План организации классных родительских собраний. Виды родительских собраний

Тема : Адаптация школьников при переходе в среднее звено

Цель :

Выявить ожидания и страхи родителей по поводу перехода детей в среднее звено

Ознакомить родителей с особенностями младшего подросткового возраста

Решение вопросов класса

План собрания:

    Проверка присутствующих

    Знакомство с родителями

    Обсуждение следующих тем:

- организация питания детей

- учебники

- ГПД

- родительский комитет

- день именинника

Ход собрания

    Проверка присутствующих

Отметить в своем блокноте присутствующих.

    Знакомство с родителями

Рассказ о себе: выбор профессии, образование, цели работы с 5 классом.

    Заполнение анкет (Приложение 1)

Родителям предлагается заполнить анкеты с целью более детального изучения семьи каждого ребенка.

    Обсуждение главной темы собрания

Ожидание успеха Страхи и предстоящие трудности

-Пробелы в знаниях за курс начальной школы.

-Отсутствие желания учиться.

-Слабая организация самостоятельной деятельности. Постоянно нужен контроль.

-Невнимательность и рассеянность.

-Трудности в выполнении письменных заданий по русскому языку.

-Трудности при решении математических задач.

-Трудности в подготовке устных ответов.

-Неуверенность в своих способностях. И другие

Минутка психологических фактов

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

    умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

    умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

    умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

    навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

    навыки уверенного поведения;

    навыки совместной (коллективной) деятельности;

    навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

    навыки самоподготовки;

    навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

    овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

    формирование умения учиться в средней школе;

    развитие учебной мотивации, формирование интересов;

    развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

    формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

    формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

    Обсуждение следующих тем:

Организация питания детей

Учебники

ГПД

Родительский комитет

День именинника

6. Подведение итогов собрания

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя и отчество матери ____________________________________________________________

2. Год рождения, образование __________________________________________________________________

3. Место работы, должность, контактный телефон ________________________________________________

4. Фамилия, имя и отчество отца _______________________________________________________________

5. Год рождения, образование __________________________________________________________________

6. Место работы, должность, контактный телефон ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

7. Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) __________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют собственного жилья (съемное) __________________________________________________________

10. Условия для занятий ребенка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате,

стол совместно с другими детьми) ______________________________________________________________

11. Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.) ______________________________________________________________________

12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова/вдовец, многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы, родители-студенты, родители-пенсионеры и др.) _______________________________

____________________________________________________________________________________________

13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:

Проведение бесед с учащимися на специальные темы.

Организация экскурсии.

Помощь в изготовлении пособий, в ремонте класса, мебели.

Помощь в организации досуговой деятельности.

Другое ____________________________________________________________________________________

Темы родительских собраний и их краткое описание

В помощь учителю мы предлагаем несколько тем для родительских собраний, с методическими материалами и рекомендациями.

Тема: "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

План собрания.
1. Школа моего детства (воспоминания родителей о своей школе). Обмен воспоминаниями.
2. Мозговой штурм. Школа глазами родителей.
3. Школа моей мечты. Анализ сочинений школьников и фантастических проектов.
4. Определение требований семьи к школе и школы к семье в воспитании и обучении детей.
5. Организация досуга детей. О проведении совместных праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий для детей и их семей.

    учащиеся пишут сочинение "Что значит для меня школа";

    разрабатываются фантастические проекты группами школьников "Школа моей мечты";

    оформляется выставка проектов и выделяются наиболее яркие фрагменты сочинений школьников;

    готовится специальная выставка поделок детей, их работ, фотографий из жизни класса;

    составляются вопросы для мозгового штурма и приготавливаются маленькие полоски бумаги для ответов;

    разрабатывается проект требований семьи к школе и школы к семье, который заранее обсуждается с отдельными родителями или родительским комитетом класса.

