Фет афанасий афанасьевич. Афанасий афанасьевич фет

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих стихотворений - "Лирический Пантеон". В 1845-1858 годах он служил в армии, затем приобрел большие земли и стал помещиком. По своим убеждениям А. Фет был монархистом и консерватором.

Происхождение Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным. Согласно официальной версии, Фет был сыном орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фет, сбежавшей от своего первого мужа в Россию. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика. По другой версии его отцом был первый муж Шарлотты-Елизаветы Иоганн-Петер Фет, но ребенок родился уже в России и был записан под фамилией своего приемного отца. Так или иначе, в возрасте 14 лет мальчик был признан незаконнорожденным и лишен всех дворянских привилегий. Это событие, в одночасье превратившее сына богатого русского помещика в безродного иностранца, оказало глубокое влияние на всю последующую жизнь Фета. Желая оградить сына от судебных разбирательств относительно его происхождения, родители отправили мальчика в немецкую школу-пансион в городе Верро (Выру, Эстония). В 1837 полгода провел он в московском пансионе Михаила Петровича Погодина, готовясь к поступлению в Московский университет и в 1838 стал студентом историко-филологического отделения философского факультета. Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта. В 1840 он выпустил первый сборник «Лирический Пантеон А. Ф». Особого резонанса «Пантеон» не произвел, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья!

Фет Афанасий Афанасьевич

Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 году Афанасий Афанасьевич записался в кирасирский орденский полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов - ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички. Версия самоубийства кажется наиболее вероятной: Мария была бесприданницей, и ее брак с Фетом был невозможен. В 1853 году Фет был переведен в Новгородскую губернию, получив возможность часто бывать в Петербурге. Его имя постепенно возвращалось на страницы журналов, этому способствовали новые друзья - Николай Алексеевич Некрасов, Александр Васильевич Дружинин, Василий Петрович Боткин, входившие в редакцию «Современника». Особую роль в творчестве поэта сыграл Иван Сергеевич Тургенев, подготовивший и опубликовавший новое издание стихотворений Фета (1856).

В 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться - с 1856 этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве. В 1857 женился на немолодой и некрасивой Марии Петровной Боткиной, получив за ней солидное приданое, позволившее приобрести поместье в Мценском уезде. «Он сделался теперь агрономом - хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл... о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - так комментировал произошедшие с Фетом перемены И. С. Тургенев. И действительно, в течение долгого времени из-под пера талантливого поэта выходили только обличительные статьи о пореформенном состоянии сельского хозяйства. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», - написал Фет в письме к Николаю Николаевичу Страхову, намекая на отсутствие интереса и непонимание со стороны современников, увлеченных гражданской поэзией и идеями народничества. Современники отвечали тем же: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - так звучит хрестоматийная оценка Николая Гавриловича Чернышевского.

К литературному творчеству Афанасий Фет вернулся лишь в 1880-х годах после возвращения в Москву. Теперь он уже был не безродный бедняк Фет, а богатый и уважаемый дворянин Шеншин (в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца), умелый орловский помещик и владелец особняка в Москве. Он снова сблизился со своими старыми друзьями: Полонским, Страховым, Соловьевым. В 1881 увидел свет его перевод основного труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», год спустя - первой части «Фауста», в 1883 - сочинений Горация, позже Децима Юния Ювенала, Гая Валерия Катулла, Овидия, Марона Публия Вергилия, Иоганна Фридриха Шиллера, Альфреда де Мюссе, Генриха Гейне и других знаменитых писателей и поэтов. Небольшими тиражами выходили сборники стихов под общим названием «Вечерние огни». В 1890 году появились два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий, «Ранние годы моей жизни», был опубликован посмертно, в 1893 году.

К концу жизни физическое состояние Фета стало невыносимым: резко ухудшилось зрение, обострившаяся астма сопровождалась приступами удушья и мучительнейшими болями. 21 ноября 1892 Фет продиктовал своей секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара.

Все творчество Фета может быть рассмотрено в динамике своего развития. Первые стихи университетского периода тяготеют к воспеванию чувственного, языческого начала. Прекрасное обретает конкретные наглядные формы, гармоничные и завершенные. Между духовным и плотским мирами не существует противоречия, есть то, что их объединяет - красота. Поиск и раскрытие красоты в природе и человеке - вот основная задача раннего Фета. Уже в первом периоде появляются тенденции, характерные для более позднего творчества. Предметный мир станл менее четким, а на первый план вышли оттенки эмоционального состояния, импрессионистические ощущения. Выражение невыразимого, бессознательного, музыки, фантазии, переживания, попытка ухватить чувственное, не предмет, а впечатление от предмета - все это определило поэзию Афанасия Фета 1850-1860-х годов. Поздняя лирика писателя складывалась во многом под влиянием трагической философии Шопенгауэра. Для творчества 1880-х годов характерна попытка уйти в другой мир, мир чистых идей и сущностей. В этом Фет оказался близок эстетике символистов, считавших поэта своим учителем.

Афанасий Афанасьевич Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года, в Москве.

"Его статьи, в которых он ратовал за интересы помещиков, возбуждали негодование всей передовой печати. После долгого перерыва в поэтической работе, на седьмом десятке своих лет, в 80-х годах Фет выпускает сборник стихов "Вечерние огни", где его творчество развернулось с новой силой.

Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" - так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворения Афанасия Фета

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.

Казалось бы, что ж? Отзвучала
Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки
Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью.

Музе

Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила еще томиться и любить?
Кого на этот раз собою воплотила?
Чьей речью ласковой сумела подкупить?

Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.

Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя дуновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов и славы и любви,
И нежным именем, едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови.

Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.

Ты спал. Окно я растворила,
В степи кричали журавли,
И сила думы уносила
За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью,
Через леса, через поля, -
А подо мной весенней дрожью
Ходила гулкая земля.

Как верить перелетной тени?
К чему мгновенный сей недуг,
Когда ты здесь; мой добрый гений,
Бедами искушенный друг?

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы, -
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Прости и все забудь в безоблачный ты час,
Как месяц молодой на высоте лазури;
И в негу внешнюю врываются не раз
Стремленьем молодым пугающие бури.

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
Поведает заря, что минул день ненастья, -
Былинки не найдешь и не найдешь листа,
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветер с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
1891.

Афанасий Афанасьевич Фет - цитаты

Ночь. Не слышно городского шума. В небесах звезда - и от нее, Будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное мое.

Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Давно забытые, под лёгким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Встречу ль яркую в небе зарю, Ей про тайну свою говорю, Подойду ли к лесному ключу И ему я про тайну шепчу. А как звёзды в ночи задрожат, Я всю ночь им рассказывать рад; Лишь когда на тебя я гляжу, Ни за что ничего не скажу.

