Название островов на курилах. Курильские острова

Острова Малая Курильская гряда — это несколько островов, отделенных от Большой Курильской гряды Южно-Курильским проливом.

Общая площадь — 360,85 кв. км. Помимо шести больших (Шикотана — 264 кв. км и пяти менее крупных), она включает ряд мелких, безымянных островов. Принадлежность всей гряды России (они входят в состав Сахалинской области) оспаривается Японией, которая включает их в округ Немуро губернаторства Хоккайдо.

Еще в 2012 году власти Сахалинской области поддержали инициативу местного отделения Русского географического общества и отправили экспедицию для описания и «планового имянаречения» малых островов области. Отмечалось , что у географов есть немало шансов найти и новые острова, поднимающиеся над морем из-за вулканической деятельности.

В сентября 2012 года экспедиция посетила три безымянных острова (около Шикотана), имевших по списку Росреестра номера 8, 11 и 15.

Еще перед выходом в открытое море РГО приняло решение, как назвать эти географические объекты.

Первый остров получил имя Сергея Капицы (1928-2012) — российского физика, сына нобелевского лауреата Петра Капицы. Однако Капица-младший более известен не своей научной и преподавательской деятельностью, а активной популяризацией науки. С 1973 года до самой кончины в августе 2012 года был бессменным ведущим «Очевидного — невероятного», телепередачи о науке и технике.

Второй остров назвали в честь Игоря Фахрутдинова, губернатора Сахалинской области в 1996-2003 годах. 20 августа 2003 года на Камчатке разбился вертолет Ми-8. Погибли все 17 пассажиров, в том числе губернатор, его помощник Юрий Шувалов, руководитель пресс-центра сахалинской администрации Дмитрий Донской и три члена экипажа.

Наконец, острову №15 присвоили имя Алексея Гнечко (1900-1980), красноармейского командира, руководившего Курильской десантной операцией 1945 года. Вторую мировую Гнечко встретил в звании комдива, командовал обороной Камчатки, а при начале советского наступления на японцев именно его войска взяли остров Шумшу. Это была одна из самых кровопролитных операций советско-японской войны (и единственная, где потери среди советских солдат и моряков превысили потери противника), но после успешного ее завершения почти все японские гарнизоны на Курилах капитулировали.

В октябре-ноябре того же 2012 года прошла вторая экспедиция, с той же целью имянаречения.

Район морской экспедиции простирался от пролива Буссоль до острова Шикотан на Малой Курильской гряде, с работой гидрографического судна на островах Уруп, Итуруп, Шикотан и полуострове Ловцова острова Кунашир. Тогда ученые и пронаблюдали группу Таира (острова №18-21, в северной оконечности острова Уруп). Высадиться из-за крупной зыби им не удалось.

Но это не помешало им предложить назвать острова в честь капитана Анны Щетининой, министра иностранных дел СССР Андрея Громыко и парохода «Чавыча». Анна Ивановна Щетинина (1908 -1999) — первая в мире женщина - капитан дальнего плавания, в 27 лет получила мировую известность за проводку парохода «Чавыча» по Северному морскому пути из Одессы на Камчатку за 58 суток. С осени 1941 года совершила 17 рейсов с военными грузами во Владивосток из США.

Громыко имеет непосредственное отношение к истории Курильских островов.

Он входил в группу лиц, готовивших проведение Ялтинской (февраль 1945 года) и Потсдамской (июль 1945 года) конференций, в ходе которых были приняты решения о возвращении СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Громыко возглавил делегацию СССР на переговорах по образованию ООН.

Последний из упомянутых в сегодняшнем указе островов был обследован членами РГО в 2014 году. Он располагается близ мыса Печальный (северо-восточная оконечность острова Анучина), малая Курильская гряда). Площадь — около 200 кв. м. Участник экспедиции Сергей Пономарев предложил назвать его по имени генерал-лейтенанта Кузьмы Деревянко (1904-1954). После успешных действий в борьбе с нацистской Германией командование направило Деревянко представителем Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе генерала Макартура. Именно он подписал от имени СССР акт капитуляции Японии. Скончался он, кстати, из-за полученного при посещении Хиросимы и Нагасаки излучения.

Любопытно, что все эти безымянные объекты получили свое название еще в постановлении Сахалинской областной думы 11 июня 2015 года. Однако премьер-министр утвердил их только сейчас — причем только для пяти из пятнадцати объектам.

