Классический психоанализ в работах анны фрейд. Основные положения учения анны фрейд

Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен

интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для

оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и

сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М.

Кляйн создали собственные, различающиеся варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды

«Введение в детский психоанализ» (1927), «Норма и патология в детстве» (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для

понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить

максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической

защиты и их роли в развитии личности.

А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале:

гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она

указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть

преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной

форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами

ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности -

чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность

проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий

животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись

игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций,

скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер - Эго

относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет

характер общения ребенка со взрослым: «Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его

или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа,

которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь», - подчеркивала А. Фрейд. При организации исследовательской и коррекционной работы с

трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое

преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться

наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть

достижений принадлежит силам Я ребенка, а остальная - давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно.

При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский

психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник

слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось

спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского

бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого;

этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия.

Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа.

Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных

размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый

нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои

фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные

ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка.

Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы

стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого

ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны

только ему самому и психоаналитику.

Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится

основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и

торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я,

сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и

отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем,

противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры.

Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность,

чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на

том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение,

выдвигаемое для пробы.

Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн

приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах.

Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным

отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и

активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с

одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала

больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация.

Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия

направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с

игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных

намерений.

Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных

механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и

конфликтами.

Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе. Так, А.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры (play) в сравнении

с игрой по правилам (game).

Психоанализ 3. ФрейдаОсновной предмет: Развитие личности
Методы исследования: Анализ клинических случаев,
метод свободных ассоциаций, анализ сновидении,
оговорок и т.д.
Основные понятия:
Уровни психики (сознание, предсознание,
бессознательное), структура личности (Ид, Эго, СуперЭго), психологическая защита, сексуальная энергия
(либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни,
инстинкт смерти, стадии психосексуального развития,
эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип
реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры,
идентификация, конфликт, остаточное поведение,
фиксация, генитальный характер

Психическое развитие с позиции классического психоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом.

Психическое развитие = процесс
усложнения сферы влечений,
мотивов и чувств, развитие
личности, усложнение ее
структур и функций.

три уровня психики
сознание
бессознательное
предсознание

Бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных

Бессознательный уровень психики
- вместилище инстинктивных потребностей
организма, влечений, в первую очередь
сексуальных и агрессивных.
Бессознательное изначально противостоит
обществу.
Развитие личности - адаптация (приспособление)
индивида к внешнему социальному миру,
чуждому ему, но совершенно необходимому.

Три структурных компонента личности
Оно
Я
Сверх-Я

О н о (Ид)

примитивное ядро личности;
оно имеет врожденный характер,
находится в бессознательном и
подчиняется принципу
удовольствия.
содержит врожденные
импульсивные влечения (инстинкт
жизни Эрос и инстинкт смерти
Танатос) и составляет
энергетическую основу
психического развития.

10. Я (Эго)

- рациональная и в принципе
осознаваемая часть
личности. возникает по мере
биологического созревания
между 12 и 36 месяцами
жизни и руководствуется
принципом реальности.
Задача Эго - объяснить
происходящее и построить
поведение человека так,
чтобы его инстинктивные
требования были
удовлетворены, а
ограничения общества и
сознания не были бы
нарушены.
При содействии Эго
конфликт между индивидом
и социумом в течение жизни
должен ослабевать.
Я (Эго)

11. С в е р х - Я (С у п е р - Эго)

Сверх-Я
(С у п е р - Эго)
как структурная составляющая
личности формируется последней,
между 3 и 6 годами жизни.
представляет собой совесть, эгоидеал и строго контролирует
соблюдение норм, принятых в
данном обществе.

12.

Фундамент личности закладывается
переживаниями раннего детства, в
результате конфликта Ид и Супер-Эго

13. Периодизация возрастного развития 3. Фрейда – п с и х о с е к с у а л ь н а я теория личности

Периодизация возрастного
развития 3. Фрейда –
психосексуальная
теория личности
«Три очерка по теории сексуальности» (1905):
человек рождается с неким количеством
сексуальной энергии (либидо), которая в
строго определенной последовательности
перемещается по разным областям тела (рот,
анус, гениталии)

14. Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сек

Стадий личностного развития
оральная
анальная
фаллическая
латентная
генитальная
Стадии - это своего
рода ступени на пути
развития, и существует
опасность «застрять»
на той или иной
стадии, и тогда
компоненты детской
сексуальности могут
стать предпосылками
невротических
симптомов
последующей жизни.

15. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)

Главный источник
удовольствия соединяется
с удовлетворением
основной органической
потребности и включает
действия, связанные с
кормлением грудью:
сосание, кусание и
глотание.
Мать пробуждает в ребенке
сексуальное влечение, учит
его любить. Оптимальная
степень удовлетворения
(стимуляции) в оральной
зоне (грудного
вскармливания, сосания)
закладывает основы
здоровой самостоятельной
взрослой личности.

16.

Слишком много родительской нежности
ускоряет половую зрелость и делает
ребенка «избалованным», зависимым.
Недостаточная стимуляция - взрослый человек
будет использовать в качестве способов
адаптации к окружающему миру демонстрации
беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в
постоянном одобрении своих действий со
стороны.

17.

Фиксация на оральносадистической фазе, с
прорезыванием зубов, когда
акцент смещается на
действия кусания и жевания,
приводит к таким чертам
взрослой личности, как
любовь к спорам, циничнопотребительское отношение к
другим, пессимизм.
Привязанность либидо
к оральной зоне иногда
сохраняется и у
взрослого и дает о себе
знать остаточным
оральным поведением -обжорством, курением,
грызением ногтей,
жеванием резинки и т.п.

18. Анальная стадия (от 1 - 1,5 до 3 лет)

Связана с возникновением Эго
Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными
ощущениями от работы кишечника, от выделительных
функций, с интересом к собственным фекалиям.
На этой стадии родители начинают приучать ребенка
пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему
требование отказаться от инстинктивного
удовольствия.
Важен правильный воспитательный подход (внимание
к состоянию ребенка, поощрение, поддержка
опрятности)

19. Фаллическая стадия (3-6 лет)

ребенок часто рассматривает и
исследует свои половые органы,
проявляет интерес к вопросам,
связанным с появлением детей и
половыми отношениями.

20.

Комплекс Эдипа - у
мальчика
обнаруживается
желание «обладать»
матерью и устранить
отца.
Идентификация себя с
отцом (подражание
интонациям,
высказываниям,
поступкам,
заимствование норм,
правил, установок)
способствует
возникновению СуперЭго, или совести,
последнего компонента
структуры личности.
Комплекс Электры – у
девочек идентификация себя с
родителем своего пола
- матерью и
подавление тяготения
к отцу.
Девочка, увеличивая
сходство с матерью,
получает
символический
«доступ» к своему
отцу.

21. Латентная стадия (от 6 - 7 лет до 12 лет)

Сексуальное затишье, до
начала подросткового возраста.
Запас энергии направляется на
несексуальные цели и занятия
- учебу, спорт, познание,
дружбу со сверстниками, в
основном своего пола.
Фрейд особо подчеркивал
значение этого перерыва в
сексуальном становлении
человека как условия для
развития высшей
человеческой культуры.

22. Генитальная стадия (12-18 лет)

Стадия, обусловленная биологическим созреванием в
пубертатный период и завершающая психосексуальное
развитие.
Прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс
Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм
исчезает, ему на смену приходит интерес к другому
сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.
В норме в юности происходит поиск места в обществе,
выбор брачного партнера, создание семьи.
Одна из самых значительных задач этой стадии -
освобождение от авторитета родителей, от привязанности
к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса
противоположность старого и нового поколений.

23. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функцион

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда
как период, который преформирует взрослую
личность.
Фрейд был убежден, что все самое существенное
в развитии личности происходит до пятилетнего
возраста, а позже человек уже только
«функционирует», пытается изжить ранние
конфликты, поэтому каких-либо особых стадий
взрослости он не выделял.

24. Ц е н н о с т ь п с и х о а н а л и т и ч е с к о и к о н ц е п ц и и

Ценностьпсихоаналит
ическоиконцепции
Это динамическая концепция развития,
в ней показана сложная гамма
переживаний, единство душевной
жизни человека, ее несводимость к
отдельным функциям и элементам.
Важность детства, важность и
долговременность родительского
влияния

25. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными е

Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно
считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление
разглядеть за внешне обычными его словами и поступками
вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его.
К.Г. Юнг критически замечает: «Надо брать
детей такими, каковы они в
действительности, надо перестать видеть в
них только то, что мы хотели бы в них видеть,
а воспитывая их, надо сообразоваться не с
мертвыми правилами, а с естественным
направлением развития»

26. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон

Дальнейшее развитие
психоаналитического направления в
психологии связано с именами К. Юнга,
А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М.
Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М.
Малер и др.

