Как ставится диагноз шизофрения. Диагноз шизофрения: кто ставит. Исследования иммунной системы

За последние десятилетия медицина обогатилась специальными методами лабораторных исследований, позволяющими выявлять патологические изменения в различных системах организма, однако при диагностике психических расстройств лабораторные данные по-прежнему чаще всего играют лишь вспомогательную роль. В настоящее время, как и ранее, основным является клинический (описательный) метод диагностики.

Шизоаффективный психоз: определения и заболеваемость. Работы Крепелина. 4 тома: ранняя деменция; Ранняя деменция; Парафрения, маниакально-депрессивный психоз; Клинические уроки паранойи. Ранняя деменция и парафрения. Логика научного открытия. Новые методы нейровизуализации в психиатрии: каков потенциал применения в клинической практике?

С появлением новых методов нейровизуализации многочисленные исследования способствовали пониманию структур мозга и функционирования, связанных с патофизиологией нейропсихиатрических расстройств. 1-3. Эти события ожидают, что нейровизуализация может также быть полезной в психиатрической клинической практике, чтобы помочь в диагностике и наблюдении за пациентом, а также в оценке прогноза и т.д.

Клинический метод

Цель клинического метода - выявление психических феноменов, имеющих отношение к возникновению, течению и проявлениям психического заболевания.

Описывая психическую жизнь больного, врач пытается выделить типичные признаки заболевания и индивидуальные особенности его проявления у конкретного больного. К сожалению, результаты клинического обследования обладают большой долей субъективизма и во многом зависят от личного опыта и таланта врача. Практика показывает, что использование жестких схем лишь повышает формальность, поверхностность беседы. Вместе с тем существуют общие положения, следуя которым врач в большей мере может рассчитывать на получение объективной информации о больном и его недуге.

Если существуют практические применения для нейровизуализации в дифференциальной диагностике заболеваний с четко выраженной церебральной патологией, то нельзя сказать и о психических расстройствах, которые были классифицированы как «функциональные», такие как шизофрения, основное депрессивное расстройство, обсессивное расстройство компульсивное расстройство среди других. 2, 8 Несмотря на несомненное влияние результатов, представленных в литературе в этой области, результаты исследования почти всегда являются результатом статистических сравнений средних измерений мозга между группами пациентов и нормальным контролем.

Клиническое исследование включает в себя осмотр, наблюдение и сбор анамнестических сведений.

Опрос больного и наблюдение

Вопреки представлениям обывателей о сложности ведения логически построенной беседы с душевнобольным, следует подчеркнуть, что именно разговор с пациентом дает наиболее важную информацию для постановки диагноза. Существует целый ряд симптомов, которые не могут быть выявлены иначе как при личной беседе с пациентом.

Уже при индивидуальном осмотре изображений любой модальности аномалии обнаруживаются только у части пациентов и со значительной изменчивостью относительно природы и расположения мозга. 3 Ввиду этой неоднородности, нейровизуализация еще не предоставила единого вывода, который обладает достаточной чувствительностью и специфичностью до момента установления окончательной связи с клиниками посредством практических диагностических применений. 2.

С другой стороны, совершенствование оборудования для приобретения изображений мозга и методов анализа данных ускорилось, и остается открытым возможность того, что в будущем эти разработки могут привести к большей диагностической применимости для методов нейровизуализации в психиатрической практике.