Из тонких линий идеала, Из детских очерков чела Ты ничего не потеряла, Но всё ты вдруг приобрела. Твой взор открытей и бесстрашней, Хотя душа твоя тиха; Но в нём сияет рай вчерашний И соучастница греха.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новоселки близ Мценска.

История его рождения столь запутана, что вряд ли кому доведется в ней разобраться, а сама по себе проблема необычайно важна для отечественной литературы, поскольку именно она предопределила жизнь, судьбу и творчество одного из величайших поэтов России.

Факты таковы. Мать мальчика Шарлотта Элизабета Беккер происходила из старинного восточногерманского дворянского рода. 18 мая 1818 года она вышла замуж за Иоганна Питера Карла Вильгельма Фёта, великогерманского окружного асессора из Дармштадта. Говорили, что Фёт был внебрачным ребенком одного из сыновей великого герцога Гессен-Дармштадтского. 17 июля 1819 года у четы Фётов родилась дочь. В начале 1820 года в Дармштадт приехал на излечение родовитый, но обедневший помещик Орловской губернии Мценского уезда Афанасий Неофитович Шеншин. Участник войны 1812 года, некрасивый, в возрасте (далеко за сорок лет). Он страстно полюбил Шарлотту Фёт, выкрал и увез ее в Россию. Женщине было в то время двадцать два года. Почему она согласилась на побег, неизвестно. Беглянка была беременна. Все биографы сходятся на том, что отцом великого поэта Шеншин не был. Однако впоследствии и Иоганн Фёт в завещании не признал мальчика своим сыном.

Сам Афанасий Афанасьевич публично утверждал, что отец его - Шеншин. Но сохранилось письмо Фета к невесте, в котором он раскрыл тайну своего рождения. На конверте письма, которое Фет просил сжечь сразу по прочтении, рукой Фета начертано: «Читай про себя» - и рукой его супруги М. Боткиной приписано: «Положить со мной во гроб». «Моя мать, - писал Фет, - была замужем за отцом моим - дармштадтским ученым и адвокатом Фетом, родила дочь Каролину и была беременна мною. В это время приехал и жил в Дармштадте вотчим мой Шеншин, который увез мать мою от Фета, и когда Шеншин приехал в деревню, то через несколько месяцев мать родила меня… Вот история моего рождения».


Афанасий Афанасьевич родился - по одним документам - 29 октября 1820 года, по другим - 29 ноября. Сам поэт отмечал свой день рождения 23 ноября.

Младенца крестили по православному обряду и внесли в церковную метрическую книгу как сына Афанасия Шеншина. Однако на тот момент Иоганн Фёт еще считался мужем Шарлотты Беккер, брак был расторгнут в Дармштадте только 8 декабря 1821 года. И лишь 4 сентября 1822 года, когда Шарлотта приняла православие и получила православное имя Елизавета Петровна, состоялось венчание Шеншиных.

Известно, что в 1830 году Шеншин не включил имя Афанасия в прошение о внесении в дворянскую родословную книгу. Еще при жизни Фета стала распространяться весьма популярная сегодня сплетня о том, что А. Н. Шеншин, проезжая через Кенигсберг, будто бы «купил» у местного еврея-корчмаря его беременную жену и привез наложницу к себе в имение…

До четырнадцати лет Афанасий Шеншин-младший рос как обыкновенный русский барчук. В конце 1834 года жизнь его резко изменилась. Отец неожиданно увез Афанасия в Москву, затем в Петербург. Далее, посоветовавшись с влиятельными приятелями, он отправил мальчика в глухой лифляндский городишко Верро (ныне Выру в Эстонии), где Афанасия определили на учебу в «частное педагогическое заведение» некоего Крюммера. Все говорит о том, что у Шеншина объявились сильные враги, которые вздумали нанести удар по его самому уязвимому месту, - епархиальному начальству доложили, что сын Шеншина является внебрачным ребенком. Чиновникам немедля потребовалось «восстановить справедливость». Если бы Шеншин был богатым могущественным вельможей, проблем не возникло бы. В начале 1835 года Орловская духовная консистория постановила считать отцом мальчика не Шеншина, а умершего уже Иоганна Фёта.

Ради дальнейшего благополучия семьи Афанасий Неофитович был вынужден пожертвовать старшим сыном. Фет вспоминал: «Однажды отец без дальнейших объяснений написал мне, что отныне я должен носить фамилию Фет… В пансионе это известие возбудило шум: - Что это такое? у тебя двойная фамилия? отчего же нет другой? откуда ты? что ты за человек? и т.д., и т.д. Все подобные возгласы и необъяснимые вопросы еще сильнее утверждали во мне решимость хранить на этот счет молчание, не требуя ни от кого из домашних объяснений». Фамилию Фет Афанасий Афанасьевич носил почти сорок лет.

Одновременно с фамилией молодой человек потерял права на столбовое дворянство, на отцовское имение, на российскую принадлежность - отныне он считался гессен-дармштадским подданным, иностранцем, пришельцем и разночинцем… Подписывать Афанасий обязан был: «К сему руку приложил иностранец Фет». Когда позже поэта спросили, что для него было самым мучительным в жизни, он отвечал, что все слезы и боль его сосредоточены в одном слове - «Фет».

В 1837 году теперь уже Афанасий Фет приехал в Москву и поступил на философский факультет университета. Числился он студентом из иностранцев, учился не положенные четыре года, а целых шесть лет. Как признавал позже сам Фет, у него неожиданно пробудился поэтический дар, и вместо того чтобы ходить на лекции, он целыми днями писал стихи. В 1840 году вышел первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», подписанный «А. Ф.».

В период 1842-1843 годов в «Отечественных записках» и «Москвитянине» было опубликовано в общей сложности 85 стихотворений Фета. Талант начинающего поэта был отмечен Н. В. Гоголем.

Но в 1844 году жизнь Афанасия Афанасьевича в очередной раз резко изменилась. В начале года умерла тяжело болевшая мать, а осенью ушел из жизни дядя Петр Неофитович Шеншин. Когда Афанасия лишили прав наследования, одинокий дядя обещал оставить племяннику свое имение. Но Петр Неофитович умер в Пятигорске, где лечился на водах, а оставшееся без его присмотра имение разграбили, и деньги из банка таинственным образом исчезли. Афанасий Афанасьевич остался без средств к существованию. Выход у него оставался один - пойти служить в армию.

Фет принял русское подданство (не напоминает ли это вам нынешние издевательства властей над нашими соотечественниками?) и спустя месяц был произведен в корнеты. Прикомандировали его к штабу корпуса Орденского кирасирского полка в Херсонской губернии.

Через год поэт получил офицерский чин, первый в длинной череде выслуги для приобретения со временем дворянства.

