Педагогические условия формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста. Современные уроки техники чтения: что такое жужжащее чтение и какие цели имеет методика

Л.В. Безкоровайная,

Учитель начальных классов

Обучение чтению в начальной школе

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается, поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие- то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Пример: мама – первокласснику: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Это ошибка. Домашняя тренировка на начальном этапе должна проводиться порциями по 5- 7 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течении 1- 1,5 часа за один прием.

2. Жужжащее чтение было одним из основных приемов обучения чтению в Павловской школе, школе В.А. Сухомлинского.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

В течении 5 минут в классе плодотворно работают тридцать человек. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2-х раз. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит 10 х 2 = 20 «человеко /минут». При жужжащем чтении тот же тренаж составит 30 х 5 =150 « человеко/ минут». Вряд ли можно комментировать эти цифры.

^ 3. Ежеурочнные 5 минутки чтения.

Этот прием заимствован в школах Монголии еще в советские времена. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает как обычно, он имеет 3 урока чтения в

3 -4 классы. Это катастрофически мало в наших условиях. За неделю учитель опросит по 1 разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей быстро читать.

А если обучение организовать более рационально, т.е. ввести в практику ежеурочные 5 минутки.

Вот результаты за неделю:

5* 4* 5 = 100 минут.

Время тренировки с 2- х минут увеличилось до 100 минут, т.е. в 50 раз.

Без всяких методических ухищрений что-нибудь ХОРОШЕЕ получиться, несомненно, будет положительный эффект. Здесь возникает вопрос: где взять книги для такого чтения? Конечно же, в библиотеке. У нас есть фонд (например: автор Джежилей). И мы этим фондом с помощью библиотекарей активно пользуемся. Вновь приобретена «Хрестоматия для начальной школы». Это очень хорошая поддержка для работы в обучении чтению.

^ 4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том. Что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением! Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Режим щадящего чтения на начальном этапе: ребенок читает несколько строчек, затем следует кратковременный отдых. При просмотре диафильмов – такой режим получается автоматически. Подобный просмотр проводить перед сном. Данный метод эффективен в работе не только с учащимися начальной школы.

^ 6. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Пока ученик читает текст из нескольких предложений, забывает содержание первых, поэтому не может уловить смыслового текста. Значит, необходимо работать над оперативной памятью. Для этого существуют так называемые методики зрительных диктантов.

^ 7. Три типа упражнений:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

I. При проведении многократного прочтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок. Лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом:

Начало нового текста прочитывается учителем и осознается (осмысливается) учениками,

Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить в течение 1 минуты,

По истечении одной минуты каждый ученик отмечает, до какого слова успел дочитать,

Затем следует повторное чтение этого же отрывка в течение 1 минуты. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает результаты первого прочтения. Естественно, что во 2-й раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличился темп работы, а это вызывает положительные эмоции.

II. Меняем задание. Читаем в темпе скороговорки. Тренируем артикуляционный аппарат (тот же отрывок). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности. Нельзя ставить одновременно взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для тренировки артикуляционного аппарата. Требование к выразительности понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться», они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

III. Затем читаем выразительно. Дает на это установку учитель. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается «маленькое чудо». Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе, при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать в том же темпе. 2-3 недели такого ежедневного тренинга дают очень неплохие результаты. Чтение заметно улучшается.

8. В конце урока обычно 3-4 минуты производится САМОЗАМЕР скорости чтения.

Подведем итоги.

Каковы же условия успеха в формировании оптимального навыка чтения?

Систематичность работы;

Расширение поля зрения;

Развитие оперативной памяти, устойчивого внимания;

Самозамеры;

Состязательность;

Опора на помощь родителей;

Постоянный учет и контроль техники чтения;

Установка на достижение скорости 120 слов в минуту.

