Формирование корней постоянных зубов у детей таблица. Закладка зубов

Тошнота - это тягостное чувство необходимости освободиться от содержимого желудка, за которым не всегда, но часто следует рвота, и которое, как правило, сочетается со слабостью, потливостью и повышенным отделением слюны.

Рвота – сложный рефлекторный акт, результатом которого является извержение содержимого желудка (иногда – двенадцатиперстной кишки) через рот (может быть и через нос). Рвота в основном обуславливается сокращением мышц брюшного пресса; при этом выходная часть желудка плотно закрывается, тело желудка расслабляется, открывается вход в желудок, расширяются пищевод, полость рта. Ей обычно предшествует тошнота, непроизвольные глотательные движения, учащённое дыхание, усиленное выделение слюны и слёз.

Рвотные массы состоят обычно из остатков пищи, желудочного сока, слизи; могут содержать жёлчь и другие примеси (кровь, гной). Физиологически они представляют собой два взаимосвязанных феномена, и являются бессознательными рефлексами (не поддаются сознательному контролю). Эти реакции организма являются защитными, и направлены на удаление из него токсических веществ. Тошнота и рвота связаны с прямым возбуждением рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге на дне четвертого желудочка головного мозга при заболеваниях центральной нервной системы, либо возникают при рефлекторном возбуждении данного центра при раздражении рвотных зон, которыми являются глотка, стенки желудка, брюшина, желчные протоки, брыжеечные сосуды), вестибулярного аппарата, химическими или токсическими веществами, попавшими в кровь.

Тошнота и рвота не причисляются к группе самостоятельных патологий, а потому различают следующие варианты рвоты:

центральная (нервная, или мозговая), гематогенно-токсическая (возникает при накоплении в крови продуктов нарушенного обмена веществ), и рефлекторная (или висцеральная).

Возможные причины тошноты и рвоты у ребенка

Рассмотрим основные причины для каждого варианта.
Так, центральная рвота возникает при заболеваниях головного мозга органического характера (опухоли, менингит, энцефалит, абсцесс). Стоит заметить, что в этих случаях рвота возникает внезапно, без предшествующей тошноты. Рвотные массы при этом состоят из свежесьеденой пищи, не местят патологических примесей. Также причинами мозговой тошноты/рвоты являются отек мозга, черепно-мозговые травмы, мигрень.

Особого внимания заслуживает психогенная рвота, которая может возникнуть у ребенка как реакция на стресс, или при неврозах, психических заболеваниях. Может возникать как реакция на какую-либо определенную пищу.
Гематогенно-токсическая тошнота/рвота возникает при уремии (накопление в крови азотистых продуктов обмена веществ вследствие неспособности организма вывести их из организма), печеночной недостаточности, декомпенсированной форме сахарного диабета. Также наблюдается при попадании в кровь различных ядов и токсинов при отравлениях, инфекциях, лекарственных интоксикациях. При этом характерны выраженная тошнота, частые приступы рвоты (так называемая неукротимая рвота). Рвотные массы обильные, жидкие.

Рефлекторная рвота связана с патологией желудочно-кишечного тракта (острый и хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистит, желчнокаменная болезнь). Обычно такая рвота связана с приемом пищи. Исключением является рвота при синдроме острого живота (острый аппендицит, тромбоз сосудов брыжейки (мезентериальный тромбоз)).

В большинстве случаев тошнота и рвота не являются угрожающими симптомами, но есть случаи, когда они могут быть признаком опасных для ребенка состояний.

Итак, если тошнота и рвота сопровождаются сильным головокружением, болью головы или потерей сознания; кроме них наблюдаются повышение температуры, понос, боли в животике, тошнота и рвота имеют нарастающий характер на протяжении нескольких часов/дней/недель, рвотные массы содержат какие-либо примеси – обязательно нужно обратиться к врачу.