Летом 1848 года у Фета произошел целый ряд знакомств, которые сыграли чуть ли не решающую роль в его дальнейшей судьбе. Полк, в котором служил Фет, размещался в селе Красноселье. Здесь молодой человек был приглашен на бал к местному богатому помещику, уездному предводителю дворянства Алексею Федоровичу Бржескому. На балу поэт познакомился с супругой хозяина - Александрой Львовной Бржеской, с которой оставался в дружеской переписке более пятидесяти лет - до конца жизни.

Неподалеку от имения Бржеских находилась Федоровка, имение сестры Алексея Федоровича - Елизаветы Федоровны Петкович, где часто гостили племянницы хозяйки - сестры Лазич. На правах хорошего знакомого Бржеских Фет зачастил в гости к Петковичам.

Молодой человек влюбился в Елену Лазич. Это общепринятая версия, но необходимо помнить, что сам Фет имя своей возлюбленной никогда не называл, а Лазич была определена литературоведами в 1920-х годах. В семействе родственников девушка пользовалась заслуженной симпатией. Отец Елены, генерал-майор в отставке, вдовец, был человеком порядочным, но бедным.

Роман длился более года. Неожиданно Фет принял решение, что никогда не женится на Елене, чем обрек себя на пожизненное духовное одиночество. Причины такого решения он объяснил так: «Я ясно понимаю, что жениться офицеру, получающему 300 руб., без дому, на девушке без состояния значит необдуманно и недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которого не в состоянии выполнить».

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Елены Лазич уже не было в живых. О случившейся трагедии сам Фет написал так: «…последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточенная вниманием на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне. Растерявшись при совершенном безлюдье, за исключением беспомощной девочки сестры… несчастная, вместо того, чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом затушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причем горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, оставляя на нем следы рокового горенья. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом же появлении на воздухе пламя поднялось выше ее головы, и она… бросилась по ступенькам в сад… На крики сестры прибежали люди и отнесли ее в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней».

Позже Фет признался, будучи уверенным, что виноват в гибели Елены: «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее. Она, сгорая, кричала: “Аu nom du ciel sauvez les lettres”. (“Ради всего святого, спасите письма”. - Франц.) и умерла со словами: “Он не виноват, а я”. После этого и говорить не стоит».

С этого страшного года за Фетом укрепилось прозвание «певец печали».

В 1853 году Фета перевели в гвардейский уланский полк, который на летних сборах располагался в Красном Селе, возле столицы. Это дало поэту возможность познакомиться с И. С. Тургеневым, а через него - с издателями и авторами «Современника»: Некрасовым, Панаевым, Гончаровым, Дружининым, Григоровичем, Анненковым, Боткиным, позднее со Львом Толстым. Вскоре Фет стал в «Современнике» своим человеком, но относились к нему со снисходительностью, как к человеку небольшого ума. О поэте с улыбкой говорили: «Глаза круглые, рот круглый, бессмысленное изумление на лице». С помощью «Современника» Фет издал в 1856 году сборник стихотворений, который имел огромнейший успех.

В 1857 году вышел указ нового императора Александра II, по которому звание потомственного дворянина давал лишь чин полковника. Потрясенный Фет понял, что военная служба даст ему дворянство только в конце жизни, вышел в отставку и переехал жить в Москву.

Весной 1857 года поэт сделал предложение Марии Петровне Боткиной, дочери известного купца-чаеторговца и сестре Василия Петровича Боткина, известного писателя, критика, близкого друга Белинского, друга и ценителя Фета. Мария Петровна предложения никак не ожидала, обрадовалась и немедля дала согласие. Жениху шел тридцать седьмой год, невесте - тридцатый. Боткина была привлекательна своим добродушием и простотой, но имела незаконнорожденного ребенка. Возник «союз одиноких душ», в котором было немало и настоящей любви. Мария Петровна стала с тех пор неотделима от Фета на всю оставшуюся жизнь. В приданое поэт получил 35 тысяч рублей серебром - огромную по тем временам сумму…

В 1860 году Фет купил в Мценском уезде Орловской губернии степной хуторок Степановку, который при его деловитом хозяйствовании быстро преобразился в богатейшую усадьбу с регулярным парком и с плодородными сельскохозяйственными угодьями.

Вскоре Фет превратился в страстного накопителя, занятого прежде всего мыслями о приумножении и без того уже немалого состояния. Росла его слава как выдающегося землеустроителя, прекрасного хозяйственника, позволявшего разбогатеть и крестьянину, и самому себе. Любопытно, что в канун реформы 1861 года Фет прославился на всю страну как яростный защитник старых порядков.

Со временем поэт купил Воробьевку (более чем за 100 тысяч рублей!) - замечательно красивую барскую усадьбу, которую он назвал «наша микроскопическая Швейцария». Затем имение Ольховатку Щигровского уезда Курской губернии, затем имение Граворонку в Землянском уезде Воронежской губернии, с этим имением поэту достался второй конный завод, поскольку конный завод был уже в Воробьевке.

Среди соседей-помещиков Фет становился все более уважаемым лицом. Выражением этого был выбор его в 1867 году на установленную судебной реформой 1864 года и считавшуюся тогда весьма почетной должность мирового судьи, в которой он оставался в течение целых 17 лет.

В Москве Феты купили просторный дом в центре города на Плющихе (ныне дом № 36).

Росла слава поэта Фета. В 1860-х годах шла ожесточенная борьба между революционными демократами и литературно наиболее близкими Фету либералами. Поэт занял особую позицию - антиреволюционную и антилиберальную. Вопреки Некрасову он заявил, что поэт не обязан быть гражданином! Поскольку в «Современнике» окончательно утвердилась линия Чернышевского - Добролюбова, Фет отказался сотрудничать с журналом.

В 1863 году поэт выпустил новое собрание своих стихотворений в двух частях, которое новое демократическое поколение не приняло - небольшой тираж книги по наводке Писарева не распродался до конца жизни Фета - почти за тридцать лет! Такое отношение читающей публики ввергло поэта в длительный творческий кризис. Он на долгие годы умолк, перестал публиковать свои стихотворения.

В 1873 году 26 декабря вышел Указ Сената о присоединении А. А. Фета к роду Шеншиных. Это была победа. Но, странное дело, так страстно жаждавший сменить имя поэт продолжал печатать стихи под прежней фамилией. Разъяснение он дал в следующих строках:

Я между плачущих Шеншин,

А Фет я только средь поющих.

Другом и поклонником Афанасия Афанасьевича был великий князь Константин Константинович Романов, известный в русской литературе поэт, издававшийся под псевдонимом К. Р. Его хлопотами в 1889 году к пятидесятилетнему литературному юбилею поэта новый император Александр III пожаловал Фету предворное звание старшего ранга - камергер.

К концу жизни поэт стал суровым консерватором. Рассказывали, что, бывая в Москве и проезжая на извозчике мимо университета, он в обязательном порядке опускал окно кареты и с ненавистью плевал в сторону заведения. Привыкший к этому кучер каждый раз останавливался без дополнительных указаний.