27. А. Фрейд (1895-1982)

Ее труды:
«Введение в детский
психоанализ» (1927)
«Норма и патология в
детстве» (1966) и др.

28. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей:

Можно и нужно использовать общие
со взрослыми аналитические методы:
гипноз, свободные ассоциации,
толкование сновидений, символов,
парапраксий (обмолвок, забывания),
анализ сопротивлений и перенос.
Нужно учитывать своеобразие
техники анализа детей

29. Новые технические методы

Анализ трансформаций,
претерпеваемых
аффектами
ребенка
(вместо огорчения - веселое настроение,
вместо ревности - чрезмерная нежность)
Анализ фобий животных, особенностей
школьного и внутрисемейного поведения детей
Анализ детской игры

30. При психоанализе ребенка внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его воспит

При психоанализе ребенка внешний мир оказывает
гораздо более сильное влияние на механизм
невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его
воспитательные воздействия - могущественный
союзник слабого Я ребенка в борьбе против
инстинктивных тенденций.

31. Английский психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960)

32.

Основное внимание уделялось
спонтанной игровой активности ребенка
(специально созданные условия:
терапевт предоставляет ребенку массу
мелких игрушек, «целый мир в
миниатюре» и дает ему возможность
свободно действовать в течение часа).
Действие более свойственно ребенку,
чем речь
Наблюдение за различными реакциями
ребенка, за «потоком детской игры» (и
особенно за проявлениями
агрессивности или сострадания) основной метод изучения структуры
переживаний ребенка.

33.

В игре могут проявиться
разнообразные эмоциональные
состояния: чувство фрустрации и
отверженности, ревность к членам
семьи и сопутствующая
агрессивность, чувство любви или
ненависти к новорожденному,
удовольствие играть с приятелем,
противостояние родителям,
чувство тревоги, вины и
стремление исправить положение.
Регулярное высказывание
ребенку-пациенту
интерпретаций его поведения
помогает ему справиться с
возникающими трудностями и
конфликтами.

34. Современные психоаналитики о развитии, и воспитании детей

35. Дж. Боулби

Теория привязанности: мать важна не
только потому, что она удовлетворяет
первичные органические потребности
ребенка, в частности утоляет голод, но
главное - она создает ребенку первое
чувство привязанности
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).

36. Р. Шпиц

Взаимоотношения между ребенком
и матерью в самом раннем возрасте
оказывают влияние на
формирование его личности в
последующем
Важны такие понятия как
«привязанность», «безопасность»,
установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей
в первые часы после рождения.

37. Э. Фромм

Материнская любовь безусловна:
ребенок любим просто за то, что
он есть.
Отцовским любовь - по большей
части обусловленная любовь, ее
нужно и можно заслужить

38. К. Бютнер

Влияние
видеофильмов,
мультфильмов, игр,
индустрии игрушек на
внутренний мир детей
постоянно растет, и
часто оно может быть
оценено резко
негативно

39. Ф. Дольто

«На стороне ребенка», «На стороне
подростка».
Проблемы: характер воспоминаний
детства, самочувствие ребенка в
детском саду и школе, отношение к
деньгам и наказаниям, воспитание
в неполной семье, норма и
патология родительско-детских
отношений, зачатие в пробирке.

40. Заключение

Детский психоанализ
влияние на организацию работы с
детьми в образовательной и социальной
сферах, на работу с родителями.
многочисленные программы раннего
вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «родители -
ребенок», «отец - мать - ребенок» для
родителей и детей «групп риска»
центры психоаналитической терапии
детей.

41.

Презентацию подготовила
студентка группы 673(2н)
Минькина Катя

Детские психоаналитики стали первыми понимать и описывать внутренние движения души ребенка, особенности диадных отношений матери и ребенка, формирования его самооценки как носителя различных ролей, в том числе половой.

В качестве движущих сил развития психики и организма они признавали не только и не столько биологические факторы, сколько объектные отношения ребенка со значимыми взрослыми. Изучение периодизации психического развития позволяет психиатрам и психотерапевтам переводить язык симптомов нервно-психического расстройства на язык человеческих переживаний, то есть понимать, какие фрустрации переносил человек на протяжении своей жизни. Можно сказать, что черты личности, склад характера взрослого человека отражают те переживания фрустраций, которые он перенес на ранних этапах своей жизни. Огрубляя суть, можно сказать, что многие психосоматические расстройства являются следствием психологических фрустраций в период от 0 до 3 лет, а невротические расстройства являются следствием фрустраций от 3 лет и старше.