История Курильских островов

История вопроса

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639-1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854-1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), - говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904-1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., - те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2-3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX-начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60-80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос - неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена»)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев - есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3-4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это - район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, - ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия - Япония - США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, - то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» - Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 - 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы - Хоккайдо - Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.
Источник



В разрушительной эйфории "перестройки" российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны, и хотя сегодня Токио проявляет тонкое дипломатическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратегическим позициям России на Тихом океане стала бы чрезвычайным прецедентом для возобновления территориальных споров во всем мире.

После разрушения ялтинско-потсдамского порядка, делаются активные попытки добиться его юридического пересмотра. В связи с этими спорами мы беремся решительно утверждать, что случившиеся изменения вовсе не влекут за собой возможность оспаривать оставшиеся территориальные результаты ялтинско-потсдамских соглашений. Удовлетворение японских претензий на "возвращение" островов, будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Это особенно опасно сейчас, когда агрессия США и НАТО против суверенной Югославии сделала карту Европы зыбкой.

Идеологи перестройки почитали нецивилизованным отстаивать исторические достижения России. При коммунистах все явления и достижения объясняли заслугой единственно верного учения, что породило анекдоты вроде: "Партия учит, что газы при нагревании расширяются". При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия. Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории.



Есть две Японии - до и после войны

Термин "возвращение" в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы (континуитет) того японского государства, которое развязало и проиграло войну.

Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство.

Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном - это решают победители. Новые государства ФРГ, ГДР и Япония - были созданы на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали полным суверенитетом даже через 40 лет. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер - производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности.

Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. во время арабо-израильской войны Министр иностранных дел Вальтер Шеель официально возразил против отправки с территории ФРГ американского оружия в Израиль и использования ее портов и аэродромов, и заявил, что ФРГ не желает ухудшения отношений с арабским миром и выбирает роль нейтрального государства. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре".

Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной - это воля и решение победителей.

Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами - победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония - послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны.

История "Курильского вопроса" и международное право

Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века - Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии.

В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей - айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани.

Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности.

Японские дипломаты полагают, что в последние годы получили неопровержимое доказательство "изначальной" принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов. Речь идет об инструкции адмиралу Путятину, с которой он отправился на переговоры с Японией в 1853 году. Этот архивный документ был при А. Козыреве "любезно" предоставлен Японии из архивов российского МИД сотрудниками козыревской школы - действие, во все времена считавшееся несовместимым со служебной и ведомственной этикой дипломата - попросту предательство. В инструкции к переговорам 1854 г. Николай I полагал возможным при определенных условиях согласиться на настояния Японии и признать, что "из островов Курильских южнейший, России принадлежащий есть остров Уруп"... так, чтобы "от нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией".

Японская сторона, и такие "российские" дипломаты как Г. Кунадзе и дp. трактуют эти слова как доказательство того, что спорные острова и до 1855 г. не принадлежали России, и что само русское правительство это знало и якобы не считало Курилы южнее Уpупа российской территорией. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа.

Граница между Россией и Японией к этому моменту еще не была формально закреплена в международном двустороннем договоре, что и предстояло сделать. Само построение фразы "как и ныне она в сущности есть", как раз говорит о том, что по мнению Государя имелось расхождение между долженствующей границей в силу принадлежности островов России, и той линией, которую "в сущности", то есть в реальных обстоятельствах приходилось соблюдать, чтобы избежать острых столкновений с Японией, претендующей на территории. У России не хватало достаточного и способного к самозащите населения, хозяйственной инфраструктуры и вооруженных постов на Дальнем Востоке, то есть не было военно-политических возможностей реально осуществлять свой суверенитет над этими островами в условиях постоянных посягательств японцев. Сложнейшая международная обстановка накануне Крымской войны заставляла вести себя так, чтобы не активизировать остроту взаимоотношений, то есть "в сущности" отступить от своих исторических прав.

Упомянутые русско-японские договоры как любые территориальные размежевания являются отражением соотношения сил и международной обстановки. Симодский трактат был заключен в разгар Кpымской войны, когда английские и французские эскадры хозяйничали в Охотском море. Петpопавловск-Камчатский был осажден, и, хотя атака английского десанта была отбита, порт даже был эвакуирован в Николаевск-на-Амуpе. В любой момент англичане могли высадиться на Курилах, которые не были формально разграничены в международном договоре. Для России было безопаснее пойти на такое разграничение, при котором часть островов оказалась бы под юрисдикцией слабой в военно-моpском отношении Японии, зато не подверглась бы оккупации сильнейшей военно-моpской державы - Великобритании. К тому же большим успехом считалось согласие Японии торговать продовольствием с Россией, которая не могла содержать свои военные посты на Сахалине и Курилах из-за хронической нехватки продовольствия. Япония же, проводившая политику полной изоляции, долгое время категорически отказывалась продавать даже соль и муку.