Только в 1881 году Фет неожиданно вернулся в литературу. Вначале как переводчик. Им был издан перевод главного труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Далее последовали: в 1882 году - перевод первой части «Фауста» И. В. Гёте; в 1883 году - стихотворный перевод всех сочинений Горация; в 1888 году - вторая часть «Фауста». В течение последних семи лет жизни поэта вышли переводы: «Сатиры» Ювенала, «Стихотворения» Катулла, «Элегии» Тибулла, «Превращения» и «Скорби» Овидия, «Элегии» Проперция, «Энеида» Вергилия, «Сатиры» Персия, «Горшок» Плавта, «Эпиграммы» Марциала, «Герман и Доротея» Гёте, «Семела» Шиллера, «Дюпон и Дюран» Мюссе, многие стихотворения Гейне.

После долгого перерыва Фет вновь стал создавать оригинальные стихотворения. Они публиковались выпусками под названием «Вечерние огни» (выпуск I - 1883 год; выпуск II - 1885 год; выпуск III - 1888 год; выпуск IV - 1891 год).

В 1890 году вышли в свет два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий том «Ранние годы моей жизни» был опубликован посмертно в 1893 году.

В год смерти Фет подготовил итоговое издание своих произведений. Это позволило Н. Н. Страхову и К. Р. выпустить в 1894 году двухтомное собрание произведений Фета.

Подобно его рождению смерть Фета окутана покровом тайны. Свидетельства близких поэта таковы. За полчаса до смерти Фет настойчиво пожелал выпить шампанского. Жена побоялась дать больному алкоголь, и поэт отправил ее к врачу за разрешением. Оставшись вдвоем со своей секретаршей, Афанасий Афанасьевич продиктовал ей записку странного содержания: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Под этим он сам подписал: «21-го ноября Фет (Шеншин)». Затем схватил стальной стилет, лежавший на его столе для разрезывания бумаги. Секретарша бросилась вырывать оружие и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом и вдруг, часто задышав, упал на стул. Это был конец. Формально самоубийство не состоялось. Но по характеру всего происшедшего это было, конечно, заранее обдуманным и решенным самоубийством.

Официально было объявлено, что поэт умер от застарелой «грудной болезни», осложненной бронхитом.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

На протяжении почти ста лет — половина XIX века и первая половина XX — вокруг творчества Афанасия Афанасьевича Фета шли нешуточные бои. Если одни видели в нем великого лирика и удивлялись, как Лев Толстой: «И откуда у этого… офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов…», то другие, как, например, Салтыков-Щедрин, видели поэтический мир Фета «тесным, однообразным и ограниченным», Михаил Евграфович даже написал, что «слабое присутствие сознания составляет отличительный признак этого полудетского миросозерцания».

Демократы XIX века и большевики XX числили Фета во второстепенных поэтах, потому что, мол, он не общественно значимый поэт, нет у него песен протеста и революционного настроя. Отвечая на такие нападки, Достоевский в свое время написал знаменитую статью «Г-н — бов и вопрос об искусстве». Он отвечал Н. А. Добролюбову, возглавившему в то время критику и идеологию журнала «Современник» и называвшего «бесполезным» искусство, подобное поэзии Фета.

Достоевский приводит такой пример: «Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; дома разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял — или имение, или семью. Жители толкаются по улицам в отчаянии, пораженные, обезумевшие от ужаса. В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского „Меркурия“ (тогда все издавалось в „Меркурии“). Номер журнала, появившегося в такую минуту, возбуждает даже некоторое любопытство в несчастных лиссабонцах, несмотря на то, что им в эту минуту не до журналов; надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч. и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Да еще мало того: тут же, в виде послесловия к поэмке, приложено в прозе всем известное поэтическое правило, что тот не поэт, кто не в состоянии выскочить вниз головой из четвертого этажа (для каких причин? — я до сих пор этого не понимаю; но уж пусть это непременно надо, чтоб быть поэтом; не хочу спорить). Не знаю наверно, как приняли бы свой „Меркурий“ лиссабонцы, но, мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что вместо трелей соловья накануне слышались под землей такие трели, а колыханье ручья появилось в минуту такого колыхания целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать —

В дымных тучках пурпур розы

Отблеск янтаря,

Но даже показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни. Разумеется, казнив своего поэта (тоже очень небратски), они… через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за „пурпур розы“ в частности».

Фет всегда был, как нынче говорят, знаковой фигурой. Поэтому для выражения своей мысли Достоевский взял лирическое стихотворение Фета, доказывая, что искусство самоценно само по себе, без прикладного значения, что «польза» уже в том, что оно настоящее искусство.

Такие споры дошли и до нашего времени, но поэзия Фета теперь уже, кажется, стоит незыблемо на самой вершине поэтического Олимпа. Последняя волна занижения достоинств этого поэта накатилась в 1970-е годы, когда несколько крупных современных поэтов (Владимир Соколов, Николай Рубцов, Анатолий Передреев и другие) ярко заявили, что они опираются на традиции поэтической культуры Фета. Тогда в ответ на это Евтушенко обозвал их всех «фетятами». Но это уже ничего не значило. Все понимали уже, что такое Фет и что такое Евтушенко.

А Фет — это, еще процитируем Достоевского, «стихи, полные такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии». Я приведу стихотворение, которое много лет назад вошло в мою душу, и я его повторяю в самые трудные моменты жизни. Вот к вопросу о «чистом искусстве», о «пользе и тому подобном».

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное.

Надо сказать, что основная отличительная черта поэтической культуры Фета — это именно музыкальностью. Сам поэт о своем творчестве писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». Поэтому на многие его стихи композиторы написали романсы, а «На заре ты ее не буди…» стала просто народной песней.

Фет говорил: «Что не выскажешь словами, — / Звуком на душу навей…» Приведем короткое стихотворение, в котором именно навеяно поэтическое состояние. Восемь строк, но за ними видна вся Россия:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Фета упрекали в уходе от гражданских и патриотических тем «в мир интимных душевных переживаний». Упрекали необоснованно. Вот приведенное стихотворение, безусловно, относится к патриотической лирике в ее самом высоком выражении. Фет вообще был страстным патриотом. И его сдержанная, но мощная патриотическая стихия ощутима в стихах «Я вдаль иду моей дорогой…», «Одинокий дуб», «Теплый ветер тихо веет…», «Под небом Франции», «Ответ Тургеневу», «Даки»…

Афанасий Афанасьевич родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Был внебрачным сыном помещика Шеншина, а фамилию свою получил от матери Шарлотты Фет, одновременно с этим утратив права на дворянство. Многие годы потом он будет добиваться потомственного дворянского звания, через службу в армии, добьется и получит дворянскую фамилию Шеншин. Но в литературе навсегда останется как Фет.