Опрос больного, как правило, проводят отдельно от родственников. Нередко беседу начинают, сразу выясняя цель посещения (если больной обратился к психиатру по своей инициативе), но в большинстве случаев уместнее сначала задать несколько вопросов ознакомительного характера - о возрасте, профессии, семье больного. Это снимает у него чувство тревоги и неудобства, а врачу позволяет сформировать соответствующий уровню больного план беседы. Часто, уже излагая жалобы, пациент может описать важнейшие симптомы заболевания, однако при отсутствии критики он отрицает наличие болезни и настаивает на своем полном благополучии. Бывает и так: пациент настолько увлечен какими-либо болезненными идеями, что не может говорить ни о чем ином и возвращается вновь к интересующей его теме, несмотря на попытку врача перевести разговор в нужное русло. Поэтому следует настойчиво удерживать инициативу в беседе. Если больной испытывает страх или недоверие к врачу, он бывает чрезвычайно осторожен и скрытен. В этом случае особенно важно расположить его к себе, попытаться снять напряжение спокойной, доверительной речью.

Новые методы анализа изображений мозга: есть ли потенциал для диагностических приложений? Среди наиболее интересных разработок - методы автоматического анализа изображений, которые позволяют количественно определять отклонения в радиологических экзаменах на уровне воксела. Множественные сравнения, проведенные во всем объеме мозга, в конечном итоге представляют собой статистическую карту мозга, которая содержит значение статистического теста для каждого воксела и его местоположения в мозге.

Новые методы магнитного резонанса. Эти исследования, а также другие, использующие новые методы, которые становятся все более доступными, будут иметь фундаментальное значение для оценки того, будет ли в будущем возможным расширение сферы практического применения методов нейровизуализации в клинической практике в психиатрии.

Важно с самого начала уважительно обращаться к посетителю, называя его по имени и отчеству. В последующих беседах обращение к больному по его просьбе может стать менее формальным, но и тогда следует сохранять определенную дистанцию, не допуская фамильярности.

Всегда полезнее выслушать мнение пациента, чем спорить с ним или указывать на противоречия в его высказываниях. Важно стараться снять негативный оттенок с любого задаваемого вопроса. Например, вопрос «Вы злопамятны?» лучше заменить более мягким: «Насколько вы чувствительны к обиде и несправедливости?». Нередко многословный человек вдруг замолкает после очередного вопроса - это может указывать на особую эмоциональную значимость затронутой темы. Если больной уклоняется от дальнейшего обсуждения, не следует настаивать, но нужно обязательно запомнить вопрос, чтобы по возможности поднять его в дальнейших беседах, когда удастся достигнуть большей доверительности между врачом и больным.

Клиническое применение нейровизуализации в психиатрии. Нейропсихиатрическая динамика: исследование психического заболевания с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии. Визуализация психических расстройств. Клиническая нейровизуализация в психиатрии.

Магнитный резонанс мозга при нейропсихиатрической системной красной волчанке. Сравнение функциональных изображений: оценка значительных изменений. Анализ воксельной мозговой перфузии при деменции и депрессии старости. Морфометрия на основе воксела - методы.

Когда пациент не проявляет инициативы, всегда возникает соблазн «подтолкнуть» его, подсказать ответ. Такие «подсказки» - серьезный недостаток в проведении беседы. Врач должен тщательно следить, чтобы в вопросах не было никаких намеков на предполагаемый ответ: равнодушный, апатичный больной может признавать у себя наличие любого расстройства, которое назовет врач, пациент с симуляцией по упомянутым в вопросах симптомам может понять, как ему следует отвечать, чтобы произвести впечатление психически нездорового. Нужно добиваться, чтобы больной описывал имеющиеся расстройства собственными словами: иногда сам набор выбранных им слов настолько характерен, что выражения больного записываются в историю болезни дословно.

Сопланарный стереотаксический атлас человеческого мозга. Синьорини М. Паулесу Э, Фристон К. Перани Д. Целлелуори А, Лучиньяни Г. и др. Проверка статистического параметрического картирования при оценке поражения головного мозга: исследование симуляции.

Исследование на вокселе региональных нарушений мозгового кровообращения при обсессивно-компульсивном расстройстве с использованием однофотонной эмиссионной компьютерной томографии. Новые технологии визуализации в оценке старения головного мозга и сосудистой деменции. Магнитно-резонансная томография коррелирует с депрессией в раннем и позднем начале болезни Альцгеймера.

