Мае хонг сон. Mae Hong Son (путь туда и обратно с заездом на водопады и высокогорное озеро)

Одним из главных развлечений на севере Таиланда является поездка по знаменитому кольцу Mae Hong Son Loop . Дорога пролегает через основные города провинции Mae Hong Son – Mae Sariang и Pai и обычно начинается в Chiang Mai. В этом городе расположен международный аэропорт, а также множество компаний по аренде мотобайков и суперскоростных мотоциклов. Путь длинною 600 км включает 1864 поворота и множество приключений. Mae Hong Son притягивает туристов не только достопримечательностями: для опытных водителей это возможность погонять по извилистым горным дорогам.

Нам же, как всегда, все кажется мало, поэтому мы несколько расширили это кольцо до приблизительно 1400 км; о количестве дополнительных поворотов судить не беремся. Сегодня мы расскажем о самом маршруте, а также обозначим места, которые мы посмотрели и поделимся некоторыми нюансами, важными с точки зрения водителя. По мере добавления контента о нашем путешествии по Таиланду, данный пост будет обновляться ссылками, на тот или иной населенный пункт (достопримечательность).

Аренда байка.

Нашим другом на это время стала Honda PCX (150 см.куб.). Брали мотобайк помощнее, так как путь предстоял долгий, и мы были вдвоем. Хоть какой-то комфорт обеспечивался за счет большой седушки, к тому же, под сиденье вмещалось определенное количество вещей, а длина позволяла Насте приспускать рюкзак и класть его на поверхность.

В большинство арендных контор расположены вдоль восточной и западной части старого города. Мы брали байк в фирме А-rent: там меньше выбор, но цены ниже, к тому же интересующая нас модель была в наличии. Чтобы не оставлять паспорт пришлось заложить 150 долларов. Цена 450 бат в день.

Контора находится за каналом: если идти с восточной стороны по Suthep Rd , перейдите через мост и идти вправо (18.786994, 98.978186). Немного дальше находится “Мистер Механик”. Их цены на фото:

Еще одна фирма, часто фигурирующая в отчетах туристов, «Мистер Pop», находится на Bunrueang Rit . Это значит, что не переходя мост надо уходить влево. Там очень большой выбор.

Накануне отъезда в большое путешествие мы немного потренировались с помощью поездки на . Эта гора находится недалеко от Чианг Мая, дорога извилистая, но широкая. Очень рекомендуем проверить и себя, и вашего двухколесного друга перед тем, как ехать на луп.

Mae Hong Son Loop

Перед Вами приблизительный маршрут, который мы совершили за 8 дней (кликабельно).

Chiang Mai – Doi Inthanon Mountain – Mae Sariang

Стандартный луп не включает в себя заезд на , но мы все же захотели посетить самую высокую точку Таиланда (2565 метров над уровнем моря). Помимо этого, по дороге можно заглянуть на несколько живописных водопадов, а также осмотреть , которые были воздвигнуты в честь их 60-летия в 1987 и 1992 годах.

Конечно, тяжело было начинать свое путешествие по дорогам Таиланда с такого длинного отрезка, но оно того стоило. К тому же дорога до поворота на Doi Inthanon очень хорошая и широкая, что позволяет немного освоиться, если вы не сделали это по нашему совету накануне. Перед поворотом в национальный парк находится большая заправка, где можно отдохнуть, перекусить, купить бензина и подкачать колеса. Подъем на вершину тоже показался не таким уж критичным. Дорога довольно широкая для горной, в большинстве случаев с небольшим уклоном. Очень помогла адаптироваться для поездки по извилистым дорогам как водителю, так и пассажиру. Хотя на обратном пути спускаться было сложнее – к тому же потек тормозной цилиндр.

После спуска с Doi Inthanon и возвращения на луп широкая дорога закончилась – надо было сворачивать на . Поначалу дивились природе, но часам к трем дня все начало надоедать, а когда стемнело, уже совсем было невмоготу. Было холодно, мы устали, делали частые остановки, чтобы размяться. Тем не менее, мы добрались до точки назначения, совершив самый длинный отрезок на нашем маршруте в первый же день.
Остановились в гестхаузе PC Riverview , 400 бат за ночь. Номер со своим душем. Хозяин – мерзкий старикашка, который был недоволен тем, что мы указали на насыпавшихся с потолка на кровать каких-то букашек. Искать что-то еще было очень поздно и не хотелось. Его дочка (или жена) оказалась более милая и решила вопрос.

