Как вы лечили детям нарушения поведения. Расстройство поведения у детей и подростков

Неванак - глазные капли, предназначенные для местного использования. Выпускаются в качестве суспензии, представляющей собой 0,1 % раствор с действующим веществом. Обычно жидкость представлялась в желтом или светло-оранжевом оттенках.

Как действует?

Неванак является предшественником НПВП, обладающих противовоспалительным и обезболивающим эффектами. Если использовать это препарат местно, он всасывается и распределяется через роговицу. С помощью гидролаз вещество трансформируется в амфенак, принимая его активную форму. Обычно данное лекарственное средство используют при необходимости снижения отечности и боли в глазах, при этом нет негативного эффекта, связанного с повышением внутриглазного давления.

Как применять?

Следует запомнить, что Неванак применяется исключительно местно. Перед нанесением следует несколько раз встряхнуть флакон. Достаточно закапывать по капле в конъюнктивальный мешок, возвращаясь к этой процедуре 3 раза в день.

Необходимо начать выполнять эти действия за день до операции по избавлению от катаракты или аналогичного хирургического вмешательства. В дальнейшем лечение непрерывно продолжается до 2 недель после операции, включая сам день ее проведения. Примерно за 30-120 минут перед началом проведения операции следует закапать препарат в глаза по капле вне основного режима.

Показания

  1. Лечение и профилактика появления болевых ощущений, возникающих после хирургического вмешательства при совершении операции по исправлению глазной патологии.
  2. Избавление от воспаления, если оно возникает как побочный эффект после операции по коррекции катаракты.

Противопоказания

  1. Астма.
  2. Подверженность высыпаниям по типу крапивницы, особенно при сильном или регулярном ее появлении.
  3. Ринит в острой форме или осложненный активным инфекционным процессом.
  4. Возраст менее 18 лет. На данный момент специальная форма препарата для детей не разработана.
  5. Чрезвычайная чувствительность или непереносимость любых составляющих препарата.

Указания по использованию

Неванак является эффективным препаратом, однако обладает широким спектром побочных эффектов. При передозировке или постоянном применении он может привести к сильному ухудшению зрения вплоть до полной его потери. Если использовать этот препарат постоянно, может произойти деструкция клеток эпителия, а также различные негативные явления с роговицей, что касается ее истончения, образования эрозии или язвы, перфорации. Если появились такие признаки или есть явный риск их развития, следует не только прекратить применение препарата, но и обратиться за помощью к специалисту.

При регулярном использовании Неванака возможно замедление заживления ран, в том числе и послеоперационных швов. Не стоит использовать данный препарат совместно с глюкокортикостероидами, так как они усугубляют данный риск и почти всегда дают даже минимальное негативное воздействие.

Если после операции возникли какие-либо побочные эффекты от хирургического вмешательства, следует по возможности отказаться от проведения лечения Неванаком, так как в этом случае значительно усиливается риск нанести вред роговице, что в перспективе грозит сильным снижением или утратой зрения. Следует применять этот препарат с осторожностью, соблюдать сроки лечения, так как длительное использование без показаний может привести к проблемам со стороны органов зрения.

В некоторых случаях использование Неванака совместно с проведением операции может привести к сильному кровотечению. Если у человека в анамнезе зафиксирована плохая свертываемость крови или он принимал препараты, которые влияют на данную способность, Неванак следует применять с осторожностью, постоянно осуществляя наблюдение за состоянием больного.

В некоторых случаях использование Неванака может привести к кровотечению

Нужно проявлять внимательность пациентам, которые привыкли к контактным линзам. Их ношение сразу после операции не рекомендуется, при этом есть особенный риск их использования в сочетании с применением препарата Неванак. В составе этого лекарственного средства присутствует консервант бензалкония хлорид, который имеет возможность привести к длительному раздражению глаз, а в некоторых случаях к обесцвечиванию линз пациента.

При выявлении глазной инфекции Неванак не оказывает лечебного эффекта, а способен лишь частично купировать симптомы, поэтому при таких заболеваниях он не выписывается. Если инфекция будет распространяться и сопровождаться воспалением, использование нестероидных лекарств с антибактериальными должно осуществляться под постоянным наблюдением врача.

