Отличие спинальной анестезии от эпидуральной при родах. Отличия спинальной от эпидуральной анестезии

1

В статье рассмотрены теоретические концепции и практический опыт диагностики уровня развития социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков, предложены методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков.

умственная отсталость

социально-бытовые навыки

навыки самообслуживания

культурно-гигиенические навыки

адаптация

коррекция

диагностика

наглядные методы

предметно-практические занятия

1. Боброва В. В., Сюй-фу-шун Н. В., Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта // Молодой ученый. – 2015. - № 9. – С. 132-134.

2. В Республиканском реабилитационном центре г. Нерюнгри прошел очередной районный семинар-практикум / Статья от 22 апреля 2016 г. [Электронный ресурс]. https://minmol.sakha.gov.ru/news.

3. Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. – 2013. - № 3. – С. 56-62.

4. Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Шульженко Н. В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. – 2014. - № 1. – С. 52-59.

5. Мадеева Т. П. Программа «Формирование социально-бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ). – Якутск, 2009. – 32 с.

6. Насибуллина А. Д., Зыкова Н. В., Мелешкина М. С. Роль семейного воспитания в формировании навыков социально-бытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. – 2014. - №9. – С. 121-125.

7. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие / Т. Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 258 с.

8. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.

9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.

10. Уфимцева Л. П., Сафонова Л. М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2009. - № 1. – С. 52-58.

11. Холодова Н. С. Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью / Статья. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/642565/.

12. Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у детей с тяжелой и средней степенью умственной отсталости - очень сложный процесс, значительно отличающийся от аналогичного процесса у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Социально-бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие .

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей непосредственно связано с их психическими процессами, развитием моторики, двигательной активностью.

Исследовав подходы различных авторов к определению понятия умственной отсталости можно прийти к выводу, что под умственной отсталостью следует понимать стойкое нарушение познавательной деятельности, полученное вследствие органического поражения головного мозга, вызванного наследственными или приобретенными факторами.

В практике дефектологии и коррекционной педагогики, а также здравоохранения выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую . Исходя из определения умственной отсталости, ключевыми признаками ее считают стойкость нарушений познавательной деятельности, необратимость нарушений психических процессов и их необратимость .

Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, развивающая социально-бытовые навыки - залог того, что они становятся способными к выполнению определенных социальных функций. Развитие социальных навыков поэтому напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде.

В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие и зависят не только от возраста ребенка, но и от характера заболевания.

Для изучения социально-бытовых навыков применяется методика Л. М. Шипицыной, которая предлагает изучать состояние социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью составляется специальная схема обследования, включающая в себя следующие методы: беседа и наблюдение .

Также для изучения социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей применяется более подробная методика Г. Г. Зак и В. В. Коркунова.

Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), данная методика направлена на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики рук .

Формирование и коррекция социально-бытовых навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости требует специальных психолого-педагогических методов: систематические практико-игровые упражнения по методу Т. И. Пороцкой, беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения по методу Л. П. Уфимцевой, дидактические игры, предметно-практические занятия, моделирование ситуаций по методу Н. С. Холодовой, игровой метод с использованием бумажной куклы по методу В. В. Бобровой, коррекционно-развивающие занятия и тренинги по методу Т. П. Мадеевой, метод агротерапии Т. К. Балдуновой.

В условиях вспомогательных школ и школ-интернатов в советское время использовались наглядные и трудовые методы обучения социально-бытовым навыкам, методы игры, сравнения с использованием соревновательных элементов .

Для развития социально-бытовых навыков в условиях воспитания умственно отсталых детей дома или в специальных школах, можно применять программу, разработанную Л. П. Уфимцевой и Л. М. Сафоновой.

Авторы предлагают методику обучения детей с высокой и умеренной степенью умственной отсталости, имеющие низкий или средний уровень развития социально-бытовых навыков, ранее не обучаемых и слабо приспособленных к деятельности в быту и посильному домашнему труду .

Опыт работы воспитателей умственно-отсталых детей в специальных школах-интернатах по формированию социально бытовых навыков представлен в отчете Н. С. Холодовой. Для формирования и развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей среднего и старшего школьного возраста в данной методике используются такие формы обучения социально-бытовой ориентации, как предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы .

В. В. Боброва предлагает для формирования и развития социально-бытовых навыков по направлению самообслуживания у дошкольников и младших школьников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости использовать дидактический игровой метод «Бумажная кукла», которую используют как дидактическое средство .

Опыт Республики Саха (Якутия) по формированию и закреплению социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков консолидируется в программе Т. П. Мадеевой (г. Якутск) для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ.

Обучение воспитанников социально-бытовым навыкам по программе Т. П. Мадеевой производится по следующим разделам: безопасность жизнедеятельности, жилые помещения, культура поведения и общения, одежда и обувь, ориентирование в окружающем мире, отдых и досуг (я и мое свободное время), охрана здоровья и физическое развитие, питание, природа.

Организация работы по формированию социально-бытовых навыков умственно отсталых детей реализуется в следующих формах: коррекционно-развивающие занятия, дидактические, имитирующие и сюжетные игры, беседы, тренинги, прогулки, походы, экскурсии, практические занятия, наблюдения, чтение книг, просмотр кино и видеоматериалов, общение со сверстниками и участие в конкурсах.

Среди методов воспитательного действия ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами), репродуктивные (работа по образцам), частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр), предметно-практические методы, Система специальных коррекционно-развивающих методов, методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование), методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение), методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки) .

В Нерюнгринском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей и подростков с умственной отсталостью поводятся занятия по методу кондуктивной педагогики на тему «Большая стирка» (В. Р. Пустовая), занятия по методу агротерапии «Цветочный мир» (Т. К. Балдунова) .

А. Д. Насибуллина предлагает при развитии навыков социально-бытовой ориентации умственно отсталых детей, воспитывающихся родителями, а не в школах-интернатах, побуждать родителей принимать активное участие в мотивации обучения ребенка и развитии его познавательной сферы .

Формируя социально-бытовые навыки у умственно отсталых детей, родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес. Родителям необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком, показывали положительный пример поведения и общения, привлекали ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при закреплении социально-бытовых навыков.

Таким образом система психолого-педагогического опыта в России и Республики Саха (Якутия) по формированию и коррекции социально-бытовых навыков представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений, использующую такие методы, как наглядно-практические, дидактические, сюжетные, словесные. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке умственно отсталые дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.

Библиографическая ссылка

Рогожина Е.А., Иванова В.А. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 183-185;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10925 (дата обращения: 28.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, чрезмерная опека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Отсутствие мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью воспитателя или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий, например, берет в руки ложку, пытается надеть шапку.

Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Прием пищи.

Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу еще на первом году жизни. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Как показывает опыт работы с такими детьми, начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Умывание.

Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования - учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Навыки одевания, раздевания.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.

Социально-бытовые навыки.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, воспитатели и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Вывод.

Таким образом, из всего изложенного хотелось бы добавить: положительная динамика в освоении навыков самообслуживания будет достигнута только при успешном взаимодействии воспитателей и родителей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой, уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Государственное Автономное Учреждение Саратовской области

«Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

«Развитие социально – бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовила воспитатель:

Саранча Надежда Алексеевна.

г.Маркс

2015г

Всем здравствуйте!

Не могу пройти мимо данной темы. Ещё недавно, я была уверена, что эпидуралка и спинно-мозговая анестезии это одно и тоже. Оказывается нет.

Спинно-мозговая анестезия

В 2015 году у меня была операция кесарево сечения, анестезия спинно-мозговая. В позвоночник делается укол, не особо больно, немного щипет и буквально через 10 минут я уже ничего не чувствую ниже груди.

Как делали операцию, доставали ребёнка я вообще не чувствовала, состояние полусна. Да всё вижу, отвечаю на вопросы, но ощущение, будто я пьяная немного. Ребенка достали уже минут через 10 после начала операции, провели необходимые процедуры и принесли, показали, дали поцеловать, приложили к груди, потом унесли. Дальше началось самое неприятное, у меня вдруг заложило нос, я вообще не могу дышать, мне говорят дыши ртом, а во рту пересохло так, что дышать трудно, не приятно, я попросила намочить хотя-бы губы, намочили и вдруг у меня начинается рвотный позыв, я поворачиваю голову набок, медсестра как отскочит со словами: "только не на меня")) Анестезиолог быстро что-то вколол в катетор и рвотных позывов больше не было. Но дальше ощущение, что меня усыпили, смутно помню как меня переложили на каталку и увезли. Во время операции врача хирурга помню очень смутно, вся операция как во сне.

Дальше самое тяжёлое, сначала я долго спала, сквозь сон ощущаю, что очень болит шов и вообще всё дико болит, каждый орган, меня дико трясёт. Мне кажется я никогда не испытывала такой боли.. Медсестра ставит капельницы и уколы в бедро, обезболивающее, но оно слабо помогает. Часов через 6, когда принесли малышку, мне кажется я на боль стала не обращать внимание. Первые сутки не разрешили поднимать голову вообще. Ночью по немногу поворачивалась с боку на бок, на следующий день медсестра помогла подняться.

Через день начались очень сильные головные боли, просто не стерпимые, ставили капельницы, боли были два дня подряд, потом вроде прошли.

Через дня три сильно отекли ноги, но я не могу с уверенностью сказать, что это от анестезии, второй раз такого не было.

В целом конечно всё забылось, никаких болей в спине потом не было. И если выбирать между общим наркозом и спинальной анестезией, именно на кесарево сечение я бы выбрала второе, всё таки видеть первые моменты жизни ребёнка, прикладывание к груди - это стоит того, плюс общий наркоз вреден для ребёнка. Поэтому я всё таки рекомендую этот вид анестезии, если нет других вариантов, например эпидуральная анестезия. Вот про неё отдельный отзыв, ибо это ветка про спинно-мозговую, а отличие есть и большие! Совсем недавно у меня было второе кесарево и уже с

В современной медицине существует достаточно много новых технологий в различных областях. Вот и такие виды обезболивания, как спинальная и эпидуральная анестезия, также достаточно новы, но все увереннее приобретают популярность в акушерстве и гинекологии. Оба этих способа очень схожи, однако имеются и существенные различия. Стоит рассмотреть каждый из этих вид анестезии отдельно.

Немного анатомии

Лучшим местом для прокола считаются промежутки между 2 и 3 или 3 и 4 поясничными позвонками. Анестезиолог вводит иглу через связки остистых отростков этих позвонков до проникновения в эпидуральную или субарахноидальную полость, в зависимости от производимой анестезии. Выбор поясничной области для проведения прокола неслучаен. Именно поясничный отдел позвоночника отвечает за иннервацию области живота и малого таза.

Спинальная анестезия

Разновидность анестезии, при которой анестезирующий препарат вводится через пункционную иглу на уровне поясницы в пространство, окружающее непосредственно спинной мозг и называемое субарахноидальным. Заполнено оно спинномозговой жидкостью. Прокол кожи и всех последующих тканей производится методом люмбальной пункции. После введения необходимого количества анестетика в жидкость, которой окружен спинной мозг, игла извлекается. Далее препарат оказывает анестезирующее воздействие на ближайший участок спинного мозга, в результате чего развивается его блокада и происходит потеря чувствительности всех органов, нервы которых связаны с этим участком.

Наступление полного обезболивания при спинальной анестезии происходит в течение 5-10 минут, поэтому эта технология может использоваться при экстренных операциях. Однако и при плановых кесаревых сечениях и других операционных вмешательствах предпочтителен именно этот вид анестезии.

Примерно в 0,5-1% случаев не происходит потеря болевой чувствительности после введения препарата, что является, конечно же, препятствием к проведению операции. В таких случаях женщину чаще всего переводят на общий наркоз.

Эпидуральная анестезия

Представляет собой метод регионарной анестезии, при котором анестетик посредством иглы и специального катетера вводится во внутреннее пространство позвоночника, называемое эпидуральным и заполненное жировой тканью. Это пространство находится перед субарахноидальным, соответственно, глубина введения иглы меньше, чем при спинальной анестезии. Впоследствии игла извлекается, а катетер остается и в дальнейшем при необходимости через него можно дополнительно вводить анестетик, что позволяет использовать эпидуральную анестезию во время операций, длящихся более двух часов.

В эпидуральном пространстве анестетик воздействует на конечные участки нервов, вызывая их блокаду и невозможность проведения болевых импульсов и не затрагивая при этом спинной мозг. В гинекологии прокол для эпидуральной анестезии делается в области поясницы. В связи с тем, что время ожидания полного обезболивания составляет в среднем 20-30 минут, эта анестезия не подходит для использования при экстренных случаях.

Если происходит так, что анестетик не оказывает нужного эффекта и чувствительность полностью или частично сохраняется, что может возникнуть примерно в 5% случаев, то эта проблема решается довольно просто – пациентке еще раз вводят необходимую дозу препарата через катетер в спине.

В последнее время все чаще эпидуральная анестезия проводится роженицам при естественных родах, так как при отсутствии негативного влияния на мозг и сознание женщины этот способ оказывает отличный эффект на её эмоциональное состояние, избавляя от мучительной родовой боли, а нервная система ребенка при этом не страдает как при общем наркозе.

Основные сходства

Основные сходства спинальной и эпидуральной анестезии состоят в следующем:

  • Во время процедуры женщина находится в положении сидя или на боку.
  • Во время прокола испытываются похожие ощущения.
  • В обоих случаях блокируются болевые ощущения и расслабляются мышцы.
  • Имеются идентичные противопоказания.

Главные различия

Несмотря на кажущуюся схожесть этих двух видов анестезии, имеются весьма заметные различия, среди которых можно перечислить следующее:

Побочные эффекты и возможные осложнения

Очень редко, но осложнения все же случаются. Согласно статистике, это происходит менее чем в 0,05% случаев, и в процентном соотношении эпидуральная анестезия является более опасной в этом смысле. Несмотря на то, что чаще всего осложнения проходят через некоторое время без последствий, их все же стоит перечислить:

  • Образование гематомы в эпидуральном пространстве.
  • Резкое снижение артериального давления и, как следствие, возникновение слабости и тошноты сразу после введения препарата.
  • Послеоперационные головные боли различной силы, вызванные вытеканием цереброспинальной жидкости в эпидуральную область.
  • Развитие полного спинного блока при введении большой дозы анестетика в субарахноидальное пространство, что может вызвать проблемы с дыханием и сердцем.
  • Попадание используемых препаратов в кровяное русло и возникновение спазмов в головном мозге, вплоть до судорог и нарушений сердечной деятельности.
  • Инфицирование эпидурального пространства.
  • Боль в спине.

Стоит отметить тот факт, что прокол обычно производится на уровне третьего поясничного позвонка, а спинной мозг заканчивается на уровне второго, так что вероятность его повреждения при этом крайне мала. Немаловажно и то, что большая часть возникших осложнений при своевременном обнаружении и адекватном лечении проходит в течение нескольких дней, реже недель, и совсем редко может потребоваться несколько месяцев.

Рождение ребенка – сложный процесс, который не всегда проходит так, как запланировано. При затяжных родах, а также по ряду показаний со стороны здоровья матери и младенца, требуется хирургическое вмешательство.

Эпидуральная анестезия при кесаревом сечении – частичное обезболивание, наиболее часто применяющееся в этой ситуации.

При проведении операции женщина пребывает в сознании и может увидеть своего ребенка с первых минут его жизни. Альтернативой эпидуральной является спинальная анестезия. Оба вида наркоза схожи по своему воздействию, но все же имеют некоторые отличия.

Попробуем разобраться, в чем разница между ними, какое обезболивание лучше, а также остановимся на возможных осложнениях процедуры и восстановлении после нее.

Во время процедуры в поясничный отдел позвоночника, предварительно обработав кожу в месте инъекции антисептиком, вводят препарат с анестезирующим действием. Игла проникает в эпидуральную область, находящуюся перед субарахноидальным слоем, состоящую из жировой ткани и нервных окончаний.

Она расположена близко к поверхности, поэтому выполняется относительно неглубокая инъекция. Пациентка в момент введения анестезии, должна лежать на боку, подведя колени к животу или сидеть, округлив спину.

После укола нервные окончания блокируются, из-за чего женщина временно перестает ощущать боль в нижней половине тела. Анестезия действует не сразу, ожидаемый эффект наступает в течение получаса после инъекции.

Преимущества и недостатки метода

Частичное, или как его еще называют регионарное, обезболивание переносится пациенткой лучше, чем общий наркоз.

Преимущества эпидурального введения анестезии:

  • минимальное влияние анестетика на ребенка;
  • сохранение полного сознания при процедуре, что упрощает мониторинг состояния пациентки и позволяет быстро провести интубацию, если потребуется;
  • исключено воздействие на верхние дыхательные пути, как это происходит при масочном наркозе;
  • негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему сведено к минимуму.

Минус такого обезболивания – долгое ожидание эффекта от инъекции, из-за которого оно не подходит для проведения экстренной операции.

Возможные последствия эпидуральной анестезии при кесаревом сечении, такие как: ощущение дискомфорта в месте укола, головная боль, тошнота, слабость, также являются недостатками процедуры.

Нужно учитывать, что после инъекции обезболивающего препарата в область позвоночника снижается артериальное давление. Это может стать причиной недостаточного снабжения плода кислородом в период действия анестезии. Кроме того, при недостаточной квалификации врача, выполняющего инъекцию, есть риск неполного обезболивания или инфицирования места прокола.

Какой вид анестезии лучше?

При спинальной анестезии используется более тонкая игла. Она проникает глубже, чем при эпидуральном способе и находится рядом со спинным мозгом. После введения анестетика таким методом, эффект наступает спустя 5-10 минут. Это позволяет использовать его при проведении срочной операции.

Принцип действия обоих видов наркоза идентичен. Спинальная инъекция реже дает неполное обезболивание, хотя эта разница несущественна. Поскольку введение препарата в область позвоночника снижает артериальное давление, женщинам с заболеваниями сосудов и сердца предпочтительнее эпидуральный наркоз.

Постепенное наступление эффекта позволяет организму легче перенести изменения и, в случае необходимости, дает врачам возможность быстро принять меры по стабилизации состояния пациентки.

Противопоказания к регионарному обезболиванию

Противопоказания к эпидуральному и спинальному введению анестетика бывают абсолютными и относительными.

Абсолютные противопоказания к частичному обезболиванию:

  1. Кожа в месте инъекции инфицирована.
  2. Есть аллергия на анестезирующий препарат.
  3. Пациент отказался от этого вида наркоза.

К относительным факторам, препятствующим выполнению анестезии относятся:

  • нарушение свертываемости крови;
  • обезвоживание;
  • заболевания сердца или кровеносной системы;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • неврологические и психические отклонения;
  • выраженная .

При абсолютных противопоказаниях проведение процедуры категорически запрещено. Если есть относительные ограничения, вопрос о допустимости частичного обезболивания решается врачом, с учетом потенциальных рисков.

Возможные осложнения

Регионарное обезболивание редко сопровождается тяжелыми побочными эффектами, но вмешательство в организм не проходит бесследно.

Эпидуральная анестезия при кесаревом сечении может стать причиной:

  • аллергической реакции;
  • повреждения сосудов и появления гематомы в месте прокола;
  • проникновения инфекции в рану;
  • ухудшения чувствительности в нижней половине тела, иногда необратимого;
  • головной боли и тошноты.

Спинальная анестезия сопровождается теми же осложнениями. Но, из-за большей глубины введения иглы к ним могут присоединиться:

  • судороги из-за проникновения обезболивающего препарата в кровь;
  • остановка сердца при использовании чрезмерного количества анестетика;
  • менингит, если инъекция выполнялась нестерильными инструментами.

При надлежащих действиях медицинского персонала тяжелые осложнения практически сведены к нулю, а легкие – проходят в течение суток.

В редких случаях спинальная или эпидуральная анестезия при кесаревом сечении вызывает устойчивые и длительные головные боли.

Для их устранения требуется наложение на место инъекции специальной заплатки, блокирующей отверстие.

Восстановление после родов

После операции с регионарным обезболиванием иногда присутствует дискомфорт в области укола. Обычно неприятные ощущения проходят самостоятельно и лишь изредка длятся более 2 недель.

Есть мнение, что спинальное и эпидуральное введение анестетика вредит позвоночнику и может вызвать хронические боли в спине. Но если процедура выполнена правильно, это исключено.

Чаще дискомфорт является результатом самой операции. По мере заживания разреза происходит его рубцевание. При резких движения, наклонах и поворотах шов натягивается, из-за чего боль отдает в нижний отдел позвоночника. Также причиной схожих ощущений может быть неравномерное сращение тканей и укорочение брюшных мышц.

Что делать, если долго болит спина после эпидуральной анестезии при кесаревом сечении? Уменьшить дискомфорт помогают позы, при которых нагрузка распределяется правильно.

Держа ребенка на руках, нужно не наклоняться к нему, а стараться прижимать его ближе к груди, чтобы спина не сутулилась. Кормление в первое время лучше проводить лежа на боку, так нагрузка на шов будет минимальной. В период заживления рубца рекомендовано ношение бандажа.

Если все же при введении анестезии были травмированы нервные окончания, для скорейшего восстановления может потребоваться лечение. После обследования, кормящим мамам, как правило, назначают немедикаментозную терапию – массаж, физиопроцедуры.

Посоветовавшись с врачом можно заниматься щадящими видами спорта (йога, пилатес).

Нельзя однозначно сказать, что лучше – кесарево сечение с эпидуральной анестезией или со спинальной. Решение должно приниматься на основании анамнеза пациентки и с учетом срочности проведения операции.

Залогом успешности процедуры является соответствующая квалификация врача. Это сведет к минимуму возможные осложнения и сохранит здоровье матери и ребенка.

Полезное видео: мнение акушера-гинеколога об эпидуральной анестезии

Мне нравится!