Дидактические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова у дошкольников. Игры-упражнения со слогами — формируем слоговую структуру


  • Игра «Слоговые кубики»
  • Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов. Материал: кубики с картинками и буквами. Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
  • Игра «Цепочка слов»
  • Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова. Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами. Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

  • Игра «Логокуб»
  • Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов. Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами. Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.
  • Игра «Поезд»
  • Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов. Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

  • Игра «Пирамида»
  • Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова. Материал: набор предметных картинок. Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
  • Игра «Наведём порядок»
  • Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез. Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге. Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

  • Упражнение «Собери слово».
  • Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова. Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге. Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
  • Упражнение «Подбери слово».
  • Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов. Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей). Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам. Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

  • Игра «Кто больше»
  • Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета. Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
  • «Поднимись по лесенке».
  • Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

  • Игра «Почтальон».
  • У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы» подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.
  • «Игра с мячом».
  • Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.


Логопедический проект: «Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Автор: Евсюкова Юлия Александровна – учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 8, Красноярского края, г. Боготола.
Дата создания: 2016 - 2017гг
Цель:изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи: развивать и совершенствовать связную речь воспитанников, совершенствуя слоговую структуру слова, расширять знания детей об окружающем мире, стимулировать интерес детей к дидактическим играм, подготовить к обучению в школе.
Вид проекта: коррекционно - развивающий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – январь 2016-2017г.)
Участники проекта: дети старшей речевой группы «Звездочка», учитель-логопед, родители детей.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Объект исследования: проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта:
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
В ходе работы по преодолению нарушений в слоговой структуре слова зачастую возникают трудности в подборе речевого дидактического материала, в обеспечении занятий лексической насыщенностью.
Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь и мышление.Поэтому мною был разработан творческий проект: « Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
План реализации проекта:
Работа по формированию слоговой структуры слова сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяется и активизируется словарь. Включаются в работу следующие игры: «Чего не стало? » (Образование существительных единственного и множественного числа) ; «Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного) ; «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом) ; «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением) ; «Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др. Слова каждой слоговой сложности вводятся только после усвоения предыдущих слов. На заключительном этапе закрепляются навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Дети составляют рассказы по опорным словам, описывают предметы, пересказывают предложенные тексты, составляют рассказы по плану, диалоги на заданную тему, рассказы из опыта.
Таким образом, в конце коррекционного обучения у детей формируется соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети умеют проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко- слогового состава слов различной сложности. Все это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.
Так же в данном проекте я предлагаю вашему вниманию несколько дидактических пособий способствующих коррекции слоговой структуры слова. Данные игры мы изготавливаем совместно с детьми и их родителями.
Ноябрь:
Описание дидактического пособия: « МАГАЗИН».
На определенную лексическую тему нужно изготовить карточки (товар магазина). Так же понадобятся деньги, чтобы купить товар. Деньги можно изготовить самим, а можно распечатать в интернете. На каждой купюре наклеиваем цифры или разное количество кружков. Для того, что бы купить товар в магазине ребенок должен сосчитать количество слогов в слове и заплатить купюрой с соответствующей цифрой или с таким же количеством кружков, сколько в слове слогов.
Предполагаемый результат: логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова будет эффективной в том случае, если в работе будут использоваться специальные коррекционные игры и упражнения описанные выше.
Декабрь:
Описание дидактического пособия: « ПОЕЗД ».
В логопедической работе большая роль отводится подготовке детей к обучению грамоте. Дети должны научиться определять наличие звука в слове, определять позицию заданного звука, самостоятельно подбирать слова с заданным звуком, делить слова на слоги. В обучении детей дошкольного возраста большое значение имеет наглядность. Ребёнку должно быть не скучно на занятии. Заинтересованность-залог успеха. Привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребёнка, будут наиболее эффективны.
Предлагаю использовать на занятиях дидактическое пособие “Поезд”, которое легко изготовить своими руками.
Это пособие состоит из поезда, к которому цепляются четыре вагона. Вагончики разных цветов и имеют порядковый номер (1, 2, 3, 4). В зависимости от поставленных задач количество вагонов можно убавить или прибавить.
Используется данное пособие для реализации следующих целей:
1.Упражнять детей в определение местоположения заданного звука (начало слова, середина, конец).
Детям даются картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Если этот звук стоит в начале слова картинка ставиться в первый вагон, если в середине - во второй вагон, если в конце - в третий вагон.
2.Упражнять детей в подборе слов с различными звуками.
В каждый вагончик помещается буква. Задача ребёнка – подобрать карточки с заданным звуком и расставить их в нужные вагончики. Иногда задание усложняется: в синий вагон поставить карточки с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким, а в красный – с гласным звуком.
3.Упражнять детей в дифференциации звуков.
Задание даётся аналогично предыдущему, только используются акустически близкие звуки - “Картинки со звуком “С” засели в жёлтый вагон, со звуком “З” -в зелёный вагон, со звуком “Ш” в синий вагон”
4.Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ребёнок определяет количество слогов в слове и заселяет картинку в нужный вагон: односложные слова в первый вагон, двусложные – во второй вагон, трёхсложные – в третий вагон, четырехсложные – в четвертый вагон. Ответы детей можно усложнить, добавляя в предложение дифференциацию по цвету.
Январь:
Описание дидактического пособия: « ВАЗА С ЦВЕТАМИ».
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, учить подбирать слова на заданный звук в определенной позиции, учить дифференциации сходных по звучанию звуков.
Описание: данное пособие состоит из трех ваз. На вазах расположены схемы, указывающие на количество слогов в слове (от 1 до 3).
К пособию прилагаются разнообразные цветы. На отдельных кружочках представлены картинки с различным количеством слогов в их названии.
ВАРИАНТ 1: Дети должны определить количество слогов в названии картинки и прикрепить его к цветку в нужной вазе.
ВАРИАНТ 2: На вазу прикрепляется изучаемая буква. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук.
ВАРИАНТ 3: На вазу прикрепляется изучаемая буква и схема отображающая позицию звука в слове. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук в определенной позиции.
ВАРИАНТ 4: Используют 2 вазы. На них прикрепляют сходные по звучанию звуки. Дети дифференцируют слова.


