Кризис четверти жизни - описание, признаки и способы преодоления.

Кризис в личностной сфере — это почти всегда симптом того, что вы достигли потолка развития какого-то навыка или качества характера и нужно что-то менять. Возникает психологический кризис, который как лакмусовая бумажка показывает несоответствие ваших привычек и способностей изменившемуся в одночасье миру. И не важно в какой области жизни мир стал иным: в финансовой, семейной или профессиональной, важно то, насколько вы были к этому готовы.
Хорошая новость заключается в том, что кризис всегда предшествует изменениям, чаще всего к лучшему. Плохая — вам придется что-то менять в себе и как-то приспосабливаться к новым условиям или к возникшим внезапно переменам.

Итак, личностный кризис — это и вызов вашей способности преодолевать препятствия, и возможность для психологического, эмоционального и духовного роста. Не случайно китайский иероглиф, обозначающий слово «кризис, тупик» имеет и второе значение о котором мало кто знает: «возможность, потенциал». И хотя китайцам же приписывают проклятие «чтобы тебе жить во времена перемен», то есть кризиса, все-таки мы можем и должны воспринимать эти самые перемены, последующие за кризисом как несущие радость и новые возможности для личностного развития и роста.

Тест на психологическую готовность к кризису

Если вы вступили на территорию кризиса не готовым эмоционально и физически, то скорее всего все закончится для вас психологическим срывом. Предлагаю пройти краткий тест на эмоциональную готовность к кризису, разработанный спортивным психологом Ричем Мастерсом для обычных людей. Тест позволит оценить вашу психологическую готовность к сильному стрессу вызванному переменами и определиться с уровнем вашей самооценки.

Поставьте себе по 1 баллу за каждое согласие, за каждый ответ ДА на утверждения данного опросника.

(1) Я надолго запоминаю ситуации, которые расстроили меня или вызвали у меня чувство злости
(2) Я завожусь от одной мысли о ситуациях, которые расстроили меня в прошлом
(3) Я часто вновь и вновь обдумываю ситуации, которые вызвали у меня гнев
(4) Я могу еще долго обдумывать как мне отомстить людям, сделавшим больно, даже если ситуация уже разрешилась
(5) Я никогда не забываю людей, которые расстроили или разозлили меня, даже в мелочах
(6) Когда мне напоминают о моих прошлых неудачах, я ощущаю себя так, как если бы я вновь их пережил
(7) Я беспокоюсь о своем будущем значительно меньше, чем многие мои знакомые
(8) Я всегда смотрю на себя со стороны
(9) Я много размышляю о себе и своих делах
(10) Я постоянно думаю о мотивах свои поступков
(11) Иногда у меня возникает ощущение, что я разглядываю себя со стороны
(12) Я остро ощущаю изменения в своем настроении
(13) Я знаю, как работает мой мозг, когда я решаю какую-нибудь задачу
(14) Я беспокоюсь о том как оценивают мои деловые качества
(15) Я беспокоюсь о том, как я выгляжу
(16) Я обычно стремлюсь произвести хорошее впечатление
(17) Перед выходом из дома я обычно рассматриваю себя в зеркале
(18) Я беспокоюсь о том, что думают обо мне окружающие
(19) Мне сложно принимать решения

Чем выше у вас показатель по тесту на психологическую готовность к кризису, тем больше вероятность, что когда очередной кризис заставит вас врасплох, с вами может произойти самый настоящий психологический срыв, особенно в тех сферах, где цена оценки со стороны окружающих очень высока.

Если вы набрали по тесту больше 10 баллов, значит в кризис вы впадаете в самобичевание и стресс, вместо того, чтобы преодолевать его, и значит 7 волшебных способов преодолеть стресс и выйти из личностного кризиса как раз для вас.

7 способов предотвратить психологический срыв во время кризиса

Итак, перед вами семь способов преодолеть кризис без эмоциональных потерь и выйти из кризиса победителем. Большинство из них предписывают предупредительные меры, чтобы когда кризис наступит вы были во всеоружии.

1) Привыкайте к стрессу!

Никто не отрицает важности старого изречения «тренировка — мать победы». Речь идет не о том, чтобы «успеть подстелить соломку», кризис на то и кризис, что он внезапен. Речь о том, чтобы во времена относительного благополучия тренировать свой организм на привычку спокойно реагировать на стресс, вызванный переменами.

Чем больше мы тренируемся под стрессом, тем меньше испугаемся его в реальной ситуации. Включите в свою повседневную жизнь периоды стресса сознательно. Например, проведите полноценный выходной с уборкой и готовкой с завязанными глазами или с привязанной к телу ведущей рукой. Или включите таймер и попробуйте сделать задачу на которую у вас уходило обычно полчаса за десять минут или даже за пять.

2) Играй, играй… тренируйте свои реакции в играх

Как правило, тем сильнее воздействует стресс во время кризиса на психику, чем более ригидна и шаблонна ваша личность в поведенческих реакциях. И наоборот, кризис легче преодолеть гибкой и спонтанной личности с наработанными нетривиальными поведенческими стратегиями. Хотите тактически и стратегически быть гибче в поведении — играйте в настольные игры. Особенно такие, которые требуют быстроты реакции и развития навыков сотрудничества/соперничества с другими людьми и паттернов стратегического/тактического мышления. Например в «Каркассон» или «Нарды».

3) Танцуй, танцуй... делайте танцевальные пятиминутки

Психологи давно подметили связь между эмоциями и телом. У человека, который сложно преодолевает кризис, который эмоционально скуп или зажат, ригиден в поведении образуется «мышечный панцирь», который в стресс только мешает решать проблему, усугубляя итак сложное положение. Чтобы не позволить чувствам застыть в мышцах необходимо совершать разнообразные движения. Если Вы будете делать это в течение пяти минут каждый день, тело будет гибким, а значит вы легче преодолеете стресс, когда он возникнет. Танцевальные пятиминутки также послужат хорошей перезагрузкой, не позволят накопиться в теле эмоциональному стрессу.

