Опорно-двигательный аппарат у детей. Особенности строения опорно-двигательной системы у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани (см. Рис.50). У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3-4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Рис.50.Костный скелет ребенка

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органичес-ких веществ и меньшее - минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у детей происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости, в определенных местах образуются роднички (см. Рис. 51):

1) большой - между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2) малый - между затылочными и теменными костями;

3) боковые - по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Рис.51. Череп и роднички у ребенка: большой, малый и боковые

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений развиваются и изгибы позвоночника (см. Рис. 52):

1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2) грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

3) поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6-7 лет, поясничный лордоз - в школьном возрасте. В возрасте 5-6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет - ниже уровня гребешков подвздошных костей.


Рис.52. Физиологические изгибы позвоночника ребенка (вид сбоку)

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму: широкая, ребра расположены горизонтально (см. Рис.53). Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Рис.53. Грудная клетка новорожденного

Особенности трубчатых костей ребенка

Кости конечностей новорожденного отличаются эластичностью, относительно малым содержанием минеральных солей, высоким содержанием воды и хорошей васкуляризацией. Костномозговая полость длинных трубчатых костей почти отсутствует и ее формирование происходит постепенно в процессе роста ребенка. Вплоть до окончания роста тела ребенка между диафизом и эпифизом кости располагается прослойка росткового хряща, так называемая метаэпифизарная зона. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает рост трубчатых костей.

Рост трубчатых костей в длину при наличии двух ростковых зон происходит неравномерно с обоих концов. Так, плечевая, лучевая и локтевая кости в основном растут за счет проксимального эпифиза, при этом лучевая кость растет интенсивнее локтевой. Рост костей нижней конечности наиболее интенсивно происходит в области концов, образующих коленный сустав: бедренной кости - преимущественно за счет дистального, большеберцовой и малоберцовой - преимущественно за счет проксимального эпифиза. При этом малоберцовая кость в своем развитии значительно опережает большеберцовую.

Надкостница представлена относительно толстым, хорошо кровоснабженным и прочным образованием, чем обусловлена возможность у детей первых лет жизни поднадкостничных переломов костей (переломы по типу «зеленой ветви»).

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей раннего возраста относительно малы. Форма таза напоминает воронку. Наиболее интенсивно кости таза растут в течение первых 6 лет, а у девочек, кроме того, в пубертатном периоде. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, под воздействием мышц и влиянием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

До 12-14 лет тазовая кость состоит из 3 отдельных соединённых хрящом костей (см. Рис.54), сращённые тела которых образуют вертлужную впадину. Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её. Суставная капсула тонкая, седалищно-бедренная связка не сформирована. Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.

Рис. 54. Кости таза

Зубы . Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. Рис.55). Как правило, при рождении у ребенка зубов нет, хотя бывают редкие исключения. Прорезывание зубов у малышей начинается только с 6 - 8 месяцев. К 8 - 12 месяцам ваше чадо становится обладателем еще и боковых резцов. Первые премоляры (задние зубы) прорезаются к полутора годам, а к 10 - 16 месяцам появляются клыки. Клыки прорезываются в 16 – 20 месяцев.

Вторые премоляры появляются 22-26 месяцев.

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5-6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

Рис.55. Молочные зубы Рис.56. Постоянные зубы

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые постоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17- 20 лет (см. Рис.56).

Существует формула прорезывания зубов:

где n - возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника - сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последователь-ности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

9.1. Особенности развития мышечной системы ребенка

До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20- 25 % массы тела, к 8 годам - 27 %, к 15 годам – 15- 44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим (Рис.57,58), в более старшем возрасте- занятия спортом.

Рис.57. Массаж ребенка грудного возраста

Рис.58. Двигательная активность ребенка первого года жизни

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волокна увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17-18 лет. Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5-6 лет развиваются двигательные умения, после 6-7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8-9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10-12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема. При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегето-сосудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7-8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 12 лет - бокс, велосипед.

В 13 лет - тяжелая атлетика.

В 14 лет - стендовая стрельба.