Часто причину рвоты может указать характер рвотных масс. Так, рвотные массы с примесью желчи (на это указывает желто-зеленый цвет рвотных масс) наблюдаются при различных заболеваниях пищеварительной системы, отравления или инфекционных заболеваниях пищеварительного тракта (гастроэнтеритах). В этом случае нужно обратить внимание на наличие температуры, поноса, болей в животе.

Рвотные массы с примесью крови – признак внутренних кровотечений. В зависимости от локализации кровотечения и диаметра пораженного сосуда кровь в рвотных массах может быть розового цвета с прожилками (незначительное кровотечение из мелких поверхностных сосудов на фоне гастрита), алого, темно – коричневого или черного цвета (так называемая рвота кофейной гущей) – при опасном кровотечении из крупных сосудов пищевода и желудка.

Каловые рвотные массы указывают на непроходимость кишечника.

Чистые, без примесей, рвотные массы указывают на рвоту центрального (нервного) генеза при заболеваниях центральной нервной системы.

Тошнота и рвота при заболеваниях пищеварительной системы.

При наличии заболеваний пищевода, желудка или кишечника тошнота и рвота обычно связанны с приемом пищи (возникают после еды либо через пару часов), также им сопутствуют отрыжка, изжога, боли и чувство тяжести в животе. Такая картина возникает при гастритах, язвенной болезни желудка и/или двенадцатиперстной кишки, желудочно-пищеводном рефлюксе, диафрагмальной грыже, и т.д.

Если тошнота и рвота наступают через пару часов после приема пищи, имеют наростающий характер на протяжении длительного периода времени, причиной может быть стеноз привратника (сужение отверстия выхода из желудка). В этом случае еда не может попасть из желудка в кишечник, и «возвращается» назад.

Тошнота и рвота с примесью желчи, которым сопутствуют температура, озноб, понос, боли в животе чаще всего указывают на наличие инфекционного заболевания пищеварительного тракта или на отравление. Но данные симптомы могут также быть при остром аппендиците, желчной или кишечной колике, кишечной непроходимости.

Наличие желтушности кожи и слизистых оболочек наряду с тошнотой и рвотой могут говорить о наличии гепатита.

Рвота у ребенка (вначале не связанная с приемом пищи, а затем после любого приема пищи или жидкости), к которой добавляется постоянный понос и повышенная температура, часто свидетельствует о ротавирусной инфекции.

Тошнота и рвота при заболеваниях нервной системы и психических расстройствах.

Тошнота и рвота, возникающие внезапно, и сопровождающиеся высоким подъемом температуры и сильной головной болью могут быть признаком менингита (воспаление оболочек головного мозга). Для него также будут характерны боязнь света и шума, сильное напряжение мышц шеи, раздражительность, сонливость.

Периодические приступы головной боли наряду с боязню света, шума или запахов, нарушением зрения, слабостью в руках и ногах, тошнотой и рвотой характерны для мигрени. При этом все симптомы возникаю одним приступом, который длиться от нескольких часов до нескольких дней. После приступа симптомы проходят, больной чувствует себя нормально.

Тошнота, рвота и головокружение после травмы могут являться признаками сотрясения мозга, либо более тяжелых осложнений (контузия, компрессия, ушиб).

Доброкачественные и злокачественные опухоли, гидроцефалии, кисты головного мозга характеризуются наличием постоянной тошноты, периодической (но не частой) рвоты и умеренной головной боли.

Сильная внезапная головная боль, возникшая впервые в жизни, в сочетании с тошнотой и рвотой может сопровождать разрыв аневризмы (расширение просвета кровеносного сосуда вследствие патологического изменения его стенки) сосудов головного мозга, и/или образованием внутричерепной гематомы.

Выраженные тошнота и рвота, сочетающиеся с сильным головокружением и ощущением вращения предметов наблюдаются при болезнях вестибулярного аппарата (доброкачественное вертиго, воспаление (неврит) вестибулярного нерва, опухоли слухового нерва). Возникновение частичной или полной глухоты на одно ухо наряду с вышеописанными симптомами может говорить о болезни Меньера.

