Межполушарная асимметрия головного мозга человека. Межполушарная асимметрия.

Мозга, выраженная в их специализации, т.е. доминировании в осуществлении какой-либо функции.

Функциональная асимметрия полушарий является важнейшим психофизиологическим свойством головного мозга человека. Выделяют психическую, сенсорную и моторную межполушарную асимметрии мозга.

При исследовании речи было показано, что словесный информационный канал контролируется левым полушарием, а несловесный сигнал (голос, интонация) – правым. Абстрактное и сознание связаны преимущественно с левым полушарием. При условного в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения – левое. Правое полушарие реализует цели, осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции, лучше воспринимаются пространственные сигналы и относительные признаки предметов. Левое полушарие определяет цели, производит переработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции, лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения.

В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные , контролирует проявление сильных , в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания визуальных образов предметов, которые трудно описать словами, создаёт предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчленено, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируются раздельно. Легче опознаются знакомые предметы и решаются задачи сходства предметов, зрительные образы лишены конкретных подробностей и имеют высокую степень абстракции; создаются предпосылки логического мышления.

Моторная асимметрия связана с тем, что мышцы конечностей и туловища одной стороны тела контролируются моторной корой противоположного полушария (некоторые мышцы лица контролируются обоими полушариями).

Однако участие правого и левого полушарий в осуществлении различных функций носит не глобальный, а парциальный характер. Установлено, что каждый вид функциональной асимметрии подразделяется на множество парциальных асимметрий. В частности, различные моторные функции (движение конечностей, глаз, мимических мышц и т.д.) могут осуществляться с доминирующим участием как правой, так и левой части тела. Более того, у одного человека могут быть различные варианты сочетаний доминирования, например, руки в различных действиях (пишет правой рукой, рисует левой), или ноги (правая толчковая, левая маховая). Аналогично сенсорная латерализация функций выражается в том, что один из парных лучше воспринимает стимулы, например, доминантный глаз лучше видит, доминантное ухо лучше слышит и т.д. Высшие психические функции также латерализованы и это выражается в особенностях приёма, переработки и хранении информации, выбора стратегий . «Левополушарные» люди рациональны, последовательны, логичны. «Правополушарные» отличаются непоследовательностью принятия решений, оценивают ситуацию целостно, не дробя её на отдельные фрагменты, не анализируя. От медлительных «левополушарных» людей «правополушарных» отличает мгновенность принятия решения, которое не всегда оказывается верным. У «левополушарных» людей лучше выражены процессы , лучше запоминается вербальная информация, тогда как у «правополушарных» образная, «фотографическая», и непосредственное запоминание выражено лучше, чем отсроченное.

Присущее субъекту сочетание различных видов асимметрии называется индивидуальным профилем асимметрии (синонимы: латеральный фенотип, латеральная конституция, латеральный профиль). Предполагают, что профиль межполушарной асимметрии является одним из важных механизмов сохранения как общевидовых, так и индивидуальных свойств организма и его , сохраняя его уникальность. В разнообразии латеральных фенотипов отражается биологическая устойчивость человека как вида.

Латеральный профиль асимметрии передаётся по наследству, однако, чем выше уровень организации функций, тем дольше период её созревания, тем сильнее её латеральность подвержена средовым и социальным воздействиям. В онтогенезе сенсомоторных функций наблюдается некоторые усиления правосторонней латерализации с возрастом; у маленьких детей чаще отмечают леворукость, левоногость, левоглазость и левоухость.

