Головной мозг пресмыкающихся состоит из отделов. Другие структуры мозга

Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой. В результате прогрессивного развития легких, взрослые формы могут обитать на суше в любых условиях. Пресмыкающиеся, обитающие в виде, являются вторичноводными, т.е. их предки от наземного образа жизни перешли к водному.

Запомните! Рептилии и пресмыкающиеся это один и тот же класс !

Рептилии, или пресмыкающиеся, появились в конце каменноугольного периода, приблизительно за 200 млн. лет до н.э. когда климат стал сухим, а местами даже жарким. Это создало благоприятные условия для развития рептилий, которые оказались более приспособленными к обитанию на суше, чем амфибии. Преимуществу рептилий в конкуренции с амфибиями и их биологическому прогрессу способствовал ряд признаков. К их числу относятся:

  • Оболочки вокруг зародыша и прочная оболочка (скорлупа) вокруг яйца, защищающая его от высыхания и повреждений, чем была достигнута возможность размножения и развития на суше;
  • развитие пятипалых конечностей;
  • усовершенствование строения кровеносной системы;
  • прогрессивное развитие органов дыхания;
  • появление коры полушарий большого мозга.

Имело значение и развитие на поверхности тела роговых чешуй, защищающих от неблагоприятных воздействий окружающей среды, в первую очередь, от иссушающего действия воздуха. Предпосылкой к появлению этого приспособления было освобождение от кожного дыхания в связи с прогрессивным развитием легких.

Типичным представителем рептилий может служить ящерица прыткая. Длина ее 15-20см. У нее хорошо выражена покровительственная окраска: зеленовато-бурая или бурая, в зависимости от среды обитания. Днем ящериц легко увидеть на прогреваемом солнцем участке. На ночь они заползают под камни, в норы и другие укрытия. В таких же укрытиях они проводят зиму. Их пища - насекомые.

На территории СНГ наиболее широко распространены: в лесной зоне - ящерица живородящая, в степной - ящерица прыткая. К ящерицам относится веретеница. Она достигает 30-40см, ног не имеет, чем напоминает змею, это ей нередко стоит жизни. Кожа рептилий всегда сухая, лишенная желез, покрыта роговыми чешуйками, щитками или пластинками.

Строение пресмыкающихся

Скелет . Позвоночный столб уже подразделяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. Череп костный, голова очень подвижна. Конечности заканчиваются пятью пальцами с коготками.

Мускулатура у рептилий развита значительно лучше, чем у амфибий.


Пищеварительная система . Рот ведет в ротовую полость, снабженную языком и зубами, но зубы еще примитивны, однотипны, служат только для захватывания и удержания добычи. Пищеварительный канал состоит из пищевода, желудка, кишок. На границе толстой и тонкой кишок расположен зачаток слепой кишки. Заканчиваются кишки клоакой. Развиты пищеварительные железы: поджелудочная и печень.

Органы дыхания . Дыхательные пути значительно больше дифференцированы, чем у земноводных. Имеется длинная трахея, которая разветвляется на два бронха. Бронхи входят в легкие, имеющие вид ячеистых, тонкостенных мешков, с большим количеством внутренних перегородок. Увеличение дыхательных поверхностей легких у рептилий связано с отсутствием кожного дыхания.

Выделительная система представлена почками и мочеточниками, впадающими в клоаку. В нее открывается и мочевой пузырь.


Кровеносная система . У рептилий имеется два круга кровообращения, но отделены они друг от друга не полностью, благодаря чему кровь частично смешивается. Сердце трехкамерное, но желудочек разделен неполной перегородкой.

У крокодилов имеется уже настоящее четырехкамерное сердце. Правая половина желудочка - венозная, а левая часть - артериальная - от нее берет начало правая дуга аорты. Сходясь под позвоночным столбом, они соединяются в непарную спинную аорту.


Нервная система и органы чувств

Головной мозг рептилий отличается от мозга земноводных большим развитием полушарий и мозгового свода, а также обособлением теменных долей. Появляется впервые, кора большого мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Мозжечок развит несколько больше, чем у земноводных, что связано с более сложной координацией движений.

На переднем конце головы ящерицы находится пара ноздрей. Обоняние у пресмыкающихся развито лучше, чем у земноводных.


Глаза имеют веки, верхнее и нижнее, кроме того, существует и третье веко - полупрозрачная мигательная перепонка, постоянно увлажняющая поверхность глаза. Позади глаз расположена округлая барабанная перепонка. Слух хорошо развит. Орган осязания - кончик раздвоенного языка, который ящерица постоянно высовывает изо рта.

Размножение и регенерация

В отличие от рыб и земноводных, имеющих оплодотворение наружное (в воде), у рептилий, как и у всех неземноводных животных, оплодотворение внутреннее, в теле самки. Яйца окружены зародышевыми оболочками, обеспечивающими развитие на суше.

Самка ящерицы прыткой в начале лета откладывает в укромном месте 5-15 яиц. Яйца содержат питательный материал для развивающегося зародыша, снаружи окружены кожистой оболочкой. Из яйца выходит молодая ящерица, похожая на взрослую. Некоторые рептилии, в том числе и некоторые виды ящериц,- яйцеживородящие (т.е. из отложенного яйца тотчас выходит детеныш).

Многие виды ящериц, будучи схвачены за хвост, отламывают его резкими боковыми движениями. Отбрасывание хвоста является рефлекторным ответом на боль. Это следует рассматривать как приспособление, благодаря которому ящерицы спасаются от врагов. На месте утраченного хвоста отрастает новый.


Многообразие современных пресмыкающихся

Современные рептилии разделяются на четыре отряда:

  • Первоящеры;
  • Чешуйчатые;
  • Крокодилы;
  • Черепахи.

Первоящеры представлены единственным видом - гаттерией , которая относится к самым примитивным рептилиям. Обитает гаттерия на островах Новой Зеландии.

Ящерицы и змеи

К чешуйчатым относятся ящерицы, хамелеоны и змеи . Это единственная относительно многочисленная группа пресмыкающихся - около 4 тыс. видов.

Для ящериц характерны хорошо развитые пятипалые конечности, подвижные веки и наличие барабанной перепонки. К этому отряду относятся агамы, ядозубы - ядовитые ящерицы, варановые, настоящие ящерицы и др. Больше всего видов ящериц встречается в тропиках.

Змеи приспособлены к ползанию на брюхе. Шея у них не выражена, так что тело делится на голову, туловище и хвост. Позвоночный столб, в котором бывает до 400 позвонков, благодаря добавочным сочленениям обладает большой гибкостью. Пояса, конечности и грудина атрофированы. Только у некоторых змей сохранился рудимент таза.

Многие змеи обладают двумя ядовитыми зубами на верхних челюстях. В зубе имеется продольная бороздка либо проток, по которым яд при укусе стекает в ранку. Барабанная полость и перепонка атрофированы. Глаза скрыты под прозрачной кожей, без век. Кожа змеи на поверхности ороговевает и периодически сбрасывается, т.е. происходит линька.


Змеи обладают способностью очень широко раскрывать пасть и заглатывать добычу целиком. Достигается это тем, что ряд костей черепа соединен подвижно, а нижние челюсти спереди соединяются весьма растяжимой связкой.

В СНГ наиболее распространенные змеи: ужи, медянки, полозы. Степная гадюка занесена в Красную книгу. Для своего обитания она избегает сельскохозяйственных угодий, а обитает на целинных землях, которых становится все меньше, что грозит ей вымиранием. Питается степная гадюка (как и другие змеи) преимущественно мышевидными грызунами, чем безусловно полезна. Укус ее ядовит, но не смертелен. На человека она может напасть лишь случайно, будучи потревожена им.

Укусы ядовитых змей - кобры, эфы, гюрзы, гремучей и других - могут быть смертельны для человека. Из фауны весьма опасны серая кобра и песчаная эфа, которые водятся в Средней Азии, а также гюрза, встречающаяся в Средней Азии и Закавказье, армянская гадюка, обитающая в Закавказье. Укусы обыкновенной гадюки и щитомордника очень болезненны, но обычно для человека не смертельны.

Наука, которая занимается изучением пресмыкающихся называется герпетология .