Вопросы для мозгового штурма:
1. Какое школьное событие запомнилось вашему ребенку?
2. Что надо изменить в школе по отношению к вашему ребенку?
3. Что вообще надо изменить в современной школе?
4. Чем вы больше всего недовольны в работе школы?
5. Что надо сделать, чтобы школа отвечала вашим требованиям?
6. Какую школу вы бы хотели для своего ребенка?
7. Как вы лично можете положительно повлиять на ситуацию в школе?
8. Ваши предложения учителям, которые учат вашего ребенка.
9. Ваши предложения руководству школы.
10. Ваши предложения местной администрации.

Проект "Основные направления взаимодействия школы и семьи"

1. Ищем и находим положительное в семье и в школе и всячески поддерживаем его.
2. Принимаем участие в делах класса.
3. Приходим в школу по собственной инициативе, а не по приглашению учителя.
4. Интересуемся делами в школе и классе у своего ребенка и его друзей.
5. Общаемся с родителями своего класса не только на родительских собраниях, но и при проведении различных мероприятий с детьми класса.
6. Проявляем инициативу и вносим предложения по проведению интересных дел с детьми и для детей.
7. Учитель - друг нашего ребенка и семьи.

Методика, приемы, техника

Обмен родителей воспоминаниями

Мозговой штурм.

1. Прочитайте первый вопрос. Родители письменно отвечают на него на полоске бумаги.
2. Ответ на каждый вопрос записывается на отдельной полоске, причем все ответы нумеруются.
3. После завершения ответов на все вопросы родители делятся на группы по числу вопросов. Первая группа собирает все ответы на первый вопрос и систематизирует их. Аналогично поступают все другие группы.
4. После завершения систематизации первая группа зачитывает вопрос и мнение, полученное в ходе обобщения. Аналогично поступают все другие группы.
5. Таким образом, обсуждаются все вопросы мозгового штурма.

Школа моей мечты. Авторы проекта (ученики класса) рассказывают о том, какой бы они хотели видеть школу будущего. От их имени может о школе будущего рассказать учитель или родители этих детей. В любом случае проекты детей следует обсудить и не оставлять без внимания.

Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Форма проведения собрания - "круглый стол"

План собрания.
1. Вступительное слово учителя.
2. Анализ анкет родителей.
3. Анализ анкет школьников.
4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".
5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Подготовка к родительскому собранию:

    разрабатываются анкеты для учеников и родителей по теме родительского собрания;

    продумывается форма приглашения родителей на родительское собрание (конкурс среди школьников на лучшее приглашение);

    готовится выставка семейных альбомов, фотографий по теме "Наши семейные праздники";

    подбираются для оформления классной комнаты пословицы и поговорки о дружной семье и ее влиянии на воспитание;

    продумывается музыкальное сопровождение при просмотре выставки.

Материалы к проведению собрания

Анкета для родителей
1. Довольны ли вы своими детьми?
2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?
3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?
9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?
10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?

Анкета для школьников
1. Доволен ли ты своими родителями?
2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?
3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?
8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?
9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?
10. Какое семейное мероприятие (праздник) тебе особенно запомнилось?

Заповеди для родителей

    Относитесь к ребенку как к личности.

    Не унижайте ребенка.

    Не морализируйте.

    Не вымогайте обещаний.

    Не потакайте.

    Умейте слушать и слышать.

    Будьте строгими с детьми.

    Будьте справедливыми к своим детям.

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:

    неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;

    ограничение активности, самостоятельности подростка в авторитарной форме;

    уклонение от контакта с детьми, чтобы избежать конфликта;

    принуждение при предъявлении требований вместо объяснения необходимости их выполнения;

    убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;

    непонимание потребностей детей;

    игнорирование личных интересов ребенка;

    запрещение ребенку заниматься любимым делом;

    нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;

    убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;

    бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии представления о цене труда;

    поглощенность только миром "земных" потребностей.