Существуют данные о половых отличиях в скорости созревания полушарий мозга: у мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек – левое. Связывают это с гормональной регуляцией межполушарных асимметрий. Андрогены оказывают преимущественно тормозное влияние на высшие отделы центральной нервной системы. В основном это влияние рецептируется левым полушарием. Эстрогены, возможно, и прогестерон, оказывают преимущественно активизирующее действие как на левое, так и на правое полушарие. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают, чем мальчики. Результаты исследований свидетельствуют о том, что мозг мужчин организован более асимметрично, чем мозг женщин и доминирование левого полушария над правым встречается чаще. Клинические данные показывают, что при поражении левого полушария возникает у мужчин в 3 раза чаще, чем у женщин. Эти данные подтверждают представления о том, что у женщин речевые и пространственные способности представлены в большей степени билатерально, а у мужчин более выражена латерализация. Морфологически это может быть обусловлено тем, что величина задней области мозолистого тела у женщин больше, чем у мужчин, что способствует более интенсивному межполушарному взаимодействию. В то же время у большинства женщин выше уровень лабильности . Считается, что тип полушарного доминирования у мужчин является устойчивым и сохраняется в различных жизненных ситуациях. У женщин повышенная лабильность обеспечивает лёгкость перехода из доминирующего правого полушария на левое. Возможно, эта функциональная особенность позволяет женщинам успешно использовать различные способы восприятия и мышления и обеспечивает большую приспособленность к различным жизненным ситуациям. Приобретя большую стабильность в процессе эволюции, мозг женщин теряет в уровне большей дифференцированности полушарий, свойственной мужскому мозгу, а значит и связанной с нею более высокой степенью возможности развития высших психических функций.

С позиций функциональной асимметрии мозга в настоящее время рассматривается учение И.П.Павлова о сигнальных системах действительности. Установленное И.П.Павловым существование людей с преобладанием второй сигнальной системы над первой с хорошо выраженным логическим мышлением, для которых характерно оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами, – это лица с активным левым полушарием. Те, у которых преобладает первая сигнальная система над второй, – лица с образным типом мышления, для которых характерно использование ощущений, догадок, предчувствий, наглядных жизненных примеров, — доминирует левое полушарие.

Однако, как показали исследования, функциональная специализация полушарий лишь условно даёт право разделять их на доминантное и субдоминантное. По ряду функций у большинства взрослых людей специализировано левое полушарие, за другие отвечает правое, но в реализации психической деятельности оба полушария тесно взаимодействуют.

Все мы разные - со своим складом характера, темпераментом, особенностями мышления и памяти, своими привычками и способностями. Конечно, глубокий отпечаток на это накладывают воспитание и социальная среда, но главным определяющим фактором является работа центральной нервной системы. Функциональная асимметрия головного мозга обуславливает специфичность полушарий относительно эмоций, высших психических функций.

Основные понятия функциональной асимметрии мозга

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это морфофизиологические особенности церебральных структур, которые определяют доминантность гемисферы при обработке информации определенного типа. Проявляется она отличием функциональных нагрузок, выполняемых симметричными отделами полушарий.

Важно! Для каждого человека выраженность доминантности полушария и особенности расположение специфических функций между ними очень индивидуальны.

При этом установлено отсутствие стабильности в асимметрии полушарий головного мозга человека. При односторонних поражениях противоположная гемисфера, формируя новые связи между проекционными полями, способна взять на себя выполнение утраченных функций. Функциональную асимметрию рассматривают как способность церебральной адаптации человека к меняющимся условиям в норме и патологии.

Интересно! Палеонтологические исследования обнаружили существование морфологической асимметрии еще у прокариот в архейский период.

Особенности асимметрии полушарий головного мозга

Распределение функциональных обязанностей между полушариями заложено генетически. Однако под воздействием социальных факторов изменениям подвергается, функциональная асимметрия мозга; кратко описывая работу полушарий относительно простых функций (работы органов чувств и исчерченной скелетной мускулатуры), ученые рассматривают ее как условно эквипотенциальную. Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

  • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
  • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
  • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).


Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей.

Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Интересно! Французский ученый Поль Брока сделал верный вывод о локализации центра моторной речи, опираясь всего на два патологоанатомических исследования.

Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.

Правое полушарие обеспечивает:

  • музыкальный слух, эмоциональную окраску речи;
  • целостное восприятие образов;
  • пространственно-интуитивную обработку информации.
  • конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления.