Приложенные файлы

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Учитель-логопед: Ананьина Г.Н.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова логопеду нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное - короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
- «Пальчики здороваются» - произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
- Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения - цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант - бантик, бинт - бинтик, куст - кустик, шарф - шарфик, лист - листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху - с односложным словом, два в середине - с двухсложными словами, три внизу - с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

«Прошагай слово».

На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

«Поднимись по лесенке».

Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

«Магазин».

Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…

Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…

Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…

«Игра с мячом».

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

«Почтальон».

У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы»подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.

Игра с пирамидкой

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.

Игра с пуговицами

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

Игра с мячиками

Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их.

После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов.

Игра с матрёшкой

Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам - на каждую игрушку по слогу.

Игра с геометрическими фигурами

Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом - короткие, слова с большим количеством слогов - длинные)

Игра с кубиками

Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик - один слог.

Игра с детскими печатями

Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку - один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги.

слоговой структуры слова

Логопед-дефектолог

А. С. Русских

В данной статье перечислены игровые приемы для формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

У ребенка с моторной алалией практически всегда можно встретить несформированность слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слова при моторной алалии имеет стойкий характер, в связи с чем работа по его устранению является длительной и систематичной (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Актуальным является вопрос о том, как ускорить и облегчить эту работу и для ребенка, и для специалиста.

Важно вывести детей на высокий уровень сформированности слоговой структуры слова, так как низкий уровень будет приводить к невозможности освоить процессы чтения и письма в начальной школе. Чаще всего логопеды могут наблюдать в этом случае дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и/или фонематическую дислексию.

Какие типы ошибок слоговой структуры встречаются у детей? К основным можно отнести:

  • пропуск звуков и слогов;
  • замещение субститутами;
  • уподобление слогов;
  • перестановку звуков и слогов;
  • добавление лишних слогов;
  • добавление слогообразующего гласного.

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе именно игровые приемы и позитивный эмоциональный фон способные заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения незаметным, быстрым и эффективным.

Игровые приемы — это методы активного обучения. Они состоят из игровых действий или отдельных элементов активности малой продолжительности, которые не предусматривают поэтапность действий.

Анализ литературных источников позволил выделить игровые приемы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Также в списке представлены игровые приемы, разработанные автором данной статьи.