Учился он на словесном факультете Московского университета, здесь сблизился с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Еще студентом Афанасий издал свою первую книгу «Лирический Пантеон». В армии он служил с 1845 по 1858 год, служил в кавалерийских войсках, в полку тяжелой артиллерии, в гвардейском уланском полку. После службы он приобрел много земли и стал помещиком.

В 1857 году Фет женился. Но этому предшествовала трагическая любовь, которая на всю жизнь оставила след в сердце поэта. Во время армейской службы на Украине поэт познакомился с Марией Лазич. Это была высокообразованная девушка, талантливая музыкантша, чья игра вызвала восхищение у гастролировавшего тогда на Украине Ференца Листа. Она была страстной поклонницей поэзии Фета и полюбила его самозабвенно. Но Фет не решился жениться на этой девушке, потому что тогда не имел возможности содержать семью. И так получилось, что Мария Лазич в этот момент трагически погибла — загорелось платье от упавшей свечи… Умирала она в жутких муках. Говорили о самоубийстве из-за «расчетливости» Фета. Так это или нет — точно не известно, но Фет потом всю жизнь в стихах возвращался к образу этой девушки. Прочтите, например, «Долго снились мне вопли рыданий твоих…»

Фет женился через семь лет после этой трагедии на сестре своего приятеля — видного критика и писателя Василия Боткина.

Женившись, Фет целиком ушел в хозяйство и даже, надо сказать, был образцовым помещиком. Прибыль у него в хозяйстве все время росла. Жил он почти безвыездно в мценской Степановке. Менее чем в 100 километрах находилась Ясная Поляна. Фет был ближайшим другом Льва Толстого, они ездили друг к другу, дружили семьями, переписывались.

Стихи он писал до самой глубокой старости. В 1880 году издал серию небольших сборников стихотворений — почти исключительно новых — под названием «Вечерние огни». Книжки эти выходили тиражом всего по несколько сот экземпляров и все же не были распроданы. Кумиром любителей поэзии был тогда Надсон, книги его шли нарасхват. Зато минули десятилетия, и «Вечерние огни» стали переиздаваться уже в наше время миллионными тиражами, а где Надсон, кого он интересует всерьез? Вот такие бывают зигзаги в поэтических судьбах.

В старости Фет нередко говорил жене: «Ты никогда не увидишь, как я умру». 21 ноября (3 декабря) 1892 года он нашел предлог, чтобы отослать из дома жену, позвал секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписав эту записку, Фет схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг… Секретарь, поранив себе руку, вырвала стилет. Тогда Фет побежал в столовую, схватился за дверцу ящика, где хранились ножи, но упал и умер… смерть его как бы была и не была самоубийством. Есть в ней нечто общее с гибелью Марии Лазич: было или не было?..

Как поэт Фет, конечно, будет проходить легко из столетия в столетие — красота и глубина его поэзии неисчерпаемы. Иногда он бывает и провидцем. В 1999 году мы отметили 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Фет написал сонет на открытие памятника Пушкину в Москве. Прочтем его и удивимся, как много в нем и о нашем времени.

К памятнику Пушкина (Сонет)

Исполнилось твое пророческое слово,

Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,

И легче дышится, и мы дерзаем снова

Всемирно возгласить: ты гений, ты велик!

Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?

На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк, как сирота,

Всех громогласный тать, убийца и безбожник,

Кому ночной горшок всех помыслов предел,

Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник!

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Эту фамилию знают многие. Но каким был на самом деле Афанасий Афанасьевич Фет - его биография, может быть, поможет пролить на это свет.

Судьба его была непростой, но он занял достойное место в классической русской литературе. В статье будет подробный рассказ об основных моментах его жизни.

Краткая биография А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет родился в семье отставного ротмистра Шеншина и Шарлотты Фет. Они сочетались по лютеранскому обряду, который в России не признавался.

Годы жизни и смерти поэта (1820 - 1892) включают немало событий.

Первый поэтический сборник вышел в 1840 году. Основным направлением поэзии Афанасия Афанасьевича было лирическое осмысление красоты и природы.

В 1837 году поехал в Москву, в Пансион Погодина. В следующем, 1838 году поступил в Московский университет, который окончил в 1844 году. На следующий год поступил на военную службу.

В 1850 и 1856 годах вышли второй и третий сборники произведений поэта.

1860 г. — был куплен хутор Степановка, который располагался в Мценском уезде. С этого времени жил безвыездно, занимаясь хозяйством. В 1877 хутор был продан и Афанасий Афанасьевич купил дом в Москве.

1884 год - ему была присуждена премия А. С. Пушкина.

Кратко о самом главном из биографии А. Фета

Поступив в университет на юридическую специальность, Афанасий вскоре перевёлся на филологическое отделение.

В студенческие годы много писал стихи. Однажды он показал тетрадь Погодину, тот передал её Гоголю.

Классик сказал, что Фет - несомненное дарование. Такая высокая оценка поддержала растущий талант молодого человека.

В 1844 Афанасий Афанасьевич поступил служить в Кирасирский полк, который находился в Херсонской губернии. 1860 год покупает хутор Степановку и уезжает туда на много лет.

В 1873 ему восстанавливают дворянство и возвращают право на фамилию Шеншин. После 1883 года выходят четыре последних сборника произведений поэта.

Когда и где родился А. Фет

Поэт родился в Орловской губернии в 1820 году. Место его рождения - село Новосёлки, которое находится в Мценском уезде. Дата рождения по новому стилю приходится на 5 декабря (23 ноября по старому стилю).

Родители А. Фета

Мать его была урождённой Шарлоттой-Елизаветой Беккер. Она в 1820 году уехала из Германии.

Поэт был усыновлён. Его приёмным отцом был дворянин Шеншин.

Впоследствии в документах о рождении была обнаружена ошибка, которая не дала возможности Афанасию Афанасьевичу сохранить дворянское звание. Это произошло, как он прожил четырнадцать лет.

В результате вскрывшегося подлога, его лишили не только фамилии, но и наследства, а также гражданства. Всю свою жизнь Афанасий Афанасьевич посвятил тому, чтобы очистить своё честное имя.

Настоящая фамилия А. Фета

Отставной ротмистр, дворянин Афанасий Шеншин был приёмным отцом поэта и постарался передать ему не только свою фамилию, но и дворянство.

Однако, из-за ошибки, которая была сделана в документах в записях о его рождении, спустя четырнадцать лет сын был лишён и фамилии Шеншин, и дворянства.

Интересно заметить, что в момент рождения младенца, мать его не была замужем за Шеншиным официально. Прежний брак в это время ещё расторгнут не был. Фамилия мужа Шарлотты-Елизаветы Беккер была Фёт.

Считается, что при записи младенца под фамилией Шеншин, священнику была дана взятка, чтобы он не поставил в документе настоящую фамилию матери.