День 2 (около100 км).
В этот день мы запланировали поездку в близлежащий парк , в котором прогулялись часа 2, а потом поехали в сторону границы с Бирмой, чтобы посмотреть на одну из длиннейших рек Салавин и на живописную деревушку .
Несмотря на небольшое расстояние, дорога заняла много времени: начало было оптимистичное, в виде асфальта, а большая часть пути пролегала по убитой, пыльной гравийной дороге, где порой нельзя было ехать более 10 км/ч. Возможно, к моменту вашего путешествия что-то изменится, так как работала дорожная техника.

Вторую ночь провели в гестхаузе напротив предыдущего. 300 бат за ночь, общий душ, но милая хозяйка. К тому же к ней приехали гости, так что мы были по сути одни.

Mae Sariang – Pang Tong Palace – Ban Rak Thai

День 3 (более 200 км).
Из Мае Сарианга мы направились в китайскую горную деревушку Ban Rak Tai , что находится на самом севере Таиланда. По дороге проскочили Mae Hong Son, где починили очки и поменяли деньги. Заехали на ферму-резиденцию Короля Pang Tong Palace , а также заглянули на почти пересохший водопад Pha Sua . Сама же деревушка очень живописная, расположена вокруг озера. Есть рынок, рестораны, множество гестхаузов и отель. Очень приятно там заночевать.
Некоторые участки дороги порадовали своей крутизной и поворотами. По крайней мере на тот момент нам так показалось. В целом, ничего страшного.

Остановились в одном из гестхаусов на озере. Маленькая комнатка, но зато с террасой прямо на озере за 350 бат.

Ban Rak Thai – Pai

День 4 (более100 км)
Путь в Пай лежал через некоторые достопримечательности. Очередной королевский проект Pang Tong Under Royal Forest Park 2 (Pang Ung) в простонародии – резервуар. По сути это облагороженная деревенька с прудом, предназначенная для отдыха. Еще заглянули в Fishing cave . Это парк с речушкой, в которой плещется редкий вид рыб, там же есть еще пещера с водоемом, в которой они и живут.

По дороге несколько обзорных площадок, а также еще одна пещера Tham Lot – со сталактитами и короткой прогулкой на лодке.
Дорога очень понравилась, есть приятные повороты, в которых ты даже на мотобайке начинаешь сильно наклонять корпус и входить в повороты будто гонщик. Большую часть дорога идет вверх до обзорной площадки, потом вниз до самого Пая. Запомнилось тем, что у нас почти закончился бензин. На смотровой площадке дельцы продавали 100 бат за поллитровую бутылку (обычная цена – 25 бат/литр). Мы решили рискнуть и докатились вниз до деревенской бензоколонки.

В Пае некоторые зависают не на один день из-за своеобразной атмосферы. Есть там и достопримечательности, и ночной рынок . Мы остановились в Пиранья Парк только на одну ночь. Классное место, правда вдали от центра, но зато со своим прудом, где можно порыбачить.

Pai – Chiang Dao

День 5 (около 150 км).
По дороге в окрестностях Пая посмотрели разлом в земле, каньон, мемориальный мост Второй мировой войны.

После моста дорога пошла вверх, начала петлять, а вскоре вообще превратилась в раздолбанную. Это был самый сложный участок на нашем пути. И дело было не в многочисленных поворотах, к которым мы более-менее приноровились. Многие участки дороги ремонтировались, соответственно нас ожидала пыль, песок и щебень. В одном из таких мест, мы потерпели крушение. Когда мы проезжали очередной гравийный спуск, да еще и с поворотом, мы угодили в ямку, засыпанную щебенкой. Наш байк просто ушел из-под нас. Никто не мог вспомнить, что произошло, просто обнаружили себя лежащими на земле. Витя ободрался чуть больше, зато Настя сильно ударилась ребрами и тоже поцарапалась. Мотобайку тоже прилично досталось. Глушитель, зеркало, крыло, подножка, в общем весь правый бок был расцарапан, в швах торчали мелкие камушки. Конечно, мы сильно испугались. Хорошо, что за нами никто не ехал или что нас не бросило под встречную машину.

