Определение постоянных и непостоянных признаков глагола. Постоянные и непостоянные признаки глагола

Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

Основные признаки имени существительного.

· Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

· Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода – самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

· По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

2. Имена собственные имеют только одну форму числа.

3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.

4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».

5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».

· По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе):В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.

Ср.: мать - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб - здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца - нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - здесь есть труп ).

· По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы:человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В русском языке

· два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );



· шесть падежей (по школьной программе).

Как определить падеж имён существительных (и других именных частей речи)?

· Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?)о маме , нет (чего?) дождя .

· Затем надо, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), посмотреть, какому падежу соответствует заданный вопрос: думаю (о ком? )о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.

Примечания:

· Каждому падежу соответствуют два вопроса (первый - для одушевлённых существительных, второй - для неодушевлённых).

· Названия падежей и падежные вопросы следует заучить, поскольку умение определять падеж - одно из важнейших базовых умений для изучающих русский язык.

Как определить склонение имён существительных?

Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е.существует семь типов склонения существительных :

-1-е склонение Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я (весна , земля , линия , дядя , владыка , грязнуля);

-2-е склонение Существительное мужского рода с нулевым окончанием

(домО , крайО , мячО , планетарийО);

Все существительные с окончаниями -о, -е(окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерье - м.р.);

-3-е склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (матьО , дочьО , ночьО , степьО);

-Разносклоняемые существительные (имеют окончания разных склонений)

Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

существительные путь, дитя(время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дит);

-Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так называемые субстантивированные существительные) Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

(рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое);

-Несколько существительных, склоняющихся по местоимённому типу Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую либо склоняющиеся, как местоимения (ничья, кабельтов (единица измерения);

Неизменяемые существительные Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту) (ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.);пальто, кофе, радио, кино)

· Чтобы определить склонение имени существительного, его надо поставить вначальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и определить, к какому типу склонения из семи вышеназванных это существительное относится.

· Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения:сани, брюки, ножницы .

Примечания:

· Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

· Большинство существительных распределяются по первым трём типам склонения.

· Типы склонения следует заучить, поскольку умение определять склонение - одно из базовых умений для изучающих русский язык.

Образцы склонения имён существительных

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Имя существительное представляет собой знаменательную, самостоятельную часть речи. Напомним, что оно обозначает предмет. То есть к этой части речи принадлежат слова, которые отвечают на вопросы "что?" или "кто?". имени существительного - это склонение, число, падеж, род, одушевленность, а также деление на собственные и нарицательные.

Морфологические признаки и синтаксическая роль существительных

Рассмотрим теперь эту часть речи более подробно. Морфологические признаки имени существительного делятся на две группы: постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые). Рассмотрим их сначала вкратце, а затем более подробно расскажем о первых. Постоянные признаки имени существительного - это деление на собственные/нарицательные, неодушевленные/одушевленные. К ним же относятся тип склонения и род. Непостоянные признаки имени существительного - падеж и число.

В предложении эта часть речи может играть любую Однако чаще всего существительные выступают в качестве дополнения или подлежащего. Как вводные слова или обращения они не являются членами предложения.

Изменяемые и неизменяемые признаки

У этой части речи, как мы уже упоминали, есть собственные морфологические признаки - неизменяемые и изменяемые. Постоянные признаки имени существительного - это неизменяемые. Они относятся в целом ко всему слову. Изменяемые же - лишь к отдельным его формам. Например, существительное "Наталья" является собственным, одушевленным, 1 скл., ж.р. Его можно поставить в любую форму, но эти признаки сохраняться будут обязательно. "Наталья" может быть в единственном и множественном числе (признак множественного числа имени существительного - соответствующее окончание), а также в различных падежах. Можно привести и другие примеры. То есть падеж и число - непостоянные признаки имен существительных. Следует различать их и не путать при анализе. И постоянные, и непостоянные объединяются тем, что это морфологические признаки существительного.

Собственные/нарицательные существительные

Данное разделение составлено на основе особенностей значения. Собственные имена называют конкретный, отдельный предмет, нарицательные - однородные предметы, то есть любой из определенного ряда. Сравните, например, такие существительные:

- репка, сказка, река, страна, озеро, ребенок (нарицательные);

- "Репка", Байкал, Волга, Россия, Алексей (собственные).

Разнообразны нарицательные существительные. Они включаются в следующие разряды по значению:

Абстрактные (иными словами, отвлеченные): чудо, счастье, страх, радость, удивление;

Конкретные: удочка, тетрадь, мышь, документ, компьютер, стол;

Собирательные: зритель, дворянство, листва, молодежь ;

Вещественные: кофе, молоко, кислород, вода, золото, железо .

К именам собственным относятся различные имена людей, а также географические названия, клички животных, названия произведений искусства, литературы и др. Примеры: "Колобок", "Подросток", Урал, Обь, Жучка, Сашенька, Сашка, Александр и т.п.

Неодушевленность/одушевленность

Продолжим рассматривать постоянные признаки имени существительного. Это, как мы уже упоминали, неодушевленность/одушевленность. Имена существительные, являющиеся одушевленными, называют предметы живые, а неодушевленные - неживые.

Примеры первых: муравей, собака, ребенок, отец, мать. Неодушевленные - это смех, восторг, игрушка, программа, сирень, война, океан, апельсин.

Важно для морфологии следующее:

Во множественном числе форма одушевленных существительных совпадает с формой родительного. Пример: Я увидела возле школы знакомых мальчиков и девочек (В.п.=Р.п.). У неодушевленных же существительных форма винительного падежа соответствует форме именительного. Пример: Я люблю фильмы и книги (В.п.=И.п.).

В единственном числе у одушевленных существительных, принадлежащих к мужскому роду, форма винительного совпадает с формой родительного падежа. Пример: В комнате несколько мужчин (В.п.=Р.п.). А у неодушевленных существительных мужского рода форма винительного падежа соответствует форме именительного. Пример: Мама испекла пирог (В.п.=И.п.).

У всех остальных слов, принадлежащих к данной части речи, различаются формы именительного, родительного и винительного падежей. Признак неодушевленности/одушевленности, таким образом, определить можно не только по значению, но также и по набору соответствующих окончаний у данного слова.

средний, женский, мужской

Имена существительные имеют род. Он у них является постоянным морфологическим признаком. Данная часть речи по родам не изменяется. Существуют три рода в русском языке: средний, женский и мужской. У них различаются наборы окончаний. Род у одушевленных существительных определяется в большинстве своем половой принадлежностью, так как слова обозначают лиц мужского и женского пола. Примеры: юноша - девушка, мужчина - женщина, муж - жена, брат - сестра, отец - мать и др. То есть соотносится с полом грамматический признак.

Принадлежность же к определенному роду у неодушевленных существительных не мотивируется. Такие слова, как пруд, озеро, река, море, океан являются представителями разных родов. Эту принадлежность нельзя определить по значению данных слов.

Окончания являются морфологическим показателем того или иного рода.

Существительные общего рода

Немногочисленная группа существительных является весьма необычной. Интересны эти слова тем, что они могут обозначать как лиц женского пола, так и мужского. Например, это такие, как сорвиголова, копуша, растяпа, злюка, неряха, задира, невежда, невежа, плакса, жадина, соня, обжора, умница. У подобных слов форма совпадает со словами, обозначающими женский род. У них одинаковый набор окончаний. Но синтаксическая сочетаемость отличается.

Например, можно сказать по-русски: "Он умница! " и "Она такая умница! ". Таким образом, пол мы узнаем у одушевленного лица по форме употребленного в тексте местоимения (в нашем случае) или же глагола в прошедшем времени, или прилагательного. Пример с глаголом: "Соня уже проснулась " и "Соня уже проснулся ". Такие существительные имеют особое название - они относятся к существительным общего рода.

Следует заметить, что к ним не принадлежат слова, которые обозначают профессии. Вы уже, возможно, знаете о том, что многие из подобных существительных являются словами мужского рода. Примеры: филолог, геолог, экономист, инженер, водитель, врач. Однако они могут обозначать не только лиц мужского пола, но и женского. Примеры: "Мой отец - врач ", "Моя мама - врач ". Даже в том случае, если такое слово относится к представителю женского пола, глаголы в прошедшем времени и прилагательные могут быть употреблены в обоих родах. Примеры: "Доктор пришла " и "Доктор пришел ".

Как можно определить у неизменяемых слов род?

Существуют также неизменяемые существительные. Их особенность состоит в том, что они являются заимствованными. В русском языке у подобных слов имеется род. Но как его можно определить? Сделать это на самом деле несложно, если понять, что означает соответствующее слово. Рассмотрим примеры.

Мадам - месьё - у обозначающих одушевленное лицо слов род соответствует полу.

Шимпанзе, кенгуру - слова, которые называют животных, имеют мужской род.

Сухуми, Тбилиси - названия городов являются существительными мужского рода.

Зимбабве, Конго - названия государств - это средний род.

Янцзы, Миссисипи - обозначение рек - женский.

Кашне, пальто - неодушевленные предметы, в основном они среднего рода.

Склонение существительных: общая характеристика

Имена существительные имеют склонение. Оно представляет собой особый тип, по которому изменяются слова. Существительные изменяются по падежам и числам. В зависимости от наличия соответствующих форм в словах в разных падежах и числах они принадлежат к одному из склонений. Всего их три - первое, второе и третье. К одному из них относится подавляющее большинство существительных в русском языке. Склонение - неизменяемый, постоянный морфологический признак.

Три склонения

К первому склонению принадлежат существительные мужского и женского рода с окончаниями -я и -а в форме именительного падежа. Примеры: лекция, Аня, Анна, земля, вода, дедушка, папа, мама.

Ко второму относятся существительные мужского рода, имеющие в именительном падеже нулевое окончание, а также среднего, в случае если начальная форма оканчивается на -е или -о . Примеры: Алексей, гений, здание, озеро, море, Александр, дом, брат, отец.

Третье склонение составляют слова, принадлежащие к женскому роду, которые имеют в форме И.п. Примеры: ночь, пыль, дрожь .

Разносклоняемые существительные

Есть также разносклоняемые существительные. К ним относятся те, которые имеют окончания, характерные для разных типов склонений. Таких существительных довольно мало. Они очень древние. Но в сегодняшней речи некоторые являются частотными. Примеры: знамя, пламя, имя, время, темя, вымя, бремя, семя, племя, стремя.

Таковы постоянные признаки имени существительного. Это очень важный материал, который следует внимательно изучить. Анализ данной части речи - одна из основных тем в русском языке. В школе довольно подробно проходят признаки имени существительного (4 класс - первое знакомство, выпускной класс - детальный анализ при подготовке к ЕГЭ). На экзаменах требуется хорошее знание этой части речи. Признаки имен существительных поэтому следует твердо запомнить.

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.

Морфологические признаки

Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

У части речи имя существительное:

  • Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
  • Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
  • Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
  • Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).

Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:

  • одушевлённые - отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
    неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город);
  • нарицательные - обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
    собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).

Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.

Примеры существительных

Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.

Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.

По падежам

По числам

Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.

Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.

По склонениям

1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь

Синтаксическая роль

В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.