Необходимо помнить:

    анкетирование школьников проводится в классе, причем анонимно. Никакие фамилии не называются, чтобы не создавать конфликтные ситуации в семье;

    родители заполняют анкеты дома, и учитель собирает их за неделю до начала собрания, чтобы сделать анализ и обобщение;

    на основе данных анкет родителей и школьников выявляется общее и отличительное в каждой возрастной группе;

    расстановка акцентов должна быть корректной, что позволит вызвать родителей на откровенный разговор во время "круглого стола", в противном случае дискуссия не получится.

Тема: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"

План собрания.

1. Экскурсия по выставке детских (семейных) поделок и знакомство с фрагментами сочинений школьников.
2. Беседа учителя о значении труда в семье.
3. Анализ анкет родителей и школьников.
4. Свободная дискуссия на тему "Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье".
5. Принятие рекомендаций.

Подготовка к родительскому собранию:

    школьники готовят поделки для выставки;

    проводится анкетирование родителей и школьников, материалы анкет обобщаются;

    определяется форма приглашения на родительское собрание;

    продумываются вопросы для дискуссии;

    учащиеся пишут сочинение на тему "Мир семейных увлечений", отбираются отдельные фрагменты из сочинений или полные тексты.

Материалы к проведению собрания

Анкета для родителей
1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?
3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?
5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

Анкета для школьников
1. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
2. Охотно ли ты ее выполняешь?
3. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь свои обязанности?
4. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
5. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
6. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

Как делать замечания - рекомендации для родителей
Прежде, чем делать замечание ребенку, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. В каком состоянии я нахожусь?
2. Что даст ребенку и мне мое замечание?
3. Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя так делать или поступать?
4. Не прозвучит ли в голосе "Ага, попался!"?
5. Хватит ли терпения и выдержки довести дело до конца?
Если вы не сможете ответить на все вопросы, то не делайте замечание.

Правила семейной педагогики

    Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

    Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.

    Подчеркивайте в поведении детей и близких хорошее, их успехи, активно поддерживайте желание ребенка стать лучше. Старайтесь не ставить плохое в центр воспитания.

    Воспитывайте на положительном, вовлекайте детей в полезную деятельность.

    Не давайте ребенку проявлять плохое, почаще говорите: "Так взрослые себя не ведут!", "Вот этого я никак не мог от тебя ожидать!"

    Не ругайте, а показывайте ребенку, какой вред он наносит себе и окружающим своим отрицательным поведением, плохими поступками.

    Разговаривайте с ребенком как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.

Методика, приемы общения

Свободная дискуссия проходит более продуктивно за круглым столом. Вопросы для обсуждения продумываются заранее, они не должны требовать однозначных ответов. Вопросы типа "Считаете ли вы важным трудовое воспитание?" называются закрытыми. Такой вопрос не вызовет дискуссии. Для дискуссионного обсуждения вопрос можно сформулировать примерно так: "Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?" Вопросы, на которые может быть предложено несколько ответов, называют открытыми. Для дискуссии важны открытые вопросы, чтобы прозвучали разные точки зрения по обсуждаемой проблеме. Например: " Труд - необходимость или обязанность?"

Тема: "Поощрение и наказание"

План собрания.

1. Педагогические ситуации из жизни класса.
2. Сообщение учителя о значении методов поощрения и наказания в воспитании детей.
3. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.
4. Беседа по вопроснику.
5. Разговор о поощрениях.
6. Подведение итогов.

Подготовка к собранию:

    продумать форму приглашения родителей на собрание;

    расставить столы в классе по кругу;

    написать на доске эпиграф: "Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…" (С. Соловейчик);

    подготовить выставку книг о воспитании наказанием и поощрением;

    разработать анкету для родителей и провести их анкетирование примерно за неделю до собрания;

    продумать ход беседы о поощрениях и наказаниях в семье, опираясь на данные анкет родителей.