Нами выделены 55 игровых приема, которые классифицированы в две группы:

I . С опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:

  1. Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза);
  2. Называние картинки, которую спрятал логопед;
  3. Называние всех предметов на картинке, которую закрыл логопед;
  4. Назвать на картинке лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха);
  5. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма);
  6. Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на);
  7. Собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов, называние каждого слога отдельно и слова целиком (со-ба-ка, используется разрезная картинка собаки из трех частей);
  8. Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов;
  9. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);
  10. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;
  11. «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;
  12. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь);
  13. Называние слова, после правильного произнесения которого ребенку разрешается его нарисовать, забрать и раскрасить дома. Также слова может изобразить логопед и подарить рисунки ребенку;
  14. Отгадывание предмета, изображаемого логопедом на глазах у ребенка;
  15. Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко-молоко);
  16. Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке;
  17. Составление слогов из букв разрезной азбуки;
  18. Составление слова из карточек- слогов;
  19. Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака);
  20. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено);
  21. Поиск на картинке и последующее называние слова с заданным слогом (слог НА находится в составе слов панама, канава);
  22. Произнесение слога столько раз, сколько точек на карточке;
  23. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  24. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  25. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  26. Придумывание слов из разрезной азбуки с помощью добавления слогов к слову (точка- уточка);
  27. Отстукать карандашом количество слогов в слове, изображенном на картинке;
  28. Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов (металлофон, барабан и др.);
  29. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много с опорой на картинки (дыня- много дынь);
  30. Отстукивание ритма рукой по столу в такт счета логопеда; логопед меняет ритм: то убыстряет его, то замедляет;
  31. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта);
  32. Распределение односложных и двусложных слов на две группы с опорой на наглядный материал;
  33. Поиск в комнате предметов с короткими или длинными названиями. Найдя предмет, ребенок называет его;
  34. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть, если неправильно;
  35. Ребенку предлагается закончить стихотворение с опорой на картинку. Например:

Доски на гору везем, будем строить новый …(дом).

  1. II . Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
  2. Повторение за логопедом, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;
  3. Повторение слогов и слов за игрушкой- героем занятия;
  4. Договаривание слов (маши… на);
  5. Называние слова, которое соответствует заданному количеству слогов;
  6. Отгадывание загадок;
  7. Интонационное выделение слога, произнесение слогов с разной интонацией, или силой голоса (так-ТОК-ТУК, тук? -ТАК? -ТЫК);
  8. Пропевание слов сопряженно с логопедом;
  9. Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);
  10. Придумывание слов, состоящих из одного слога (двух, трех, четырех, пяти);
  11. Называние первой части слова (шина-машина);
  12. Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);
  13. Определение звука или слога по беззвучной артикуляции логопеда;
  14. Подсчет уме количества слогов, которые произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  15. Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я», са-со…);
  16. Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);
  17. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
  18. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много (дыня -много дынь);
  19. Называние самого длинного, самого короткого слова из предложенных;
  20. Ребенку предлагается придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хоро-шо; ши-ши-ши-малыши…

В логопедической работе специалист может дополнять, варьировать данные игровые приемы, исходя из особенностей развития речи конкретного ребенка. Они подходят как для индивидуальной, так и для групповой форм обучения. Мы надеемся, что они также будут рекомендованы и родителям для проведения простых игр и упражнений.

Библиографический список

  1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой — М: Просвящение, 1989
  2. З.Е. Агранович — Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000
  3. А.К. Маркова — Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Р.Е. Левиной — М., 1961
  4. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова – Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  5. С.Е. Большакова – Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие – М., 2007
  6. Н.Н. Китаева — К вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000
  7. Т.А. Ткаченко — Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М., Издательство ГНОМ и Д, 2009
  8. Н.С. Четверушкина — Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова из открытых слогов

(1-ый тип слоговой структуры.)

1. 1. Упражнение «узнай, кто это?» Цель:

    Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

    Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

    Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

1.2. Упражнение «конец слова за тобой». Цель:

  1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

  2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

    Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да дата ды дыня

Ха ТА хата То НЯ Тоня

Мя мята А Аня

Би бита Ва Ваня

Фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе ТЯ Петя бу ДИ буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).