Вопросы, касающиеся интеллектуального уровня человека, его памяти и способности ориентироваться в месте и времени, могут вызвать у него раздражение, ощущение «проверки», «экзамена». Неловкость в этой ситуации можно снять при правильной постановке вопросов. Можно сначала спросить больного, не стало ли в последнее время ему трудно размышлять.

Гиперинтензии белого вещества и поражения серого вещества у физически здоровых депрессивных субъектов. Подкорковое заболевание связано с плохим ответом на антидепрессанты? Неврологические, нейропсихологические и нейрорадиологические данные в поздней депрессии.

Тяжелые глубокие белые материальные повреждения и исход у пожилых пациентов с основным депрессивным расстройством: последующее исследование. Эрик Фомбонн, Ребекка Фюрер: Эпидемиология и психиатрия: вопросы метода. За последние двадцать лет психиатрическая эпидемиология значительно выросла. Для этого необходим методологический прогресс; среди них, определение случая, методы идентификации случая и поиск факторов риска. Для иллюстрации кратко описаны некоторые текущие знания о факторах риска при шизофрении и депрессии.

Неплохо уже в самом вопросе проявить уверенность в том, что больной легко справится с заданием («Вы ведь знаете, какое сегодня число?»), при этом следует обязательно добиться ответа на заданный вопрос, не пытаясь просто догадаться, что пациент сумеет сделать, а что нет. В целом, изучая психическое состояние человека, очень важно избегать попыток с помощью собственной интуиции понять его мысли. Врач, пытающийся догадаться, что имел в виду больной, скорее всего стремится приписать ему свои собственные мысли и логику.

После изучения ситуации в Франции рассматриваются некоторые общие мнения, которые препятствуют развитию эпидемиологических исследований. Выводы подчеркивают возможность и необходимость развития этого многодисциплинарного подхода в психиатрии. Эрик Фомбонн, Ребекка Фюрер: Эпидемиология и психиатрия: купеоны методо.

Эрик Фомбонн, Ребекка Фюрер: Эпидемиология и психиатрия: вопрос о методе. За последние двадцать лет психиатрическая эпидемиология быстро развивалась. Достигнуты важные методологические достижения. Среди них представлены вопросы определения случая и методы поиска случаев. Впоследствии кратко описаны результаты исследования факторов риска при шизофрении и депрессии. Выводы привлекают внимание к возможности и важности этого многодисциплинарного подхода к исследованиям в психиатрии.

Анализ сферы эмоций человека невозможен без внимательного наблюдения во время беседы за его мимикой, жестикуляцией и интонацией. Особенно важно отмечать расхождение между смыслом высказываний и внешним выражением эмоций. Так, если больной утверждает, что любит родителей, но говорит это монотонно и неэмоционально, то, вероятнее всего, в действительности он не испытывает к ним ярких чувств. Иногда выражение эмоций парадоксально по отношению к содержанию высказываний. То же самое можно сказать об анализе сферы воли и влечений. Часто больной декларирует свое стремление к какой-либо деятельности, хотя в действительности его не испытывает. В этом случае важно проанализировать конкретный результат деятельности в последнее время. Например, если больной утверждает: «Я очень люблю читать!», важно уточнить, какие книги он недавно прочитал. Нередко оказывается, что последняя книга была прочитана много лет назад.

Цель эпидемиологии - изучить распределение болезней среди населения, чтобы определить факторы, которые определяют или сопровождают их возникновение. В любой медицинской дисциплине существуют трудности в диагностическом процессе; в психиатрии они еще более многочисленны. Эпидемиология неинфекционных заболеваний за последние 30 лет значительно выросла, и первые крупные исследования в области психиатрии относятся к тому же периоду: исследование Холингсхеда и Редлиха о взаимоотношениях между социальным классом и психическими заболеваниями.