4) Остановите внутреннего критика

Еще до кризиса поработайте самостоятельно или с психологом над преодолением голоса внутреннего критика. Замечено, что при стрессе голос внутреннего преследователя включается и начинает подавлять вашу личность изнутри. Лучший способ не поддаваться на внутреннюю критику в кризис — это загодя заменить его на заботливый и поддерживающий голос внутреннего советчика или мудреца. Тогда во время перемен эмоциональная и личностная поддержка будет всегда с вами и вы сможете больше полагаться на себя, чем это было раньше. Вложите в уста голоса поддержки ободряющие и хвалебные фразы. Типа 2ты справишься, я в тебя верю» или «все в порядке, перемены это всегда к лучшему».

5) Научитесь быстро расслабляться

Кризис финансовый или эмоциональный заставляет нас напрягаться внутренне и физически. Напряжение — это кризис, болезнь, ригидность и страх. Расслабление — это творчество, спонтанность, здоровье и оптимизм. Поэтому любое решение проблемы лучше начинать в расслабленном виде. Сейчас в сети Интернет выложено множество методов релаксации, начиная от простых медитаций, до сложных последовательностей в расслаблении тела и мышечных зажимов. Выберите одну из них и доведите до привычки, до автоматизма свою способность быстро расслаблять мышцы. Если все-таки стрессовая ситуация застигла вас врасплох, воспользуйтесь 10 секундным методом сброса напряжения в кризис: сожмитесь в комок, напрягая все мышцы и задержите дыхание на 5-7-10 секунд. Затем резко и глубоко вдохните распрямляя все тело. Подышите глубоко несколько минут.

6) Сосредоточьтесь на цели и действуйте!

Спортивные психологи отлично знают, что во время стресса фокусировка на цели действия (стратегический фокус), а не на технике (тактический фокус) позволяет избежать неудачи и победить. То есть вместо привычки обдумывать каждый свой шаг, во время кризиса вам нужно быстро сформулировать цель и не задумываясь устремиться к ее выполнению. Например, во время финансового кризиса, если вы подумываете о смене работы, не задумывайтесь долго, пройдите тест на работу и определившись с целью новой работы начинайте ее искать. Если вместо этого, Вы начнете обдумывать все плюсы и минусы смены работы или даже профессии, скорее всего вы додумаетесь сперва до нервного срыва, а затем и работу можете потерять.

7) Сосредоточьтесь на позитивном исходе кризиса

Не проявляйте беспомощности в мыслях и поступках. Если вы во время стресса сконцентрируетесь только на негативных моментах, то можете утратить контроль над ситуацией и способность к упорному труду для достижения будущих целей. Приучите мозг думать о позитивных исходах и свяжите конечную цель с каким-нибудь словом, характеризующим успешное действие. Повторяйте его как мантру в буддизме всякий раз, когда достигаете даже маленького успеха. Например, «справлюсь» или «я победитель по жизни», или «легко и быстро, как всегда». В стрессовой ситуации эта мантра поможет вам сосредоточится на победе и поможет перейти к действиям по выходу из проблемного поля.

Применяйте микс из всех семи волшебных способов подготовки к стрессу и преодоления личностных кризисов, чтобы превратить любой кризис в потенциальную возможность стать победителем.

Потребность общества в объективном преодолении кризиса ощущается с самого его начала. Различные социальные слои, по-своему оценивающие кризис и его причины, ищут свои пути выхода из кризиса. Как отмечалось выше, каждый человек так или иначе должен овладеть сложившейся ситуацией. Однако «кризисное время предъявляет человеку не индивидуальный счет, требует от него не просто выживания и адаптации. Речь идет о том, чтобы не только самому выйти из кризисной ситуации. Нужно выводить из нее общество, а это самостоятельная задача» . Общая потребность в преодолении кризиса выражается средствами массовой информации, формулируется политиками и учеными, приобретает характер лозунгов и требований в массовых манифестациях и, наконец, реализуется через правительственные программы.

Каждый социальный кризис конкретен, но не менее конкретны и пути выхода из него. Однако можно все же указать несколько основных «стратегий», которые в самом общем виде указывают на "Направление движения, предпочтительное в том или другом случае для преодоления (Кризисной ситуации. Не всегда эти стратегии определяются достаточно четко и ясно, а подчас они даже сознательно маскируются в политических целях. Тем не менее основные их черты определить,не так уж трудно.

Первая стратегия может быть названа реставрационной. Ее смысл состоит в том, чтобы возвратить общество к прежнему, докризисному состоянию, устранив те факторы и их производные, которые действуют в кризисной обстановке.

В Польше такую стратегию по существу все время проводила ПОРП, которая исходила из предпосылки, что достаточно восстановить ее авторитет в массах и политическую власть, как все будет исправлено. Выступая на XXVI съезде КПСС, первый секретарь ЦК. ПОРП Станислав Каня, например, говорил: «Мы последовательно работаем над восстановлением силы и активности партии, ее связей е трудящимися... Мы опираемся на.марксистско-ленинское учение, обращаемся к историческим и интернационалистическим традициям нашей партии» . Тот же оратор, выступивший на 9-м "пленуме ЦК ПОРП в марте 1981 г., отверг идею соглашения с оппозицией, (борющейся за власть, и заявил: «Существуют экономические и политические границы компромисса. Нельзя скрывать, что мы уже давно перешли допустимую границу экономических возможностей. Есть границы и тогда, когда мы обсуждаем политические требования. Эти границы определяются интересами социализма, необходимостью сохранения руководящей роли партии, заботой о безопасности нашего государства и его положением как члена социалистического содружества» .

