мире не встречается индивидов с «чистым» типом. Принадлежность к типу темперамента определяется по ведущему свойству.

Порой люди могут превращаться в меланхоликов по причине нереализованных личностных стремлений. Например, при длительном безуспешном поиске работы. Сильного индивида такие преграды лишь закалят, слабого же сделают пессимистично настроенным меланхоликом. Им проще обвинить судьбу, чем стараться преодолеть обычные житейские проблемы.

Также породить описываемое расстройство могут душевные терзания и нестандартные воззрения на повседневные ситуации, разнящиеся от суждений так называемых «адекватных» людей. Например, убеждённость индивида в существовании жизни на Луне, часто может вызвать ряд насмешек и фраз иронического содержания со стороны «сведущих» субъектов. А это зачастую приводит к появлению ощущения собственной никчемности.

Причины меланхолии нередко таятся в детстве. Родительская гиперопека, трудности во взаимодействии в среде ровесников, непринятие в школьном коллективе – всё это может спровоцировать появление замкнутости меланхолии.

К подавленному настроению и появлению описываемого расстройства также ведут социально-этические явления, имеющие связь с мировоззренческой проблематикой. Так, например, отсутствие веры в совестливость людей, их бескорыстность, социальный прогресс делают индивида скептиком и ввергают депрессивное состояние.

Духовное развитие порождает думы о смерти и недолговечности, осознание того, что любая дорога всегда приведёт к летальному концу. Подобные «тёмные» мысли и являются проявлениями меланхолической депрессии.

Пагубные зависимости в прямом смысле разрушают психику, что порождает мрачность дум, нежелание жить.

Азартные игры также являются разновидностью губительной зависимости. Помимо бесконечных мыслей о том, где достать очередную сумму на ставки, человека также ожидает неминуемый крупный проигрыш. Поэтому азартные игроки обычно недовольны, раздражительны, постоянно пребывают в удручённом состоянии. На фоне подобного пессимистического настроя и развивается меланхолия.

Ряд психических отклонений сопутствуется мрачными думами и упадническими настроями. Здесь меланхолия будет являться сопутствующим проявлением.

Нередко естественное старение порождает меланхолию, поскольку стареющий субъект не может примириться с собственным изменившимся физическим состоянием: он уже не столь быстр и ловок, появилось множество недугов, выносливость снизилась. Всё это негативно воздействует на настроение, вследствие чего человека начинает одолевать меланхолия.

Затяжной недуг помимо того, что изматывает психологически и утомляет физически, также порождает тяжёлые мысли и ведёт к развитию депрессивному меланхолическому состоянию.

Страхи считаются частыми факторами, порождающими описываемое отклонение. Постоянное пребывание в страхе, ослабляет психологически человека, что приводит к унынию и меланхолии.

Когда индивид страдает комплексом неполноценности, утратил веру в собственные силы, слепо отдаётся в водоворот судьбы, считает себя никчемным, это угнетающе воздействует на его настроение, что порождает душевные муки и приводит к меланхолии.

Нереализованная страсть, безответное чувство также порождает депрессивное состояние.

Глубокие душевные проявления негативной направленности, такие как: гнев, зависть, алчность разлагают душу, зачастую ввергая в угнетённое состояние.

Также существует в обиходе такое понятие, как осенняя меланхолия. Частые затяжные дожди, низкое небо, затянутое серой дымкой туч, порывистый ветер, грязь, сырость и слякоть, сокращение светового дня, практически полное отсутствие ярких солнечных лучиков – все это негативно воздействует на эмоциональный настрой людей. Отсюда и возникает такое явление, как меланхолия, вызванная сменой времени года.

Симптомы

Рассматриваемое расстройство проявляется устойчивым беспочвенным страхом, самокритикой и самоуничтожением. Если данное отклонение не корректировать, то может привести к суицидальным попыткам.

К явным проявлениям меланхолической симптоматики относят: сухую кожу, нарушение пищеварения, расширенные зрачки, похудение.

К другим признакам меланхолии причисляют:

– гипотимию, обнаруживающуюся в устойчивом плохом настроении, зацикливании на негативе, нерадостных переживаниях, индивид настроиться на позитивную коммуникацию не в состоянии, постоянно размышляет о своей пустоте, на фоне этого зарождаются суицидальные думы;

Современная наука трактует депрессию как нарушение настроения, меланхолию же рассматривают в качестве признака эндогенной депрессии. Большей частью термин используется в случаях значительных проявлений депрессивного состояния. Даже П.Ганнушкин именует таких больных «конституционально-депрессивными».

Сегодня термин «меланхолия» считают морально устаревшим, вследствие чего его заменили понятием «депрессия», оставив в качестве вариации «депрессию меланхолическую», которая отличается от ажитированной депрессии с проявлением агрессии и признаков злобливости.

Таким образом, рассматриваемые два термина фактически уровняли, невзирая на их буквальное значение, раскрывающее суть. Так меланхолия дословно трактуется как «чёрная желчь или гнев», но обозначает грусть, тоску, уныние, а депрессия – углубление, понижение или подавление.

Следовательно, первый термин констатирует характерное пролонгированное душевное состояние и сопровождающие его особенности физиологии, а второй – говорит о снижении настроения, а затем общего состояния.

Понятие «депрессия» ранее вообще не существовало. Все характерные проявления недуга сегодня именуемого депрессией раньше причисляли к меланхолии. Средневековые лекари рассматривали её в качестве нарушения умственных процессов и совпадали в воззрениях, что меланхолия порождена чёрной желчью.

Толика логики в данной теории есть, поскольку при высокой концентрации жёлчи её желто-зеленый окрас может темнеть. А скопление жёлчи возникает вследствие нарушения её оттока по причине дискинезии.

