Критерии мсп. Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы

Быть субъектом малого или среднего предпринимательства очень выгодно. Именно они имеют упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, кассовой дисциплины и документооборота. Для них снижены налоговые ставки, им разрешены разного рода «налоговые каникулы». Разберемся, какие установлены критерии в 2018 году для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства.

Скачайте инструкции:

  • "Четыре схемы, которые налоговики будут искать на проверках">>>
  • "Семь налоговых схем, которые больше не работают">>>

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году

Чтобы вашу компанию включили в список малых или средних предприятий (СМП), необходимо соблюдать три условия. Должна быть определенная доля участия учредителей, а среднесписочная численность и все доходы компании, не должны превышать, обозначенного законом, лимита.

Однако в первую очередь необходимо разобраться, кого можно рассматривать, как малое или среднее предприятие.

В первую очередь к субъектам микро, малого и среднего предпринимательства следует отнести:

Более подробный перечень субъектов можно найти в ФЗ РФ №209 часть 1.1 ст.4.

Первый критерий малого и среднего предприятия 2018

Что касается первого из трех условий – это, конечно, доля участия учредителей. В ст.4 ФЗ-209 указывается, что компания может получить статус малого, только если соблюдаются следующее правило:

  • суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%. Что касается иностранного капитала, то его доля не должна превышать 49% от общего числа акций;

Такой лимит доли участия может обойти стороной компании, которые соблюдают другие условия, а именно:

  1. акции общества, котирующиеся на бирже, относятся к акциям инновационного сектора;
  2. общество или хозяйство юридически рассматривается как участник одного из проектов «Сколково»;
  3. деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям такого общества.

Этот критерий помогает отнести предприятие к субъектам малого или среднего бизнеса, с помощью организационно-правовой формы. Однако, есть также и два количественных условия, которые ИФНС также рассматривает перед тем, как отнести предприятие к малому или среднему бизнесу.

Критерии малого и среднего предприятия 2018: таблица

Критерии малого и среднего предприятия, которые действуют в 2018 году, мы собрали в удобной таблице.

Максимальные значения по среднесписочной численности за предыдущий календарный год

микропредприятие

От 16 и до 100 включительно

малое предприятие

От 101 до 250 включительно

среднее предприятие

Сумма доходов от предпринимательской деятельности компании за 12 месяцев

Не превышает 120 млн. рублей

микропредприятие

Не превышает 800 млн. рублей

малое предприятие

Не превышает 2 млрд. рублей

среднее предприятие

Важно: Закон позволяет вместо доходов использовать другой показатель - балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год. В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которую оценивают по правилам бухучета. Однако в нем не указаны предельные значения остаточной стоимости, поэтому зачастую этот критерий не принимается ведомствами.

Пример. Можно ли отнести компанию к малой, если не соблюдены все условия

Компания «Ромашка» по состоянию на конец 2017 года имела следующие показатели:

По двум из трех критериев компанию можно было бы отнести к малому предпринимательству, однако доля учредителя в два раза больше необходимого. Поэтому «Ромашка» автоматически не попадает в реестр МСП. Если акционерное общество сможет снизить долю учредителей до 24%, то ее отнесут к малым компаниям.

Важно: необходимо помнить, если компанию включили в реестр, и она три года подряд не вписывается в свои предельные значения, то она выбывает из него по истечению этого периода.

В каком порядке ИФНС относит компанию к СМП

Предприятие не обязано подавать какие-либо сведения в налоговое ведомство или писать заявление на предоставление льгот. С помощью реестра теперь это происходит автоматически. Сотрудники налоговой службы относят компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

С помощью реестра, расположенного на официальном сайте ФНС , вы можете проверить, относится ли тот или иной контрагент к малому виду предпринимательства или нет.

Преимущества малого предприятия

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в области бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене;
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета;
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне;
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами - для малых предприятий он составляет 50 часов в год;
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Соблюдая все вышеперечисленные условия, компания не только автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России. Она так же получает ряд приятных бонусов от налогового ведомства. Только не забывайте, что находится в рамках лимита необходимо более двух лет. Иначе компания автоматически перестанет приравниваться к МСП.

Субъекты малого предпринимательства – кто это? Кого можно отнести к малым предприятиям, каким критериям должна соответствовать организация или ИП, какими льготами и преимуществами они пользуются?

Существует Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007, который устанавливает, что такое субъект малого предпринимательства, какие критерии позволяют предприятию назвать малым.

Согласно закону, субъекты малого предпринимательства – это организации и ИП, для которых выполняются условия критерии, указанные в ст.4 закона №209-ФЗ.

Три критерия отнесения предприятия к малым предприятиям

Критерий 1: Доля участия в уставном капитале

Доля участия РФ, субъектов РФ, МО, иностранных граждан и организаций, а также благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25%.

Доля участия другого предприятия, не являющегося малым, в уставном капитале не должна превышать 25%.

Критерий 2: Средняя численность работников

За прошедший календарный год организации или ИП не должна превышать 100 человек, если численность менее 15 человек – это микропредприятие.

Если средняя численность работников от 101 до 200 человек, то организация или ИП признается средним предприятием.

Средняя численность работников включает в себя всех работников, работающих по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера и по совместительству.

Критерий 3: Выручка от реализации товаров, услуг

Выручка (или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не должна превышать предельных значений, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Выручка считается за предшествующий календарный год без учета .