Сделано это было для того, чтобы скрыть, что фактически младенец являлся незаконнорожденным.

Когда в 1873 году поэт получил не только дворянство, но и фамилию, то написал жене и попросил, чтобы фамилия “Фет” больше в семье не произносилась.

Детство Афанасия Афанасьевича Фета

Отец поэта не был богатым. Возможно, поэтому, его детство окрашено преимущественно в строгие, сумрачные тона.

Мать имела робкий характер и проявляла полную покорность по отношению к мужу.

В домашних делах практически не участвовала, занималась, в основном, воспитанием сына. Кроме Афанасия у них были и другие дети.

В детстве Афанасия большую роль играл окружавший его крестьянский уклад жизни, под влиянием которого формировалась его личность.

Для его образования родители нанимали учителей. В это время Фет познакомился с творчеством Пушкина, полюбил его сказки.

В 1834 году юношу отправили в Пансион Крюммер в Верро для получения образования.

Периодизация творчества

Первые стихи поэт написал ещё в юности. Напечатаны были в 1840 году в первом сборнике под названием “Лирический пантеон”. С этого момента он печатает свои стихи постоянно.

Писал лирические стихи, любил и бесконечно восторгался природой и красотой. При этом не выбирал тем практического рода. За всю жизнь не было продано даже тысячи его книг.

В первом сборнике преобладали баллады, и сильно чувствовалось подражание Байрону.

Когда вышла вторая книга его стихотворений - она содержала уже шедевры его лирики. Издание поэт готовил, временами приезжая в Москву.

Третий сборник - это своего рода результат творческой дружбы Фета и Тургенева .

В 1863 году выходит новое издание стихотворений. К этому времени Фет превращается в крепкого и хозяйственного помещика. Он публикует произведения, написанные именно с такой позиции (“Вольнонаёмный труд” и другие).

Впоследствии поэт на какое-то время отходит от литературной жизни.

Основной темой последних сборников были время и память о событиях, которые были пережиты в молодости.

Где учился А. Фет

Окончил частный пансион Кюммера, который находился в городе Верро (теперь он находится в Эстонии). В следующем году начал обучение в Московском университете на философском факультете.

В течение всего этого времени не бросал своё увлечение литературой. 1844 стал годом окончания университета.

Личная жизнь А. Фета

Поэт пережил страстную, но трагическую и краткую любовь к Марии Лазич. Чувство было взаимным, однако судьба не дала им соединиться.

В это время Фет жил бедно, а за девушкой почти не давали приданого Если бы они поженились, впереди была бы бедная и неустроенная жизнь. Они не решились на это.

Мария рано умерла. На её платье упала непогасшая спичка, и оно загорелось. Фет всю жизнь винил себя в её смерти.

Поэт всю жизнь помнил Марию и посвятил ей ряд стихотворений и поэму “Талисман”. Вот некоторые из них: “Старые письма”, “Ты отстрадала, я ещё страдаю”, “Нет, я не изменил. До старости глубокой…”.

Афанасий Афанасьевич Фет женился на Марии Боткиной в 1857 году. Она имела хорошее состояние и была старше его. Имеется информация, что брак оказался счастливым. Уже через год он вышел в отставку.

К сожалению, Афанасий Афанасьевич так и не смог в это время добиться возвращения утраченного ранее дворянского титула. После этого купил участок земли и запланировал посвятить себя ведению хозяйства.

Как умер А. Фет

В 1873 году Афанасий Афанасьевич сумел исполнить своё давнее желание - ему восстановили дворянское звание. При этом ему возвратили фамилию его приёмного отца - Шеншин.

В свои последние годы поэт активно занимался благотворительностью.

С 1883 по 1891 годы он печатался в сборниках “Вечерние огни”. В стихах в это время главными его предметами являются любовь и природа.

Афанасий Афанасьевич Фет ушёл из жизни 21 ноября 1892 года. Произошло этого в его собственном доме в Москве на Плющихе. Причиной смерти стал сильный сердечный приступ.

У исследователей имеется предположение о том, что незадолго до своей кончины Афанасий Фет предпринял попытку самоубийства.

Где похоронен А. Фет

Поэт скончался в Москве, в собственном доме. Похоронен в родовом селе, на родине, на исходе девятнадцатого века.

Где находится могила Фета

Его могила находится в родовом селе Шеншино, полученном им в наследство от отца, Афанасия Шеншина, в Орловском крае.

Интересные факты о жизни и творчестве Фета

Фет в течение долгих лет стремился вернуть себе дворянское звание. Это одна из причин того, что он пошёл служить в чине унтер-офицера.

В 1853 году местом его службы становится гвардейский полк.

Во время прохождения службы Афанасий не прекращал писать стихи. В 1850 году выходит второй сборник произведений. Третий вышел в 1856 году.

С 1862 по 1871 годы продолжает публиковать свои творческие произведения. В частности, в них вошли циклы “Из деревни”, “Записки о вольнонаёмном труде”.

В сборники включены очерки, рассказы и новеллы. Здесь Афанасий проявил себя не только, как поэт, но и в качестве писателя.

Одной из характерных особенностей творчества Фета является разграничение жанров. Он считает, что предметом поэзии является романтическое направление, а для прозы - реалистическое.

В течение всей своей жизни Фет увлекался переводческой деятельностью. В частности, его перу принадлежат переводы “Фауста” (первая и вторая части), а также некоторых произведений Артура Шопенгауэра. Фет планировал перевести “Критику чистого разума” Иммануила Канта, но впоследствии отказался от этого.

При выпуске первого сборника стихов в 1840 году в фамилии автора была допущена опечатка: вместо Фёт написали Фет.

Афанасий Фет — книги, которые стоит прочитать

Основная часть его произведений - это сборники стихов лирической направленности.

Некоторые современники критиковали их за несколько отвлечённый и личный характер.

Лучшие стихи поэта приобрели широкую известность. Вот список из нескольких: “Я пришёл к тебе с приветом”, “На заре ты её не буди”, “Чудная картина” и многие другие.

Заключение

Поэту досталась непростая жизнь. При этом он всю жизнь был предан поэзии и красоте. Хотя за его жизнь не было продано и тысячи его книг, всё им написанное, учитывая периодизацию его творчества, заняло прочное место в классической русской поэзии.

История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и дворянского титула и стал немецким подданным. Это событие сильно впечатлительную душу ребенка, и Фет почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета — он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Между университетом и армией. Хотя семья Шеншиных особой культурой не отличалась, Фет получил хорошее образование.

С 1835 по 1837 годы он учился в немецком протестантском пансионе в Верро (теперь Выру, Эстония). Здесь он с увлечением изучает классическую филологию и тайком начинает писать стихи. Фет овладел здесь латинский язык, что помогло ему позже переводить древнеримских поэтов. После Верро Фет продолжал образование в пансионе профессора Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году на отделение словесности философского факультета. В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.