Согласно статистическим данным психосоматической медицины, описываемые застойные явления, проистекающие в жёлчном пузыре, отмечаются у мнительных, обидчивых, крайне подозрительных индивидов, характеризующихся вязкостью мыслительных процессов и страдающих .

При меланхолии на фоне доминирующего специфического состояния (которое в целом можно охарактеризовать как «тусклое») присутствует особое настроение, отражающее душевные процессы. Тогда как, при депрессии собственно расстройство настроения порождает определённое состояние и психосоматические явления.

Таким образом, дабы увидеть различие между двумя рассматриваемыми понятиями необходимо обозначить, что является настроением, и что собой представляет состояние.

Итак, настроение является общей характеристикой эмоционального фона индивида в конкретный момент, а состояние представляет собой действующую в индивиде настроенность, исходный нюанс человеческого существования. Следовательно, можно заключить, что причины, порождающие меланхолию, находятся в иной сфере и глубже, нежели причины депрессии. Сфера эта существеннее по своему воздействию на человека. Именно поэтому по сей день люди интересуются, как бороться с меланхолией, а не как ликвидировать депрессию, если они ощущают одиночество даже в кругу близких, если живут в постоянном страхе перед бытием.

Всегда зарождается на фоне серьёзной либо стресса (утрата близкого, неизлечимое заболевание). Депрессивному индивиду ничего не хочется вследствие определённого события.

Психосоциальная причина при меланхолии либо не столь очевидна, либо носит сопутствующий характер, проще говоря, не детерминирует истинную меланхолию, которая может обнаружиться на раннем возрастном этапе даже у активных и жизнерадостных внешне людей. Однако этот оптимизм лишь внешняя маска.

Депрессия легко диагностируется, обнаруживаясь в сбое эмоциональной сферы, утрате активности и понижении, подавлении либидо. Это порождает и резкий спад иммунитета.

Меланхолия, определяемая в качестве душевного недуга, ощущается как особое состояние общей настроенности человека. Как правило, состояние это базируется на ощущении одиночества в коллективе людей, замораживающего страха перед Вселенной, производных боязнях и тоске. Это состояние характеризуется постоянством. Оно отпускает индивидов лишь на незначительный период.

При депрессии всегда наблюдается какая-та утрата (смерть, банкротство, немощность). Вследствие чего пропадает интерес к миру.

При меланхолии же отмечается самоотречение от любви, порождённое боязнью смерти. При этом человек продолжает её безуспешные поиски, поскольку всё происходит не так, люди не те. Меланхолик ощущает жажду любви, однако сам любить страшится. Всякое предлагаемое чувство параметрам ожидаемого не соответствует, поэтому и отвергается. Однако самому меланхолику параметры ожидаемого неизвестны. Тогда формируется и укрепляется интерес к жалкому миру и пустому себе. Отсюда появляется печаль и тоска. Отвержение собственной персоны является отрицанием мира.

При депрессии в основном самоуничижительное отношение возникает вследствие отвергающего отношения определенных лиц либо конкретной системы.

Депрессия характеризуется утратой красоты и порядка (в мире, отношениях). Меланхолия в свой черёд заключается в восхищении человека уродством.

У ряда лиц депрессия может трансформироваться в меланхолию, но последняя никогда не упростится до уровня депрессии.

Лечение

Прежде всего, дабы меланхолик изменил собственный жизненный настрой, рекомендуется создать ему благостные условия бытия: жилищу его надлежит быть тёплым и проветренным, воздух должен быть чистым и комфортно влажным. Желательно снабдить помещение комнатными растениями, имеющими приятный вид.

Часто в лечении любых душевных расстройств применяется ароматерапия, массаж, бальнеотерапия.

Универсальным лекарством считается тщательный разбор причин, ввергнувших индивида в упадническое настроение.

Наряду с грамотной организацией дня, адекватным питанием, физическими упражнениями и средствами нетрадиционной медицины также успешно применяются и психотерапевтические практики.

Сегодня существует множество разнообразных психотерапевтических методов, направленных на избавление от депрессивных и невротических состояний. Так, например, довольно популярным методом считается когнитивно-поведенческое направление, смысл которого заключается в оказании помощи меланхолику разорвать порочный круг негативных ассоциаций, а также сформировать позитивное мышление.

Если перечисленные выше средства оказались бесполезны, то больному показана госпитализация в психоневрологическое учреждение, где созданы условия для проведения комплекса процедур, которые позволяют купировать основную симптоматику недуга. Для этого обычно назначают различные фармакопейные препараты, оказывающие психотропное действие, например, нейролептики (подавляют чувство страха, снижают реагирование на раздражители извне, ослабляют психомоторное возбуждение, убавляют аффективную напряжённость, успокаивают), антидепрессанты (уменьшают тоску, улучшают настроение, понижают вялость, устраняют апатию, снимают тревогу и раздражительность), нормотимики (стабилизируют настроение).

В старину ее называли меланхолией, сегодня она называется депрессией исчитается одной из основных психологических проблем в развитых странах. Ееописывают как чувство отчаяния или безнадежности, отсутствия самоуважения иникакого энтузиазма или интереса по отношению к окружающему.

К тому же естьи физические симптомы, такие как плохой аппетит, бессонница и потерясексуальной энергии. Сегодня в основном отказались от лечения путемэлектрошока, а лекарства и разговорная терапия похоже одинаково...

Депрессия или то, что под ней подразумевают люди, обращающиеся к психологам за помощью – состояния довольно распространённые для членов современного общества.

Часто, не мудрствуя лукаво, человек, оказавшийся на психологической консультации, заявляет: «У меня депрессия!».

Так ли это – большой вопрос, но сейчас о другом. Допустим, так и есть, депрессия.

Бывает, депрессия появляется вследствие физиологических изменений. Но зачастую она является ситуационной, начавшейся в результате каких...