Трескина В.В.,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 10

"Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно".
В.А. Сухомлинский

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение - одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой - средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания.
Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Представьте себе первоклассника, который пришёл в школу, не зная букв, не умея читать (и в этом нет ничего страшного, потому то в 1 классе и существует период обучения грамоте). НО…Максимум, которого сможет достичь ученик при чтении на уроках письма и обучения грамоте, будет составлять 12-20 слов в минуту. Уже в 1 классе происходит знакомство с текстовыми задачами по математике; в учебниках по окружающему миру, изобразительному искусству и технологии даются развивающие тексты и задания к ним. При такой низкой скорости чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты, чтобы понять задание. Ребёнок начинает не успевать за темпом урока. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному - читать.
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Поэтому так важно именно в этот период научить бегло читать, сформировать у учащегося техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека. Особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению.
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Решением проблемы нелюбви к чтению может быть применение методики жужжащего пятиминутного чтения на каждом уроке, при этом можно добиться оптимальной скорости чтения.
В применении данной техники очень важна системность.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.
Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение пяти минут.
Ежеурочные пятиминутные чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке - будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу или специально подготовленные таблицы в режиме жужжащего чтения, а дальше идёт обычный урок.
Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике в 3 классе, он имеет 4 урока литературного чтения в неделю, то при наполняемости классов 25 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь для тренировки всего 3 минуты в неделю, вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.
Хорошо, если ребёнок полюбил читать. А если нет? В современном мире детям интереснее занять себя гаджетами, а не книгой. Тогда весь тренаж его сводится к этим трём минутам, естественно, что такой ребёнок читать не научится.
Если мы проследим, что делают ежеурочные пятиминутки, то просчитаем следующее: 5 x 4 x 5= 100. Имеется в виду: 5 минут за урок,4 урока в день, 5 дней в неделю. В итоге недельный тренаж получается в объёме 100 минут.
Очевидно, если время увеличится от 3 минут до 100, то результат чтения будет положительный.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Постоянно используя в своей практике преподавания методику жужжащего чтения на уроках, могу сказать, что результаты проверки скорости чтения показали достаточно высокий уровень чтения у детей моего класса. Даже нечитающие дети (не просто нечитающие, а при этом вообще не знающие алфавит в начале обучения), в конце первого класса, всего за один год, приобретают навык чтения 40-60 слов в минуту, что составляет норму конца второго-третьего класса.
Почти все учащиеся вычитывали в четвёртом (выпускном) классе 120 слов в минуту. Проанализировав свой опыт, я пришла к выводу, что необходимо использовать эту методику на всех уроках в начальных классах.
Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать. Ежедневное использование на уроках вышеописанной методики очень скоро принесёт свои результаты. Педагоги, уделяющие необходимое внимание развитию беглого чтения у школьников начальной школы, отметили, что проверка результатов скорости чтения имела достаточно высокий результат.
Для учащихся, научившихся бегло читать, становятся актуальными слова А.Т. Твардовского: «Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека».

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Приемы совершенствования техники чтения

1. Жужжащее чтение

У каждого ученика на парте лежит книга и любой урок - будь то чтение, русский язык, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

Проследим, что дают ежеурочные пятиминутки за неделю:

5*4*6=120 мин

Несомненно, будет положительный эффект.

2. Чтение перед сном

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит. он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

3. Режим щадящего чтения

Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребёнок прочитает одну--две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребёнок просматривает картинки и читает под ними предложения.

4. Зрительные диктанты

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из- за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав до третьего - четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)

Предложения

Число
букв

Набор № 1

Тает снег.

Идет дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

Набор № 2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берез.

Набор № 3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Набор № 4

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Набор №5

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

Набор № 6

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Набор № 8

Идет дождик.

Мы любим наш Киев.

Бабушка печет пирог.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Быть здоровым очень важно.

Набор № 9

Вода в море соленая на вкус.

Наша страна борется за мир.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

Набор № 10

Москва - столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Набор № 11

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.

Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор № 13

Давно скосили и убрали луга и поля.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, а дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.

Дедушка Филипп пасет коров.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далекой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Набор № I5

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши привольные широкие степи Украины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Набор № I7

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

Набор № 18

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами.

В каждом наборе имеется 6 предложений. Первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной две буквы. Время работы со всеми наборами примерно составляет два месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время измеряется в секундах. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Возможно, кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Надо отреагировать очень спокойно, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем также работают со следующим предложением. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут. Работу над одним набором нужно продолжать до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по три дня. В течение двух месяцев зрительные диктанты должны писаться ежедневно. При этом условии можно развить оперативную память. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

5. Многократное чтение

(Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.)

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоций у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко - Пальченко.

6. Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель приступает к следующему упражнению из системы Федоренко - Пальченко.

7. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Учитель предлагает читать этот же текст, но чуть - чуть медленнее, красиво и выразительно, дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две - три недели, чтение ребёнка заметно улучшится.

8. Приём стимулирования учащихся

В конце урока чтения учитель оставляет 3 - 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, хвалить их даже за малейший успех, чтобы не привести детей к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.

9. Работа с трудными словами и словосочетаниями

А) На всех уроках чтения эта работа обязательна, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения нового текста.

Б) Кроме этого в классе стоит коробочка, в которую дети кладут записанные на карточке слова, значение которых непонятно. Эти слова они слышат от взрослых, по телевизору. Ребёнок приносит то слово, о котором хочет рассказать сам, объясняет его значение. Затем все вместе ученики составляют предложение с этим словом. Такая работа проводится на уроке русского языка.

10. Фотоглаз

У каждого ребёнка есть своё «поле зрения»: один схватывает взглядом одно слово, другой три, а некоторые - пять - шесть слов. Для расширения «поля чтения» записываем на слайд четыре - пять слов из нового текста и проецируем на экран в течение одной - двух секунд. Постепенно учащиеся научатся быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.

11. Вертикальное чтение

Чтение текста, перекрытого вертикальными полосками (2-, З-, 4-я полоски - в зависимости от уровня индивидуального чтения). Этот приём способствует расширению «поля зрения».

12. Чтение слов из нового текста в виде горки

Под «полем зрения» понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении «поле зрения» очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций: сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется, не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз. Данный приём способствует формированию навыка вертикального чтения текста.

13. Кто быстрее?

Найти в тексте заданное предложение.

14. Считаем строки

Формируется понимание при счёте строк. Дети при вертикальном движении глаз считают строки., просматривая каждую строку на один удар метронома.

15. Чтение - спринт

На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы.

16. Вертикально - слаломное чтение

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально - слаломно по странице, пытаемся найти существенную информацию.

17. Буксир

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком - либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет.

18. Губы

Это упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения «про себя» и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки. Либо можно за- жать карандаш зубами.

19. Клин клином вышибают

Наиболее трудноискоренимым во время чтения « про себя» является проговаривание слов в мозгу, т.е. речевом центре. Необходимо записать на кассету ритм метронома. Читать надо под этот ритм и при чтении делать движения. Например, вытянуть левую руку и под каждый удар выпрямлять по одному пальцу, а потом их же и сгибать тоже по одному.

20. Чтение слов наоборот

Этот приём позволяет тренировать внимание учеников. Когда ребёнок мысленно читает слово задом наперёд, он должен представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Необходимо подчеркнуть, что тренировать способность концентрироваться нужно при помощи мысленного чтения слов задом наперёд.

21. Игра в прятки

Учитель начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает

22. Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Гимнастика для глаз

Вот несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-б раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-З рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое З-4 раза с интервалом в 1-2 минуты.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 -2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-З секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза. - М., 1978.

2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монгольской народной республики. У каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Методика зрительных диктантов Федоренко.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах. В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – «Тает снег» и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читают, молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях. На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке. Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение «Спринт». К доске выходят несколько учеников (3-5), им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.



Детская книжка.

Различия в читательском развитии младших школьников столь велики, что изучение личностных особенностей ребенка, индивидуальная работа с конкретным читателем крайне необходимы. Как, по каким критерия выбирают книги младшие школьники? Что хотят найти в книгах? Как помочь им выбрать самое необходимое? Среди ребят младшего возраста свих читателей находят и русская поэзия, и зарубежная литература, книги и музыке и композиторах, об ученых и общественных деятелях. Однако, некоторое предпочтение юные читатели отдают сказкам и приключениям, что можно считать их возрастной особенностью. Чаще других среди любимых книг называют рассказы Н.Носова, А.Гайдара «Чук и Гек», книги о дяде Степе С.Михалкова, «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна, русские народные сказки и книги про животных. В нашей библиотеке кроме учебников «чтения» есть дополнительные книги по литературному чтению и творчеству. Все дети готовятся к урокам внеклассного чтения. Самыми любимыми и читаемыми писателями на протяжении многих лет остаются Драгунский, Носов, Чарушин, Снегирев, Пришвин, Барто, Михалков, Чаплина. Также популярными книжками становятся книжки современных писателей: Э. Успенского. Новым элементом, который я разработала сама, стал – ведение индивидуального графика техники чтения. Делается это так: каждому ученику в дневник в начале учебного года я вклеиваю лист с заранее подготовленными линиями, затем дети вместе с родителями вычерчивают график по результатам проверки по месяцам. Красный цвет графика, если стрелка идёт в верх, черная, если стрелка идёт вниз, синяя – ровно. А в классном уголке учитель заполняет таблицу:(4 класс, данные на конец марта, норма 4 класса 100 – 110 слов)Каждый ребёнок видит свой результат в сравнении с другими, появляется дух соревнования «быть лучше», не отстать от других. Урок литературного чтения в четвёртом классе. Тема : Мифы древней Индии. Миф о царе Ушинаре.Цели: познакомить с новым жанром устного народного творчества – миф, совершенствовать технику чтения, развивать речь, учить мыслить, рассуждать, развивать память, внимание, воспитывать доброту и справедливость.Ход урока: 1. Организационный момент.2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки.3. Сообщение темы и цели урока.4. Работа в тетради. Выполнение упражнений по развитию памяти и внимания. Зрительные диктанты Федоренко. (Набор №3) 1. Прилетели птицы. 2. Ярко светит солнце. 3. Лида вытерла доску. 4. Весело бегут ручьи. 5. Подул резкий ветер. 6. Зоя прилежно учится.5. Проверка домашнего задания.Чтение и пересказ подвигов Ер-Таргына из хрестоматии.6. Знакомство с новой темой. 1. Чтения правила, что такое «миф», запись в тетради. 2. Чтение мифа о царе Ушинаре заранее подготовленным учеником. 3. Словарная работа. Слова – жертва, владыка, преданья.4. Чтение обычное.5. Чтение «скороговоркой»6. Работа над текстом. В тетрадь выписать из текста метафоры(доброе сердце) и сравнения (как солнце)7. Проверка восприятия по вопросам к тексту учебника.8. Выразительное чтение текста.7. Выполнение творческого задания:- Подумайте и скажите, как бы вы разрешили спор сокола и голубя.8. Чтение текста на время (1 мин.) Результаты записать, сравнить с ранее полученными.Итог урока : - С каким произведением познакомились?Дом. задание : - пересказ мифа, выучить правило. Урок литературного чтения во втором классе. Тема: М.Аимбетов «Солнце на ладони»Цели: познакомить детей с новым произведением, формировать навыки беглого, осознанного правильного, выразительного чтения и развитой речи, развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к профессии хлебороба.Оборудование: серия картинок «Как хлеб на стол пришёл»,секундомер, таблицы с деформированными предложениями.Ход урока : 1. Организационный момент.2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки.3. Сообщение темы и цели урока.4. Разминка:1) Работа над скороговоркойИз под топота копыт пыль по полю летит.На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.2) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения. Дети коллективно зачитывают слова:Была, Балхаша, у волшебника, красавица, дочь.Вопрос учителя: Мы с вами прочитали предложение?Ответ: Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу.Детям предлагается восстановить предложение.- Откуда это предложение? (Казахская легенда Или и Каратал).5. Проверка домашнего задания.1)Чтение наизусть стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»2)Конкурс на чтение сказки «Путешествие осеннего листочка», используя приём олицетворения.6. Знакомство с новым произведением.1)Вступительное слово учителя.2) Рассматривание серии картинок «Как хлеб на стол пришёл»3) Чтение текста учителем. Для детей задание:прослушать текст и сказать почему он так называется.4) Проверка восприятия:- О чём рассказывается в тексте?- Почему рассказ так называется?5) Словарная работа.- Какие слова и выражения вам непонятны?- Как понимаете такие слова и выражения: жернов, штурвал, страда, ток, хлебороб, пышущая жаром, благословенный хлеб.6)Работа с текстом.Обыкновенное чтение.Чтение «скороговоркой».Упражнение «Спринт».7) Анализ прочитанного текста. Ответы на вопросы учебника.8) Выразительное чтение текста детьми.Подведение итога. - С каким произведением познакомились, кто автор?- Чему учит это произведение?Домашнее задание : выразительно читать и пересказывать рассказ «Солнце на ладони».Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. Тема : Звуки [ф],[ф"], Буквы Ф, ф.Цели урока : познакомить с новым звуком и буквой, развивать плавное слоговое чтение, воспитывать интерес и любовь к чтению.Оборудование: кубики и таблицы Зайцева, картинки с изображением филина, жетончики.Ход урока : 1. Организационный момент.2. Сообщение темы и цели урока.3. Разминка:1) Работа над скороговоркойТкёт ткач ткани на платок Тане.2) Работа над дыханием. Звукоподражание.Шорох осенних листьев: Ш-ш-ш.Полёт пчелы: З-з-зэПолёт жука: Ж-ж-ж.Накачивание воздуха:Ф-ф-ф.Сдутие мяча:С-с-с.3) Работа с полоской бумаги. Дети ставят полоски на уровне губ, начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.4) Чтение слогов по таблице скоростного чтения. У детей на парте лежит индивидуальная таблица. Слоги читают по строчкам и по столбикам.4. Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворения «Разговор Лютика и Жучки»Конкурс на лучший рассказ по картинке «Лягушонок и Утёнок».4. Работа над новым материалом.Выделение изучаемого звука [ф] из стихотворения «Фиалка».Стихотворение читает учитель:«Фью, фью» - птица распевает,И фиалка в поле расцветает.И земля глядит на насМиллионом синих глаз.Нахождение кубика с этим звуком, дети дают характеристику звуку по кубику (согласный, глухой, бывает твёрдый или мягкий). Чтение кубика хором. Распевание таблицы Зайцева.5. Занимательная азбука. Загадки:Этот глаз – особый глаз:Быстро взглянет он на вас.И появится на светСамый точный ваш портрет.(Фотоаппарат) [ф] – твёрдый. Днём спит, ночью летает,Уханьем своим всех в лесу пугает.(Филин) [ф"] – мягкий. Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкуюОбжигают с давних пор.Называюсь я ………. (фарфор) [ф] – твёрдый .Весь день стоят на улицеПрохожими любуются.Их служба начинается,Когда уже смеркается.И не погаснут до зариГлаза - ночные ……..(фонари) [ф] – твёрдый. 6. Составление слов из кубиков: филин, фонарь, фиалка, в сопровождении хорового чтения.7. Обозначение звука буквой [эф]. Пропечатывание буквы в тетради, рассматривание элементов, на что похожа, и место её в алфавите.Стих:Всем известно без подсказки Буква «Ф» - как ключ от сказки.Никогда его у насНе отнимет Карабас. (Какой Карабас?)8. Работа по учебнику. 1)Чтение слогов, слов по учебнику. 2)Чтение текста «Филин» 3) Проверка восприятия.- О какой птице идёт речь? Филин – что это за птица? Чем питается?9. Самостоятельное чтение учащимися.Письмо.Психологический настрой на письмо: упражнения «посадка», «курочка водичку пьёт», «художники»1. Анализ письменных букв. Поэлементный анализ строчной буквы ф, письмо в тетради слогов, слов, дописывание предложений. Анализ и письмо заглавной буквы Ф.Подведение итога: С каким новым звуком познакомились? Какую букву научились писать? Чему учились?Заключение.

Применяя эти методики на уроках, я добилась таких результатов.