Беременность и лактация

Специалисты не рекомендуют использовать Неванак при вынашивании ребенка и кормлении его грудью без возникновения особенной надобности и советов врача. Если в рамках обязательного лечения показано длительное применение данного препарата, желательно прервать грудное вскармливание на период продолжения курса терапии.

При проведении исследований на животных было отмечено, что для репродуктивной функции это лекарственное средство вредно, так как проявляет токсичность. Непафенак, присутствующий в составе препарата, был протестирован на подопытных крысах. В результате образовалась дистоция, также значительно увеличилась численность самопроизвольных выкидышей, что случилось практически сразу после имплантации эмбриона.

Даже выжившие зародыши росли и развивались не так, как раньше. Масса их тела значительно снижалась, уменьшался рост, при этом общий процент выживаемости постоянно падал. Крольчихам давали малотоксичные дозы вещества, однако и они давали о себе знать. Многие зародыши в результате получили внутриутробные патологии, поэтому данное лекарственное средство при вынашивании или выкармливании ребенка является опасным и токсичным.

Побочные действия

Действие Описание
Проявления внешнего характера Точечный кератит можно встретить примерно в 1-10 % случаев, что для некоторых регионов является значительным показателем. Дополнительно проявляются болевые ощущения внутри глаза после закапывания препарата, также обозначается зуд, который устранить достаточно трудно. Многие страдают от последующей неясности восприятия изображений, конъюнктива на время становится более сухой, на веках появляются небольшие корки, которые приходится регулярно снимать, при этом не исключено появление стойкого ощущения попадания внутрь глаза инородного тела.

Есть также риск получить более тяжелые осложнения, однако вероятность их появления не превышает 0,1-1 %. Это кератит, ирит, образование выделений на роговице глаза, постоянное появление содержимого глаз на поверхности, фотофобия, временная хронизация ощущения раздраженности зрительного аппарата, конъюнктивит аллергической природы, патологии век, непрекращающиеся неприятные ощущения в глазах, постоянное выделение слез, увеличение конъюнктивы в размерах и ее воспаление

Негативные эффекты системного действия Боль в голове проявляется не чаще, чем у одного человека из десяти. Около 4 % вероятности появляется для повышения АД, временного синусита, а также достаточно активных тошноты и рвоты. Не более 1 % случаев предполагают ощущение сухости во рту на протяжении нескольких дней, усиление способности к растяжению и гиперчувствительность кожных покровов
Постмаркетинговые наблюдения Патологии проявляются достаточно редко, однако случаи нижеперечисленных заболеваний были зафиксированы: кератит с образованием язв, патологии эпителия, выстилающего роговицу, сильное воспаление роговицы вследствие ее повреждения, появление инфильтрата в передней части глаза. При появлении таких патологий негативные симптомы не только держатся долго, но и влияют на ухудшение заживляемости и способности к самостоятельной регенерации слизистой. Среди симптомов, имеющих длительное действие, наиболее часто выделяется стойкое снижение остроты зрения, то есть падение четкости восприятия объектов, появление рубца на роговице вследствие длительного процесса ее заживления, изменение цвета роговицы

Все признаки, которые касаются даже небольшого повреждения роговицы, показывают, что использование препарата следует немедленно прекратить, обязательно обратившись за консультацией к врачу. Повышенный риск к развитию осложнений имеют люди, которые раньше страдали заболеваниями роговицы или сетчатки глаза, а также имеют общие проблемы в организме, например, сахарный диабет.

Условия хранения

  1. Для сохранения препарата в оптимальном состоянии его можно положить в место, где постоянно поддерживается температура от 2 до 30 градусов. Следует проследить, чтобы дети не могли вскрыть коробочку с лекарственным средством.
  2. От даты изготовления нужно отсчитать 2 года. Если до этого времени препарат не будет использован, его придется утилизировать.
  3. При вскрытии флакона срок действия препарата снижается до месяца.
  4. Нельзя применять лекарственное средство для любых целей тогда, когда положенный срок годности истек.