Левое полушарие обуславливает:

  • оперирование логическими и абстрактными понятиями;
  • последовательную мыслительную деятельность;
  • локальное восприятие образов;
  • вербально-символические функции;
  • установление сходства и идентичности.

Интересно! Считается, что у мужчин по сравнению с женщинами большая функциональная нагрузка приходится на зоны, ответственные за моторику, логическое мышление, и меньшая – на участки, обеспечивающие эмоционально-волевые поступки.

Взаимодействие полушарий в условиях функциональной асимметрии

Асимметрия полушарий головного мозга позволяет выполнять слаженную работу церебральных структур в основном за счет реципрокных (взаимно тормозящих) отношений. Однако возможны распределение функциональной нагрузки между обоими полушариями, объединение информации и контроль одной из гемисфер за процессами анализа и синтеза.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Межполушарная асимметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Этим и объясняется, что первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного - центра Брока и сенсорного - центра Вернике в левом полушарии). Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей - регуляторов моторной сферы организма - в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в по ведении человека, управляемого корой больших полушарий. Полученные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления. В общем виде можно считать, что люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием - к художественному.

По данным современной нейро- и психофизиологии, левое полушарие большого мозга у человека специализируется на выполнении вербальных символических, правое - на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. В этом проявляется важнейшая форма функциональной асимметрии мозга - асимметрия психической деятельности. Повреждения, дисфункция левой височной области коры приводят обычно к существенным нарушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произношение и т. д.; повреждения в правой височной области приводят к нарушению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у больных возникают обычно очень яркие образы, воспоминания. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. Отмечены определенные различия и в типах мыслительных операций (умозаключений) у людей с доминированием правого или левого полушария (В. Л. Бианки). В процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). Некоторые различия межполушарной асимметрии при зрительном восприятии приведены в табл. 15.1.

В исследованиях установлены феноменологические особенности межполушарной асимметрии в динамике образования условного рефлекса, формирования определенного навыка. Несмотря на то что межполушарное взаимодействие препятствует совершенствованию, укреплению условного рефлекса, на начальных стадиях это взаимодействие принимает определенное участие в образовании условного рефлекса. При этом благодаря активации тормозных влияний симметричных зон коры через мозолистое тело стимулируется образование условно-рефлекторной связи; в случае закрепления рефлекса доминирующее полушарие мозга тормозит проявления условно-рефлекторной памяти (Г. А. Кураев).

Синтетическая доминантная модель межполушарных взаимоотношений базируется на принципах симметрии и доминанты (рис. 15.9). В проекционных зонах коры преимущественно реализуется принцип гомотопичности, а в ассоциативных - гетеротопичности (В. Л. Бианки). Главная роль транскаллозальных коммуникаций в проекционных зонах заключается в обмене сенсорной информацией, а в ассоциативных - в регуляции уровня возбудимости симметричных областей. Гомотопические связи в корковых структурах образуют как бы канву, на которой внутриполушарные влияния как бы выписывают свой асимметрический узор. В формировании внутрицентрального взаимодействия симметричных зон мозга важную роль играют процессы цитохимической дифференцировки, модулирующие сенсорную информацию. Рост и развитие нервных волокон в мозге, а их объединение в цепи находятся под генетическим контролем с использованием сложных химических кодов (Сперри).

Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий известной инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие

Передача межполушарных влияний осуществляется главным образом по мозолистому телу, но определенное значение имеют и экстракаллозальные пути. В соответствии с индуктивно-дедуктивной гипотезой правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации, а левое - индуктивную (в правом полушарии доминируют процессы синтеза, а в левом - процессы анализа). В общем виде схема межполушарного взаимодействия сводится к следующей последовательности аналитико-синтетической деятельности полушарий большого мозга. Сначала правое полушарие посредством дедуктивного метода (от общего к частному, от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противоположное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела.