Откровенно антироссийскую роль играли уже тогда США, начавшие массированное внедрение в Дальневосточно-Тихоокеанский регион. Одним из главных препятствий на пути своей экспансии США считали Россию, а инструментом против нее - Японию. Амеpиканские миссии постоянно убеждали Японию не соглашаться на признание южного Сахалина российским и внушали, что Россия стремится захватить Хоккайдо. Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. открыто выражала надежду на то, что в результате сотрудничества Соединенных Штатов и Японии будет достигнуто "уменьшение владений России в восточной части Азии".

Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. об обмене территориями. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав. Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С.Ю. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. сохранить южный Сахалин, ссылаясь на договор 1875г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение.

Американский посол в России, как информатор японцев в 1905-м

Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, "принимали близко к сердцу дело всеобщего мира", который мог привести к столь желанному "уменьшению владений России в Южной части Азии". Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская "будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы". Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии.

К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. через обмен телеграммами между Т. Рузвельтом и Кацурой - японским премьер-министром, Япония отказывалась от "намерений" в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. (На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции). Имея за спиной такой "американо-японский союз", Т. Рузвельт, взявший на себя роль "честного маклера", не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О.А. Трояновского и с превосходным анализом А.А. Трояновского старшего. Исии стал потом министром иностранных дел Японии и автором известного соглашения о специальных правах в Китае "Соглашения Лансинг - Исии" 1917г.

На Портсмутской конференции японская делегация требовала не только все Курилы, но и весь Сахалин, и денежную контрибуцию. Россия в лице графа С.Ю. Витте возражала, проявляя, по выражению Исии, "истерическое упрямство", и отказывалась вообще платить какую-либо контрибуцию. Из мемуаров ясно, что Япония настолько была истощена войной и желала скорейшего заключения мира, что к концу переговоров готова была согласиться на принадлежность всего Сахалина России без всякой денежной компенсации. Это было неизвестно ни Петербургу, ни российской делегации, но решение уступить было принято именно японским правительством. В Портсмут были отправлены соответствующие инструкции, предписывавшие японской делегации в случае дальнейшего упорства русской делегации согласиться на сохранение всего Сахалина за Россией.

В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований в отношении Сахалина, Россия пребывала в полном неведении об этих намерениях, Вашингтон же был немедленно кем-то осведомлен об этой не устраивающей его перспективе, и США взялись "помочь". Насколько США хотели бы "уменьшить владения России", явствует из телеграммы Т. Рузвельта Николаю II. Американский "миротворец" пугал непреодолимыми претензиями Японии, и ее решимостью возобновить военные действия, грозя, что "продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал", то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер испросил аудиенцию и стал уговаривать Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Т. Рузвельта в деле "уговорить" Японию отказаться от контрибуции. Николай II в целом "упорствовал", но потом "мимоходом, как бы про себя заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии...". Информация о потенциальной готовности России уступить южный Сахалин была немедленно передана президенту Т. Рузвельту, и меньше чем за сутки стала известна японской стороне. Исии в мемуарах всячески отрицает предположение (естественно возникающее у читателя) о том, что американский президент мог передать эти сведения в Токио, тем не менее, факты говорят об обратном.

Счастливым обстоятельством для Японии была и 14-часовая разница во времени между Токио и Портсмутом. Исии успел встретиться с премьер-министром, который сначала усомнился в достоверности сведений. Военный министр предупредил Исии, что тому придется сделать харакири, если информация окажется ложной. Но Исии был уверен в надежности канала связи. Можно предположить, что этот самый канал уже зарекомендовал себя, осведомив Рузвельта о решении японцев смириться с условиями русских. Разумеется, Исии описывает получение этой информации как чистую "случайность" в ходе беседы с "одним другом" "в одной из иностранных миссий в Токио", в которой он "узнал о том, что произошло во время царской аудиенции". Исии настоял, чтобы немедленно были отозваны старые и посланы новые инструкции. Японская делегация отложила очередное заседание, затем, следуя новой инструкции, сделала следующее заявление: "Императорское правительство решило в знак своего миролюбия отказаться от требований на весь Сахалин и делает последнюю уступку, удовлетворяясь южной половиной острова". Из всего видно, что дипломатия Витте, получившего прозвище "графа Полусахалинского", не была удачной. При некоторой твердости Россия не потеряла бы южной части Сахалина.