Материалы к проведению собрания

Анкета для родителей
1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку?(Да, нет, иногда)
3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение, подарки)
4. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)
5. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания? (Да, нет, иногда)
6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли с вами своими секретами? (Да, нет, иногда)
7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда)

Вопросы для беседы
1. Какова роль поощрения в воспитании детей?
2. Какие виды поощрения вы используете?
3. Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребенка?
4. Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?
5. Как вы относитесь к наказанию детей?
6. Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
7. Как вы относитесь к физическому наказанию?
8. Существует ли связь между наказанием и формированием нежелательных черт характера ребенка?
9. Как ваш ребенок реагирует на физическое наказание?
10. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
11. Что вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной мудрости? Всегда ли это верно?

Тема: "Школьная отметка: за и против"

План собрания.

1. Вспомним свою первую отметку. Что она вызвала: радость, огорчение? Почему сохранилось это воспоминание?
2. Закон "Об образовании" (статьи о школьном образовании и о правах и обязанностях родителей).
3. Государственный образовательный стандарт в обучении школьников и школьная отметка.
4. Нормативные требования к оценке знаний, умений и навыков школьников по различным учебным предметам.
5. Школьная отметка: поощрение и наказание.
6. Подведение итогов собрания.

Подготовка к родительскому собранию:

    выписываются статьи из Закона "Об образовании" о школьном образовании и о правах и обязанностях родителей;

    распечатываются материалы Государственного образовательного стандарта для родителей;

    распечатываются требования к оценкам по отдельным предметам, которые вызывают частые вопросы родителей;

    продумывается форма приглашения родителей на данное собрание;

    составляются и размножаются памятки для родителей.

Материалы к проведению родительского собрания

Как относиться к отметке своего ребенка.

    Помните, что это ваш ребенок, и отметка, полученная им - это ваша отметка. Как бы вы отнеслись к себе в этом случае?

    Двойка - всегда наказание. Не ругайте, не наказывайте ребенка, ему и так плохо. Подумайте вместе, что надо сделать, как изменить ситуацию, чем помочь маленькому человечку в решении его проблемы. Вы через это уже прошли, вам все понятно, а у него это первые шаги. Не усложняйте его путь.

    При выполнении заданий дети часто отвлекаются. Это вина взрослых, что которые не научили ребенка сосредотачиваться на деле и сами постоянно дергают и отвлекают. Постарайтесь терпеливо учить ребенка не отвлекаться при выполнении задания. Работайте с часами: сначала 5 минут, а затем каждый раз больше на 1-2 минуты.

    Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать.

    Научите своего ребенка учиться. Это значит не только выполнять задание, но и контролировать самого себя и правильность выполнения. Пусть ребенок учится сам, без напоминаний и понуканий. Это будет вашим главным достижением в обучении.

    Научите своего ребенка любить книгу. Это поможет ему учиться далее самому, успешно овладевать знаниями.

    Научите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя.

    Помогайте и ободряйте.

Памятка для родителей первоклассника.
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - первый союзник и друг вашей семьи.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка, спрашивая, что он узнал нового, чему научился, а не только, что получил.
4. Регулярно контролируйте выполнение ребенком домашнего задания, помогайте иногда, если ребенок испытывает затруднение, но не делайте работу за него.
5. Расширяйте знания и умения ребенка, пробуждайте интерес к учению дополнительной занимательной информацией по изучаемой проблеме.
6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех классных и внеклассных мероприятиях.
7. Старайтесь выслушать рассказы ребенка о себе, о школе, о его товарищах, живите интересами своего ребенка.
8. Старайтесь оказывать посильную помощь школе и учителю. Это благотворно отразится на вашем ребенке и поможет вам овладеть искусством воспитания.

План беседы с родителями
1. Какими могут быть поощрения за хорошую отметку.
2. Какие поощрения наиболее эффективны для учащихся нашего класса.
3. Наказание за плохую отметку. Положительные и отрицательные моменты наказания.
4. Влияние наказаний на отношение школьников к учению.

Методика проведения бесед, дискуссий

При обсуждении Государственных образовательных стандартов необходимо пригласить учителейпредметников или завуча школы, чтобы он разъяснил сложные моменты, так как это понятие новое для многих родителей.