Полученные в процессе беседы сведения (возможность вступить в контакт с больным, нарушения ориентировки, внешний вид, манера речи и поведения при беседе, демонстрируемые больным расстройства восприятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоций и воли, поведение вне беседы с врачом, представления пациента о своем заболевании, наличие критики, высказываемые планы на будущее) заносятся в историю болезни в определенном порядке (см. приложение 1). Однако в беседе вопросы могут быть расположены более свободно и сначала можно обсудить то, что больше всего беспокоит больного. Важно, чтобы при изложении полученной информации в истории болезни врач стремился описать психические феномены, не обозначая их какими-либо медицинскими терминами, предоставляя читателю возможность при необходимости самостоятельно сформулировать заключение о сути наблюдаемых расстройств. Такой подход - единственно возможный способ избежать схематизма в анализе состояния, повысить объективность клинического метода, сопоставить впечатления о больном, полученные разными врачами в разные периоды болезни.

Для решения конкретных методологических проблем исследователям в этой области приходилось полагаться на другие отрасли социальных наук, в частности на психологию и социологию. Цель этой статьи - показать, что был достигнут прогресс в отношении некоторых ключевых концепций и методов. Чтобы представить конкретную иллюстрацию, мы представим эволюцию некоторых работ в двух конкретных применениях: шизофрении и депрессии.

Мы покажем, что трудности, с которыми приходится сталкиваться, особенно в отношении проблем измерения, неизбежны, являются общими для исследований и клиники, и что они могут быть решены. Эпидемиолог обычно занимается поиском этиологических факторов или факторов уязвимости к заболеваниям с помощью методов наблюдения. Одним из условий для того, чтобы эта деятельность была плодотворной, является то, что точное распознавание случаев возможно, поэтому мы решили проиллюстрировать развитие эпидемиологических исследований в психиатрии вокруг трех методологических трудностей: вопрос об определении «случаев», методы выявления «случаев» и, наконец, проблема поиска факторов риска.

Субъективный и объективный анамнез

При психиатрическом обследовании чрезвычайно большое внимание уделяется сбору анамнестических сведений. Только изучая анамнез больного, можно установить такие важные для диагноза данные, как время начала заболевания, характер его течения, наличие изменений в характере пациента за годы болезни. В этом смысле анамнез жизни больного так же важен, как и анамнез заболевания. Иногда события жизни настолько сплетены с патологическими проявлениями, что практически невозможно разделить анамнезы жизни и заболевания.

Индикаторы, обычно используемые в эпидемиологии, такие как распространенность и заболеваемость, требуют, чтобы можно было классифицировать каждого человека по дихотомической переменной. Этот подход сводится к тому, что он может отличать с достаточной точностью границу между нормальным и патологическим и ставит вопрос о справедливости используемых определений. Нет клинических критериев для проверки клинического суждения, например, обнаруженного в медицине. Одностороннее подтверждение, результаты дополнительных исследований, идентификация агентов или воздействие патогенных ситуаций, ответ на лечение, прогноз так же критерии, в которых формируются и изменяются знания о физических заболеваниях.

Предпочтительно описывать анамнез отдельно со слов больного (субъективный анамнез) и со слов его близких (объективный анамнез). При этом следует учитывать, что и тот и другой иногда содержат недостоверные сведения. Так, описывая свою жизнь, человек способен по-бредовому трактовать события далекого прошлого, из-за этого складывается впечатление, что заболевание началось намного раньше, чем это было в действительности. Больной может активно скрывать дискредитирующие его данные или просто плохо помнить реальную последовательность событий, происходивших во время расстройства сознания или после того, как у него нарушилась память. Родственники пациента также не всегда объективно оценивают его жизнь. Поскольку часто развитие заболевания происходит очень медленно, они могут неправильно определять время его начала, связывая его с периодом последнего обострения, не учитывая прошлых периодов дезадаптации. Иногда родственники по тем или иным соображениям скрывают некоторые события и поступки пациента или не придают им значения. Поэтому наиболее важным является сопоставление субъективного и объективного анамнезов для выявления противоречий между ними и установления реальной последовательности событий. С той же целью следует собрать анамнез от нескольких близких больному людей.

