Кто такие левиафаны. Змей левиафан, что такое

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.

Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.



Изображение Левиафана из Византийской книги , XI век.

В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Левиафан изображен в виде большой рыбы с чешуей и плавниками, его рот полон острых, угрожающих зубов. Его тело образует петлю, а хвост почти касается головы. Франция, XIII вв.

Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра, XII век.

Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания , но от веры не отрекался.



Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.

Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова : «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости» . Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.



Левиафан. Гравюра 18 века.

В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.



Изображения Левиафана, созданные для карты Америки гравером Иеронимом Коком (1510-1570) из Антверпена. / Левиафан на гравюре 1710 года. Библиотека Сент-Джеймс, Великобритания.

Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.

Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.



Левиафаном в библейской мифологии зовется чудовищное, огромное и сильное существо. Обиталище его где-то в глубине, но не морской, ибо библейское понятие глубины – космос. То есть глубина как раз над головами, а не под ногами. И именно в самом низу высшей глубины и проживал Левиафан, порою опускаясь в моря и океаны человеческие, где разрушал и топил лодки и корабли.


Если брать смысл прямой, то в Библии Левиафан означает «изгибающийся, извивающийся». По сути, огромное чудовище, обитающее в море. Это чудовище, которое олицетворяет собой самые страшные силы земли. В некоторых местах это понятие обозначают как дракон, крокодил, бегемот. Он является символом тайны Божественного сотворения, ее непостижимости.

Его зовут и большим чудовищем из воды, на Ниле оно наводило ужас на жителей, и по всей вероятности, являлось крокодилом. О чудовище среди моря и кораблях говорится у Иова. В данном случае речь может идти об огромном ките, поскольку крокодил в морях не живет. Левиафаном можно также назвать огромных змей, которые извиваются и образуют клубок. Так можно называть и дракона.

Кто написал левиафан?

Произведение «Левиафан» создал Томас Гоббс, и оно стало его основной литературной работой. Томас Гоббс жил в Новое время в Англии, был философом, политиком, знал право. В этом произведении автор разрабатывает и систематизирует мысли, касающиеся права и государства. Его «Левиафан» очень серьезным образом повлиял на Европу, ее общественное настроение, и по сей день является источником, где люди черпают неординарные социальные идеи.

Как он выглядит?



Если рассматривать внешний вид Левиафана Гоббса, то это государство, сметающее и уничтожающее на своем пути все, что попадется, это тоже чудовище, многоликое и всесильное, система подавления. Противостоять ей не может никто, но без нее невозможно поддерживать общество, оно будет нежизнеспособно.

В книге Иова вид Левиафана таков: ужасный круг зубов, чих его вызывает проблеск света, от дыхания раскаляются угли, пасть изрыгает огонь, пучина морская вскипает от испускаемого его дыханием пара. Голову украшают 300-мильные рога. В некоторых источниках Левиафан имеет 7 голов, 10 рогов, на голове по венцу.

У режиссера Звягинцева Левиафан является уроком человечеству, а не просто монстром. Он мощен, шокирует правдой, несет огромный заряд сатирической энергетики.

Левиафан является персонажем мифологии древнего восточного народа, проживавшего в городе Угарит на территории современной Сирии. Древние относили существо к морским чудовищам. Согласно мифам, Левиафан имеет множество голов и является спутником морского бога Яма. Легенда гласит, что Баал поверг многоголового Левиафана вместе с морским богом.

Помимо древнего сирийского народа, египетские евреи так же считали Левиафана чудовищем и боялись его. Согласно рассказам, Левиафан обитал в Ниле и охранял Египет от злых существ с восточной границы. Многие сравнивают его с крокодилом.

В других мифологиях Левиафан считался также морским чудищем, которое уничтожает и топит корабли.

Использование образов устрашающих чудовищ в искусстве в качестве метафоры – привычное дело, и образ Левиафана не стал исключением. Левиафан как персонаж древней мифологии нашел отображение в современном искусстве и даже в научных трудах. В 2014 году был выпущен фильм российского производства, в котором описывается библейский персонаж Иов. Фильм имел название «Левиафан». В ленте прослеживается метафора – под Левиафаном подразумевалась государственная власть, чье могущество и сила сравнимы с разрушительной силой морского чудовища. Картина служит уроком для людей. Режиссер не старался напугать зрителей, а лишь хотел их заставить задуматься.

В 1865 году художником Гюставом Доре Левиафан был запечатлен на гравюре. Она называется «Убийство Левиафана». На гравюре изображен огромный морской змей, который был повержен Богом.

Наиболее известное упоминание чудовища в искусстве принадлежит Томасу Гоббсу. Именно он написал известное произведение «Левиафан». В данной работе автор постарался разобраться в структуре права и государства. Произведение Гоббса носит философский характер и является актуальным по сегодняшний день.

Левиафан как мифическое существо не раз упоминался в книгах Ветхого завета:

В книге Иова есть пассаж, в котором описывается борьба с Левиафаном. По сравнению с остальными книгами, в которых упоминается этот персонаж, из книги Иова можно почерпнуть наиболее подробное описание.

В книге Псалмов Левиафан описывается как существо, которое обитает в море. Он был создан богом, чтобы «играть в морской воде».

В книге пророка Исаии можно найти рассказ о том, как Бог сам тяжелым мечом сразил чудовище.

В толковательной литературе ветхозаветной традиции Левиафан упоминается в отдельном стихе мидраша "Берешит раба". Рабби Иди описывает чудовище как существо, не имеющее пары. На основании его описания можно сделать вывод, что во всех упоминаниях о Левиафане его относят к единственным в своем роде мифическим существам. Причина отсутствия пары заключается в том, что чудовище обладает губительной силой по отношению к другим существам и продолжение его рода может привести к гибели всего живого. При этом Бог изначально сотворил Левиафана женского и мужского пола. Но особь женского пола в дальнейшем была уничтожена, дабы предотвратить размножение. Также встречаются толкования, в которых нет упоминания об уничтожении женской особи. Но по определенным причинам размножение все равно было невозможно.

Мидраш "Ваикра Рабба" в одном из толкований упоминает, что Левиафан сражался с быком, и бой этот завершился гибелью обоих противников.

В трактате Бава Батра утверждалось, что не Бог поверг Левиафана, а архангел Гавриил. После того, как архангел убил чудовище, был устроен пир в шатре, сделанном из кожи существа. На пиру подавали мясо Левиафана.

Что конкретно означает слово "левиафан", можно узнать и в толковом словаре Ожегова. В нем Левиафан описан как библейское морское чудовище, а само слово применимо в качестве метафоры к чему-то или кому-то огромных размеров, поражающему своей мощью, силой и наводящему страх.

Согласно данному толкованию, одному из видов древних кашалотов так же было дано имя Левиафан. В одной из перуанских пустынь был найден скелет такого существа. Оно имело внушительные размеры, длинные мощные зубы, из-за чего и получило это название.

Тем, кому интересно узнать подробнее, что собой представляет Левиафан, что вообще означает это слово, стоит прочитать Ветхий завет, ознакомиться с египетской и ассиро-вавилонской мифологией. Практически всюду Левиафан описан как грозное морское чудовище, которое приносит разруху и наводит ужас на людей. Но все же, изучая мифологию разных народов, можно найти некоторые различия в его описании, что помогает лучше понять, для чего фантазия древних людей сотворила этого монстра, а следовательно, и особенности их мышления.

Левиафан - чудовище, описанное неоднократно в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые демонологи считают, что он относится к демонам и даже является адским принцем. А в определенных современных хаотических религиях он считается верховным божеством.

В статье:

Чудовище Левиафан - зверь из библейской истории

В библейских притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако есть упоминания и о существах, не имевших пары и сотворенных в единственном роде. Возможно - это отражение древних античных мифов о таинственных морских и земных созданиях, поражающих глаз и являющихся настоящими чудищами или монстрами. Такие легенды встречаются у всех народов мира, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не являются исключением.

Одним из подобных зверей было чудовище Левиафан, морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по созданию этого зверя . Там же частично описывается и его облик. Левиафан обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки некоторым более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе это чудовище никоим образом не относится к демонам или злым адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничной силы Господа.

Бегемот и левиафан в книге Иова

Не был Левиафан в Библии и единственным таким существом. Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Вторым был Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Бегемот и Левиафан в книге Иова описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и тем более убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.

История Левиафана и параллели с другими народами

Самые первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских и египетских мифов. Издревле в Египте считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле - сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где вполне могли трансформироваться в сущность Левиафана. Также упоминается похожее существо и в древневавилонских легендах. В них стал единственным, кто смог повергнуть Левиафана - самого сильного слугу, личное морское чудище бога моря по имени Яма .

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается весьма интересная параллель со скандинавской мифологией - там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер неустанно поедают воины, погибшие в бою. Это - однозначное совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его мясо после Страшного Суда. Другой же отсылкой к скандинавской мифологии является и змей Йормунганд - такое же мифическое морское чудовище. Да и сама сцена Страшного Суда, в которой однозначно будут сражаться мифические звери, очень похожа на скандинавский Рагнарёк - конец света.

Легко можно провести параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой , или же с Лернейской Гидрой . А в древнерусской мифологии этот образ однозначно позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо . И подобные аналоги могущественных морских существ с крайне сходными чертами есть практически во всех религиях мира и традициях, что может удивить даже самых заядлых скептиков.

По мнению же ученых, в средние века и в древности с Левиафаном часто могли путать морских зверей. Например, китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторые названия животных на латыни. А в современной культуре Левиафан часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым. Например - с безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Демон Левиафан - кто же он такой

Демон левиафан из сериала Сверхъестественное

В связи с тем, что Левиафан в мифологии считался невероятно сильным и способным на огромные разрушения существом, многие средневековые исследователи и демонологии причисляли его к лику демонов. Так, известный в шестнадцатом веке демонолог Бинсфельд отождествлял демона Левиафана с одним из смертных грехов - завистью, и причислял того к . Он считал, что Левиафан - принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с .

Другие же исследователи и многие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан есть ничто иное, как одно из имен Сатаны. Это - его звериный, разрушительный аспект. Тем не менее большинство самых известных гримуаров, например, никак не указывают на существование такого демона. А это может являться уже весьма важным фактором в исследовании этой фигуры. Ведь большинство известных во всем мире демонов так или иначе, но фигурировали в ситуациях с одержимостями. Но в тщательно задокументированных и подробно описанных случаях одержимости демонами имя Левиафана ни разу не возникает.

Сейчас же превалирует точка зрения, что существо Левиафан, все же являет собой другую силу. Он никак не относится к конфликту Рая и Ада. Левиафан представляется абсолютно нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать и о сути древнегреческого Посейдона или римского Нептуна. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако такая нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес множества исследователей. На их основе впоследствии даже сформировались некоторые отдельные культы.