Что решено в Ялте, Потсдаме и Сан-Франциско?

Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой нынешнего подхода к проблеме Курильской гряды, это решения держав в Ялте, Потсдаме и Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году 51 государством во главе с Соединенными Штатами. В соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин "навечно" возвращались Советскому Союзу. Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР.

В тексте, составленном даже без СССР, говорилось, что "после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем ". Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции - утрату Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N677 от 29 января 1946г. с указанием, что из под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.

СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.". Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США.

Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии - статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. Теперь острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает "особую географическую единицу" - "Южные Курилы" (с заглавной "Ю") - Кунашир и Итуруп. Это, безусловно, географическая "новация", даже Британская энциклопедия недвусмысленно указывает на Кунашир и Итуруп как на "крупнейшие из Курильских островов". Любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие, поскольку Курильская гряда имеет все признаки такой классификации.

Однако полная ясность у США и Японии в отношении того, что в Сан-Францисском договоре Япония отказалась от всех Курильских островов, не вызывает сомнений. Так, книга американского автора Д. Риза "Захват Советами Курильских островов" в японских библиотеках хранится в спецхране - она содержит выдержку из справочника военно-морского флота США, выпущенного в 1943г. на случай военных операций в этом районе. В справочнике перечислены все "Курильские острова" с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. В книге цитируется запись беседы А. Даллеса с Иосидой - тогдашним министром иностранных дел Японии, который спрашивал, нельзя ли представить дело так, чтобы ялтинско-потсдамское решение не распространялось на южные острова Курильской гряды. Даллес ответил, что такое кардинальное изменение предшествующих согласований потребовало бы многолетних споров, что задержит получение Японией полного суверенитета на неопределенное время. Так что Япония осознавала, каких островов она лишается.

Высокопоставленный японский чиновник Нисимура - директор Отдела мирного договора МИД Японии, представляя условия Сан-францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что "понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные". В ответ на упреки националистов, Нисимура ответил в парламенте, что "утрата суверенитета влечет для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории".

Спокойно надо относиться и к Советско-японской декларации от 19 октября 1956г., в которой было прекращено состояние войны, а также заявлено о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан, но после заключения мирного договора. Декларация отличается от договора и является протоколом о намерениях. За это время Япония заключила договор о военном сотрудничестве с США, закрепивший бессрочное пребывание американских вооруженных сил на ее территории. На островах не преминули бы появиться войска третьей стороны - Соединенных Штатов. При всей недальновидности заявления Хрущева, в нем речь идет не о "возвращении", а о "передаче" , то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Несостоятельны и заявления о том, что для нормальных взаимоотношений якобы необходим мирный договор. В международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового. Не было мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне Указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" навеки забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики фантастически разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

В середине декабря состоится визит президента РФ Владимира Путина в Японию. Уже заранее понятно, что главным содержанием встречи, по крайней мере точно для японской стороны, станет вопрос Курильских островов. По итогам Второй мировой войны Южные Курилы, занятые советскими войсками в сентябре 1945 года, были включены в состав СССР. Но вскоре Япония потребовала вернуть ей четыре острова – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи – обратно. На многочисленных переговорах СССР и Япония вроде бы сначала договорились о том, что Японии отходят лишь два более мелких острова. Но договорённость заблокировали США, пригрозив японцам, что если мирный договор с СССР будет подписан, то они не вернут остров Окинава, где находилась их военная база.

Русские и японцы начали практически в одно время осваивать эти земли, заселённые айнами – древнейшим и коренным населением Курил. Япония впервые услышала о «северных территориях» только в XVII веке, примерно тогда же о них рассказали в России русские землепроходцы. Российские источники впервые упоминают Курильские острова в 1646 году, а японские – в 1635-м. При Екатерине II на них были даже установлены знаки с надписью «Земля российского владения».

Позже был подписан ряд межгосударственных договоров (1855, 1875 гг.), регулирующих права на эту территорию – в частности, Симодский трактат. В 1905 году, после русско-японской войны, острова окончательно отошли в состав Японии вместе с Южным Сахалином. В настоящее время и для россиян, и для японцев вопрос Курил является делом принципа.

После распада СССР российское общественное мнение особенно обострённо относится к любой потенциальной потере хоть какого-либо участка территории. Недавняя передача Китаю участка земли не вызвала особого негодования, поскольку Китай устойчиво воспринимается как главный союзник нашей страны, да и эти земли по руслу Амура мало что значили для основной массы россиян. Совсем другое дело – Курилы с их военной базой, закрывающие вход с Тихого океана в Охотское море. Они воспринимаются как восточный аванпост России. По данным проведённого «Левада-центром» в мае опроса общественного мнения, 78% россиян выступают против передачи Японии островов Курильской гряды, а 71% россиян – и против передачи Японии лишь Хабомаи с Шикотаном. На принципиальный вопрос «Что важнее: заключить мирный договор с Японией, получив японские кредиты и технологии, или сохранить два безлюдных небольших острова?» 56% также выбрали второе, а 21% – первое. Так какой же будет судьба дальневосточных островов?

Версия 1

Россия отдаст Японии всю Курильскую гряду

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ провёл уже 14 (!) встреч с Владимиром Путиным. Только в этом году премьер-министр Японии дважды был в России, в Сочи и во Владивостоке, и предложил там план урегулирования территориального вопроса. В случае передачи островов Япония обещает развитие экономического сотрудничества по 30 проектам общей стоимостью в 16 млрд долларов – в сфере энергетики, медицины, сельского хозяйства, в градостроительстве, росте малого и среднего бизнеса. А ещё строительство газопровода в Японию от Сахалина, развитие промышленности Дальнего Востока, культурные контакты и прочее. Плюс гарантирует, что в случае передачи ей Курильских островов там не будет размещён военный контингент из США.

По словам японского премьер-министра, Россия положительно отнеслась к этому плану. Японские кредиты, технологии и т.п. могут стать подходящими переговорными условиями. Тем более что, согласно опросу «Левада-центра», лишь немногим больше половины россиян – 55% – считают, что уровень доверия к Путину снизится, если он решит вернуть Курилы Японии. 9% считают, что его рейтинг повысится, а 23% – что останется на нынешнем уровне.

Версия 2

Россия передаст Японии Хабомаи и Шикотан

В начале ноября в Токио переговоры с руководителями парламента Японии провела председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Их целью явно было желание заранее обозначить российскую позицию. Матвиенко однозначно заявила: «Курильские острова отошли к нам по итогам Второй мировой войны, что зафиксировано в международных документах. И потому суверенитет России над ними не подлежит сомнению. Есть вещи, на которые Россия никогда не пойдёт. Ограничение российского суверенитета над Курильскими островами, а тем более передача их в юрисдикцию Японии – одна из них. Это позиция всего нашего народа, здесь у нас общенациональный консенсус».

С другой стороны, почему бы не предположить, что Матвиенко могла сыграть роль «плохого полицейского» в классической схеме? Дабы японские переговорщики потом были сговорчивее с первым лицом, который вполне может стать «хорошим полицейским» и договориться о выгодных условиях. Ещё в ходе своего первого президентского визита в Японию Путин фактически признал действенность Декларации 1956 года, а в 2001 году было опубликовано российско-японское заявление о признании её юридической силы.

Да и японцы вроде бы готовы к этому. Согласно опросу, проведённому газетой «Майнити симбун», 57% жителей страны не требуют непременного возврата всей Курильской гряды, а удовлетворятся более гибким решением «территориального вопроса».

Версия 3

Все острова Курильской гряды останутся российскими

На прошлой неделе Минобороны объявило о размещении на Южных Курилах береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» – к вящему разочарованию японских властей, ничего такого явно не ожидавших. Едва ли наши военные потащили бы в такую даль новейшие оборонные системы, зная о том, что острова готовят к передаче японцам.

К тому же острова имеют большое стратегическое значение. Пока они принадлежат России, ни одна иностранная подлодка не может войти в Охотское море незамеченной. Если же хотя бы один остров отойдёт Японии, то Россия потеряет контроль над проливами и любой военный корабль сможет без разрешения Москвы попасть в центр Охотского моря.

Но главная гарантия того, что Москва никогда не пойдёт на размен Курил, вовсе не ракетные комплексы. Дело в том, что у Токио имеются территориальные претензии по итогам Второй мировой войны не только к Москве, но и к Сеулу, и, что особенно важно, к Пекину. Потому, даже если предположить немыслимое, что российские власти вознамерятся выполнить задумку Никиты Хрущёва и отдать японцам пару островов ради налаживания отношений, нужно понимать, что негативная реакция китайцев и корейцев на этот шаг последует незамедлительно. Китай в ответ за подобную геополитическую подножку может предъявить России свои территориальные претензии, а основания для этого у чжунго найдутся. И в Москве это хорошо понимают. Так что нынешние политические «хороводы» вокруг Курил к серьёзным последствиям не приведут – скорее всего стороны просто дают друг другу выпустить пар.

