Лебедь рак и щука мораль анализ. Анализ басни "Лебедь, Щука и Рак": история написания, образы

Лебедь, щука и рак рисунок


На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Лебедь, щука и рак

Общее дело нужно делать дружно, иначе будет не результат, а одно мучение.

Анализ басни Лебедь, щука и рак

В 1814 году чудесный баснописец Иван Крылов выпустил свое знаменитое на весь мир творение под названием «Лебедь, Рак да Щука» и поднял ее на небывалую высоту. Этой басне можно смело давать дополнительное название «Шедевр», ведь она, как и все остальные до воли оригинальна, значима даже в нынешнее время. А к написанию данного творения Ивана Андреевича, скорее всего, подтолкнуло поведение людей, которые скрывают или действительно не понимают своих возможностей и намерений для общего благого дела. Большую часть своих сатирических произведений Крылов писал, критикуя и всячески высмеивая власть царей, чиновников и всех правителей.

Три главных героя этого произведения стали абсолютно разные по натуре личности. С одной стороны мораль и смысл очень просты, а с другой все достаточно запутано и сложно. Прекрасный лебедь способен только на физические и мысленные полеты, расторопный рак постоянно двигается задом, как бы ни старался сделать шаг вперед ну, а шустрой щуке только плаванье под силу. Показав главных героев басни именно такими, автор, наверное, хотел сказать, что не всех можно переделать и переучить. И если же человеку суждено плыть, то взлететь он не сможет, как бы ни стремился.

Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.

В примере данного случая изложена картина, где каждый думает о себе и о своих инстинктах, а не об общем деле.

Баснописец писал не только от своего имени, а и от имени простого здравомыслящего народа. Он считал, что чиновники лишены нужного образования, острого ума и ораторской культуры, а имели всего лишь положение высшего класса, в котором родились, поэтому и не вышло из их руководства никакого толку. Эту мысль и тему автор продолжил в небольшой, но одной из наилучших и достойных вниманию читателя басен «Лебедь, Рак, да Щука».

Наличие острой сатирики помогает читателю сразу понять, о чем были мысли автора во время написания универсальной басни. Скорее всего он описывал конкретный сюжет того времени, но его произведение подходит ко многим ситуациям нынешнего часа и подойдет к будущим ситуациям. В этом и есть достоинство чудесных произведений, которые не стареют и не имеют срока давности.

Главные герои басни (персонажи)

Лебедь

Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.

Рак

Рак пятится назад, хотя другие тянут в иные направления.

Щука

Щука тянет в воду, но воз не поддается.

Крылатые выражения, которые пошли из басни

  • Да только воз и ныне там

Слушать Басню Лебедь, щука и рак

Слайд-фильм на основе произведения от VERA AMEL

Мультфильм по басне И.А.Крылова "Лебедь, щука и рак"

экранизация одноименной басни И.А.Крылова. Режиссер-аниматор Шаповал А.В.

Сочинение

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет”
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей - народ - понимает необходимое условие слаженной игры квартета - работы Государственного совета - профессионализм:

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней”,
Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

“А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь”.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством - в этом секрет их долголетия.

2 класс


Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Иван Андреевич Крылов


Ба́сня - это короткое, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.



Герои басни

  • Лебедь -рвётся в облака
  • Рак - пятится назад
  • Щука –тянет в воду

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.


Определение образов

Лебедь

Щука

Стремительный

Неповоротливый

Знает только своё дело

Знает только своё дело

Знает только своё дело


Мораль

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

Где лад, там и клад.

Крылатое выражение

А воз и ныне там.


  • Сказка
  • Герои:животные
  • События: помогают друг другу
  • Вывод: добро побеждает зло
  • Басня
  • Герои: животные, птицы, деревья
  • События:выступают в роли человека, показывают его недостатки
  • Вывод: понять недостаток и исправить его

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

Есть у И.А. Крылова басня «Лебедь, щука и рак». Мораль пока рассматривать не будем. Вспомним современную байку. Новый диван купил себе мужчина и пытается занести его в квартиру. Застрял диван - ни вперед, ни назад. Попросил соседа по площадке помочь. Тот охотно взялся. Теперь тащат вдвоем. Стараются, упираются, пыхтят, пот льет градом - а диван как стоял, так и стоит. Наконец хозяин дивана говорит: «Всё. Хватит. Чувствую, что мы его никогда не внесем в квартиру». Изумленный вопрос помощника: «Так мы его вносим?!» Осталась вполне злободневной басня «Лебедь, щука и рак». Мораль в XXI веке ее так же актуальна, как и в XIX.

