Диалог на тему личная гигиена. Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника

Ольга Майорова
Беседа с детьми младшего и старшего дошкольного возраста о правилах личной гигиены

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о правилах личной гигиены .

Цель : Привить детям привычку мыть руки (мылом) .

Задачи :

Обобщить и закрепить знания о значении чистых рук для человека.

Показать, как простое мытье рук с мылом помогает эффективно бороться с заболеваниями среди населения различного возраста , особенного среди детей.

Совершенствовать умение детей правильно мыть руки .

Коррекция навыков самообслуживания.

Воспитание позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам ,

Формирование навыков здорового образа жизни.

Ход беседы

Дети сидят на стульчиках перед демонстрационным экраном.

Слайд 1 Картинка, где ребенок с грязными руками.

Ребята, когда у вас грязные руки - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Ребята, зачем надо мыть руки? (ответы детей)

Слайд 2. Микробы на руках

На всех предметах, к которым ты прикасаешься в течении дня, находится очень много микроорганизмов. Среди них есть и такие, которые вызывают серьезные заболевания. Представляете, сколько людей прикасались к поручням в автобусе, перилам в подъездах, к тележкам в магазинах, кнопкам в лифте и деньгам немытыми руками! Какое количество микроорганизмов попало на твои руки, которыми ты держишь бутерброд! Ты можешь проглотить их вместе с едой и заболеть.

Это правило личной гигиены настолько важно , что самая авторитетная организация в мире – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявил 15 октября Всемирным днем мытья рук.

Слайд 4. Картинка дети моют руки

Когда надо мыть руки? (Руки необходимо мыть перед едой, после посещения туалета и после всякого загрязнения)

Как вы моете руки?

Слайд 5. Плакат с алгоритмом мытья рук.

Показать детям как "Рука руку моет".дети выполняют упр. вместе с воспитателем.

Слайд 6. Чистые руки залог здоровья!

Когда надо мыть руки и зачем?

Слайд 7. Спасибо за внимание.

Игра в сухом бассейне «Достань мыло»

Чем моете руки?

Задание : достаньте кусок мыла.

В группе назначается главный по мытью рук, который будет в течение дня (с помощью воспитателя) напоминать всем, когда нужно мыть руки, и проверять у всех чистоту рук. Этому ребенку наклеить отличительный знак в виде мыла.

Дети идут мыть руки в ванную комнату. (закрепить навыки мытья рук)

Публикации по теме:

«Мир спасет доброта». Беседа с детьми старшего дошкольного возраста ко Дню инвалида «Мир спасет доброта» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста ко Дню инвалида Цели: формировать представления о доброте, добрых поступках,.

Цель: Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. Задачи: Расширять знания детей о Великой Отечественной.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста Беседа с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Милее нет родного края» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, родной станице;.

Цель: пополнить знания детей об аквариумных рыбах – гуппи. Задачи: познакомить с особенностями строения рыб, с условиями необходимыми.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «День народного единства» Цель: приобщение детей истории России. Программные задачи: закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки). Учить узнавать и.

«Грибы». Беседа с детьми старшего дошкольного возраста Дорогие друзья! Собирали ли вы грибы? Расскажите, где и какие грибы вы находили. Попробуйте припомнить, какие грибы вы знаете? Верно! Белый.

«Солнышко» на ладошке». Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о божьей коровке «Солнышко» на ладошке - беседа с детьми старшего дошкольного возраста о божьей коровке. Лето благодатная пора для приобщения детей к тайнам.

Цель: закрепить и систематизировать знания по данной теме. Зимушка хрустальная Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песню севера.

Самоанализ к НОД «Гигиена тела. Правила личной гигиены» 1. Я провела интегрированную непосредственно образовательную деятельность в подготовительной к школе группе

Разговор о личной гигиене (беседа для учащихся 5 -7 классов)

Для многих личная гигиена сводится к мытью рук перед едой. На самом деле она включает: правила ухода за кожей, зубами, ногтями, волосами и одеждой. Постоянное выполнение и лежит в основе нашего здоровья.

Гигиена кожи. Мы живём в сложном мире, но и в нас самих заключен целый мир. Это – наш организм. Наш организм защищается от воздействий внешней среды с помощью различных биологических барьеров, один из них кожа. Защитные свойства кожи очень изменчивы, чтобы их поддерживать на высоком уровне в немалой степени зависит от систематического ухода.