Тошнота и рвота при заболеваниях сердца и сосудов.

Тошнота и рвота наряду с повышенным артериальным давлением и выраженным головокружением говорит о гипертоническом кризе, что обусловлено возникающим отеком мозга вследствие резкого подъема артериального давления и нарушения микроциркуляции в области ствола мозга, где расположены центры тошноты, рвоты, головокружения.

Напротив, низкое давление, сочетающееся с тошнотой и рвотой, говорит об анемии, хронических заболеваниях либо истощении.

Рвота у младенцев

Рвоту у младенцев ни в коем случае нельзя путать со срыгиванием. Срыгивание – последствие заглатывания воздуха грудными младенцами во время кормления. При этом с отрыжкой выходит часть пищи. После срыгивания ребенок чувствует себя хорошо, на массу тела оно не влияет. При наличии у ребенка частой обильной рвоты (фонтаном) наряду с потерей (плохим набором) веса можно заподозрить стеноз привратника. Обычно после того, как вырвет, ребенок снова просит поесть. Частые срыгивания и периодическая рвота фонтаном, бывает даже через нос, может свидетельствовать о наличии неврологической патологии у ребенка.

Внезапная рвота без каких-либо других признаков болезни может быть следствием попадания в пищевод или желудок инородного тела.

Внезапная, обильная рвота с сильной болью в животе и наличием каловых масс в виде «малинового желе» говорят об инвагинации или завороте кишечника.

Рвота у детей может возникнуть также на фоне сильного кашля, как результат раздражения рецепторов стенки горла и соответствующих центров головного мозга. А также на фоне эмоциональных нагрузок и личных переживаний.

Но, все-таки, наиболее часто рвота у детей возникает при инфекционных заболеваниях и отравлениях.

Обследование ребенка со рвотой

Диагностическое значение тошноты/рвоты имеет место с учетом обстоятельств, при каких возникли данные симптомы, времени возникновения, характере рвотных масс. При исследовании рвотных масс учитывают их количество, консистенцию, цвет, запах, наличие примесей. Если есть необходимость, проводят бактериологическое (при инфекционных заболевания) или химическое (при отравлениях ядами) исследование.

Сама не являясь самостоятельной болезнью, рвота может ухудшить течение основного заболевания. Обильная, частая рвота приводит к надрывам слизистой оболочки с последующим кровотечением, истощению организма ребенка, обезвоживанию, потере солей. Это, в свою очередь, может привести к нарушению работы сердца, печени, почек, мозга.

Лечение тошноты и рвоты у детей

Лечение тошноты и рвоты всегда направлено на устранение причины. При отравлениях проводят дезинтоксикацию организма и промывание желудка. При наличии опухолей, стеноза привратника, кишечной непроходимости необходимо оперативное вмешательство. Симптоматически можно дать противорвотные средства (метоклопрамид, церукал), назначить голод или диету. При сильном обезвоживании проводят внутривенное введение жидкостей, растворов электролитов.

Первая помощь ребенку при рвоте

Оказание первой помощи при рвоте: положите ребенка на живот или на бок и поверните его голову в сторону. Если у ребенка началась рвота, когда он лежал на спине, то срочно поверните его лицом вниз, очистите платком или пальцами от рвотных масс его рот и восстановите дыхание. Вызовите врача.

Филогенетически корень возник позже стебля и листа - в связи с переходом растений к жизни на суше и вероятно, произошёл от корнеподобных подземных веточек. У корня нет ни листьев, ни в определённом порядке расположенных почек. Для него характерен верхушечный рост в длину, боковые разветвления его возникают из внутренних тканей, точка роста покрыта корневым чехликом. Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Иногда корень может служить местом отложения в запас питательных веществ. В таком случае он видоизменяется.