В последние годы при записи на прием к психологу на вопрос о причине обращения в ответ часто слышим слово депрессия. Соответственно, у психолога формируется некое представления о том, как будет себя вести на приеме пациент, и как должен вести себя в этой ситуации психолог. К счастью или нет, тут я затрудняюсь ответить, но в большинстве случаев на прием приходит расстроенный(!) человек и довольно эмоционально описывает свои проблемы: достал начальник, жена чего-то хочет, дети требуют внимания...

Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других расстройств, как нервных, так и соматических. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей.

Депрессия - это, прежде всего, реакция на потерю. Утрата близкого человека, разрыв с родными людьми, потеря работы. Однако, это может быть и потеря веры в себя или утрата прежней самооценки. Такое состояние нередко у подростков: тебя вдруг начинают дразнить в...

Что такое депрессия? Вас ничего не радует в жизни? Вы общаетесь с родственниками и друзьями из приличия? Чувствуете постоянную апатию, усталость и бессмысленность жизни? Лишние телодвижения и дела вызывают в Вас бурю раздражения или безумную усталость?

Это и есть депрессия – бич больших городов. Но из депрессии всегда есть выход! По своей сути депрессия является капсулой для других наших чувств, которые мы подавляем. Мегаполис предполагает отстраненность людей, формальные отношения и...

Слова "депрессия", "депрессивный" мы зачастую употребляем в своем лексиконе, не до конца понимая значение и смысл данных слов.

И подразумеваем под ними сниженное настроение, печаль, которые зачастую являются кратковременной реакцией на те или иные обстоятельства реальной жизни.

На самом же деле депрессия - это заболевание, обозначенное в классификации болезней (F32) и требующее лечения.

Мне хочется рассказать о депрессии с точки зрения врача-психиатра. Но, в тоже время, никак не умаляя...

Здравствуйте, очень нужен совет.
Сейчас я пишу сценарий и главная часть этого сценария человек, акцент будет делаться на нем и его внутреннем мире. Для правдоподобности решил взять человека из жизни.

Есть ли какое то объяснение, диагноз или что то подобное человеку... Для которого другие люди ничуть не больше чем просто люди, как вещи.. Что они есть что их нету?

Нет, я не говорю, что они ему безразличны, но этот человек будто смотрит сквозь них. То бишь... Пропади люди, он бы разницы не...

Так отзывался о своем, мягко говоря, плохом настроении первый президент США в 1841 году. Депрессии иногда присваивают титул чумы XXI века. Ежегодно этот диагноз ставится не менее чем 200 млн. человек. В благополучных США депрессии 1/5 населения обходятся экономике в 47.5 млрд. долларов в год. Для сравнения: расходы на лечение сердечно-сосудистых и легочных заболеваний составляют соответственно 43 и 18 млрд... Хоть раз в жизни проходят через это состояние около 25% женщин и 10-15% мужчин...

Возможно, вы помните древнегреческий миф об Адонисе - божестве финикийско-сирийского происхождения, символизирующего плодородие, периодическое умирание и возрождение природы. Афродита (Венера) - богиня любви и красоты и Персефона (Прозерпина) - богиня подземного царства не смогли поделить между собой Адониса.

Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается...

Типы депрессии
Обычно депрессии подразделяются на униполярные и биполярные, хотя часто их путают. Униполярная депрессия включает в себя практически полную потерю мотивации, печаль, ощущение пустоты и тревогу, продолжающиеся месяцами или даже годами. Такой человек потерял всякую надежду на то, что его страдания прекратятся. Зачастую у него пропадает желание есть, говорить, общаться с людьми и даже мыться. Некоторые люди впадают в такую глубокую депрессию, что месяцами не выходят из темной...

Сегодня одни специалисты связывают меланхолию с особенностями характера человека, а другие считают серьезным расстройством психики. Кто же из них прав?

В наше время под меланхолией подразумевают в основном один из четырех видов темперамента здоровых людей. Меланхолики чувствительны, легко ранимы, склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне пассивны и вяло реагируют на окружающее. Меланхолическим темпераментом часто обладают творческие люди. Например, по мнению психологов, меланхоликами являлись Декарт, Дарвин, Гоголь, Шопен, Чайковский.

Однако профессиональные медики считают, что меланхолия может быть расстройством настроения в рамках неврозов или психозов. Она характеризуется определенными изменениями в психологическом состоянии человека. В частности, они описаны в словаре Брокгауза и Ефрона:

«Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.

Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства».

Как утверждают Брокгауз и Эфрон, больные меланхолией нередко обвиняют себя в каком-нибудь чудовищном проступке или преступлении, ожидают, что их постигнет суровое наказание.

Им может казаться, что наступил конец света, что с их телом происходят фантастические изменения - например, все естественные отверстия заросли, внутренности гниют, желудок провалился. Иным мнится, что они стали каменными, деревянными, стеклянными.

У человека также могут быть различные галлюцинации - зрительные и слуховые. Психиатры считают, что здесь речь может идти о маниакально-депрессивном психозе или шизофрении.

Однако не во всех случаях меланхолическое состояние сопровождается явным бредом. Люди могут просто без причин испытывать угнетенное состояние, страдать приступами сильной тоски и страха, иногда переходящими в приступы возбуждения и ярости. При одной из разновидностей меланхолии (так называемой атонической меланхолии) могут наблюдаться полная неподвижность, оцепенение. Как правило, у меланхоликов снижается аппетит, вплоть до полного отказа от пищи, нарушается обмен веществ и кровообращение. Нередко их терзает бессонница.