Мы откатили байк в сторону, даже остановилась одна машина, предлагая свою помощь. Мы кое-как отошли, перебинтовались и продолжили спуск. Теперь он казался бесконечным, Витя проходил гравий уже чуть ли не пешком, 15-20 км/ч. Особенно стали раздражать сигналящие машины, просящие уступить дорогу, тем самым съезжая с накатанной колеи. В общем, кое-как выехали на плоский асфальт, но ехать было боязно. Мы ощутили свою незащищенность в результате падения на не самой большой скорости. Теперь 60 км/ч было немыслимо быстро. Был большой соблазн завернуть на повороте в Чанг Мэй, когда до него оставалось менее 50 км, бросив все. Но свернули на север, в сторону Чанг Рая.
Кое-как добрались до запланированной точки – хостела Black Cat вблизи городка Чанг Дао, где с радостью остановились, купив бинтов и йода, чтобы обработать раны. Кстати, остановиться в данном хостеле было весьма полезно, так как хозяйка выдала нам карту, а так же рассказала, что лучше посмотреть вокруг.
Уже поздним вечером, снимая стресс пивом, мы пришли к выводу, что на машине, которую мы тоже думали арендовать, совершить этот маршрут было бы еще более сложно. Бесконечные узкие повороты сведут непривыкшего водителя с ума. На мотобайке у вас всегда есть вариант маневра. Просто не бойтесь, но в тоже время постоянно будьте аккуратны.
Среди гостей бара при мотеле, где мы остановились, был один европеец, который вел какой-то арендный бизнес. Он успокоил нас, что больше 150 долларов, оставленных в залог за байк, в прокатной конторе с нас не возьмут. Так что мы посчитали, что при аренде машины мы потратили бы не меньше денег.

Chiang Dao – Ban Tha Ton

День 6 (около 200 км).
Вначале мы отправились в деревушку Каренов , километров 20 в сторону от запланированного маршрута. Затем повернули на Ban Tha Ton. Свернув в сторону холмов Doi Ang Khang , заехали на королевскую фабрику.
По основной дороге лежал хороший асфальт, а в сторону холмов – очень крутая дорога. Особенно в последней ее части. Дорога обратно вниз была совсем тяжелой. Настолько крутой уклон, что тормоза попросту не держали. Делать видео после нашего падения уже не очень хотелось. Хотя, конечно, потом мы немного пожалели. На особо крутых спусках с поворотами в 180 градусов стояли добровольцы или насильно загнанные люди, которые семафорили тебе о встречных машинах. А еще иногда стояли полицейские и останавливали непривыкших к таким дорогам понаехавших, чтобы остудить тормоза.

В Бан Таноне нашли абсолютно новый и дешевый хостел (GPS: 20.05217 99.35829) ценой в 300 бат, где даже ручки мебели еще были завернуты в пакетики. Там и встретили Новый Год.

Ban Thanon – Chiang Rai.

День 7 (около 100 км).
Один самых коротких участков не обошелся без приключений. Отъехав километров 20, мы остановились возле очередных статуй Будды, так как там проходил праздник. Пока Настя делала фоторепортаж, Витя обнаружил, что мы пробили колесо.

Пришлось возвращаться назад, к счастью, после пяти минут езды увидели магазинчик мотозапчастей, где нам заделали наш порез. Отправились дальше, хорошая и ровная дорога прошла без приключений.

Достопримечательностей в Чианг Рае и вокруг него очень много. По дороге из Бан Танона можно заглянуть в деревню каренов и в черный храм (мы съездили туда на утро следующего дня).

В самом городе интересный музей племен и ночной рынок . Останавливались в хостеле Akha River House (423/25 Moo 21, Amphoe Mueang Chiang Rai ) – довольно грязный и обшарпанный, с общим душем, но дешевый. Есть комнаты и подороже, возможно там получше.

Chiang Rai – Chiang Mai.

День 8 (около 200 км).
На выезде в сторону Чианг Мая, обязательно стоит заглянуть в Wat Rong Khun или Белый Храм .