При использовании Неванака нужно аккуратно держать флакончик руками, не прикасаясь дозатором к посторонним предметам, чтобы избежать его загрязнения. После каждого сеанса применения флакон с лекарственным средством необходимо плотно закрывать и убирать на отведенное для него место. После закапывания препарата возможно снижение четкости восприятия изображения, поэтому езда на автомобиле и другие мероприятия, требующие повышенной внимательности, отменяются до тех пор, пока зрение полностью не восстановится.

Препарат относится к группе НПВС. Активное вещество при местном применении проникает через роговицу и при помощи ферментов трансформируется в лечебную форму «Амфенак». Основной механизм действия капель – это блокирование выработки простагландин-Н-синтазы, необходимой для продукции медиаторов воспалительного процесса.

Неванак капли оказывают противовоспалительное, обезболивающее и противоотечное действие, не изменяя при этом показатели внутриглазного давления. Максимальная концентрация активного вещества в глазных средах наблюдается через 1 час после закапывания капель. Метаболиты выводятся через мочевыводящую систему. В незначительном количестве – с каловыми массами.

Неванак показан для назначения после офтальмологических оперативных вмешательств по поводу катаракты в качестве обезболивающего, противовоспалительного и противоотечного средства.

Состав и формы выпуска

Основное действующее вещество – непафенак в количестве 1 мг на 1 мл раствора. Прочие компоненты являются вспомогательными.

На внешний вид капли представляют собой однородную суспензию. Цвет варьируется от светло-желтого до оранжевого. Раствор упакован в пластиковый флакон-капельницу объемом 5 мл.

Капли «Неванак». Инструкция

Согласно руководству к лекарственному средству эффективная дозировка составляет 1 капля 3 раза в сутки. Препарат вводится местно в конъюнктивальный мешок. Предварительно флакон встряхивают.

Начинать использование лекарственного средства следует в 1 сутки после оперативного вмешательства. Длительность терапии определяет врач, но не менее 14 дней. Первое введение препарата проводят за 30 минут до начала хирургических манипуляций.

Использование при беременности

Беременность и лактация являются абсолютными противопоказаниями к назначению капель для глаз «Неванак». Исследования на животных доказали токсичность основного действующего компонента для плода. Исследования определили увеличение пороков развития и выкидышей, снижение жизнеспособности эмбрионов.

Противопоказания и меры предосторожности

Цена препарата – 700 рублей

Противопоказаний к назначению глазных капель немного. Препарат запрещен в следующих случаях:

  • Детский возраст
  • Период гестации
  • Кормление грудью
  • Гиперчувствительность к компонентам
  • Непереносимость прочих препаратов группы НПВС, аспирина
  • Астма в анамнезе
  • Аллергическая форма ринита
  • Обструкция легких в хронической форме.

Пациентам, принимающим лечение каплями «Неванак» следует избегать яркого солнечного света. Кроме этого, длительное использование может спровоцировать истончение и разрыв тканей роговицы, увеличить сроки выздоровления. У пациентов, принимающих антикоагулянты, имеющих заболевания, связанные с нарушением свертываемости крови, непафенак может вызвать кровотечение во время хирургического вмешательства.

Препарат купирует симптоматику различных заболеваний системы зрительного анализатора. Поэтому пациент должен находиться под динамическим наблюдением офтальмолога.

Не следует прикасаться к капельнице флакона. Это может привести к бактериальному загрязнению лекарственного средства. Непафенак провоцирует нечеткость зрения, поэтому во время лечения не рекомендуется управлять транспортными средствами и выполнять работы, требующие точности и повышенного внимания.

Перекрестные лекарственные взаимодействия

Запрещено использовать «Неванак» одновременно с прочими препаратами группы НПВС. Это может вызвать реакцию гиперчувствительности.

Одновременное применение с кортикостероидами местно снижает скорость заживления раневой поверхности.

Бензалкония хлорид, использующийся в качестве консерванта, может раздражать слизистую оболочку глаз, вызывать помутнение контактных линз, кератит. В случае применения глазных мазей их прием и закапывание «Неванак» должно быть разнесено по времени. Минимальный временной промежуток составляет 5 минут. В первую очередь вводят капли, затем мази.

Побочные эффекты и передозировка

Побочные эффекты при местном использовании капель проявляются редко. Чаще всего пациенты жаловались на ощущение инородного предмета в глазу, появление корочек на веках.