Однако дело не в примирении с аппозицией. ПОРП развивала идею:не пассивного сопротивления обстоятельствам, а активного отстаивания прежних ценностей, институтов, норм, отношений. На одной из политических дискуссий в Польше в 1981 г. сторонники правительства подчеркивали: «В стране проходит контрреволюционный процесс, и поэтому применять против него следует соответствующие методы, т. е. партия должна использовать в борьбе против контрреволюции все имеющиеся средства» . Логическим завершением этой стратегии было введение военного положения.

У нас наиболее ярким проявлением реставрационной стратегии был путч в августе 1991 г. Как и в польском реставрационном варианте, стратегия военного переворота ни в коей мере не могла оправдать себя. Возврат к прошлому невозможен; действия, направленные на восстановление прежних порядков, могут на время только (Камуфлировать кризисную ситуацию, но они не в состоянии ее преодолеть. К тому же, как показал исторический опыт, подобные действия вызывают мощный отпор со стороны демократических сил общества.

Вторая стратегия - невмешательство в происходящие события. По существу это проявление надежды на то, что все «само по себе образуется». Такая политика нерешительности, затягивания и проволочек в принятии хотя бы каких-то мер была свойственна и польскому, и нашему кризису - до 1992 г. Думается, что ничего нет хуже подобной политики, которая ничего не исправляет и все оставляет в подвешенном состоянии. Известно, что «под лежачий камень вода не течет». В нашем случае это означает, что те факторы и -силы, которые вызвали кризис, продолжают действовать разрушительным образом, кризис углубляется и затягивается и одна нерешенная проблема порождает множество других.

Третья стратегия - обновление общества, активный выход из кризиса путем отбрасывания старого, отказа от него, развития нового, что родилось в кризисной или еще в предкризисной ситуации.

Для реализации этой стратегии нужно, разумеется, знать прежде всего направление движения: что понимается под новым, «куда нам плыть», какое общество мы хотим построить, какие элементы будущего мы находим уже в сегодняшней действительности.

Вопрос этот не простой. Он стоит перед обществом в каждый переходный период. Стоял он и перед большевиками в 1917 г. Многие выдающиеся политики и общественные деятели того времени предупреждали о том, что выбрать верную стратегию преодоления обширного кризиса - очень не легко. Г. В. Плеханов писал о том, что если революционное правительство «будет искать спасения в идеалах «патриархального и авторитарного коммунизма», внося в эти идеалы лишь то видоизменение, что, вместо Перувианских «сынов солнца» и их чиновников, национальным производством будет заведовать социалистическая каста», то «при такой опеке народ не только не воспитался бы для социализма, но или окончательно утратил бы всякую способность к дальнейшему прогрессу, или сохранил бы эту способность, благодаря возникновению того самого экономического неравенства, устранение которого было бы непосредственной целью революционного правительства» . Как подтвердила история, именно ЭТО "И произошло.

Сейчас подобные вопросы возникают вновь. Общее направление социально-экономического и политического развития интересует всех, является предметом дискуссий и научных исследований. В самой общей форме.на вопрос о стратегии обновления могут дать ответ многие специалисты в области общественных наук - историки, философы, политологи, экономисты. Правда, до недавнего времени эти ответы были однообразными: коль скоро мы находимся в социалистическом обществе и строим коммунизм, то это и есть наши идеалы. Теперь же "ситуация переменилась и в печати можно встретить более свободные от идеологии рассуждения и целые концепции. Так, Е. и В. Золотухины в статье ««Нормальное» и «аномальное» общество», не прибегая к социально-классовым характеристикам настоящего и будущего, рисуют картину желаемого общества, которое они называют «нормальным». При всей спорности самого подхода и применяемой терминологии, следует обратить внимание на следующие черты этого общества, которые обладают достаточной привлекательностью:

целостность самовоспроизводства общества, когда благополучно функционируют не только отдельные его структуры, но и вся социальная система как единое целое;

устойчивость общественной системы, означающая, что различные внешне-и внутриполитические проблемы хотя и вызывают потрясения в обществе, но не сокрушают его основ;

наличие гибких адаптационных возможностей, постоянного импульса к развитию, открытость и восприимчивость к новому.

«Говоря обобщенно, нормально развивающееся общество - это общество, возникающее естественно-исторически, без грубых разрывов социальной ткани. Именно путь гибких реформ, или, точнее, «революций типа реформ»... без тотальной ломки всего и вся оказывается гораздо более приемлемым, социально привлекательным, чем путь ультрареволюционный, основывающийся на жестком "Насилии» .

Перекликается с этой позицией и точка зрения Н. Наумовой: наиболее важные предпосылки для успешного выхода из кризиса - это мобилизация социального потенциала, формирование гибкой и динамичной социальной структуры, обеспечение позитивного взаимодействия с внешней (международной) средой. Однако «основной предпосылкой является эффективное социальное управление, сохранение управляемости социальной системы» .

Конечно, от этих несколько идеальных представлений далеко до конкретных путей реализации этой стратегии, но наша задача здесь ограничивается тем, что мы лишь называем основные стратегии, которые можно использовать в кризисной ситуации. Выбор их - дело политиков, далеко не всегда полагающихся на мнения ученых.

Тем не менее - и это надо подчеркнуть, - если политический руководитель способен верно оценить сущность процессов, происходящих в обществе, определить их характер и направленность, выявить прогрессивные и перспективные элементы общественного развития, то преодоление кризиса в опоре на эти элементы вполне возможно, хотя, разумеется, и весьма нелегко.

Рис. 15.

Рассмотренная третья стратегия была, как представляется, хотя и непоследовательно, но все же.применена руководителями России в конце 1991 - начале 1992 г., когда правительство республики достаточно решительно встало на путь проведения реформ.

2. Говоря о выборе стратегии, необходимо сделать два замечания. Первое: этот выбор (возврат назад, выжидание, обновление) в большой степени зависит от мировоззрения и политической позиции руководящих слоев и лиц. Обстановка кризиса, а также различные политические силы, наука, средства массовой информации, конечно, толкают к той ли иной стратегии, вынуждают к одному или другому решению, но его принятие остается.в.конечном счете на совести (и ответственности) политических руководителей. М. С. Горбачев проявлял медлительность, его выбор (если он и осуществлялся) состоял в стратегии выжидания. И в конце концов ему пришлось уйти. Российское руководство после короткого периода раздумий выбрало стратегию обновления, эффективность которой, надо полагать, покажет будущее.

