История Рождества Иисуса Христа (как все было на самом деле). Вход Господень в Иерусалим

В Рождественскую ночь обязательно происходят чудеса.
И нам взрослым так хочется чуда...

Мы ждем подарков от Господа..., а давайте сделаем подарок ему – станем отзывчивее, терпеливее, научимся прощать от всего сердца и от всего сердца делать только добро...

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. Только правильнее Иисус родился на 7 лет раньше летосчисления. Ранее не были учтены високосные года и т.п. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Вскоре царь той страны решил убить Его.

Но начнем с начала. В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Когда же Дева Мария была на сносях, она вместе с мужем Иосифом отправилась в Вифлеем, город неподалеку от Иерусалима, потому что римский император Август приказал провести перепись населения. Для этого каждый должен был явиться в город, где родился. Иосиф же был родом из Вифлеема. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Найти убежище в городе им не удалось, поэтому они вышли за пределы Вифлеема и наткнулись на пещеру, в которой обычно пастухи прятались от непогоды. Именно там родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли.

В окрестностях в эту ночь не спали несколько пастухов, сидели у костров, сторожа свои стада. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».

Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

О факте рождения Святого Младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Матф.2:1-12)

Через восемь дней младенца принесли в Храм, где по закону сделали обрезание и дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение», и только с этого момента считалось что ребенок представлен перед Богом. Поэтому во всем мире два праздника сначала Рождество, а потом на 8 день Новый год и только в России все странно, т.к. мы празднуем Новый год со всем миром и только после этого Рождество и как положено на 8 день после Рождества Старый Новый год.

Впоследствии Иисуса также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» Сыну Божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Едва родившись, будущий Спаситель подвергся страшной опасности. Царь Ирод, которому предсказали рождение истинного Царя, приказал убить всех младенцев мужского пола. В итоге в Вифлееме и его окрестностях было истреблено 14 тысяч детей в возрасте от двух лет и младше. Убиенные дети по сей день считаются первыми мучениками, погибшими за Христа, и в память о них вторая неделя после Рождества называется Страшными вечерами. Спасая своего сына, Мария и Иосиф убежали в Египет, а после смерти царя Ирода вернулись в Назарет.

Примечательно, что сегодня Вифлеем, бывший некогда отдельным городом, практически сросся с окраинами Иерусалима. Минули столетия, и некогда пустынная местность является вполне благоустроенным районом с магазинами, кафе и деловыми центрами. И лишь отдельные святыни напоминают, что когда–то здесь в мир пришло чудо. В частности, на небольшой площади, сплошь заставленной туристическими автобусами, есть замурованная арка с низким проемом. Этот проем имеет свою историю: в XVI веке, когда Палестину завоевали турки, вход в арку был специально замурован, чтобы враги не могли осквернить святыню, въезжая в нее на лошадях. В итоге остался очень узкий и низкий проход – чтобы войти в него, приходилось очень сильно нагибаться, поэтому с тех пор его называют дверью покорности.

Сегодня рождественские праздники отмечаются практически в каждом доме. А вот какие события легли в основу этого праздника, для многих осталось тайной. Что же произошло тогда, более 2000 тысяч лет назад? Почему события, произошедшие в небольшом городке Вифлееме, который был захолустьем Великой Римской Империи, стали началом отсчета новой эры? О чем нужно рассказать детям в дни Рождества? Вот вам история Рождества Христова для детей.
А началось все с повеления римского императора Августа, который решил переписать своих подданных. Именно перепись населения заставила Иосифа и его жену Марию, которые проживали в Назарете, отправиться в нелегкий для них путь. Иосиф был родом из Вифлеема, а пройти перепись каждый должен был в своем родном городе.
Путешествие осложнялось не только отсутствием современных транспортных средств. Мария ждала ребенка, поэтому путь из Назарета в Вифлеем, очевидно, занял у супружеской четы гораздо больше времени, чем у других путников. Придя в Вифлеем поздно вечером, Иосиф не мог найти места для ночлега в гостинице – все номера были заняты.
Для Марии путь в Вифлеем был настоящим испытанием, а отсутствие места для ночлега и вовсе трагедией. Ведь Святая понимала, что наступает время появиться на свет Святому Младенцу.
Единственное место, где путникам оказали радушный прием, был хлев. Именно в хлеву среди домашних животных появился на свет Сын Божий Иисус Христос, Спаситель мира. Кроватью для него стали ясли, а матрас заменила солома, которой в сарае было достаточно.
Вертепы, которые устанавливают в канун Рождества в храмах, передают именно это событие: овцы и коровы, сено и ясли, куда кладут корм для скота, Иосиф, Мария и Младенец, для которого не нашлось места в домах. Кормушка для скота стала первой колыбелью Иисуса Христа. И хотя рождение Христа выглядит романтично на картинах и вертепах, но представить себе хлев, где согласилась бы родить малыша современная женщина, достаточно трудно.
Это событие и дало отсчет новой эре. Века и тысячелетия истории разделяются днем рождения Иисуса Христа, и мы с вами подходим к концу этого года от Рождества Христова.
Чтобы события Рождества, ставшие основой праздника, стали для вас близкими, за праздничным столом стоит прочитать о них из Библии. Описываются они в евангелии от Святого Евангелиста Луки во 2 главе.
А с детьми можно создать у себя дома небольшой вертеп. Во время работы над ним можно еще раз вспомнить события, изменившие ход истории. Так вы сможете рассказать ребенку о Рождестве лучше всего.