Виды корней

Главный корень образуется из зародышевого корешка при прорастании семени. От него отходят боковые корни.

Придаточные корни развиваются на стеблях и листьях.

Боковые корни представляют собой ответвления любых корней.

Каждый корень (главный, боковые, придаточные) обладает способностью к ветвлению, что значительно увеличивает поверхность корневой системы, а это способствует лучшему укреплению растения в почве и улучшению его питания.

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков — 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м 2 .

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня

Зоны корня

Корневой чехлик

Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления. Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).

Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.

За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.

По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.

Строение корневого волоска

Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм 2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые. Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их. Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.

Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки. Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы. Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.

Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.

Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима. Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма. Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.

Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.

Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня). Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.

Процессы жизнедеятельности корня

Транспорт воды в корне

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её в радиальном направлении по клеткам первичной коры через пропускные клетки в эндодерме к ксилеме радиального проводящего пучка. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой (S), она равна разнице между осмотическим (P) и тургорным (T) давлением: S=P-T.

Когда осмотическое давление равно тургорному (P=T), то S=0, вода перестаёт поступать в клетку корневого волоска. Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз — растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Внутри клеток корня сосущая сила корня возрастает от ризодермы по направлению к центральному цилиндру, поэтому вода движется по градиенту концентрации (т. е. из места с большей её концентрацией в место с меньшей концентрацией) и создаёт корневое давление, которое поднимает столбик воды по сосудам ксилемы, образуя восходящий ток. Это можно обнаружить на весенних безлистных стволах, когда собирают «сок», или на срезанных пнях. Истекание воды из древесины, свежих пней, листьев, называется «плачем» растений. Когда распускаются листья, то они тоже создают сосущую силу и притягивают воду к себе — образуется непрерывный столбик воды в каждом сосуде — капиллярное натяжение. Корневое давление является нижним двигателем водного тока, а сосущая сила листьев — верхним. Подтвердить это можно с помощью несложных опытов.

Всасывание воды корнями

Цель: выяснить основную функцию корня.

Что делаем: растение, выращенное на влажных опилках, отряхнём его корневую систему и опустим в стакан с водой его корни. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень.

Что наблюдаем: через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки.

Результат: следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Можно ещё проделать один опыт, доказывающий всасывание питательных веществ корнем.

Что делаем: срежем у растения стебель оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см.

Что наблюдаем: вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу.

Результат: это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

А влияет ли температура воды на интенсивность всасывания корнем воды?

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Что делаем: один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС).

Что наблюдаем: в первом случае вода выделяется обильно, во втором — мало, или совсем приостанавливается.

Результат: это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Тёплая вода активно поглощается корнями. Корневое давление повышается.

Холодная вода плохо поглощается корнями. В этом случае корневое давление падает.

Минеральное питание

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений, а также факторами, которые изменяют физическое состояние коллоидов, т.е. непосредственно влияют на обмен веществ и строение протопласта; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх неметаллов — азота, фосфора и серы и — и четырёх металлов — калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим. Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10 -2 –10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10 -5 –10 -3 %. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве. Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Дыхание корней

Для нормального роста и развития растения необходимо чтобы к корню поступал свежий воздух. Проверим, так ли это?

Цель: нужен ли воздух корню?

Что делаем: возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду.

Что наблюдаем: через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет.

Результат: гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Видоизменения корней

У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель.

Корнеплоды

Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй — они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

Корневые клубни

У георгина запасные вещества накапливаются в придаточных корнях, образуя корневые клубни.

Бактериальные клубеньки

Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными.

Ходульные

У пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

Воздушные

У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

Втягивающие

У луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

Столбовидные

У фикуса развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки.

Почва как среда обитания корней

Почва для растений является средой, из которой оно получает воду и элементы питания. Количество минеральных веществ в почве зависит от специфических особенностей материнской горной породы, деятельности организмов, от жизнедеятельности самих растений, от типа почвы.