Южные Курильские острова являются камнем преткновения в отношениях России и Японии. Спор о принадлежности островов мешает нашим странам-соседям заключить мирный договор, который был нарушен во время Второй мировой войны, отрицательно влияют на экономические связи России и Японии, способствуют постоянно сохраняющемуся состоянию недоверия, даже враждебности русского и японского народов

Курильские острова

Курильские острова расположены между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо. Острова протянулись на 1200 км. с севера на юг и отделяют Охотское море от Тихого океана, общая площадь островов около 15 тысяч кв. км. Всего в состав Курильских островов входят 56 островов и скал, но островов площадью более одного километра 31. Крупнейшими в Курильской гряде являются Уруп (1450 кв. км), Итуруп (3318,8), Парамушир (2053), Кунашир (1495), Симушир (353), Шумшу (388), Онекотан (425), Шикотан (264). Все Курильские острова принадлежат России. Япония оспаривает принадлежность только островов Кунашир Итуруп Шикотан и гряды Хабомаи. Государственная граница России проходит между японским островом Хоккайдо и курильским островом Кунашир

Спорные острова — Кунашир, Шикотан, Итуруп, Хабомаи

Вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина от 7 до 27 км. Остров гористый, самая высокая точка — вулкан Стокап (1634 м). всего на Итурупе насчитывается 20 вулканов. Остров покрыт хвойными и широколиственными лесами. Единственный город — Курильск с населением чуть более 1600 человек, а общая численность населения Итурупа — примерно 6000

Вытянут с северо-востока на юго-запад на 27 км. Ширина от 5 до 13 км. Остров холмистый. Высшая точка — гора Шикотан (412 м.). Действующих вулканов нет. Растительность — луга, широколиственные леса, заросли бамбука. На острове два крупных населенных пункта — поселки Малокурильское (около 1800 человек) и Крабозаводское (менее тысячи). Всего на Шикотане жувут примерно 2800 человек

Остров Кунашир

Вытянут с северо-востока на юго-запад на 123 км, ширина от 7 до 30 км. Остров — горный. Максимальная высота — вулкан Тятя (1819 м.). Хвойные и широколиственные леса занимают около 70% площади острова. Имеется государственный природный заповедник «Курильский». Административный центр острова — поселок Южно-Курильск, который населяют чуть более 7000 человек. Всего же на Кунашире живут 8000

Хабомаи

Группа небольших островков и скал, вытянутая в линию параллельно Большой Курильской гряде. Всего в архипелаг Хабомаи входят шесть островов, семь скал, одна банка, четыре небольших архипелага — острова Лисьи, Шишки, Осколки, Дёмина. Крупнейшие острова архипелага Хабомаи остров Зеленый — 58 кв. км. и остров Полонского 11,5 кв. км. Общая площадь Хабомаи — 100 кв. км. Острова равнинны. Населения, городов, поселков нет

История открытия Курильских островов

- В октябре-ноябре 1648 года первым из русских прошел Первым Курильским проливом, то есть проливом, отделяющим самый северный остров Курильской гряды Шумшу от южной оконечночти Камчатки, коч под командой приказчика московского купца Усова Федота Алексеевича Попова. Не исключено что люди Попова даже высаживались на Шумшу.
- Первыми европейцами, побывавшими на островах Курильской гряды, были голландцы. Вышедшие 3 февраля 1643 года из Батавии в направлении Японии два корабля «Кастрикум» и «Брескенс» под общей командой Мартина де Фриза 13 июня приблизились к Малой Курильской гряде. Голландцы видели берега Итурупа, Шикотана, обнаружили пролив между островами Итуруп и Кунашир.
- В 1711 году казаки Анциферов и Козыревский побывали на Северных Курильских островах Шумше и Парамушире и даже неудачно пытались содрать дань с местного населения — айнов.
- В 1721 году по указу Петра Первого к Курилам была направлена экспедиция Еврееинова и лужина, которые исследовали и нанесли на карту 14 островов центральной части Курильской гряды.
- Летом 1739 года острова Южной Курильской гряды обогнул русский корабль под командой М. Шпанберга. Шпанберг нанес на карту, хотя и неточно всю гряду курильских островов от Камчатского носа до Хоккайдо.