9.2 . Формирование правильной осанки

Гигиена опорно-двигательного аппарата

Известно, что для хорошего физического развития и крепкого здоровья необходимо формирование правильной осанки. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она обеспечивает правильное положение внутренних органов и нормальную деятельность всего организма, особенно сердца и легких. Осанка - привычное положение тела в покое и движении. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночного столба, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. При характеристике осанки необходимо учитывать возраст ребенка, так как в процессе развития и в связи с расширением возможностей опорно-двигательной системы, управляемой ЦНС, происходят возрастные изменения осанки. Формирование начинается с первых месяцев жизни ребенка.

Осанка подразделяется на правильную, или нормальную, и неправильную.

Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма.
У детей дошкольного возраста правильную осанку характеризуют следующие признаки: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 -2 см, угол наклона таза невелик. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей дошкольного возраста в пределах 3-4 см.(см. Рис.59).

Рис.59. Определение осанки у детей

Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею (см. Рис.60).

Рис. 60. Правильная посадка школьников

Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед. Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении туловища, ребенок должен стремиться опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, следовательно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, появлению сутулости и близорукости.
Прямая посадка более устойчива и менее утомительна, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться.
Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц (см. Рис. 61). Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье, глубина которого должна быть не менее 2/3 длины бедра сидящего, а ширина превышать ширину таза на 10 см. Опираться необходимо ногами о пол, спиной - о спинку стула, предплечьями - на крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола. Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной выемки, прибавляя 5-10 мм на высоту каблука).

Рис. 61. Положение тела ребенка при сидении в зависимости от дифференциации:

1. дифференциация достаточная; 2-дифференциация малая;

3- дифференциация большая

Это важно для того, чтобы при посадке можно было опираться ногами о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом. Если сиденье излишне высокое, положение тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол. При слишком низком сиденье ребенку придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной ямке, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференция ) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференции , работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой - сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет.

Во время занятий надо опираться спиной о спинку стула, хорошо видеть предметы (см.Рис.62). Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция ) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

Рис.62. Дистанция сидения

неправильно правильно

Воспитатели во время занятий должны следить за посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильной посадки за столом можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Непродолжительное отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны становиться привычными, так как это вызывает нарушение осанки. Некоторые части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели.

9.3. Нарушение осанки
Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки (см. Рис.). Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Нарушение осанки и деформации позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей: головы, туловища, таза и конечностей анфас и в профиль (см. Рис.63).

Рис.63. Нормальная осанка и её нарушения

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины, при этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены впереди, живот несколько выпячен.
При кифотической осанке все перечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Чрезмерное искривление грудного отдела позвоночника сзади вызывает компенсаторное развитие поясничного лордоза и уплощение грудной клетки.
Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.
Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы - сколиозу (см. Рис.64). Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки.
Рис.64 Сколиоз

Дети дошкольного возраста не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели долго на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками.

Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке.

Не следует разрешать им долго стоять с опорой на одну ногу. В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.
В настоящее время при проведении медицинского контроля над здоровьем дошкольников (скрининг-тесты) оценку осанки и выявление сколиоза проводят с помощью тестовой карты, включающей 10 вопросов. В зависимости от ответов осанку оценивают по трем градациям: нормальная осанка, незначительные нарушения осанки, выраженные нарушения осанки.

9.4. Плоскостопие и его профилактика
Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод (см. Рис.65). Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

У детей до 4-4,5 года на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стоны невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения 2 пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стоны), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию.

Рис.65. Форма стопы:

1 – полая; 2 – нормальная; 3 – Уплощенная; 4 – плоская

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, динамические возможности стопы значительно снижаются, так как объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра.

Вследствие нарушения амортизационной функции стопы дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.
При внешнем осмотре стопы обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также пронирование стопы с отходом пяток кнаружи (см. Рис.65). На стопе можно увидеть так называемые натоптыши, напоминающие мозоли.
Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода - плантографии . Плоскостопие редко бывает врожденным.

Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега могут наблюдаться головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.
При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.
Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь отвечала всем гигеническим требованиям.

Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10-20 мин в зависимости от возраста ребенка.
Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.
При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы, которые должен подбирать только врач-ортопед.


Похожая информация.


Состояние опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы, связки) имеет большое значение в развитии ребенка. С момента рождения по мере роста и развития, опорно-двигательный аппарат претерпевает значительные изменения.

Кости , помимо опорной функции, также выполняют функцию защиты внутренних органов от разного рода неблагоприятного влияния внешней среды (травм). У детей младшего возраста костная ткань содержит мало солей, она эластичная и мягкая. Процесс окостенения происходит в разные периоды развития. Особенно интенсивное перестроение костной ткани и изменений в скелете происходит в период, когда ребенок начинает ходить.

Позвоночник у меленьких детей почти полностью состоит их хрящевой ткани и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает сидеть (в возрасте 6-7 месяцев), появляется изгиб в грудном отделе позвоночника (выпуклостью назад). Когда ребенок начинает ходить, в поясничном отделе образуется кривизна выпуклостью вперед. В возрасте 3-4 лет позвоночник ребенка принимает форму, характерную для взрослого человека. При этом кости и связки позвоночника еще довольно эластичны, поэтому в положении лежа изгибы выравниваются. К 7-летнему возрасту устанавливается постоянство кривизны в грудном и шейном отделе позвоночника, а к 12 годам - в поясничной области. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается, как правило, после 20 лет.

Грудная клетка у новорожденного имеет кругло-цилиндрическую форму, поперечный и передне-задний диаметры грудной клетки практически одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к форме взрослого человека. У детей раннего возраста ребра имеют горизонтальное направление, что ограничивает движение (экскурсию) грудной клетки при дыхании. Примерно в 6-7 лет эти особенности проходят.

Кости ног и рук в процессе развития и роста сильно меняются. До 7-летнего возраста происходит интенсивное окостенение. Например, у детей ядра окостенения в бедренной кости появляются в разные сроки на разных участках (в фалангах стопы на 3-м году жизни, в эпифизах голени - на 3-6 году жизни; в надмыщелках - на3-8 году жизни; в эпифизах - в период внутриутробного развития).

Кости таза у новорожденных состоят из отдельных частей: подвздошной, седалищной, лобковой. Их сращивание начинается примерно в 5-6 лет.

То есть, костная система ребенка до 7 лет отличается незавершенностью формирования костной ткани, что требует тщательного отношения в вопросе предупреждения разного рода травм.

Мышечная ткань у детей раннего и дошкольного возраста пребывает в состоянии морфологического роста, дифференцировки и функционального совершенствования. Когда ребенок начинает прямо стоять и ходить, начинается усиленное развитие мускулатуры нижних конечностей и таза. Мышцы рук интенсивно развиваются в возрасте 6-7 лет, после структурного оформления основы, а также под влиянием деятельности мышц кисти в результате деятельности ребенка.

Правильная организация гигиенических условий, физического воспитания и питания способствуют полноценному развитию костно-мышечной системы и формированию двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста.

Помимо гиподинамии на функционирование организма детей и подростков может оказывать влияние и чрезмерная двигательная активность. Чаще всего она обусловлена чрезмерными физическими или спортивными нагрузками (тренировками, соревнованиями и др.) на фоне большого эмоционального напряжения. Комплекс этих факторов может спровоцировать ряд неблагоприятных изменений в строении и работе опорно-двигательного аппарата: растяжение связок, деформацию межпозвонковых дисков, изменения в суставах и связанные с этим нарушения функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, а также ослабление иммунитета и существенное снижение сопротивляемости организма различным инфекциям.

В ходе развития у детей и подростков могут наблюдаться различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Привычное положение тела человека во время ходьбы, в положениях стоя и сидя в процессе работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке оптимально функционируют системы органов движения, правильно размещены внутренние органы и расположен центр тяжести.

Целый ряд причин, таких как нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки, приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения.

Искривления позвоночника возникают в период роста костей. При отсутствии своевременного внимания дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют.

Нарушению осанки способствуют и усвоенные вредные привычки: сидеть, горбясь (кифоз) или горбясь и искривляя позвоночник в бок (кифосколиоз) в поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу; ходить с наклоненной вниз головой и т.д.

Нарушениям осанки и искривлению позвоночника может способствовать также неправильная организация ночного сна.

Общеукрепляющими организм оздоровительными мерами являются: рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, полноценное питание и закаливание.

Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, чаще обеих, называется плоскостопием. Это довольно распространенное нарушение опорнодвигательного аппарата. Оно сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже - врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно, если нагрузка на связки, мышцы и кости не соответствует гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, переноска чрезмерных для возраста тяжестей, ношение обуви без каблука). Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие сопровождает заболевания нервной системы, чаще всего это следствие детского паралича.

Профилактировать плоскостопие можно, если воспитать у ребенка правильную походку. Носки при ходьбе и в положении стоя должны смотреть прямо вперед, нагрузка должна приходиться на пятку, I и V пальцы, а внутренний свод не должен опускаться.

Рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают подвижные игры (волейбол, футбол и др.).

Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям.

Задания для самопроверки

  • 1. Перечислите факторы, определяющие работоспособность мышц.
  • 2. Охарактеризуйте механизм развития утомления.
  • 3. Поясните опасность гиподинамии.
  • 4. Охарактеризуйте нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактику.

Скелет новорожденного состоит из костной и хрящевой ткани. Костная ткань формируется постепенно и постепенно заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребенка окостенелыми являются лиш диафизы длинных трубчатых костей.

Позвоночник на 39% состоит из хрящевой ткани. У детей в костной ткани органические элементы преобладают над неорганическими (соли кальция и фосфора), чем обусловлена большая эластичность скелета и легкое возникновение деформаций при его длительном напряжении и неправильном положении тела.

В первые годы жизни идет интенсивное окостенение и рост скелета. Начало и окончание окостенения отдельных частей скелета происходят в разные сроки, однако для каждой кости они примерно постоянны. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом. На 14-15 году в хрящях рентгенологически можно выявить новые точки окостенения, и только к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудины происходит в 15-16 лет, верхние отрезки срастаются к 20-25 годам. Поэтому вполне обьяснимо, что при неправильных положениях тела и длительном напряжении возможны разнообразные искривления позвоночника. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливаются только к 7 годам, до этого возраста в положении лежа жэити изгибы сглаживаются. Поясничная кривизна устанавливается лишь в 17-18 лет. Сращение костей таза в единое тазовое кольцо происходит к 17 годам. В следствии этого при прыжках с высоты или ношении обуви на высоком каблуке у девочек могут происходить смещения и деформации тазовых костей.

Кости запястья у новорожденного лишь намечены, и развиваясь постепенно, становятся ясно видимы на рентгенограмме только к 7 годам. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. В связи с этим нельзя перегружать детей, особенно первого года обучения, письменной работой.

С костной системой связано развитие мышечной системы. Прежде всего развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, к 6-7 годам они уже хорошо развиты. Мелкие мышцы развиваются гораздо медленнее и к этому же возрасту еще не развиты. В связи с этим дети младшего возраста в значительной степени овладевают основными видами естественных движений, но движения с точой координацией даются им с трудом. С нарастанием мышечной массы повышается работоспособность организма, совершенствуется координация движений, которая связана преимущественно с тренировкой анализаторов и ЦНС.

Особое значение уделяется осанке. Осанкой называют привычную позу в спокойном состоянии при ходьбе и положении стоя. Она зависит от состояния позвоночника и мускулатуры, окружающей позвоночный столб и тазовый пояс. При нормальной осанке условная вертикальная ось проходит по линии, соединяющей середину темени и стопы; плечи отведены несколько назад, лопатки прижаты к грудной клетке, живот слегка выдается вперед. Такую нормальную осанку ребенок имеет уже к семилетнему возрасту. Осанка обусловлена наследственно, но ведущую роль в ее формировании играют условия внешней среды.

Еще по теме Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.:

  1. Реферат. Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков0000, 0000
  2. Глава 19. Двигательная реабилитация спортсменов после оперативных вмешательств на отдельных звеньях опорно-двигательного аппарата (М.Ф. Цыкунов, К.М. Шубин, О.И. Золина, В.С. Харенков)
  3. 6.1. КОСТНО-СУСТАВНОЙ аппарат. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.

Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.

Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.

Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.

Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.

Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет. Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.

Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.

Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.