История Пермского края (с древнейших времен). История Перми: интересные факты, достопримечательности и отзывы

Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась "перама".

Впервые слово "пермь" встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XIIв. "Повесть временных лет". Среди народов, которые "иже дань дают Руси", названа и пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то, вероятнее всего, так называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название "пермь" закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках XIV в.

Откуда возникло слово "пермь"? Выяснением его происхождения занимались еще в XVIII в. Среди многих объяснений заслуживает внимания гипотеза Д. В. Бубриха. Слово "пермь" пришло от финноязычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась "перама". Вепское "перама" было переделано сначала в "перемь", а затем в "пермь". Ознакомившись с коренным населением на Вычегде и Каме, русские начали употреблять это слово как название и народа и территории, которую он населял. Верхнекамская земля, где вместе с коми-пермяками стало проживать и русское население, официально называлась до начала XVIII в. Пермью Великой. В некоторых письменных памятниках, в частности в "Житии Стефана Пермского" и в Софийской первой летописи 1396 г., к этому названию добавлены уточняющие слова "глаголемая Чусовая". Пермь Великая в XIV-XVII в. включала обширные земли по Каме от ее истоков на западе до Уральского хребта на востоке, а с севера от верховьев реки Печоры, где недалеко Чусовское озеро, до реки Чусовой на юге. Эта территория была намного больше Перми Вычегодской, и потому ее нарекли красивым и почетным словом "Великая".

Освоение края

Первыми проявили интерес к великопермской земле новгородские купцы, которые за пушниной и данью неоднократно направляли сюда дружины своих ушкуйников. Однако вскоре у них появились соперники. В XIV - первой половине XV в. на земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV в. стали возникать первые русские поселения. Так, боярин Анфал Никитин основывает на верхней Каме укрепленный Анфаловский городок. В это же время вологодские посадские люди Калинниковы построили варницы по притоку Камы - реке Боровой - и положили начало солеварению на пермской земле. Именно этот промысел, перенесенный около 1430 г. на соседний приток Камы - реку Усолку, вызвал к жизни новое поселение - город Соль Камскую, Соликамск.

Первый московский наместник

Вхождение верхнекамских земель в Русское государство подробно освещается во многих летописях. Но только в одной из них - Вычегодско-Вымской - мы находим такие сведения о первом наместнике московского князя в Перми Великой: за 1451 г.:"...прислал князь великий Василий Васильевич на пермскую землю наместника от роду вереинских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню". В этой летописи впервые упоминается главный город Перми Великой - Чердынь.

Христианизация края

Христианизация Прикамья проводилась в два этапа. В 1455 г. "приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов", а в 1462 г. пермский епископ Иона "добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловы крести". На древней пермской земле начинают строить первые храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь. Однако назначение наместника и христианизация еще не обеспечивали прочной власти московских князей в Перми Великой. Она не раз подвергалась разорительным набегам со стороны Казанского и Сибирского ханства, да и наместник Михаил не всегда стремился выполнять указания московского князя. В 1471 г. он отказался принять участие в объединенном походе русского отряда на Казань, что и засвидетельствовал бесстрастный летописец: "...пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздевали, людям торговым великого князя грубили".

Пермь Великая в составе Русского государства

События в Перми Великой были известны в Москве. И как только завершилась борьба с Великим Новгородом и была получена отказная грамота на все новгородские земли, в том числе и на пермские, московский князь Иван III организует в 1472 г. крупный военный поход на Пермь Великую. Руководить походом было поручено опытному военачальнику, князю Федору Пестрому Стародубскому и устюжскому воеводе Гавриле Нелидову.

От устья Черной по Весляне и Каме отряд "на плотах и с коньми" сплавился до Анфаловского городка. Одна его часть во главе с Гаврилой Нелидовым ушла на нижнюю землю, захватила городок Урос, затем саму Чердынь и Покчу. Федор Пестрый отправился на верхнюю, северную землю, где с боем взял Искор. После взятия основных городков оба отряда встретились в Покче и "срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя". Территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства, что стало важным историческим событием. Появились возможности расширения государственных границ на востоке и освоения новых природных богатств. С этих пор на государственной печати был воспроизведен новый титул Ивана III: "Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорьский, и Пермский, и Болгарский, и иных". В 1505 г. великий князь Василий III присылает из Москвы нового наместника, порядок правления которого определяла специальная уставная грамота. Позднее в Чердыни наместников заменили воеводами, которые подчинялись Новгородскому приказу. Для управления городом и уездом воевода имел приказную избу. Пермь Великая принимала самое активное участие в защите и освоении вновь вошедших в Русское государство зауральских земель. Так, присоединение Сибири к России началось в 1581 г. походом Ермака, а отправлялся Ермак в тот поход "нагрузив ладьи оружием и припасами, прибрав себе дружину малую", из строгановских крепостей - Орла-городка и Нижне-Чусовского городка.

Колонизация Прикамья

В XVII в. важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала на севере становится г. Соль Камская (Соликамск), а на юго-востоке - вновь построенный г. Кунгур. Магистральный русский путь через Урал пошел по открытой в 1597 г. Бабиновской дороге из Соликамска в Верхотурье. Освоение русскими верхнекамских земель заметно активизировалось с середины XVI в., когда здесь создают свои владения купцы и промышленники Строгановы, (позднее пожалованные баронским и графским титулом). Из этих районов раннего русского заселения шел отток на другие территории Среднего Урала, более всего во вновь образованные Кунгурский и Верхотурский уезды. Русские стали преобладать по сравнению с коренным населением раньше в Чердынском уезде, чем в других регионах Прикамья. В Соликамском уезде возникло много русских поселений, потому что здесь развивалось солеварение, требовавшее рабочих рук. Благодаря географическому положению и природным условиям Кунгурский уезд имел немало преимуществ для заселения пришлым крестьянством. Сылвенско-Иренское поречье (Кунгурский уезд) стало частью Русского государства после присоединения Казанского ханства к Москве (1552). Здесь рано возник сельскохозяйственный рынок. Русские стали селиться и вокруг Новоникольской слободы, хотя земли в бассейне Тулвы царскими указами были закреплены за башкирскими племенами и родами. Всем вновь пришедшим народам можно было жить на башкирской земле только по припуску, т.е. на правах аренды. Кроме русских, здесь компактно поселились татары, удмурты. В первой четверти XVIII в. на территории, которая составляла Пермь Великую, проживало уже около 46 тыс. человек, и доля русских составляла 64,5%,(коми-пермяков - 17, татар и башкир - 9,5, марийцев - 2,5, манси - 0,4). Опыт в заселении территорий и освоении природной среды пригодился при создании и совершенствовании горнозаводского хозяйства. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей. В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод. Поселок при заводе быстро превратился в значительный экономический и транспортно-перевалочный центр на берегу судоходной Камы. Вывоз продукции пошел по Чусовой, вниз по Каме, на Волгу. Чтобы обеспечить более удобное руководство регионами, Петр I в 1708 г. ввел губернское правление. Весь Средний Урал до 1727 г. входил в Сибирскую губернию с центром в г. Тобольске, затем пермские земли отошли в Казанскую губернию, а в 1781 г. по указам Екатерины II образуется Пермское наместничество.