На Курильских островах жили аборигены — айны. Айны — первое население Японских островов — постепенно было вытесено пришельцами из Центральной Азии на север на остров Хоккайдо и далее на Курилы. С октября 1946 года по май 1948 десятки тысяч айнов и японцев были вывезены с Курильских островов и Сахалина на остров Хоккайдо

Проблема Курильских островов. Кратко

- 1855, 7 февраля (новый стиль) — в японском порте Симода подписан первый дипломатический документ в отношениях России и Японии, так называемый Симондский трактат. Со стороны России его завизировал вице-адмирал Е. В. Путятин, от лица Японии — уполномоченный Тосиакира Кавадзи.

Статья 2: «Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается острова Крафто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени»

- 1875, 7 мая — в Петербурге заключен новый Российско-Японский договор «Об обмене территориями». От лица России его подписал министр иностранных дел А. Горчаков, от лица Японии — адмирал Эномото Такэаки.

Статья 1. «Его Величество Император Японский … уступает Его Величеству Императору Всероссийскому часть территории острова Сахалина (Крафто), которою он ныне владеет.. так что отныне означенный остров Сахалин (Крафто) весь вполне будет принадлежать Российской Империи и пограничная черта между Империями Российскою и Японскою будет проходить в этих водах через Лаперузов пролив»

Статья 2. «В замен уступки России прав на остров Сахалин Его Величество Император Всероссийский уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими. … Эта группа заключает в себе… восемнадцать островов 1) Шумшу 2) Алаид 3) Парамушир 4) Маканруши 5) Онекотан, 6) Харимкотан, 7) Экарма, 8) Шиашкотан, 9) Мус-сир, 10) Райкоке, 11) Матуа, 12) Растуа, 13) островки Среднева и Ушисир, 14) Кетой, 15) Симусир, 16) Бротон, 17) островки Черпой и Брат Черпоев и 18) Уруп, так что пограничная черта между Империями Российскою и Японскою в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу»

- 1895, 28 мая — в Петербурге подписан Договор между Россией и Японией о торговле и мореплавании. Со стороны России его подписали министр иностранных дел А. Лобанов-Ростовский и министр финансов С. Витте, со стороны Японии — полномочный посланник при Российском дворе Ниси Токудзиро. Договор состоял из 20 статей.

Статья 18 гласила, что договор заменяет все предыдущие русско-японские договоры, соглашения и конвенции

- 1905, 5 сентября — в Портсмуте (США) заключен Портсмутский мирный договор, завершивший . От лица России его подписали председатель Комитета министров С. Витте и посол в США Р. Розен, со стороны Японии - министр иностранных дел Д. Комура и посланник в США К. Такахира.

Статья IX: «Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова…. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории»

- 1907, 30 июля — в Петербурге подписано Соглашение между Японией и Россией, состоящее из гласной конвенции и секретного договора. В конвенции говорилось, что стороны обязывались уважать территориальную целостность обеих стран и все права, вытекающие из существующих между ними договоров. Соглашение подписали министр иностранных дел А. Извольский и посол Японии в России И. Мотоно
- 1916, 3 июля — в Петрограде Петрограде устанавливал русско-японский союз. Состоял из гласной и секретной частей. В секретной в том числе подтверждались прежние русско-японские соглашения. Документы подписали министр иностранных дел С. Сазонов и И. Мотоно
- 1925, 20 января — в Пекине подписаны советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений, … декларация Советского правительства…. Документы завизировали Л. Карахан со стороны СССР и К. Иосидзава со стороны Японии

Конвенция.
Статья II: «Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остается в полной силе. Условлено, что договоры, конвенции и соглашения, кроме сказанного Портсмутского договора, заключенные между Японией и Россией до 7 ноября 1917 года, будут пересмотрены на конференции, которая должна состояться впоследствии между Правительствами Договаривающихся Сторон, и что они могут быть изменены или отменены, как того потребуют изменившиеся обстоятельства»
В декларации подчеркивалось, что правительство СССР не разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение Портсмутского мирного договора: «Уполномоченный Союза Советских Социалистических Республик имеет честь заявить, что признание его Правительством действительности Портсмутского договора от 5 сентября 1905 г. никоим образом не означает, что Правительство Союза разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение названного договора»

- 1941, 13 апреля — Пакт о нейтралитете между Японией и СССР. Пакт подписали министры иностранных дел Молотов и Ёсукэ Мацуока
Статья 2 «В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта».
- 1945, 11 февраля — на Ялтинской конференции Сталина Рузвельта и Черчилля подписано соглашение по вопросам Дальнего Востока.