  • Выручка до 60 млн. руб. – предельное значение для микропредприятий.
  • Выручка до 400 млн. руб. – предельное значение для малых предприятий.
  • Выручка до 1000 млн. руб. – для средних предприятий.

1-2 глава

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство ) - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу :

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВЫРУЧКЕ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн . рублей.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО СТАТУСУ

    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства , не должна превышатьдвадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

    количество персонала на предприятии;

    величина уставного капитала;

    сумма активов;

    объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

    в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    в транспортной сфере - 100 человек;

    в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической области - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в бытовом содержании и в розничной торговле населения - 30 человек;

    в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Структура малого бизнеса

Исходя из направления и содержания предпринимательской деятельности, вложения капитала в объекты и получения определенных результатов, согласованность предпринимательской деятельности с основными стадиями производственного процесса, отличают некоторые виды индивидуального предпринимательства:

Производственное. Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям. Такой вид предпринимательства называется производственным.

Коммерческо-торговое. Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения. Как второй основной вид российского предпринимательства, коммерческо-торговый бизнес должен развиваться большими темпами.

Финансово-кредитное. Особой формой коммерческого предпринимательства является финансовое предпринимательство. В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг.

Посредническое. Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством.

Страховое. Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков, называется страховое предпринимательство. Для этого необходимо внести определенную плату и составить договор страхования. Важность страхования заключается в том, что, получая страховой взнос, предприниматель оплачивает страховку только при определенных обстоятельствах описанных в договоре. Возможность возникновения страховых случаев на практике не очень большая, поэтому полученная оплата образует предпринимательский доход.

Интенсивность развития малого бизнеса в современной экономике России, является одним из важнейших показателей. В подтверждение к этому непрерывные поправки в законодательстве, направленные в первую очередь на благоприятные условия, для независимого развития малого бизнеса и среднего предпринимательства.

Будущее развития малого бизнеса многого обещает. Внедрение в эксплуатацию новейших технологий на производства, будет содействовать ежегодному увеличению объемов производства, создание новых рабочих мест, и росту количества субъектов малого предпринимательства.

http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.

За прошедшие годы реформ в России малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. И в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах.

http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/

Малый и средний бизнес (МСБ) в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, которую сейчас возглавляет первый вице-премьер И.И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах. Президент страны стал более или менее регулярно проводить совещания относительно политических и экономических аспектов развития МСБ. На одном из них Д.А. Медведев даже заявил, что «без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего» 1 .

Активность государства в отношении развития МСБ отчасти отражает стремление власти повысить эффективность экономики с помощью малых и средних предприятий. Хотя аналогичные меры неоднократно предпринимались в прошлом, значимость МСБ для страны все еще невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70%. Тенденция к поддержке МСБ государством характерна для многих стран. По данным Мирового банка, за период 2005–2006 годов в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере.

Меры по увеличению роли МСБ в российской экономике имели отчасти и конкретную антикризисную направленность. Государство хотело через поддержку мелкого и среднего предпринимателя решить некоторые текущие социально-экономические проблемы, обострившиеся в условиях кризиса 2008-2009 годов. Возможно, российское правительство учитывало заключения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы, по сравнению с теми, где эти показатели меньше.

Основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008-2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. МСБ в этих условиях обладал рядом «антикризисных» свойств. Малые и средние компании более гибки по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы. В новейшей российской истории были периоды, когда предпринимательство способствовало достижению социально-экономической стабильности в государстве во время кризисов. Например, в 1990-х годах решению проблем товарного дефицита (и ряда социальных проблем) способствовали «челноки» – предприниматели-индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции, Польше) и перепродававшие их на территории СССР.

Кризис чаще всего рассматривается как отрицательное явление. Вместе с тем он может стать основанием для начала нового этапа развития, выдвижения новых инициатив. Этот тезис применим и к малому и среднему предпринимательству. Кризис как возможность для субъектов МСБ предполагает появление новых путей для вхождения в более плотную экономическую среду, увеличения объемов деятельности, выхода на новые рынки. Кризис как угроза определяется нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, рисков, связанных с трудовыми отношениями.

Анализ возможностей и ограничений развития МСБ требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. В таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.

В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».

Экономика развитых стран представляет собой двухуровневую систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой – малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты.

В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития МСБ создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности характерны для МСБ в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.

(1) Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Очевидно, что за немногим более чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило и то, что формирование отношений власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной цене. При этом они не платили налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров такого рода.

В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. Показательно, что рост числа малых и средних предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики.

(2) Особой чертой взаимодействия власти с МСБ в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного участия субъектов МСБ в согласованном взаимодействии для получения общеэкономической выгоды. Каждый субъект МСБ выживал в одиночку. При низком качестве институциональной среды это вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными чиновниками».

(3) Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.

(4) В качестве особенности отечественного МСБ можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством МСБ в экономике развитых стран. В России МСБ вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители МСБ склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос.

Одним из определяющих для развития МСБ в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание напрямую определяет потенциал развития МСБ в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. Это было связано с тем, что российская экономика исчерпала резервы, на которых основывался экономический рост предыдущего периода. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Помимо сокращения доли малоэффективной государственной собственности и иностранных инвестиций, в качестве мер по преодолению тяжелых социально-экономических условий рассматривалось стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие - средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).

Второе условие - выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. рублей для микропредприятий, 400 млн. рублей для малых предприятий и 1 млрд. рублей для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Законом требование к такой периодичности исключено.

Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) - доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность. Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины.