Кто была первой женой. Лилит - это кто такая? История Лилит, первой жены Адама

Согласно утверждению древнееврейского философа и писателя Иисуса Бен-Сиры, трудившегося в IV или III веке до н. э. (точно не установлено), в семейной жизни праотца нашего Адама было далеко не всё так гладко, как описано в Ветхом Завете. Оказывается, и у него была своя «бывшая», которую звали Лилит. Еву же, по утверждению этого глубокоуважаемого мудреца, Бог создал уже после того, как его первый брак распался. Впрочем, обратимся к истории Лилит ─ первой жены Адама, именно в той редакции, в которой её поведал миру почтенный Иисус Бен-Сира, чей портрет открывает статью.

Скандал в семье Адама

Так вот, согласно утверждению древнееврейского автора, первой женой Адама была вовсе не Ева, а некая Лилит. Это своё утверждение он высказал в книге, получившей название «Алфавит Бен-Сиры». Среди последователей иудаизма она пользуется большим уважением, тогда как в христианском мире вообще не признаётся и считается апокрифом (не каноническим текстом).

О происхождении Лилит автор ничего не говорит и начинает повествование с того, что однажды эта строптивая женщина наотрез отказалась подчиняться мужу на том основании, что она ─ такое же создание Бога Иеговы, как и он сам, а потому имеет во всём равные с ним права. Положив, таким образом, начало борьбе за эмансипацию женщин, первая жена Адама Лилит произнесла вслух имя Бога, Ягве, и, обретя тайные силы, улетела от своего благоверного.

Тщетная погоня

Что делают в подобных случаях брошенные мужья? Правильно, ищут ту, которая бы восполнила его потерю и утешила в горе. Но в такой не оказалось, поскольку единственной женщиной была Лилит. Это вынудило Адама обратиться непосредственно к Творцу и просить Его создать ей замену.

Прежде чем приступить к сотворению Евы, Господь попытался вернуть беглянку и послал в погоню за ней трёх ангелов. Настичь её посланникам Божьим удалось лишь у берегов Красного моря, а учитывая, что райский сад Эдем, по мнению богословов, находился где-то вблизи ни то Армянского нагорья, ни то Южной Месопотамии, лететь пришлось долго. Однако все труды пропали даром, поскольку строптивица наотрез отказалась выполнить Божье повеление и заявила, что знать больше не желает этого притеснителя её женских прав.

Возмездие

Разумеется, это Лилит с рук не сошло. За дерзость перед Господом и за попрание супружеских уз ангелы её наказали. В различных литературных памятниках, появившихся в период Средневековья и содержащих пересказ произведения Иисуса Бен-Сиры, указываются три различные кары, ниспосланные на неё ангелами. По одной версии, Лилит каждую ночь была обречена рожать сотню умерших ещё во чреве младенцев, по другой ─ ей предстояло стать матерью бесчисленных демонов, а по третьей ─ бедняжку вообще ждало полное бесплодие, что, разумеется, предпочтительней первых двух вариантов.

Но на этом история Лилит ─ жены Адама ─ не закончилась. Она поклялась, что впредь, не имея возможности производить на свет собственных детей, будет уничтожать чужих. Однако при этом обещала щадить тех из них, чья мать защитит дитя амулетом в виде дощечки с её именем (по другой версии ─ с именами трёх посланных за ней ангелов).

Традиции, порождённые легендой

Любопытно отметить, что легенда о Лилит, получившая распространение главным образом среди иудеев, положила начало традиции вешать возле колыбелей новорожденных еврейских детей пластинки с её именами, которых, по легенде, три: Аморфо (Не имеющая формы), Одем (Краснота) и Батна (Чрево). Также принято упоминать на ней ангелов, настигших беглянку и ставших орудием в руках Божьего гнева.

По той же причине на руки младенцев повязывают красные нити, поскольку считается, что этот цвет может отпугнуть Лилит. Кроме того, в ортодоксальных иудейских семьях накануне обрезания младенца отцу полагается с захода солнца до первых его лучей читать возле колыбели отрывки из священной книги «Зоар», так как в этот период опасность её появления в доме наиболее высока.

Образ Лилит в сознании каббалистов

В религиозно-мистическом учении, появившемся в XII веке и известном сегодня как Каббала, Лилит ─ это не кто иной, как дьяволица. Перечень её происков весьма велик, причём, кроме упомянутой выше пагубы, насылаемой на младенцев, она непрестанно пытается творить зло самим роженицам, поражая их женскими недугами. Не обходит Лилит вниманием и мужчин, особенно молодых и красивых. Приняв облик юной девы, она является им во сне и, соблазнив, творит блуд, от которого потом рождаются страшные демоны.

