Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа).

Кузнецова Наталья Михайловна

воспитатель

МБДОУ " Детский сад №47 "Ладушки"

город Заволжье, Нижегородская область

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

По Образовательной Области «Художественное творчество» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дымковская слобода»

Программное содержание : 1. Закрепить с детьми технику росписи игрушек по мотивам дымковской росписи

2. Развивать творческое воображение, подбор цветовой гаммы, наблюдательность, пространственное мышление.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам России, художественный вкус, эстетические чувства»

Материал: готовые изделия детских работ - игрушки из глины, краски, стаканчики с водой, кисточки 2 видов, салфетки.

Предварительная работа : рассматривание образцов дымковской росписи, изготовление кукол и игрушек по мотивам дымковской росписи. Оформление дымковской деревни с расписанными готовыми образцами.

Подготовка к занятию: влажная уборка, проветривание

Методика проведения:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам Создание

предлагаю отправиться в удивительное интереса

путешествие. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: В начале, я хочу вам

рассказать одну историю…

Давным-давно моя бабушка оставила Игровая ситуация

мне в наследство волшебный клубочек.

Куда клубочек покатится, туда мы

с вами и отправимся путешествовать.

Скажем волшебные слова: раз, два,

три - клубочек, катись. Давайте все

вместе скажем эти слова.

Дети: Раз, два, три-клубочек, катись.

Клубочек катиться, дети идут за ним.

Что это за чудеса, куда привел нас

клубочек? А привел нас он в чудесную

дымковскую деревню.

/Звучит народная музыка/

Дети подходят к выставке изделий

дымковской игрушки, перед ней

висит надпись «Веселая дымковская

деревня», сидит мальчик в русской

рубашке - мастер Вася, он продает Использование

игрушки . игрового

Воспитатель: Здравствуй, мастер - умелец. персонажа

Что же это у тебя за красота такая?

Вася: у меня дымковские игрушки.

Чтение стихотворения воспитателем.

В этой деревне живут, друзья, Художественное

дымковские игрушки. слово

Лошадки, собачки, козы, коровы

и другие зверушки.

Петушки, курочки и свинья,

Давайте познакомимся с ними, друзья!

Давайте рассмотрим чудесные Рассматривание

дымковские игрушки. декоративных игрушек

Дети совместно с воспитателем

рассматривают корову, козу,

лошадку, птицу, барыню и мужчину,

детей.

Воспитатель рассказывает детям о

дымковском промысле.

В селе Дымка Кировской области Рассказ воспитателя

давным - давно люди стали лепить

из глины игрушки для своих детей:

это были зверушки лесные, домашние

животные, люди, фигурки детей,

разные свистульки.

Игрушки сохли, затем их раскрашивали

в белый цвет, украшали полосками,

кругами, клеточками, точками.

Позднее их стали продавать в другие

деревни. Скоро и соседние деревни

стали лепить игрушки. И начался

промысел дымковской игрушки по

всей Кировской области. Вот сюда - то

нас и привел волшебный бабушкин

клубочек. А сама бабушка была

мастерицей по изготовлению таких

игрушек. Ну что дети, клубочек -

катиться. Давай, мастер Вася, с нами

пойдем. Ты научишь нас такие

игрушки раскрашивать.

стоят игрушки из глины, но не

раскрашенные. Сидит рядом мальчик Использование

в русской рубашке, очень грустный. игрового персонажа

Это мастер Матвей.

Воспитатель: Здравствуй, добрый

молодец. Что - то ты такой грустный

Матвей: Да вот игрушки из глины

налепил, а раскрасить не знаю как.

Воспитатель: Дети, может быть, мы Постановка цели

поможем Матвею раскрасить игрушки

по дымковским узорам.

Ответы детей: Конечно, поможем.

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вопросы к детям

ещё раз вам вспомнить какие краски

нужно выбрать для этой росписи?

Дети: Фон будет белый. Узор нужно Хоровые ответы детей

выполнять яркими красками красными,

жёлтыми, зелёными, синими и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята. Лиза,

какие элементы присутствуют в дымковской Обращение к

росписи? Покажи пожалуйста ребятам. схемам

Лиза выходит к мольберту, показывает

схемы и рассказывает об элементах,

присутствующих в дымковской росписи.

Воспитатель: Молодец, Лиза! Ребята

теперь вы всё знаете. Выбирайте

игрушки по своему желанию, пойдем с Индивидуальный

нами, мальчик, мы научим тебя раскрашивать выбор

и поможем тебе выполнить красивые

работы по дымковской росписи.

Дети выбирают изделия из глины

и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать

рисовать, разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика

Проводится пальчиковая гимнастика:

Разрисуем мы зверушки

Дымковские игрушки,

Всем потом покажем

И о них расскажем.