В последнее время яд змей используется в лечебных целях. Применяют змеиный яд при различных кровотечениях как кровоостанавливающее средство. Оказалось, что некоторые препараты, полученные из яда змеи, уменьшают боли при ревматизме и заболеваниях нервной системы. Для получения змеиного яда в целях изучения биологии змей их Содержат в специальных питомниках.


Крокодилы - наиболее высокоорганизованные рептилии, обладающие четырехкамерным сердцем. Однако строение перегородок в нем таково, что венозная и артериальная кровь частично смешиваются.

Крокодилы приспособлены к водному образу жизни, в связи с чем имеют плавательные перепонки между пальцами, клапаны, замыкающие уши и ноздри, небную занавеску, закрывающую глотку. Живут крокодилы в пресных водах, на сушу выходят для сна и кладки яиц.

Черепахи - покрыты сверху и снизу плотным панцирем с роговыми щитками. Грудная клетка у них неподвижна, поэтому в акте дыхания принимают участие конечности - при втягивании их воздух выходит из легких, при высовывании - поступает в них. В России живет несколько видов черепах. Некоторые виды употребляются в пищу, в том числе туркестанская черепаха, живущая в Средней Азии.

Древние пресмыкающиеся

Установлено, что в далеком прошлом (сотни миллионов лет назад) на Земле были чрезвычайно распространены различные виды пресмыкающихся. Они населяли сушу, водные пространства и реже - воздух. Большинство видов пресмыкающихся вымерло в связи с изменением климата (похолоданием) и расцветом птиц и млекопитающих, с которыми они не выдержали конкуренции. К вымершим пресмыкающимся относятся отряды динозавров, зверозубых ящеров, ихтиозавров, летающих ящеров и т.д.

Отряд Динозавры

Это наиболее разнообразная и многочисленная группа пресмыкающихся из живших когда-либо на Земле. Среди них были как мелкие животные (размеров с кошку и меньше), так и гиганты, длина которых достигала почти 30м, а масса - 40-50 тонн.

Крупные животные имели маленькую голову, длинную шею и мощный хвост. Одни динозавры были травоядными, другие - хищными. Кожа или не имела чешуй, или была покрыта костным панцирем. Многие динозавры бегали скачками на задних конечностях, опираясь при этом на хвост, другие - передвигались на всех четырех ногах.

Отряд Зверозубые

Среди древних наземных пресмыкающихся были представители прогрессивной группы, которые по строению зубов напоминали зверей. Зубы их дифференцировались на резцы, клыки и коренные. Эволюция этих животных шла в направлении усиления их конечностей и поясов. В процессе эволюции от них возникли млекопитающие.

Происхождение пресмыкающихся

Ископаемые пресмыкающиеся имеют большое значение, так как они когда-то господствовали на земном шаре и от них произошли не только современные пресмыкающиеся, но и птицы и млекопитающие.

Условия жизни в конце палеозоя резко изменились. Вместо теплого и влажного климата появились холодные зимы и установился сухой и жаркий климат. Эти условия были неблагоприятными для существования земноводных. Однако при таких условиях стали развиваться пресмыкающиеся, у которых кожа была защищена от испарения, появились наземный способ размножения, сравнительно высокоразвитый мозг и другие прогрессивные признаки, которые приведены в характеристике класса.

На основании изучения строения земноводных и пресмыкающихся ученые пришли к выводу, что между ними имеется большое сходство. Особенно это было характерно для древних пресмыкающихся и стегоцефалов.

  • У очень древних низших пресмыкающихся позвоночный столб имел такое же строение, как и у стегоцефалов, а конечности - как у рептилий;
  • шейный отдел у пресмыкающихся был такой же короткий, как и у земноводных;
  • грудная кость отсутствовала, т.е. настоящей грудной клетки у них еще не было.

Все это говорит о том, что пресмыкающиеся произошли от земноводных.

Головной мозг пресмыкающихся отличается от головного мозга земноводных рядом важных особенностей и нередко выделяется в особый - зауропсидный тип , присущий также птицам и противопоставляемый ихтиопсидному типу мозга земноводных и рыб ( рис. 26). Передний мозг рептилий более крупен; его увеличение связано с развитием мозгового свода полушарий и заметному увеличению лежащих на дне полосатых тел (corpora striata), составляющих большую часть массы переднего мозга ( рис. 27). В мозговом Своде полушарий отчетливо различаются первичный свод, или архипаллиум , занимающий большую часть крыши полушарий, а также зачаток неопаллиума . У современных рептилий роль основного ассоциативного центра, определяющего характер поведения, играют передний мозг и кора среднего мозга, связанные через центры промежуточного мозга. При этом первичная функция переднего мозга - обработка обонятельной информации - сохраняется, но становится второстепенной; с обонятельными луковицами полушария соединяются длинным обонятельным трактом. Обонятельный центр по сравнению с амфибиями более сложен и дифференцирован. В переднем мозге рептилий возникают экранные структуры обычно свидетельствующие об усложненной нервной деятельности.

Промежуточный мозг сверху прикрыт полушариями переднего мозга. В его крыше расположены эпифиз (эндокринная железа) и теменной орган , у гаттерии и некоторых ящериц служащий дополнительным фоторецептором: он способен воспринимать сигналы опасности (быстрое затенение) и, видимо, служит рецептором, регистрирующим сезонные изменения светового режима. Уплотненный и прозрачный передний отдел теменного органа напоминает хрусталик глаза, а его бокаловидная задняя часть снабжена пигментными и чувствующими клетками. Дно промежуточного мозга участвует в работе эндокринной системы в качестве нейросекреторной доли гипофиза , связанной с гипоталамической областью промежуточного мозга. Этим путем гипофиз получает информацию о состоянии внешней среды, собранную органами чувств и обработанную мозговыми центрами, что позволяет ему координировать работу всей эндокринной системы. Средствами связи служат воротные системы кровеносных сосудов, существующие во всех долях гипофиза. Они, видимо, получают и передают информацию, кодированную в химических соединениях.

Зрительная кора среднего мозга более развита, нежели у амфибий. Сохраняя значение основного центра обработки зрительной информации, у рептилий она принимает участие и в формировании актов сложного поведения. В отличие от амфибий мозжечок пресмыкающихся крупный, что отвечает большей сложности и интенсивности их движений. Продолговатый мозг образует изгиб в вертикальной плоскости, характерный для всех амниот. Сохраняя значение центра автоматической (безусловнорефлекторной) двигательной активности и основных вегетативных функций (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), продолговатый мозг находится под большим контролем передних отделов мозга. В связи с этим его значение как центра ассоциативной деятельности уменьшается. Имеются 11 пар головных нервов.

В спинном мозге отчетливее выражено разделение белого (проводящих путей) и серого (нервных клеток) вещества. Это свидетельствует об усилении контроля центров головного мозга над рефлекторными механизмами спинного мозга. В области плечевого и тазового поясов спинной мозг образует нервные сплетения, обеспечивающие обслуживание системы мускулов конечностей. Вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) нервная система в виде цепи парных нервных ганглиев, связанных со спинно- мозговыми корешками и между собой промежуточными комиссурами, выражена отчетливо и представляет механизм, координирующий работу вегетативных систем организма в условиях изменчивой среды. Нельзя не видеть в этом связи с общей интенсификацией двигательной активности пресмыкающихся.

Внутренняя динамика коучинга

Глава 2. Как функционирует мозг?

Вещи — не то, чем они кажутся, но и не их противоположности. Цитата на кухонной стене буддистского храма
Мы есть то, что мы думаем Будда

Милтон и сбежавшая лошадь

Американский психиатр доктор Милтон Эриксон (5 декабря 1901 -25 марта 1980) часто рассказывал студентам о своей жизни на ферме в Миннесоте, где он рос вместе с младшими братьями и сестрами.

Однажды в полдень, когда он с остальными детьми играл на скотном дворе, неизвестно чья лошадь — большая, полная сил, рыжая, -проскакала вниз по дороге, миновав детей, и остановилась напиться из лохани. Дети были удивлены Милтон, старший из всех, решился на следующий трюк. Он пробрался к лохани с водой сбоку от лошади и осторожно забрался на спину лошади. Лошадь встрепенулась лишь ненадолго и снова принялась пить.

Когда она напилась, Милтон дернул ее густую рыжую гриву и сжал колени, побуждая ее двинуться. Подчиняясь, лошадь поскакала назад по улице. Наверху узкой дороги лошадь замерла в нерешительности, и Милтон ждал. В конце концов, лошадь выбрала направление и Милтон опять сжимал ее бока коленями, чтобы она двигалась вперед.

Четыре часа спустя, совсем на другом краю долины, обгоревший на солнце фермер, оторвавшись от своих занятий, увидел на спускающейся к нему лошади Милтона. Фермер восторженно воскликнул: "Так вот как лошадь вернулась обратно!" Затем обратился к Милтону: "Но откуда ты знал, куда привести ее?"

И Милтон ответил: "Я не знал пути. Но его знала лошадь. А я просто следил, как она ведет себя по дороге".

Вслед за этой историей Милтон убеждал студентов: "Именно так можно достичь любого результата, к которому стремитесь".

Одной из основных точек зрения, которой придерживался Милтон Эриксон в своей работе, была вера в то, что в людях заранее заложены все средства, чтобы быть успешными.

Целью Милтона было отвести лошадь домой, и он просто следил, обращал внимание на каждое движение лошади, осознавая, что она знает путь. Он положился на глубинный рассудок и знание самой лошади, доверял ей во время пути, просто следил за ней, позволяя задерживаться на тропе, — именно таким образом лошадь естественно и легко нашла дорогу назад.

Чтобы быть по-настоящему эффективным по отношению к себе и другим, необходимо постигнуть азы того, как функционирует мозг человека.

Осмысливая эффективность и неэффективность навыков собственного мозга, вы распознаете и те шаблоны мозговой деятельности, которые включаются, когда вы смотрите, слышите или осязаете. И через это понимание вы можете открывать в себе большую симпатию, спокойствие и успешность в помощи другим людям, дабы, проходя через эмоциональные реакции и изменения, они приходили к более эффективному достижению своих целей. Вдобавок к тому, вы сможете гораздо более эффективно обращать внимание на собственные или чужие высокие устремления и будете значительно лучше способны поддерживать и поощрять внутреннее развитие и результативность в реальном окружении.

Всем этим возможностям поддерживать как себя, так и других, чрезвычайно помогает понимание системы мозга. Знаете ли вы, что у людей есть три физических мозга (один в другом, каждый с уникальными функциями), формирующие базис системы мышления, которую мы развиваем по мере взросления? Все люди обладают этой триединой системой мозга, которая включает (рис. 2.1):

  • Эмоциональный мозг (лимбический мозг)
  • Церебральный мозг (церебральная кора головного мозга)

Рис. 2.1 Три "мозговые системы".

Также есть четвертая система, которую можно назвать Системой Интеграции (Целостности). Она вступает в игру, когда мы для достижения важной цели сознательно объединяем все три системы с помощью внутренней регулировки. В этой главе мы просто представим исследование системы мозга-разума, качества каждой из систем и то, как они работают вместе. Чуть позже мы покажем и то, как вы можете поддерживать людей, обращаясь к их мозгу, чтобы добиваться именно того, что они хотят, и обоснуем причину необходимости аккуратней выбирать собственные намерения.

Ретикулярный мозг (рептильный мозг)

Самый древний внутренний мозг — тот, который был у всех животных, начиная от первых пресмыкающихся и заканчивая теми, кто ходит по земле в наши дни. Ретикулярному мозгу — по-другому он называется рептильным — более ста миллионов лет. Это маленькое увеличение на стволе головного мозга находится наверху позвоночного столба. Его главная функция — присматривать за телом и держать его в сохранности, поэтому ретикулярный мозг становится активен, когда вы чувствуете страх, и автоматически реагирует на него — боем, отступлением или синдромом оцепенения.

Этот мозг чрезвычайно полезен для немедленных реакций. Его сила и дар — возможность быстро приводить нас к действию в ответ на определенный стимул. Его реакция обретает необыкновенную скорость, когда жизнь в опасности или что-либо угрожает телу, и она замещает осознанные мысли. Например, этот мозг отвечает за ваше поведение, когда вы отдергиваете руку от горячей плиты еще до того, как осознанно зафиксировали факт, что плита горячая. Точно то же произойдет, если вы случайно попали рукой под пар, выходящий из чайника. Мозг отдернет вашу руку, защищая вас еще до того, как вы успеете подумать об этом.

Несмотря на то что этот мозг отвечает за реакции, которые гарантируют нашу мгновенную безопасность, порой он путает воображаемую опасностью и реальной угрозой.

Что же происходит, когда тело действительно в опасности или когда ретикулярный мозг воспринимает ситуацию именно так?

Ретикулярный мозг буквально берет на себя контроль за вашим разумом и управляет вашим поведением. Инициированный предполагаемой опасностью, ретикулярный мозг захватывает контроль над телом и побуждает к действию — драться, убежать, оцепенеть, чтобы быть уверенным в сохранении тела. Иногда эта реакция ценна и способна оказать поддержку, но в другое время она может оказаться неэффективной или даже разрушающей в достижении того, к чему вы стремитесь.

Сто миллионов лет назад, в эпоху динозавров, мозг развивал свои функции достаточно хорошо. Но, несмотря на то, что этот мозг был дан человеку очень давно и он хорошо присматривает за телом, ретикулярный мозг часто встает на пути у трансформационных изменений и так до тех пор, пока не удостоверится, что телу не грозит опасность.

Например, представьте себе ветерана войны, который спустя многие годы после окончания службы на улице слышит хлопок двигателя машины и моментально оказывается в состоянии борьбы или отступления — реакция, которую приобрел на войне. Для ретикулярного мозга этот звук оказался сходен с угрожающим звуком обстрела. Потому ретикулярный мозг бросается спасать тело, и, еще не успев подумать: "Все нормально, я дома, это только хлопок автомобильного двигателя", — ветеран обнаруживает, что он уже в укрытии.

Выберите время и подумайте о собственной жизни. Подумайте о тех случаях, когда вы реагировали и вели себя так, что теперь, оглядываясь назад, осознаете, что "пере-реагировали" на ситуацию. По мере того как вы размышляете об этом, те ощущения могут проясняться для вас, и правда в том, что вы целы и вам не нанесли ущерб. Все это действительно происходило в те моменты, когда ретикулярный мозг брал верх над разумом, бесполезно вовлекая вас в режим боя или отступления. Хорошая новость состоит в том, что, если вы выучите, как эффективно пользоваться мозгом в целом, этот режим не будет так легко одерживать верх в дальнейшем.

Эмоциональный мозг (мозг млекопитающих)

Второй мозг называется лимбической системой, но сегодня чаще употребляют термин "эмоциональный мозг". Он обеспечивает следующий уровень развития нашей мозговой системы.

У всех млекопитающих есть эмоции — любовь, защита, страх — и все они Действуют, основываясь на этих эмоциях. Лимбическая система дарит млекопитающим жизнь чувств.

Наш основной мозг — мозг млекопитающих — начал свое развитие ближе к концу эпохи динозавров, приблизительно пятьдесят миллионов лет тому. Он окутывает вершину ствола головного мозга, как маленькая перчатка.

Его структура и назначение делают всех высших животных таких, как кошки, собаки и слоны, нашими братьями по эволюции. Их мозг идентичен нашему на 98 процентов. Возможно, это, хоть и до некоторой степени, но объясняет, почему мы так любим наших домашних животных — ведь наш мозг одинаков!

Ретикулярный мозг и лимбический — или эмоциональный — работают вместе долгое время и развиваются в беспрепятственно действующую связку. Вместе они соединяют физическое сознание с эмоциональным, обеспечивая тому и другому активную память и реальное восприятие. Это означает, что ваш эмоциональный мозг переносит уроки прошлого на момент настоящего, момент "сейчас" и не думает о будущем или далекоидущих последствиях.

Эмоциональный мозг рассматривает свои воспоминания "внутренним взглядом". Другими словами, он связывает воедино все воспоминания, как если бы события происходили заново прямо сейчас. Когда вы связываетесь с памятью, вы вступаете в прошлое, соединяетесь со своими чувствами и на мгновение вновь переживаете тот случай, поскольку прежде прожили его. Это ключевой момент к пониманию системы как трансформационного коммуникатора: ассоциативная память переживается вновь, как если бы это действительно опять происходило, — вместе с сильными проявлениями эмоций, которые были связаны с происшедшим.