Одним из наиболее почитаемых праздников у христиан является Рождество Христово. Его обожают и взрослые, и дети. А что нам известно о его происхождении, какова история праздника Рождество Христово?
О Рождестве каждый год снимается множество самых разнообразных фильмов. В одних так или иначе раскрывается история празднования Рождества Христова, в других режиссеры стараются передать дух торжества.

Существует поверье, что накануне Рождества можно услышать звон небесных колоколов, которые восхваляют Господа за то, что рождается Иисус Христос, сын Божий, Спаситель человечества. В честь этого события на грешную землю опускается Божья благодать, у ангелочков начинают расти крылья.
Рождество и Новый год - это, пожалуй, самые светлые семейные праздники. Рождественская ночь окутана множеством тайн и легенд. Считается, что она прекрасно подходит для примирения.

История праздника Рождество Христово: Когда праздновать

Всем известно, что различные христианские конфессии празднуют Рождество в разное время:

  • католики - 25 декабря;
  • православные - 7 января.

Эта разница связана с тем, что православные и католики используют для определения даты рождения различные календари. В православной традиции летоисчисление ведется по старому стилю, или по Юлианскому календарю, в то время, как католики еще в 1582 году во время папства Григория XIII перешли на новый стиль и ведут летоисчисление по Григорианскому календарю.
Каждую сотню лет разница между стилями увеличивается на один день. На сегодня она составляет 13 дней. Именно на этот срок опережает Григорианский, или Новый календарь старое летоисчисление.
Надо сказать, что все подобные исчисления в любом случае достаточно приблизительны, ведь на сегодня точная дата рождения Иисуса неизвестна. Все, что мы знаем доподлинно, - это то, что рождение Христа произошло в Вифлееме в период 12-1 г. до н. э. Эти данные основаны на том, что Иисус родился в то время, когда правил Ирод Великой, а умер этот правитель в 4 г. до н. э. - 1 г. н. э.


Некоторые ученые пытаются вычислить рождение Иисуса по Вифлеемской звезде. Многие считают, что такое название получила комета Галлея, которая пролетала около Земли в 12 г. до н. э.
С чем же связана конкретная дата - 25 декабря или 7 января? Как множество христианских празднований, эта традиция корнями уходит в эпоху язычества. Именно в этот день древние римляне чествовали Сатурна. Праздники в период зимнего солнцестояния были невероятно широко распространены во всех без исключения языческих, особенно земледельческих культурах. По этой причине один из самых больших праздников христианства стали отмечать в этот день, наполнив традиционные ритуалы новым смыслом.

История праздника Рождество Христово по Библии

Библия достаточно много упоминает о том, как родился Иисус. Наиболее подробно на этом остановился Лука в своем Евангелии, где он подробно рассказывает о том, как Мария и Иосиф путешествовали в Вифлеем, и как родился сын Божий.
По легенде, Мария родила младенца в хлеву и положила его в ясли, поскольку в гостинице для них не нашлось места.
В это время пастухи увидели необычное сияние и пришли поклониться новорожденному. Дополняет повествование Евангелие от Матвея. Именно в нем содержится указание, что в тот момент, как родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда, указавшая путь волхвам к месту рождения Мессии.
Поскольку весть о необычном младенце, которому было суждено стать Царем Царей, быстро разнеслась по всей Иудее, Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков. Предупрежденный Иосиф с семьей бежал в Египет и спас маленького Иисуса.


