Иван петрович кулибин русский изобретатель механик самоучка. Великие изобретатели: И.П

Иван Петрович Кулибин - выдающийся русский механик-изобретатель 18-го века. Его фамилия стала нарицательной, "кулибиными" сейчас называют мастеров-самоучек. Иван Кулибин стал прототипом часовщика-самоучки Кулигина - героя пьесы "Гроза" Александра Островского.

Иван Петрович Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда (сейчас это селение является частью Нижнего Новгорода) в семье купца-старообрядца. Верность старообрядческим традициям Иван Кулибин хранил всю жизнь: он никогда не курил табак, не играл в карты, не пил спиртного. Когда Екатерина Вторая предложила Кулибину сбрить свою окладистую бороду в обмен на получение дворянства, Кулибин предпочел остаться с бородой в купеческом сословии.


Иван Кулибин с детства обучился торговле мукой, однако его больше влекли разные механизмы, вроде колокольных часов. Кулибин самостоятельно изучал механику по книгам,в том числе и по сочинениям Михаила Ломоносова. С 17-ти лет Кулибин начал изготавливать поделки своими руками для дома и для продажи: деревянные, а также медные часы с кукушкой, деревянные круги для отливки медных колёс, токарный станок и другие инструменты. На талант Кулибина обратил внимание знакомый его отца, также купец-старообрядец Костромин. Он дал Кулибину деньги на изготовление необыкновенных часов, чтобы преподнести их императрице Екатерине Второй. Попутно с изготовлением часов для императрицы Кулибин сделал электрическую машину и микроскоп. Наконец 1 апреля 1769 года Кулибин и Костромин предстали перед Екатериной Второй с чудо-часами. Часы имели форму яйца, в котором каждый час открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две ; куранты играли три раза "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: "Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". Часовой механизм состоял из более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей, при этом часы были размером всего лишь с утиное или гусиное яйцо.

После этого представления самодельных чудо-часов императрица Екатерина назначила Ивана Кулибина заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. В течение 17 лет Кулибин руководил мастерскими Академии и воплощал в жизнь свои новые изобретения: 300-метровый одноарочный мост через Неву с деревянными решётчатыми фермами, прожектор, механический экипаж с педальным приводом, "механические ноги" (протезы), лифт, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, оптический телеграф, машину для добычи соли, приспособление для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров и многое другое.

Часы "Павлин" были созданы в 18-м веке английским мастером Джеймсом Коксом и приобретены князем Потёмкиным в разобранном виде. Единственным человеком, кому в России удалось собрать эти часы, оказался Иван Кулибин. Часы "Павлин" по сей день работают и являются одним из самых интересных экспонатов Эрмитажа.

Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей обоих полов.

В конце жизни Иван Кулибин увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности 30 июля (11 августа по новому стилю) 1818 года в Нижнем Новгороде. Чтобы собрать деньги на его похороны, вдова Кулибина продала единственные оставшиеся в доме настенные часы.

Многие знают о выдающемся русском инженере Иване Петровиче Кулибине. А особо предприимчивым изобретателям не раз приходилось слышать в свой адрес его фамилию: «Ты как Кулибин!» Однако мало кому известно, что из десятка разработок И.П. Кулибин запатентовал лишь единицы. И мир знает нынче, что архитектор Таун построил сверхпрочную конструкцию моста, а вот что изобрел Кулибин ее - не знает.

Личность изобретателя

Иван Петрович родится в Нижнем Новгороде в 1735 году. К удивлению, в его семье не было ученых людей, в связи с чем способности механика-самоучки по праву можно назвать выдающимся талантом!

Семья Ивана существовала за счет мелкой торговли: отец был предпринимателем и старообрядцем, а мать занималась хозяйством и помогала вести бухгалтерию.

С раннего возраста мальчик испытывал большую симпатию к инженерным констукциям и разного рода изобретениям, которых в ту пору в деревнях было не так уж и много. Но пылкий к науке юноша не желал вести бухгалтерские книги и пошел в подмастерье к односельчанину, обучаться слесарному, токарному и часовому делу.

Поднабравшись опыта, Кулибин изготавливает свои первые часы, аналогов которым и по сей день в мире не найти. Крошечное изобретение выполняло функции часов с боем, а также музыкальной шкатулки и миниатюрного театра. Перед произведением искусства нижегородского мастера не смогла устоять сама Екатерина II - он подарил ей часы, а она пригласила Кулибина на работу.