В психиатрии ситуация совершенно иная. Не имеет обычных дополнительных экзаменов, генетика и биология не предоставляют информацию, которая может информировать о принятии решений, лечение более отвратительно, чем целебное, и, наконец, помимо органических психических расстройств, никаких агентов Основными заболеваниями, такими как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз или инфантильный аутизм, остаются описательные клинические сущности, на которых мало определенности относительно их этиологии, лечения или эволюции.

В такой ситуации определение болезней может быть достигнуто только на основе консенсуса. Именно так были построены крупные известные нозографические системы, но полезность этих нозографий для эпидемиологических исследований вскоре была поставлена ​​под сомнение. Фактически, «болезненные сущности» этих систем, чтобы процитировать Крэпелина, чей трактат о психиатрических заболеваниях сыграл решающую роль, были описаны из наблюдения госпитализированных пациентов. В общей популяции они могут быть подходящими для описания целевых предметов, но не для ухода за больными, чьи симптоматические проявления считаются различающимися по количеству, продолжительности и тяжести, если не по самой своей природе.

Симуляция, аггравация и диссимуляция

В ежедневной практике врач-психиатр постоянно сталкивается с проблемой намеренного искажения клинической картины заболевания. Чаще всего это обусловлено диссимуляцией - намеренным сокрытием имеющихся расстройств, причинами которой, как правило, являются тревога и страх (боязнь госпитализации, страх, что заболевание дискредитирует больного в глазах окружающих, лишит его возможности продолжать любимую работу, нарушит отношения в семье). Поэтому наиболее правильная тактика при диссимуляции - психотерапевтическая беседа, в процессе которой врач старается показать, что действует только в интересах пациента, что не намерен нарушать врачебную тайну, что наличие психического расстройства не предполагает его неизлечимости и правильное лечение позволит сохранить социальный статус больного. В психиатрии само появление диссимуляции расценивается как довольно благоприятный симптом, поскольку предполагает, что пациент хотя бы частично сознает наличие у него психического расстройства. В этом смысле от диссимуляции следует отличать анозогнозию, при которой пациент не понимает, что болен, не видит необходимости в проводимом лечении. Анозогнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики (слабоумие, маниакальный синдром, бредовый психоз), в других - на особый склад личности больного (например, при алкоголизме) или на то, что он применяет механизмы психологической зашиты (см. раздел 1.1.4).

Но - и первые эпидемиологические исследования показали, что частота функциональных психических расстройств у населения составляет около 15%, из которых более половины испытуемых не получают никакого лечения, причем это рассмотрение только ослабляется немного для группы психозов. Определения случаев в этих ранних исследованиях, тем не менее, очень неточны, и ни один из критериев, используемых для установления диагноза, не определяется заранее. Это отсутствие заранее установленных правил для определения «случаев», Тем не менее, для опытных клиницистов, которые поставили диагноз, оказалось, что сходящиеся оценки показателей распространенности психоза все же были получены, тогда как оценка распространенности неврозов была непригодной, поскольку она варьировалась от одного исследования к другому.

