Истихада - кровянистые выделения у женщин помимо кровотечений хайда (месячных). Портят ли омовение вагинальные выделения у женщин

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

1) Вопрос: Должна ли женщина — роженица сидеть сорок дней, не совершая намаз, пост, или доводом должно служить, то, что должна остановиться кровь, когда остановится, тогда и очищаться, и совершать намаз? Есть ли минимальный срок?

Ответ: У рожениц нет определенного срока, сколько бы не присутствовала кровь, она не совершает молитву, не держат пост, и не имеет половую близость со своим мужем. Если же очистилась даже до 40 сорока дней (если это случилось через десять или пять дней), то она должна совершать молитвы, держать пост, и не будет ничего стеснительного, если будет иметь половую близость со своим мужем. Главное правило для рожениц — это кровь, если есть кровь, то на нее распространяется закон, который не позволяет ей совершать молитву и держать пост. Если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней, то считается это болезнью. В этой случае если ее срок больше шестидесяти дней, то обязана еще удерживать себя от поклонения обычный свой срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву (Если же и тогда продолжает идти кровь, то необходимо обратиться врачу, так как это может быть связано с болезнью).

2) Вопрос: Являются ли белые или желтые выделение чистыми, которые выходят изнутри женщины, или все-таки они являются нечистотами, нужно ли после них брать омовение, учитывая то, что выделение происходят систематично? Какое суждение, если происходят с перерывами, некоторые знающие женщины считают, что это только является обычное влажность, и не нужно с этого брать омовение!?

Ответ: После тщательного изучение вопроса, для меня стало ясно о том, что выделения, если не происходят с мочевого пузыря, а происходят с матки, то они являются чистыми, но при этом нарушают омовение. Даже если они являются чистыми. Нечистоты не являются единственным условиям нарушения омовения. Так как газы, которые выходят с заднего канала также нарушают омовение. Из этого следует, если у женщины произошли выделение, то это нарушает ее омовение, и ей необходимо обновить его.

Если же выделение происходят постоянно, то оно не нарушает омовения, но перед каждым намазом необходимо обновлять его. Ученые едины во мнении в том, что у тех, у которых проблемы с недержанием мочи, и у тех женщин, у которых происходят выделения, одинаковы с точки зрения очищения, но в вопросе нарушение омовения, то у обоих оно однозначно нарушается. Кроме тех людей, у которых происходит это беспрерывно по причине болезни. Женщины, у которых постоянно происходят выделения, должна брать омовения только тогда, когда наступает время молитвы, для того, чтобы могли дольше беречь себя для намаза.

Если же выделение происходят с перерывами, обычно в начале намаза, то она оттягивает молитву (главное чтобы не вышла время намаза), для того чтобы очиститься, взять омовение и встать на молитву. Если же она боится, что может выйти время намаза, она берет омовение, затем прикрывает свой половой орган прокладкой, для того, чтобы препятствовать выхода выделения. В малом или большом количестве, выделение нарушает омовения, если оно выходит из двух каналов человека (Кроме крови и рвоты, которые происходят с других частях тела).

А доводы некоторых женщин, о том, что выделение не нарушают омовения, то в этом я не нахожу ни какой основы, кроме слов ибну Хазма , да будет доволен им Аллах, который сказал: « Это (выделение) не нарушают омовения». Но он не привел ни какого довода, если же было бы доказательство с Корана, Сунны, или высказывания Сподвижников, то это было бы доводом. Женщине необходимо бояться Аллаха, хранить свою чистоту, и помнить о том, что намаз не принимается без очищения, даже если она совершила его сто раз. Некоторые ученые высказывали такое мнение: Что если человек (намеренно) совершал намаз, не имея при себе омовение, то проявил неверия, так как это с раздела высмеивания аятов Аллаха, Хвала Ему (ДА УБЕРЕЖЕТ НАС АЛЛАХ ОТ ВСЕГО ТОГО, ЧТО МОЖЕТ ПРОЯВИТЬ АЛЛАХУ НЕВЕРИЕ).

3) Вопрос: Женщина, у которой постоянно происходят выделение, совершила омовение перед обязательной молитвой, может ли она совершать, сколько захочет дополнительные молитвы, читать Коран с одним омовением, которая она взяла перед обязательной молитвой?

Ответ: Если женщина совершила омовение после того, как наступила время молитвы, она может совершать, сколько пожелает из обязательных, дополнительных намазов, и читать Коран, перед тем, как наступит следующая молитва (после того как наступит следующая молитва, ей необходимо очиститься, и взять омовение, если произошли выделения).

4) Вопрос: Будет ли действительным намаз, если женщина совершит утреннею молитву (духа) с омовением, которую взяла во время рассветного намаза?

Ответ: Нет, так как намаз «духа», является не постоянной молитвой, и необходимо после того, как наступает время совершение (духа), обновлять омовение. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями обновлять омовение после каждого намаза.

5) Вопрос: Будет ли правильным для женщины совершить «Тахаджуд», если прошла полночь с омовением ночной молитвы?

Ответ: Если прошла полночь, то ей необходимо обновить омовение. Некоторые ученые высказывали, что не нужно обновлять омовение и это мнение является достоверным.

6) Вопрос: Какое время является последним для ночной молитвы, и как можно ее узнать?

Ответ: Время ночной молитвы до полуночи. Узнают, разделяя на две части, время между закатом солнца, и рассветом, В первом части ночи заканчивается время ночной молитвы, остается вторая половина, но оно не является временем ночной молитвы, а является промежуток между ночной и рассветной молитвой.

7) Вопрос: Женщина взяла омовение по причине выделение, которые происходят с перерывами после того, как она взяла омовение и перед тем, как встать на молитву, опять пошли выделение, что же она должна делать?

Ответ: Если выделение происходят не постоянно, а в определенное время, пусть дождется того времени, когда о бычно начинаются у нее выделение. Если же нет такой определенности, то она берет омовение тогда, когда наступает время молитвы и совершает ее, не прерывая (даже если во время молитвы будут происходить выделение).

8) Вопрос: Что же надо делать с вещами, которые загрязнились по причине выделения?

Ответ: Если выделение чистое, то не надо ничего делать, если же выделение произошли с мочевого пузыря, то считается нечистотами, то в таком случае необходимо вещи постирать.

9) Вопрос: Насчет омовения, если произошли выделение, достаточно ли помыть только те части тела, которыми берут омовение?

Ответ: Да, достаточно, если выделение жидкости являются чистыми, это те выделение, которые происходят с матки, но не с мочевого пузыря.

10) Вопрос: Известно, что нет очевидного довода от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что выделение жидкости нарушает омовение, тем не менее, Сподвижницы проявляли желания, спрашивая и узнавая о вопросах религии?

Ответ: Да, так как выделение жидкости происходит ни у каждой женщины.

11) Вопрос: Женщины не брали омовения по причине выделение жидкости по не знанию, какое же суждение по ним?

Ответ: Им необходимо покается Аллаху, и спрашивать у людей обладающие знания.

12) Вопрос: Есть люди, которые ссылаются на ваши слова, о том, что выделение жидкости не нарушают омовение?

Ответ: Тот, кто ссылаются в этом на мои слова, является не праведным человеком, мои слова были в том, что жидкость является чистым, но не в том, что оно не нарушает омовение.

13) Вопрос: Какое суждение, если у женщины происходят выделение мутного цвета до менструаций за день или больше или меньше. Выделение происходят в виде тонкой темной нитки, какое суждение, если же это происходит после менструаций?

Ответ: Если же это происходят до того, как наступила менструация, то это считается циклом, по-другому можно узнать, когда начинаются сильные боли, или остро режет живот. А мутное выделение, если происходит после менструация, какое то время, то лучше подождать, так как Аиша да будет доволен ею Аллах, сказала, обратившись к женам Сподвижников: «Не спешите, пока не увидите белое выделение» , белое выделение происходит не у всех женщин, но в таком случае дождитесь пока не убедитесь в том, что вы не очистились от мутного выделения.

14) Вопрос: Как должна женщина, у которой менструация совершать намаз «ихрама», может ли она вспоминать Аллаха в тайне или нет?