В 1769 году Иван Петрович получает место в Академии Наук, и с этого дня служит верой и правдой во благо Российской науки.

Однако всего лишь немногие изобретения получили патент и по праву принадлежали мастеру. Большинство чертежей и макетов так и остались невоплотившимися мечтами инженера.

Рассмотрим несколько вещей, что изобрел Кулибин, но так и не запатентовал.

Лопастный водяной двигатель

В 18 веке наемный бурлацкий труд был одним из самых распространенных способов перемещения судов против течения рек, а также по мелководью.

Иван Петрович решил избавить людей от мучений и внедрить в пароходное дело инженерную новинку - лопастный двигатель. Принцип его работы основывался на технике передвижения кораблей с помощью якорей и канатов - к сброшенному далеко впереди якорю с помощью каната притягивали судно. И пока к одному грузу корабль «шел», другой бросали дальше - и так по-очереди.

Кулибин усовершенствовал систему. Теперь вместо наемных работников притягивать судно к канату должен был двигатель (он представлял собой 2 колеса с лопастями) с помощью энергии воды. Казалось бы, простая и надежная конструкция, которая сэкономит силы сотням бурлаков, а предпринимателям - сотни денег. Однако даже после успешных испытаний по перемещению корабля с 65-тью тоннами песка финансирование производства так и не было произведено.

К сожалению, это не единственное, что изобрел Кулибин Иван Петрович, но так и не смог наладить выпуск.

Лифт для императрицы

Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение - придумать лифт для самой императрицы.

Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено. Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил. После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.

Мост

Если бы дальновидность Екатерины II не подвела ее в тот раз, то она по праву считалась бы еще и основоположницей мостового дела в Петербурге.

В начале 19 века Иван Петрович разработал крайне устойчивую конструкцию однопролетного моста. Над своим изобретением он трудился целых 30 лет! Несмотря на отсутствие необходимых знаний по математике и физике, он, сам того не ведая, практическим путем открыл новые законы. Огромным преимуществом моста был тот факт, что под ним могли проходить корабли не спиливая своих матч.

Великий Эйлер, проверяя чертежи мастера, был удивлен отсутствием просчетов и ошибок в них. Сам Потемкин выделил денег на строительство модели моста, однако на этом спонсорство закончилось.

И спустя 30 лет знаменитым архитектором моста стал Таун, а не И. П. Кулибин, что изобрел этот мост.

«Дедушка» автомобиля

Среди прочего Иван Петрович изобрел самоходную коляску. По внешнему виду она очень походила на автомобиль, но принцип работы отличался. Коляску можно было смело назвать гибридом велосипеда и повозки, так как в действие ее приводил человек, нажимая на педали. Изобретение некоторое время служило игрушкой для знати, но спонсировать ее производство у нее желания так и не появилось. Чертежи "дедушки автомобиля" канули в Лету, не дойдя до наших дней.

Не стоит путать коляску, что изобрел Кулибин, и велоэкипаж Шамшуренкова. Его изобретение было намного больше и интереснее: места хватало на двоих, а в зимнее время велоэкипаж превращался в сани. Хочется заметить интересное сходство: производством разработки Леонтия Шамшуренкова также никто не занялся, и чертежи его изобретения затерялись.

Первый протез

В начале 19 века Кулибин представил для сотрудников Академии Наук "ноу-хау"! Протез, имитирующий нижние конечности. Первым испытателем конструкции стал Непейцын - он потерял ногу при штурме Очакова, и теперь его военная карьера шла под откос! Однако Иван Кулибин, что изобрел его новую ногу, дал старт и к его новым победам! В итоге Непейцын дослужился до генерал-майора и получил смешное прозвище Железная нога.

Прожектор, система спуска кораблей на воду, проект железного моста через Волгу - самый маленький список вещей, что изобрел Кулибин Иван Петрович.

Фото, а также чертежи многих из них, к большому сожалению, не дошли до наших дней. Однако слава и память о таком выдающемся человеке обязательно должна сохраниться в наших сердцах!

У нас принято, говоря об Иване Кулибине , называть его «русским Да Винчи», что не совсем правомерно поскольку большинство изобретений великого итальянца так и остались даже не в чертежах, а именно в эскизах и набросках. А вот большинство машин, механизмов и конструкций Ивана Петровича, напротив, были построены и выведены в рабочее состояние хотя бы на уровне макетов. Из всего задуманного лишь одна машина так и осталась невоплощенной, хотя изобретатель, в условиях глубочайшей секретности, работал над ней более 40 лет.