Надо сказать, что, несмотря на подобные описания, ученые не могут доподлинно ответить на вопрос, когда и где был рожден Иисус. Это связано с тем, что иудеи не считали рождение праздником, поскольку этот день символизировал для них начало страданий и боли.
Точная дата впервые упоминается уже через столетия после того, как Христос покинул грешный мир. Только в 221 г. в летописи Секста Юлия говорится о конкретной дате - 25 декабря.
Вместе с тем, указание на пастухов заставляет задуматься относительно того, мог ли Христос родиться в декабре. Более вероятным кажется летний или осенний период. Дело в том, что зимой в данной местности дождливо и холодно, и в связи с этим стада не пасут.
Вместе с тем, какой бы ни была история праздника Рождество Христово, главное в этом празднике - именно дух единения, любви и всепрощения, которые нам дарует Господь, а мы, смертные, в свою очередь, делимся ими друг с другом. Сегодня уже не столь важно, в какое время жил сам Иисус, и жил ли он вообще. Гораздо более значимой стала идея милосердия, всепрощения и братской любви, которую символизирует празднование Рождества.

Когда приблизилось время Деве Марии родить Сына своего Первенца, вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле.

Будучи потомком царя Давида, праведный Иосиф вместе с Девой Марией отправились из галилейского города Назарет в Вифлеем, город царя Давида, близ Иерусалима. Именно в Вифлееме наступило время родов, что в точности соответствует словам древнего пророчества, изреченного пророком Михеем: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от дней вечных» (Мих.5,2).

Однако святому семейству не нашлось места в гостинице, никто не приютил бедных странников. Если бы жители Вифлеема знали, Кто стучался в их двери в те зимние дни, но, как сказал евангелист Иоанн, Спаситель «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1,11). И эти горькие слова в равной степени относятся, как к рождению Спасителя, так и к Его крестной искупительной смерти.

Какое великое таинство - Боговоплощение, и какое великое смирение Божие! Господь пришел в этот мир не в Своей небесной славе, поскольку она была бы нестерпима для грешного человека, и не в славе земной, поскольку она суетна и мимолетна, Он воплотился «в образе раба», чтобы послужить падшему человечеству.

Рождество Христово произошло в вертепе, убогой пещере, в которой держали домашний скот. Пречистая Дева спеленала Богомладенца и положила Его в ясли. Маленький городок спал, не зная о произошедшем чуде, и только в поле поблизости не спали пастухи, охранявшие стадо.

Вдруг им явился Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Они сильно испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господень. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Когда Ангелы отошли на небо, пастухи поспешили в Вифлеем и нашли в пещере праведного Иосифа и Богоматерь с Младенцем, лежащим в яслях. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень, и все слышавшие дивились тому, что рассказали им пастухи.

В те дни с востока в Иерусалим пришли волхвы и начали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Об этом прознал царь Ирод и сильно встревожился. Пригласив первосвященников и книжников, он спросил у них, где должен родиться Христос? Вспомнив слова из книги пророка Михея, они ответили ему - в Вифлееме. Тогда коварный царь попросил у волхвов узнать все о Младенце и рассказать ему, чтобы и он мог поклониться родившемуся Христу.

И вот звезда, которую волхвы видели на востоке привела их к дому, где находилось святое семейство. Войдя в дом, они пали на колени перед Богомладенцем и принесли Ему дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и благовонное масло - смирну (как смертному человеку, т.к. смирну используют при погребении).

Поклонившись Христу, они отправились в свою страну, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду. Праведный Иосиф тоже получил во сне повеление от Ангела отправиться из Вифлеема в Египет.

Тем временем царь Ирод, не дождавшись возвращения волхвов, сильно разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. И Вифлеем наполнился горьким плачем матерей, лишившихся своих детей.

Так один Младенец исполнил целый мир радости и один человек исполнил целый город слезами, но эти слезы были временными, а мир и радость, принесенные нам Христом - вечны! Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10,28). Убиенные царем Иродом младенцы почитаются Церковью как мученики Христовы, а участь жестокого царя плачевна.