К редким побочным эффектам относятся:

  • Гиперчувствительность
  • Головные боли
  • Блефарит
  • Ощущение постороннего предмета
  • Появление отека
  • Помутнение, перфорация роговицы, образование рубцовой ткани
  • Затуманивание и снижение остроты зрительного анализатора
  • Ринорея, воспалительные процессы в придаточных пазухах
  • Тошнота, рвота
  • Накожные аллергические реакции.

При появлении неприятной симптоматики лечение препаратом следует немедленно прекратить.

В медицинской статистике отсутствуют данные о случаях передозировки. При избыточном попадании раствора в конъюнктивальный мешок глаз следует промыть большим объемом воды.

Предположительно переизбыток действующего вещества способствует усилению проявлений побочных эффектов.

Аналоги

Дешевые или более дорогие аналоги «Неванак» с тем же действующим веществом не выпускаются. По согласованию с офтальмологом препарат можно заменить лекарственными средствами аналогичного действия.

Что может предложить аптечная сеть:

Производитель США. Основным действующим компонентом является кеторолак.

Стоимость в Украине составляет около 300 гривен, в Российской Федерации – 1500 рублей.

Плюсы:

  • Аналогичное действие.
  • Снижение болевых ощущений, отечности.

Минусы:

  • Наличие побочных эффектов
  • Цена.

Производство Румыния – на основе кеторолака.

Цена упаковки в Украине составляет 120 гривен, информация по Российской Федерации отсутствует.

Плюсы:

Минусы:

  • Наличие побочных эффектов.

Производство Украина.

Плюсы:

  • Аналогичное действие
  • Обезболивающее и противовоспалительное действие
  • Объем препарата во флаконе составляет 10 мл
  • Цена.

Минусы:

  • В составе диклофенак натрия – больший риск развития побочных эффектов.

Все препараты этой группы различаются по действующему веществу. Поэтому у них различные противопоказания и побочные эффекты. Любую замену лекарственного средства следует обсудить с офтальмологом.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

Причины нарушений поведения у детей

Основными причинами нарушений поведения у детей являются:

  1. Борьба за место под солнцем. Таким способом ребенок пытается завоевать тепло и внимание родителей. На практике же непослушание чада чаще всего провоцирует раздражение и скандалы, что еще больше усугубляет ситуацию;
  2. Попытка самоутвердиться. Необходимость в признании собственной личности возникает у детей на фоне чрезмерного давления и опеки со стороны взрослых. Строптивое поведение и упрямство в данном случае приходят на помощь в поиске возможности жить по собственным правилам;
  3. Жажда мести. Нередко дети начинают делать все вопреки требованиям старших в попытках восстановить справедливость. Вместо того чтобы обижаться на малыша, задумайтесь, что заставило его так поступить с вами. Возможно, вы обидели его или постоянно относитесь к нему предвзято;
  4. Утрата веры в личный успех. Сомнения в собственных силах тоже могут спровоцировать у ребенка плохое поведение. Не стоит возлагать на чадо слишком высокие ожидания и предъявлять претензии – сейчас важно организовать совместную деятельность, ведь самостоятельно выбраться из тупиковой ситуации ему не под силу. Постарайтесь не допускать критики в адрес малыша и поощряйте его даже за самые пустяковые достижения.

Виды нарушений поведения у детей

  • Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)

Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям и требованиям окружающих. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, легкое заражение идеей, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота в ответ на неприятную, болезненную обстановку внутри семьи.

Коррекция нарушений поведения у детей

Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

  1. Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;
  2. Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;
  3. Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;
  4. Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.

Многие варианты поведения детей или подростков вызывают озабоченность со стороны родителей или других взрослых. Нарушение поведения или отдельные поступки становятся клинически значимыми, если они часто повторяются или наблюдаются постоянно и являются неадекватными (например, нарушают эмоциональное созревание или социальную или когнитивную функцию). Выраженные нарушения поведения могут быть классифицированы как психические расстройства (например, вызывающее оппозиционное расстройство или кондуктивные расстройства). Распространенность может варьировать в зависимости от того, как поведенческие нарушения определяются и расцениваются.

Обследование

Диагностика включает многоэтапную оценку поведения. Проблемы, возникающие у детей первых лет жизни, обычно касаются таких функций, как прием пищи, испражнение, сон, в то время как у более старших детей и подростков в основном отмечаются проблемы в сфере межличностного общения и поведения (например, уровень активности, непослушание, агрессия).

Идентификация нарушения. Нарушение поведения может проявиться внезапно как единичный эпизод (например, поджог, драка в школе). Более часто признаки появляются постепенно и необходимо собирать информацию в течение некоторого времени. Лучше всего оценивать поведение ребенка в контексте его психического и умственного развития, здоровья в целом, темперамента (например, сложный, беззаботный) и отношений с родителями и другими лицами, окружающими ребенка.

Прямое наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время визита к врачу представляет ценную информацию, включая реакцию родителей на поступки ребенка. Эти наблюдения дополняются, если это возможно, информацией от родственников, учителей, воспитателей и школьных медсестер.

В разговоре с родителями или лицами, ухаживающими за ребенком, можно выяснить обычный распорядок дня ребенка. Родителей просят привести примеры событий, предшествующих и следующих за определенными поступками или вариантами поведения ребенка. Также у родителей выясняют их интерпретацию характерных для того или иного возраста поступков, ожидания от ребенка, уровень родительской заинтересованности в ребенке, наличие поддержки (например, социальной, эмоциональной, финансовой) в выполнении их роли в качестве родителей и характер взаимоотношений с остальными членами семьи.

Интерпретация проблемы. Некоторые «проблемы» представляют неадекватные ожидания родителей (например, что 2-летний ребенок будет сам собирать игрушки без чьей-либо помощи). Родители неправильно понимают некоторые варианты поведения, характерные для определенного возраста, как нарушения (например, вызывающее поведение у 2-летнего ребенка, т.е. ребенок отказывается следовать правилам или требованиям взрослых).

Анамнез со стороны ребенка может включать выяснение наличия факторов, о которых считают, что они повышают вероятность развития поведенческих нарушений, таких как воздействие токсинов, осложнения во время беременности или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. Низкий уровень взаимодействия родителей с ребенком (например, безразличные родители) ведет к последующим проблемам с поведением. Доброжелательные реакции родителей на проблему могутееухудшить(например, родители гиперопекают робкого, не отходящего от них ни на шаг ребенка или идут на поводу у манипулирующего ими ребенка).

У маленьких детей некоторые проблемы развиваются по механизму замкнутого круга, когда негативная реакция родителей на поведение ребенка ведет к отрицательной реакции ребенка, что, в свою очередь, ведет к продолжающейся негативной реакции со стороны родителей. При таком механизме поведения дети чаще реагируют на стресс и эмоциональный дискомфорт упрямством, резкими возражениями, агрессивностью, вспышками раздражения, а не плачем. При наиболее распространенном механизме поведения по типу замкнутого круга родители в ответ на агрессивное и упрямое поведение ребенка ругают его, кричат и могут отшлепать; после этого ребенок еще больше провоцирует родителей, совершая поступки, вызвавшие такую реакцию родителей, а они в ответ на это реагируют сильнее,чем первоначально.

У более старших детей и подростков поведенческие проблемы могут быть проявлением стремления к независимости от родительских правил и надзора. Такие проблемы следует отличать от случайных ошибок в суждениях.

Лечение поведенческих нарушений и проблем у детей

Как только проблема идентифицирована и определена ее этиология, предпочтительно раннее вмешательство, поскольку чем дольше существует проблема, тем сложнее ее скорректировать.

Врач должен убедить родителей, что физически с их ребенком все в порядке (например, что нарушение его поведения не является признаком физического заболевания). Выявив разочарование родителей и указав на распространенность различных поведенческих нарушений, врач часто может снизить чувство вины родителей и облегчить поиск возможных источников проблемы и способов ее лечения. При простых нарушениях часто достаточно обучения родителей, успокаивания их, а также несколько конкретных советов. Родителям также следует напомнить о важности проведения как минимум 15-20 минут в день в доставляющем удовольствие общении с ребенком. Также следует советовать родителям регулярно проводить время без ребенка. При некоторых проблемах, однако, полезно оказывается применять дополнительные методы, чтобы дисциплинировать ребенка и модифицировать его поведение.

Врач может советовать родителям ограничить поиск ребенком самостоятельности, а также его манипулирующее поведение, что позволяет восстановить взаимное уважение в семье. Следует четко определить желаемое, а также недопустимое поведение ребенка. Необходимо установить постоянные правила и ограничения, родители должны постоянно следить за их соблюдением, обеспечивая должное вознаграждение при успешном их выполнении и последствия при несоответствующем им поведении. Положительное подкрепление соответствующего правилам поведения является сильным инструментом, у которого нет отрицательных эффектов. Родители должны попытаться минимизировать гнев, настаивая на соблюдении правил, и повысить позитивные контакты с ребенком («похвалить ребенка, когда он хороший»).

Неэффективные меры наказания могут привести к нарушению поведения. Крик или физическое наказание способны на короткое время контролировать поведение ребенка, однако в конечном итоге могут снизить чувство безопасности ребенка и его самооценку. Угрозы бросить ребенка или отослать его прочь являются травматичными для него.

Хорошим способом повлиять на неприемлемое поведение ребенка является методика «тайм-аут», при которой ребенок должен сидеть в течение короткого промежутка времени в одиночестве в малолюдном скучном месте (угол или комната, кроме спальни ребенка, в которой нет телевизора и игрушек, однако в которой не должно быть темно или страшно). «Тайм-ауты» - это обучающий процесс для ребенка, лучше всего их использовать при одном проступке или небольшом их числе за раз.

Механизм замкнутого круга можно прервать, если родители игнорируют поступки ребенка, которые не мешают окружающим (например, отказ от еды), и отвлекают внимание или временно изолируют ребенка, если его поведение нельзя проигнорировать (публичные истерики, вспышки раздражения).

Если поведение не изменяется в течение 3-4 месяцев, необходимо повторно обследовать такого ребенка, оценив проблему; может быть показана оценка его психического здоровья.

«Тайм-аут»-методика

Этот дисциплинарный метод лучше всего применять, когда ребенок осознает, что его поведение неправильно или неприемлемо; обычно этот метод не применяют у детей младше 2 лет. Следует осторожно пользоваться этой методикой в детском коллективе, например в детском саду, так как это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя униженным.

Этот метод применяют, когда ребенок знает, что его поведение ведет к «тайм-ауту», но все равно не корректирует его.

Ребенку объясняют причины наказания и говорят идти сидеть на «тайм-аут стуле» или при необходимости отводят туда сами.

Ребенок должен сидеть на стуле по 1 минуте на год жизни (максимум 5 минут).

Если ребенок встает со стула раньше положенного времени, его возвращают на место и засекают время заново. Если ребенок сразу же поднимается со стула, может потребоваться удерживать его (но не на коленях). При этом избегают разговоров с ребенком и контактов глаза в глаза.

Если ребенок остается сидеть на стуле, однако все положенное время не успокаивается, время засекают снова.

Когда время «тайм-аута» истекает, ребенка спрашивают о причине наказания, избегая гнева и раздражения. Если ребенок не может ее назвать, ему коротко напоминают правильную причину.

Вскоре после «тайм-аута» ребенка следует похвалить за хорошее поведение, которого легче достигнуть, если ребенок занимается другим видом деятельности, чем тот, при котором он был наказан.

Использованная литература

  1. Неонатология - А.К. Ткаченко, А.А. Устинович, А.В. Сукало, А.В. Солнцева, Л.В. Грак, Е.К. Хрусталева. 2009
  2. Клиническая неонатология - Хазанов А.И. 2009
  3. Реанимация новорожденных - Каттвинкель Дж. 2007
  4. Неонатология - Р. Рооз, О. Генцель-Боровичени, Г. Прокитте - Практические рекомендации. 2010

Тема взаимоотношений детей и родителей, а также психология человека по поведению в настоящее время приобретают все большую актуальность. Многие мамы задаются вопросом: «Почему мой ребенок в определенный период стал вести себя иначе? По какой причине он стал таким неспокойным, агрессивным, гиперактивным и проблемным?» Ответы на эти вопросы следует искать в пособиях классических педагогов, таких как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и т. д. Но если у вас на это совершенно нет времени, предлагаем прочитать данную статью, чтобы понять все тонкости детской психологии изучить типы расстройств и нарушения поведения, а также найти правильный подход к его коррекции и воспитанию ребенка в целом.