В XIII веке по этому поводу был даже написан трактат, в котором утверждалось, что Лилит в облике змеи имела связь с самим Самаэлем, который, согласно Талмуду, являлся начальником всех демонов, Ангелом смерти и главной разрушительной силой на свете. От их соития был рождён слепой дракон, однако, к счастью, его своевременно кастрировали и не дали произвести потомство.

Демон ночи

Двумя столетиями позже образ Лилит несколько изменился. В еврейской религиозной литературе, а также в фольклоре её стали представлять не змеёй, а неким демоном ─ духом ночи. Кстати, само имя Лилит переводится с иврита как «ночная». Особенно часто от неё страдают мужчины, спящие в одиночку или одиноко бредущие по ночным дорогам.

Им она является в образе молчаливой и прекрасной женщины с длинными распущенными чёрными волосами. Изменились и её отношения с предводителем демонов Самаэлем. Если в прежние времена их считали любовниками, то примерно с XV века она стала его «законной» женой.

Второй брак Адама

Что же касается её «бывшего», то есть прародителя нашего Адама, то он, как известно, получил взамен сбежавшей от него супруги новую жену Еву ─ тоже, надо сказать, не подарок. Достаточно раскрыть первую книгу Ветхого Завета ─ «Бытие», чтобы убедиться, как из-за её легкомыслия оба они лишились райского блаженства. После многих лет, проведённых в раю, он был вынужден в поте лица своего добывать а она ─ в муках рожать детей.

Имя, исчезнувшее из Библии

Ни в одном из канонических текстов Библии Лилит ─ жена Адама ─ не фигурирует, за исключением книги пророка Исайи, где о ней упоминается лишь вскользь. Там говорится, что жители Идумеи ─ исторической области на юге Израильского нагорья ─ понесут тяжкое наказание за своё отступничество от Бога. Рисуя картину ожидающего их край запустения, пророк предвещает, что там, где раньше кипела людская жизнь, будут обитать лишь дикие звери, да находить свой покой ночное привидение Лилит.

Однако в процессе перевода этой книги с древнееврейского языка на греческий, осуществлённого в I веке до н. э., учёные-раввины удалили её имя, заменив его названием мифического существа онокентавра, представляющего собой гибрид человека с ослом. Так что упоминание о первой жене Адама ─ Лилит ─ из Библии было полностью устранено.

Находка для сатанистов

В заключение следует отметить, что образ ночного демона в женском облике стал широко использоваться последователями современного сатанизма, падкими на всякую чертовщину. В их трактовке жена Самаэля, или иначе говоря, сатаны, с которым они его отождествляют, полностью соответствует всем дьяволицам или, как они выражаются, «чёрным богиням». Соответственно, имиджей и имён у неё много.

Так, нередко Лилит предстаёт у них в образе таких религиозных персонажей Древнего мира, как шумеро-аккадская повелительница подземного царства ─ Эрешкигаль, древнегреческая владычица преисподней ─ Геката, или мрачное порождение скандинавского фольклора ─ Ума. Однако во всех случаях она несёт в себе образ «Тёмной Матери» ─ губительницы света.

Что-то у меня получается дневник феменистки, но что поделать, истории занимательные попадаются. И вот одна из них. Только что узнала о том, что оказывается Ева не первая жена Адама. На шестой день бог создал по своему подобию двух людей - мужчину и женщину: Адама и Лилит. А после того, как Адам сбунтовал, бог решил исправить свою оплошность и сделал из ребра Адама женщину Еву. Но и вправду, ведь в Библии написано, что на шестой день Бог создал двоих, а на седьмой уже уточняется, что усыпил Адама и из его ребра сотворил женщину Еву. Многие священослужители аргументируют это тем, что Библию писали разные люди. Хотя это не первая погрешность человека, ибо яблоко незаслущенно оклеветали, а ведь в Библии не сказано, что за греховный плод ела Ева.

И так, в средневековых легендах, чаще всего написанных инквизиторами, в тех самых пророчествах, где обсуждалось, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, ее представляли в виде грациозной черной кошки, приходящей из тревожных эротических сновидений. Кошки с человеческими глазами, которая бесконечно ищет свою жертву. Кошки, имя которой все-таки не произнесут никогда.
В христианстве это имя стало аналогом дьявольского проклятия. Предаваемое анафеме бесконечное число раз, оно все-таки соблазняло людские умы тайной, заключенной в нем.
Ни для кого не секрет, что Ветхий и Новый завет переписывались. Окончательный вариант был принят на Десятом соборе (в историю этот собор вошел под названием Римского). В Риме, когда христианство стало официальной религией, были собраны все христианские первосвященники, чтобы окончательно установить официальный текст Святого писания. Факт остается фактом: некоторые части священных текстов не вошли в Библию. Большинство таких вымаранных текстов относилось к историям свитков, найденных в пещерах возле Мертвого моря, более древних, чем христианство. Ученые всего мира до сих пор ломают головы над тем, что могло быть в них. Споры ведутся о многих Евангелиях. В последнее время даже появилась интересная версия, что первоначальный текст включал в себя и Евангелие от Иуды — удивительно редкий документ. Но, кроме спорных текстов, существовала еще одна история, которая просто не могла войти в Библию. История Лилит, вычеркнутая окончательно и бесповоротно, история о первой жене Адама, гордой, непокоренной женщине. История отверженной, упоминание о которой, с точки зрения официальной церкви, равносильно страшному греху.

Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.

Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Итак, Лилит якобы превратилась в демона, заключившего с ангелами некое соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена.
Исследователи демонической природы Лилит часто ссылаются на так называемую «Книгу зверя» — часть Библии, где речь идет об антихристе. По их версии, Лилит была создана Сатаной. Сатана создал ее, чтобы наказать мужчин, отвратить их от пути света. Лилит стала демоном секса, искусительницей женатых мужчин. Она рожала детей: демонов, вампиров, оборотней, жутких тварей и чудовищ. Преступников, тиранов, жестоких, порочных, злых людей также называют детьми Лилит. В одном из апокрифических текстов существует интересная версия о том, что Адам и Лилит имели сына — Каина. И что Каин, сын Лилит, убил Авеля, сына Евы, своего сводного брата, унаследовав характер своей матери, Лилит.
Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.
«Книга зверя» является частью откровения Иоанна Богослова — предсказанием о появлении антихриста. В этой книге указаны цифры, символы и даты, наводящие на людей ужас по сей день. Иоанн Богослов описывает невесту антихриста под именем Вавилонской блудницы. Считается, что это упоминание о Лилит. Именно в книгах по каббале слова «Лилит» и «блудница» равнозначны, а в древних арабских религиях присутствует символ невесты дьявола, умертвлявшей младенцев и мужчин. Один из писателей-изотериков Даниил Андреев написал роман о Лилит, называя ее невестой антихриста, которая вместе с ним будет царствовать в мире зла.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит.

От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.
Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние

Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.

Современные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. О ней снимают фильмы и одним из самых известных является «Логово змея», где соблазнительницу играет актриса Лиза Би. Фильм весьма поучительный. В нем мужчина, все время мечтающий о сексе и восхищающийся своей любовницей, в результате едва не погибает от него, замученный почти до смерти. Лилит словно издевается: «Ты хотел? Так получай!». Это наказание за двуличие, лживость («главное — мое удовольствие, а все остальное — потом»). И демон, карающий в этом фильме, выглядит… очень даже справедливым. Двойственным, как само представление о Лилит.
И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да» .

Лилит — первая жена Адама в иудаизме. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.
Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Этимология
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). Возможно верны обе точки зрения. В. В. Емельянов, в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Вавилонская богиня Царица ночи.
Лилит в Еврейской Традиции
Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавите Бен-Сира, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.
Адаму Бог сделал новую жену.

Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).
Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.

Лилит в художественной литературе
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге «Зогар», Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса «Дочь Лилит» — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Несколько неожиданное решение для образа Лилит предлагает писательница известная в сети под псевдонимом Ashkhan В своём романе «глашатай Люцифера». Действие романа происходит в реальности, параллельной нашей, и Лилит там предстает как защитница человечества и воплощение силы которая препятствует Богу совершить Армаггедон. По ходу повествования Ashkhan излагает весьма сложную концепцию взаимодействия женского и мужского, где патриархальный Бог представляется тираном одержимым жаждой власти и страхом перед более древней по сравнению с ним силой женственности.

Также Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».
В первой в мире готической опере Александра Каште под названием Tineoidea, Samuel и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века.

Лилит в астрологии
В астрологической традиции точку перигея Луны принято называть Лилит или Черная Луна. Она изображается овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами — либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчёркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего.

Джон Кольер - "Лилит"

"Лилит, Адам и Ева" ок 1210 г. Фрагмент Собора Парижской Богоматери.


(с) "Лилит" март 2010 года

Запретное имя

Татьяна Гостева

Наш консультант -- Георгий Индулен, историк, теолог

И БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ...

Кто вы - потомки Лилит?

«Недоступных созвездий венец» -- так писал Николай Гумилев про загадочную и прекрасную Лилит -- первую жену Адама. Ее имя запрещено произносить правоверным иудеям, ею восхищаются романтические поэты и суровые феминистки, она будоражит наше воображение. Может быть, и в тебе живут ее гены. Но стоит ли пробуждать столь опасную память предков?..

История Лилит изложена по древним апокрифическим источникам, написанным в одно время с Библией и не вошедших в традиционный Ветхий и Новый Завет, а также по каббалистическому труду Зоар, по народным повериям и мифам.

Рыжая бестия

Бог создал Лилит одновременно с Адамом из рыжей глины. Когда она открыла глаза, в них отразилось ясное небо, и они приобрели синий цвет. А оттенок волос у нее, если верить некоторым легендам, остался рыжеватым, как гончарная глина. Лилит была женщиной пылкой, темпераментной, во всем равной Адаму, и повздорила с ним из-за проблемы власти: кому находиться сверху во время секса. На заре цивилизации люди проводили параллели между ведущей партией в половом акте и в жизни: кто верхний, тот и главный. Поэтому самолюбивый и обидчивый Адам воспринял предложение подруги поменяться местами как попытку унизить его мужское достоинство и категорически отказался лежать под нею. Лилит рассердилась, поднялась в воздух -- она владела данной Богом способностью левитировать -- и перенеслась из рая на землю.

Адам пожаловался на строптивую подругу Богу и попросил его вернуть беглянку. Бог задумался -- как ему повлиять на Лилит, ведь он наделил людей свободой воли и теперь не мог взять да и перенести Лилит своей чудесной силой обратно в рай. И тогда он отправил за Лилит трех ангелов с поручением -- склонить беглянку к возвращению, по возможности добром и лаской. А если она заупрямится и захочет остаться на земле, пригрозить ей тем, что отныне и во веки веков часть рожденных ею детей будет погибать в младенчестве.

Больше женщина, чем мать

Посланники Бога нашли Лилит в жарких краях, на берегу моря, где она предавалась любовным утехам с местными жителями. Мистики и некоторые богословы предполагают, что в наидревнейшие времена, до грехопадения Адама и до бунта Люцифера, населяли землю и приглядывали за нею особые ангелы. Если верить тому же Ветхому Завету, ангелы были совсем не бесплотными и очень до любовных утех охочими (Бытие, глава 6, п 2). Вероятно, они не страдали свойственным Адаму «комплексом самца», и Лилит, довольная своей новой жизнью, на уговоры не поддалась, возвращаться в рай к нелюбимому мужчине отказалась.

Тогда божественные посланники прибегли к угрозам и сказали, что Лилит придется заплатить за своеволие жизнью своего будущего потомства. Столь откровенный шантаж Лилит разгневал. Она предпочла лишиться детей, но не личной свободы. И повторно отказалась возвращаться к Адаму.

Печать Лилит

Среди древних шумеров, во времена которых зародилась легенда про Лилит, такое женское поведение было социально дозволенным, хоть и нетипичным. Для иудеев -- возмутительным и отвратительным: разве может женщина предпочесть свое личное счастье и свободу радостям безмятежного материнства? А как же быть с заповедью «плодитесь и размножайтесь»? В иудейском фольклоре Лилит сочли невероятно опасной, запретили называть ее по имени, чтобы случайно не приманить к дому, и превратили в символ всего темного, рокового и в то же время упоительно соблазнительного в женской натуре. Ей приписали способность являться ночью к мужчинам и «ужасным образом», из верхней позиции, овладевать несчастными. Никаких страданий мужчины от этого не испытывали, скорее наоборот, но наутро чувствовали себя как-то неловко. А еще Лилит наделили коварным свойством: она могла вселиться в богобоязненную иудейскую жену и заставить ее испытывать оргазм. После чего на свет у женщины появлялись лилимы -- дети с печатью Лилит. При рождении лилимов отмечала темная полоска густых волосиков на спинке, идущая вдоль позвоночника до самого копчика. Из них вырастали люди физически сильные, неукротимые и непокорные, драчливые и вспыльчивые. Если же секс обходился без потустороннего вмешательства, то у еврейской женщины не было ни оргазма, ни риска родить волосатого и зловредного «лилимчика».

Откуда взялась Ева

Но вернемся к нашему повествованию. Итак, Адам затосковал в одиночестве, и Бог решил создать для него другую подругу, пассивную и послушную. Он не рискнул ваять ее из глины и праха -- вдруг опять такая же упрямая, как Лилит, получится. И изготовил ее из ребра Адама. На свет явилась Ева -- нечто вроде клона ее супруга, с такими же интересами и взглядами на жизнь. Она была Адаму невероятно близка, но в то же время -- из-за сходства натур -- он с нею скучал. Может быть, поэтому Ева и заинтересовалась яблоком с древа познания -- вдруг диковинный плод развлечет ее мужа и порадует. И получилось, что именно тихая и покорная Ева подтолкнула Адама к грехопадению: поддалась на уговоры змея перешагнуть через божественный запрет, отведала яблоко сама и угостила мужа.

Во многих богословских трудах ответственность за грехопадение пытаются возложить на Адама -- не проявил власть, не проконтролировал наивную дурочку Еву. В этом есть доля правды -- силы характера Адаму всегда не хватало: он хотел казаться крутым, а был обычным доверчивым увальнем. Но если следовать исключительно логике событий, то оказывается, что при независимой, прямолинейной и сильной Лилит он глупостей не делал и жил в раю в свое удовольствие, а как заполучил в жены тихую и послушную, хитрую и склонную к манипуляциям Еву, так и лишился бессмертия и вылетел пулей из благостного рая в жестокую земную жизнь. Заодно тихая милая Ева навлекла на всех женщин роковое проклятие -- рожать в муках детей своих. Свободной от него осталась одна Лилит.

Как сложилась дальнейшая жизнь Лилит. Царица ада

Шли годы. На земле размножались люди -- потомки Адама и Евы. По одной из легенд, вечно молодая и бессмертная Лилит стала подругой самого одаренного и самого красивого из приближенных к Богу ангелов, Люцифера, -- такие женщины всегда выбирают лучших. Люцифер приревновал Бога к людям, которых терпеть не мог за ничтожный и мелочный характер, и устроил бунт на небесах. Можно предположить, что Лилит подталкивала любимого к борьбе за власть и поддерживала его в честолюбивых устремлениях.

Люцифер потерпел поражение и был вместе с ангелами-приспешниками низвергнут в ад. Лилит осталась при нем, его возлюбленной, не только потому, что отличалась особой преданностью, но и ради сохранения своей значимости: лучше быть первой в аду, чем второй в поднебесье. Или даже на небесах.

По поверьям Лилит жива до сих пор, периодически навещает землю и пребывает среди людей. Ей подвластны мгновенные перемещения из одной точки земли в другую и астральные путешествия по всем мирам, кроме высшего -- того, где находится рай. Она не вкушала от древа познания, и ей неведомо ни зло, ни добро. Она прекрасно разбирается в людях и в своей выгоде, знает, что хорошо для нее и для тех, кого она любит, и больше ничто ее не волнует.

Дети Лилит

Все потомки Лилит делятся на две ветви. Первая: дети Лилит от обычных мужчин. Они обладают невероятной сексуальной притягательностью и презирают все законы, кроме своего собственного мнения. В семье они кажутся чужими, не похожи на братьев и сестер, предпочитают вечер и ночь дневному свету. Люди к ним тянутся, для них же шумное общество тягостно. У них отменное здоровье, они переваривают любую пищу. Благодаря наследию Лилит некоторые из них способны во время сна выходить из тела и путешествовать по миру. Легко контактируют с душами умерших людей.

Вторая ветвь: дети, рожденные Лилит от ангелов, некогда навещавших землю, а затем -- от демонов, сходных с ангелами по своей первооснове. Ангелы и демоны обладают сверхъестественным даром изменять структуру материи и превращать одно вещество в другое. От них детям Лилит передавался пирокинез -- дар воспламенять взором предметы, оборотничество -- возможность превращаться в животных и птиц, вампиризм -- тяга к поглощению чужой энергии или крови ради бессмертия и вечного здоровья, умение проходить сквозь стены. И темный дар убивать человека взглядом -- через остановку сердца или сгущение крови в сосудах.

Почему потомство Лилит малочисленно

Во-первых, потому, что среди ее детей высока младенческая смертность из-за рокового проклятия, и до зрелых лет доживают немногие.

Во-вторых, некоторые генетические признаки, которыми обладали дети самой Лилит и столь отличных от человека созданий, как ангелы и демоны, оказались несовместимыми с нормальной жизнью. Например, трудно выжить младенцу с даром пирокинеза, воспламеняющему в припадке обиды и гнева все вокруг. По легендам хищные люди-оборотни и вампиры, питавшиеся кровью, жестоко истреблялись в Средние века.

Постепенно все необычные, нечеловеческие особенности детей Лилит заблокировались природой. Предполагают, что они хранятся в «молчащих» генах, передаются, как запечатанное письмо, потомству, но никак не проявляются внешне, чтобы дети Лилит выживали сами и могли давать жизнеспособное потомство.

Что такое «молчащие» гены

Только 5 процентов человеческих генов несут полезную информацию о строении и развитии наших тканей, о нашем характере и способностях. Все остальное -- непонятные фрагменты и наглухо закрытые и не подлежащие считыванию участки, которые называют «молчащими» генами. Что в них закодировано, никому из ученых толком неизвестно.

Один из молчащих генов, по мнению генетиков, связан с остротой обоняния. Похожий ген отлично работает у обезьян и помогает спариванию. А у нас он заблокирован. Почему? Потому что его активизация привела бы к излишней избирательности при выборе партнера. Женщины отказались бы от многих полезных, умных и добрых мужей и гонялись бы за самцами тупыми или злобными, но физически, а значит, и на нюх, -- подходящими. Для человека, в отличие от животных, выгоднее выбирать партнера или партнершу по социальному статусу, а не по степени здоровья будущих детей. Выживают дети не только родителей, идеально совместимых по физиологии, но и дети самых умелых и хитрых, самых трудолюбивых и настойчивых. Блокировка гена обоняния расширила для нас спектр возможных партнеров. У человека появился стимул думать и делать. И мы стали еще более живучими.

Предположение о том, что в «молчащих генах» хранится самая невероятная генетическая информация -- вплоть до умения летать, не так уж далеко от истины. Ведь где-то там зашифрован весь план развития человека -- от одной клеточки, через стадию рыбки с жабрами до двуногого прямоходящего. Почему бы в запасниках генетических данных не оказаться и способности левитировать?

Зачем нам нужно столько лишней генетической информации

Мы никогда не знаем, что нам потребуется в грядущем. Например, наступит всемирный потоп. А человечество не вымрет -- у нас в генетическом наборе уже имеются жабры. За несколько поколений глядишь и сформируется «человек жабродышащий» , люди вернутся в воду и выживут.

Как определить, не являешься ли ты потомком Лилит

l В младенчестве у тебя было хрупкое здоровье. Родители рассказывали, что ты перенесла тяжелую болезнь или чудом избежала кончины в результате рокового стечения обстоятельств.

l У тебя рыжеватые или черные волосы (блондинки возникли совсем недавно, 11 000 лет назад, на территории Скандинавии из-за случайной мутации генов)

l и серые, синие или голубые глаза.

l У тебя растут заметные волоски на третьей фаланге пальцев.

l Ты легко рожаешь.

l Ты спокойно относишься к детям и допускаешь, что в мире хватает счастья и без них.

l Ты очень сексуальна, испытываешь влечение ко многим мужчинам и высоко ценишь мужскую красоту и физическую привлекательность.

l Тебе снятся красочные и увлекательные сны.

l Тебе безумно нравятся кошки.

l Ты никогда не скучаешь в одиночестве.

l Ты равнодушна к общественной морали и соблюдаешь ее нормы только тогда, когда тебе это выгодно.

l У тебя есть твои личные принципы, которые тебе очень дороги, и ты готова ради них на жертвы.

l Ты умеешь заставить других поступать так, как того хочешь.

Если ты ответила утвердительно на семь и более пунктов, кровь Лилит в тебе определенно присутствует.

Теперь прочитай следующие шесть пунктов.

l У тебя странные пристрастия в пище -- тебе нравится бифштекс по-татарски, или смесь соленого и сладкого, или кислого и горького, иногда тебя тянет отведать цветок или пожевать листик с дерева.

l Во сне ты часто кого-то спасаешь или сражаешься.

l Во сне ты часто летаешь.

l Тебя боятся собаки.

l Когда ты пристально смотришь в спину человеку, он спотыкается.

l Ты равнодушна к виду крови.

Ты согласна с пятью утверждениями? Возможно, в тебе, кроме крови Лилит, есть что-то ангельское или демоническое.

Можно ли пробудить в себе «спящие гены» Лилит, которые отвечают за мистические способности.

Теоретически -- да, сильными стрессами. Во время стресса организм судорожно ищет любую возможность спастись. Мощная гормональная буря пытается перекроить структуру ДНК. Глядишь, какой-нибудь безумный ген возьмет да и разблокируется и ты начнешь людей насквозь видеть, перистальтику чужого кишечника различать. Или наполовину переместишься в потусторонний мир и будешь созерцать два пласта события одновременно: то, что происходит в нашей реальности, и те изменения, которые протекают в астрале. Утомительно, похоже на шизофрению, но дает новый подход к жизни. Может быть, при тяжкой болезни ты приобретешь способность выкачивать энергию из окружающих, выздоровеешь, твой дар останется при тебе, и возле тебя начнут слабеть и страдать близкие люди. Когда такое происходит спонтанно, твоей вины тут нет: инстинкт самосохранения снял блоки и обеспечил выживание твоей личности. С осложнениями процесса выживания ты мирно сосуществуешь или мужественно борешься.

Если ты сознательно «прыгаешь на тарзанке» и ставишь себя на грань выживания для пробуждения своих «молчащих генов», то отвечаешь за последствия. Тебе неизвестно, что пробудится в твоем организме. Вряд ли ты вернешь себе способность оборачиваться в полночь волчицей. Но растормозить в себе инстинкты хищника -- жестокость, безжалостность, презрение к слабым -- удается без особого труда. Хочешь ли ты этого?

Дочери Лилит

Карла Бруни (1968 г. р.)

Как истинная дочь Лилит, она прекрасно разбирается в людях и пользуется успехом у мужчин, легко поднимается по карьерной лестнице: сначала -- модель, потом -- певица. Карла пренебрегает моралью: она снималась обнаженной и гордится своими снимками «ню», так как ей есть что показать. В 33 года родила сына от двадцатитрехлетнего студента Рафаэля Энтовена. Вообще-то у нее был роман с его папой, но рожать ребенка она предпочла от того, кто помоложе. Впоследствии Рафаэль стал профессором и ведущим нескольких популярных радиопередач. Среди ее любовников -- Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Кевин Костнер, Дональд Трамп, бывший премьер-министр Франции Лоран Фабьюс. Она вышла замуж не за кого-нибудь, а за президента Франции Николя Саркози. Конечно, он -- не Люцифер, но нечто демоническое в нем присутствует.

Аспазия (Иоганна-Эмилия-Лизетте Розенберга, в браке Эльза Плиекшане (1865--1943)

Настоящая дочь Лилит, прославилась как поэтесса и драматург, не ограничивала себя в эротических похождениях. В непростые для самостоятельной женщины времена, после неудачного первого брака и разорения родителей зарабатывала достаточно для того, чтобы вести блестящую богемную жизнь и любить того, кого хочется. Выбрала себе в мужья небогатого, робкого начинающего поэта Райниса. Поддержала советом, деньгами, добрым словом. В трудную минуту в Берлине благородно переуступила ему заказанный ей перевод гетевского Фауста. Благодаря Аспазии Янис Плиекшанс превратился в Яниса Райниса и стал знаменитым.

А это -- не дочери Лилит

Марина Цветаева (1892--1941)

Она хотела бы стать Лилит. Она называет себя ее именем в стихах. Но далеко не все женщины, не приспособленные к быту и ведению домашнего хозяйства, являются дочерями Лилит. Лилит не может быть хронической неудачницей в любви, какой была Марина Цветаева. Для Лилит немыслимо прозябать в браке с нелюбимым мужем, подозревать, что он -- сотрудник ненавистного НКВД, и мириться с этим. И никогда бы дочь Лилит не окончила жизнь самоубийством, потому что не вернулась бы, вопреки своему желанию и голосу своей интуиции, из Парижа в сталинскую Россию.

Скарлетт О’Хара, героиня романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Является типичной перепуганной неприятностями Евой, которую лишили возможности вести домашнее хозяйство, наряжаться, веселиться и заботиться о семье. В отличие от Лилит она все свои проблемы пытается решать через брак и материальную поддержку от мужчин. Не придает большого значения сексуальной стороне жизни. Сильно привязана к земле, к родне и хозяйству. Умеет выживать, но не умеет жить в свое удовольствие.

-

Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.

Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Итак, Лилит якобы превратилась в демона, заключившего с ангелами некое соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена.
Исследователи демонической природы Лилит часто ссылаются на так называемую «Книгу зверя» — часть Библии, где речь идет об антихристе. По их версии, Лилит была создана Сатаной. Сатана создал ее, чтобы наказать мужчин, отвратить их от пути света. Лилит стала демоном секса, искусительницей женатых мужчин. Она рожала детей: демонов, вампиров, оборотней, жутких тварей и чудовищ. Преступников, тиранов, жестоких, порочных, злых людей также называют детьми Лилит. В одном из апокрифических текстов существует интересная версия о том, что Адам и Лилит имели сына — Каина. И что Каин, сын Лилит, убил Авеля, сына Евы, своего сводного брата, унаследовав характер своей матери, Лилит.
Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.
«Книга зверя» является частью откровения Иоанна Богослова — предсказанием о появлении антихриста. В этой книге указаны цифры, символы и даты, наводящие на людей ужас по сей день. Иоанн Богослов описывает невесту антихриста под именем Вавилонской блудницы. Считается, что это упоминание о Лилит. Именно в книгах по каббале слова «Лилит» и «блудница» равнозначны, а в древних арабских религиях присутствует символ невесты дьявола, умертвлявшей младенцев и мужчин. Один из писателей-изотериков Даниил Андреев написал роман о Лилит, называя ее невестой антихриста, которая вместе с ним будет царствовать в мире зла.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит.

От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.
Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние

Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.
С
овременные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. О ней снимают фильмы и одним из самых известных является «Логово змея», где соблазнительницу играет актриса Лиза Би. Фильм весьма поучительный. В нем мужчина, все время мечтающий о сексе и восхищающийся своей любовницей, в результате едва не погибает от него, замученный почти до смерти. Лилит словно издевается: «Ты хотел? Так получай!». Это наказание за двуличие, лживость («главное — мое удовольствие, а все остальное — потом»). И демон, карающий в этом фильме, выглядит… очень даже справедливым. Двойственным, как само представление о Лилит.
И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да»


Лилит (ивр.) — первая жена Адама в иудаизме. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.

Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Этимология
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» () — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). Возможно верны обе точки зрения. В. В. Емельянов, в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Вавилонская богиня Царица ночи.

[править] Лилит в Еврейской Традиции
Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавите Бен-Сира, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.

Адаму Бог сделал новую жену.

Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).

Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.

Лилит в художественной литературе
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге «Зогар», Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти. [источник?].

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса «Дочь Лилит» — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Несколько неожиданное решение для образа Лилит предлагает писательница известная в сети под псевдонимом Ashkhan В своём романе «глашатай Люцифера». Действие романа происходит в реальности, параллельной нашей, и Лилит там предстает как защитница человечества и воплощение силы которая препятствует Богу совершить Армаггедон. По ходу повествования Ashkhan излагает весьма сложную концепцию взаимодействия женского и мужского, где патриархальный Бог представляется тираном одержимым жаждой власти и страхом перед более древней по сравнению с ним силой женственности.

Также Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».

В первой в мире готической опере Александра Каште под названием Tineoidea, Samuel и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века.

Лилит в астрологии
В астрологической традиции точку перигея Луны принято называть Лилит или Черная Луна. Она изображается овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами — либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчёркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего

Имя Лилит происходит от слова "Лайла”-ночь (AlNavy: иврит), переводя при этом "Лилит” как "ночная” (AlNavy: Лейлит, если быть точным). Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия.

Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "Адам”, которое произошло от слова "Адама” (AlNavy: земля). Слово "Адам” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из земли]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима (AlNavy: Элоим-Бог (иврит)) и не могу унизиться до твоего уровня. Ты не что иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве (AlNavy: или Иегова- Создатель (иврит)). Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор.

Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму.– А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль(AlNavy: или Сатана). Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим) (AlNavy: Черти - иврит), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Авеля и Каина.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан).

Самый распространенный образ Лилит– это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.)

Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Лилит”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Лилит” как "ночное привидение” (AlNavy: Как уже было сказано- на самом деле "Лилит"- просто "ночная" на иврите).

Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат (AlNavy: Аграт- дочь Махлат (иврит)) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на историю Лилит. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная (AlNavy: Адонай- Господь (иврит)) и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная. Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира. Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее.

Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир. С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, с другой стороны, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Возвращаясь к каббалистическому осмыслению Лилит- Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой.