Особенности психологической помощи инвалидам. Из опыта организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов в бпоу «окпт
Программа для учащихся со статусом «ребенок-инвалид»
в средней и старшей школе «Я это Я»
Пояснительная записка
Данная программа направлена на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Такие дети есть почти в каждой школе. Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных, а иногда и превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпали большие испытания и он должен с достоинством их преодолеть. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально- психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся на основе рекомендаций ПМПК при необходимости написания индивидуальной адаптивной общеобразовательной программы.
Цель программы - формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.
Задачи:
Выявление особых образовательных потребностей детей-инвалидов;
Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам;
Помощь детям инвалидам в освоении образовательной программы среднего и основного общего образования и интеграции в образовательном учреждении;
Оказание методической, психологической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей-инвалидов.
Участники программы: учащиеся с особыми образовательными потребностями
Психологическое сопровождение детей-инвалидов включает в себя взаимосвязанные направления - модули. Данные модули отражают его основное содержание:
1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Содержание работы: психологическая диагностика.
Цель: выявление индивидуальных психологических особенностей детей-инвалидов и подготовка рекомендаций по психологическому сопровождению
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения.
2.1. Содержание работы: выбор и разработка оптимальных для развития ребенка-инвалида коррекционных программ в соответствии с его образовательными потребностями.
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов.
2.2. Содержание работы:
организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
Цель:
реализация плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей-инвалидов.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
3.1. Содержание работы:
консультирование педагогов.
Цель:
дать рекомендации по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся имеющими статус инвалида.
3.2. Содержание работы:
консультирование родителей (законных представителей)
Цель:
дать рекомендации по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка-инвалида.
3.3.Содержание работы: консультирование обучающихся с инвалидностью.
Цель:
Дать рекомендации по выбору стратегии обучения и поведения,
исходя из своих индивидуально-типологических особенностей.
4. Информационно-просветительская работа
направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
4.1. Содержание работы:
тематические выступления для педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.
Цель: Разъяснение индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей-инвалидов.
Общие принципы и правила психологического сопровождения детей-инвалидов:
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям
, где в
центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.
Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
Принцип комплексности – можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
Принцип деятельностного подхода
-
психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Принцип «здесь и теперь»:
работа с «живым содержанием» (с
ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими
Формы обучения, обеспечивающие удовлетворение особых
образовательных потребностей детей-инвалидов, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими
общеобразовательных программ.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его
интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-
педагогическом консилиуме с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная напостепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно
используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися.
В школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа
с обучающимися, которая проводится учителем-логопедом, педагогом-
психологом, педагогами школы. Отбор в группы коррекционных занятий,
обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума.
Индивидуальное обучение
Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому осуществляется вариативно:
- занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно,
когда часть занятий проводится на дому, часть в школе;
- занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе или
комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ОУ, часть
занятий проводится в классе.
Ожидаемый результат
- Обеспечение высокого уровня качества образования для детей-инвалидов;
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка;
Развитие познавательной деятельности учащихся со статусом «инвалид»;
Адаптивность ребенка-инвалида в обществе.
Оценка эффективности: программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.
Методическое обеспечение:
1. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения.», Ярославль: Академия
развития, 2001
2. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности.», Ярославль,: Академия
развития, 2006
3. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей», Екатеринбург: У
– Фактория, 2005
4. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания», М., ТЦ Сфера, 2002
5. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления»,Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
6. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000 8.
План психологического сопровождения детей-инвалидов
в МОАУ «Гимназия №7» на 2016-201 учебный год
ЦельОтветственный
Составление банка данных детей-инвалидов
Первичный сбор данных о детях-инвалидах
Сентябрь
Оказание психологической помощи педагогам по работе с детьми-инвалидами
Октябрь
Разработка психологических рекомендаций родителям, имеющим детей-инвалидов «Психологические особенности ребенка – инвалида. Как справиться с проблемой инвалидности»
Психологическое просвещение родителей, воспитывающих детей-инвалидов
Ноябрь
Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.
Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).
Ноябрь-декабрь
Наблюдение за учащимися на уроках
Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.
Ноябрь-декабрь
Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями
Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.
Декабрь - февраль
Исследование учащихся с помощью психологических методик
Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва».
Ноябрь - апрель
Заполнение индивидуальных карт на детей инвалидов
Прослеживание динамики развития ребенка
В течение года
Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в группе
Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.
В течение года
Индивидуальное психологическое учащихся, родителей и учителей
Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.
В течение года
ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Концепция и идея:
……………………
Цель : социально-трудовая адаптация и реабилитация инвалидов.
Фокус-группа: трудоспособные и нетрудоспособные инвалиды всех категорий, проживающие в г. Севастополе.
Задачи:
Трудовая занятость инвалидов;
Социальная адаптация;
Психологическое сопровождение.
Место реабилитации инвалидов: Центр реабилитации инвалидов на базе городской психиатрической больницы (адрес).
Материальная база :
Два корпуса (хар-ка) психиатрической клиники (аренда, договор или …..);
Оборудование и др……………………….;
Режим работы.
Кадры, обеспечивающие реабилитационную программу:
Координатор
Помощник или др. специалисты……..
Медицинский персонал (врачи психиатрической клиники ……, студенты мед училища и др.) - волонтеры;
Психологи (студенты выпускных курсов и преподаватели кафедры психологии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе) - волонтеры на основе договора о взаимном сотрудничестве;
Обучающий персонал: преподаватели общетехнических дисциплин и труда.
Привлечение кадров:постоянные, временные, специалисты, эксперты, тренеры, волонтеры и др.
Ресурсное обеспечение реабилитационной программы:
Финансирование (в т.ч. самофинансирование);
Обеспечение оборудованием (кто, каким?)
Методическое обеспечение – кафедра психологии и лаборатория социально-психологических исследований Филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе (на основе договора о взаимном сотрудничестве);
Ресурсное обеспечение проекта
Какие ресурсы нужны и сколько это будет стоить?
Что нам нужно для реализации проекта?
Помещение (какое, где);
Оборудование (какое, для чего его характеристики);
Сотрудники (какие, их квалификация);
Хозяйственники;
Специалисты (тренеры, преподаватели, психологи и др.);
Информационные материалы и доступ к библиотеке;
Канцтовары;
Чайные, кофейные наборы (или питание) для участников тренинга.
Кого и как мы желаем и можем привлечь в качестве дополнительных спонсоров, добровольных помощников (спланировать заранее – кто и чем нам может помочь) – это дополнительное привлечение ресурсов денежных, людских, материальных, транспорных, информационных и др.
Какой ресурс за счет какого лица можно перекрыть бесплатно или на льготных условиях.
Ресурсы бывают: - материальные (денежные);
Недвижимость (помещение чье????);
Оборудование;
Расходные материалы;
Канцелярские товары;
Бесплатно получаемые услуги и др.
Денежные ресурсы: - вклады донорской организации;
Благотворительные взносы, пожертвования;
Целевые финансовые программы;
Доходы от проведенных мероприятий, акций;
Доходы от предпринимательской деятельности;
Инвестиции – кредиты.
Контракты и заказы от государственного сектора;
Частные пожертвования.
Гранты от международных организаций;
Иное привлечение средств: ????????
БЮДЖЕТ (пример)
Статья расходов |
Требуемая по гранту сумма |
Вклад третей стороны | ||
Зарплата 1. Координатор (12 мес) 2. Технический ассистент (12 мес) 3.Помощник координатора 4. Специалисты (указать какие) и на какой срок 5. бухгалтер Примечание: оплата может быть постоянной, помесячной или сдельной. |
На зарплату сумма не более 37% от донорских средств | |||
Оборудование и материалы Компьюторы – 3 шт. Сканер - 1 Принтер- 3 Ксерокс – 1 Флипчарты – 12 Мультимедийный проектор – 5 Мебель…. Катриджи Бумага и все расходные материалы Расходы на эл. Энергию и др. комунал. Услуги…. В приложении дается обоснование необходимости такого качества и кол-ва оборудования. | ||||
Прочие расходы Телефонные международные переговоры, почта, доступ интернет, факс, ремонт, непредвиденные расходы….. | ||||
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
Тренинги мотивации к личностному росту
Антистрессовые тренинги
Тренинг психопрофилактики стрессов;
Тренинг повышения стрессоустойчивости
Стрессменеджмент;
Адаптационные тренинги
Тренинги адаптации к новым возможностям
Тренинг адаптации к социальной среде
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях.
Личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром:
- Неприятие личности ребенка;
- Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
- Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
- Страх ответственности;
- Вера в чудо;
- Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.
Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство» , поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель)
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, с целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья нами была разработана программа «Сотрудничество» . Мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:
- Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
- Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
- Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
- Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
- Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.
Первый этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях.
Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.
Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:
- теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей
- практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию. В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядно-информационные, познавательные и досуговые:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
Наглядно-информационные формы работы:
Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов, консультации и беседы, материал на сайте ДОУ, в раделе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов» .
Познавательные и досуговые формы работы:
Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения, занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций, совместные мероприятия детей и родителей.
Темы групповых консультаций: «Развитие познавательных процессов детей» , «Секреты психологического здоровья» , «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?» , «Особенности детей с ОВЗ» , «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др.
В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе ДОУ, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.