Как образно подчеркивает В. Л. Бианки, левое полушарие обладает «законодательной властью, а правое - исполнительной», левое полушарие определяет цели, а правое реализует их выполнение.

Межполушарная асимметрия мозга - (от лат. asymmetria - несоразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, прежде всего, в рамках функциональной специфичности больших полушарий. Функциональная специфичность больших полушарий - это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию.

Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Латерализация основана на функциональной асимметрии и взаимодействии полушарий мозга в обеспечении психической деятельности человека.

Как известно, правое и левое полушария мозга соединены мозолистым телом и рядом комиссур, которые выступают в качестве проводников, через которые полушария обмениваются информацией и «улаживают» проблемы взаимодействия. Кроме того исследования последних десятилетий показали, что существуют определенные анатомические различия между двумя полушариями, которые проявляются уже с момента рождения человека
(Е. Д. Хомская).

Асимметрия есть свойство всего живого, которое по-разному проявляется - в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. Например, развитие центральной нервной системы уже у плоских червей сопровождается возникновением билатеральной асимметрии всего тела. Тело оказывается разделенным в продольном направлении на две половинки, каждая из которых представляет собой зеркальное отражение другой, причем левая половина находится под контролем правой стороны мозга, и наоборот. В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности.

Но абсолютного доминирования не существует - у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие правой и левой рукой, - их называют амбидекстрами.

Правши составляют около 90 % всех людей, по-видимому, доминирование правой руки существовало уже у пещерных предков человека. Предположительно, при создании наскальных изображений человека контур руки нередко наносился с помощью трафарета, которым служила свободная рука самого художника, и в 80 % таких случаев это была левая рука, и, следовательно, контур обводился обычно правой рукой.

На разных этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время этот период высокой способности к компенсации. Так, например, пренатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария (в раннем возрасте), практически не сказываются на
овладении ребенком речью.


Каждому человеку свойственна собственная уникальная палитра чувств и эмоций. Это определяет его индивидуальность и выделяет среди других индивидуумов. С научной точки зрения, за такое психическое своеобразие отвечает асимметрия , которая характеризует распределение психических актов деятельности в полушариях.

Первые предположения о разных функциях левого и правого полушарий мозга, принадлежат двадцатому веку. Ученые стали проводить экспериментальные опыты на человеческом мозге с целью определения функциональной принадлежности каждого полушария.

Функциональная асимметрия полушарий , по мнению большинства ученых – это эволюционный прорыв, который указывает на высокий уровень развития человеческого разума. Функциональная асимметрия имеет в своей основе генетические корни, то есть склонна к наследственной передаче потомкам.

Формируется она в тесной взаимосвязи с социумом, при общественном становлении личности. Доминантным полушарием принято считать то, сторона которого отвечает за речевую функцию. Подавляющее число людей по этой теории имеет доминанту в виде левой гемисферы - они являются правшами. Левши, соответственно имеют обратную картину, что отражается в стратегии их мышления.

В зависимости от доминирующего полушария, все люди могут быть разделены на три большие категории:

  • Левополушарные около 40 - 42% всего населения
  • Правополушарные от 10 до 20%
  • Равнополушарные, имеющие одинаковое развитие обоих полушарий, около 40%

Правополушарные люди, они же левши, всегда вызывали общественный интерес ввиду своей уникальности. Некоторые народы предпочитали остерегаться левшей, вкладывая в это слово негативный смысл. На самом деле никакой патологии в том, чтобы быть левшой нет. Это не вызывает психологических отклонений, а является индивидуальной особенностью личности.


Согласно статистическим данным, левши чаще становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами, а левополушарные, иначе правши, - инженерами, математиками, философами, лингвистами.

Самый простой способ оценить особенности асимметрии головного мозга – это сравнить развитие правой и левой руки. Люди, использующие при письме в подавляющих случаях правую руку, являются правшами и соответственно относятся к левополушарному типу. Левши с точностью до наоборот. Помимо этого, выделяют еще ряд тестов, помогающих определить принадлежность к типу доминантного полушария.