Почвенные частицы конкурируют с корнями за влагу, удерживая её своей поверхностью. Это так называемая связанная вода, которая подразделяется на гигроскопическую и плёночную. Удерживается она силами молекулярного притяжения. Доступная растению влага представлена капиллярной водой, которая сосредоточена в мелких порах почвы.

Между влагой и воздушной фазой почвы складываются антагонистические отношения. Чем больше в почве крупных пор, тем лучше газовый режим этих почв, тем меньше влаги удерживает почва. Наиболее благоприятный водно-воздушный режим поддерживается в структурных почвах, где вода и воздух находятся одновременно и не мешают друг другу — вода заполняет капилляры внутри структурных агрегатов, а воздух — крупные поры между ними.

Характер взаимодействия растения и почвы в значительной степени связан с поглотительной способностью почвы — способностью удерживать или связывать химические соединения.

Микрофлора почвы разлагает органические вещества до более простых соединений, участвует в формировании структуры почвы. Характер этих процессов зависит от типа почвы, химического состава растительных остатков, физиологических свойств микроорганизмов и других факторов. В формировании структуры почвы принимают участие почвенные животные: кольчатые черви, личинки насекомых и др.

В результате совокупности биологических и химических процессов в почве образуется сложный комплекс органических веществ, который объединяют термином «гумус».

Метод водных культур

В каких солях нуждается растение, и какое влияние оказывают они на рост и развитие его, было установлено на опыте с водными культурами. Метод водных культур — это выращивание растений не в почве, а в водном растворе минеральных солей. В зависимости от поставленной цели в опыте можно исключить отдельную соль из раствора, уменьшить или увеличить ее содержание. Было выяснено, что удобрения, содержащие азот, способствуют росту растений, содержащие фосфор — скорейшему созреванию плодов, а содержащие калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням. В связи с этим содержащие азот удобрения рекомендуется вносить перед посевом или в первой половине лета, содержащие фосфор и калий — во второй половине лета.

С помощью метода водных культур удалось установить не только потребность растения в макроэлементах, но и выяснить роль различных микроэлементов.

В настоящее время известны случаи, когда выращивают растения методами гидропоники и аэропоники.

Гидропоника — выращивание растений в сосудах, заполненных гравием. Питательный раствор, содержащий необходимые элементы, подаётся в сосуды снизу.

Аэропоника — это воздушная культура растений. При этом способе корневая система находится в воздухе и автоматически (несколько раз в течение часа) опрыскивается слабым раствором питательных солей.

Прорезывание и смена молочных (временных) зубов на постоянные – это заложенный природой физиологический процесс. Своевременное и последовательное появление зубов находится в прямой зависимости от общего состояния здоровья ребенка и говорит о нормальном развитии его организма. Прорезывание первых зубов (центральных резцов) происходит в возрасте 6-8-ми месяцев. Отклонение во времени начала прорезывания зубов на 1-2 месяца от обычного срока не является причиной для беспокойства родителей ребенка. Существует формула подсчета молочных зубов (N) в зависимости от возраста ребенка: N = n - 4, где n – возраст ребенка в месяцах. Эта формула позволяет вполне достоверно судить о сроках прорезывания зубов и понять, должно быть в том или ином возрасте.

Отклонения от нормы сроков прорезывания зубов

Задержка сроков прорезывания может быть связана с перенесенным инфекционным заболеванием, длительным нарушением функции желудочно-кишечного тракта (диспепсические расстройства), нарушением обмена веществ (например, при врожденной недостаточности фермента фенилаланиноксидазы (заболевание фенилкетонурия)), дефицитом витамина D (рахит), гипофизарной недостаточностью, генетическими факторами.

Раннее прорезывание зубов наблюдается при различных эндокринных расстройствах (например, при синдроме Олбрайта, гипертиреозе, гипергонадизме). В редких случаях причиной преждевременного прорезывания зубов может быть растущая опухоль (например, эозинофильная гранулема), тогда могут прорезаться раньше срока целые группы зубов.