Другое важное свойство эмоционального мозга состоит в том, что он предпочитает, чтобы вещи оставались прежними. Его функция — вызывать в нас стойкое желание сохранять долгосрочную, привычную модель поведения. И когда вы чувствуете сопротивление к изменениям, это значит, эмоциональный мозг управляет вашим разумом. Если вы опрокидываете вашу жизнь, как тележку с яблоками из пословицы, и поедаете пирожное, от которого обещали себе отказаться, или опять кричите на ребенка, то вы просто впадаете в старую модель эмоционального поведения.

Также эмоциональный мозг имеет отношение к развитию системы общения, основанной на многозначных звуках. Все млекопитающие обладают возможностью выказывать свое эмоциональное состояние, и в некоторых случаях, что, кажется, и является их целью, делают это с помощью различных голосовых интонаций. У людей вы можете заметить, как маленькие дети, еще не понимающие языка, отзываются на изменения тона. А у собак есть диапазон различных видов лая и других звуков, которые они издают. Если вы хорошенько вслушаетесь, то сможете вербализировать то, что говорит ваша собака, пользуясь разными звуками. Подумайте о видах лая своей собаки. Один обозначает: "Внимание! Снаружи кто-то есть!". Другой — "Пора поиграть! Брось мне, пожалуйста, мячик". Третий может переводиться так: "Мелкий щенок, прекрати уже жевать мои уши!". Знаете ли вы, что у медведей есть целая система рычанья и ворчанья, чтобы общаться со своими детенышами? Медвежонок учится распознавать их и повинуется сигналу немедленно — остается рядом, быстро убегает, прыгает в реку или залезает на дерево. Вы когда-нибудь интересовались, что на самом деле говорит кошка, когда она мяукает, урчит, мурлыкает или шипит?

Другое свойство эмоционального мозга — то, что он оперирует понятиями "да или нет", "хорошо или плохо", "это или то", без всяких полутонов и оттенков. Черное это черное, а белое — только лишь белое, и ничего больше между ними. Это "или-или", присущее эмоциональному мозгу, легко можно отследить, когда человек погружен в размышления, основанные на каком-либо страхе. Не сомневаюсь, вы наверняка знаете кого-то, чей подход к жизни базируется на разделении на категории белое или черное, хорошо или плохо, да или нет, правильно или неправильно — и никаких возможностей для компромисса!

Как и ретикулярный, эмоциональный мозг предназначен быть абсолютно чутким и немедля отзываться на безотлагательное. Высокий, если не высший, приоритет эмоциональный мозг отдает проблеме выживания группы, семьи, племени. По этой причине лучшие функции эмоционального мозга раскрываются полностью, когда он работает вместе с членами всей группы и именно на благо своего "клана".

Важно понять, что до того как трансформационные изменения произошли в человеке, эмоциональный мозг должен быть уверен, что вся группа в безопасности. Даже сегодня существует ряд субкультур, в которых люди не из их круга считаются врагами. Если брать в меньшем масштабе, вы встречали кого-либо, кто абсолютно несгибаем в вопросе о своей точке зрения? У фашистов и прочих фанатиков прочно доминирует их эмоциональный мозг.

Когда вы коучируете себя или других, важно держать в голове крепкое, в пятьдесят миллионов лет длиной, сотрудничество между эмоциональным и ретикулярным мозгом. Почему это столь важно? Потому что эти накрепко связанные мозговые системы могут брать на себя контроль за всем телом, если чувствуют возможную опасность. Для ретикулярного мозга угроза может быть физической, для эмоционального — эмоциональной, такой, как потеря любви, страх неизведанного, опасность, угрожающая своим или же просто изменения, происходящие в жизни человека.

Представляли ли вы когда-то, что вам хотелось бы сделать, но через что вы еще не прошли? Возможно, вы твердо решили сбросить вес и купили определенную еду для того, чтобы строго придерживаться диеты. Но когда приходит время еды, вы обнаруживаете, что бессознательно, по старой Привычке, подъезжаете к фаст-фуду и выбираете жирную, высококалорийную, практически лишенную полезных веществ еду — такую, как картошка-фри, чизбургер или шоколадный коктейль. И это вместо того, чтобы остаться дома и приготовить полезную еду! Итог: ваш эмоциональный мозг отверг все изменения, к которым вы шли. Эмоциональный мозг сконцентрирован на моменте "сейчас", следит за ним и за желаниями, возникающими в данный момент, вписывая все в систему ваших привычек. Как вы теперь видите, эта система связи с ассоциативными воспоминаниями может вставать на пути любых изменений.

Как преодолеть привычки эмоционального мозга и добиться того, чего вы хотите? Вам надо узнать, как правильно использовать силы церебрального мозга.

Кора головного мозга

Чтобы быть сосредоточенным на будущем, выполнять планы и достигать целей, необходимо использовать возможность систем левого и правого полушария, формирующих кору головного мозга, смотреть вперед.

Этой визуальной системе мозга всего только два-два с половиной миллиона лет, что очень немного по сравнению с древней системой рептильного мозга, которой сто миллионов лет, или древней системой эмоционального мозга возрастом в пятьдесят миллионов лет. Кора головного мозга занимает большую часть мозгового пространства и имеет шестнадцать триллионов соединительных нейронов. Вы знаете, что в коре вашего головного мозга соединительных нейронов больше, чем звезд в видимой части вселенной, включая миллионы и миллионы галактик? Плюс к тому, с его скоростью и мощностью обработки данных, этот мозг в тысячу раз более гибок, чем "приверженный привычкам" эмоциональный мозг. Эти гибкость и мощность ориентируют нас на наглядное проектирование и наглядную логику.

Ключевая развивающая сторона церебрального мозга — наглядное планирование и систематическая визуализация или "видение больших мысленных образов". Передние доли коры головного мозга, благодаря их исключительному размеру и сложности структуры, могут использоваться для видения будущего — последовательное изображение возможных планов, сопоставление и отбраковка идей до тех пор, пока план не будет выработан. Это требует потрясающей визуальной силы мозга.

В отличие от эмоционального мозга, который связывается с воспоминаниями прошлого, церебральный мозг оперирует не ассоциируемыми образами, формируя изображение событий так, как если бы это происходило с кем-то еще, словно вы смотрите кино. Когда визуализация происходит в такой форме, эмоциональный компонент значительно снижается. Это не кажется нам до безумия реалистичным, и потому мы свободно изобретаем различные подходы к решению проблемы и пути, с помощью которых можно сделать лучший выбор, как если бы мы не просто смотрели кино, но и были бы режиссером собственного шоу!

Когда вы используете церебральный мозг для того, чтобы думать о событиях прошлого, ретикулярный и эмоциональный мозг реагируют воображаемыми ощущениями, будто это реально существует. Степень этой реакции зависит от того, как церебральный мозг представил событие. Ассоциируемая мысль вызывает к жизни физический отклик эмоционального мозга значительней, нежели неассоциируемая, потому что эмоциональный мозг, реагируя на знакомые образы, часто заставляет нас чувствовать, как это было. А церебральный мозг осматривает и показывает происшедшее.

Вдобавок, церебральный мозг также очень "кооперативен", визуализируя стратегические методы принятия решений сразу для основной группы самых важных проблем. Например, представьте себе доисторического человека, который пытается решить, работать ли вместе с другими ради выгоды всего племени. Вообразите себе ситуацию, где охотники занимаются делом вместе, чтобы снабдить поселение достаточным количеством еды на зиму. Как им работать вместе, чтобы достигнуть общей цели? Наиболее умелые охотники смогут представить и спланировать, как можно получить наибольшее количество еды с наименьшими усилиями. Предположим, вы возглавляете группу охотников, и вы заметили стадо оленей впереди. Как лидер вы должны представить разные планы действий и обдумать идеи. Например, "Надо ли бежать за оленями по холму?" Или "Поймаем их в ловушку в закрытом каньоне". Или "Может, нам загнать дичь к охотникам, которые ждут в засаде?" Как вожак вы должны будете спросить остальных: "Как вы думаете, какой план из этих сработает лучше?".

Или представьте, что вы охотник, столкнувшийся с буйволом, а из всего оружия у вас только топор. Сколько вариантов действий есть у вас, чтобы остаться в живых, а заодно и принести домой максимальное количество мяса? Те, кто способны оптимально использовать церебральный мозг с его богатыми возможностями визуализации, и дольше выживут, и преуспеют.

Передние доли коры головного мозга дают возможность эффективно мысленно представлять и исследовать действие, до того как вы вовлечены в него. Эта техника широко используется для совершенствования мастерства у музыкантов и спортсменов. Когда вы мысленно, при помощи неассоциируемых образов, изучаете решение стоящей перед вами задачи, выстраиваются и используются нейронные цепи, которые приводят к физическому развитию ваших навыков. Также мысленные исследования приводят к микродвижениям мускулов, которые должны активироваться, чтобы решать задачу, так что навык становится знакомым и до некоторой степени телом уже отработано выполнение задачи. Это показывает силу взаимоотношений между разумом и телом. Сила, с помощью которой вы создаете собственную реальность своим разумом. Как вы уже не единожды слышали, все происходит вначале в разуме и лишь потом — в реальности.

Несмотря на то что система коры головного мозга обширна, сильна, гибка и имеет возможность планировать и поддерживать вас в построении оптимально успешного будущего, важно осознавать, что только два-два с половиной миллиона лет она растет и эволюционирует, в то время как ретикулярный и эмоциональный мозг работают вместе вот уже пятьдесят миллионов лет. Это обозначает, что церебральный мозг является "аутсайдером" или, говоря иначе, "новеньким в районе" и он только частично объединен с ретикулярным и эмоциональным мозгом, которые действуют совместно пятьдесят миллионов лет. Над этим стоит подумать.

Развитие языковых систем

Вы знаете, что прошло только двести тысяч лет с момента начальных стадий развития языка и только пятьдесят тысяч лет назад стала развиваться система языков?

Церебральный мозг несет ответственность и за развитие языковых систем. Так же, как эмоциональный мозг использует разнообразие тоновых эмоциональных откликов, мозг церебральный создает возможность для функционирования комплексной когнитивной структуры, которая объединяет все способности как одного, так и другого мозга. По сравнению с другими способностями мозга, язык стал развиваться совсем недавно. Это значит, что язык выражает ограниченное количество проявлений визуальной силы нашего мозга. Язык обеспечивает лишь грубую "стенограмму", описывающую, о чем мы думаем, и зачастую оказывается слишком громоздким, когда мы пытаемся выразить наши глубинные мысли и чувства. Наши голоса намного медленнее мозга, мы попросту не успеваем общаться достаточно быстро, чтобы описывать то, что происходит у нас в голове, как не можем быть и сознательно осведомлены обо всем, что происходит и что решается каждым мозгом из трех в любой момент времени.

Сила визуализации: виртуальное путешествие по мозгу

Мне хотелось бы, чтобы вы подумали над тем, что визуализация — это путь увеличить понимание внутреннего существования каждой из трех мозговых систем. Язык — самая свежая конструкция, отображаемая нашим способным на визуализацию мозгом Церебральный мозг легко оперирует понятиями наглядности или мысленными образами, которые часто включают в себя слуховые аспекты, такие, как звуки, сопровождающие процесс визуализации. Между тем эмоциональный мозг привносит воспоминания из ассоциативной памяти подходящих запахов и вкусов и все те физические ощущения, которые были пережиты. Таким образом ваш мозг напоминает о том, что важно для вас.

Для более глубокого понимания мозга и его работы сейчас мы совершим наглядное путешествие по каждой из трех его составляющих и покажем, на что похоже оперирование только этим конкретным мозгом. Если вы хотите увеличить воздействие визуализации, попросите кого-нибудь прочитать вам это вслух. Так вы сможете расслабиться и с большей эффективностью использовать свое подсознание (далее обсуждено подробнее).

Путешествие по ретикулярному мозгу

Итак, глубоко вдохните и медленно выдохните. Сделайте еще один глубокий вдох. А теперь представьте, что вы и есть ваш ретикулярный "рептильный" мозг. Этот маленький мозг находится наверху позвоночного столба, глубоко внутри вашего черепа.

Давайте поиграем! Вообразите, что вы — мозговой центр осведомленности вашего тела. Вы можете представить себе панель управления со всеми видами одновременно! входящих сигналов, а самого себя — как контролера, который отслеживает их все, выявляя что угодно, что обозначает опасность.

Давайте представим один из моментов жизни, когда эти сигналы идут быстрым, непрекращающимся потоком, меняясь с каждым еле заметным вздрагиванием, с каждым движением тела. Будучи контролером, вы улавливаете эти сигналы, которые меняются каждый раз, когда вы сгибаете Руку в локте, и ушиб, давно еще полученный во время игры в теннис, вызывает боль. И вы видите и слышите, как разражается тревога, когда вы ударились большим пальцем ноги. Ох-х-х! Огоньки мигают на панели, тревога звенит, и за долю секунды вы должны решить: это опасность? Нет, всего лишь стукнулся пальцем. Поэтому, несмотря на то, что несчастный палец продолжает посылать сигнал на пульт управления — "Ой-ой-ой!" — вы, как тот, кто контролирует сигналы, отвечаете: "Да, я слышу, я знаю, что больно, но ничего страшного". И вы выключаете тревогу и снова продолжаете отслеживать поток непрестанно изменяющихся сигналов, вглядываясь, не промелькнет ли обозначающий реальную опасность. И после периода работы вхолостую вы могли бы подумать, что вам надоело, и вы позволите вниманию рассеяться — но нет. Вы все равно горбитесь над панелью, отслеживая и разбирая сигналы и оповещения об опасности, и готовы отреагировать в любую минуту.

И внезапно это происходит! Включается драматическая музыка! Сигнал приходит от руки, которая нечаянно коснулась железа: "Ай, горячо! Горячо! Очень горячо!" Звуки тревоги - и с нервами, заточенными прошлым происшествием, и в постоянной бдительности, вы бросаетесь действовать. Быстрее, чем мог бы увидеть глаз, вы щелкаете по выключателю, который моментально отбрасывает вашу руку назад, подальше от жара! Вот так! Вы сделали свою работу и снова спасли тело от опасности.

Теперь вы еще более бдительны и ожидаете, когда нагонит следом осознанная информация о происшедшем. И когда она окончательно настигнет, и тело выскажется: "Вау! Это было горячо", — вы вернетесь в нормальный ритм работы — тот же режим постоянной готовности, зная, что теперь разум уже осведомлен об опасности. И вы продолжаете в том же духе, сидя за пультом и следя за потоками информации, идущей от каждого нерва, от каждого ощущения. Вереница данных проходит через ваш пульт, миллионы кусочков информации, за которую несете ответственность вы один.

О да! Просто ужасающая ответственность. Вы увлеклись тем, что читали, но теперь можете вернуться к реальности, к вашему собственному осознанию окружающего.

Разве не было то, что вы вообразили себя своим ретикулярным мозгом, чем-то действительно интересным? Теперь, когда вы испытали, на что это похоже, как это звучит и выглядит, знание того, как работает ретикулярный мозг, стало частью вашего разума и доступно вам на уровне понимания, вместе со знанием, как переступаются пределы чтения простых слов на бумаге.

Путешествие по эмоциональному мозгу

Давайте начнем. Как насчет вашего эмоционального мозга? Глубоко вдохните. И еще раз. Теперь представьте, что вы небольшой мозг, который перчаткой оборачивает вашу ретикулярную систему. Просто представьте, что это такое — быть мозгом, укутывающим еще меньший мозг и, так сказать, держащим его в фокусе. Представляйте себе, как это все время быть начеку, приглядывая за своей семьей.

На что же это похоже — видеть вещи лишь белыми или черными? Если оперировать только двумя функциями "или-или" — вредно это для вашей семьи или нет? Каждое решение, которое вы принимаете, должно пройти через своеобразный фильтр: "Хорошо это для моей семьи или плохо? Да или нет?". И только представьте себе, что у вас есть ощущения, упорядоченные и упакованные ретикулярным мозгом уже в виде эмоций. У вас нет необходимости следить за пультом управления, за вас это делает ретикулярный мозг. Вы наблюдаете и выясняете эмоции тела и воспринимаете их как чувство злости, любви, гнева или радости.

Вы всегда находитесь в тесной связке с ретикулярным мозгом. Вы работаете вместе уже долгое время и хорошо друг друга знаете. На самом деле, вам нравятся те вещи, которые вы знаете наиболее хорошо. Вам нравится еда, которую готовила мама, когда вы были совсем маленьким. Она была привычна. Почти так же, как и семья. А семья — это важно. Потому привычное вам важно, как и семья, и стоит того, чтобы вы присматривали за ним и сохраняли, если близкому и привычному для вас угрожает опасность. Это включает в себя и привычное поведение, и вещи, которые вы когда-либо делали, и все то, что радовало вас.

Каждое решение, что должно быть принято, проходит через фильтр "Хорошо ли это для моей семьи? Не угрожает ли всему, что привычно мне?" И если угрожает, вы отвергаете такой выбор. Неважно, насколько грандиозным может быть это решение, и кто бы ни говорил о том, что это позволит сэкономить вам время или улучшит работу, решение останется прежним. Если кто-то подойдет к вам и скажет: "Эта баранина убьет тебя!" — такое Утверждение все равно вначале пройдет через фильтр. Если вы всегда ели баранину, и она привычна вам, вы и сейчас не станете менять ваши привычки. Когда эмоциональный мозг принимает решение, он основывает его на близком и привычном вам. Да или нет, близко ли и привычно ли? Если ответ да — решение принимается, нет — оно отметается! Это происходит потому, что у вас нет сведений о самом фильтре. Вы внутри него. Более того, система осознания, как и ретикулярная, всегда основана на нынешнем моменте — сейчас, сейчас и еще раз сейчас. Даже близкие воспоминания прошлого включаются в систему, как другой вариант "сейчас".

Все время вы следите за угрозами вашему эмоциональному состоянию. Угрожает ли предлагаемая модель поведения или влияние извне вашему ощущению собственной личности? Или вашему благополучию? Или ощущению связанности и слитности вашей семьи? Или вашему чувству единообразия? Каждое потенциальное взаимодействие проходит через фильтр. Просто представьте этот фильтр перед собой, как большой экран. Только те факты, которые вы принимаете, проходят через проверку фильтра: Хорошо ли это для семьи? Привычно ли? Да или нет? К чему это приведет, к положительному или отрицательному результату? И что я чувствую сейчас по этому поводу?

Хорошо, теперь вновь осознаем, что происходит на самом деле, и вернемся к реальности. Мы побывали на неплохой экскурсии, не правда ли? Теперь вы знаете на глубоком, даже интуитивном, уровне, как работает эмоциональный мозг.

Путешествие по церебральному мозгу

Давайте взглянем на церебральную кору головного мозга. Большое название — для большого мозга. Только представьте, как складка за складкой серое вещество мозга заворачивается и заполняет череп. И внутри этого кроется колоссальная способность видения. Так, как если бы, внутри этих складок, вы могли бы молниеносно перемещаться из одного места в другое и в то же время оставаться там, где вы есть. Только вообразите себе, как делал и Эйнштейн, что вы путешествуете на луче света, со скоростью света, во все уголки вселенной! Представьте себе, что вы часы, а ваши руки, как стрелки, отстукивают деления. Представьте, что вы в круизе по Карибам. Представьте, что вы путешествуете по Аляске. Что вы предпочтете? Ваш церебральный мозг интересуется у эмоционального: "Что ты думаешь о круизе по Карибам?". И эмоциональный мозг вызывает в воображении эмоциональный отклик. Что он чувствует по поводу этой идеи? Ответом могут быть ассоциации с пауками или с теплой водой — с чем угодно другом, что основывается на опыте эмоционального мозга, который он испытал в понятиях безопасности и привычности или же наоборот. Этот процесс обработки данных редко бывает доступен на уровне сознания.

Представьте пласт раскаленных углей перед вами. Представьте, что вы решаете пройти по ним босиком, как делают некоторые люди. Как только вы примете это решение, эмоциональный мозг перекрывает ваше видение собственным страхом. "Мне плевать, что другие делали это! Будет больно! Я боюсь!" — кричит он. Или ретикулярный мозг заявит: "Ни в коем случае! Ты обожешься!" При таких обстоятельствах вы не сможете пройти по горящим углям, не обжегшись, даже если вы заставите себя сделать это. Но если все три мозга сходятся в одном решении, вы сможете сделать это и остаться в безопасности. Такова их сила, когда они работают вместе.

А теперь только вообразите, сколько сил вам потребуется, чтобы оставаться на диете, зарабатывать больше, чем сейчас, и достигать в жизни то, к чему вы стремитесь, если три ваших мозга совмещаются в одну структуру и всегда работают вместе. Ретикулярный указывает вам на способы, как остаться целым и невредимым. Эмоциональный — обеспечивает эмоциональную поддержку. Церебральный же — проектирует ваше видение.

Когда все три работают в согласии, успех вероятен. Без их совмещения успех крайне затруднителен. Представьте, что каждый из них борется за контроль над телом. Какой победит? Эмоциональный мозг попытается захватить власть над логическим планированием церебрального. Ретикулярный мозг жаждет, чтобы физическая безопасность господствовала над эмоциями. Только вообразите хаос, который воцарится, если для каждого из трех будет желателен свой исход дела! Нарисуйте себе эту картинку: как каждый мозг пытается захватить контроль над телом в обход остальных. Возможно ли сохранять выдержку и стойкость в такой ситуации?

Все полезные изменения, так или иначе, приводят к развитию навыков управления собственным мозгом, своей мозговой системой, и действенные преобразующие беседы позволяют нам проделывать это с увеличенной скоростью, так чтобы мы сами могли управлять нашими планами в этом мире.

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ (REPTILIA)

Форма тела рептилий ящерообразная, змеевидная или плоская и широкая (черепахи). Кожные покровы сверху ороговевают, вследствие чего образуются щитки, чешуи, шиты и когти. Для воды и газов кожа непроницаема и в связи с этим почти лишена желез.

В позвоночнике формируется шейный отдел, обеспечивающий подвижность головы. Череп имеет затылочный мыщелок, височные ямы и ограничивающие их височные дуги. Конечности типичны для наземных позвоночных. Дыхание только легочное, причем есть трахея и бронхи. Сердце трехкамерное. Почки метанефрические (тазовые). Головной мозг увеличен за счет полушарий и мозжечка. Обитают в различных биотопах, главным образом в теплых и умеренных широтах. Температура тела непостоянная.

Современные пресмыкающиеся являются остатками господствовавших в прошлом классов. Ныне живущих отрядов — 4, ископаемых — 13 (рис. 93).

Пресмыкающиеся произошли во второй половине каменноугольного периода от более сложных древних земноводных,

близких к стегоцефалам. В процессе последующей длительной эволюции они стали настоящими наземными животными, приспособленными к более активному, чем амфибии, образу жизни в различных частях суши, часто в очень засушливых условиях, к размножению и эмбриональному развитию вне водоемов. К современным рептилиям относятся ящерицы, змеи, крокодилы и черепахи (рис. 94).

Общая характеристика

Благодаря появлению шеи у рептилий голова подвижно сочленена с туловищем и может совершать движения не только, как у амфибий, в вертикальном направлении, но и в горизонтальном.

Туловище удлиненное (только у черепах широкое), довольно гибкое; хвост у подавляющего большинства видов длинный, способный к разнообразным движениям; ноги сильно развиты (у некоторых видов ящериц и у всех змей ноги редуцированы в связи с переходом к другому активному способу передвижения). Величина тела в среднем значительно больше, чем у амфибий, а некоторые виды достигают огромных размеров.

Покровы . Кожа покрыта роговыми прочными и в то же время легкими чешуями эктодермального происхождения, которые защищают тело не только от механических повреждений, но и от высыхания. Ороговевший слой кожи периодически сбрасывается во время линьки. У черепах и крокодилов в мезенхим ном слое кожи развиваются окостенения, у остальных рептилий они отсутствуют. Черепахи хорошо защищены от врагов панцирями. Кожа современных рептилий в отличие от земноводных сухая, лишенная желез.

1 — степная агама; 2 — ушастая крупоголовка; 3 — желтопузик; 4 — степной геккон; 5 — серый варан; 6 — хамелеон

Окраска наружных покровов разнообразна и у многих видов имеет защитное значение, так как благодаря ей животные малозаметны на фоне окружающей среды.

Нервная система . В связи с более подвижным и сложным образом жизни нервная система рептилий развита лучше, чем у амфибий (рис 95). Передний мозг значительно больших размеров, чем у последних (в особенности за счет увеличения полосатых тел), на поверхности полушарий появляются нервные клетки — зачаток коры головного мозга. Поэтому у рептилий быстрее

1 — полушарие переднего мозга, 2 — обонятельная доля, 3 — промежуточный мозг, 4 — гипофиз, 5 средний мозг, 6 — перекрест зрительных нервов (хиазма), 7 — мозжечок, 8 — спинной мозг

устанавливаются новые связи с внешней средой, чем у их предков. Возрастает роль этого отдела головного мозга как координатора жизнедеятельности всего организма. Усложняется строение промежуточного и среднего мозга, усиливается их связь с передним мозгом и другими отделами центральной нервной системы. Мозжечок в связи с усложнением способов передвижения и необходимостью сохранять равновесие тела развит заметно лучше, чем у земноводных. Увеличился и продолговатый мозг, который образует характерный для рептилий вертикальный изгиб. Спинной мозг длинный; строение его усложнилось. Это выразилось в более резком отделении наружного слоя (белого, т. е. проводящих путей) от внутреннего (серого, т. е. нервных клеток) слоя.

Из органов чувств у рептилий (за исключением змей и некоторых других видов) лучше, чем у амфибий, развиты глаза: они более подвижны. Приспособление их к видению на разных расстояниях (у многих видов на довольно больших) обеспечивается не только, как у рыб и амфибий, перемещением хрусталика, но и, как у высших позвоночных, путем изменения его кривизны. Кроме век имеется мигательная перепонка. У ряда видов есть теменной орган, связанный с промежуточным мозгом и способный к восприятию световых раздражений. Некоторые прогрессивные изменения произошли в органе слуха: немного увеличился нижний мешочек; слуховая косточка лучше передает колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо; кроме овального окошечка появилось второе окошечко — круглое, что увеличивает подвижность экзолимфы, окружающей лабиринт; барабанная перепонка расположена не на поверхности головы, а в небольшом углублении. Органы обоняния развиты довольно хорошо, внутренняя поверхность их увеличилась. Органы вкуса у большинства видов развиты слабо. В осязании большую роль играет язык.

Скелет . Он почти полностью окостенел благодаря замене грубой волокнистой костной ткани, характерной для земноводных, тонкой волокнистой, его прочность возросла, опорная и защитная функции улучшились (рис. 96). Череп увеличился; вместимость мозгового отдела стала большей, чем у амфибий. Боковая

1 — ключица; 2 — лопатка; 3 — плечо; 4 — лучевая кость; 5 — локтевая кость; 6 — запястье; 7 — пястье; 8 — фаланги пальцев; 9 — ребра; 10 — таз; 11 — бедро; 12 — большая берцовая кость; 13 — малая берцовая кость; 14 — предплюсна; 15 — плюсна; 16 — хвостовые позвонки

поверхность черепа у древних рептилий была сплошной, позднее в ней появились височные ямы — одна или две, что уменьшило его массу и увеличило поверхность для прикрепления жевательных мышц. Нижние челюсти, как и у амфибий, подвешены к мозговому отделу черепа при помощи квадратной кости и тоже состоят из нескольких костей (зубной, сочленовной и др.).

Тело первого позвонка (атланта ) приросло в виде зубца к телу второго позвонка (эпистрофея ). Кольцевидный атлант получил возможность вращаться вокруг зубца эпистрофея, благодаря чему стали возможны и повороты головы, а это имело большое значение для добывания пищи (в основном других животных) и для защиты от врагов. Атлант соединен с затылочным отделом черепа с помощью одного мыщелка, что также способствует увеличению подвижности головы. Позвоночный столб разделяется на пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Позвонки грудного отдела соединяются с грудиной хорошо развитыми ребрами, вследствие чего образуется грудная клетка, отсутствующая у амфибий. От поясничных позвонков отходят укороченные ребра, не доходящие до грудины. Крестцовых позвонков два (у амфибий один). В хвостовом отделе (за исключением черепах) позвонков много.

Кости ног лучше развиты, и они более прочные, чем у земноводных. Между костями запястья и предплюсны имеются подвижные суставы. Поэтому предплечье и проксимальный ряд запястья, а также голень и проксимальный ряд предплюсны функционируют как целостные образования. Особо нужно отметить усиление поясов конечностей: плечевого — благодаря его соединениям с

грудиной и грудным отделом позвоночника, тазового — вследствие того, что он опирается на два крестцовых позвонка и обе его половины образуют два сращения — седалищное и лонное.

Мышечная система . Она подверглась дифференциации, развились новые группы мышц, от которых зависят повороты головы, движения возникшей у рептилий шеи, расширение и сужение грудной клетки и др. Значительно увеличилась мускулатура ног, развились сгибатели и разгибатели пальцев. Масса и сила всей системы возросли.

Пищеварительная система . Она более дифференцирована, чем у земноводных (рис. 97). Зубы в основном сосредоточены на челюстях, количество их велико, но они однотипны и служат преимущественно для захвата добычи. Слюнные железы лучше развиты, чем у амфибий (у ряда видов выделения этих желез ядовиты). У рептилий начинается процесс образования твердого нёба, которое особенно развито у крокодилов. Благодаря образованию твердого нёба ротовая полость отделяется от носоглоточной, что облегчает как дыхание, так и поглощение пищи. Хорошо развиты (особенно у хищников, поедающих позвоночных животных) глотка, пищевод и желудок. Печень (с желчным пузырем) и поджелудочная железа более совершенны, чем у земноводных. Тонкая кишка значительно удлинена, толстая кишка короткая и заканчивается клоакой. Современные пресмыкающиеся питаются преимущественно животными, число растительноядных видов незначительно.

Дыхательная система . Органами дыхания у рептилий служат легкие (см. рис. 97), так как их кожа непригодна для газообмена; слизистая оболочка ротовой полости, играющая значительную роль в дыхании земноводных, используется для выполнения этой функции немногими видами пресмыкающихся. По этой причине и особенно в связи с возросшей активностью рептилий по сравнению с амфибиями строение легких и дыхательных путей усложнилось. Легкие представляют собой органы большей величины и глубже расположены в грудной полости, чем у земноводных. Внутренняя поверхность их значительно возросла благодаря развитию на ней множества перекладин с более густой сетью кровеносных сосудов. Воздух поступает в легкие, пройдя через хоаны, глотку, гортань, длинную трахею, просвет которой поддерживается хрящевыми кольцами. Во время прохождения через трахею воздух очищается от пыли, температура его приближается к температуре тела. У амфибий трахея была в зачаточном состоянии. Задний конец трахеи разделяется на два бронха, в стенках которых тоже имеются хрящевые кольца. Осуществление вдоха и выдоха происходит более эффективно, чем у амфибий, благодаря развитию у рептилий грудной клетки, объем которой увеличивается при


Рис. 97. Внутренние органы ящерицы, А — самец; Б — самка:

1 — внешняя и 2 — внутренняя яремные вены; 3 — левая и 4 — правая сонные артерии; 5 — левая и 6 — правая дуги аорты; 7 — правое и 8 — левое предсердия; 9 — желудочек сердца; 10 — левая подключичная артерия; 11 — легкое; 12 — печень; 13 желчный пузырь; 14 — желудок; 15 — поджелудочная железа; 16 — двенадцатиперстная кишка; 17 — толстая кишка; 18 — прямая кишка; 19 — почка; 20 — спинная аорта; 21 — выносящие вены почек; 22 — мочевой пузырь; 23 — придаток семенника; 24 — семенник; 25 — семяпровод; 26 — яичник; 27 — яйцепровод

вдохе и уменьшается при выдохе. Такой же механизм сохранился у высших позвоночных — птиц и млекопитающих.

Кровеносная система . Сердце, как и у амфибий, трехкамерное, но в желудочке снизу появляется зачаток перегородки. У крокодилов она уже полная, и сердце у них становится четырехкамерным (два предсердия и два желудочка).

Следовательно, у пресмыкающихся усиливается разделение венозного и артериального токов крови, но полной изоляции обоих токов еще нет даже у крокодилов, как это видно из нижеследующего описания (рис. 98). В левое предсердие поступает артериальная кровь — она идет из легких. В правое предсердие поступает венозная кровь — она собирается из всех частей тела. Далее кровь из обоих предсердий поступает в желудочек: в правую его половину — венозная, в левую — артериальная. Благодаря наличию перегородки, хотя и неполной, кровь в желудочке меньше смешивается, чем у земноводных. Артериального конуса нет, и главные артериальные стволы отходят непосредственно от сердца.

От правой стороны желудочка отходят легочные артерии (бывшая четвертая пара жаберных артерий), несущие в легкие венозную кровь. Бывшая третья пара жаберных сосудов атрофировалась. Вторая пара сосудов состоит из двух дуг аорты: правая дуга начинается от левой части желудочка и несет артериальную кровь, левая дуга начинается от правой части желудочка (но ближе к левой его части) и несет смешанную кровь. От правой дуги аорты отходят сонные артерии (бывшая первая пара жаберных сосудов), идущие к голове. Они снабжают мозг, особенно чувствительный к недостатку кислорода, артериальной кровью. Обе дуги аорты соединяются в аорту, которая разветвляется на множество артерий. Таким образом,

организм пресмыкающегося в основном снабжается смешанной кровью, но она насыщена большим количеством кислорода, чем у земноводных, что способствует более интенсивному обмену веществ.

Выделительная система . Она сильно изменилась в связи с усилением интенсивности обмена веществ рептилий, что привело к увеличению количества продуктов диссимиляции, и полным приспособлением их к наземному образу жизни, вследствие чего возникла необходимость более экономно использовать поступающую в организм воду. Поэтому у рептилий развились более сложные органы выделения, названные тазовыми или вторичными почками (метанефрос ). Все канальцы этих почек не имеют воронок и начинаются боуменовыми капсулами, окружающими мальпигиевы тельца с увеличенным количеством капилляров. Канальцы тазовых почек очень длинные и густо оплетены капиллярами. В боуменовых капсулах из просочившихся туда из мальпигиевых телец растворенных в воде продуктов диссимиляции и некоторых органических веществ (например, глюкозы) образуется первичная моча. Последняя во время прохождения через длинные почечные канальцы отдает обратно в кровь через оплетающие их стенки капилляры значительную часть воды и другие вещества, необходимые для организма. Образовавшаяся после этого вторичная моча выходит не через вольфовы каналы, а через заново развившиеся мочеточники в клоаку и накапливается в мочевом пузыре. Процессы образования первичной и вторичной мочи совершаются и в туловищных почках, но с возвратом меньшего количества воды в кровь. Первичноводные же позвоночные, в особенности земноводные, кожа которых голая, часто страдают от избытка воды, а не от ее недостатка. Следует также отметить, что у рептилий конечным продуктом разложения белков является мочевая кислота, на выведение которой из организма с мочой затрачивается мало воды. У земноводных и у ряда других первичноводных позвоночных разложение белков приводит к образованию мочевины, на удаление которой воды требуется много.

У эмбрионов рептилий есть зачаток головной почки и развитая туловищная почка, которая функционирует у взрослых особей (у ряда видов ящериц) до наступления половой зрелости. Эти факты подтверждают преемственность трех видов почек в течение эволюции позвоночных.

Размножение . В состав мужской половой системы рептилий входят два семенника округлой формы, лежащие по бокам поясничного отдела позвоночника, два придатка семенников, образовавшиеся из передних участков туловищных почек, два семяпровода (вольфовы каналы) и совокупительные органы, развившиеся из стенки клоаки. Женская половая система состоит из двух

яичников, сильно разрастающихся в период размножения, и двух яйцеводов (мюллеровых каналов), впадающих в клоаку. Оплодотворение только внутреннее. Семя вводится самцами в клоаку самки при помощи совокупительных органов. Созревшие яйцеклетки, содержащие много желтка, попадают в воронки яйцеводов. Соединение женских и мужских гамет происходит в верхней части яйцеводов, куда проникают после полового акта сперматозоиды. Зиготы, продвигаясь по яйцеводам, в средней части последних окружаются белковой оболочкой, а в задней покрываются скорлупой.

У некоторых видов ящериц и змей наблюдается партеногенетическое размножение самок. Самцов у таких видов, как правило, нет.

Развитие . У рептилий развитие прямое; личинок у рептилий нет. Оплодотворенные яйца пресмыкающиеся обычно откладывают в почву, а некоторые виды — под гниющие растительные остатки. У ряда видов развитие зигот совершается в половых путях самки и сразу после выхода развившихся яиц наружу из них вылупляются сформированные животные, т. е. для таких видов характерно яйце живорождение . У немногих видов наблюдается настоящее живорождение: сосуды желточного мешка тесно соединяются с сосудами яйцевода, и эмбрион получает значительную часть питательных веществ из организма матери. Яйцеживорождение чаще наблюдается у видов, распространенных в северных и горных районах. Очевидно, Яйцеживорождение является защитой развивающихся зародышей от охлаждения и других неблагоприятных условий. Нет ни одного вида рептилий, у которого яйца развиваются в воде. Даже у рептилий, проводящих большую часть жизни в воде (все крокодилы, многие черепахи, некоторые змеи), откладка яиц и их развитие совершаются только на суше. Морские змеи, никогда не покидающие воду, относятся к живородящим.

Яйца и зародыши рептилий обладают рядом приспособлений для развития на суше. Во-первых, яйца покрыты скорлупой и другими оболочками, которые защищают их от высыхания и повреждений. Во-вторых, у зародышей развиваются особые зародышевые оболочки (серозная, амнион и аллантоис), которые имеют большое значение для обеспечения эмбрионального развития животных на суше. Серозная оболочка и амнион развиваются из одной и той же двойной складки тела зародыша, происходящей из эктодермы и мезодермы. Эта складка появляется с двух противоположных сторон в виде зачатков, которые растут навстречу друг другу и смыкаются над зародышем. Наружная часть складки превращается в серозу (ее наружный слой эктодермальный, внутренний — мезодермальный), а внутренняя — в амнион (его наружный слой мезодермальный, внутренний — эктодермальный). Полость, образуемая амнионом, наполнена водянистой жидкостью, благодаря чему развитие происходит во влажной среде, и

зародыш защищен от высыхания и последствий различных сотрясений, особенно опасных в условиях воздушной среды.

Происхождение . Первые рептилии, возникшие во второй половине каменноугольного периода, обитали во влажных биотопах суши и, вероятно, размножались и развивались в воде. К этому времени суша уже была заселена низшими наземными растениями, различными беспозвоночными, начиналось завоевание воздуха насекомыми. Рептилии, которые могли удаляться на ббльшие расстояния, чем амфибии, от водоемов, имели в изобилии пищу и не встречали серьезных врагов. В конце каменноугольного периода и неоднократно в течение пермского периода климат становился более засушливым, что вызывало гибель многих амфибий и, наоборот, содействовало прогрессивному развитию и более широкому распространению на суше рептилий. Спустя некоторое время они перешли к размножению и развитию вне водоемов, сначала в более влажных наземных биотопах, а потом в более сухих местах. В течение мезозойской эры они распространились по всему земному шару и возникло много различных групп. Наряду с хищниками было много растительноядных видов, появились рептилии, приспособленные к полету, и рептилии, обитающие в морях. Величина их тела была различна, но большинство были крупными животными, а некоторые имели гигантские размеры — до 20 м и более в длину. Климат на протяжении почти всей мезозойской эры был теплым, очень благоприятным для этих животных, не имеющих достаточно высокой постоянной температуры тела и теряющих свою активность при охлаждении окружающей среды.

В конце мезозойской эры на земном шаре происходили мощные горообразовательные процессы, сопровождающиеся резким изменением условий существования (температуры, влажности и др.). Это повлекло за собой массовое вымирание мезозойских рептилий, не выдержавших борьбу за существование в таких тяжелых для них абиотических условиях среды, осложненную соревнованием с млекопитающими и птицами. Тогда же возникли и стали многочисленными в течение кайнозойской эры новые группы пресмыкающихся — ящерицы и произошедшие от них змеи. Из старых же групп сохранились лишь один очень примитивный вид первоящеров, небольшое количество крокодилов и черепах. Современные рептилии распространены преимущественно в теплых странах, особенно в субтропических и тропических, в странах с умеренным климатом их мало, на далеком севере они отсутствуют.

Систематический обзор

В мировой фауне насчитывается около 6600 видов рептилий: клювоголовых — 1, черепах — 230, крокодилов — 22, ящериц — около 3900, змей — около 2500. По численности видов рептилии

стоят среди наземных позвоночных на втором месте, уступая только птицам. Сохранилось 3 современных подкласса и всего 4 отряда пресмыкающихся.