В прошлом столетии меланхолия была исключена медиками из списка психических расстройств из-за отсутствия критериев точной диагностики, в частности, невозможности составить биохимическую и клиническую картину болезни. В наши дни профессор психиатрии Гордон Паркер из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) полагает, что меланхолия - это все-таки психическое нарушение. По словам Паркера, в одной только Австралии насчитывается около 600 тыс. пациентов со скрытой патологией такого рода. И это достаточно опасное состояние, так как оно может приводить, например, к суициду. Причем даже чаще, чем привычная уже депрессия, которая, как правило, длится не так долго.

Каковы же основные признаки меланхолии? Среди них профессор Паркер называет неспособность концентрировать внимание, нехватку физической энергии для выполнения каких-либо повседневных действий (например, меланхолик может целый день оставаться в кровати), а также неспособность радоваться вещам, которые обычно доставляют людям удовольствие - к примеру, вкусной еде.

Как утверждают специалисты, меланхолия может длиться периодами, а потом на какое-то время бесследно исчезать. Кроме того, она может являться составляющим симптомом развернутого психического расстройства.

В любом случае, если вы заметили у себя или у ваших близких вышеуказанные симптомы, есть смысл, пока не поздно, обратиться к врачу или психотерапевту.

ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»

Меланхолия

Т ермин депрессия (от лат. depressio - подавление) появился сравнительно недавно - в XIX веке. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией . Этот термин впервые введен в обиход великим врачом древности Гиппократом (г до н.э). Меланхолия (греч. μελαγχολία, буквально - " черная желчь ") означала у греков уныние, задумчивость, душевную болезнь.

Д ревние люди, так же как и наши современники, были подвержены различным расстройствам психики, среди которых - и депрессивные расстройства. Еще жрецы Древнего Египта в 4 тысячелетии до н.э. лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, впрочем как и другие душевные заболевания, были вызваны одержимостью, в связи с чем специально обученные жрецы занимались изгнанием злых духов.

У Гомера в "Илиаде" (7-8 в до н.э.) встречается описание депрессии, когда герой Беллерофонт "по Алейскому полю скитался кругом, одинокий, сердце глодая себе, убегая следов человека".

В своих трудах великий философ и врач Пифагор Самосский (г. до н.э.) при приступах печали или гнева рекомендовал уйти от людей и, оставшись одному, «переварить» это чувство, добившись успокоения души. Также он был первым в истории приверженцем музыкотерапии, рекомендуя в часы уныния слушать музыку, в частности гимны Гесиода.

Гиппократ приводил два значения слова « меланхолия ». Во-первых – меланхолическим он обозначил один из четырех темпераментов человека, в организме у которого преобладает черная желчь - меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок». Во-вторых – это меланхолия как болезнь:: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии. Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Он также описал симптомы, характерные для меланхолии – это отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство. На то, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «надо знать, что. огорчения, печаль, недовольства и жалобы происходят от мозга. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи либо ночью, либо с наступлением дня».

Аристотель задал вопрос: «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством – почему все они по-видимому были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как, например, среди г ероев – Геракл: именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Да, несомненно, а многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью. А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I).

Платон в своих трудах описывал состояние мании (μανία , а) бешенство, сумасшествие; b) восторг, вдохновение), как «правильного» неистовства, происходящего от муз – это дает поэтическое вдохновение и говорит о преимуществе носителя этого заболевания перед обычными людьми с их житейской рассудочностью.

Цицерон писал: «страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже наличном и к тому же свежем, от которого естественно встает такая тоска, что мучающемуся кажется, что он мучается поделом. Эти то волнения, словно некие фурий напускает на нашу жизнь неразумие человеческое». Он подчеркивает, что «всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе «изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и, наконец, разрушение, разгрызение, уничтожение, уничтожение совсем ума». Он приводит мнение греческого философа Хризиппиуса, называвшем меланхолию как бы «растлением самого человека». Цицерон упоминает, что в его время уже многие авторы писали о меланхолии, в том числе Гомер, говоривший, что в меланхолии часто ищут уединения. О лечении этого состояния он пишет, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется».

Аретей Каппадокийский (II в. н.э.) в своих трактатах соглашался с древними, что «черная желчь, заливая диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности дает таким образом меланхолию. Но помимо этого она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль вызывает совершенно аналогичное расстройство». Он так и определяет меланхолию: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Сама по себе печальная идея может возникнуть как без каких-либо внешних причин, как может быть следствием какого-либо события. По его мнению длительная затяжная меланхолия приводит к равнодушию, полному отупению человека, который утрачивает способность правильно оценивать обстановку.

Авиценна (г.) писал, что « меланхолия - есть уклонение мнений от естественного пути в сторону расстройства, страха и порчи. Меланхолия определяется по чрезмерной задумчивости, постоянные наваждения, взгляд неизменно устремленный на что-нибудь одно или в землю». На это также указывает грустное выражение лица, бессонница и задумчивость.

В XI в. Константин Африканский написал трактат «О меланхолии », в котором скомпилировал данные из арабских и римских источников. Он определяет меланхолию как состояние, при котором человек верит в наступление лишь неблагоприятных событий. Причина болезни в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу, затемняя сознание. Такая наклонность формируется не у всех, а лишь лиц, имеющим к этому особую предрасположенность.

У Энагрия Понтиака(г.), Иоанна Кассиана (г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом acedia (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия « меланхолия ». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест.

Для средневековья характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio ("отчаяние") обозначало не просто душевное состояние, а порок, греховное сомнение в божьем милосердии. К этому же классу можно отнести и acedia, означавшая апатию, духовную леность, нерадивость. Нередко вместо Acedia употребляли слово tristitia ("печаль"). В XIII в. это состояние стали ассоциировать с физическим разлитием желчи и постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую " меланхолию " и стало употребляться и в значении "тоска".

Жан Франсуа Фернель г.) – врач эпохи Возрождения называл меланхолию безлихорадочным безумием. Она наступает по причине «истощения мозга, ослаблении основных способностей последнего». Меланхолия – это состояние, когда «больные мыслят и говорят и поступают абсурдно, им надолго отказывает разум и логика, и это все протекает со страхом и унынием». «Начинающие» меланхолики вялые, подавленные, «душою слабые, к себе равнодушные, жизнь считают тяготой и пугают уходом из нее». Когда болезнь развивается, то «душой и рассудком, расстроенным и беспорядочным, они воображают многое, и это почти все мрачное, другие считают что им не следует ни с кем говорить и они должны провести всю жизнь в молчании. Общества и внимания людей они избегают, многие ищут одиночества, что гонит их скитаться среди могил, гробниц, в дикие пещеры».

«Меланхолия» - самая загадочная из трех, т. н., «Мастерских гравюр» Дюрера и одна из любимых его работ. Об этой гравюре написано очень много, каждый штрих был подвергнут тщательному анализу. При этом очень часто, привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь, внимание обращалось на комету. «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись» - пишет Дюрер. Как истинный представитель Возрождения Альбрехт Дюрер был универсально образованным человеком. Он блестяще знал математические и естественные науки, в том числе активно занимался проблемами астрономии. В частности, в 1515 году он изготовил печатные карты звездного неба. Одна планисфера показывала все северные созвездия; другая гравюра на дереве изображала южные. Латинская надпись на южной планисфере гласит: «Иоганн Стабий направил – Конрад Хейнфогель расположил звезды – Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». Работая над картами звездного неба, Дюрер часто сам следил за небесными светилами в обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге. В 1514 году, во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся яркой кометой.

О казалось, что очень многое в гравюре "Меланхолия" , в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись три типа меланхолии. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, животное символизирующее меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера – печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически боявшегося зловещего влияния планеты Сатурн. Поэтому на голове у женщины венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасного влияния Сатурна. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год создания гравюры, планета Сатурн находилась именно в созвездии Весов. Там же, в Весах, в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии. Эта комета появилась в конце декабря 1513 года и наблюдалась до 21 февраля 1514 года. Она была видна на протяжении всей ночи.

В Англии меланхолия получила название "елизаветинской болезни". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бёртона "Анатомия меланхолии " (1621),описания меланхолии как душевной болезни дополняются социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: "Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость".

Первоначально французско е слов о ennui было одним из производных слова асеdia, но уже Паскаль считает непостоянство, тоску и тревогу нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVII в. словом ennui обозначается очень широкий круг переживаний: тревога, угнетенность, печаль, тоска, скука, усталость, разочарование. В XVIII в. в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom ("тоска", "скука"), splee ("сплин"). Меняются времена, меняются нравы - тосковать и скучать становится красиво и модно. Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения "мировой скорби". То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утонченную лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.

В Древнем Риме лечение меланхолии "состояло в кровопусканиях, однако если они противопоказаны в виду общей слабости больного, то их заменяли рвотными средствами; кроме того необходимы растирания всего тела, движения и слабительные. При этом очень важно внушить больному бодрость духа, развлекая его разговорами на такие темы, которые были ему приятны раньше" (А. Цельс). Патрициям также был известно, что "лишение сна наряду с развлечениями" позволяет временно снять симптомы меланхолии. Данный метод был вновь незаслуженно забыт и открыт только во второй половине 20 века (О Депривации сна можно почитать подробную статью на блоке "выход из депрессии")

В 18 веке в Германии от такого распространенного симптома меланхолии, который описывался больными, как "свинцовой тяжесть в руках и ногах", "пудовый груз на плечах" врачи пытались избавить с помощью довольно-таки странного способа. Больных привязывали к вращающимся стульям и колесам, предполагая что центробежная сила может устранить эту тяжесть.

Вообще, вплоть до 20 века с больными, попадающим в руки психиатров, особо не церемонились. Голод, избиение, держание на цепи – вот перечень далеко не самых жестоких методов, применявшихся в психиатрических заведениях того времени. Так лечили даже английского короля Георга III, когда он впал в безумие - по совету лучших лекарей Европы подвергался жестоким избиениям. Во время одного из приступов король умер. Нужно отметить, что данными методами «излечивали» в основном буйные заболевания, а поскольку при депрессиях больные вели себя смирно, к ним применялись более мягкие методы.

Три четверти века в медицине господствовали так называемая гидротерапия. Для лечения меланхолий применяли внезапное погружение в холодную воду (так называемое bainde surprise) до первых признаков удушения, причем продолжительность этих процедур равнялось времени, необходимому, чтобы не слишком быстро произнести псалом Miserere. «Популярным» способом лечения был также struzbad: меланхолик лежал в ванной, привязанный, а на голову ему выливали от 10 до 50 ведер холодной воды.

В России в начале 19 века для лечения меланхолии использовался «рвотный винный камень, сладкая ртуть, белена, наружное натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри и другого рода оттягивающие лекарства. Теплые ванны предписывали зимой, а холодные летом. Часто прикладывали моксы к голове обоим плечам и дели прижоги на руках»

До начала эпохи препаратов эпоха антидепрессантов широко использовались различные наркотические вещества. Наиболее популярным "антидепрессантом" был опиум и различные опиаты, которые продолжали применять вплоть до 60-х годов 20 века. О использовании опиума при лечении депрессий упоминается еще в трактатах древне-римкого врача Галена (130 – 200 г. н.э).

Для лечение депрессий в 19 веке применялся наркотик каннабис, по сути дела являющийся обыкновенной марихуаной или коноплей. Каннабис употребляется человечеством болеелет, первые свидетельства использования его в фармакологических целях, в том числе при депрессиях относятся к 3 веку до н.э. в Китае. В Европе каннабис появился значительно позже – в 19 веке. В 40-х гг. XIX века парижский врач Жак-Йозеф Моро де Ту полагая, что для избавления от меланхолии нужно "заменить симптомы душевной болезни аналогичными, но контролируемыми симптомами, вызванными наркотиками" применял каннабис при депрессиях и обнаружил, что он в числе прочего вызывает оживление и эйфорию. Данный эффект, впрочем, был весьма кратковременным.

В 1884 году З.Фрейд впервые попробовал кокаин, что привело к выпуску его первого крупного труда, который назывался «О коке». В нем говорится в том числе о применении кокаина при лечении депрессий. В то время кокаин продавался в аптеках свободно и без рецепта, и прошел не один год, прежде чем были выяснены отрицательные стороны этого "лекарства" - сильная наркозависимость, и то, что употребление кокаина само по себе приводит к депрессии, которая даже получила имя - «кокаиновая грусть».

Меланхолия - это что за понятие в психологии?

Слово «меланхолия» обычно вызывает ассоциации с дождем за окном, клетчатым пледом и бокалом горячего грога. Ну, или какао с зефиром, если речь идет об убежденном противнике алкоголя. Меланхолия, «Сплин», «достать чернил и плакать…». А понятие это, собственно, вполне из области психологии.

От древней Греции до современной психиатрии

Впервые термин «меланхолия» (melancholia) ввел еще Гиппократ. Он объяснял это состояние дисбалансом жидкостей в организме – это была весьма популярная в те годы медицинская теория. Меланхолия, по мнению Гиппократа, вызывалась переизбытком желчи. Много веков именно эта концепция была единственной, других вариантов объяснения причины угнетенного настроения не существовало.

Зигмунд Фрей, основатель современного психоанализа, написал целый труд, посвященный этому состоянию, «Печаль и меланхолия». Сейчас слово стало просто разговорным, изменило свое значение. Меланхолия – это печаль, грусть, уныние. Но это просто настроение, никоим образом не являющееся причиной для беспокойства. Раньше же этим словом обозначали еще и депрессию, которую теперь выделяют как отдельное патологическое стояние психики, требующее коррекции, в отличие от меланхолии.

Фрейд – первопроходец психологического анализа

Зигмунд Фрейд полагал, что меланхолия связана либо с потерей близкого человека, либо с утратой нематериального объекта, привязанность к которому по силе сопоставима с любовью к человеку. Это может быть родина, честь, работа и т. д. То есть он рассматривал такое состояние исключительно как психологическую реакцию, в отрыве от физиологических аспектов.

Конечно, по мнению Фрейда, депрессия, меланхолия связаны с либидо. Он был первым психиатром, признавшим исключительную важность сексуальности в жизни человека, но его внимание именно к этому аспекту человеческих взаимоотношений временами чрезмерно. Возможно, это было следствием образа жизни, принятого в те годы. Пуританская чопорность вела к сексуальной неудовлетворенности, особенно в отношении женщин, лишенных возможности «нелегитимной» разрядки, к примеру, посещения представителей древнейшей профессии. И, как следствие, пациентки доктора Фрейда демонстрировали психологические проблемы, в обязательном порядке осложненные сексуальной дисфункцией. Такая статистическая подборка могла повлиять на результаты исследований ученого.

Меланхолия как чувство утраты

По мнению Зигмунда Фрейда, меланхолия – это болезнь, связанная с утерей близкого человека или какой-либо нематериальной ценности исключительного значения и, как следствие, отсутствие возможности реализовать связанное с этими объектами либидо. В свете теории Фрейда фраза «любовь к родине» приобретает особый, ни с чем не сравнимый смысл.

Пациент, страдающий меланхолией, подсознательно осознает необходимость отказа от либидо, но так же подсознательно сопротивляется этому как процессу неестественному для человеческой психики.

Истинная подоплека

Меланхолия – это состояние, сопровождающееся самоуничижением пациента, аутоагрессией, презрением и ненавистью к самому себе. Больной высказывается о себе в крайне нелицеприятном ключе, жалеет тех, кто вынужден общаться с такой недостойной личностью, иногда ранит себя или даже решается на попытки суицида. Фрейд рассматривал подобные проявления как перенесенную агрессию. На самом деле неприятие у пациента вызывает не он сам, а тот человек или объект, который был утрачен. Вот только рассудок, зная, что потеря – это нечто важное, ценное и глубоко любимое, подавляет проявления недовольства и агрессии. До конца справиться с эмоциями не удается, и тогда подсознание просто переключает их на другой объект – на самого больного.

Опасности глубокой депрессии

Именно поэтому черная меланхолия - это состояние, для пациента опасное. Этим термином врачи прошлого обозначали глубокую депрессию, приводящую к мыслям о суициде. Желание наказать себя, уничтожить себя – это на самом деле желание отомстить утраченному ценному объекту, наказать его за предательство в виде исчезновения.

Подобный подход несколько однобок, он не охватывает состояний, вызванных сугубо физиологическими факторами (послеродовая депрессия) или обстоятельствами непереносимой тяжести (различного рода посттравматические синдромы). Но в ряде случаев, действительно, именно описанными Фрейдом причинами и объясняются такие явления, как депрессия, меланхолия. Описание этого состояния, данное отцом современной психоаналитики, исключительно точное. Угнетенное настроение, погруженность в себя, в собственные переживания, отстраненность от внешнего мира, недовольство собой, ненависть к себе, бессонница и апатия – все это классические признаки такого рода расстройства.

Борьба с угнетенностью

Лекарство от меланхолии, по мнению Фрейда, - это прежде всего тщательный анализ причин, приведших к этому состоянию, и осознание пациентом истинных реалий болезни. Фрейд полагал, что меланхолия – результат некоторой нарциссической направленности личности. В определенном смысле она проявляется как потеря самоуважения, любви к себе. Пациент охотно ругает себя, обращает внимание других на свои недостатки, реальные или мнимые, выпячивает их. Вот только реальная утрата самоуважения переживается не так демонстративно. Человек, разочаровавшийся в себе, вовсе не склонен оповещать об этом всех. Поэтому в реальности основой меланхолии и депрессии является все же не недовольство собой, а недовольство посторонним объектом, именно его на самом деле ругают и упрекают.

Задача психиатра – совместно с пациентом изыскать возможность восстановить целостность личности, привести к примирению человека и утраченного объекта, вызвавшего такую бурю чувств.

Мания

Состоянием, противоположным меланхолии, Фрейд называл манию – радостное неконтролируемое возбуждение, сходное с состоянием опьянения. Человек, выигравший огромную сумму денег, тоже «утратит себя» - будет вести себя неадекватно обстоятельствам, излишне аффективно и навязчиво. Вызвано это будет, по сути, обстоятельством сходным – прошлая жизнь счастливца так же будет «разрушена» выигрышем, как жизнь меланхолика – потерей. Вот только меланхолик лишился приятных, нужных факторов своей жизни, а человек, пребывающий в состоянии мании, наоборот, избавился от трудностей и забот.

Вот только возникает логичный вопрос: «А как быть с состоянием разочарования, приходящим иногда после таких вот крупных подарков фортуны, когда сбывшаяся мечта как раз и приводит к депрессии и осознанию собственной ненужности?»

Меланхолия и депрессия вне концепции

Впрочем, это, наверное, уже придирки. Фрейд проделал огромную работу, впервые описал важность многих психических процессов, ранее не удостоенных внимания медицины. Нельзя ждать от него детального, полностью исчерпывающего ответа по любому вопросу, связанному с психологией или психиатрией. Депрессия, меланхолия – это серьезные психологические проблемы, которые могут привести к крайне неприятным последствиям. Фрейд сделал немало для того, чтобы общество обратило на это внимание, перестало считать такие состояния просто блажью или хандрой.

Конечно, последователи в деле изучения меланхолии, изучили ее более детально, классифицировали и типологизировали. Они разработали много эффективных методик психологического преодоления такого состояния, создали химические препараты, позволяющие преодолеть патологическую угнетенность. Не все формы депрессии лечатся только беседами с психологами, зачастую пациенту требуется медикаментозное лечение в виде антидепрессантов. Но все это было бы невозможным, если бы меланхолию до сих про считали просто плохим настроением.

В классическом искусстве

Такое состояние, как меланхолия, привлекает внимание не только специалистов в области психологии и психиатрии, но и людей творческих. Много описаний, которые можно включать в медицинские учебники, имеется в классической литературе.

К примеру, переживания персонажей Достоевского зачастую сводятся именно к меланхолии. Состояние Анны Карениной, так тщательно описанное Толстым, – это именно угнетение, осложненное приемом наркотиков – морфина. В этом и была причина самоубийства женщины. Психиатром Толстой не был, да и не выделяли тогда меланхолию как отдельное расстройства. Но вот людей он знал и понимал и этапы развития уныния у молодой цветущей женщины показал с хирургической точностью. Ровно тогда же эффекта добился и Флобер в «Мадам Бовари». Вялотекущая депрессия главной героини, которая прервалась с началом романа и вновь вспыхнула с его окончанием, привела к трагической развязке.

В современной литературе

Рассматриваемое состояние не обделено вниманием и современных писателей. У Рю Мураками есть роман «Меланхолия» - вдумчивая история соблазнения женщины. Этот сюжет служит основой для описания переживаний героя, анализа испытываемых им эмоций.

Рэй Брэдбери – автор сборника рассказов «Лекарство от меланхолии». Правда, о самом расстройстве там немного сказано, Брэдбери - не тот автор, которому свойственна меланхолия. А вот в качестве средства от грусти рассказы будут хороши, это правда. Причем автор не идет по пути классического противопоставления: «Грустно? Рассмешим». Нет. Брэдбери намного тоньше. Его рассказы, красивые, яркие, полные любви к жизни и людям, позволяют не просто отвлечься на пять минут, чтобы посмеяться. Они дарят частичку душевного тепла, внутренней энергии автора, позволяют справиться с грустью так же, как огонь позволяет согреться, чтобы справиться с холодом.

В кинематографе

Рассматриваемому состоянию в кинематографе много внимания уделил Ларс фон Триер. Свой фильм «Меланхолия» он снял на основе личных переживаний – режиссеру пришла в голову идея во время курса психотерапии, направленной на борьбу с депрессией. Исполнительница главной роли, Кирстен Данст, тоже лечилась от депрессии, этот опыт она использовала в работе над ролью.

Фильм Триера «Меланхолия» рассказывает о личной катастрофе на фоне апокалипсиса. Молодая женщина тяжело переживает разрыв с женихом, она не может справиться с обуревающим ее чувством разочарования в жизни и отчаяния. Но дни, на которые приходится ее депрессия, – это последние дни существования человечества. К Земле движется планета, названная учеными «Меланхолия», это столкновение уничтожит все живое, катастрофа неизбежна. Прозрачная аллюзия – убийственная меланхолия, уничтожающая человечество. В сочетании со специфическим, медлительным стилем Фон Триера это сделало фильм неоднозначным. Для кого-то он был слишком прост, а вызываемые им ассоциации – излишне очевидны. Кому-то, наоборот, происходящее показалось чересчур вычурным и надуманным. Именно поэтому мнения зрителей о фильме колеблются от «гениально» до «скучно», от «восхитительная притча» до «невнятная ерунда». Но, несмотря на неоднородные отзывы, «Меланхолия» была высоко оценена критиками. Фильм был удостоен призов Европейской киноакадемии, Каннского кинофестиваля, премий «Сатурн», «Золотой орел» и др.