Вместе они обсуждали поэтические пробы пера, которые вошли в первый поэтический сборник — «Лирический пантеон» (1840): «Пускай в свет Свои мечты, Я предаюсь надежде сладкой, Что может быть на них украдкой Блеснет улыбка красоты, Иль раб мучительных страстей, Читая скромный создания, Разделит Тайные страданья С душой взволнованной моей » Это были подражательные стихи, причем образцами для подражания стала поэзия Пушкина и Венедиктова, которому, как вспоминал Фет, он увлеченно «выл».

В течение двух-трех лет после выхода в свет «Лирический пантеон» Фет публикует на страницах журналов, в частности «Москвитянина» и «Отечественных записок», подборки стихов, но ожидаемого богатства они не приносят. С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступил на военную службу в кирасирский полк, расквартировался в Херсонской губернии. Впоследствии в своих мемуарах Фет записывает: «Долго будет продолжаться это заключение — не знаю, и через мгновение по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии в глаза, и еще нужно улыбаться … Я могу свою жизнь сравнить с грязной лужей». Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

Дворянских прав он так и не получил — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб — ротмистром. Это делало этого дальнейшую военную карьеру бесполезной. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла при загадочных обстоятельствах.

До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядающий дыхание.
В 1856 году вышла новая книга поэта. Исполнение желаний. Выйдя в отставку, Фет женился на сестре критика Боткина — М. Боткина, которая принадлежала к богатой московской купеческой семье. Это был брак по расчету, и поэт искренне признался невесте в тайны своего рождения. На деньги жены Фет в 1860 году покупает имение Степановка и становится помещиком, где проживает семнадцать лет, лишь изредка наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Он стал дворянином.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Начиная с 1883 года, он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием — «Вечерние огни» (выпуск первый — 1883 год; выпуск второй — 1885 год; Выпуск третий — 1888 год; выпуск четвертый — 1891 год). В своих стихах поэт отказывается от всякой отвлеченности, поскольку душевные состояния трудно поддаются анализу, а еще труднее передать словами едва уловимые движения души.

Творчество А. А. Фета. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том контексте, что там нет ни капельки прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант …» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.

Фет — певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой … »

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

«Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Спящего ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблески янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! .. »

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания — именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушная, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко …», «Недвижные очи, Безумные очи …», «Солнце луч промеж лип …», «Тебе в молчании я простирает руку … »и др..
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты. Наверное поэтому в его стихах такие замечательные картины природы, что он принимал ее такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.

Любовная лирика поэта. Таким же прекрасным для Фета было и чувство любви, которой посвящено немало произведений поэта. Любовь для него — это защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Мед душистый любовной радости и волшебных снов» Фет изобразил в своих произведениях словам чрезвычайной свежести и прозрачности. Пронизана то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «золотом вечным горит в пении».

Во всех произведениях А. Фет безукоризненно верен в описаниях или чувств, то природы их мелким рискам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас филигранной психологической точностью. К их числу принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание …», «Я пришел к тебе с приветом …», «На заре ты ее не буди …», «Заря прощается с землей.. . ».

Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, его стихи в большинстве своем не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:

«Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня «.

Фет был глубоко убежден, что красота — это реальный важный элемент построения мира, который предоставляет ему гармоничную взвешенность и целостность. Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в розе, что удивительно улыбнулась «в день быстролетный сентября», в красках «неба родного». Поэт отличал «ум ума» и «ум сердца». Он считал, что только «умом сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасную суть бытия. В сердечно — умную лирику Фета нет доступа ничему ужасному, безобразном, дисгармоничного.

В 1892 году поэт умер от приступа астмы, не дожив двух дней до 72 лет. Перед этим он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Творчество Фета оказало значительное влияние на поэтов-символистов начала ХХ века — В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, а затем — С. Есенина, Б. Пастернака и др..
Заключение. Анализируя произведения поэта, можно с полной уверенностью утверждать, что российская школа чистого искусства не только не уступала французской, а возможно даже в чем-то превосходила ее. В отличие от представителей французской школы «чистого искусства», которые в своих стихах уделяли внимание в первую очередь ритма стиха, повторам, чередованию букв в словах, созданием стихов — символов, русские поэты были мастерами «музыкальных стихов», которые легко читались. Образы, создаваемые в стихах были легкие, пронизанные светом, обращались к лучшим чувствам человека, учили прекрасному, учили находить и любить красоту в каждом проявлении природы, или чувстве любви.

Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, поскольку их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительного, что может стать смыслом жизни. Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение к жизни, труду, творчеству, любви к родине. По моему мнению, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали в стихах природу через свое особое отношение к ней, а французские поэты просто считали, что в веках достойно сохранить только стихи о вечном, нечто возвышенное, не обыденное. Именно поэтому в стихах французов царила природа.

Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф.Тютчева, которая через всю непохожесть завораживает своей красотой, тонким чувством «души природы» и стремлением отразить ее во всех своих проявлениях.

Жизнь и творчество Фета

Поставь оценку статье

Афанасий Фет

русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист

Краткая биография

Родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии, 30 ноября крещён по православному обряду и наречён Афанасием.

Отец - орловский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин. Мать - Шарлотта Елизавета Беккер.

В 1834 году духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия законным сыном Шеншина и определила ему в отцы первого мужа Шарлотты-Елизаветы - Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета. Вместе с исключением из рода Шеншиных Афанасий лишился потомственного дворянства.

В 1835-1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера. В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем - на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838-1844 гг.

Во время учебы начал печататься в журналах. В 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году - публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк (штаб его находился в Новогеоргиевске Херсонской губернии), в котором 14 августа 1846 г. произведен в корнеты, а 6 декабря 1851 - в штабс-ротмистры.

В 1850 году вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Прикомандированный затем (в 1853 г.) к уланскому Его Величества лейб-гвардии полку, Фет был переведен в этот расквартированный под Петербургом полк чином поручика. Поэт часто бывал в Санкт-Петербурге, там произошли встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и другими, а также его сближение с редакцией журнала «Современник».

Во время Крымской войны он находился в Балтийском Порту в составе войск, охранявших эстонское побережье.

В 1856 году вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.

В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина.

В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве.

В 1860 году на средства приданого жены Фет купил имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии - 200 десятин пахотной земли, деревянный господский одноэтажный домик в семь комнат и с кухней. И на протяжении последующих 17 лет занимался его развитием - выращивал зерновые культуры (в первую очередь - рожь), запустил проект конного завода, держал коров и овец, птицу, разводил пчел и рыбу в нововыкопанном пруду. Через несколько лет ведения хозяйства текущая чистая прибыль от Степановки составляла 5-6 тыс. рублей в год. Выручка от имения была основным доходом семьи Фета.