Одним из таких способов, является «Поза Наполеона» или тест на скрещивание рук. Люди, у которых при скрещивании рук, правая кисть оказывается сверху левого предплечья определяются как правши, то есть левополушарные, в противном случае – левши, то есть правополушарные.

Распределение функций в полушариях мозга

Каждое из полушарий мозга имеет свою направленность функционирования, создавая при совместном действии уникальное и неповторимое сочетание личности. Преобладание в работе мозга одного из полушарий ведет к усилению личностных качеств в ту или иную сторону. Правополушарным людям присуща созерцательность, тончайшая чувствительность и желание пускаться в дебри воспоминаний.

Человек с преобладанием работы правого полушария часто медлительный и неразговорчивый. А левополушарные люди проявляют склонность к аналитическому мышлению и «железной логике», им легко даются теоретические знания, они обладают немалым словарным запасом, часто про таких людей можно сказать «за словом в карман не полезет». Они активны и целеустремлены.


Основными признаками, которые принадлежат к каждому из полушарий, являются:

Левое полушарие головного мозга Правое полушарие головного мозга
  • Логика и основные аналитические возможности мозга
  • Мышление по абстрактному типу
  • Возможность восприятия в виде последовательной цепочки событий
  • Возможность запоминать факты, имена и даты
  • Речевая функция с контролем устной речи и возможностью изучать иностранные языки
  • Возможность устанавливать сходство между объектами
  • Возможность осуществлять сложные двигательные акты
  • Возможность узнавать прошлое по абстрактному, обобщенному и инвариантному типу
  • Возможность оценивать временные соотношения
  • Способность устанавливать идентичность по названиям
  • Мышление по типу конкретики
  • Музыкальные способности
  • Способность улавливать эмоциональную окраску и особенности чужой речи
  • Возможность правильно оценивать характер неречевых звуков
  • Способность к конкретному восприятию зрительных объектов
  • Возможность узнавать конкретные события
  • Восприятие в виде одновременного, целостного и общего
  • Возможность оценивать пространственные отношения
  • Способность к установлению различий между объектами
  • Способность устанавливать идентичность по физическим стимулам
  • Воображение, мечты и фантазии

Оба полушария связаны в своем действии, обеспечивая личность целостным набором качеств, но каждое из них привносит свою толику уникальности.

В начале развития, на первых годах жизни, правое полушарие большого мозга доминирует над левым в функциональном плане, а левое догоняет его на втором году жизни, с течением времени полушария попеременно обгоняют друг друга в развитии. Объединены правое и левое полушария мозолистым телом, которое служит мостом между ними и достигает своего конечного развития в возрасте 25 лет, у женщин оно, как правило, крупнее.

Понятие симметричности в организме человека как таковое отсутствует. Асимметрия полушарий тесно связана с симметричностью лица человека. Лица людей не симметричны, это является нормальным физиологическим состоянием. Наблюдается взаимосвязь между асимметрией полушария и лица.

У левополушарных людей или у правшей, нос чаще всего отклонен в правую сторону, а у правополушарных или левшей - в левую сторону лица. Поднятие одной брови зачастую принадлежит узкой половине лица, а кривой улыбки - более широкой его половине.

Благодаря асимметрии головного мозга осуществляется слаженная работа мозговых структур, путем распределения функциональной нагрузки между двумя полушариями, объединение информации и контроля каждой из гемисфер за присущими ей процессами. Благодаря тому, что каждая из функций головного мозга распределена в отношении обоих полушария, клиническая повреждении правого или левого полушария, будет разниться.

Это позволяет выделять функциональную асимметрию мозга как диагностическую основу для выявления множества неврологических болезней. Лишь единство работы обоих полушарий, их асимметричная функция, позволяют гарантировать совершенную жизнедеятельность человека.