Аналогичным образом можно поступить при рассмотрении вопроса о нормативных требованиях.

Старайтесь переводить разговор с личности отдельного учителя на конкретные требования к учебному процессу. Не обсуждайте с родителями действия отдельных учителей, это не принесет пользы. Рассматривайте только требования к учащимся, как их реализует учитель.

Не допускайте обсуждения на данном собрании поступков отдельных учеников, их отношения к учебе. Эта тема другого родительского собрания. На этом собрании вы должны познакомить родителей с теми требованиями, которые предъявляет государство к школьнику, и только.

План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» - одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал может быть использован классными руководителями при подготовке к родительским собраниям.

Форма проведения: родительский практикум

Цели : формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения родительского собрания

по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»

Дата проведения: 19.11.2013

Время проведения: 18.00

Разработчик: Н.А. Моргунова, зам. директора по ВР МАОУ СОШ № 25

Форма проведения: родительский практикум

Цели: формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Место проведения: МАОУ СОШ № 25

Оборудование, ресурсы и материалы: мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

План проведения мероприятия

№ п/п

Время

Сообщение целей практикума.

1 минута

Знакомство (родители пишут маркерами на листочках свои имена и прикрепляют бейджи)

3 минуты

Введение в тему практикума. Упражнение 1 «Обсуждение ситуации»

7 минут

Упражнение 2 «Определить неэффективные сообщения»

3 минуты

7 минут

Упражнение-игра «Место под солнцем». Обсуждение

6 минут

Рефлексия. Подведение итогов.

2 минуты

Итого

30 минут

Конспект проведения мероприятия

Добрый день, уважаемые Родители.

Предметом нашего обсуждения станет классическая проблема взаимоотношения поколений. Недопонимание между «отцами» и «детьми» было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Поэтому тема нашего родительского практикума «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» Шаг 1 (слайд № 1).

Жизнь без конфликтов невозможна, а успешно их разрешение зависит от нас – взрослых. Предлагаю рассмотреть одну из ситуаций, с которой сталкивается практически каждый родитель.

Упражнение 1 «Обсуждение ситуации» (слайд № 2)

Ситуация: « Ваш 13-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и в очередной раз оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид»

Что в данной ситуации Вы скажете своему ребенку?

(Варианты высказываний записываются на флипчарте)

Родители, сталкиваясь с подобным протестным поведением своих детей, используют различные пути выхода из конфликтной ситуации. Одни выбирают путь: «Я выигрываю - ты проигрываешь» и настаивают на своем, другие «Ты выигрываешь - я проигрываю» и уступают ребенку, третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Есть еще одни подход – «беспроигрышный», он требует коренного изменения установок большинства родителей в отношении своих детей, времени и навыков четкого сообщения о своих чувствах и эффективной коммуникации между родителями и детьми.

Взрослые выражают свои чувства и эмоции посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, угроза, совет, уговаривание или посылка готового решения (что ребенку нужно сделать). Н-р («Немедленно уберись за собой!», «Всегда убирай за собой!», «Я рассержусь на тебя, если ты не уберешь» и т.д.).

Посылка «Ты-сообщения» (слайд № 3)

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;

2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;

3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;

4) вызывает у ребенка чувство вины;

5) снижает степень самоуважения для ребенка;

6) заставляет ребенка защищаться;

7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение. Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Посылка «Ты-сообщения» почти всегда начинается со слова «Ты» или содержит это слово. Все эти сообщения «Ты» - ориентированы.

Уважаемые родители, как Вы думаете, чем «Я-высказывание» отличается от «Ты-высказывания»?

(Предполагаемые ответы родителей: «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я расстроена тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Упражнение 2 Определить неэффективные сообщения

Предлагаю вашему вниманию ситуации и родительские сообщения, прочитав их, определите неэффективные сообщения (слайды № 4-7)

Ситуация и сообщение

Дети шумят около ТВ: какую передачу смотреть. Родитель: "Прекратите шуметь и выключите сейчас же ТВ!"

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Я вижу, тебе нельзя доверять. Я очень рассержена на тебя. Ты будешь проучена на месяц".

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Слава богу, ты наконец-то пришла домой. Я так рада, какое облегчение. Я так боялась, что что-то случилось".

Учитель прислал домой записку о том, что 13-летний ребенок громко болтал на уроке. "Подойди и объясни, почему ты заставляешь нас краснеть из-за твоего дрянного языка".

Вывод: От родителя требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать свои внутренние чувства. Честность и открытость «Я-сообщений» в третьем примере создает истинно человеческие отношения между родителем и ребенком. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости.

Упражнение 3 «Тренировка в построении «Я – высказывания»

Работа в группах (разделиться на 3-4 группы). Каждой группе дается задание - переформулировать фразу из Ты – сообщения в Я – сообщение. (проблема и «Ты –сообщение» написаны на карточках) (Приложение 1)

Затем (при необходимости) группа возвращается к обсуждению ситуации № 1. Формулировка «Я – сообщения»

Упражнение-игра «Место под солнцем»

Инструкция: Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.

Обсуждение:

Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?

Может ли «Ты-высказывание» отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?

Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?

Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые родители на следующей нашей встрече мы познакомимся и обсудим три основных подхода к решению конфликтной ситуации между родителями и детьми. А сейчас я прошу Вас одним словом выразить свое состояние и настроение после собрания.

Литература:

  1. С.М. Емельянов Практикум по конфликтологии. С-П,2000.
  2. Р.В. Овчарова Практическая психология. М., 1999.
  3. С.А. Левашова Психолог и подросток. Ярославль, 2002.
  4. Е.Лютова Эффективное взаимодействие с детьми. М., 2003.
  5. Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.
  6. К. Торн. Д. Маккей Тренинг. С-П., 2001.
  7. В.А. Родионов Я и другие. Ярославль, 2003.
  8. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? М., “Генезис”, 1999.

Развернутый план родительского собрания

по теме:

Опыт работы педагога дополнительного образования первой квалификационной категории Буканина Михаила Петровича, ЦДЮТТ г. Нижнекамска, Февраль 2015 года

Форма: Родительское собрание

Тема: «Как помочь тревожному ребенку»

Цель: понять причины детской тревожности, наметить пути коррекции, если это требуется

Задачи:

Актуализировать знания родителей о причинах и следствиях детской тревожности;

Обозначить основные проблемы взаимоотношений детей в объединении;

Участники: родители объединения…

Место проведения собрания: ЦДЮТТ, г. Нижнекамск.

Использованные технические и методические средства: доска с надписями.

План проведения собрания:

    Причины тревожности (выступление классного руководителя);

    Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность (выступление школьного психолога);

    Советы родителям (памятка).

Ход собрания.

    Причины тревожности (выступление педагога дополнительного образования).

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

Необходимо подчеркнуть, что формирование тревожности у детей чаще всего является следствием неправильного воспитания. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать или учиться сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

К сожалению, как показали исследования специалистов, большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребенку является самоанализ родителями своего педагогического воздействия на ребенка и своих побудительных мотивов в общении с ним.

    Как родители могут помочь преодолеть ребенку тревожность

Помощь тревожным детям целесообразно оказывать в трех основных направлениях: во-первых, поощрение ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

1. Поощрение ребенка.

Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Проявляйте искреннюю заботу о нем, и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам. Не сравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно, то есть таким каков он есть. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

2. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения .

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен ещё и телесный контакт с ребенком, который очень важен.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний.

Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

    Советы родителям (памятка).

    Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то..., но потом произошло то-то и мне удалось..."

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным.

Список использованной литературы:

    Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» Москва 2000 г.;

    «Практика административной работы в школе» журнал, статья «Психологическое просвещение», Москва 2009 г.