В 1863 году вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

Смущаюсь я не раз один:
Как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.

В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

В 1873 году Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьевку в Курской губернии - барский дом на берегу реки Тускарь, у дома - вековой парк в 18 десятин, за рекой - село с пашнями, 270 десятин леса в трех верстах от дома.

В 1883-1891 годы - публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

В 1890 году Фет издал книгу «Мои воспоминания», в которой рассказывает о себе как о помещике. И уже после смерти автора, в 1893 году, вышла ещё одна книга с воспоминаниями - «Ранние годы моей жизни».

Скончался Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Семья

Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (Johann Peter Karl Wilhelm Föth) (1789-1826), асессор городского суда Дармштадта, сын Иоганна Фёта и Сибиллы Миленс. После того как его оставила первая жена, в 1824 году вторым браком женился на воспитательнице своей дочери Каролины. Умер в феврале 1826 года. 7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета, пугавшего её и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги. 25 августа 1825 года Шарлотта-Елизавета Беккер писала письмо брату Эрнсту о том, как хорошо заботится Шеншин о её сыне Афанасии: «никто не заметит, что это не кровный его ребёнок». В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад её первый муж не оставил ей и ребёнку денег: «чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребёнку его права и честь; должен же он получить фамилию…» Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы - очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…».

Мать - Елизавета Петровна Шеншина , урождённая Шарлотта-Елизавета (Шарлотта Карловна ) Беккер (1798-1844), дочь дармштадтского обер-кригскомассара Карла-Вильгельма Беккера (1766-1826) и его супруги Генриетты Гагерн. 18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20-летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта. В 1820 году в Дармштадт на воды приехал 45-летний русский помещик, потомственный дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, и остановился в доме Фетов. Между ним и Шарлоттой-Елизаветой вспыхнул роман, несмотря на то, что молодая женщина ждала второго ребёнка. 18 сентября 1820 года Афанасий Неофитович Шеншин и Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии у Шарлотты-Елизаветы Беккер родился сын, 30 ноября крещённый по православному обряду и нареченный Афанасием. В метрической книге он был записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако повенчались супруги лишь 4 сентября 1822 года, после того как Шарлотта Карловна приняла православие и стала зваться Елизаветой Петровной Фёт. 30 ноября 1820 года Афанасий был крещен по православному обряду и при рождении записан (вероятно, за взятку) "законным" сыном Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер. В 1834 г когда Афанасию Шеншину было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом». В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

Отчим - Афанасий Неофитович Шеншин (1775-1854), ротмистр в отставке, богатый орловский помещик, мценский уездный судья, сын Неофита Петровича Шеншина (1750-1800-е) и Анны Ивановны Прянишниковой. Мценский уездный предводитель дворянства. В начале 1820 года лечился в Дармштадте, где познакомился с Шарлоттой Фёт. В сентябре 1820 года увёз её в Россию в свое имение Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии, где через два месяца и родился А. А. Фет. 4 сентября 1822 года они обвенчались. В браке родились ещё несколько детей.

Сестра - Каролина Петровна Матвеева , урождённая Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина Фёт (1819-1877), жена с 1844 года Александра Павловича Матвеева, с которым познакомилась летом 1841 года во время своего пребывания у матери в Новосёлках. А. П. Матвеев был сыном соседнего помещика Павла Васильевича Матвеева, двоюродного брата Афанасия Неофитовича Шеншина. После нескольких лет совместной жизни он сошёлся с другой женщиной, а Каролина с сыном уехала за границу, где жила долгие годы, формально оставаясь в браке с Матвеевым. Около 1875 года, после смерти второй жены Матвеева, она вернулась к мужу. Умерла в 1877 году, по семейному преданию Беккеров, была убита.

Единоутробная сестра - Любовь Афанасьевна Шеншина , урождённая Шеншина (25.05.1824-?), замужем за своим дальним родственником Александром Никитичем Шеншиным (1819-1872).

Единоутробный брат - Василий Афанасьевич Шеншин (21.10.1827-1860-е), орловский помещик, был женат на Екатерине Дмитриевне Мансуровой, внучке новосильского помещика Алексея Тимофеевича Сергеева (1772-1853), двоюродного брата В. П. Тургеневой. У них осталась дочь Ольга (1858-1942), в замужестве Галахова, которая после смерти родителей осталась под опекой своего дяди Ивана Петровича Борисова, а после его смерти - Афанасия Афанасьевича Фета. Она была не только племянницей Фета, но и приходилась дальней родственницей И. С. Тургеневу, оказавшись после его смерти единственной наследницей Спасского.

Единоутробная сестра - Надежда Афанасьевна Борисова , урождённая Шеншина (11.09.1832-1869), замужем с января 1858 года за Иваном Петровичем Борисовым (1822-1871). Их единственный сын Пётр (1858-1888) после смерти отца воспитывался в семье А. А. Фета.

Единоутробный брат - Петр Афанасьевич Шеншин (1834-после 1875), отправился в Сербию осенью 1875 года для того, чтобы участвовать добровольцем в сербско-турецкой войне, но вскоре вернулся в Воробьевку. Однако вскоре уехал в Америку, где его следы теряются.

Единоутробные братья и сестры - Анна (1821-1825), Василий (1823-до 1827), умершие в детстве. Возможно была ещё одна сестра Анна (7.11.1830-?).

Жена (с 16 (28) августа 1857 года) - Мария Петровна Шеншина , урождённая Боткина (1828-1894), из семьи Боткиных. Её братья были поручителями во время венчания: Николай Петрович Боткин - по жениху, а Василий Петрович Боткин - по невесте; кроме того поручителем по невесте был Иван Сергеевич Тургенев.

Творчество

Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Известная фраза, написанная Фетом и вошедшая в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого - «А роза упала на лапу Азора».

Фет - поздний романтик. Три основные его темы - природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало.

Переводы

  • обе части «Фауста» Гёте (1882-83),
  • целый ряд латинских поэтов:
  • Горация, все произведения которого в фетовском переводе вышли в 1883 году,
  • сатиры Ювенала (1885),
  • стихотворения Катулла (1886),
  • элегии Тибулла (1886),
  • XV книг «Превращений» Овидия (1887),
  • «Энеида» Вергилия (1888),
  • элегии Проперция (1888),
  • сатиры Персия (1889) и
  • эпиграммы Марциала (1891).

В планах Фета был новый перевод Библии на русский язык, поскольку синодальный перевод он считал неудовлетворительным, а также «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевёл два сочинения Шопенгауэра: «Мир как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).

Издания

  • Фет А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Фет А. А. Собрание сочинений и писем в 20-ти тт. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003-… (издание продолжается).

Память

25 мая 1997 года в Орле на улице Салтыкова-Щедрина около Дома писателей был открыт памятник поэту.