Артхаус

Еще один фильм, посвященный такому расстройству, – «Невероятная меланхолия». Артхаусное кино о девушке, искренне привязанной к старой, потрескавшейся кукле, похожей на манекен. Девушка одинока, и эта кукла заменяет ей близкого друга. Но героиня знакомится с молодым человеком и обращает свое тепло на него. Вот только оказывается, что у куклы тоже есть чувства. В этом фильме меланхолии много. Причем не понятно, кто страдает больше: парень, девушка или все же несчастная, ставшая ненужной кукла.

На протяжении длительного времени, вплоть до XIX века, депрессию называли меланхолией. Древнегреческий врач Гиппократ впервые подробно описал эту странную болезнь. Он считал, что меланхолия возникает от переизбытка в организме чёрной желчи, и рекомендовал лечить меланхолию настойкой опия и очистительными клизмами. Он же выделил 4 типа темперамента (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики).

Средневековая медицина самым опасным из темпераментов считала меланхолический. «Они печальны, угрюмы, ленивы, инертны, избегают общества и ищут уединения». «Единственное, что в какой-то мере служит им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».

Символом меланхолии, как необычного состояния психики часто считают резцовую гравюру немецкого художника Альбрехта Дюрера, одно из величайших произведений искусств XVI века.

Художник в своё время, не только писал картины и вырезал гравюры, но и увлекался астрономией и астрологией (надо сказать, в то время это были смежные науки). И символизм «Меланхолии» Дюрера, часто связывают с планетой Сатурн, её холодным меланхолическим нравом. По официальной версии Дюрер создал гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, который патологически боялся зловещего влияния Сатурна. Центральная фигура гравюры – крылатая женщина, спустившаяся из другого мира. На заднем плане песочные часы, весы, магический квадрат (в котором сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на диагоналях одинакова) Все эти атрибуты – символы равновесия.

Однако, зная историю гравюры, можно увидеть следующее. Главного героя на картине нет. Скульптор (творец) разбросал инструменты и ушёл. Его постигла меланхолия (депрессия). По описанию биографов Дюрер долго не мог выполнить заказ на эту гравюру. Смерть матери, которая долго болела, но умерла слишком внезапно, стала большим ударом для живописца. Возвращаясь домой, поздно вечером, Дюрер находился в глубокой депрессии. Бездомная собака, встретившаяся ему на пути, смотрела голодными глазами. Брошенный на дороге камень, ничем не примечательный. И взлетевшая летучая мышь. Мгновение, и художнику показалось, как в темноте перед ним стоит женская фигура с крыльями. Так появилась на свет знаменитая «Меланхолия» и ещё две самых знаменитых работы Дюрера, были выполнены в том же году - «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье».

Столь художественные представления о депрессии, можно встретить не только в живописи средневековых авторов. В 2011 года Голливудский режиссёр Ларс фон Триер снимает фильм в жанре фантастики, под названием «Меланхолия».

По сюжету фильма главная героиня Жюстин выходит замуж. Шикарная свадьба, счастливые молодожёны и довольные гости, ничто казалось, не предвещает беду. Но вдруг Жюстин начинает вести себя очень странно. Она становится равнодушна к собственной свадьбе, избегает общества других людей и в конце концов полностью теряет интерес к собственному счастливому будущему, оставляя всех в недоумении она старается остаться наедине с собственными снами и предчувствиями. Жюстин страдает от хронической депрессии и предчувствует конец света. Её предчувствия не обманывают её. По сюжету фильма к Земле приближается маленькая планета Меланхолия. Её сближение с Землёй должно неизбежно закончиться катастрофой. Как только люди, окружающие Жюстин узнают о приближающемся конце света, начинают вести себя крайне неадекватно, – сами впадают в депрессию и предаются панике. Но только не Жюстин. Поняв, что конец света неизбежен, главная героиня фильма встречает его как дар небес с гордо поднятой головой.

«Меланхолия» Ларса фон Триера, как и подобает названию фильма, создавалась в моменты угнетённого состояния души самого режиссёра. Фильм стоит посмотреть на предмет того, как развивается депрессивное состояние человека.

Меланхолия (депрессия), некое изменённое состояние сознания, в котором человеку всё видится в серых и чёрных тонах. Таковы и люди меланхолики. Они как будто готовы встретить конец света. И понимая, что конца света не ожидается, они всякий раз подстраховываются, погружаясь в тёмную бездну раздумий о несовершенстве мира.

Однако депрессия – расстройство психики, с которым крайне неудобно жить. Плохое настроение, неспособность переживать радость, пессимистический взгляд на мир, двигательная заторможенность. И из этого состояния, лучше выйти, как можно скорее. Большинство людей, здоровых, не склонных к психическим заболеваниям, имеют опыт переживания депрессии. Такая депрессия называется посттравматической. Она результат пережитой психологической травмы. При тяжёлой депрессии важно прибегнуть к помощи врачей и психологов. Но в борьбе с меланхолией, важно победить саму меланхолию. Когда человек наблюдает собственную жизнь в чёрных и серых тонах, важно уметь «отвернуться» от этой картины. Преодолеть собственную апатию, занимаясь активной деятельностью. Поставить себе новые цели, когда прежние цели не имеют смысла. Не оставаться в одиночестве, где меланхолия находит человека гораздо быстрее. Разрешить себе мыслить позитивно, отодвинув мрачные мысли.

Очень сложно мыслить позитивно в момент депрессии. Поэтому одним из самых эффективных способов самопомощи, – является творчество. Творчество в любом виде и в любых проявлениях – процесс созидательный. А там где есть движение от мрачных мыслей о прошлом, к счастливому будущему, меланхолии, уже не место.