Дорога относительно хорошая, правда в конце был довольно узкий участок с извилистыми поворотами. Добрались в Чианг Май, когда стемнело.
Оставалось дело за малым – сдать на следующий день поцарапанный мотобайк. К счастью, в офисе был только механик (хозяина не было), который никак не обратил внимание на корпус нашего двухколесного друга. Витя показывал поменянный тормозной цилиндр, а Настя крутилась возле байка, заслоняя его. В итоге механик лишь прокатился на байке, а мы получили обратно свой залог.
Вот такая вот получилась история. Было тяжеловато, но зато мы с гордостью можем писать эти строки, а Витя c полным правом носить памятную майку. Вот только нет таких маек для нашего увеличенного лупа, но мы его уж точно запомним.

В 17 км от Мехонгсона находится Пещера рыб. Это живописный парк со множеством чистейших ручьев, петляющих тропинок и мостиков. Главная достопримечательность этого места – высокая скала с гротом, из которого вытекает ручей. В водах этого места плавают священные разноцветные рыбы. Их охраняет деревянная фигура Святого на вершине Пещеры. Ловить рыбы запрещено, зато можно ее покормить. При входе вместе с билетом посетителям предлагают корм для них.

Река Пай

Река Пай протекает по территории двух государств: Таиланда и Мьянмы. Протяжённость реки составляет 180 километров. Её берега покрывают труднопроходимые джунгли. Многие местные жители строят дома-лодки и живут прямо на воде.

Пай является самой популярной рекой Таиланда для занятий рафтингом. Её участки имеют категорию сложности от первой до пятой, а это значит, что река представляет интерес для рафтеров любого уровня подготовки. Существует три основных маршрута для рафтинга: от истоков Пая до одноимённого города, от Пая (города) до района Муанг и от посёлка Бан Хуай Дуа до деревни Бан Нам Пианг Дин.

А какие достопримечательности Мей-Хонг-Сона вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Храм Ват Джонгком(Йонг Кхам)"

Храм Ват Джонгком (Ват Чонги Кам) расположен на территории парка Чонг Кам на берегу озера Чонгкхум (Chongkhum). Вместе с храмом Джонг лонг Ват Джонгком образует комплекс, состоящий из нескольких построек в шанско-бирманском стиле. В 1970 году на его территории происходил пожар, поэтому не все постройки уцелели в первоначальном виде.

В главном здании храма находится статуя сидящего Будды Луанг По То (Luang Pho To). Здесь же хранится небольшая коллекция деревянных статуй и картин из стекла, которые были привезены в Мехонгсон более 100 лет назад.

Недалеко от Утреннего рынка Мехонгсона находится Храм Хуа Вьенг или по-другому Ват Кланг Муеасанг. Он построен в 1863 году, а совсем недавно был восстановлен его вихарн с острыми концами, разлетающимися от центра в разные стороны. Внутри него хранится изображение известной статуи сидящего Будды Phra Chao Phala Lakhaeng, копия Мандалай, хранящейся в Мьянме. Недалеко от Храма продаются местные сувениры.

Храм Джонгкланг (Йонг Кланг)

Храм Джонгланг находится в Мехонгсоне в одном комплексе с Храмом Ват Джонгком. Благодаря своему запоминающемуся виду (его чеди бело-золотые) Храм стал визитной карточкой города. В храме несколько залов, алтарей и тронов для монахов. Здесь хранится коллекция из 33 статуй Будды, стеклянные картины и деревянные статуи, привезенные из Бирмы. Пруды рядом с храмом полны рыбой, преимущественно карпами. Территория Храма представляет собой садово-парковый комплекс, который по вечерам освещается разноцветными огнями.

Храм Конгму (Пхра Тхат Дой Конг Мо Дои)

Храм Дои Конгму находится на вершине зеленого холма Конг Му (Kong Mu) над рекой Хонгсон. По утрам ветер приносит туманные облака к подножию Храма, и становится похоже, будто он стоит на облаке. Храм выполнен в бирманском стиле, имеет две чеди, старейшая из которых построена в 1860 году. Внутри него находится статуя Будды Phra Moggalana , высеченная из белого камня. Охраняют ее каменные львы. Другая чеди построена в 1874 году. Дорога к Храму одна. Ее можно преодолеть пешком по ступеням или доехать на автомобиле. Храм Дои Конгму является старейшим в Мехонгсоне.

Водопад Мок Фа

Водопад Мок Фа находится примерно в 45 км от Чианг Мая. Это небольшой водопад, состоящий из нескольких мощных потоков воды. Здесь можно не только насладиться красивым видом водопада, затерянного в джунглях, но и искупаться в его прохладной воде. Водопад примечателен так же тем, что он находится на территории Национального парка Дой Сутеп-Пуи, поэтому после освежающих купаний, можно продолжить неспешную прогулку по этому парку. Недалеко от Мок Фа находится еще один небольшой водопад и пещера, в которой живут летучие мыши. В этом месте умеренно-прохладный климат, средняя температура 20-23 градуса Цельсия.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Мей-Хонг-Сона? .

Пещера Том Лод

Доисторическая пещера Том Лод поражает воображение своими размерами. Говорят, что она уходит вглубь на несколько километров, и, хотя так далеко туристов не пускают, все-таки прогулка по пещере – развлечение не для слабонервных. Посещение ее начинается с небольшой поездки по воде на плоту. Внутри пещер из зала в зал ходят пешком, только в сопровождении гида с фонарем. Некоторые залы имеют высоту до 80 метров здесь есть и сталагмиты, и сталактиты причудливых форм, ручьи, кишащие рыбой, летучие мыши, наскальные рисунки и захоронения древних людей.

Самые популярные достопримечательности в Мей-Хонг-Соне с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Мей-Хонг-Сона на нашем сайте.

Еще достопримечательности Мей-Хонг-Сона

Где остановиться в Мае Хонг Сон?

У вас есть как минимум два варианта найти жилье в Мае Хонг Сон. Первый – это забронировать отель заранее, через интернет. Актуальные цены можно посмотреть, нажав кнопку «найти» в форме снизу.

Второй вариант заключается в поиске более бюджетного жилья на месте. Основная часть гестхаусов расположена вокруг небольшого озера в центре города. Водоем я отметила на карте, также обозначила гест, в котором мы жили. Остальные нет смысла отмечать, т.к. их довольно большое количество. Нужно просто ходить по улочкам и смотреть на вывески, каждый второй дом готов приютить путешественника. Цены варьируются 400-500 бат, дешевле – совсем неприглядные. Мы, правда, нашли комнату за 200 бат у тайцев китайского происхождения. Но селиться там совсем не хотелось, хоть и нужно было нам всего только переночевать. В других районах города, возможно, дешевле, но носится по всему Мэхонгсону в поисках жилья не очень удобно.

В комнатах этого геста спартанские условия за 350 бат

Мы обустроились в гестхаусе Sarmmork Guest House за 400 бат в сутки за номер с вентилятором. Это оказалось наиболее подходящее место из десятка нами просмотренных по соотношению цена / качество. Предлагали еще и бунгало с террасами за 500 бат. Порадовала возможность поставить машину на территории геста, хозяин на ночь закрывал ворота. Имеется мини-холодильник. Приятное место.

Неплохой гестхаус Sarmmork Guest House за 400 бат

Где поесть?

Вечером можно перекусить на рынке, расположенном вдоль озера. Кстати, здесь одна женщина продает сок из маракуйи (там, где сувенирами торгуют, возле храма). Наконец-то за полгода в Азии пила вкусный сок! Бутылка 0,63 л стоит 40 бат. В округе несколько ресторанчиков с завышенными ценами. Мы пытались найти простое недорогое кафе, ходили кругами, но кое-что все-таки обнаружили. Заведение подготовлено для туристов, располагающая атмосфера, а цены приемлемые, готовят вкусно, но очень медленно. Массаман-карри обошелся в 100 бат, нудли-суп с карри (северный тай-стайл) – 50 бат. На карте местоположение кафе указала.

Рынок Мае Хонг Сон

Что посмотреть в Мае Хонг Сон?

Что посмотреть в самом городе Мае Хонг Сон:

• Озеро Chong Kham. Хорошее место для прогулки.
  • Храм на горе Храм на горе Wat Phrathat Doi Kongmu. Можно доехать на транспорте (авто, байк), а можно подняться пешком по крутой лестнице. Отсюда открываются виды на город.
  • Храм у озера Chong Kham. Здесь находится соломенный Будда.
  • Китайский храм у озера Wat Chong Klang.
  • Прочие храмы.

Мы прогулялись вечерком вдоль озера, подошли к храмам у озера. Внутрь не заходили.

