Петровский введение в психологию. Две ветви социальной психологии

Наконец, следует назвать психологию художественного твор­ чества (в области литературы и искусства) и эстетического вос­ приятия - область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять пси­ хологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных пси­ хических процессов и психологических качеств личности разви­ вающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взросло­ го человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследу­ ет возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надеж­ ных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития, или специальная психоло­ гия, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию - психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и не­ зрячих.

Сравнительная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравни­ тельной психологии осуществляется сопоставление психики жи­ вотных и человека, устанавливается характер и причины сущест­ вующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравни­ тельной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематиче­ ским группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам лоша­ дям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных состав­ ляют объект специального изучения в сравнительно новой отрас­ ли биологии и психологии - этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психо-

логических аспектов отношений личности и общества, то вычле­ няется еще один ряд отраслей психологической науки, объеди­ няемых понятием социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных органи­ зованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макро­ среде).Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воз­ действия средств массовой коммуникации на различные общно­ сти людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде).Сюда относятся проблемы психологиче­ ской "совместимости в замкнутых группах, межличностных отно­ шений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, кол­ лективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин спло­ ченности группы, восприятия человека человеком в группе, цен­ ностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.

Социально-психологические проявления личности человека (соци­ альная психология личности).Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и ма­ лых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в кото­ рую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направлен­ ности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индиви­ дуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед Нами в единстве, обусловленном

единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значитель­ ную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весь­ ма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различ­ ным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохра­ няют общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой проис­ ходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию - с техникой, через педагоги­ ческую психологию - с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятель­ ность, намечается сближение социальной психологии и психоло­ гии труда.

гогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономер­ ностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуще­ ствляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, законо­ мерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоре­ тической и экспериментальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию; дифференциальнопсихологические особенности личности человека; характер и тем-

перамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Результаты ис­ следований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. В последующих главах дается представление об общих теорети­ ческих принципах и важнейших методах психологии, характеризу­ ются основные научные понятия психологии, при анализе которых авторы стремились показать ее важнейшие закономер­ ности. Для удобства рассмотрения эти понятия объединяются в

К психическим процессам обычно относят познавательные процессы: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; памятькак возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышлениекак обобщенное и переработанное в сознании чело­ века отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы(возникно­ вение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т.д.). К психическим состояниям относятся проявле­ ния чувств(настроение, аффекты), внимания(сосредоточенность, рассеянность), воли(уверенность, неуверенность, мышления(со­ мнение) и т.д. К психическим свойствам, или особенностям, лично­

сти относят качества его ума, мышления, устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, спо­ собностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения дейст­ вовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.

Разделение всех проявлений психики на указанные три кате­ гории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчерки­ вает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психо­ логией. Понятие «психическая особенность», или «психическое свойство», выражает устойчивость психического факта, его за­ крепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт, например аффект, т.е. бурная и кратковре­ менная эмоциональная вспышка, с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга стадии), и как психическое состояние (поскольку он представляет характеристику психической деятель­ ности за определенный период времени), и как проявление пси­ хических особенностей человека (поскольку здесь обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, гневливость, несдер­ жанность).

Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он должен быть основой для изложения общей психологии. Он выдвигает на первый план исследование личности в общении и деятельности и анализ их важнейших проявлений; рассмотрение познавательной, эмоцио­ нальной и волевой сферы личности и деятельности человека.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые вы­ двигают ученые, а с другой - достаточно объективными, точными

и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы

и социальной жизни, заключается в том, чтобы с помощью специ­ альных приемов (или методик) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

В чем заключаются методы, которыми пользуется психология? На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир чело­ века. Со времен Декарта (1546-1650) душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, представления, мысли, желания, т.е. со­ стояния субъективного сознания, которые выступали предметом психологической науки того времени. Определению содержания науки соответствовал и набор ее методов. Согласно идеали­ стической концепции того времени основным и единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод.

1. Субъективный Субъективный метод заключался в описании метод явлений сознания в процессе самонаблюдения.

Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare -гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интро­ спекции, начиная от трудовР. Декарта иДж. Локка (1632-1704) идоВ. Вундта (1832-1920), был опорой учения о том, что созна-

ние человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии ви­ делась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жиз­ ни и психических явлений. При этом изменение состояний созна­ ния объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причин­ ное объяснение психических процессов как продуктов объектив­ ного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах.

Уже родоначальник позитивизма О. Конт (1798-1857), обос­ новывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, объясняющих наблюдаемые фак­ ты душевной жизни действием особых субстанций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречи­ вых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимают­ ся. Основным методом психологии, по мнению Конта, должно быть «наблюдение вне себя». Эти идеи оказали огромное влияние на формирующуюся в тот период экспериментальную психоло­ гию, которая занималась исследованием психофизиологии ощу­ щений (Мюллер, Вебер, Фехнер, Т. Юнг, Гельмгольц, Геринг и др.) и не обращалась к психологии сознания. Тем не менее иссле­ дования души, сознания не могли совсем уйти из сферы интере­ сов психологов.

В конце XIX - начале XX века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии созна­ ния. К ним относятся теория элементов сознания Вундта и Титченера (1857-1927), психология актов сознанияБрентано (1838- 1917), теория «потока сознания»Джемса (1842-1910), гештальтпсихологияВертгеймера (1880-1943), описательная психологияДшьтея (1833-1911). Различие между этими теориями было вызвано, главным образом, тем, что конкретно принимали их создатели за основную задачу и предмет психологии. Создатели структурной психологии Вундт и Титченер основной задачей по­ лагали изучение «непосредственного опыта» человека. Основным методом для них оставался метод интроспекции. Понимая его недостатки, Вундт стремился сделать самонаблюдение более надежным. Он впервые ввел приемы экспериментальных мето­ дов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. У них вырабатывался специальный навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздра­ жителя.

В противоположность Вундту создатель теории актов сознания

Ф. Брентано считал предметом психологии особую психическую активность, умственные действия или акты, а задачей психоло­ гии - реконструкцию связанных с этим переживаний индивида. В результате в рамках Вюрцбургской школы метод интроспекции был соединен с методом ретроспекции (от лат. retro - обратно, назад и spectrare - смотреть), т.е. последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им умст­ венных задач.

Однако, несмотря на теоретические различия и взаимное не­ приятие идей друг друга, все теории интроспективной психологии объединяло то, что они изучали не реально взаимодействующего с окружающим миром человека, а только его сознание. В резуль­ тате в начале XX века наметился кризис интроспективной психо­ логии, поскольку она оказалась бессильной перед многими прак­ тическими задачами, выдвигаемыми развивающимся капиталисти­ ческим обществом: требовалась разработка средств, позволяющих контролировать поведение человека и повышать производи­ тельность его труда, появилась необходимость определять способ­ ности человека к той или иной профессии, к обучению и т.д. Интроспективный метод абсолютно не годился для решения этих задач. Кроме того кризис психологии сознания был вызван и результатами исследований в области невропатологии и психиат­ рии. Исследования Ж. Шарко (1825-1893), И Жане (1859-1947) и3. Фрейда (1856-1939) убедительно доказали, что у человека кроме сознательных существуют неосознаваемые психические явления. Сильное влияние на новую ориентацию психологии оказало так­ же эволюционное учениеЧ. Дарвина (1809-1882), доказавшее необходимость рассматривать психические явления в их взаимосвязи

с окружающей средой, и учение ИЛ. Павлова (1849-1936) об условных и безусловных рефлексах.

Под влиянием идей Павлова и Дарвина французский психолог А. Пьерон (1881-1964) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундамен­ тальных свойства - способность ощущать и способность действо­ вать, контактировать с окружающей средой. Эти две стороны образуют единство, т.е. психика и действие неотделимы друг от друга. Отсюда Пьерон делал вывод, что все психологические термины и понятия должны быть рассмотрены с двух сторон - как извне наблюдаемые действия и как внутренние субъективные состояния (психические явления, переживания человека). Идеи Пьерона позволили иначе подойти к проблеме субъективного и объективного методов наблюдения.

доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находит­ ся в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он судит только на основе умозаключений, поскольку не может видеть, слышать и чувствовать за другого. Например, в нашем присутствии кто-то плачет. Мы полагаем, что он переживает чувство страдания. Но можно ли сказать, что мы непосредственно воспринимаем его чувство страдания? Нет, пото­ му что мы воспринимаем только ряд физических признаков стра­ дания: видим слезы, изменившиеся черты лица, слышим всхлипы­ вающие звуки. Все это воспринимается нашими органами чувств и составляет предмет нашего внешнего объективного опыта. Откуда же мы знаем, что этот человек страдает? Мы знаем это путем умозаключения из нашего внутреннего опыта. Когда мы сами оказывались в ситуации, вызывающей наше страдание, у нас тоже лились слезы и был плач. Таким образом, непосредственно воспринимать психические процессы других людей мы не можем, но можем делать о них умозаключения, т.е. понимать состояние других людей благодаря своему внутреннему опыту.

Это означает, что объективное наблюдение осознаваемых пси­ хических процессов может осуществляться только благодаря нали­ чию у наблюдателя опыта самонаблюдения.

Выразив мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с извне наблюдаемой активностью живых существ. Пьерон в 1908 г. выдвинул тезис о том, что предметом психологии должно являться поведение. Опередив бихевиористов, он впослед­ ствии не разделял их подходы к исследованию поведения. Его идеи были близки взглядамА. Валлона (1879-1964), Ж. Пиаже (1896-1980). Свое развитие они далее получили в трудахЛ.С. Вы­ готского (1896-1934), П.К. Анохина (1896-1974), Н.А. Бернштейна

(1896-1966), СЛ. Рубинштейна (1889-1960), А.Р, Лурия (19021977) и др.

С этого периода психологию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение. Соответственно изменилось отношение к основному методу психологии. Задача психологов теперь заключалась в том, чтобы создавать объектив­ ные методы изучения как психических процессов, так и внешней активности человека, его поведения и деятельности. Метод само-

наблюдения стал использоваться только как один из приемов исследовательской деятельности. Коренной пересмотр его как метода научного познания был обусловлен, по мнению А.Р. Лурия, также тем, что само самонаблюдение стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, имеющий очень ограниченное применение. Ограниченность субъективного метода вызвана тем, что не все психические процессы протекают созна­ тельно, а также тем, что сам акт самонаблюдения может внести значительные изменения в протекание наблюдаемых психических процессов.

ния за протеканием того или иного вида деятельности и на экспе­ риментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали метод эксперимента и метод наблюдения за поведе­ нием человека в естественных и экспериментальных условиях.

Метод наблюдения. Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь идет о простом объективном наблюдении. Различают прямое икосвенное наблю­ дение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения подразделяются еще наактивные (научные) ипассив­ ные или обычные (житейские). Многократно повторяясь, житей­ ские наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, ме­ тафорах, и в этой связи представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное на­ блюдение предполагает вполне определенную цель, задачу, усло­ вия наблюдения. При этом, если мы попробуем изменить условия или обстоятельства, при которых совершается наблюдение, то это уже будет эксперимент.

Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень усталости или напряженности при выполне­ нии человеком определенной работы. Исследователь может вос­ пользоваться методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальваниче- ская реакция и т.п.), которые сами не вскрывают особенностей протекания психической деятельности, но могут отражать общие

Московский психологический журнал. №6 (интегральная психология)

http://magazine.mospsy.ru/nomer6/s6.shtml


(Два первых периода нас мало интересуют, поскольку это были периоды рождения психологии как науки.)
Третий (10-е гг. - сер. 30-х гг. XX в) - Цель жизни - функционироание: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и т.д.;

Рассмотрим подробно три последних периода.

Московский психологический журнал.
№6 (интегральная психология)
Таль Ашер. "У истоков интегральной психологии"
(термины встречающиеся в публикации: психология, развитие личности, этапы развития психологии, бихевиоризм, психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология, психофизиологические теории, невроз, ведущая идея, определяющая ситуация, самоактуализация, самореализация, психоз, психосинтез, суфизм, интегральная психология, современная психология, Каббала, экзистенциальная психология, философия и психология)

"Мир един и единственен, и то, насколько в человеке уживается высшее и обыденное, на самом деле зависит лишь от его способности воспринимать мир с точки зрения вещей высшего порядка и одновременно во всей его обыденности."
Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. Языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных направлений занятие почти обреченное на провал. С другой стороны, развитие науки за последние годы идет по пути постепенного восхождения к общим принципам. Ведь законы, описывающие те или иные явления физики, психологии или химии, - по сути, частные проявления более общих законов природы.
В той или иной форме все направления психологии ставят перед собой задачу: привести личность к более целостному состоянию, то есть интегрировать те или иные "части", которые до этого были диссоциированы. Однако в настоящих моделях исследуются конфликты только между отдельными "частями" личности и не предлагается метод общей интеграции.
К тому же, к сожалению, большинство современных психологов не ставят перед собой задачу развития личности, они озабочены практическими, прагматическими аспектами: укреплением силы эго, развитием и оптимизацией защитных механизмов личности. Они не считают, что психология должна вести человека к "высшему состоянию". А потому психологии обществом отводится роль повивальной бабки - она лишь способствует переходу от невротического страдания к решению обычных проблем повседневной жизни.
Цель этой статьи - попытка представить интегральную психологию, как одну целостную модель, применимую на практике для развития личности и построения будущих психологических методик.

Пять этапов развития психологии
Историческая перспектива здесь дана лишь для демонстрации фона на котором зарождается новая психология. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы мной был выбран критерий цели жизни человека, которую определяет или подразумевает психология.В истории психологии я различаю пять больших периодов:

Первый (VI в. до н.э. - XVI в н э) - когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук;
Второй (XVII - нач. XIX вв). - когда в психологии формировался экспериментальный метод;
(Два первых периода нас мало интересуют,поскольку это были периоды рождения психологии как науки.)
Третий (10-е гг. - сер. 30-х гг. XX в) - Цель жизни - функционирование: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и т.д. ;
Четвертый (50-е гг. XX в. - конец XX в) - Цель жизни - рост и развитие: гуманистическая и трансперсональная психология.
Пятый (настоящее время) - Цель жизни - подъем к высшему состоянию: формирование интегральной психологии будущего.

Рассмотрим подробно три последних периода.

(Третий) Цель жизни - функционирование

Психоанализ, аналитическая, индивидуальная психология
Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались в духе психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над физиологическими. Эта позиция видела в пациенте набор симптомов и течение синдромов, частный случай, подкрепляющий ту или иную теорию. Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов.

Бихеовиризм
Предполагалось, что путем правильного использования подкрепления при тотальном контроле из человека можно сделать все что угодно. Личность существует только как сумма паттернов поведения. На этой стадии оказалось возможным рассматривать цель жизни человека как практическую целесообразность. Подобным образом понимаемый смысл определял поведение человека приспособительными интересами, сводящим его жизнь к "функционированию".

(Четвертый) Цель жизни - рост и развитие

Гуманистическая психология
В 40-х годах К.Левин выдвигает важнейший методологический принцип: ситуация должна рассматриваться не с точки зрения абстрактного наблюдателя, а с позиции самого вовлеченного в нее человека, как она дана в его переживании, как она дана для него.
Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Левин считал "наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной замысел или достижение цели". Из теории Левина У. Томас вывел представление об "определяющей ситуации", а Р. Мертон о "самовыполняющемся пророчестве". В целом отсюда выросли почти все последующие теоретические представления психологии о том, что человек не только реагирует на ту или иную ситуацию, но, более того, сам создает тот мир, в котором живет.
К. Гольдштейн первым ввел в научный оборот понятия "самоактуализация" и "самореализация": имеется в виду, что человек постоянно стремится реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и т.д., если есть другие мотивы - любопытство или желание игры. Из этого делается вывод, что "способности организма определяют его потребности", а не наоборот.
В 1937 году Оллпорт представил теорию, согласно которой личность представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала.
К. Роджерс постулирует тенденцию к самоактуализации как движение к конгруэнтности, адекватному восприятию мира и себя в мире.
В "Дальних пределах человеческой психики "Маслоу пишет, что "критерием, по которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являюся пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся личности". С другой стороны, любой отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновениями патологий. Маслоу полагал, что человек, удовлетворивший свои дефициентные потребности, несомненно обратится к поиску более высоких потребностей, необходимо лишь указать ему направление поиска.
Таким образом, гуманистическая психология исходит из представления о том, что людям свойственно развиваться в "позитивном" направлении, которое характеризуется движением к самоактуализации. Однако зададимся вопросом является ли достижение самоактуализации конечным пунктом развития личности? К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов? Здесь мы приходим к порогу на котором гуманистическая психология спотыкается.

Трансперсональная психология
С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккен создали Трансперсональную психологию.Т.п. сделала шаг вперед выдвинув положение о том, что мир представляет собой параллельное и одномоментное существование множества самых различных реальностей, обладающих равным онтологическим статусом. Границы между этими реальностями - это навязанная дурным воспитанием культурно обусловленная фикция в сознании человека, пребывающего в неведении, и страдающего только вследствие неведения. С. Гроф ввел новую картографию человеческой психики, в которой он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями.
Однако отрицательным аспектом этой теории была проекция на уход человека от реальной жизни в фантастическую "трансперсональную" реальность. Предназначение человека видется в наслаждении жизнью, как игрой. Для достижения этой "трансперсональной" реальности оправдывалось применение галлюциногенов, наркотиков, а так же медитативных и дыхательных техник йоги, вырванных из контекста йогического учения.
Появление новой, конкурирующей ветви психологии привели не к объединению, а, наоборот, к дальнейшему умножению психологических теорий. И. Яалом пишет, "В большом шатре гуманистической психологии приют находил каждый, и вскоре там образовался хаос различных школ и течений, которые даже на экзистенциальном эсперанто едва могли объясниться между собой. Гештальт-терапия, трансперсональная терапия, группы встреч, холистическая медицина, психосинтез, суфизм и многое другое - всё это оказалось под одной крышей."
Не произошло слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийно-категориальным аппаратом и методологией. Складывалось впечатление, что психологи обнаружили принципиально новое деление живущих на земле людей на "человека психоаналитического", "человека бихевиорального", "гештальт-человека" и т.п., и что различия между этими "новыми видами" глубже, чем все ранее известное науке. В лучшем случае отдельные положения иной школы, другого автора заимствовались путем перевода на собственный язык; причем число таких языков отнюдь не сокращалось.

(Пятый) Цель жизни - подъем к высшему состоянию

Попытки интеграции
В последние десятилетия в психологии и социальной работе появились направления, так или иначе рассматривающие психику человека как сложную многоуровневую саморегулирующуюся систему.
По Франклу, человек похож на скульптора, который из камня ваяет свою жизнь. И поступать следует так, как поступает скульптор. Он старается уже в камне увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов. Франкл считает, что у человека всегда есть возможность выбора, и он должен нести ответственность за свой выбор. Психологически незрелый человек не дает сам себе реализовывать собственные возможности, он сам себе мешает стать таким, каким он может быть. В результате он искажает свою жизнь. Быть человеком, по Франклу, - это значит не только осознавать свое отличие от других, но также уметь становиться непохожим на себя, т.е. уметь изменяться.
В числе революционных тезисов, провозглашенных Яаломом - тезис о том, что для каждого нового клиента надо изобретать новую психотерапию, тезис, что наиболее ценным инструментом психотерапевта является он сам, а также тезис, что критерием успешности психотерапии является изменение самого терапевта.
В 1977 К.Уилбер представил "интегральный подход", согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания". Это была смелая попытка координирования, разъяснения и концептуального обобщения разнообразных форм познания. Однако автор в основании своей концепции поставил восточную философию, оперируя такими понятиями как "мандала", "холон", "Великое Гнездо", "интерсубъективность" и т.д., ушел в теоретизирование, оторванное от научного подхода.
Российские психологи значительно продвинули интегральную психологию выдвинув принципы целостности и единства человеческой психики и предлагая интегративный подход в психологической практике.
Известны работы Ананьева и Бодалева о феномене акме - вершине развития человека, Вахромова о самоактуализации и Щербакова, представившего оригинальную кластерную теорию интеграции.
В. Козлов пишет: "Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей - психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого."
Однако современная психология, справедливо выдвигая интегративные принципы, пока еще остается в рамках трансперсональной практики, не предлагая существенно новых методов работы.

Наука Каббала как основа Интегральной психологии
Каббала не является ни мистикой, ни религией, ни философией, ни наукой в том смысле, что ее нельзя полностью свести к этим феноменам. Она представляет собой современную систему описания и познания мира, с соответствующим предметом изучения, языком и понятиями. Глубочайшие знания основ мироздания, его законов, специфическую методику достижение цели творения каббала хранила на протяжении сотен лет в ожидании времени, когда человечество разовьется настолько, что сможет принять каббалистические знания и правильно использовать их.
Михаил Лайтман проанализировал, систематизировал и обобщил открытую систему мировосприятия основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов. Эти материалы им были впервые переведены на современный научный язык. Мы являемся свидетелями интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, социальных, религиозных и философских аспектов.
На протяжении многих столетий каббала оставалась метафорическим изложением принципов управления высшего информационного слоя нашим миром. Все каббалистические книги, по сути, представляют собой методику внутренней работы и ее описание. Это аналогично описанию опытов ученого физика, химика и т.п., хотя те опираются на данные приборов восприятия, а каббалисты на постижение человека его органами восприятия. Такой подход выходит за рамки нашего классического понимания науки, но факт остается фактом: любой исследователь может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает ученый-каббалист.
В этой статье я попытался сформулировать только основные принципы итегрального подхода, основываясь на известных работах М.Лайтмана.(5)

Концепция высшего Я
1. Человек изначально существует в своем высшем состоянии. Это состояние дано ему от природы. По определенным причинам на протяжении истории это состояние было утеряно, сокрыто от человека. Каббала как наука предлагает свой способ возвращение к этому состоянию. Он заключается в развитии у человека способности вновь его ощутить.
2. Продвижение зависит от меры тождественности свойств исследователя свойствам изучаемого объекта.
3. Человек обретает противодействующую природному эгоизму силу, называемую экраном, и становится подобным свойству высших сил. В мере подобия восприятие расширяется.

Принцип целостности
Человек сегодня оторван от своего высшего состояния. Ощущение проблем приходят, как производная от потери изначальной цельности. Именно отличие наших свойств от высших вызывает в нас ощущение страданий. Депрессии, семейные конфликты, проблемы на работе, ощущение пустоты,наркотики - все это проекция нашей "раздробленности", разъединения, несостыковки. Эту оторванность, проявляющуюся в крайних состояниях, и полярных ощущених мы должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить всю полноту мироздания. Недостатки, раскрывающиеся в настоящем состоянии, они же и есть силы, разрушающие его. Именно из осознания всех недостатков и рождается следующее состояние. Раскрывающиеся недостатки в ощущении человека - подталкивают его к более исправленному состоянию.

Принцип движения
Хью Эверетт в его теории квантовой механики показал,что наблюдение за любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения. Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и наблюдателя.
Все изменения происходят только в самом наблюдателе, в его "Я" относительно высшего "Я". Движение по-вектору к высшему "Я" изменяет в сознании ощущение себя, своего существования, окружающего мира.
Вся наша работа - соединение своего сегодняшнего "Я" со своим высшим "Я". Эту работу можно разделить на два этапа: первое - осознание несовпадения, несостыковки, второе- выбор возвращения к единству: собрать все знания, впечатления, соединить и сопоставить картину единства.
Депрессия - ощущение оторванности от своей цели, от себя и будущего.
Лечение - развить в себе ощущение окружающего мира до такой остроты, чтобы вернуться к единству с миром.
Возвращение к единству - уподобление по свойствам нашей высшей ступени.
Если человек возвращается к единству с высшей ступенью он ощущает себя вне своих желаний, независимым от жизни и смерти тела, от пространства и времени.

Принцип самостоятельной работы
Цель развития личности - в самостоятельном подъеме: если человек желает достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков.
Поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я называется подъемом по ступеням его миров, где мы приходим к полному соединению с настоящим собой. И в той мере, в которой человек меняет свои свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность - эта система саморазвивающаяся и открытая.

Принцип групповой работы
Как мы уже определили человек изначально является частью общей высшей системы. Группа, стремящаяся сообща к высшему состоянию - это модель такой системы, это единственная лаборатория, где человек меняет себя. Работа заключается в стремлении человека стать по-настоящему интегральной частью такой группы.

О методах работы
В бихевиористских подходах, проводится длительное воздействие на самый поверхностный поведенческий слой. В религиозной среде особое внимание уделяется формированию внешнего воздействия: выстроенное ритуалов, моления при стечении массы, пение, многочисленные аудиовизуальные эффекты. Кроме того, в религии практикуется потход вытеснения "низких" желаний. С другой стороны, психоаналитики пытаются вскрыть вытесненные желания, заглянув чуть глубже в подсознание. Гуманистический подход старается повлиять на человека через его внешние структуры: социальные желания и роли. Трансперсональные методы, основанные на использовании измененных состояний сознания - директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники направлены на получение непосредственного доступа к более глубоких слоям психики.
Следует отметить, что такие процессы оказывают некоторое положительное воздействие, однако требуют постоянной, сильной и длительной энергетической подкачки терапевта, который к тому же не знает как будет проходить метод реабилитации. Щербаков приводит очень оригинальное сравнение: "Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда - нет. " (13) По этим причинам некоторые виды терапии рассчитаны на годы, многие виды отклонений психики вообще плохо поддаются воздействию.
Методика продвижения к высшему Я предусматривает работу с самым высшим уровнем сознания. Он же является и самым глубинным слоем. Именно он оказывает постоянное влияние на всю структуру личности. Все остальные структуры: сознательные, подсознательные, архетипы, перинатальные и трансперсональные - как в модели матрешки насаживаются на него. Поэтому нет необходимости работать с низшими внешними уровнями как это делают различные психологические школы.