Второе замечание состоит в том, что хотя мы говорим о стратегии выхода из кризиса, но по существу принимаемое решение касается по меньшей мере трех вопросов. Во-первых, как быстрее преодолеть тяжелую кризисную ситуацию, обеспечить населению минимальные условия для выживания. Во-вторых, как поступить с остатками развалившейся старой системы. В-третьих, что надо сделать для укрепления новой системы - норм, институтов, ценностей, отношений. Эти три вопроса взаимосвязаны, пересекаются, но тем не менее не совпадают, каждый требует определенного решения. По этой причине стратегия выхода из кризиса представляется сложной, "многослойной (рис. 16).Особенно трудно предусмотреть этапы этой стратегической программы, последовательность принимаемых мер и комплексную взаимосвязь между ними.

Стратегия выхода из кризиса 80-90-х годов в нашем обществе сосредоточивалась в основном на экономических проблемах.

Непосредственное преодоление кризиса

Укрепление новой системы

Рис. 16. Составные элементы стратегии выхода

из кризиса

Программа под руководством академика С. Шаталина «500 дней», программа Г. Явлинского и другие экономические программы включали основное ядро стратегии - переход к рыночной экономике. Вокруг этого ядра шли яростные споры, оно привлекало внимание отечественных и зарубежных специалистов.

Однако эффективная стратегия выхода из кризиса не может ограничиваться экономическими проблемами. Ведь сам кризис многопланов, включает политические, социальные, духовные и иньге аспекты. Поэтому и стратегия должна быть комплексной: должны быть разработаны несколько стратегий, учитывающих все эти стороны дела и объединяемых единой целью - преодолеть развал общественной жизни, сохранить и обновить полезные институты, создать новую ситуацию, обеспечивающую развитие страны.

Интересен еще один вопрос: каковы ожидания населения по поводу сроков выхода из кризиса? Эти ожидания исследовались рядом психологов и социологов. Приведем, например, таблицу, относящуюся к январю 1992 г., когда общего кризиса в его наиболее острой фазе по сути еще не было. На вопрос: «За какой период Россия сумеет преодолеть социально-экономический кризис» последовали такие ответы (в % к числу опрошенных)

Преодоление кризисов

Эффективное управление требует уделять повышенное внимание выявлению проблемы. Раннее распознавание признаков кризисных ситуаций становится основной задачей антикризисного управления.

Другим, не менее важным, средством профилактики кризисных ситуаций является упорядочение правового статуса государственных органов, других институтов политической системы, включая партии, общественные организации и движения, местное самоуправление, конкретизация правополномочий различных участников общественной деятельности, коррекция и развитие их взаимосвязей.

Однако правовые нормы при всей их значимости не могут быть абсолютными вариантами конструктивного и оперативного взаимодействия различных ветвей государственной власти. При помощи только конституционных статей невозможно предотвратить кризисы государственного управления, вплоть до государственного переворота. Политические действия часто развиваются по собственной логике - логике политической целесообразности, которая может быть не отрегулирована правовыми нормами или выходить из правовых рамок. Поэтому наряду с правовыми немаловажную роль играют и политические нормы - правила отношений, не имеющие юридического характера, разного рода устные и письменные договоренности и соглашения между политиками. Политика как процесс и деятельность реального властвования, государственное управление должны во избежание кризисных ситуаций подчиняться политико-правовым нормам и административно-политической этике, смысл которой сводится прежде всего к соблюдению всеми участниками политического процесса и управляющего воздействия определенных «правил игры». Вместе с тем эти правила сами по себе есть результат управления, а также ряда компромиссных шагов в определении прерогатив и полномочий каждого участника политического процесса.

Специфика кризисов в России проявляется в том, что даже в нормальной докризисной ситуации, а тем более в случае обретения ими антагонистических черт, доминантные конфликты развиваются как «вертикальные». Они характеризуются первоначальным неравенством субъектов и имеют ярко выраженный персонифицированный характер. Подобная иерархическая архитектоника определяет весь спектр социально-политических отношений, начиная от личных, кончая взаимодействием государственных учреждений и корпораций. Поэтому в российском обществе кризисы государственного управления обычно возникают при исчерпании кредита доверия нижестоящих инстанций вышестоящим и имеют ярко выраженный эмоциональный (иррациональный) характер. Косвенным подтверждением этого является активное использование, а нередко и превалирование именно моральной лексики типа «обманувший доверие», «потерявший совесть» и т. д.

Для вертикального (патерналистского) общества конфликты чаще развиваются в плоскости: центр -- регион, директор -- рабочий, администрация -- местные жители при серьезной блокировке обратной связи и путей нахождения консенсуса.

И методы подобных «вертикальных» конфликтов соответствуют целям «надавить на сознание», привлечь внимание вышестоящихпо вертикали инстанций: голодовки, массовые демонстрации, забастовки. При этом, чем более действенным оказывается тот или иной конкретный протестный акт, чем большую огласку он получает, тем шире становится использование подобных конфронтационных технологий разрешения конфликтов. Возникает цепная реакция, и в случаях, когда вполне можно было бы успешно использовать для разрешения конфликта консенсусные приемы (переговоры, консультации, выработку и подписание совместных договоров и т. д.), конфликтующий субъект намеренно идет на обострение, отвергает компенсационные модели как якобы недостаточно эффективные и оперативные. В результате получается замкнутый круг: реальное снижение социальной напряженности в конкретном городе, на предприятии за счет использования конфронтационных ритуалов разрешения конфликтов провоцирует рост напряженности в обществе в целом. В этой связи чрезвычайно важным представляется осмысление источников (корней) отчуждения граждан от власти.

Одним из фундаментальных является общий социально-экономический кризис в стране, резкое снижение уровня социальной защищенности, в результате чего люди опасаются за безопасность свою и близких им людей.Другим крупным источником конфликтности между государственной властью и населением является отчуждение на почве разнонаправленности интересов граждан и чиновников (политических и государственно-административных должностных лиц), которые, по мнению большинства населения, руководствуются интересами не только (и не столько) рядовых граждан, сколько ведомственными, корпоративными и собственно личными.

Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей. Степень результативности и прогнозируемое действий по управлению социально-политическими конфликтами в существенной мере зависит от правильно сконструированной макротехнологии. Другими словами, конфликты оптимизируются тем более успешно, чем в большей степени приоритет отдается не частным поступкам отдельных индивидов и единичным процедурам, а созданию условий, при которых достижение желаемой цели становится предопределенным совокупностью многих факторов.

Общие принципы, методики и конкретные приемы по управлению конфликтами синтезируются в гибкие социально-политические технологии, которые способны произвести позитивный эффект в процессе работы над большинством известных конфликтов.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:

Кризисы при успешном управлении ситуацией могут стать началом нового этапа стабилизации и позитивного развития общества и его политической системы. В случае если субъекты власти проявляют слабое понимание причин происходящего, политические конфликты могут обостряться в сторону кризисной ситуации и привести к следующему этапу кризиса государственной власти, который характеризуется неспособностью правительства решить стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для нормального функционирования политической системы. Структурно-функциональный кризис власти сопровождается порой бурными социальными потрясениями, но может протекать и достаточно мирно, если правительство имеет определенный «кредит» доверия, народ сочувствует политике реформ, связывает с ними ожидание перемен к лучшему. Таким образом, выход из кризиса зависит от хода и результатов реформ.

Реформа за рубежом глазами молодого поколения

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА

(опыт США времен "Великой депрессии")

В.ФОМУШКИН

Классическим примером преодоления жесточайшего, всеобъемлющего кризиса является политика "нового курса", проводившаяся под руководством Франклина Рузвельта в 30-е годы XX в. Предысторию политики "нового курса" обычно начинают с возникновения на рубеже XIX-XX столетий институционализма - течения, выступившего с обоснованием реформ экономики, направленных на ограничение чрезмерной монополизации, против разорения мелкого и среднего предпринимательства, углубления социального неравенства.

Государство

как охранитель условий "честной конкуренции",

как страж на пути чрезмерной концентрации и монополизации экономики,

как сила, противодействующая махинациям бурно развивающегося в конце

XIX в. монопольного капитала Америки, -

эти идеи институционализма были положены в основу антимонопольного законодательства (Закон Шермана - 1890 г., Закон Клейтона - 1914 г.).

В 20-х годах в США появляется активная группа экономистов - сторонников стабилизации экономики с помощью кредитно-денежной политики. Условием проведения такой политики они считали освобождение от требований поддержания золотого стандарта, от которого к тому времени отказались практически все развитые страны мира, который ограничивал денежную эмиссию размерами золотого запаса страны и сковывал проведение желаемой кредитно-денежной политики.

Лидером этой группы выступал И. Фишер, который предполагал, что главным условием экономической стабильности является устойчивость цен, которую и следовало бы обеспечить с помощью денежной политики, но этому препятствовала система золотого стандарта, ибо изменение цен на золото приводило к изменению цен на большинство товаров.

В те же годы начинает формироваться и концепция стабилизации экономики с помощью бюджетной политики на основе планирования общественных работ. В популярной работе Ф. Гарвеса и Э. Хансена (изд. в 1928 г.) говорится: "Стабилизация требует от всех государственных органов, особенно от федерального правительства, планирования общественных работ на протяжении длительного времени, с тем чтобы эти мероприятия можно было развернуть при первых признаках снижения деловой активности. Особенно желательно, чтобы эти общественные работы финансировались с помощью дополнительных банковских займов, дабы. покупательная способность общества могла возрасти".

В то же время широкий отклик в Америке получают ранние работы английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Дошли они и до правительственных кругов США, где нашли определенную поддержку. Однако очень часто преувеличивается роль идей Кейнса в политике "нового курса". Ведь основная книга Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" вышла в 1936 г., когда мероприятия "нового курса" осуществлялись полным ходом. Поэтому нельзя отождествлять имя Кейнса с политикой "нового курса".

Анализируя природу "нового курса", кейнсианец Л. Кейзерлинг писал: "Его особенности определялись основными тенденциями американского опыта:

    фермерским и рабочим движением,

    движением популистов,

    некоторыми аспектами учения Уильяма Дженнингса Брайана,

    реформами Вудро Вильсона,

    распределительными теориями Генри Джорджа,

    учениями социалистических партий и огромного числа добровольных ассоциаций, преданных идее социальных реформ,

    активностью тогдашнего руководства конгресса и экономистов, которые порвали со своими академическими занятиями...

При всем моем уважении к Кейнсу я не в состоянии привести обоснованных доказательств тому, что "новый курс" был бы иным, если бы Кейнса не существовало".

Таким образом, когда в 1929 г. разразился кризис небывалой глубины и продолжительности, экономическая и политическая мысль страны уже содержали многие из тех идей, которые были положены в основу "нового курса" Рузвельта и которые оказались созвучны теории Кейнса о механизме функционирования рыночной экономики, о роли совокупного спроса как основного объекта регулирования, о путях государственного вмешательства в его формирование и управление.

Кризис 1929-1933 гг., не имевший себе равных в истории США, в одну ночь сделал беднее огромное число американцев. И так низкая покупательная способность в результате биржевой паники еще более уменьшилась. Невозможность реализовать продукцию или получить банковскую ссуду привели к массовому банкротству пред- " приятии. За годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков.

Американская экономика столкнулась с обострением проблемы рынков, хронической недогрузкой предприятий, хронической массовой безработицей, в целом усилилась ее неустойчивость. За 48 месяцев (период между высшей предкризисной точкой и низшей точкой падения) ВНП сократился на 46,1 % (в текущих ценах), валовые капитальные вложения за 36 месяцев на 94%.

Огромное число людей оказалось без работы. Пополнили ряды безработных и разорившиеся из-за резкого снижения цен фермеры. По данным официальной статистики, число безработных с 1,5 млн. в 1929 г. увеличилось до 12,8 в 1933 г., т.е. возросло в 8,5 раза, и составило четвертую часть от всего трудоспособного населения страны. По сведениям профсоюзов, к марту 1933 г. в стране насчитывалось 17 млн. безработных. Выселенные за неплатеж из своих квартир, они селились на окраинах городов, где возникали воздвигнутые из ящиков и строительных отходов "бидон-вилли" и "поселки президента Гувера".

Мероприятия по преодолению кризиса начались еще при Гувере. Была создана "Реконструктивная финансовая корпорация", кредитовавшая некоторые компании, чтобы спасти их от банкротства. Это делалось с целью недопущения дальнейшего роста безработицы и поддержания стратегически важного производства. Образованное правительством "Федеральное фермерское бюро" занималось закупкой излишков сельскохозяйственной продукции, которые в противном случае уничтожались бы. Таким образом, сдерживалось разорение значительного числа фермеров, вызванное временным падением покупательной способности населения. Усилена была протекционистская политика: в 1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способствовавший резкому сокращению ввоза в США товаров из-за границы.

Но все эти меры не возымели должного эффекта. Они напоминали несбалансированное и бессистемное "латание дыр". Росло недовольство народа, подогреваемое профсоюзами и всевозможными активистами социалистического толка.

На президентских выборах в ноябре 1932 г. ф. Рузвельт выступил с программой "нового курса" и победил. В программе содержался комплексный подход к путям и методам оздоровления национальной экономики. Ядром программы было признание необходимости существенного усиления государственного регулирования рыночного механизма.

"Новый курс" был поддержан большинством американцев, поверивших в его, а значит, и свой успех. Он сплотил нацию единой идеей, единой верой в процветание Америки. Со страниц газет и по радио к людям обращались виднейшие политические и общественные деятели, призывая своим неустанным трудом доказать, что Америка - великая страна. По улицам были развешены лозунги: "Мы великая нация" ... Подъем экономики начался с духовного подъема нации, с возрождения национального (не путать с националистическим) самосознания. Все это послужило основой для экономического возрождения.

Основное внимание Ф. Рузвельт уделял "проблеме реализации". Корни неудач в экономике он видел в расстройстве сферы обращения, при которой потребители обладают недостаточной покупательной способностью для приобретения всего произведенного товара. По его мнению, разрешить эту проблему можно путем сокращения избыточного производства и повышения цен, а также путем достижения полной занятости, благодаря чему увеличился бы покупательный спрос. Однако полную занятость возможно было обеспечить, лишь полностью загрузив имеющиеся производственные мощности, что зависело, в свою очередь, от наличия у предприятий необходимых финансовых средств и достаточно емкого внутреннего рынка.

Поэтому в системе "нового курса" главными мероприятиями являлись: оказание помощи пошатнувшейся финансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций.

Для регулирования экономики в 1933 г. были приняты "Закон о восстановлении национальной промышленности" (НИРА) и "Закон о регулировании сельского хозяйства" (ААА). В соответствии с этими законами было осуществлено принудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства с целью его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждой из которых были введены так называемые "кодексы честной конкуренции", которые:

    определяли единую политику цен,

    фиксировали размеры, производства для каждого предприятия,

    распределяли рынки сбыта между участниками,

    устанавливали уровень заработной платы рабочих.

"Кодексы НИРА, - отмечал Дж. Гэлбрейт, - являлись прямым вмешательством, копией позднего контроля над зарплатой и ценами... "Кодексы "честной конкуренции" фиксировали верхнюю границу часов работы и минимум зарплаты. В большинстве кодексов: 40 часов в неделю и 30 центов в час.

Одним из важнейших направлений стала структурная политика, имевшая в годы "нового курса" импульсивный характер. Проведение ее не отличалось последовательностью и целенаправленностью. Стремление наладить рациональное, с точки зрения экономики в целом, функционирование регулируемой отрасли в долгосрочном плане перемежалось с ориентацией на решение конъюнктурных задач (а иногда обусловливалось ими). Народнохозяйственное значение отрасли определялось поддержкой государства, которое было заинтересовано в ее нормальном функционировании и рассчитывало на "цепную реакцию оживления", стимулирующую общеэкономическую конъюнктуру.

Эти меры носили чрезвычайный и временный характер, большинство из них было позднее отменено, но в тот момент они сыграли свою положительную роль по выводу экономики страны из тупика. К тому же это был первый опыт государственного регулирования с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, и, естественно, механизм такой экономики был еще не отлажен, но переход к ней уже осуществлен.

В области сельского хозяйства "новый курс" состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. Надо отметить, что аграрная политика Ф. Рузвельта была менее успешной. Сокращение сельскохозяйственного производства и удорожание продукции при том, что часть населения и до этого недоедала, привели к еще большим осложнениям. Многие семьи вынуждены были еще сократить и так скромные "потребительские корзины".

Однако проводимые меры социальной поддержки населения во многом компенсировали эти потери. "Новый курс" предусматривал ряд мероприятий, направленных на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) и введена система выдачи пособий бедствующим безработным.

В июне 1935 г. был принят Закон Вагнера "О трудовых отношениях", который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договоры. Он также закреплял определенные ограничения на забастовки. Для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж.

Все эти меры во многом ввели стачечное движение в конструктивное русло, позволяя рабочим отстаивать свои права и в то же время не наносить вред общественному производству. Надо отметить, что эти меры послужили качественному развитию американского менеджмента: от отношений "хозяин - батрак" к отношениям "руководитель - подчиненный".

Кроме этого был принят Закон о минимальном уровне заработной платы. Целью этой меры было не только снять возрастающее неудовлетворение рабочих своим положением, но и обеспечить расширение совокупного спроса, для чего и повышались доходы рабочих. По этой же причине снижались налоги на прибыль. Правительство тем самым компенсировало предпринимателям потери, связанные с социальными программами, а кроме того, побуждало их более активно инвестировать избыточные средства.

Было законодательно оформлено участие государства в социальном страховании. Социальное обеспечение, имевшее местный характер, стало одной из главных сторон деятельности федерального правительства. В 1935 г. Закон о социальном обеспечении учредил:

    национальную систему страхования по старости,

    систему страхования от безработицы,

    систему оказания помощи штатам для проведения профессиональной переподготовки, специальных программ здравоохранения и обеспечения детей.

В довоенные годы общественная помощь составляла 4% ВНП. В 1935 г. 49% расходов на социальное обеспечение финансировало государство.

Не избежала государственного регулирования и сфера биржевой и банковской деятельности. Важен был Закон о государственном страховании частных вкладов и ссуд. Он составил лавинообразно растущее сокращение денежного обращения, что наносило существенный урон экономике.

Дело в том, что спад производства в начале "Великой депрессии" вызвал волну банкротств банков, особенно на Среднем Западе - сельскохозяйственной житнице страны. Это подорвало доверие людей к банковским вкладам, что уменьшило их долю по сравнению с наличными сбережениями и вызвало усиленное эффектом мультипликатора снижение денежного обращения, что вновь обусловило спад производства, и т. д.

Государственное страхование вкладов повысило доверие граждан и разорвало порочный круг, обеспечив необходимое экономике расширение денежного обращения.

Начало "Великой депрессии", вызванное биржевой паникой, обусловило необходимость стабилизации фондового рынка посредством государственного регулирования. Закон о ценных бумагах, принятый в 1933 г., был призван создать условия, при которых всем участникам фондового рынка в равной степени обеспечивался гарантированный доступ к важной и объективной информации, позволяющей им обоснованно принимать инвестиционные решения, и предотвращается возможность намеренного введения вкладчиков в заблуждение. Была создана Комиссия США по ценным бумагам и биржам, на которую были возложены функции регистрирующего и контролирующего органа, призванного упорядочить фондовый рынок. Этот закон обеспечил более полную открытость фондового рынка с точки зрения полноты и достоверности информации о его деятельности, что повысило доверие и обеспечило рост активности на нем.

Безусловно, меры "нового курса" были жесткие меры. Носили они чрезвычайный характер и были обусловлены жесточайшим кризисом. Консерваторы не раз обвиняли президента Ф. Рузвельта в том, что он пытался ввести социализм в Америке, но он неизменно отвечал на это, что все его действия были предприняты с целью исключить возможность зарождения социализма на американской почве.

Получило свое развитие научное управление экономикой, был открыт потенциал социального регулирования, обогатился опыт проведения эффективной социальной политики, сложились начальные элементы разработки экономических отраслевых и региональных программ.

Политика "нового курса" произвела революцию в капиталистической экономике, открыв не использовавшиеся до тех пор в капиталистической экономике возможности.

Все дети мечтают поскорее стать взрослыми. Но что происходит, когда наступает долгожданная пора? Беззаботное время позади, а впереди бесконечные обязанности, ответственность, испытание своих возможностей. Слова «нужно» и «должен» укореняются в лексиконе. Человек оказывается под колпаком собственных надежд, сбитым с пути и в растерянности. Психологи называют такое состояние кризисом четверти жизни. В данной статье познакомимся с описанием, причинами и способами преодоления этого психологического явления.

Описание

Кризис четверти жизни охватывает период от 20 до 35 лет. Иногда начало его совпадает с переходом подростка во взрослую жизнь. Перед человеком встает серьезный выбор. По какому пути идти дальше? Что важнее: самореализация или личная жизнь? Эти вопросы вызывают чувство растерянности, смятение, страх, разочарование.

Термин «кризис четверти жизни» впервые был использован в одноименной книге 2001 года и сформулирован по аналогии с кризисом среднего возраста. Авторами стали две 25-летние американки - Эбби Уилнер и Александра Роббинс, работающие в журнале New Yorker. Они одновременно испытывали схожие переживания.

Исследование самого психологического состояния начал Эрик Эриксон еще в 90-е годы. Он предложил концепцию восьми кризисов, с которыми человек обычно сталкивается в период своего развития. Одним из первых является «кризис близости». По мнению психолога, в период с 18 до 25 лет молодые люди особенно сильно стремятся установить «интенсивные» романтические отношения. В случае неудачи в личной сфере возникают чувства одиночества и подавленности. Они неминуемо затрагивают все области человеческой жизни, внося в них дисбаланс.

Признаки

Помимо депрессивных настроений, список признаков кризиса четверти жизни включает и другие явления. Они помогают точно «поставить диагноз».

  • Хочется совершить нечто сумасшедшее, но сковывает нерешительность. Например, из-за давления ежедневной рутины возникает желание бросить все и уехать в Индию, жить в ашраме. Но есть сомнения, принесет ли это счастье и свободу. А если это ошибка, то получится ли вернуться к прежней жизни? А может, следует решиться на что-то другое?...
  • Мучает ностальгия по школьным и студенческим временам. Они были по-настоящему беззаботными. Тогда самым сложным был вопрос о том, что надеть на выпускной вечер. А теперь человек ощущает, что застрял между детством и взрослой жизнью. Только воспоминания способны скрасить это положение, но после них остается горький осадок безысходности.
  • Пугает мысль о планировании бюджета. Начало взрослой жизни несет с собой финансовую ответственность. Оплата коммунальных услуг, еды, развлечений, транспорта и прочего требует аккуратного и внимательного расчета. А к этому человек часто бывает просто не готов.
  • Возникает внезапный страх неудачи. В университете можно было пропускать семинары, пересдавать зачеты и менять факультет в случае ошибочного выбора. Взрослая жизнь таких поблажек не дает. Нужно действовать решительно и наверняка, выбирать один раз и верно. Это и вызывает страх.
  • Стало скучно с друзьями. Отдохнуть в клубе с шумной компанией уже не кажется привлекательной идеей. Все чаще хочется провести вечер в одиночестве. Дружеские связи слабеют. Появляется недопонимание.
  • Гнетут неоправданные ожидания. В детстве взрослая жизнь представлялась успешной, интересной и насыщенной. Но в реальности все оказалось иначе. Омрачают ситуацию достижения сверстников.

Наличие хотя бы одного признака является тревожным сигналом. Необходимо найти причину начавшегося психологического застоя.

Причины

Кризис четверти жизни, как и любое другое явление, имеет свои истоки. Среди них специалисты выделили три основных:

  • Давление родителей. Они старше, а, следовательно, мудрее, опытнее и дальновиднее. Они являются безусловными авторитетами. Но не всегда их забота бывает полезной. Ребенок, находясь уже во взрослом периоде, пытается оправдать родительские ожидания. Для этого он пренебрегает собственными желаниями и ориентирами.
  • Информационное пространство. сделала людей ближе. Теперь не выходя из дома можно узнать, где путешествовал сосед, какой автомобиль подарили однокласснику и сколько детей у подруги детства. Получая информацию такого характера, подсознание невольно запускает программу сравнения, что влечет за собой депрессивное настроение, неудовлетворенность собственной жизнью.
  • Ошибочные убеждения. Общество и СМИ формируют определенный стереотип успеха. Как правило, мерилом здесь выступает материальный доход. Очень часто это становится причиной не только кризиса четверти жизни, но и комплекса неполноценности у 30-летних. Еще одним ошибочным убеждением является то, что финансовое состояние можно «сколотить», не прилагая усилий и талантов. И когда неоправданные ожидания сталкиваются с реальностью, кризис ощущается особенно остро.

Некоторые психологи связывают понятие кризиса четверти жизни с поколением Y. Это молодые люди, родившиеся после 1981 года. Они намеренно оттягивают переход во взрослую жизнь, оставаясь как можно дольше в родительском доме.

Фазы

Исследователь из Университета Гринвича (Лондон) Оливер Робинсон на протяжении нескольких лет изучал механизмы кризиса четверти жизни. Согласно им, обычно это явление длится не более двух лет и заканчивается с положительным результатом. Человек самостоятельно осознает проблему и после рассмотрения нескольких вариантов находит подходящее ее решение. За это время он проходит четыре фазы кризиса четверти жизни:

  • На первой молодой человек ощущает безысходность и загнанность в рамки карьеры или личных отношений. Но, даже получив свободу, он все равно не чувствует облегчения.
  • На второй стадии кризиса четверти жизни приходит понимание необходимости перемен. Человек уже не страдает, а изучает возможности по интересам. То есть он начинает искать собственный путь развития. То, чем может, а, главное, хочет заниматься.
  • На третьей фазе человек переходит к перестройке своей жизни. Для этого ему необходимо избавиться от всего лишнего и пересмотреть систему ценностей.
  • И, наконец, на заключительном этапе кризиса четверти жизни происходит закрепление новых ориентиров и обязательств.

Несмотря на всю сложность процесса, исследователь Робинсон уверен, что он ведет к положительным изменениям. Прохождение этого пути - одно из ключевых звеньев саморазвития личности.

Как преодолеть?

Однако в редких случаях процесс затягивается. Это обусловлено разными факторами: физическим и психическим здоровьем человека, условиями жизни, окружением и прочим. Возникает резонный вопрос: "Как преодолеть кризис четверти жизни?" У специалистов на этот счет есть несколько универсальных советов. Воспользовавшись ими, можно быстро, безболезненно и максимально выгодно миновать этот период.

Не соотносить слово «должен» с возрастом

Это самая распространенная ошибка молодого поколения. Руководствуясь общественными стереотипами и под давлением старших человек боится несоответствия. Он считает, что живет неправильно, что должен сделать больше к своему возрасту, быть социально выше… Как справиться с кризисом четверти жизни в этом случае?

На самом деле, если все идет по-другому, то это говорит лишь об иной системе ценностей. Поэтому не стоит бросаться в крайности. Чувство бессмысленности толкает человека на конфликты и ненужные покупки. Нужно осознавать и подчеркивать свою индивидуальность. Решительность проявлять только с целью создания комфортного личного пространства. А общение с неприятными людьми лучше свести к минимуму.

Не замыкаться

Не все сразу

Вносить коррективы в свою жизнь лучше постепенно. Хватаясь за несколько дел одновременно, можно не преуспеть вовсе. Есть риск также допустить ошибки, исправить которые будет сложно и еще болезненнее. Важно определиться с желаниями и без паники, суеты действовать поэтапно, начав с малого. Также следует поработать с убеждениями. Все люди идут к успеху разными путями. У одних он стремительный и короткий, а у других - тернистый и долгий. Нельзя измерять все одной линейкой. Иногда требуется время.

В культуре

Явление кризиса четверти жизни освещено не только в психологии. Оно получило отражение в кинематографическом искусстве. Этой теме посвящены фильмы «Выпускник», «Переходный возраст», «Бумажная погоня», «Трудности перевода», «Призрачный мир» и другие. В каждой картине возрастной кризис обыгран в оригинальном ключе: комедийном или драматическом. Проследить это психологическое явление можно и в сериале «Девчонки» (2008). Акцент, как правило, делается на личной сфере героев. Но смысловой контекст один. Как бы сложен ни был период кризиса четверти жизни, он полезен и даже необходим. Он делает человека сильнее и мудрее, помогает найти свой путь.