Произвольное и непроизвольное поведение

В психологии разделяют два типа поведения: произвольное и непроизвольное. Первым обладают организованные дети, проявляющие выдержку и ответственность в делах. Они готовы подчиняться собственным целям и установленным в обществе нормам, законам, правилам поведения, а также обладают высокой дисциплинированностью. Обычно детей с произвольным типом поведения относят к числу чересчур послушных и примерных. Но согласитесь, что такой способ самоподачи тоже не является идеальным.

Именно поэтому психологи выделяют еще один тип: непроизвольное (слепое) поведение. Такие дети ведут себя неосмысленно и нередко лишены инициативности, они предпочитают игнорировать правила и законы - их просто не существует для таких детей. Нарушения постепенно становятся систематическими, ребенок перестает реагировать на замечания и упреки в свою сторону, считая, что он может поступать так, как ему хочется. И такое поведение тоже считается отклонением от нормы. Вы спросите: какой же тип наиболее приемлем для ребенка? Обе модели поведения требуют коррекционной помощи, которая будет направлена на преодоление негативных личностных черт.

В чем заключается причина отклонений?

Как известно, каждый человек индивидуален, и полагать, что возникновение отклонений в поведении двух детей имеет одинаковые причины, в большинстве случаев ошибочно. Иногда нарушения могут иметь первичную обусловленность и являются особенностью человека. Например, это может быть постоянное изменение психических процессов, моторная заторможенность или же расторможенность, нарушения интеллекта и т. д. Такие отклонения носят название "нейродинамические расстройства". Ребенок может страдать от нервной возбудимости, постоянной эмоциональной неустойчивости и даже от резких смен поведения.

Отклонения от нормы у здоровых детей

Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.

Демонстративное поведение

При таком намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре - он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».

Нехватка внимания - главная причина

Этот способ поведения используется малышом в основном в тех случаях, когда он испытывает недостаток внимания, т. е. общение со взрослыми дефицитное и формальное. Как известно, поведение и психика тесно связаны между собой, поэтому иногда демонстративное поведение применяется детьми и в довольно благополучных семьях, где ребенку уделяют достаточно внимания. В этих ситуациях самоочернение личности используется как попытка выйти из-под власти и контроля со стороны родителей. Кстати, необоснованный плач и нервозность в большинстве случаев также применяется ребенком для самоутверждения перед взрослыми. Дитя не хочет принимать то, что он подвластен им, должен во всем подчиняться и слушаться. Он наоборот пытается «взять верх» над старшими, поскольку ему это необходимо для увеличения собственной значимости.

Протестное поведение

Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка - все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.

В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.

Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.

Агрессивное поведение

Является целенаправленным и разрушительным. Используя такой вид, ребенок намеренно сопротивляется законам и нормам жизнедеятельности людей в социуме, всячески вредит «объектам нападения», причем это могут быть как люди, так и вещи, вызывает у тех, с кем взаимодействует, отрицательные эмоции, неприязнь, страх и подавленность.

Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация - вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики - все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.

Зачем и почему ребенок себя так ведет?

Проявляя агрессию, ребенок чувствует свое сомнительное превосходство над другими, силу и непокорность. Основными причинами нарушения поведения являются проблемы и трудности, возникающие у детей из-за учебы. Профессионалы называют такое невротическое расстройство дидактогенией. Именно оно выступает одной из главных причин, приводящих к суициду. Но в чрезмерной агрессивности ребенка нельзя винить только обучение. Негативное воздействие компьютерных игр, влияние СМИ и изменения системы ценностей в отношениях, дисгармония в семье, а именно постоянные ссоры родителей и драки - все эти факторы также могут оказывать негативное влияние на детскую психику. Если ваш ребенок стал слишком импульсивным, вспыльчивым, тревожным или эмоционально неустойчивым, то самое время обратиться к психологу либо попробовать самостоятельно провести беседу и выяснить, в чем кроется причина проявления агрессии.

Инфантильность в поведении

Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны.

Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.

Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.

Способы коррекции детского поведения

Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается вактивизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.