Говоря о Рождестве Христовом, мы должны помнить о том, что это таинственное событие выходит за рамки человеческой истории. Оно вне времени и имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Каждый христианин, согласно церковному учению, должен подобно Богоматери послужить делу воплощения Христа в нашем мире. Это Боговоплощение должно произойти в душе человека. Но будем помнить и о том, что Сын Божий соизволил воплотиться не в горделивом блеске царского дворца, а в убогой пещере. Подобно этому Явление Христа в человеческой душе возможно лишь при условии смирения человека, поскольку Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Как рассказывать детям о Рождестве, учитывая что они могут быть из семей, далёких от религиозных традиций? Тем более, что рождественские традиции отличаются в зависимости от конфессии. Знакомство с библейской историей о первом Рождестве мы начинаем с театра.
Используем готовые вертепные композиции(в Латвии они называются "ясли") и делаем бумажный театр. Мечтается мне сделать театральный ящик- вертеп. Со времён основателя ордена францисканцев Франциска Ассизского из Италии началась традиция изображать сцену Рождества Христова, сначала как живой театр, позже популярным стали вифлеемские театральные ящики- вертепы .Такие театральные ящики получили особенное распространение на территории Украины, Белоруссии(батлейка) и Польши(шопка) Вертеп представлял из себя двухэтажный ящик в виде дома. На верхнем этаже появлялась Дева-Мария с Младенцем, пастухи и волхвы-мудрецы. А на нижнем ярусе был злой царь Ирод .

Мне кажется, это зрелище незабываемое

Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Когда родился Иисус Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливей всех были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная ель. "Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары", - сказала Пальма Маслине. "Возьмите и меня с собой", - попросила Елка. "А какие дары можешь преподнести ты? Колючие иглы да липкую смолу", - ответили Пальма и Маслина. Это разговор услышал Ангел и решил помочь скромной ели. Склонилась пальма над Младенцем и отдала лучший лист из своей кроны. "Пусть она навевает на тебя прохладу в жаркий день", - сказала Пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: "За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер". Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлек Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: "Ты доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя радоваться и веселиться".
О новогодних традициях и древних зимних праздниках читать .

Для чтения:

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ



Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради! Никто не слушал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу оживленной городской улицы.


Подайте милостыньку!


Прохожие торопливо шагали мимо нее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.


На землю опускалась святая, великая ночь Рождества Христова. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.


Милостыньку не себе, деткам моим прошу...


Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.


Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие, и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, а ее бедные детки голодны и несчастны.


Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы. Потом слегла и потеряла последнюю работу. Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.


Ради детей она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню. Рука не поднималась, язык не поворачивался. Но мысль, что ее дети хотят есть, что они встретят праздник голодные, несчастные, - эта мысль мучила ее. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек.


"Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, Христа ради!"


И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест ко Всенощной. Да, надо пойти помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.


Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей, у всех веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. "Господи, помоги! Помоги!" - плачет она. И кому, как не Господу, Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бледному лицу.


Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.


О чем вы плачете? - раздался за ней нежный голосок.


Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее с милым участием глядели ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.


У вас горе? Да? Бедная вы, бедная! - Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.


Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой великий...


Не ели? Голодны? - На лице девочки выразился ужас. - Няня, что же это? Дети ничего не ели! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это? Маленькая детская ручка скользнула в муфту.


Вот, возьмите, тут есть деньги... сколько, я не знаю... покормите детей... ради Бога... Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!


На глазах девочки навернулись крупные слезы.


Что ж, Манечка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет ли им Господь!


Ах, нянечка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?


Муж умер - с полгода будет. Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время. Вот и пришлось с рукой по миру идти. Живем мы недалеко, вот тут, в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.


Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!


Девочка быстро вышла из церкви в сопровождении старухи.


Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить своих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.


Она бежала домой изо всех сил.


Вот и темная конурка. Три детские фигурки бросились к ней навстречу.


Маменька! Есть хочется! Принесла ли ты? Родная!


Она обняла их всех троих.


Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!


В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль - что же дальше? Что дальше будет?


Ну, Господь не оставит! - говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.


Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.


Скажи, мама, правда, что в Рождественскую ночь с неба слетает Рождественский Ангел и приносит подарки бедным детям? Скажи, мама!


Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего Ангела в великую Рождественскую ночь, и этот Ангел приносит им подарки и гостинцы.