Озеро и храм на горе
Храм у озера
На территории храма Chong Kham
Боги и богини
Китайский храм Wat Chong Klang
Чедди красиво подсвечиваются

Достопримечательности в окрестностях Мае Хонг Сон:

• Деревни племени карен (длинношеих женщин с кольцами). Мы были в деревеньке Ban Nai Soi.
  • Горячие источники. Не были.
  • Национальный парк с пещерой Там Пла. Не были.
  • . Сезонное явление (две недели в конце ноября-начале декабря). Мы попали в самый разгар цветения.

Карта города Мае Хонг Сон

На карте отмечен наш гестхаус, доступное по ценам кафе, храмы, автобусные станции (их две, какая для чего – без понятия), магазин 7-eleven, рынки.

Метки (расшифровка по цветам):

• Бордовые – рынки
  • Коричневые – автобусные станции

Оставались на ночлег в Мае Хонг Сон

Мае Хонг Сон - вторая по величине северная провинция Таиланда. Он расположен в 274 км от Чанг Мая. Долететь туда можно за 20 минут на самолете, или доехать на автобусе за 4 часа. В прошлом он был изолирован от внешнего мира из-за недостатка дорог. Эта провинция граничит с севера и запада с Бирмой, и поэтому влияние бирманского стиля можно заметить в архитектуре зданий и храмов. В горах, в 6 км от Мае Хонг Сона, расположена деревня, где проживает народ высокогорного племени кара (Па Донг). Женщины этого племени, соблюдая древние традиции своего народа, носят на шее, руках и ногах латунные или бронзовые кольца. Количество колец, и, соответственно, длина шеи, увеличиваются с возрастом, придавая женщинам экзотический вид.

Мае Хонг Сон это северный город Таиланда, разместившийся в окружении живописных гор, которые раньше являлись преградой для сообщения с внешним миром. Одноименная провинция чудесным образом сочетает в себе традиции нескольких стран, это, в первую очередь, объясняется ее пограничным расположением.

Архитектурный облик Мае Хонг Сона это удивительные исторические памятники, рассказывающие о тайских традициях. Безусловно, стоит посетить знаменитый храм Ват Китти Вонг, главным сокровищем которого являются древние рукописи и мощи Будды, ранее хранившиеся в соседнем городе. Познакомиться же с религиозными традициями и их развитием позволяет экскурсия в монастырский комплекс Ват Чонг Кланг и Ват Чонг Клам. Здесь Вас ждет увлекательное путешествие в мир фресок на буддистские темы, кроме того, в одном из монастырей находится самая большая коллекция национальных деревянных кукол. А храм Ват Пратхат Дой Конг Му - другая интересная достопримечательность этих мест, с его территории открывается захватывающий вид на непревзойденные пейзажи, ведь построен храм на вершине горы. Оценить природу северного Тайланда можно и посетив один из заповедников, расположенных в провинции. А самые незабываемые впечатления подарит прогулка по знаменитой пещере Нам Лот с ее естественным музеем сталактитов.

Мае Хонг Сон это не только старинный город и гостеприимная провинция, ведь местная природа скрывает в себе целебные свойства грязевых и минеральных источников. Может быть, именно благодаря их чудесному действию, местным жителям на протяжении нескольких веков удается сохранить и самобытные традиции, и приветливую атмосферу, приглашающую вернуться сюда вновь и вновь...

Остров Пхукет исчерпал свои туристические возможности
Самый популярный туристический курорт Таиланда - остров Пхукет, сегодня страдает от массового туризма и, по мнению чиновников местного туристического комитета, уже не может «развиваться нормально».

Чианг Май. Золотой Будда
Искушенный русский турист, которому уже приелось все, включая теплое море с кораллами и барами «Go-Go», с робкой надеждой спрашивает: «А чего-нибудь особенного, чего не пробовал, нет?» «Извольте, - отвечают ему с неизменной гостеприимной улыбкой в Совете по туризму Таиланда, мы тут как раз припасли для вас Чианг Май – север страны с горами, джунглями, слонами и экзотикой местных племен!»

До Чианг Мая 700 км, как от Москвы до Петербурга, а небесный трaфик таков, что везет меня переполненный исполинский горбатый «Джамбо» Боинг-747, рассчитанный не на взлет-посадку, а на трансконтинентальные рейсы.