Образование губернии

Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии" было восстановлено деление на губернии и уезды. Преемственность Перми Великой и Пермской губернии выразилась в наследовании древнего имени верхнекамской земли. Слово "Пермь", возможно, и вышло бы из официального употребления, как это случилось в Перми Вычегодской, но появление губернии дало ему новую и долгую жизнь. Губернатором Пермской губернии был назначен К.Ф.Модерах. К ранее созданным уездам - Чердынскому, Соликамскому, Кунгурскому, Верхотурскому - добавились Пермский, Оханский, Осинский, Красноуфимский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский. В результате реформ на Среднем Урале сложилась трехступенчатая система административно-территориального деления: губерния, уезд, волость. Включение в Пермскую губернию северо-среднекамских и зауральских земель обусловливалось не только близостью территорий, но и исторической традицией, заложенной еще во времена Перми Великой.

Пермская губерния в XIX и XX вв.

Пермская губерния продолжала оставаться главным районом горнозаводской промышленности России (до конца XIX в.), здесь насчитывалось свыше 110 горных заводов, на которых выплавляли чугун, сталь, железо. Край долгое время был основным поставщиком меди. Солеварение прогрессировало и увеличивало свою продукцию, и составляло более четверти всей добычи в стране. Развитие соляной промышленности, строительство и эксплуатация Уральской железной дороги стимулировали добычу каменного угля (Кизеловский бассейн). Западный Урал являлся крупнейшим районом, в котором эксплуатировались месторождения платины. К концу XIX в. выросла вдвое добыча золота, добывались различные полезные ископаемые. Завершился промышленный переворот на горнозаводских предприятиях. Значительно выросли вложения капитала иностранными фирмами. Разнообразие естественных богатств края, развитие торгового земледелия и животноводства способствовали распространению среди населения края кустарных промыслов. По их количеству Пермская губерния занимала видное место в стране. До настоящего времени сохранились традиции народных промыслов: гончарного, камнерезного, гранильного, кузнечного, столярного. К концу XIX в. большинство металлургических заводов преобразовались в машиностроительные.

XX век отмечен бурным наращиванием промышленного потенциала Прикамья:

Структура машиностроения стала значительно сложнее и богаче; (особенно возросла его мощность в годы Великой Отечественной войны - на Западный Урал было эвакуировано оборудование более 120 заводов и фабрик)

Родились и получили бурное развитие такие отрасли, как химическая (добыча минерального сырья, производство минеральных удобрений, соды и кислот), цветная металлургия (производство титана), нефтеперерабатывающая;

Началось освоение нефтяных месторождений;

В Прикамье сконцентрировалась группа крупнейших в России целлюлозно-бумажных комбинатов;

На базе новых производств в крае выросли молодые города.

Сегодня Пермская область - один из крупнейших индустриальных регионов страны. Она уверенно осваивается в новых экономических районах.

Русская Цивилизация

Листая страницы истории

(устный журнал об истории Пермского края)

Цель: Знакомство с историей Пермского края.

Задачи:

  1. Формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оборудование: презентация (Приложение 1), бланки с вопросами викторины (Приложение 2).

Ход занятия

1.В каждой семье есть альбом со старыми фотографиями. Вы любите рассматривать такие фотографии?

О чем мы узнаем, разглядывая старые фотографии? (О наших дедушках, бабушках, родственниках; о том, как они жили, чем занимались и т.д.)

Сегодня мы откроем необычный альбом. В нем старинные фотографии нашего города.

Что вы предполагаете увидеть на них?

Это цветные или черно-белые фотографии?

2.Учащиеся совместно с учителем смотрят презентацию, обсуждают тексты и фотографии, задают вопросы.(Приложение 1).

3.Работа в группах. Ответы на вопросы викторины. (Приложение 2).

4.Рефлексия.

Пермский край в древние века

(информация для учителя)

Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы.

Х век. В пермских землях торгуют булгарские купцы. А в XII в. булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови. Через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно.

Впервые слово "пермь" встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII в. "Повесть временных лет". Среди народов, которые "иже дань дают Руси", названа и пермь.

По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название "пермь" закрепляется и за этими землями.

Пермский край в XIV-XVI вв.

В XIV - первой половине XV в. на земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV в. стали возникать первые русские поселения. Возникает древнейший русский город Прикамья – Чердынь - Пермь Великая.

В ходе собирания русских земель Москвой, повышается значимость уральских земель. Пушнина, которая поступала отсюда – золотая жила для государства, которое стремилось к независимости. Сравнить её сегодня можно лишь с каким-нибудь стратегическим нефтепроводом…. Именно в XIV веке появляются первые карты об уральских горах, а сам Урал называют не «горами», а «камнем».

На древней пермской земле начинают строить первые храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь.

До середины XVI века Пермские земли находились в обстановке военной опасности: немного западнее – Казанское ханство, чуть восточнее – Сибирское, плюс племенные розни. Территория Перми Великой в административном отношении делилась на две части: Верхнюю и Нижнюю земли. Чердынь и Соликамск – стали первыми уездными центрами. В религиозном плане местное население продолжало верить в своих языческих богов и даже приносить в жертву крещенных по христианскому обряду детей. Даже имя легендарного героя Перы-богатыря – лишь воплощение славянского бога Перуна – бога грома и молнии.

В XVI столетии пермские земли служат источником средств для освоения Сибири. Здесь расцветает солеварение - крупная отрасль мануфактурной промышленности России, ставшая источником богатства не только именитых людей Строгановых, но и многих других уральцев.

Территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства, что стало важным историческим событием. Появились возможности расширения государственных границ на востоке и освоения новых природных богатств.

В Соликамском уезде возникло много русских поселений, потому что здесь развивалось солеварение, требовавшее рабочих рук.

В 1558 г. обширные земли на Верхней Каме до устья р. Чусовой царь Иван IV отдал богатым солепромышленникам Строгановым.

Пермский край в XVII-XVIII вв.

Ближе к концу XVI в. и в XVII в. к основным переселенческим потокам с севера прибавились русские переселенцы, добиравшиеся к будущей Перми по Волге и Каме из центральных и южных регионов России.

Строгановы начали вытеснять татаро - башкир с их земель. Однако постепенно татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку, где основало деревни Кояново и Тасимки (Касимово). Татаро-башкирские поселения оказались в окружении русских. Часть татар и башкир переселилась в русские деревни, которые получили свои названия по речкам (Верхние Муллы и Нижние Муллы).

В XVII в. важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала на севере становится г. Соль Камская (Соликамск), а на юго-востоке - вновь построенный г. Кунгур.

К концу XVII в. в пермских землях, как и в целом на Урале, складываются условия для возникновения и быстрого развития тяжелой промышленности, без которой невозможно было представить себе новую Россию. Во многих местах Прикамья в XVI-XVII вв. существовали крестьянские железоделательные промыслы. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей.

В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод.

Развитие в крае горнозаводского дела привело к основанию города Пермь и образованию Пермской губернии по указу императрицы Екатерины II в восемнадцатом веке.

Приложение 2

Викторина

1. Какой город был центром Перми Великой в 16 веке?

С глубоких времен покрытые лесами земли левого берега Камы, между ее притоками Буй и Белая, были обжиты человеком. По оценке историков местные племена говорили на финно-угорских языках, родственных современным удмуртскому, марийскому, коми, мансийскому, вергерскому и прочим языкам. Немногочисленное население занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Круто изменилась обстановка в крае в середине 1 тыс. н. э., в эпоху "Великого переселения народов". Вторжение гуннов вызвало перемещения племен по всей Евро-Азматской степи и прилегающих лесостепных районах. Спасаясь от воинственных кочевых орд более слабые группы населения уходили на север - к берегам Средней Волги, Камы. Белой.

Со второй половины века наш край заняли племена так называемой кушнаренковской археологической культуры, пришедшие из Западной Сибири. Большинство исследователей считает их уграми, хотя есть точка зрения, что эго тюрки, самодийцы и др. (вели кочевой образ жизни, часть - земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). В VIII-IX вв. большая группа кочевых угров ушла на запад в долину Дуная, где на землях Паннонии сформировался современный венгерский народ. В этот период по лесостепному левобережью в низовья Белой проникают и группы кочевников печенегов (древнних башкир). Издревле совершали набеги и походы войск на Каму и Волжскую Болгарию (государство, существующее в те времена на территории современного Татарстана) восточные славяне. А начиная с XI – ХП вв., новгородцы уже осваивают верховья Камы и Вятки. В начале XIII века очередное вторжение потрясло жизнь народов Восточной Европы.

В 1236 г. монголы разгромили Булгарское государство и их соседей. Вся территория среднего Поволжья, Приуралья, Нижнего Прикамья подпадает под власть Золотой Орды, в которой ислам становится официальной религией, а тюркский язык господствует в государстве, спасаясь от ярости победителей, население бежало на север за Каму или на восток. В то же время енейские роды были вынуждены переселиться с западных районов на правый берег Камы, Занять устье Белой и Буя. Переселяются сюда и племя уран, гарейцы и др. С конца XIV в. ХV вв. происходит достаточно массовое переселе¬ние енейцев на правый берег Камы. «История Николо-Березовки». М. И. Роднов, О. В. Васильева, Уфа-1997г. Поселение русских в Прикамье Основание Николо - Березовки К концу 1V в. верховья Камы были прочно освоены русским насе-лением и прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 30-40 гг. ХV1 века борьба окрепшего Русского государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном, главной транспортной артерией Восточной Европы, развернулась с особым ожесточением. В итоге в 1552 году Казань пала.

В I554-1555 гг. северо-западные башкирские племена добровольно принимают русское подданство, в 1557 г. прикамские удмурты добровольно входят в состав Россия. После этого сюда хлынул поток русских вольных переселенцев, в основном уроженцев русского севера. Одно из основных групп русских переселенцев направилась в долину речки Березовки. Берегах в десяти ниже устья Буя на левом низком берегу Камы образовалось большое село Николо-Березовка, "одно из самых древних поселений этого края". Территории выше устья Белой надежно защищали большая река, густые леса и обширные болота от набегов кочевых орд. Ранняя история Николо-Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов.

Самый же древней период истории села окутан легендами. Связано это с существованием здесь, как писал кафедральный протоиерей Павел Желателев «пo преданию при устье реки Биря-бу (Березовка) Саввиновского монастыря (Саввы Сторожевского), в котором находилась чудотворная икона Николы Березовского» (икона св. Николая Чудотворца). Одна из версий утверждает, что якобы «в один из башкирских бунтов саввинский монастырь был разорен и разрушен, а икона чудом уцелела в дупле березы. А в I560 году (исследователь местной церковной истории К. Херувимов писал: «неизвестно на каком основании, обретение св. иконы относится к 1560 г.) «по Каме шел караван судов и товаром богатейших купцов Строгановых.

Против того места, где теперь село Николо-Березовка, караван без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад - успеха не имели. Наконец им внушено было в откровении, что они до тех пор не двинутся с места, пока не помолятся пред образом Св. и Чуд. Николая. В то время место это было пустынное и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и где найти этот образ... В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли на берег и, по преданию, на высокой березе они обрели то, что им было обещано». Помолившись и поблагодарив Господа, сели на суда и тe легко поплыли. «Сплавивши товар (то есть шли вниз по течению), корабельщики возвращались к своим хозяевам и рассказали им обо всем случившемся с ними». Ревностные христиане Строгановы «собрали многочисленное духовенство и в сопровождении множества народа отправились на место явления иконы. Здесь они нашли все так, как им рассказали корабельщики и совершили усердное молебствие перед святителем. При этом многие больные, в числе других во многих сопровождающие Строгановых к месту явления иконы, молясь Святителю и Чуд. Николаю пред новоявленной Его иконою, получили исцеление в своих болезнях". Впоследствии здесь была построена первая деревянная церковь и возникло поселение русских переселенцев.

Чем же занимались первые березовцы? Обычным крестьянским землепашеством и, видимо, уже немало хлеба собирали, раз завели мельницу. Разводили скот, всю домашнюю утварь сами же изготовляли. Значительный доход березовцы получали от рыболовства, охоты и "даров" леса. Жизнь первопоселенцев была нелегка. Край эпизодически сотрясали восстания, которые жестоко подавлялись. Одновременно с русскими в Башкортостан переселялись марийцы. Есть сведения, что марийцы, находившиеся также как и башкиры в составе Казанского ханства, переезжали в Башкирию еще до русского владычества. Активно воевавшие в казанских войсках против русских, марийцы начали переселяться на восток сразу после падения Казани. Массовое переселение марийских крестьян за Каму началось в ХVII веке. Причинами миграции были нежелание креститься, недовольство налоговым прессом, земельные притеснения. Марийские переселенцы пришли позже русских, поэтому их деревни как бы окаймляют с севера и юга район расселения русских в долине Березовки. Самые ранние марийские деревни возникли в середине - второй половине ХVII века. Справка: Николай Мирликийский (Николай Чудотворец) – епископ города Миры в Ликии (Малая Азия) жил по Житиям святых в 260 – 343 гг. Один из наиболее популярных православных святых, считается покровителем плавающих и путешествующих, сельского хозяйства, всех "сирых и убогих". Церковь дважды в год чтит его память - 9(22) мая ("Никола вешний") - день перенесения мощей Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) и 6(19) декабря ("Никола зимний”). Бурные полтора столетия (вторая половина ХVII - XVIII вв.)

Во второй половине ХVII в. обстановка в Башкортостане становится более напряженной. Одно за другим вспыхивает восстания башкир. По этой причине темпы прироста в этот период русского населения здесь снижается. 1662-1664 гг. - столкновения происходили около Кунгура и Мензелинска. На подавление восстания были брошены правительственные войска, на помощь к которым опять пришли Строгановы. 1681-1684 гг. - на прикамских землях. В 1662 г. было захвачено с. Николо-Березовка. Для защиты и подавления восстания была создана вооруженная дружина местным дворянином Семеном Григорьевичем Пекарским, который лично не только сидел в осаде, но и участвовал в боях. 1701-1711 гг. - события также охватили территорию нынешней Татарии и Прикамъев. В подавлении восстания участвовали Правительственные войска под командованием князя П. И. Хованского. Восстания часто принимали форму межнациональных конфликтов, сопровождались взаимными жестокими расправами, грабежами, насилием. 1735-1740 гг. - наиболее крупное башкирское восстание было связано со строительством города Оренбурга. В 1935г., когда Н. Березовке угрожало нападение башкир, чудотворную икону перенесли в Сарапул, и в последующие годы селу не раз угрожала опасность. Большее число жителей Н. Березовки переселяются на новые более спокойные защищенные земли и более пригодные для землепашества. Потому уменьшилось население с. Березовки, но увеличивается население в таких селах, как Касёво, Кутлинка, Ротково, Ташкиново, Марино.

В процессе освоения территории Прикамья русские крестьяне покупали землю у башкир. Местные жители занимались и рыболовством. “Река Кама изобилует множеством различных рыб, которые суть осетры, белуги, белая и красная рыбица, стерляди, сомы, сазаны, судаки, лещи и томy подобное. Вкус сих рыб гораздо волжских превосходит, а особливо Камские стерляди от всех за лучшие признаются”. “ Жители сей страны поймав оную солят с таким искусством, что не можно распознать, что то не самая лучшая семга”. Обилие лесов породило торговлю дровами, которые "отправляют в водой в Aстрахань" и в другие белесые края и была весьма прибыльна. В целом во второй половине 18 в. здесь сложился достаточно экономически развитым район с центром в дворцовом селе Сарапуле, " которое и строением обывательских домов, и богатством ее жителей превосходит многие уездные города". Здесь существовали кожевенные и мыльные заводы, мельница, велось строительство судов, процветала торговля дровами, салом, хлебом, железом, бесперебойно функционировал Камский речной путь. В богатых Камских лесах водились рыси, россомахи, бобры, куницы, лисицы, норки, белки, бурундук.

Восемнадцатый век стал эпохой рождения уральской горнозавод-ской промышленности. Так, в 1741 г. Акинфий Демидов, родоначальник знаменитой фамилии промышленников, купил у башкир енейцев за 120 руб. Камбарскую лесную дачу, бывшие охотничьи угодья березовцев, в долине реки Камбарка, где впоследствии его внуком Павлом Григорьевичем Демидовым в 1767 г. был построен молотовый завод, где выковывалось полосное железо. В 1760 г. заводчики Лукьян и Григорий Семеновичи Красильниковы купили у башкир землю для построения "железо-вододействемаго завода"

В конце 1773 года не обошли стороной события в связи с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Осадивший в октябре 1773 г. Оренбург Пугачев рассылал по всему Южному Уралу отряды своих сторонников. В ноябре 1773 г. мятежники осадили Уфу. Ночью 6 декабря отряд повстанцев (казаки и башкиры) вошел в Каракулино, где они схватили и увезли местного управителя и скрывавшегося в селе мирского воеводу. Узнав о появлении мятежников, находившихся в Сарапуле поручик Горячкин с военной командой сбежал. Волость осталась без защиты. 13 декабря сарапульский волостной старшина получил известие, что бунтовщики заняли Ангасяк, а в ближайших марий¬ских деревнях крестьяне выставили караулы для поимки "проезжающих боярских и заводских людей". Казанский губернатор Яков Ларионович фон Брант приказал собрать в Сарапуле "ис каждого жительства крестьян с оружием". 17 декабря распоряжением было разослано по всей Сарапульской волости. “Токмо в помощь еще никого не явилось".

Более тoгo, когда рассыльщик с указом прибыл в Березовку, местные крестьяне Федор Воробьев и Михайло Лихачев схватили его и отвезли в Ангасяк. Отряды восставших со стороны Ангасяка, Карманово, Каракулино двигались на Сарапул. 18 декабря они вступили в д. Карякино, затем в Касево, где расположились лагерем. Местным крестьянам повстанцы "под смертною казнию" приказывали собрать людей по человеку с пяти дворов "в казаки" с оружием и припасами. Возглавил мятежников башкирский старшина Каранай Мратов. 22 декабря 1773 г. Сарапул был занят. На сторону пугачевцев перешел священник Троицкой церкви H-Березовки Данила Иванов (Шитов). Два других березовских священника - Яков Аникиев и Федор Фролов не признали самозванца, за что были схвачены и отправлены в Касево, в лагерь восставших. Я. Аникиев был увезен Шитовым в Чесноковку под Уфой, где был повешен. А Фролова дети его, дьячок Алексей и пономарь Федор, из-под караула увезли и спрятали. К концу января 1774 г. сторонники законной власти создали вооруженные отряды перешли к активным действиям. Отряд возглавляемый канцеляристом Сарапульской управительской конторы И. Гурьевым, в ходе боев 21 февраля, 3 и 9 марта, занял Сарапул. Отряды повстанцев отступили под Уфу.

В конце февраля - начале марта 1774 г. на территории побывала группа повстанцев во главе с Салаватом Юлаевым около десяти дней и отбыла под Красноуфимск. К началу марта из Мензелинска подошел Архангелогородский карабинерный полк подполковника А. Я. Обернибесова, который выдержал несколько сражений с повстанцами, двигаясь через Каракулино к Сарапулу. В конце марта правая сторона Камы была занята правительственным отрядом Ивана Гурьева, а левобережные деревни (в т.ч. Березовка, Касево) мятежниками. Но, слабовооруженные отряды повстанцев терпели неудачи, отступали. Мятежники имели "скоп" в деревнях Карманово, Сосновой, Шушнуре, откуда в Березовку, Касево, Маринo, Ташкиново "чрез день, два и в неделю толпами человек по 50 к nocту въезжают и не одному из них человеку oт домов отлучатца не позволяют, устращивая при том, что если кто отложитца от их злодейства, то дом раззорят и их искоренят до основания".

Очередное оживление военных действий в Прикамье приходится на лето 1774 г. 20 июня пришло сообщение, что в Щушнуре стоит вооруженный отряд марийцев-мятежников, дорога на Ангасяк закрыта. 22 июня главное войско Пугачева взяло г. Осу, переправилось через Каму и двинулось на Казань. Единственной боеспособной силой в Прикамье оставался небольшой отряд добровольцев И. Гурьева. Но сил у того было явно недостаточно, мужики разбегались, жители не давали ни людей, ни подвод и он отступил к селу Вятскому, а затем в Березовку. Здесь небольшая команда И. Гурьева (около 50 человек) в полночь 26 июня была атакована мятежниками (до 500 человек). Два с половиной часа в Березовке шел бой. Но силы были неравны и Гурьеву пришлось отступить к Мензелинску. Село пострадало очень сильно. И. Гурьев рапортовал: "мятежники все без остатку строение выжгли". К началу июля 1774 г. мятежники опять взяли Сарапул и Прикамье вновь оказалось под контролем мятежников. В селах Касево и Березовке находился отряд старшины повстанцев башкир Мяди Мядиярова.

Разгром основных сил Пугачева под Казанью в июле, а затем и арест самого "Петра III" 15 сентября 1774 г. не прекратили восстание. Борьбу с правительственными силами продолжали оставшиеся отрады мятежников. В августе-сентябре 1774 г. ожесточенные бои развернулись в долине реки Буй. Воинские части (команда майора И. Штерича) базировались в пpикамскиx русских деревнях, откуда вели операции против повстанческих отрядов. 4 сентября отряд Штерича был атакован полуторатысячным отрядом восставших во главе с Салаватом Юлаевым в районе речки Амзя. В дальнейшем военные действия перемещаются на восток, где под ударам правительственных войск к зиме восстание затихает. 25 ноября 1774 г. на севере края был схвачен Салават Юлаев. Война нанесла немалый урон. В пугачёвский бунт село Березовка "было разорено и сожжено бунтовщиками, не пощадившими и Березовского храма". По данным Вятской духовной консистории "в селе Березовке у церкви каменной крышу и прочее выжгли ж и престолы божии обрубили.”

XIX ВЕК Первая половина XIX века была периодом спокойной и размеренной жизни. Положение удельных крестьян было несравненно лучше, чем помещичьих крепостных. Население по прежнему занималось сельским хозяйством, постепенно расчищая леса. распахивая новые земли. К началу XIX века появляется дер. Пенза, часть березовцев переселяется туда поближе к сельхозугодьям. В 1830-х гг. распространился картофель. В начале XIX века строится в Н - Березовке четвертый, теперь уже каменные храм во имя Живоначальной Троицы. Он был выстроен в стиле классицизма, с характерной строгостью в композиции, сдержанностью во внешнем оформлении зданий. Сама Троицкая церковь представляет собой распространенный в России вариант - "восьмерик на четверике", т. е. на четырехгранном основании (первом этаже) стоит восьмигранник. Купол, закрывающий храм, также разбит на восемь граней, а в завершение строители поставили небольшой световой восьмеричёк, на котором возвышался крест. По традиции на восток сильно выступает полукруглая апсида алтаря. Как жили простые рядовые жители, крестьяне Н - Березовки?

Как и по всей России в конце ХIX века, местные жители были объединены в одну сельскую общину (общество или мир), низшую административно-территориальную единицу в государстве. Полноправными членами общины являлись крестьяне – мужчины, домохозяева, главы семей, владельцы домов, личного имуществa. Нравы были строго патриархальными. Только домохозяева распоряжались всей жизнью членов фамилии, хозяйством, имел право представлять семью. Лишь с согласия домохозяина, например, брат или сын мог получить паспорт и уехать куда-нибудь на заработки. Все основные вопросы в жизни сельской общины рассматривало собрание домохозяев - сельский сход. Решение принималось большинством голосов. После смерти главы семьи, брат или старший сын признавались в качестве домохозяина. Текущими делами общины управлял сельский старостa, избираемый домохозяевами на три года и получавший от общества небольшое жалование. Должность эта была весьма хлопотной, и люди на ней менялись часто.

Сельский сход и староста решали все внутриобщинные вопросы, включая разбор конфликтов в семье, мелкие уголовные проступки. За общественным порядком следили семи крестьяне. Сход мог также приговорить к штрафу, а в крайнем случае выслать в Сибирь на поселение. Основою общины, ее фундаментом являлось так называемое, обычное, традиционное право - крестьянская мораль. Многочисленные неписаные законы, обычаи, установления регулировали всю жизнь крестьянской семьи, поведение человека дома, в быту, в деревне. Осуждалось безбрачие, поощрялась многодетная семья, покорность родителям, приверженность родственным чувствам, уважение и забота о старших и детях, соблюдение религиозных традиций, осуждались индивидуализм, противопостановление обществу, неподчинение старшим, безверие. Общинный строй защищал крестьянина от угрозы неурожая, голода, гарантировал ему поддержку в случае несчастья. Община добровольно и бесплатно помогала слабосильным семьям в уборке урожая, строительства, пожаре, перераспределяла налоги с бедных на богатых, иногда вообще содержала за свой счет одиноких стариков, нищих и калек. Широкое распространение в деревне получили помочи - бесплатная или за угощение помощь в различных работах. В сельском обществе регулярно производились переделы пашен-ной земли. В целях равенства, справедливости, чтобы ни у кого не было лучших или худших участков земли, служила чересполосица. Община, с учетом качества почвы, увлажненности, близости от села и т. д. нарезала каждому домохозяину определенное количество полос на разных полях. Чересполосица страховала от неблагоприятных, природных явлений (града, засухи, обильных осадков и т. д.). Однако, частые переделы не стимулировали крестьян заботиться о земле. В условиях нехватки земли крестьяне могли взять или наоборот сдать свои земельные угодья в аренду.

А в годы столыпинской реформы (1906 – 1915 гг.) желающие могли выйти из общины, превратить свою землю в частную собственность, чем и воспользовались некоторые крестьяне. Были и такие, кто сразу же продал ненужные им земли. Орудия труда были в основном деревянные. Для обработки земли в основном применяли разновидности русской сохи - кунгурку и чегандинку, деревянные бороны, Хлеба жали серпами, косили яровые и редкие посевы. Фабричных с/х орудий пoчти не было. Имелись лишь веялки, которые крестьяне изготавливали сами. В начале XX века в Н - Березовке и Пензе почти половина крестьян не занимались с/хозяйством, жили на доходы от торгово-промышленной деятельности, работы по найму и т. д. Многие из-за нехватки своего хлеба сочетали работы на своих участках с работой где-нибудь на стороне. В обычном крестьянском дворе держали много скотины. Например, в хозяйстве Ивана Дмитриевича Воробьева были три лошади, жеребенок, три коровы, две подтелки, три теленка, 11 овец, 10 ягнят, пять свиней, два подсвинка и пять поросят, 20 ульев. Четверть всех дворов не имела лошадей и коров, являясь покупателем мяса, молока, масла.

XX ВЕК. РАСЦВЕТ. На рубеже 19-20 вв. Н - Березовка вновь переживает эпоху расцвета, из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. Резко возрастает численность населения. В 1914 г. в селе было 146 дворов. Кроме того, вокруг села возникают отдельные небольшие поселения. Причиной расцвета Березовки послужило ее выгодное расположение, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось преимущественно речным путем с Березовской пристани. По объему грузооборота Н - Березовская пристань входила в число крупнейших в Камско-Бельском бассейне. В начале XX века она считалась третьей по масштабам тоproвыx операций пристанью в Уфимской губернии.

Березовские купцы - хлеботорговцы построили в селе множество лесных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации начиналась его отправка. Н - Березовка являлась крупным центром торговли "рынком сбыта для всей волости". 6-10 декабря в селе ежегодно проводилась большая ярмарка. Пo выходным устраивались базары. Существовало множество торговых лавок. Для переработки сельхоз. продукции в селе имелись водяные мельница, мельницы с паровым двигателем и нефтяным двигателем сушилки, кулеткацкие заведения, которые принадлежали купцам или зажиточным крестьянам. В селе живет много богатых купцов, постройки которых имеют вид совсем городских. Есть почтово-телеграфное отделение, частная аптека. Рост населения Н - Березовки вызвало увеличение плотности застройки. Расположенное на относительно небольшом возвышении между Камой и речкой Береэовкой, село практически не имело свободной земли под уделы. Жизненно важными для села являлись переправы. Перевоз через речку Березовку сдавался Удельным ведомством жителям Сухаревки в аренду, а через Каму - арендовали мужики из деревни Галаново. В 1912 г. через речку Березовку возводится деревянный мост. Наличие гостиницы в селе было отмечено в 1870 г.

Н - Березовка 19I7 года - эго уже поселение городского типа. В селе многочисленные наемные рабочие, приказчики, купцы, мастеровые, представители интеллигенции жили за счет покупных продуктов питания Действовали пекарни, булочные, чайные лавки, кабаки. Купеческие дочки, щеголи-приказчики "задавали тон" в местной моде. Приличным считалось одеваться по городскому. В то время в селе было семь портных, четыре швеи, два сапожника, две чулочницы, две модистки, одевавшие дам Березовского "высшего общества", Плотники, печники, столяры, прачки, прислуга, извозчик, водолив предлагали свои услуги. Был даже "живописец" Александр Васильевич Втулов, окончивший курс в Холуской живописной и иконописной школе. Сложилась небольшая прослойка интеллигенции, вместе с духовенством - около 20 семейств.

Торговля требует обязательного умения читать и считать. С 1869 г. в H - Березовке действовало земское училище (школа). Сначала преподавание велось отдельно для мальчиков и девочек, а с 1910 г. началось совместное обучение. Повысился статус училища: оно стало именоваться Николо - Березовское городское 4-х классное училище. В 1917 г. существовала библиотека. Богатое купечество выписывало газеты и журналы. Для простого народа очагами культуры были школа и церковь. К началу XХ века имелся земский фельдшерский пункт Сапожникова П. А., действовала аптека Львова. Существовала вольно-пожарная дружина, состоящая из бескорыстных и отважных добровольцев.

В начале XX века происходит разделение Пермской губернии на Екатеринбургскую и Пермскую. Теперь в составе Пермской губернии Чердынский, Соликамский, Пермский, Кунгурский, Осинский и Оханский уезды. Территория современного Пермского края состояла тогда из Верхнекамского, Пермского, Кунгурского и частично Сарапульского округов (сегодня Сарапул находится в пределах Удмуртии). В 1925 году из Верхнекамского округа выделен Коми-пермяцкий округ, в 1934 году Уральская область разделена на три единицы: Свердловскую, Челябинскую, Обско-Иртышскую области. Затем первая из них была разделена на Свердловскую и Пермскую. В 1996г были разграничены полномочия между органами государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

XX век в Прикамье стал периодом мощного промышленного подъема, впоследствии это сыграло очень важную роль для всей России. Промышленный подъем на пермских заводах пришелся на 1900-1910 годы. Лысьвенский металлургический завод перешел на выпуск жести, оцинкованного железа и посуды из него, Суксунский изготовлял якорные шпили, Александровский производил горно-шахтное оборудование. Во время первой мировой войны заводы стали производить снарядную сталь, колючую проволоку и др. Соляная промышленность продолжала занимать лидирующее по важности значение. Производство соли к началу XX века выросло в четыре раза по сравнению с концом XVIII. На солеварнях появляется новая техника, а пермская соль составляет 20% от общерусского производства.

Строительство железных дорог и развитие водного транспорта стимулировало добычу каменного угля. К началу XX веку Кизеловский бассейн оставался единственным не только в Прикамье, но и на Урале в целом. Д. И. Менделеев, великий русский химик, побывавший в 1899 году в Кизеле, рекомендовал использовать местный уголь во всех сферах промышленного производства. Пермские пушечные заводы в Мотовилихе являлись крупнейшими в России и в Европе производителями артиллерийских орудий, лафетов и снарядов. Развивалась машиностроительная отрасль. Наиболее универсальными машиностроительными предприятиями становятся Мотовилихинский, Пожевской заводы и Пермские железнодорожные мастерские. Мотовилихинский завод преобразовывался в пушечный.

В начале XX века Пермь оказывается в водовороте революционных событий. Рабочие, учащиеся и представители радикально настроенной интеллигенции стали активными участниками революционных выступлений 1905 года. Памятник событиям тех лет сейчас можно увидеть в Музее - Диораме, который расположен на Вышке - 1. Революция 1917 года оставила о себе печальную память в Перми. Именно в Перми прожил свои последние дни брат Николая Романова - Михаил Романов. После отречения от престола Николая II, Михаил должен был взойти на его место, но был сослан в Пермь. В губернской столице он прожил несколько дней, после был тайно вывезен ночью в неизвестном направлении и убит. Сохранился дом на ул. Сибирская, где он провел последние дни. Ранее там находилась гостиница - Королевские номера.

Период советской власти также был трагичным для Пермского края. Наличие масштабных промышленных строек, лесные ресурсы - все это сыграло свою роль при формировании лагерей ГУЛАГ. Именно Пермский край стал одним из массовых районов для ссылки политзаключенных в советские годы. Печально известные объекты в Пермском крае, которые были построены трудом заключенных - это многие заводы (среди них Березниковский химический комбинат, Завод им. Дзержинского и т. д.). Известен на всю Россию и не только, один из 100 уникальных музеев мира, ссыльный лагерь «Пермь - 36». Сейчас это музей под открытым небом, который хранит в себе страшную и трагичную историю тысячей жизней.



Пермский край всегда был заводским центром. Неслучайно в военные годы именно здесь производили различное оружие для фронта и предметы быта, так на заводе в Лысьве производились каски, которые во время войны спасли немало жизней советских солдат. В 2009 году в городе на базе Лысьвенского краеведческого музея откроется уникальный музей каски. Познакомиться с оружейным производством можно в музее артиллерии в Мотовилихе. Здесь собраны образцы продукции разных лет: пушки, артиллерийские системы, гарпунные пушки и многое другое. Легендарная пушка А-19, своим выстрелом ознаменовавшую Великую победу над фашисткими захватчиками в 1945 году, была также произведена на «Мотовилихинских заводах».

Во время войны в Пермь были эвакуированы артисты Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова вместе с хореографическим училищем. После их отъезда на базе Ленинградской балетной школы была создана местная, которая сейчас является одной из самых престижных балетных школ в мире. Ежегодно пермское хореографическое училище принимает большое количество детей не только из России, но и многих зарубежных стран. Балет - визитная карточка Пермского края.

На сцене пермского театра оперы и балета танцуют не только выпускники знаменитого на весь мир училища, но и артисты ведущих театров мира. Раз в два года пермская сцена принимает международный фестиваль балета «Арабеск». Также раз в два года проходит еще одно культурное событие - международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж», в рамках которого проходит большое количество не только балетных, но и оперных премьер и других событий: выставок, модных показов и т. д.



Еще одна важная веха в истории и культуре Пермского края произошло в начале ХХ века. В 1920-е годы искусствовед Николай Серебренников организовал несколько экспедиций на Север региона. Благодаря его работе было найдено 248 уникальных самобытных культовых скульптур, известных по всему как «пермские боги» или «пермская деревянная скульптура». Серебренников не только собрал коллекцию, систематизировал ее, но и выпустил каталог, собрав колоссальный исторический материал. Экспонаты хранятся в Пермской художественной галерее и наряду с пермским звериным стилем являются «брендами» пермской земли.

В XX веке произошло очень важное событие для всего региона - был открыт первый университет. Появление университета на Урале отвечало стратегии культурного и геополитического развития России: громадный, с растущим промышленным потенциалом регион требовал собственного научного, образовательного и просветительного центра. Эта идея уже обсуждалась на рубеже XIX-XX веков. Ее активно поддерживали Д. И.Менделеев, А. П.Попов, Д. Н.Мамин-Сибиряк, А. Г. Денисов-Уральский и другие. Но тот факт, что именно Пермь стала первым университетским городом Урала, случайным не был. Значительную роль сыграла гражданская инициатива крупного промышленника Николая Васильевича Мешкова. Город предложил наиболее благоприятные материальные и финансовые условия, и выбор правительства был сделан в пользу Перми. Советское время оставило отпечаток и в названии центра Пермского края. В 1940 году город носил имя министра иностранных дел СССР В. М. Молотова. Город Молотов просуществовал вплоть до 1957 года, затем было возвращено название Пермь. Своим современным обликом Пермь и многие города края также во многом обязана временам советского периода. Именно тогда появляется новый стиль в архитектуре - сталинский ампир. В этом стиле построено масса зданий с лепниной, колоннами, арками и барельефам: жилые дома, театры, дворцы культуры. Ярким примером может служить застройка Комсомольского проспекта (жилые дома и ДК им. Солдатова) в Перми, здание, в народе называемое «Башня смерти», но по праву носящее звание одного из самых красивых пермских зданий.

Существует много легенд и споров по поводу его названия. Многие связывают это с тем, что когда-то здесь находилось отделение НКВД, рассказывают о подземельях и расправах происходивших в них.

В советский период в парках, детских лагерях и других общественных местах появляются в большом количестве памятники Ленину, скульптурные изображения пионеров, пловчих и др. В 2009 году в Лысьве открылся парк советской скульптуры с монументами, ставшими символами советского времени.

XX век стал толчком для развития новых территорий. На карте Пермского края появились новые города Пермского края: Чайковский, Нытва, Чернушка, Александровск.

В ХХ веке активно развиваются системы общественного городского и междугороднего транспорта. Появляются новые дороги и мосты, которые позволяют без труда добраться в в отдаленные и труднодоступные территории региона. В 1929 году на улицах Перми появился первый трамвай. В 1960-х годах появились троллейбусы, сначала в Перми, а затем и в Березниках. В 1970-е годы открылись воздушные ворота - был построен аэропорт «Большое Савино».

В 1965 году восьмой в истории российской и советской космонавтики пилотируемый полет корабля «Восход-2» завершился в Пермском регионе. Космонавты совершили посадку в районе деревни Кургановка, на границе Усольского и Соликамского районов, в 30 километрах от города Березники. В память об этом событии в Перми появились улицы - Леонова и Беляева, названные в честь пилотов «Восхода-2». Дорога, ведущая в аэропорт, носит имя «шоссе Космонавтов». Рядом с пермской печатной фабрикой «Гознак» установлена стела покорителям космоса, в деревне Кургановка и на въезде в Усолье установлены памятники космонавтам. Но нет только благополучно завершившаяся посадка «Восхода-2» связывает пермскую землю с космосом. За несколько лет до этого события, 12 марта 1958 года в Перми началось производство ракетных двигателей, а через некоторое время было основано предприятие «Протон - Пермские моторы» (сейчас «Протон-ПМ»), известное на весь мир, которое до сих пор выпускает надежные авиадвигатели.

В 2005 году состоялось объединение Пермской области и входящего в её состав Коми-Пермяцкого автономного округ. Это событие стало первым в новейшей истории России объединения регионов и изменения состава государства после принятия конституции в 1993 году. Так на карте Российской Федерации появился новый субъект - Пермский край. Объединение состоялось в соответствии с результатами проведенных в Пермской области и Коми-Пермяцком округе референдумов 7 декабря 2003 года. Сейчас Пермский край - один из наиболее экономически развитых регионов России.

Пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия» появился 11 июня 2010 года. Такой пешеходный маршрут возник в Перми первым на Урале. По всему маршруту на асфальт нанесена линия зеленого цвета, около объектов установлены информационные щиты.

В первое десятилетие ХХ века в башкирских волостях Осинского уезда Пермской губернии наблюдалось небывалое до этого строительство земских школ, волостных правлений, земских больниц. В то же время активно шло строительство земских трактов и железобетонных мостов в селах Барда и Елпачиха.

Атерский волок известен с 1660 года. Это 75-километровый участок от реки Ирень в селе Енапаево до реки Тюй в деревне Бурма на территории Башкирии. Есть о нём упоминания в трудах П.С. Палласа и Бибикова в XVIII веке, а также Н.К. Чупина в XIX веке. В Гражданскую войну здесь прошёл и В.К. Блюхер с партизанами.

Биостанция Кважва расположена в Добрянском районе Пермского края на месте бывшего поселка лесозаготовителей с одноименным названием «Верх-Кважва». На биостанции ведутся не только полевые практики по различным предметам, но и научные исследования.

Строительство Бисерского чугунолитейного и железоделательного завода началось 30 сентября 1786 года по указанию графа Б.Г. Шаховского. В настоящее время этот завод интересен тем, что во многом сохранил облик небольшого уральского завода XIX века. Благодаря этому здесь проходили съемки эпизодов фильма Леонида Парфенова и Алексея Иванова «Хребет России».

Вид на величественную церковь Благовещения открывается уже с Чердынской автомагистрали. Для неподготовленного путешественника зрелище завораживающее. Но стоит подъехать ближе и рассмотреть здание церкви внимательно, как становится понятно, что над ним хорошо потрудились время и люди. «Потрудились», конечно, не в благоприятном смысле: церковь разрушается.

Прикамье не богато белокаменным зодчеством. Виной тому доступность кирпича и отсутствие на большей части территории края горных пород, пригодных для создания архитектурного декора. Исключением является Октябрьский район, крайняя южная точка Пермского края. Расцвет каменного строительства здесь связан с обилием здесь оолитовых известняков и доломитов.

Город Кунгур широко известен своей ледяной пещерой и фестивалем воздухоплавания «Небесная ярмарка». В городе сохранилось множество старинных купеческих особняков. Здесь много интересных достопримечательностей. Предлагаю познакомиться с историей Кунгура и его самыми любопытными местами.

Лысьва – один из промышленных центров Пермского края, старинный горнозаводской городок, появившийся ещё в конце XVIII века, с единственным в России музеем каски. Инициатором строительства железоделательного завода и поселения при нём стала княжна Варвара Александровна Шаховская, дочь графа Александра Строганова. В 1785 году началось строительство завода, пущенного в действие 27 декабря 1787 года.

Дорогие читатели, приглашаю вас на небольшую прогулку по Осе. Небольшой городок с необычным названием расположился на юго-западе Пермского края, на берегу Воткинского водохранилища. Подобно древней Чердыни, Оса прекрасно сохранила атмосферу старинного уездного города. Прогулка по её улицам не оставит вас равнодушными.

Чердынь – самый древний город Урала. Приезжая в Чердынь, словно переносишься на машине времени в прошлое. Здесь, как нигде на Урале, сохранилось очень много старинных зданий. Это настоящий музей под открытым небом. Город приятный, душевный, в который хочется вернуться. Побывать здесь, пройтись по чердынским улочкам, проникнуться атмосферой этого места стоит каждому!

Город Чёрмоз, расположенный в Пермском крае, имеет интересную и богатую событиями историю. Есть здесь и интересные достопримечательности. Чермозские куранты на 3 года старше московских, установленных на Спасской башне Кремля, а лунный календарь вообще не имеет аналогов в России.

Чусовой - город металлургов, город спортивной славы, он часто является и местом окончания сплавов по реке Чусовой. Удобное расположение станции Чусовская позволяет туристам без проблем уехать из города на железнодорожном транспорте. Провожает их Выш-гора, у подножия которой и расположен вокзал. С этой горы, с так называемого «Балкона», открывается прекрасный вид на город.

Данное селение основано в начале XVII века на землях Строгановых, где чуть раннее уже поселились казаки Ермака, вернувшиеся из Сибирского похода. Данные земли у реки Ординки Строгановы отдали Белянице Зюзину – будущему воеводе Верхотурской провинции.

Живописная природа и глушь манили сюда марийский народ от гонений за язычество. И сегодня среди жителей найдутся представители поклонению Берёзе. Этнический уклад за прошедшие почти 250 лет изменился, но не так кардинально, как у других этносов-народов, населяющих Октябрьский район.

Город с таким добрым и милым названием находится на берегах залива Камского водохранилища. Город небольшой, всего около 36 тысяч жителей, но с интересной историей. И сохранившимся колоритом старинного уральского горнозаводского городка, несмотря на то, что старинный завод уже более 60 лет назад скрыли волны Камского моря.

Поднявшись по дороге (старинный Бирский тракт) в гору Вахит-Тау от Енапаевской Ледяной пещеры до перекрёстка (отворот на Усть-Арий) дорога предстает почти в изначальном виде и является труднопроезжаемой. Лесная аллея, по которой проходит дорога, очень живописна. Словно на «машине времени» можно очутиться в былых временах...

На высоком левом берегу Койвы, над посёлком Кусье-Александровский возвышаются развалины большого здания из бутового камня, немного похожие на руины средневекового замка. Сейчас туда редко кто приходит, разве что туристы. А из них мало кто догадывается, что в этих местах в 40-50-е годы прошлого века добывали алмазы.

Крестовая гора высоко возвышается над долиной Косьвы. Сейчас на её склонах располагается горнолыжный центр, как и полагается с канатной дорогой. Но оказывается в Губахе раньше была ещё одна канатная дорога, только ездили на ней не лыжники, а вагончики с каменным углём.

Совсем рядом с северной оконечностью Кваркуша в Улс впадает река Кутим. А в трех с половиной километрах от устья еще 120 лет назад вовсю работал чугуноплавильный завод, который так и называли Кутимским. Завод с короткой, но очень насыщенной историей...

Добыча соли в районе Соликамска имеет давнюю историю. Её выпаривали из родников ещё во времена Родановской культуры (начиная с IX века). А в начале XV столетия братья Калинниковы, посадские люди из Вологды, основали солеварни рядом с нынешней деревней Верх-Боровая. В 1430 году они перенесли их уже в окрестности нынешнего Соликамска, так как рассолы здесь были богаче.