«2. Возвращения принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов,…
3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов»

- 1945, 5 апреля — Молотов принял посла Японии в СССР Наотакэ Сато и сделал ему заявление о том, что в условиях, когда Япония воюет с Англией и США, союзниками СССР, пакт теряет смысл и продление его становится невозможным
- 1945, 9 августа — СССР объявил войну Японии
- 1946, 29 января — Меморандум главнокомандующего союзными войсками на Дальнем Востоке американского генерала Д. Макартура правительству Японии определял, что южная часть Сахалина и все Курильские острова, включая Малую Курильскую гряду (группа островов Хабомаи и остров Шикотан), выводятся из-под суверенитета японского государства
- 1946, 2 февраля — Указом Президиума Верховного Совета СССР в соответствии с положениями Ялтинского соглашения и Потсдамской декларации на возвращенных российских территориях создавалась Южно-Сахалинская (ныне Сахалинская) область РСФСР

Возвращение в состав российской территории Южного Сахалина и Курильских островов позволило обеспечить выход в Тихий океан кораблей Военно-Морского флота СССР, обрести вынесенный далеко за континент новый рубеж передового развертывания дальневосточной группировки сухопутных сил и военной авиации Советского Союза, а ныне Российской Федерации

- 1951, 8 сентября — Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, по которому отказалась «от всех прав …на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин…, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». СССР отказался подписывать этот договор, так как по мнению министра Громыко в тексте договора не был закреплен суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами.

Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам

- 1956, 19 августа — в Москве СССР и Япония подписали декларацию, прекращающую состояние войны между ними. По ней(в том числе) остров Шикотан и гряда Хабомаи должны были быть переданы Японии после подписания мирного договора между СССР и Японией. Однако вскоре Япония под давлением США отказалась от подписания мирного договора, так как США пригрозили, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращён архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Статьи 3 Сан-Францисского мирного договора тогда находился под управлением США

«Президент России В. В. Путин неоднократно подтверждал, что Россия как государство - продолжатель СССР привержена этому документу…. Ясно, что если дело дойдет до реализации Декларации 1956 г., придется согласовывать очень много деталей… Однако неизменным остается последовательность, которая в этой Декларации изложена… первым шагом перед всем остальным является подписание и вступление в силу мирного договора » (министр иностранных дел России С. Лавров)

- 1960, 19 января — Япония и США подписали «Договор о взаимодействии и безопасности»
- 1960, 27 января — правительство СССР заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР, оно отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками
- 2011, ноябрь — Лавров: «Курилы были, есть и будут нашей территорией в соответствии с теми решениями, которые были приняты по итогам Второй мировой войны»

Итуруп, самый крупный из островов Южных Курил, ставший нашим 70 лет назад. При японцах здесь жили десятки тысяч людей, жизнь кипела в деревнях и на рынках, имелась крупная военная база откуда японская эскадра уходила громить Перл-Харбор. Что мы своего за минувшие годы тут построили? Недавно вот - аэропорт. Еще появилась пара магазинов и гостиниц. А в главном населенном пункте - городе Курильске с населением чуть больше полутора тысяч человек - уложили диковинную достопримечательность: пару сотен метров (!) асфальта. Но в магазине продавец предупреждает покупателя: «Продукт почти просроченный. Берете?» И слышит в ответ: «Да знаю я. Конечно, беру». А как не брать, если своего продовольствия (за исключением рыбы и того, что огород дает) в достатке нет, а подвоза в ближайшие дни не будет, точнее, неизвестно, когда будет. Здешние люди любят повторять: у нас тут водятся 3 тысячи человек и 8 тысяч медведей. Людей побольше, конечно, если посчитать еще военных и пограничников, а медведей никто и не считал - может, и их больше. С юга на север острова надо добираться по суровой грунтовой дороге через перевал, где каждую машину караулят голодные лисицы, а придорожные лопухи - размером с человека, ими укрываться можно. Красоты, конечно: вулканы, лощины, источники. Но безопасно ездить по здешним грунтовым тропам можно только днем и когда
тумана нет. А в редких населенных пунктах на улицах пусто уже после девяти вечера - комендантский час по факту. Простого вопроса - почему японцы тут ладно жили, а у нас только выселки получаются? - у большинства обитателей просто не возникает. Живем - землю стережем.
(«Вахтовый суверенитет». «Огонёк» №25 (5423), 27 июня 2016 года)

Однажды какого-то крупного советского деятеля спросили: «Почему вы не отдаете Японии эти острова. У неё такая маленькая территория, а у вас такая большая? — Потому и большая, что не отдаем» — ответил деятель