Резюме
Целью интегральной психотерапии и методик развития личности является поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я. Эта работа выстраивает все остальные структуры его личности в интегральное целое. В этом продвижении ему не обойтись без квалифицированного инструктора и группы единомышленников,стремящихся к той же цели. Эта работа заключается в постоянном внутреннем изменении, когда, несмотря на внешние и внутренние метаморфозы, человек оценивает и потому ощущает происходящее с ним, как единство с мирозданием. Вплоть до того, что человек обнаруживает, что вообще ничего не меняется, кроме его отношения к постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится изначально и всегда.

Заключение
Эта статья является кратким вступлением в беседу об интегральной психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие открытия различных психологических школ, а также основные принципы нового потхода. Статья представляет собой лишь приглашение других присоединиться к этому обсуждению, продвигая вперед наше общее предприятие - психологию будущего.

Библиография:
1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.(http://hpsy.ru/linka/)
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека:теория самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Козлов В., Сивицкий В. Интегративная психология. Минск 2003 . (http://82.116.12.40/book/book7/book7_t.html)
5. Лайтман М.Статьи. 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)
6. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
7. Майков В. Интегральная философия Кена Уилбера.(http://transpersonal.ru/wilber.htm)
8. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998
11. Франкл В. Человек в поисках смысла.(http://hpsy.ru/link/250)
12. Уилбер К. Интегральная психология.М.2004
13. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml)
14. Яалом И. Краткосрочная позитивная психотерапия.(

педагогический психология ушинский возрастной

Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в.

И.А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии:

Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим.

Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Рассмотрим более подробно каждый из названных этапов развития педагогической психологии.

И.А. Зимняя назвала первый этап общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци). Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский,Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке. Анализируя вклад Г. Песталоцци,П.Ф. Каптерев отмечает, что "Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

Идею о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения - вооружение учащихся знаниями. Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрежку, притупляющие духовные силы детей, ученый стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путем познания" у ребенка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Последователем И.Г. Песталоцци был Ф.А. Дистервег, который основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел "основу науки о воспитании", и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования. Ф.А. Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащегося; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения он сформулировал в четких правилах.

Особое значение для становления педагогической психологии имело творчество К.Д. Ушинского. Его работы, прежде всего книга "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений.

К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов:

  • - о психологической природе воспитания;
  • - пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения;
  • - пределах и возможностях обучения;
  • - соотношении воспитания и развития;
  • - сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.

Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в.

Второй этап связан с периодом, когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий. Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. XIX в. Значение первоначального периода развития педагогической психологии определяется в первую очередь тем, что в 60-е гг. XIX в. были сформулированы принципиальные положения, определяющие становление педагогической психологии как самостоятельной научной дисциплины. В то время были поставлены задачи, на которых должны быть сосредоточены усилия ученых, обозначены проблемы, которые необходимо было исследовать, чтобы поставить педагогический процесс на научную основу. Руководствуясь потребностями воспитания и обучения, задачей формирования всесторонней личности, ученые того периода подняли вопрос о широком комплексном изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Идея целостного разностороннего исследования ребенка прозвучала с большой убедительностью. Сознательно не желая ограничивать теоретическое обоснование педагогики одной психологией, они стимулировали развитие исследований на стыке разных наук. Рассмотрение в единстве и взаимосвязи трех основных источников педагогики - психологии, физиологии, логики - послужило основой контактов между психологией, физиологией и медициной, между психологией и дидактикой. Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления - педологии, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К.Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление педологии: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". На Западе педологией занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником российской педологии является блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад в науку внес и замечательный ученый В.М. Бехтерев. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки трудности в развитии.

Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропометрии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. В 30-е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био- и социогенеза, тестов и др.), результатом чего явились два постановления ЦК ВКП(б). Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории. Педологию вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Л.С. Выготский объявлен "эклектиком", М.Я. Басов и П.П. Блонский - "пропагандистами фашистских идей". К счастью, многие смогли избежать подобной участи, сумев переквалифицироваться. Более полувека тщательно скрывалось, что цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и другие, а также педагоги Занков и Соколянский были педологами. Еще совсем недавно при издании сочинений Выготского его лекции по педологии пришлось переименовывать в лекции по психологии. Ряд работ П.П. Блонского, работы Л.С. Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране.

Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология" в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

К концу XIX в. в русской психолого-педагогической науке не только сформировались основные области научной деятельности, но и были накоплены значительные данные, позволявшие сформулировать практические проблемы. Идея психофизиологического исследования ребенка и использования его результатов в педагогической практике получила подкрепление в обосновании возможности изучения психических явлений экспериментальным путем. Использование эксперимента в условиях обучения, предпринятое И.А. Сикорским в 1879 г., вначале не получило широкого отклика в науке. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг., эксперимент стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении. Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами школьного образования. Педагоги почувствовали явную необходимость в прочных психологических знаниях, а психологи поняли, как много интересного и поучительного содержится в школьной жизни. Состояние науки и практики ясно показало, что школа и наука должны пойти навстречу друг другу. Но весь вопрос состоял в том, как это сделать, как организовать психологические исследования так, чтобы они прямо направлялись на решение педагогических задач. Столь же неизбежно встал вопрос о том, кто должен проводить такие исследования. Решение сложных теоретических и методологических проблем педагогической психологии становилось невозможным без их обсуждения и всестороннего анализа. Этого требовало и дальнейшее развитие конкретных исследований, определение главных направлений движения исследовательской мысли. Иными словами, необходимо было значительное расширение научно-организационной деятельности. Развитие педагогической психологии в России с начала XX в. прочно стало на научные основы. Утвердился статус этой науки как самостоятельной отрасли знания, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования в этой области заняли ведущее место в отечественной психологической и педагогической науке. Это было связано с успехами в изучении возрастного развития, обеспечивающими авторитет возрастной и педагогической психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач воспитания и обучения. Не только в науке, но и в общественном мнении утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования. Поэтому в разработку этих проблем включились ученые разных специальностей, лучшие русские умы, выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности: В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов. Сформировалась целая плеяда отечественных психологов, активно занявшихся теоретическими и организационными вопросами изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения. В эту плеяду входили, прежде всего, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая, методологическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение научной работы, на пропаганду психолого-педагогических знаний среди практических работников системы просвещения, на повышение их квалификации. По их инициативе стали создаваться специализированные научные центры, обеспечивающие научно-исследовательскую и просветительскую деятельность и подготовку кадров. Получили распространение небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению развития детей при некоторых учебных заведениях, создавались психолого-педагогические общества, научно-педагогические кружки желающих направить свои усилия на совершенствование воспитания и обучения. Педагогическая психология стала составной частью содержания образования в педагогических учебных заведениях. Был поставлен вопрос об изучении основ психологии в старших классах средней школы, разработаны учебные курсы по психологии.

В отечественной педагогической психологии с 30-х гг. были развернуты исследования процессуальных аспектов обучения и развития:

  • - взаимосвязи восприятия и мышления в познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн, С.Н. Шабалин);
  • - соотношения памяти и мышления (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др.);
  • - развития мышления и речи дошкольников и школьников (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
  • - механизмов и этапов овладения понятиями (Ж.И. Шиф, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.);
  • - возникновения и развития познавательных интересов у детей (Н.Г. Морозова и др.).

В 40-х гг. появилось много исследований, посвященных психологическим вопросам усвоения учебного материала различных предметов: а) арифметики (Н.А. Менчинская); б) родного языка и литературы (Д.Н. Богоявленский, Л.И. Божович, О.И. Никифорова) и др. Ряд работ связаны с задачами обучения чтению и письму (Н.А. Рыбников, Л.М. Шварц, Т.Г. Егоров, Д.Б. Эльконин и др.). Основные результаты исследований получили отражение в работах А.П. Нечаева, А. Бине и Б. Анри, М. Оффнера, Э. Меймана, В.А. Лайя и других, в которых исследуются особенности запоминания, развития речи, интеллекта, механизм выработки навыков и т.д., а также в исследованиях Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, С. Фрэне, Эд. Клапереда; в экспериментальном изучении особенностей научения (Дж. Уотсона, Эд. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скиннера); в изучении развития детской речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского Ш. И К. Бюллеров, В. Штерна и др.); в развитии специальных педагогических систем - Вальдорфской школы (Р. Штейнер), школы М. Монтессори.

Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени

Основанием для выделения третьего этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации; в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой - соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и других о проблемном характере мышления, его фазности, начале возникновения мысли в проблемной ситуации (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн). В 1957-1958 гг. появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов - Н.Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В то же время в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова разрабатывалась теория развивающего обучения, возникшая в 70-х гг. на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной системе Л.В. Занкова. В период 40-50-х гг. С.Л. Рубинштейн в "Основах психологии" дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний, которая с разных позиций детально разрабатывалась Л.Б. Ительсоном, Е.Н. Кабановой-Меллер и другими, а также Н.А. Менчинской и Д.Н. Богоявленским в концепции экстериоризации знаний. Появившаяся в середине 70-х гг. книга И. Лингарта "Процесс и структура человеческого учения" и книга И.И. Ильясова "Структура процесса учения" позволили сделать широкие обобщения в этой области. Заслуживает внимания возникновение принципиально нового направления в педагогической психологии - суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60-70-е гг. прошлого столетия), основой которого является управление педагогом неосознаваемыми учащимся его психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии исуггестии. На этой основе разработаны методы активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А.В. Петровский, Л.А. Карпенко).

В 50-70-х гг. на стыке социальной и педагогической психологии проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). Особая сфера исследования относится к вопросам обучения и воспитания трудных детей, формирования автономной морали у подростков в некоторых неформальных объединениях (Д.И. Фельдштейн).

В этот же период наметились тенденции к постановке комплексных проблем - воспитывающего обучения и обучающего воспитания. Активно изучаются:

  • - психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;
  • - содержание и организация начального образования (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);
  • - психологические причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);
  • - психолого-педагогические критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).

С конца 70-х гг. ХХ в. активизировалась работа в научно-практическом направлении - создании психологической службы в школе (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин и др.). В этом аспекте выявились новые задачи педагогической психологии:

  • - разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы,
  • - оснащение ее диагностическими средствами,
  • - подготовка практических психологов.

Все многообразие этих теорий, однако, имело один общий момент - теоретическое обоснование наиболее адекватной, с точки зрения авторов, требованиям общества системы обучения - учения (учебной деятельности). Соответственно формировались определенные направления обучения. В рамках этих направлений обучения выявились и общие его проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающихся как цель обучения и др.

Так, например, отечественная педагогическая психология изучает:

  • - психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.), образовательным процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);
  • - управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
  • - учебную мотивацию (А.К.Маркова, А.Б.Орлов и др.);
  • - индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса;
  • - сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.) и др.;
  • - личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев и др.) и др.

Таким образом, на этом этапе развития педагогическая психология становится все более объемной. Итак, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п. В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Прогрессирующая дифференциация социального знания в XIX в. способствовала формированию двух социальных наук: социологии и психологии. Она связана, соответственно, с именами французского социолога О. Конта, считающегося основателем современной социологии, и немецкого психолога В. Вундта, первым предпринявшего фундаментальную попытку исследовать роль психологических явлений в жизни не только индивидов, но и целых пародов .

В начале XX в. наряду с выделением социальной психологии в самостоятельную науку отчетливо оформились две ее ветви – психологическая и социологическая. Теоретические основы и проблематика данных двух направлений существенно различаются, хотя оба рассматривают социальное поведение. На страницах современных американских и европейских учебников констатируется существование двух социальных психологий как дань давно сложившейся традиции.

В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности. Представляется, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их личностными различиями. Даже при изучении групповой динамики проявляется тенденция объяснять данные процессы на индивидуальном уровне. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент.

Сторонники социологической социальной психологии, наоборот, преуменьшают роль индивидуальных различий и влияний непосредственных социальных стимулов на поведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уделяется характеристикам бо́льших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких социетальных проблем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение. Основными исследовательскими методами здесь являются опросы и включенное наблюдение .

Особенно сильно различие направлений проявляется в американской науке.

Пример из практики

В США социальная психология официально представлена дважды: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации (так называемая социологическая социальная психология – ССП) и внутри Американской психологической ассоциации (психологическая социальная психология – ПСП); в предисловиях и учебниках обычно указывается, является ли автор социологом или психологом но образованию. Соответственно, в учебных курсах существуют весьма различающиеся между собой планы и программы. Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется: "Две социальные психологии" .

В отечественной социальной психологии обнаруживается проблема конкретизации предмета науки, фактически из-за существования в нашей стране также двух социальных психологий: одной, связанной преимущественно с более "социологической", другой – преимущественно с "психологической" проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая существует и в ряде стран.

Однако в реальной жизни психологические и социальные факторы, детерминирующие поведение, неразделимы. Их можно анализировать отдельно лишь в абстракции. В любом из этих случаев одна из сторон присутствует либо как фигура, либо как фон. Эта неразрешимая дилемма была блестяще обоснована в работе С. Московичи. Результатом того или иного выбора оказываются в одном случае – социологическая (скорее социологизированная) психология, в другом – психологическая (скорее психологизированная) социология .

В настоящее время возникла точка зрения, согласно которой выделяют как минимум три социальные психологии. В одном случае исследователи отдают предпочтение существованию наряду с "психологической" и "социологической" социальной психологией третьей теоретической ориентации – "символического интеракциониама". В рамках данного подхода делается попытка совместить два выделенных ранее направления социально-психологического знания. В другом случае, начиная с конца 1970-х гг., главной тенденцией исследователи называют обращение к теме многообразия культур, что привело к созданию самостоятельной науки – кросс-культурной психологии. В рамках данного подхода изучается, в какой степени социальное поведение зависит от культурных ценностей.

Психология занимается изучением богатого внутреннего мира человека, закономерностей функционирования и развития психики. Переводится с греческого как «учение о душе». Известно множество ее отраслей, разделов и направлений.

Дерево психологии

Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

Общая психология - это ствол - теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

Ветви дерева - основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки - это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки - более узкие разделы.

Основные виды "науки о душе"

Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:

  • теоретическая - изучает явления, феномены, разрабатывает теории и выделяет закономерности;
  • прикладная - применяет все известные закономерности развития и теоретические знания на практике;
  • практическая - объединяет в себе области, которые направлены на предоставление психологической помощи.

Практическая психология

Видами практической психологии являются:

  • психодиагностика - обязательный этап работы психолога в любой сфере: в образовании, в медицине, в консультировании, в трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе, в армии, в спорте. Она предназначена для измерения и анализа индивидуальных или групповых поведенческих и физиологических особенностей людей;
  • психологическая коррекция (индивидуальная или групповая) - деятельность, направленная на исправление особенностей и отклонений душевного развития, мешающих человеку в его социализации, трудовой деятельности, в общении;
  • психологическая профилактика или психогигиена направлена на предупреждение нервно-психических заболеваний и оказание необходимой помощи в кризисных ситуациях;
  • психологическое консультирование - оно может быть очное - при непосредственном общении специалиста и клиента, или заочное - клиент обращается за помощью через интернет или по телефону доверия.

Научная и житейская психология

Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

Методы психологии - возможные критерии классификации и виды

Методы - это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.

К основным относятся:

  • житейское или научное наблюдение;
  • лабораторный или естественный эксперимент.

Вспомогательными являются:

  • обобщение независимых показателей;
  • анализ результатов деятельности;
  • устный, письменный опросы или интервью;
  • тестирование.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы - проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

"Дерево психологии" постоянно разрастается, а на нём появляются новые ветви и маленькие веточки. Изучение "душевной" науки никогда не будет скучным занятием, ведь это одна из самых важных и интересных специальностей. Вместе с ней увеличивается классификация видов психологии, появляются новые факторы человеческого поведения и их толкование. А все потому, что наука не стоит на месте, а очень активно развивается.