Ответ: Необходимо нам знать о том, что нет намаза, который называется «аль-ихрам», нам не известно о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предписал его. Нет достоверного изречения от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни из его слов, ни из его действия, ни из его веления о предпочтительности этого намаза (Этот намаз совершается некоторыми паломниками, когда только надевают на себя белое одеяние).

Если у женщины произошли менструация, до того как одеть ихрам, она может без стеснение его одеть так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел жене Абу Бакра, Асме бинт Умайс, да будет доволен ею Аллах, после того, как у нее начались послеродовое очищение, искупаться и облачиться в ихрам. Также для тех, у которых менструация, остается в ихраме, пока не очиститься, а затем делает обход вокруг Каабы, и проходит быстрыми темпами (пробежка) между двух холмов Сафа и Марва, и постригает волосы.

15) Вопрос: Если женщина во время менструации и роженица очистились во время послеполуденного намаза (аль-аср), должны ли они совершить дневную молитву с этим намазом, или им достаточно совершить только послеполуденный намаз?

Ответ: Самое достоверное мнение в этом вопросе, это то, что ей необходимо совершить только послеполуденную молитву, так как нет очевидного довода, где бы говорилась о необходимости совершение дневной молитвы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел на поклон (руку) послеполуденной молитвы до захода солнца, то он успел на послеполуденную молитву» . Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал, тот, кто успел на дневную молитву. Очевидно, если бы совершение дневной молитвы было бы обязательным для женщин, которые очистились во время послеполуденной молитвы от менструации или рожениц от послеродового очищения, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянул бы об этом. Если же у женщины началась менструация после того, как наступила время дневной молитвы, то она обязана восполнить этот полуденный намаз, не совершая послеполуденный.

Если же женщина очистилась до того, как выйдет время ночной молитвы, то она обязана совершить ночную молитву, не совершая вечернюю (аль-магриб). Вот такая аналогия в этом вопросе.

16) Вопрос: У женщины закончились менструации в час дня, но она не совершила дневную молитву, должна ли она ее восполнить, после того, как очиститься?

Ответ: В этом вопросе существуют разногласия между учеными, одни считали, что она не должна восполнять дневную молитву, так как это не связано с ее невнимательностью и не допустила она прегрешения. Другие богословы считали, что она должна восполнить эту

молитву, так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел на поклон намаза, тот успел на молитву». Для вас предпочтительней восполнить дневную молитву, так как, восполняя одну молитву, не принесет вам неудобств.

17) Вопрос: У некоторых женщин начинается, затем прерывается (день, два), затем опять возобновляется кровь, какое суждение в этом вопросе по намазу и другим поклонениям?

Ответ: Известно у многих богословов, если у женщины менструация, затем после определенного времени она прекратилась, то она должна искупаться, совершить намаз, и держать пост. Все то, что она увидела через два дня или три, не считается менструацией. Так как минимальный срок между двумя циклами у некоторых ученых тринадцать дней, но другие ученые считали, когда бы она не увидела кровь, то это являются менструацией, когда она очистится, она становится очищенной, даже если не прошло между двумя циклами тринадцать дней.

18) Вопрос: Что лучше для женщин, совершать ночные намазы дома или в мечети, в месяце Рамадан, так как в мечети, читаются проповеди и напоминание, от которых женщина может получить пользу. И какое ваше обращение к женщинам, которые совершают молитвы в мечети?

Ответ: Лучше для них совершать свои молитвы в доме, из общего предания от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в котором он сказал: «но их дома лучше для них ». Выход женщины в мечеть, не может гарантировать ей полное отсутствие фитны, во многих случаях. Если женщина будет оставаться дома, то для нее это будет на много лучше, а проповеди и напоминание она может слушать посредством кассет. Мое обращение к женщинам, которые выходят в мечеть, чтобы соблюдали полный хиджаб, и не выходили не покрытыми.

19) Вопрос: Я женщина, у меня произошел выкидыш на третьем месяце в прошлом году, я не совершала намаз, пока не очистилась. Мне сказали, что я должна была совершать намаз, и что же мне делать? Тем более я не знаю с точности, сколько дней я пропустила намаз!

Ответ: Известно, что среди ученых есть такое мнение, если произошел выкидыш через три месяца, то она не совершает молитву, так как это время считается, когда уже образовывается плод. Также ученые высказывали мнение о том, что плод также может образоваться через 81 день, получается, что это уже меньше чем три месяца. Если вы убежденный в том, что выкидыш произошел до трех месяцев, то то, что выходит, является только грязной кровью, и за которой вы не оставляете намаз. Вам необходимо вспомнить на каком сроке произошел выкидыш, если же он произошел до 80 дней, то необходимо восполнить пропущенные молитвы. Если вы не знаете точно, сколько молитвы вы пропустили, то восполните столько, сколько вы примерно считаете.

20) Вопрос: Какое суждение, если прекратились менструации у женщины тогда, когда наступила время молитвы. Нужно ли ей совершать его после того, как очистилась, до того как выйдет время молитвы?

Ответ: Первое, если у женщины закончились менструации после того, как наступила время молитвы, то ей необходимо, очиститься, совершить молитву, при которой у нее закончился цикл. Так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Тот, кто успел на поклон намаза, тот успел на молитву». Если же женщина начала молиться и у нее начался цикл, то она будет обязана восполнить этот намаз, после того как очиститься. Второе, если же женщина очистилась от менструации до того, как вышла время молитвы, то ей необходимо совершить ее.

21) Вопрос: У меня начался месячный цикл во время намаза, что же я должна делать? Должна ли возместить этот намаз во время месячных?

Ответ: Если начался цикл после того, как уже наступила время молитвы, так же как и те, у которых прошли менструации за пол часа до намаза, то они после того, как очистятся, обязаны совершить эту молитву в свое время, так как Аллах говорит: «Воистину намаз был предписан для верующих, совершать в определенное время».

Не восполняйте пропущенную молитву во время менструации, так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет, чтобы если она очистилась, не совершала бы молитву и не держала бы пост» , Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел на поклон послеполуденной молитвы, до того, как зайдет солнца, тот успел на послеполуденный намаз» .

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

3 года назад 53556 28

1.Вопрос:

Ассалямалейкум! Хоть и неловко, но спрошу, потому что это важно. В соответствии с физиологией у женщин бывают гинекологические выделения. У меня же выделений довольно много, бывает даже во время намаза портится омовение. Иногда приходится за один намаз 3-4 раза обновлять омовение. Из-за этого даже в процессе намаза мои мысли крутятся вокруг этого, я беспокоюсь, как бы не испортилось омовение и не замечая, что читаю. Относится ли эта ситуация к узр? Если нет, то, как мне быть? Хочется увидеть подробный ответ. Ведь вопрос волнует многих моих подруг, совершающих молитву. Да будет вами доволен Аллах! Гульмира.

2. Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматулляхи ва баракатух!

Перед чтением намаза я волнуюсь, и нередко перед молитвой нарушается омовение (тахарат). Поэтому приходится совершать омовение повторно. Относится ли такая ситуация к узр (извинительному состоянию)?Согласно информации на вашем сайте, повторное омовение обязательно если во время намаза появятся выделения. На других сайтах пишут, что ситуации вроде моей относятся к категории узр.Какое из мнений все же правильное? Заранее благодарю. Гулим.

3. Вопрос:

У женщин (девушек) согласно особенностям физиологии, помимо менструаций, есть выделения. Нарушается ли омовение каждый раз, когда идут выделения?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!

Как говорится, что естественно, то небезобразно. Все выделения, как у женщин, так и у мужчин можно разделить на три вида - «мази» или «смегма» (иногда женские выделения называют « القذى - казаа») , «уади» и «мани». Уади – это жидкость, выделяемая после мочеиспукания. Третье же «мани» - это сперма. Первые два вида выделений портят омовение, сперма же в большинстве случаев нарушает и гусль (полное омовение). Все три вида выделений относятся к нечистотам – наджас.

Кроме того, есть и выделения, свойственные только женщинам. В книгах по фикху их называют «рутубатуль фарж», жидкие выделения, идущие из женского влагалища.

Согласно медицинским данным, подобные выделения выполняют определенную роль и необходимы организму также как и слюна, слезы, пот или слизь, выделяемая человеком. Следует отметить, при отсутствии выделений организм жнщины подвержен разным болезням.

Появление выделений с активным выходом наружу усиливается во время полового созревания, постклимакстерический период или других случаях гормонального дисбаланса. Следует отметить при этом, что жидкость выделяется непроизвольно и женщина не может остановить или придержать, как при позывах к мочеиспуканию.

С точки зрения Шариата:

Если же говорить с точки зрения шариата, в частности ученых древнеисламского мира, по мнению Имама Агзам Абу Ханифы и в целом ханафитского мазхаба, если жидкость, выделяемая из влагалища, не смешивается с жидкостями, как мани, мази, относящимися к категории нечистот – наджас, считается чистой. Как, например, не относится к нечистотам пот.

В книгах по фикху это называют «Рутубатуль Фаржи ад-Дахиль – Влажность внутренних женских половых органов.

Однако, Имам Абу Юсуф и Имам Мухаммед, принимая во внимание, что данная жидкость выделяется из нечистого места (половых органов), относили выделения к нечистотам. В мазхабе Малики также считается наджасом.

В мазхабах Шафиги и Ханбали существуют две точки зрения. Так, в одном их относят к наджасу, во втором считают чистыми. Однако, по наиболее правильному мнению, у них они считаются чистыми. И в случае попадания на одежду, не становятся препятствием для намаза.

Кроме того, следует отметить, в книгах по фикху в Ханафитском мазхабе наряду с внутренней влажностью сказано также о влажности внешней - «Рутубатуль Фаржи әл-Хориж – Влажность внешних женских половых органов». И эту разновидность влажности ученые всех мазхабов относят к чистым. (Внешняя сторона в медицине называется «вульва», в казахском языке существует определение - «сарпай»).

На вопрос о том, портит ли омовение выделение из влагалища, то есть говоря языком фикха «внутренняя влажность», в трудах древних ученых ханафитского мазхаба мы ответа не нашли. Однако, современные ученые опираясь на существующее мнение, что «все выходящее из интимных мест (переднего и заднего прохода) портит омовение», считают, что жидкость из влагалища не наджас, но омовение нарушается.

Вместе с тем, ряд исламских ученых, основываясь на медицинских определениях, полагают, что: «жидкость, выделяемая влагалищем, омовение не нарушает». К примеру, известный ученый, специалист по фикху ханафитского мазхаба Шейх Мустафа Зарка (1907-1999 г .), недавно отошедший в мир иной признанный специалист по фикху Уаһбату Зухайли, Верховный совет по религиозным делам (D.i.K.) Турции и др.

Врачи отмечают, что женские половые органы отличаются от мужских не только внешне, но и внутренним строением. Так, влагалище расположено между мочеиспускательным каналом и прямой кишкой, являясь одним из трех промежных отверстий женщины. То есть жидкость, выделяемая влагалищем, минуя мочеиспускательный канал, прямиком выходит наружу. Здоровая женщина при необходимости может контролировать позывы к мочеиспусканию и дефекации, однако влиять на выделяемую из влагалища жидкость, она никак не может, потому что она вытекает произвольно. Как правило, физиологическая жидкость из влагалища бывает белого цвета, без запаха и вязкой консистенции, напоминает слизь.

«Согласно фикху, учитывая, что жидкость, выделяемая влагалищем выходит наружу, не смешиваясь с наджасом, она не нарушает омовение. Потому что по фикху, если предметы, относящиеся к чистым, к примеру как камень, выходят из мочеиспускательного канала или прямой кишки, не смешавшись с наджасом, считаются чистыми. И портят омовение только в случае когда выходят смешавшись с наджасом - нечистотами. Это же относится и к жидкости. Омовение портится, лишь если к жидкости, выделяемой влагалищем, примешивается другая, делая также нечистым и места, задетые жидкостью. В других случаях, омовение не нарушается» по мнению последней группы ученых.

Заключение:

Резюмируя сказанное, отметим, что жидкость из влагалища не считается нечистой, то есть наджасом, в случае, если выходит, не смешавшись с другой жидкостью (например как мани, мази, ваади или жидкостью, выделяемую при болезни).

Возвращаясь же к вопросу о нарушении омовения, если жидкость вырабатывается, но наружу вытекает нечасто, то как только это будет замечено женщиной, желательно при выделении жидкости обновить тахарат (омовение).Если же жидкость выделяется и вытекает наружу постоянно, к примеру несколько раз за время одного намаза, в таких случаях разрешено опираться на заключение ряда ученых «что жидкость из влагалища не портит омовение».

Кроме того, указанная жидкость, вытекая смешавшись с жидкостью другого происхождения, становится наджасом и портит омовение.

Истина же ведома лишь Аллаху!

Использованная литература:
1) Ибн Габидин: Хашияту ибни Габидин. «Дарус сақафа», Дамаск-Сирия.
2) Вахбату Зухайли: Фетва Мухасира. «Даруль фикр». Дамаск-Сирия.
3) Проф.Доктор Рахми Яран: «Kadinlardan Gelen Vajinal Akintinin Tahirligi ve Abdeste Etkisi».
4) Рукия бинт Мухаммед: Маса’илу Хассати биль Мар’ә. Рияд-Саудовская Аравия.
5) «аль-Маусугатуль фикһия»: «фарж»; «рутуба»; «наджаса».
6) http://cinselsagligimm.blogspot.com/
7) https://kk.wikipedia.org/wiki/
8) http://www.health-ua.org/

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Если кровотечение постоянно, и Вы не знаете, когда происходит Ваш менструальный цикл, то в этом случае 10 дней будут считаться хайд (менструацией), во время которой Вы будете пребывать в состоянии нечистоты, а следующие 15 дней будут считаться истихадой (неменструальным кровотечением). Когда Вы находитесь в истихаде, Вы будете считаться чистой, и Вам будет необходимо совершать намаз и держать пост в рамадан. После этих 15 дней Вы будете в состоянии хайд на следующие 10 дней, во время которых Вы будете в состоянии нечистоты, и для Вас будут недозволенными совершение намаза и соблюдение поста. После этого срока снова наступает истихада на следующие 15 дней, и Вы продолжаете исполнять намаз и поститься (если необходимо).

Если же Вы знаете, каков Ваш обычный менструальный цикл, то есть, например, Вы знаете, что Ваша менструация длится 7 дней или 5 дней, то Вы будете считать, что находитесь в состоянии нечистоты в течение Вашего обычного цикла (7 дней или 5 дней), а в течение следующих 15 дней Вы будете считать, что находитесь в истихаде. И таким образом Вы будете продолжать вплоть до разрешения возникшей трудности.

Следует отметить, что, когда Вы – в истихаде, Вы чисты, и Вам нужно будет взять малое омовение для совершения намаза, но гусль (купание) не требуется. Ваше малое омовение остается в силе – несмотря на кровотечение – вплоть до наступления времени следующего намаза.

Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:

في المستحاضة تدع الصلاة أيام حيضها ثم تغتسل غسلا واحدا وتتوضأ عند كل صلاة

Что касается женщины, у которой постоянное кровотечение, она оставит намаз во время тех дней, на которые обычно приходится ее менструация, а после этого она совершит купание (гусль) и будет обновлять свое малое омовение при наступлении времени намаза. (Шарх Маган-иль-асар, № 607)

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Хайд (месячные) и нифас (послеродовые кровотечения) являются преградой для обязательности, дозволенности и правильности намаза. Женщине в состоянии хайда или нифаса не нужно совершать намаз. Обязанность намаза с неё спадает и не надо его восполнять (када).

عن عائشة رضي الله عنها: كانت إحدانا على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا طهرت من حيضها تقضي الصيام ولا تقضي الصلاة

Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Когда одна из нас во времена посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очищалась от месячных (прекращались месячные), восполняла пост и не восполняла намаз».

Одно из условий правильности намаза - очищение от хайда и нифаса (очищение от скверны). Поэтому намаз такой женщины не является правильным и разрешенным. Вследствие того, что женщине, у которой хайд либо нифас, не разрешено читать намаз, при совершении намаза в таком положении она будет грешницей. Потому что женщина, совершающая намаз очищенной (от хайда либо нифаса) из-за повиновения Аллаху, вознаграждается. От того, что женщина во время хайда или нифаса, повинуясь Аллаху, оставляет такие поклонения как намаз, пост, чтение Священного Корана, вновь получает награду. Хадисами Пророка (мир ему) установлена недозволенность совершения намаза во время хайда или нифаса.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». В другом аяте сказано: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху».

Для женщины, у которой месячные, является мустахаб (вознаграждаемым деянием) брать омовение во время каждого намаза и, сидя на своем молельном коврике, произносить слова тасбиха (субханалла), тахлиля (ля иляха илляллах), такбира (Аллаху акбар). Согласно одному преданию, ей будет записана награда самого лучшего намаза, выполненного ею.

С женщины в положении хайда или нифаса спадает совершение сажда шукр (земной поклон благодарности) и сажда тилават (сажда чтения Корана).

Если у женщины во время совершения обязательного намаза начались месячные, не от того, что она почувствовала, а от того, что вышло наружу, то обязанность этого намаза с неё спадает. Если же у неё начались месячные во время совершения добровольного намаза, то после очищения ей надо восполнить этот намаз. Потому что ваджиб (обязательным) является восполнить незаконченный добровольный намаз.

Если женщина в периоде чистоты, когда еще не прошли минимальные 15 дней этого периода, не совершив ночной намаз, ляжет спать, используя вату и не проснувшись ночью, а проснувшись после имсака (время завершения ночного и начало утреннего намаза) обнаружит, что начались месячные, то ей нужно восполнить ночной намаз. Потому что хайд начинается тогда, когда становится заметным либо когда выходит за пределы половых органов. То, что до этого, не имеет значения.

Если женщина, будучи в состоянии хайда, используя вату и др. гигиенические средства, ляжет спать после времени ночного намаза, и проснувшись после имсака обнаружит, что вата чистая, то ей надо восполнить ночной намаз. Потому что у неё прекратились месячные с момента использования ваты.

Если у женщины прекратятся месячные менее, чем за 10 дней, и до выхода времени намаза остается время достаточное для совершения гусля и вступительного такбира к намазу, то этот намаз остается долгом на совести мусульманки, то есть она должна восполнить его.

Если же очистившись, у неё не остается времени до окончания времени намаза для совершения гусля и произнесения вступительного такбира, обязанность этого намаза спадает. Например, если хайд прекратится до захода солнца, а до заката останется время для взятия гусля и произнесения вступительного такбира, то этот намаз (послеполуденный - аср) остается долгом для неё. Если возможно, она должна немедленно совершить его. Даже если во время совершения намаза, наступает время магриб (вечернего) намаза, она должна завершить намаз. Потому что фарз намаз в нежелательное (карахат) время, она завершает во время камиль (желательное).

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять дни поста, пропущенные по причине хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Да, в хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен ей Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять дни поста, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372)

Засчитывается ли день поста, если у женщины за несколько минут до вечернего азана начались менструации?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действительным.

Засчитывается ли день поста, если у женщины начался цикл сразу после разговения до ночной молитвы?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действителен.

Что делать, если во время уразы начался менструальный цикл?

Необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?» (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889). После менструального периода необходимо будет возместить пропущенные дни поста.

Желательно ли женщине, у которой месячные, воздерживаться от употребления пищи во время поста в Рамадан?

В этом состоянии женщина не должна воздерживаться от пищи и воды, но ей нужно проявлять уважение к постящимся в месяц Рамадан.

Должна ли держать пост женщина, если она очистилась от менструаций сразу после утренней молитвы?

Будет ли засчитан этот день поста? Женщина может держать пост, но этот день поста не будет засчитан.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации перед самым утренним намазом?

Если женщина очистилась от менструации до утреннего намаза и убедилась, даже за какое-то мгновение, что она чиста в месяце Рамадан, то она обязана держать пост, и ее пост будет действителен.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструаций до утреннего намаза, а искупалась, совершив молитву?

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации и искупалась только после утреннего намаза, совершив молитву, и продолжила держать пост?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина поститься в тот день, когда до утреннего азана у нее неожиданно прекратилась менструация, но на сухур она не встала?

Если проснувшись, она ничего не делала, что может нарушить пост, то при желании можно сделать намерение по мазхабу имама Абу Ханифы. В этом случае намерение можно сделать даже за час до наступления времени обеденного намаза. Если она сделает подобное намерение и будет соблюдать пост до конца дня, то ее пост будет действителен и его не придется возмещать.

Что должна делать в пост беременная или кормящая женщина?

Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже. Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Если из-за беременности женщину вырвало, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается.

Должна ли беременная женщина прервать пост и намаз, если она увидела кровь за день или два до родов, еще не испытывая мучений?

Если женщина пока не испытывает страданий (трудности), такая кровь считается грязной, но не относящейся к родовому очищению. В этом случае женщина обязана совершать намаз и может держать пост.

Можно принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты и привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения. Аллах предначертал дочерям Адама смирение: держите пост тогда, когда вам ничего не препятствует, если же вас что-то затрудняет, то разговляйтесь тем, чем доволен и велел Аллах, хвала Ему.

Должна ли держать пост роженица, если она очистилась до истечения 40 дней?

Да, если женщина чиста в месяце Рамадан, то она должна держать пост, и ее пост будет действителен. Нет ничего, что препятствует ей держать пост, совершать молитвы и иметь близость с мужем вне поста.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако важно, чтобы соблюдение поста не повредило состоянию женщины или ребенка.

Должна ли роженица держать пост, если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней?

В этом случае женщина обязана удерживать себя от поклонения еще на обычный срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву. Если кровь остается, надо обратиться к врачу, так как это может быть связано с болезнью.

Будет ли пост действителен, если у женщины появились незначительные капли крови не в дни цикла?

Даже если затем эти капли-испарины продолжаются в течение всего месяца Рамадан, пост считается действительным. Как сказал Али бин Аби Талиб, да будет им доволен Аллах: «Капли, похожие на кровотечение из носа, не являются менструациями». Выделения белого, желтого, мутного цвета или капля (испарина) не являются менструацией.

Будет ли полноценным пост дня, если женщина увидела кровь, но не уверена, что это менструации?

Пост действителен, пока не станет известно, что это начало цикла. Если эти выделения были началом менструаций, этот день надо будет восполнить.

Допустимо ли женщине держать пост в тот день, когда произошел выкидыш?

В том случае, если зародыш не образовался, кровь не является послеродовым очищением (нифасом) и женщина может совершать намаз и держать пост, и ее пост будет действителен. По мнению ученых, плод обрахуется через 81 день. Выкидыш до 80 дней считается грязной кровью, из-за которой женщина не должна оставлять намаз и пост.

Может ли держать пост в Рамадан женщина, у которой постоянные выделения?

Женщина, у которой постоянные кровотечения по причине болезни, прерывает намаз и пост на то время, в которое раньше у нее был цикл. Отсчитав дни цикла, женщина обязана искупаться, стать на молитву и держать пост. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями, обновлять омовение после каждого намаза.

Если в день Рамадана у беременной женщины пошла кровь, как это влияет на ее пост?

Если женщина уверена, что это не менструации, то ее пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не совершает намаз и не держит пост женщина, у которой менструация».

Как поступать в ситуации, когда во время цикла менструации кровь остановилась и не появлялась в течение целого дня?

Если это очищение (кровь) связана с циклом, то это не считается окончательным очищением, и поэтому женщине запрещено все, что запрещено женщинам в период менструаций.

Должна ли начинать поститься женщина, если в конце цикла у нее не появились белые выделения?

Если женщина обычно определяет конец месячных по белым выделениям, ей надо воздерживаться от поста на все время цикла. Если таких выделений в последние дни менструации у женщины обычно не бывает и больше нет крови, ей надо держать пост.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Поскольку половые органы не связаны с пищеварительной системой, введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы не нарушает пост. Поэтому посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если менструация началась во время поста, можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара). Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Как быть во время поста кормящей матери?

Женщине беременной или кормящей дозволено не поститься, если она опасается за себя или за ребёнка. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85)