Дети садятся за столы, продумывают Самостоятельная

узор для раскрашивания, выполняют деятельность

работы по дымковской росписи. детей

Воспитатель следит за правильной

посадкой детей, напоминает о Напоминание

последовательности узора, использует Положительный

положительный пример товарища, пример товарища

обращает внимание детей на качество

выполнения работ, поощряет детей за Поощрение

проявленное творчество.

По окончанию работы выставляются

обратно на стол, детям предлагается

полюбоваться и порадоваться, как красиво

у них получилось. Мастера из дымковской

и глиняной деревни одобряют детей,

радуются вместе с ними.

Подводится итог занятия: обращается

внимание на подбор основных цветов,

узоров, характерных для дымковской

росписи, аккуратности в работе,

умение пользоваться кисточкой и

тряпочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Анализ

какие у нас получились весёлые

игрушки. Илюша, какая игрушка тебе

кажется наиболее забавной?

Илья: Этот барашек кажется мне

наиболее весёлым. Колечки у него

ровные, но вот глазки как будто

подмигивают.

Воспитатель: Молодец, Илюша.

Ребята, как интересно подметил Илья!

Андрюша, как ты думаешь, сегодня

у тебя всё получилось отобразить

или были какие-то трудности?

Андрей: Сегодня я немного поспешил, Самостоятельный

колечки и волнистые линии получились анализ ребёнком

не такие ровные, как я хотел. Но в с

ледующий раз у меня обязательно всё

получится.

Воспитатель: Конечно всё получится. Анализ

Ребята, игрушки у вас получились воспитателем

просто замечательные, так и хочется

с ними поиграть. Я вам предлагаю

пригласить наших мастеров и поиграть

вместе с ними.

Мастера вместе с детьми покидают

групповую комнату.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка — Детский сад № 4»
Месторасположение: Ивановская область город шуя

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка»

Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: — Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Слайд с изображением села Дымково.

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: — В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.



Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

— Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

— Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд с элементами дымковской росписи.


— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.




История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.


Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого: 1. Подготовка красной глины к работе. 2. Лепка игрушки из отдельных частей. 3. Сушка изделия 4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).




Особенности росписи Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону. В основе росписи геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). Используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Используют колонковые или хорьковые кисти. Раньше для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом знаки семян и зародышей.


Художественное слово Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Уточка-Марфуточка бережком идет, Уточек-марфуточек купаться ведет.


Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.




Рассказ. На Руси всегда были мастера, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Одни изготавливают большие, красивые самовары, другие лепят кувшины, посуду. А вот в селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные дымковские игрушки-свистульки. Они издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в виде сказочных животных - птичек, петушков, коней, гусей, барашков. И все они свистят на разные голоса. Весной на Вятке проводится праздник «Свистунья», на котором собираются множество взрослых и детей, и они все разом свистят. Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами. Шумно и весело на разные голоса свистят игрушки. Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой - гуся, петушка, третий - барашка. И мастера сами придумывают узоры. Для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.




Тема занятия: «Украшение платочка» - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей. Программное содержание: 1.Познакомить детей с росписью дымковской игрушки. 2.Учить располагать элементы по всей поверхности платочка: мазки, точки. 3.Развивать чувство ритма, композиции, цвета. Предварительная работа: знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с. 61. Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).


Тема занятия: «Укрась коня» - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек. Программное содержание: 1.Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Вызывать желание рисовать дымковские узоры, передавать яркий колорит. 2.Развивать мелкую моторику, глазомер. 3.Воспитывать чувство ритма, цвета при составлении узора из нескольких элементов, использование в росписи колец и точек. Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с Материалы к занятию: силуэты коня, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).


«Дымковская барышня». Программное содержание: Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы). Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; украшать кругами (круги рисовать неотрывным движением руки всем ворсом кисти, точки - концом кисти). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма. Материал: дымковские игрушки - иллюстрации (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка), гуашь; красная, жёлтая, зелёная, синяя, чёрная, юбки барышень из белой бумаги (на каждого ребёнка).


Использованная литература: hka.html Уткин П.И., Королёва Н.Л. «Народные художественные промыслы» Богуславская Н.Я. «Дымковская игрушка»



НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование)в старшей гр

Тема: «Дымковская слобода»

Цель: Приобщение детей к народному прикладному искусству, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Художественно - эстетическое развитие: формировать представление о дымковской игрушке, особенностях её росписи. Воспитывать чувство эстетического восприятия при рассматривании работы мастеров. Развивать чувство прекрасного, чувство ритма, цвета, композиции. Формировать художественно-творческие способности. Закреплять навыки работы кистью, акварельными красками, использование характерных элементов росписи (точки, круги, линии).

Познавательное развитие: развивать умение анализировать и выделять существенные признаки предметов, выполненных дымковскими мастерами.

Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Социально - коммуникативное развитие: формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников находить для этого различные речевые средства. Воспитывать чувство гордости за свою страну Россию.

Физическое развитие: формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой при работе за столом.

Материалы и оборудование:

Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги (барышни, скоморохи, индюки, козлики, лошадки, петухи). Краски, баночки с водой, кисти, салфетки. Компьютерная презентация «Дымковская игрушка». Большой лист ватмана с деревенскими домиками. Дымковская игрушка.

Методические приемы:

Игровой (приход дымковской игрушки в гости к детям), наглядный (просмотр слайдов по дымковской росписи), художественное слово (загадка о дымке), проблемный (как помочь игрушке попасть в дымковскую слободу), продуктивный (роспись силуэтов), методы стимулирования и мотивации (одобрение, похвала, поощрение), подвижная русская народная игра «Шатер», рефлексия.

Связь с другими видами деятельности:

познавательно-исследовательская («Мы - россияне, наш язык русский», рассматривание тематического альбома «Дымка»); музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Пошла млада за водой», «Калинка»); коммуникативная деятельность (Д/Игры «Подбери узор», «Наша родина» , «Угадай русский народный промысел») ; изобразительная деятельность (рисование «Укрась платочек», «Красивый коврик» лепка «Барашек»); чтение художественной литературы «Народные промыслы»; двигательная деятельность (русские народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Платок», «Лошадки», «Петух»); самостоятельная деятельность (внесение дидактических игр по теме, выкладывание энциклопедического и наглядного материала).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?

Дети: (В России).

Воспитатель: А как нас с вами называют? Дети:(русские, россияне).

Воспитатель: В нашей стране очень трудолюбивый народ, у нас много народных промыслов, русские мастера используют для своей работы все природные богатства нашей родины. Какие природные материалы вы знаете?

Дети: (дерево, глина и т. д.)

Воспитатель: Глина - один из самых распространенных материалов в России. Что делали из глины, как вы думаете? Дети: (посуду, игрушки)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Весёлая белая глина,

Круги и полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.

Собачки, гусары и рыба.

А ну, назови-ка меня! Дети: (Дымка)

Воспитатель: Да, это наша знаменитая дымка, которая дошла до наших времён, из-под Новгорода. Далеко за дремучими лесами стояло красивое русское село.

Каждое утро вставали жители, затапливали печи, и из труб домов поднимался голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково. Любили люди этой деревни лепить из глины веселые игрушки, яркие и красивые. Хотите посмотреть какие?

Дети: да!

Просмотр компьютерной презентации «Дымковская игрушка»

Понравились вам игрушки? Дети: да, красивые игрушки.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем в русскую народную игру.

Пока звучит русская народная музыка, водим хороводы вокруг трех стульев с красивыми платками, затем собираемся в один большой хоровод. Как только музыка закончится, быстро подбегаем к своему платку и делаем из него шатёр, натягивая над головой, прячемся.

Игра «Шатёр»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это грустит здесь в сторонке?

Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку.

Воспитатель: Её уже давно увезли из родной деревни, из Дымковской слободы и она очень скучает по своим друзьям.

Как вы думаете, чем мы можем помочь дымковской игрушке?

Дети: сделать для неё подарок, нарисовать для неё друзей и т. д. (варианты решения проблемы)

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе создать Дымковскую слободу, как мы это можем сделать?

Дети: нарисовать, расписать игрушки.

Воспитатель: посмотрите, у нас есть большой лист бумаги, на котором есть дома - это деревня, в которой еще никого нет, давайте поселим здесь веселых жителей и пригласим нашу гостью. На столе много силуэтов различных дымковских игрушек. Выбирайте любую игрушку, подумайте какой узор ей больше подходит и начинайте расписывать, думаю, что у вас получатся очень красивые друзья для нашей гостьи. Вспомните какими цвета и элементы используют мастера дымки. Не забывайте о правильной осанке при работе за столом.

Дети расписывают силуэты игрушек.

(Воспитатель подходит к каждому ребёнку, поощряет его, хвалит, одобряет выбранные элементы узора, цвет.)

Готовые игрушки, по мере окончания работы располагают на большом листе ватмана.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселела наша гостья, она благодарит вас за дружную работу, за радость, которую вы ей доставили. Расскажите ей, какие игрушки вам самим понравились больше и почему. Как вы думаете, какая игрушка самая яркая, нарядная? Какие элементы дымковской росписи вы использовали в своей работе?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие русские мастера, я горжусь вами.

Литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2005 207с.

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- Пресс», 2004.

  1. Комарова Т.С.

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М: Мозаика-Синтез, 2014- 128с.

4. Казакова Т.Г.

Развивайте у детей творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Пособие для воспитателей детского сада.М.Просвещение1985г.

5. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей, художественных студий. Под редакцией Т.С. Комаровой М: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997 – 208с.