Человек, работы которого сейчас украшают экспозиции Эрмитажа и Политехнического музея, родился 21 апреля 1735 года в слободе Подновье Нижегородского уезда в семье мелкого торговца мукой. Грамоте мальчика учил дьячок местной церкви, а когда пришло время выбирать профессию на жизнь, Ванька решил посвятить себя механике и подался в ученики токаря, осваивая одновременно слесарное и часовое дело. Последнее показалось ему наиболее интересным: хитроумные мелкие шестеренки, анкеры, пружинки, вместе образовывавшие почти живой механизм, поражали воображение юноши. Казалось, нет такой задачи, какую невозможно было бы выполнить, используя эти детали.

После смерти отца, 23-летний Кулибин на доставшееся наследство открыл в Нижнем Новгороде небольшую часовую мастерскую. Новый часовщик быстро стал известен как весьма толковый и очень ответственный мастер, который с охотой брался не только исправить поврежденную технику, но и сделать ее еще более совершенной. Собственно, его мастерская быстро превратилась в своего рода механическое тьюнинговое ателье. Обращались к нему самые уважаемые люди города, вплоть до губернатора Аршеневского, доверившего механику починить «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток». И часовщик блестяще справился с правительственным заданием.

Получив заслуженную благодарность, Кулибин поведал губернатору о своем давнем замысле, который пришелся Арешеневскому весьма по вкусу. Нижний Новгород был одним из важнейших центров Российской Империи, его торговой столицей, и царственные особы посещали город с завидной регулярностью. Часовщик решил собрать хитроумную компактную механическую штуковину, какой еще свет не видел, и подарить ее при удобном случае представителю Царского Дома. В случае удачи в выигрыше должны были оказаться и конструктор, и администратор. Дело было только за деньгами, ибо на изготовление задуманного механизма должно было уйти несколько лет. Но инвестора удалось найти быстро. Им оказался старый друг отца Кулибина, нижегородский купец-старовер Михаил Костромин . Согласившись финансировать проект, он вытребовал себе лишь одно условие: подарок должен быть вручен им самолично.

Работа была начата в 1764 году и потребовала больше времени, чем все на то рассчитывали. К маю 1767 года, когда Нижний, в рамках «путешествия в Азию», то есть, вниз по Волге, от Твери до Симбирска, посетила Императрица Екатерина II, у мастера был готов только концепт уникальных театрализированных часов. Который Костромин и Кулибин презентовали 21 мая Ее Величеству, вместе с оригинальной конструкции микроскопом, телескопом, электрической машиной и написанной Иваном Петровичем, посвященной Екатерине одой. Но и это произвело на мудрую правительницу большое впечатление, и она пригласила обоих нижегородцев, по завершении работ над «времясчислительным снарядом», в Петербург.

Механизм был полностью завершен в 1769 году. Сделанные Кулибиным часы стоили 5 лет работы. Они были изготовлены в форме пасхального яйца, размером чуть больше гусиного. Репетир часов автоматически отбивал каждые пятнадцать минут, а в конце каждого часа в яйце разыгрывалась настоящая пасхальная мистерия. В верхней половине яйца открывались створчатые дверки, скрывавшие золоченый чертог с Гробом Господним, в который вела затворенная дверь, охраняемая двумя воинами с копьями. Через полминуты появлялся Ангел, дверь открывалась, а воины падали на колени. К распахнутой двери подходили жены-мироносицы, а часы при этом трижды играли стихиру «Христос Воскресе из мертвых!». Во второй половине дня игралась другая стихира — «Воскрес Иисус из гроба», а ровно в полдень звучал гимн, сочиненный сами Кулибиным. При этом нельзя сказать, что часы имели какой-то сверхсложный механизм, ибо состояли они всего из 427 деталей. Екатерина оценила подарок и мастерство конструктора, объявила Костромину свое благоволение, вылившееся во множество льгот и увеличение оборота. А Кулибину предложила возглавить механические мастерские при Академии Наук.

Упрашивать его не пришлось. Уже в самом скором времени Иван Петрович перебрался в Петербург, обосновался в большой квартире на четвертом этаже здания академии и сразу приступил к выполнению важнейших государственных заданий. Мастерские под его руководством исправно производили станки, рабочие инструменты, физические, астрономические, навигационные и прочие необходимые приборы.