Уход за кожей – это, прежде всего регулярное мытье тела. Кожные покровы всегда должны быть чистыми. Использование мягкой воды лучше очищает кожу, придавая ей эластичность, упругость, горячая вода(выше 38 С) улучшает кровоснабжение кожи. Однако будьте осторожны при сердечно – сосудистых заболеваниях горячие ванны противопоказаны. Здоровый человек должен мыться горячей водой с мылом не реже 1раза в неделю.

Не меньшее значение для состояния кожи имеет холодная вода. Ежедневные обливания холодной водой не только закалят ваш организм, но и укрепят, оздоровят кожу. Особенно полезен контрастный душ.

Уход за зубами – тоже необходимая составная часть личной гигиены. Состояние зубов не только определяет внешний вид человека, но и самым непосредственным образом влияет на здоровье человека. Чтобы сохранить зубы красивыми и здоровыми их нужно чистить 2 раза в сутки: утром (после завтрака) и перед сном. Если вы завтракаете вне дома, то вычистите зубы перед уходом, а после завтрака хорошо прополощите рот водой, чтобы удалить остатки пищи. Эффективность чистки зубов зависит от правильно выбранной зубной щетки. Выбирая зубную щетку, исходите из того, что щетинная часть щетки должна покрывать не более 3 – 4 зубов. Замену щетки следует проводить каждые 3 -4 месяца, новая щетка перед использованием тщательно моется с мылом.

Как чистить зубы?

1.тщательно вымойте руки и сполосните зубную щетку

2. выдавите на щетку небольшое количество зубной пасты

3. сначала чистим верхние, а затем нижние зубы

4. в первую очередь следует вычистить переднюю, поверхность всех зубов (сверху вниз), а затем внутреннюю поверхность щетка также движется от десен к краю зубов. И, наконец, чистим жевательную поверхность боковых зубов, ведя щетку от задних зубов к передним.

5.чистить зубы необходимо не менее 3 мин.

6. полоскать рот после каждого приема пищи.

7. при появлении первых признаков заболевания зубов или десен немедленно обращайтесь к стоматологу

8.для профилактических осмотров посещайте стоматолога не реже 2 раз в год

Уход за волосами

Красивые и здоровые волосы всегда привлекают к себе внимание. Зачастую шикарные волосы вовсе не подарок природы, а результат правильного и регулярного ухода за волосами в домашних условиях.

Ухаживать за волосами нужно каждый день. При отсутствии правильного, ежедневного ухода за волосами никакая лечебная маска для волос , используемая эпизодически, не окажет желаемого эффекта.

Один из самых простых методов по уходу за волосами – мытье волос. Казалось бы, что тут сложного? . Во-первых, важно правильно подобрать шампунь, который подходит именно вашему типу волос.

После мытья шампунем нанесите на волосы бальзам или кондиционер, чтобы волосы были гладкими и хорошо расчесывались. Одно из основных правил ухода за волосами - нельзя мыть волосы слишком горячей водой, это очень портит волосы и даже может служить причиной их выпадения. Для мытья лучше использовать слегка теплую воду, а в конце хорошо ополоснуть волосы прохладной водой. Это пригладит внутренние чешуйки волоса и придаст волосам здоровый блеск. Чтобы волосы выглядели более объемными и пышными, после мытья можно ополоснуть их отваром из крапивы. Можно так же сделать отвар из крапивы и корней лопуха.

Еще один совет по уходу за волосами в домашних условиях – это сведение к минимуму травмирующих факторов: применение термобигудей, плоек, выпрямителей, фена

Расчески для волос.

При уходе за волосами важно правильно выбрать расческу. Расческа не должна быть металлической, потому что она может травмировать и сам волос, и кожу головы. К тому же, металлическая расческа может сильно электризовать волосы. Подберите хорошую щетку, либо деревянную, либо из натуральной свиной щетины. Подойдет и пластмассовая расческа.

Начинать расчесывать волосы нужно с кончиков, постепенно поднимаясь все выше к корням. Если волосы запутались, не нужно проводить по ним щеткой снова и снова, от этого волосы секутся. В таком случае надо аккуратно распутать узелки руками и только потом продолжить расчесывать. Одним из секретов ухода за волосами в домашних условиях является то, что нельзя расчесывайте мокрые волосы, так как влажные волосы цепляются за расческу и сильно растягиваются.

Подравнивание кончиков. Даже если вы отращиваете волосы, регулярное подравнивание кончиков является необходимой процедурой в уходе за волосами. Ведь кончики больше всего страдают от трения об одежду, от климатических условий, от постоянного расчесывания. Эту процедуру необходимо проводить примерно раз в три месяца.

Уход за руками имеет не только эстетическое значение, но и является мерой профилактики различных болезней. Простой вопрос сколько раз в день надо мыть руки? Оказывается, мыть руки следует 10 – 20 раз в сутки, а в некоторых случаях и чаще. Для того чтобы предохранить руки от трещин, шелушения во время выполнения какой – либо грязной работы, смажьте их защитным кремом, воспользуйтесь рабочими перчатками. Для мытья рук лучше использовать детское или туалетное мыло. После мытья вытрите руки досуха, чтобы предохранить их от шелушения. Чтобы смягчить кожу рук, можно использовать питательные крема.

Необходимо также следить за состоянием ногтей подстригайте их не реже 1 раза в неделю, чтобы под ними не скапливалась грязь. Ногти на руках должны быть подстрижены без зазубрин, с гладкими закругленными краями, чуть выступающими над кончиками пальцев. Регулярно удаляйте грязь из под ногтей с помощью ногтечистки, не допускайте образование заусениц.

Гигиена стоп. Ноги потеют и загрязняются в любую погоду.

Следует ежедневно мыть стопы теплой водой с мылом. Затем нужно тщательно высушивать их (в особенности промежутки между пальцами). Не следует держать стопы в воде в течение более, чем пяти минут. Если стопы склонны к излишнему потоотделению, то желательно очищать их после мытья ватой, смоченной спиртом. Можно также воспользоваться специальным средством, предназначенным для ухода за такими ногами (его можно приобрести в аптеке без рецепта врача). Необходимо также смазывать всю поверхность стопы (за исключением межпальцевых промежутков) увлажняющим кремом. Ногти на ногах подрезайте по прямой линии.

Личная гигиена


Общие правила

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Гигиена –это целая наука по сохранению здоровья. Гигиена имеет множество подразделов. Один из таких разделов- личная гигиена.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Личная гигиена - это список правил поведения человека в быту. Она направлена на укрепление здоровья и состоит из гигиены одежды, тела и волос.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Общие правила гигиены тела

Для сохранения кожи в чистом и свежем состоянии необходимо:

Мыться ежедневно . Промывание следует проводить теплой водой, чтобы очищаться от слоя пота и сала. При нерегулярной гигиене тела, возможность размножения болезнетворных бактерий увеличивается в несколько раз.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Принятие еженедельных водных процедур. Прием ванны или поход в баню должен быть не реже 1 раза в неделю.

Ежедневное мытье ног. Ноги необходимо мыть прохладной водой с мылом. Именно прохладная вода уменьшает потоотделение.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Гигиена рук и ногтей

Руки необходимо мыть несколько раз в день, так как они сильнее других подвержены загрязнению. Также обязательно руки моют:

1) перед и после еды.

2) перед и после похода в туалет.

3) после контакта с животными.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Гигиена волос

Волосы моют по мере загрязнения. У каждого человека разный тип волос. Некоторым необходимо мыть голову ежедневно, а некоторым достаточно 2 раз в неделю.

Волосы нельзя мыть горячей водой, это провоцирует работу сальных желез.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Расчесывание волос следует проводить исключительно своей личной расческой.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Гигиена полости рта

Личная гигиена ротовой полости способствует сохранению здоровья и красоты зубов и десен. Для профилактики заболевания зубов следует проходить осмотр у стоматолога не реже 1 раза в полгода.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Правила гигиены:

Зубы чистят каждый день после каждого приема пищи. Если такой возможности нет, то после еды следует полоскать полость рта для удаления частичек пищи.

Зубная щетка должна быть у каждого человека. Пользоваться чужой щеткой категорически запрещается.

При возникновении зубной боли, своевременно следует идти к стоматологу.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Гигиена одежды и обуви

Одежда защищает человека от холода и загрязнений. При этом, к уходу за одеждой также требуется подходить тщательно.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Правила ухода за одеждой

Нижнее белье необходимо менять ежедневно.

Одежду стирают регулярно(по мере загрязнения)

Всю одежду следует проглаживать утюгом для уничтожения бактерий.

Носки меняют каждый день.

Одежду следует покупать удобную, по размеру и из натуральных тканей.

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru


Правила гигиены постели

  • Спальное место должно быть индивидуальным.
  • Постельное белье нужно стирать каждую неделю.
  • Домашние животные не должны лежать на постели

www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru

Цели и задачи классного часа:

Привитие навыков соблюдения правил личной гигиены;

Мотивация младших школьников на соблюдение правил хорошего тона и этикета.

Описание классного часа

1. Мини-беседа «Чем важна личная гигиена?»

Учитель : Ребята, сегодня мы постараемся рассмотреть понятие личной гигиены как составную часть хороших манер.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

Приходить в школу с чистыми руками — это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в школу больным? (Рассуждения учеников.) Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей уже в начальных классах, так как личная гигиена и есть составная часть этикета.

Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливаются жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью, и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все ребята должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Запомните некоторые рекомендации врачей и родителей:

К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце, и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.

Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, так как на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным.

Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке.

Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.

Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.

После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.

Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо. Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытереть специальным полотенцем. Чулки и носки менять не реже чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко (но совсем обстригать волосы не рекомендуется), особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в две недели их необходимо аккуратно подстригать, потому что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае нельзя грызть ногти!

Особенно важно следить за чистотой рук. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т. д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т. д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый школьник должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать в начале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления, могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов плохо пережеванная и мало пропитанная слюной пища попадает в желудок. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2-3 лет. Непосредственной причиной кариеса является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса благоприятствуют деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности. Как же сохранить зубы ребенка здоровыми? Чистить зубы необходимо утром и обязательно вечером перед сном. Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно. После этого мальчик или девочка должны открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов. Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла. Хранить зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, подставке и т. п.).

Дети младшего школьного возраста должны овладеть приемами массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массируют десны движением сверху вниз для верхней челюсти, а для нижней челюсти — движениями снизу вверх. Движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

Очень важно устранить болезни, вызывающие затрудненное дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких, например, как сосать пальцы, грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т. п.). Для удаления частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, черного хлеба, творога и пить молоко. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот. Два раза в год посещать зубного врача.

С раннего детства необходимо приучить себя обязательно пользоваться носовым платком: при кашле и чихании из носоглотки выделяется большое количество микробов, и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что очень вредно.

Школьник должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды) во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать.

При возникновении зуда или других неприятных ощущений в области половых органов, нельзя их трогать, а необходимо сразу, не стесняясь, обратиться к близким.

2. Мини-беседа «От личной гигиены к гигиене жилища»

Учитель : Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь — поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3—5 раз. Оно должно проводиться зимой не менее 3 раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18-20°С, относительная влажность 30-60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение и дома переодевать сменную обувь; проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс; систематически вытирать пыль и убирать свою комнату; содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

У каждого мальчика или девочки должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15-25 см больше длины тела ребенка. Спать они должны в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и их не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Очищение одежды от грязи достигается чисткой щеткой, выколачиванием и стиркой.

Каждый школьник должен быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить в специальном месте (вешалка, шкаф и т. д.).

Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Почаще выносить подушки и одеяла на открытый воздух и подвергать их солнечному облучению.

Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь, и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и др.).

Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или взрослому.

Сырую воду или воду из крана пить нельзя, только кипяченую. Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, заросших прудах, местах стока канализации, местах водопоя скота1.

3. Режим дня школьников.

Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Режим дня создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ.

Ученик младших классов должен в определенное время просыпаться и ложиться спать, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и закаливающие процедуры, завтракать, обедать и ужинать, заниматься спортом, готовить уроки, отдыхать. В каждом отдельном случае режим разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка, конкретных условий его учебы и быта.

Основные гигиенические положения режима дня: правильное чередование различных видов деятельности (учеба, отдых, тренировки и т. д.) в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, тренировочные занятия, туристские походы, прогулки).

Режим дня школьника в общих чертах можно представить таким образом: вставать следует не позднее 7 часов, затем в течение 7-10 минут делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ.

Необходимо установить определенное время для питания и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 часа до занятий физическими упражнениями и спустя 40 минут после окончания. Ужинают за 2-2,5 часа до сна.

Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 минут устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений.

Каждый день школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать помещение, мыть посуду и т. п. В свободное время можно почитать, погулять на улице.

Примерный режим дня школьника младших классов:

Подъем: 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00-7.30.

Завтрак: 7.30-7.50.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50-8.20.

Занятия в школе: 8.30-12.30.

Горячий завтрак в школе: 11.00.

Дорога из школы или прогулка после занятий в школе: 12.30-13.00.

Обед: 13.00-13.30.

Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30.

Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30-16.00.

Полдник: 16.00-16.15.

Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.

Прогулки на свежем воздухе: 17.30-19.00.

Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье и т. д.): 19.00-20.00.

Приготовление ко сну: 20.00—20.45 — просмотр телевизора, спокойные игры (компьютер), повторение домашних заданий (учащиеся 3-4-х классов).