Как прорезывание зубов влияет на самочувствие и здоровье ребенка

Начало прорезывания , как правило, отражается на самочувствии ребенка. Нередко процесс появления зубов сопровождается недомоганием, беспокойным поведением, нарушением сна, капризностью ребенка. Может повыситься температура тела до 37,5 0 C. Также возможны диспепсические нарушения (понос), высыпания на коже лица, снижение прироста веса ребенка.

Снижение защитных свойств организма, наблюдаемое во время прорезывания зубов, может провоцировать развитие инфекционных и респираторных заболеваний.

Если прорезывание зубов сопровождается повышение температуры тела, воспалительными явлениями, расстройством пищеварения, то такие симптомы могут быть связаны с развитием инфекционного заболевания. Значительные отклонения прорезывания зубов могут быть следствием проблем с общим здоровьем ребенка. При таком развитии событий необходим осмотр педиатра и наблюдение за состоянием ребенка.

Нарушение сроков и очередности прорезывания зубов , отсутствие одного или нескольких зубов должны насторожить родителей. Такие нарушения могут привести к формированию неправильного прикуса (зубочелюстной аномалии). Неправильный прикус может характеризоваться рядом отклонений: прорезывание зуба вне дуги зубного ряда, ретенция (зуб остается в тоще кости челюсти) зуба (зубов), неправильное расположение зубов в зубном ряду, поворот или наклон зуба и т.д. Подобные изменения должны стать поводом для обращения к ортодонту. поможет вернуть зубы на свое место. Именно поэтому очень важно заметить неправильное прорезывание зубов .

Сроки прорезывания зубов

Новорожденный не имеет зубов , хотя, крайне редко, встречаются случаи рождения ребенка с прорезавшимися 1-2- мя зубами. Первые зубы у детей (центральные резцы нижней челюсти) появляются к 6-8- му месяцу жизни. Затем прорезываются центральные резцы верхней челюсти. В 8-12 месяцев появляются боковые резцы сначала на нижней, а затем и на верхней челюсти. К 12-16 месяцу прорезываются первые моляры, в 16-20 месяцев - клыки и к 20-30 месяцу - вторые моляры. На этом заканчивается формирование молочного прикуса, который состоит из 20-ти зубов. Прорезывание зубов у ребенка может сопровождаться плохим самочувствием, повышением температуры, диспепсическими расстройствами.

Смена молочных зубов на постоянные начинается в 7 лет. Прорезывание постоянных зубов совпадает с рассасыванием (резорбцией) корней молочных зубов. Смена временного прикуса на постоянный начинается с появления первых моляров нижней челюсти. Затем прорезываются центральные резцы в 8-9 лет. Следующими прорезываются первые премоляры (в 9-10 лет), клыки (10-11 лет), вторые премоляры (11-12 лет), вторые моляры (12-13 лет). Формирование постоянного прикуса заканчивается к 15-18 годам. Третьи моляры () прорезаются значительно позже, в возрасте 20-25 лет.

Зубы

прорезывания,

формирования

Окончательное

"созревание"

Закладка

фолликулов

(зачатков зубов)

Центральные

6 - 8 в 10 лет в 4-5 лет

на 8-м месяце

внутриутробного

развития

8 - 9 в 10 лет в 4-5 лет

на 8-м месяце

внутриутробного

развития

Клыки 10 - 11 в 13 лет в 6-7 лет

на 8-м месяце

внутриутробного

развития

премоляры

9 -10 в 12 лет в 5-6 лет в 2 года

премоляры

11 - 12 в 12 лет в 6-7 лет в 3 года
5 - 6 в 10 лет в 1-3 года

на 5-м месяце

внутриутробного

развития

12 - 13 в 15 лет в 7-8 лет в 3 года