Сам же руководитель занимался вопросами системными. В 1772 он представил на суд государственной комиссии несколько проектов одноарочного моста через Неву длиной почти 300 метров. И не просто представил проекты, но и построил модель такого моста в масштабе 1 к 10. Комиссия с удовольствием прошлась по мостику и вообще, отнеслась к проектам вполне благосклонно, а входивший в ее состав знаменитый математик Леонард Эйлер сказал конструктору: «Теперь, уважаемый Иван Петрович, вам остается построить нам лестницу на небо!»

Кулибинский проект моста через Неву. Фото: Public Domain

Однако мосты по этим проектам так и не были построены.

Зато придуманные им в 1779 году фонари с отражателями вошли в самое широкое производство и пользование. Сейчас мы называем это Кулибинское изобретение «прожектором» (в переводе с латыни — «брошенный вперед»).

Спустя три года Кулибин построил и испытал свой первый «водоход» — судно, которое, используя силу течения, могло идти против него. На первый взгляд это звучит парадоксально, но Кулибин как раз и славился своей любовью к парадоксальным решениям. Принцип действия «водохода» был прост. Бригада матросов на шлюпке отвозила на большое расстояние от судна и крепила специальный якорь на цепи. На самом «водоходе» были установлены барабаны с лопастями, вращаемые силой течения. Вращение, через специальные понижающие передачи, передавалось на якорную лебедку, которая и «подтягивала» корабль вперед, к закрепленному якорю. На испытаниях судно показало хороший ход, обогнав гребные корабли. Однако государственная комиссия проект «водохода» не приняла, посчитав его ненадежным.

Еще спустя несколько лет из мастерских Кулибина выкатила первая самоходная коляска. Тут даже сложно точно сказать, прообразом чего она являлась, что к ней ближе, современный автомобиль, или велосипед. С одной стороны, в движение она приводилась педалями. С другой, педали использовались лишь на начальном этапе, с их помощью раскручивался большой маховик, дальше коляска катилась уже сама собой. К тому же у нее уже были тормоза, карданная передача, подшипники качения и даже коробка скоростей. Коляски эти богатые аристократы покупали довольно охотно, конечно, не как средство передвижения, а как забавную игрушку.

В 1790 году изобретатель разработал специально для военных инвалидов проект «механической ноги» — протеза. Первый его промышленный образец был сделан для артиллерийского офицера Непейцина. Результат поразил всех, включая самого изобретателя: когда Непейцин привязал протез к ноге и обул в сапог, он «на первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до неё руками и без всякой посторонней помощи».

Год спустя механик представил проект первого металлического моста, однако правительство этот проект отклонило.

В 1792 году светлейший князь Потемкин попросил знаменитого механика заняться купленными им у английской герцогини Кингстонской часами «Павлин». Проблема заключалась в том, что герцогиня вывезла их из Англии в разобранном виде еще в 1777 году, и с тех пор часы так никто и не смог собрать. Разумеется, за прошедшие без малого полтора десятилетия значительная часть деталей просто потерялась, что-то пришло в негодность, что-то требовало ремонта. Так, из 55 граненых хрусталей лежавших в основании, остался только один. Иван Кулибин полностью перебрал механизм, изготовил недостающие детали, и конец года часы встретили в полностью рабочем состоянии. Сейчас они являются одним из главных украшений Эрмитажа. И еще их можно каждый день увидеть в заставке телеканала «Культура».

Еще через два года изобретатель построил в Петербурге первую «дальноизвещающую машину» — прообраз оптического телеграфа, с полным набором необходимых приспособлений: зеркалами, отражающими фонарями, поворотными рамами и придуманным лично Кулибиным, задолго до Морзе, передаточным кодом. Однако денег на строительство и содержание серьезной «дальноизвещающей» линии в Академии не нашлось, и собранная конструктором экспериментальная установка, после успешной демонстрации была, как диковина, сдана в Кунсткамеру.

В столичном свете Кулибин был популярной фигурой. Он любил балы, званые вечера и прочие увеселительные мероприятия, на которых, благодаря остроумию и словоохотливости, неизменно был душой компании. И это несмотря на то, что изобретатель был старовером, а, следовательно, не пил вина, не курил табак, не играл в карты и всегда носил окладистую бороду, длиннополый кафтан и высокие сапоги. Даже самые высокие аристократы признавали в нем Богом данную гениальность. Рассказывают, что однажды знаменитый полководец Александр Суворов, слывший большим оригиналом, в некоем представительском собрании, неожиданно для окружавших его людей, вдруг стал отвешивать куда-то в сторону поклоны, сопровождая их приговорами:

— Вашей милости! Вашей чести! Вашей премудрости мое почтение!