При решении экспертных вопросов нередко приходится сталкиваться со случаями симуляции и аггравации. Симуляция- намеренная демонстрация признаков несуществующей болезни. Целями симуляции являются достижение определенной выгоды, стремление избежать наказания, получить освобождение от работы или службы в армии. Иногда симулянт пытается подготовить почву, чтобы уклониться от наказания в будущем (превентивная симуляция). Для опытного психиатра наличие четкой цели посетителя делает диагностику симуляции не столь сложной: расстройства проявляются только в связи с определенной ситуацией (перед призывом в армию, после предъявления обвинения в преступлении и т.п.); в анамнезе больного нет факторов, предрасполагающих к болезни. Значительно сложнее диагностика аггравации, когда намеренно усиливаются и демонстрируются признаки имеющегося в действительности расстройства. Обычно больной делает это в расчете на получение льгот, назначение ему более высокой группы инвалидности и т.п. Как правило, в этом случае для уточнения диагноза требуется длительное наблюдение. Большой интерес представляют сведения младшего и среднего медицинского персонала о поведении больного вне бесед с врачом. Обнаружение врачом случаев симуляции и аггравации ставит его перед вопросом, как поступать далее. В подобной ситуации не имеет смысла высказывать обвинения или требовать от больного признания: чаще всего это вызывает яростное сопротивление пациента. Правильнее дать человеку возможность сохранить самоуважение и предоставить ему «путь для отступления», показав, что дальнейшая демонстрация симптомов может повредить ему.

От симуляции и аггравации следует отличать непреднамеренное демонстративное поведение больных с истерическим характером. В этом случае симптомы возникают по механизму самовнушения, не могут быть прекращены усилием воли больного, не преследуют никакой другой цели, кроме стремления обратить на себя внимание. Повышенная аффектация, театральный наигранный характер поведения вызывают у наблюдателей ощущение неестественности, нередко усиливают дезадаптацию больных.

Стандартизованные глоссарии симптомов и шкалы

У неспециалистов может сложиться впечатление ненадежности клинического метода, поскольку заключение врача основывается только на субъективной оценке поведения больного. Это впечатление по большей части неверно, поскольку существует общее для всех психиатров представление о сути важнейших симптомов и синдромов психических расстройств, характеризующихся, помимо прочего, вполне определенной динамикой (течением). Однако при проведении статистических, научных (особенно эпидемиологических и психофармакологических) исследований нередко требуется более строгая (по возможности количественная) оценка состояния больного, получаемая с помощью стандартизованных оценочных шкал, опросников и глоссариев. Такие инструменты были созданы как для оценки отдельных сфер психики (например, шкалы Гамильтона и Цунга для измерения выраженности депрессии), так и для описания психического состояния в целом. Примером подобных инструментов являются распространенные в США шкалы PSE - Present State Examination [Винг Дж.К., 1977], SADS - Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia, используемый в Европе AMDP - Arbeitsgemeinschaft fur Metodiic und Dokumentation in der Psychiatrie (1965), созданная в России «Оценочная шкала основных клинико-психопатологических характеристик» [Кабанов М.М., 1983] (Последние годы ученые чаще используют менее трудоемкие сокращенные структурированные шкалы (например, PANS и BPRS).). В большинстве из них не только указаны названия симптомов, но и дается точная их характеристика, исключающая двойное толкование, приводятся количественные критерии. С учетом тех же принципов был разработан раздел V (Психиатрия) в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), в соответствии с которой психические расстройства обозначаются буквенно-цифровым кодом (до 5 знаков). Принципы МКБ-10 изложены в главе 14.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Общей целью психиатрической диагностики является выявле­ние нарушений психики, поэтому особое внимание уделяется патологическим проявлениям и их классификации. Психиатр скло­нен оценивать каждого индивида как потенциального пациента, психиатрического больного. Однако чтобы иметь право называть человека психически больным и ставить определенный диагноз, врач должен проследовать ряд ступеней. Психиатры используют несколько диагностических методов, которые дополняют друг друга и помогают разделить нормы от патологии. Основополагающая дилемма психического здоровья или болезни при этом становит­ся наиболее актуальной. Нередко непрофессионалу бывает трудно отличить здорового человека от больного. Например, человека, страдающего депрессией, от слегка меланхоличного, задумчиво­го человека; притупление эмоций при шизофрении от сдержан­ного и уравновешенного характера; гипоманиакальные состояния от живости, неутомимости энергичного человека; снижение интеллекта от глупости или недостатка образования; человека с бре­дом ревности от ревнивого человека.

Для врача клиническая диагностика является главным прин­ципом, она определяет дальнейшее лечение - терапию. В то же время торопиться с установлением патологии не следует, прини­мая во внимание весь комплекс факторов, влияющих на индиви­да, в частности негативное воздействие среды, недостаточное раз­витие форм психиатрической помощи, негативное отношение общества к психически больному.

Важнейшим методом психиатрического обследования являет­ся опрос или психиатрическая беседа с пациентом. Действитель­но, большинство симптомов психических расстройств можно вы­явить только со слов больного. Опрос преследует две цели: во-первых, он дает возможность пациенту высказать врачу свои жа­лобы, заботы и тревоги, позволяет врачу получить данные о лич­ности больного, его жизненных обстоятельствах и болезненных проявлениях, а во-вторых, является необходимой предпосылкой для установления диагноза. Беседа с больным в медицине называется методом сбора анамнеза.

Анамнез - сведения об истории болезни (анамнез болезни) и основных обстоятельствах жизни (анамнез жизни).

При изучении анамнеза болезни собирается информация о том, когда и какие признаки болезни появились, какие события со­путствовали их возникновению, как далее происходило развитие симптомов. При определении анамнеза жизни задаются вопросы о биографических событиях, затрагиваются воспоминания о ро­дительской семье, учебе в школе, поведении в детском и подрост­ковом возрасте, а также представления индивида о том, каков его социальный статус на данный момент.

Таким образом, основная часть сведений поступает от самого пациента. Этот вид сбора информации называется субъективным анамнезом. В процессе расспроса выясняется прежде всего, на­сколько объективно человек воспринимает происходящее вокруг, как он ориентирован в пространстве и времени, насколько в его памяти сохранены важнейшие события его жизни. При этом зада­ются прямые и косвенные вопросы о болезненных переживаниях, например о галлюцинациях, навязчивых мыслях, а также опреде­ляется критичное отношение человека к выявленным болезнен­ным особенностям - осознает ли он их болезненность. Кроме того, всегда уместно выяснить наличие суицидальных мыслей. Между тем существенное значение имеет личностная оценка настоящих и прошедших событий, произошедших в семейной и профессио­нальной сферах.



Объективный анамнез обозначает сведения, полученные от род­ных и близких пациента, которые, в частности, построены на схожих вопросах и имеют целью верифицировать, проверить адек­ватность субъективного анамнеза и составить полную картину пси­хических нарушений.

В зарубежной психиатрии опрос может принимать форму либо психиатрического интервью, либо разведки. Интервью подразумевает открытый, неструктурированный характер беседы, когда ее ход меняется в зависимости от выявляющихся проблемных зон. Этот вид опроса применяется тогда, когда есть основания пред­полагать, что в дальнейшем понадобится психотерапевтическое лечение. Для разведки характерен более жесткий формат, когда беседа определяется целенаправленными вопросами психиатра. Ее цель - активное выявление психопатологических симптомов. В любом варианте психиатрическая беседа подчиняется опреде­ленным правилам относительно содержания ее вводной, средней и заключительной фаз, тем не менее ее сквозными принципами являются понимание и наиболее точное описание проблематики больного.

Другим методом психиатрического обследования является на­блюдение за поведением пациента. Диагностическое наблюдение дополняет результаты беседы, поэтому при первом контакте важ­но заметить характерный рисунок действий, движений, мимики, жестов, речи человека. Например, может быть оценена степень его возбуждения или заторможенности, особенности интонации голоса (монотонный или скорбный), а также своеобразие речи (быстрая, медленная, тихая, прерывистая). На поведении могут сказываться галлюцинации, когда он к чему-то приглядывается, прислушивается, или бред, проявляющийся в подозрительности, настороженности, внезапной агрессии.

В результате беседы и наблюдения формируется представление о следующих функциях человека:

Сознании;

Степени ориентированности в окружающей обстановке;

Восприятии;

Понимании;

Мышлении, ходе и содержании мыслей;

Основном настроении и аффективных реакциях;

Мнестических функциях (памяти);

Интеллекте;

Психомоторной выразительности.

Осмотр пациента и связанные с ним неврологическое и сома­тическое обследования представляют собой следующий метод ди­агностики психических нарушений. При осмотре фиксируются телесные повреждения и внешние особенности человека, опреде­ляется их связь с болезненными симптомами. Кроме того, при неврологическом осмотре выясняются возможные проявления нервных болезней, которые могут зависеть от органических поражений головного мозга. Соматическое обследование является неотъемлемой частью каждого психиатрического заключения. Его значение обусловлено возможной связью психических нарушений с соматическими заболеваниями.

Дополнительными клиническими методами исследования яв­ляются нейрофизиологическое и нейрорентгенологическое об­следования. Наиболее распространенными методами в медицин­ской практике исследований мозговых поражений признаются электроэнцефалография, эхоэнцефалография и компьютерная томография головного мозга, пользующаяся особой популяр­ностью при поиске мозговых опухолей, атрофических процессов. Однако следует заметить, что большинство психических нару­шений не сопровождаются повреждениями нервной системы и мозга. Хотя, возможно, сегодня клинические методы исследова­ния не являются настолько совершенными, чтобы продемонст­рировать проблемные зоны. Тем не менее известный американ­ский исследователь Э. Фуллер Торри, изучающий мозг людей, бо­левших шизофренией, убежден, что когда-нибудь медицина смо­жет найти универсальный ответ на все вопросы, связанные с пси­хическими заболеваниями в органической структуре головного мозга.

Таким образом, заключение, которое формируется в результа­те обследования клинической картины болезни, основано на дан­ных нескольких методов. Кроме того, психиатрический диагноз не может быть установлен на основании одного-единственного симптома. Решающее значение имеет цельная картина, так как отдельные психопатологические симптомы многозначны и в диагностическом отношении неспецифичны. Психиатрический ди­агноз ставится в соответствии с принятыми классификациями пси­хических болезней. В России, как и во многих других странах, пси­хиатры придерживаются Международной классификации болез­ней (МКБ-10), которая содержит 10 основных разделов и вклю­чает 458 психических нарушений. В США используют другую клас­сификацию - Руководство по диагностике и статистике психи­ческих расстройств (DSM-IV). Особенность последней состоит в том, что подразделяются не болезни как целостные концепты, а синдромы или отдельные психические расстройства. Это связано с психиатрической парадигмой, согласно которой весь комплекс болезненных признаков вряд ли может быть обнаружен у индиви­да, скорее можно выявить у него более или менее стойкие синдромологические признаки.

Клинико-психиатрическое представление о состоянии па­циента включает следующие составляющие:

1) основные даты личной, семейной жизни, социальное положение;

2) личный анамнез (раннее детство, сексуальность, меж­личностные отношения и конфликты);

3) история семьи;

4) социальный анамнез;

5) история заболевания;

6) жалобы в настоящее время;

7) соматическое и особенно неврологическое состояние;

8) данные клинико-психологического и диагностического тестирования;

9) данные специальных соматических исследований;

10) психопатологические данные;

11) краткое резюме всех полученных данных;

12) предварительный диагноз;

13) гипотетический прогноз;

14) план лечения;

15) последующий дневник проводимой терапии;

16) окончательный диагноз;

17) обобщенная запись в форме эпикриза.

В целом психиатрическое обследование остается ведущим в определении индивидуальной патологии, однако в настоящее вре­мя решение об окончательном диагнозе принимается с учетом патопсихологической экспертизы и невозможно без данных пси­хологической диагностики.