А. Фрейд (1895–1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды «Введение в детский психоанализ» (1927), «Норма и патология в детстве» (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я. Оно, Сверх-Я). об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности.

А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них – анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения – веселое настроение, вместо ревности – чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка с взрослым: «Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны, прежде всего, установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь», – подчеркивала А. Фрейд. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть достижений принадлежит силам Я ребенка, а остальная – давлению внешних сил: соотношение влияний определить невозможно.При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия – могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882–1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры – это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа.

Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка.

Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику.

Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка.

Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы.

Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах.

Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация.

Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее от следов своих прежних агрессивных намерений.

Итак, проникновение в глубины бессознательного, но мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами.

Коррекция детей отличается от взрослой тем, что взрослые, как правило, обращаются за помощью сами, а детей обычно приводят учителя или родители. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт. От психолога требуется большая находчивость и изобретательность чтобы «разговорить» ребенка.

В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, котрые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение.

Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени. Необходимо помнить, что не все обороты взрослой речи могут быть понятными ребенку, поэтому во время консультации, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей. Кроме того, чтобы самому понимать ребенка психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко-распространенный подростковый и молодежный сленг.

Получаемые в беседе данные, степень их полноты и достоверности зависят от того, насколько опрашиваемое лицо способно к самонаблюдению. Известно, что возможности детей в этом отношении ограничены. Способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных реакций и их вербализации, появляется у большинства детей только в подростковом возрасте. В принципе дети способны описать свои мысли и чувства, но имеют в этом ограниченные возможности.

Именно поэтому в беседе с детьми особенно велика роль правильно заданного вопроса. Правильно сформулированный и поставленный вопрос не только позволяет психологу получить необходимые сведения, но и выполняет своеобразную развивающую функцию: он помогает ребенку осознать собственные переживания, расширяет возможность вербализации субъективных состояний.

Проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять правильную позицию.Оптимальной может быть позиция соответствующая принципам недериктивной психотерапии:

1) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

2) он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

3) своим отношением он должен дать почувствовать ребенку атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом – все понимает.

Реализация такого отношения, основанного на создании атмосферы безусловного принятия, искренности и открытости, помогает ребенку проявить свои возможности, раскрыться и поэтому оказывает существенное психотерапевтическое воздействие.

Рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, нужно соблюдать условия конфиденциальности. Если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка.

А. Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности - чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте.Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.



Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Не нарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания, и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях.В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.



Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Различия

1. А. Фрейд отрицала наличие контрпереноса в детской психотерапии, М. Кляйн считала его важным (особенно для детей, еще не говорящих)

2. А. Фрейд считала, что детскую игру нельзя интерпретировать, так как она воспроизводит реальность, а М. Кляйн интерпретировала игру, так как считала, что в игре имеют место также и символические проявления

3. А. Фрейд считала, что необходимо собирать анамнез у родителей, с ними необходимо поддерживать положительные отношения и путем воздействия у родителей можно изменить состояние ребенка; М. Кляйн считала, что психоанализ должен адаптировать ребенка к имеющимся отношениям в семье, а взаимодействие с родителями, включая сбор анамнеза бесполезно и даже вредно.

4. А. Фрейд очень аккуратно относилась к интерпретации вообще и к сексуализированным интерпретации в частности, считая, что такие интерпретации могут разрушить отношения ребенка и родителей; М. Кляйн стремиасть давать интерпретации поведению и игре ребенка, и хотя считала также недопустимым разрушение отношений между ребенком и родителями, но при этом считала необходимым проработать проявляющиеся конфликты.

5. А. Фрейд работала с детьми со сформированной речевой функцией (старший дошкольный возраст); М. Кляйн работала с детьми с 2,5- 3 лет.

6. Для А. Фрейд целью терапии являлось укрепление «Я» и развитие супер-эго; для М. Кляйн целью терапии было ослабление супер-эго, так как именно в его строгости и суровости она видела источник внутреннего конфликта, а ослабление супер-эго приведет к гармонизации личности ребенка.

7. По А. Фрейд психоанализ несет также и педагогический аспект, когда место слабого супер-эго занимает аналитик; для М. Кляйн супер-эго ребенка слишком сильное по отношению к слабому эго ребенка и поэтому его усиление за счет педагогической роли аналитика не нужно.