Трехколесная машина, созданная изобретателем Иваном Кулибиным. Фото: РИА Новости

Когда его спросили, кому он оказывает столь много чести, Суворов указал в другой конец зала, где ничего не подозревавший Кулибин от чем-то разговаривал с дамами.

Но были у него при дворе и могущественные враги. И главной была, как ни странно, большая умница, директор Петербургской Академии наук и Президент Российской Академии княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Великий изобретатель отказал ей когда-то в какой-то «малой услуге» (какой — так и осталось загадкой), за что она невзлюбила его всей своей женской душой. Дошло до того, что когда Гавриил Державин, через голову княгини, выхлопотал для конструктора прибавку к жалованию, Дашкова устроила ему настоящий скандал, наговорив, по ее же дневниковым записям, «премного грубостей, даже насчет императрицы...».

А прибавка к жалованию была Кулибину просто необходима, ибо ему надо было кормить достаточно большую семью. К описываемому моменту у него было уже семеро детей. Вообще изобретатель был женат трижды, причем третью жену он взял уже будучи 70-летним стариком. И при этом, третья жена родила ему трех дочерей. Всего же у Кулибина было 11 детей — 4 девочки и 7 мальчиков. Всем мальчикам он дал хорошее образование, и они стали известными горными инженерами (читай — геологами).

В самом начале XIX века Иван Петрович вышел в отставку и вернулся в родной Новгород. Где продолжил изобретательскую деятельность. Обилие мудреной техники, то и дело выносимой, вывозимой, а то и самовыезжавшей из ворот его двора привели к тому, что соседи боялись с ним связываться, считая конструктора колдуном, способным легко сглазить все, что хочешь. Но особого влияния на кипучую деятельность престарелого механика такое отношение не оказывало. Он клепал, резал, скручивал, раскручивал, не обращая внимания на домыслы. В его мастерских вечно что-то стучало, звенело, дымило, а иногда и пело.

В 1804 году он испытал вторую модель своего водохода, снабженного уже двумя якорями: пока корабль «подтягивался» за одним, матросы на шлюпке забрасывали второй на новую дистанцию, что способствовало непрерывности хода. Во время испытаний корабль с грузом 139 тонн за час прошел против течения почти километр, что было вполне сравнимо со скоростью барж на бурлацкой тяге. После их завершения Кулибин отправил царю прошение о строении нового типа судов, однако департамент водных коммуникаций просьбу отклонил, сославшись на высокую стоимость проекта. И ведь нельзя сказать, что в департаменте были неправы: в сравнении с копеечной бурлацкой силой, вододвигательные машины были, и правда, весьма и весьма дороги. Построенное судно Кулибин передал, вместе с документацией, городской администрации родного города, а уже она в 1808 году продала водоход за 200 рублей на дрова.

Несмотря на всероссийскую славу и известность, старость механик встретил практически в нищете. Все заработанные деньги он тут же «спускал» на новые проекты и изобретения. Многие из которых могли его озолотить, если бы мастер прекратил изобретать и перешел бы непосредственно к производству. Чего стоили одни только протезы после Отечественной войны 1812 года, или зеркальные фонари. Но механику было не до производства. Вот уже много десятилетий он пытался наконец создать машину, которая смогла бы осчастливить все человечество. «Более 40 лет времени,- писал он в 1817 году нижегородскому губернатору, — занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются». Иными словами, больше 40 лет великий изобретатель потратил на попытку создать Perpetuum Mobile — вечный двигатель.

Теперь мы знаем, что вечным ничего не бывает. В 1818 году Иван Петрович Кулибин умер. Для того, чтобы его похоронить, жене пришлось продать последнее, что оставалось в доме. Большие настенные часы. Они, хоть и ходили с поразительной точностью, но вечными не были.