Одна из самых известных басен

Более двухсот басен написал ироничный писатель. В любом моменте бытия и быта он умел увидеть глупость и высмеять ее. Если спросить любого прохожего на улице, какие басни И.А. Крылова он помнит, то он не задумываясь назовет несколько. А также припомнит, что есть еще басня «Лебедь, щука и рак». Мораль, если попросим, быстро выведет.

Это русская классика, золотой фонд. Ну а в наше время такой была Фаина Раневская, которая афористично и метко, одной фразой, умела выставить на показ чью-то чванливость и т.п. Таким был и рано ушедший из жизни А сколько афоризмов и эпиграмм написал Не переводятся на русской земле люди, умеющие посмотреть с другого ракурса на происходящие события.

Как начинал писать гениальный баснописец?

Не сразу нашел жанр, в котором ему не будет равных, И.А. Крылов. Сначала он писал оперные либретто, трагедии, комедии - пьесы. В одной из комедий он сделал главным героем (под другим именем, конечно, но современникам это было понятно) известного литератора Я.Б. Княжнина. В комедии главный герой показан с иронией. Эта живая и смешная карикатура навсегда рассорила автора с драматургом. Была у Крылова неудачная попытка издавать сатирический журнал, а также он продолжал писать пьесы, эссе, памфлеты. Не осознавая, видимо, он набирался литературного опыта.

Басни

В 36 лет Крылов в Москве показал баснописцу И.И. Дмитриеву переводы басен Лафонтена. Их было всего лишь две, но Иван Иванович поддержал интерес Крылова к этому жанру, сказав, что он наконец нашел свое направление. Иван Андреевич был великолепным знатоком русского языка. Кроме того, он был склонен к насмешке и пессимизму и аллегорическому пересказу античных историй. Природа создала его для написания басен, а он, опубликовав три остроумных произведения в 1906 году, снова написал сатирические пьесы и принялся за комедию в стихах. Наконец в 1808 году он отдает в печать семнадцать оригинальных басен. На следующий год издает томик, состоящий из двадцати трех басен. Он получил заслуженный успех у современников, который далее будет сопровождать его по жизни. Несмотря на критику Н.А. Жуковского, читающая публика признала у Крылова самобытный, отличающий его от прочих литературных деятелей талант.

Его произведения были не случайными набросками вдохновения. Он тщательно работал над каждой басней, глубоко обдумывая каждое слово и деталь. Он стремился к максимальной краткости и афористичности, бережно сохраняя меткие русские слова. Нравоучения в конце басни исполнял так тщательно, что они быстро входили в пословицы.

Политический подтекст

В 1814 году была написана басня «Лебедь, щука и рак», мораль которой выведена в первом трехстишии. Она была посвящена тому, что русскую общественность раздражали действия союзников Александра I после завершения войны 12 года. Басня была написана накануне Венского конгресса, который проходил позже, очень медленно, почти девять месяцев, в танцах и увеселениях, определяя другие границы европейских государств. Есть иной вариант. В ней показаны разногласия Государственного совета.

Как острая актуальная сатира на государство воспринималось это краткое сочинение современниками баснописца. Сегодня не вполне политически читается басня «Лебедь, щука и рак». Мораль, как правило, лежит на бытовом уровне. Но ее всегда можно прочесть как резкую и политически злободневную.

Басня Крылова «Лебедь, щука и рак»

Это произведение было издано в 1816 году в сборнике «Новые басни». В нем всего двенадцать строк. Действуют три персонажа - птица, членистоногое и рыба. Им надо перевезти воз с небольшой поклажей. Он нетяжелый. Все должно пройти быстро и хорошо. Каждый по-своему старается изо всех сил. А воз ни с места. Вся беда состоит в том, что Лебедь взмывает в небо. А по-другому он и не может. Рак двигается так, как и положено Раку, - назад. Третий товарищ, Щука, конечно, направляется к воде. Какая мораль басни «Лебедь, рак и щука?». Виноватых автор не ищет. Он прямо говорит, что судить их не нам.

А что воз как стоял на одном месте, так и стоит, то потому, что общее дело надо делать согласованно, по единому плану. И нужен главный, тот, кого все будут слушаться. А если каждый будет что-то делать по собственному усмотрению, то ничего и не получится. Как это случилось с тремя горемыками. Такова жизненная и простая мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова, вышедшая в свет в 1814 году. Короткая басня Крылова – шедевр басенного жанра.

Басня Лебедь, щука и рак читать


На лад их дело не пойдет,

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Басня Лебедь, щука и рак - анализ

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.