Уже в 1853 году некто Обнинский поместил в журнале «Московитянин» заметку о находившихся у него часах работы Кулибина. «Стенные астрономические часы, — писал он, — большого формата, недельные. В середине циферблата золотой двуглавый орёл, под ним вензель Государыни Екатерины II. Кругом на серебряной доске надпись «Преименито Имя Ея во веки». Сверху Луна с голубиное яйцо; в циферблате золотое Солнце показывает ход обеих планет, 12 месячных знаков, затмения Солнца и Луны. Чёрный и белый круг показывает, сколько часов сегодня дня и ночи, стрелка показывает високосные годы, течение и перемены разных планет, числа дней, название месяцев и сколько в котором дней. На дверцах футляра круг географический. На минутной стрелке устроены удивительно мелкие часы в гривенник, которые, не имея никакого сообщения с общим механизмом часов, показывают время очень верно.

Ещё несколько штук, которые определить может астроном». Устроенные в стрелке мелкие часы не требовали отдельной подзаводки, и ходили, как казалось, сами по себе, долго не останавливаясь даже после того, как останавливался основной механизм. В действительности, их постоянно подзаводил подведенный к пружинке маленький грузик, подкручивавший ее в сторону, противоположную движению несущей минутной стрелки. Это был еще далеко не вечный двигатель, но «гравитационным» назвать его уже вполне можно.

Иван Петрович Кулибин. Родился 10 (21) апреля 1735 года в Подновье Нижегородского уезда - умер 30 июля (11) августа 1818 года в Нижнем Новгороде. Знаменитый русский механик-изобретатель.

Отец был мелким торговцем.

С ранних лет проявил себя как очень смышленый и способный к обучению юноша. Особенно он удивлял окружающих своими механическими поделками и умением разобраться в сложных механизмах, которые видел впервые.

Отметив талант сына, отец отдал его на обучение слесарному, токарному и часовому ремеслу, в которых Иван Кулибин быстро достиг большого мастерства. Талантливого юношу заметили и пригласили в Нижний Новгород. Там у него была часовая мастерская. Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств и конструированию часовых механизмов.

Узнав о том, что город должна посетить императрица, он решил удивить ее своими часами, которые в то время были только у богатых людей и стоили очень дорого. Заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы. Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат с подвижными фигурками, воспроизводивший несколько мелодий.

Свои уникальные часы Кулибин преподнес императрице , которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.

Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций.

В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь - так обеспечивалась непрерывность движения. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал - якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при отверг идею и запретил финансирование - водоходы так и не получили распространение.

Построил механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов.

В 1773-1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера - Фусса.

В 1791 изготовил самокатную повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм.

Также разработал конструкцию «механических ног» - протезов.

В середине 1790-х годов стареющая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Дважды, в 1792 и в 1799 году, Кулибин монтировал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

В 1801 был уволен из Академии и вернулся в Нижний Новгород, где продолжал изобретательскую работу.

Иван Петрович Кулибин даже в преклонном возрасте живо интересовался техническими новинками. Подтверждением тому может служить «Отрывок из письма к Русскому Художнику Гладкову (Из Нижнего)», опубликованный в январском выпуске «Русского вестника» за 1810 год, где Кулибин, узнавший о работах Алексея Филипповича Гладкого, с восхищением пишет коллеге-изобретателю: «жаль, что я так стар! а то поехал бы в Москву обнять моего собрата».

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников. Широкую известность Кулибин получил после публикации П. Свиньиным в 1819 году книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения».

Его фамилия стала в русском языке нарицательной: кулибиными называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России.

Иван Петрович Кулибин

Личная жизнь Ивана Кулибина:

Трижды был женат.

В третий раз женился в возрасте 70 лет. Третья жена родила ему трёх дочерей.

Всего имел 12 детей - 5 сыновей и 7 дочерей. Всем своим сыновьям он дал образование. Известны его сыновья: Александр Кулибин (1798-1837; русский горный инженер, краевед, поэт, историк Алтайских заводов), Пётр Кулибин, Семён Кулибин.

В домашнем быту Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой, Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Сегодня, 21 апреля, день рождения великого русского изобретателя, механика Ивана Петровича Кулибина. Предлагаем вспомнить, что придумал и построил наш знаменитый соотечественник.

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение - все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы - забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки - финансировались с превеликой радостью.

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд - тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь - так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал - якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование - водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны - суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века - подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста - при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы - за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.

Кулибин не был изобретателем веломобиля - за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги

На рубеже XVIII-XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» - весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын - на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова.

Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение - прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света.

«Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты - это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права - каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

  • Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.
  • Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.
  • Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.
  • Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.
  • Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).
  • Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).
  • Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.
  • Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок - настенных, напольных, башенных.

Часы работы Кулибина: