Платон — годы жизни. Философия платона

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту .

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом . Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора . Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

Платон считается одним из столпов западноевропейской мыслительной традиции, и слова о том, что вся европейская философия сводится к примечаниям к Платону, - шутка лишь отчасти.

В 399 году до нашей эры по приговору суда великий греческий философ Сократ выпил чашу с цикутой. Его самому знаменитому в будущем ученику Платону исполнилось 29 лет, и гибель учителя глубоко повлияла и на всю его дальнейшую жизнь, и на его мировоззрение.

Философ, вошедший в историю под прозвищем Платон, образованному от греческого слова, означающего "широкий", родился в 427 году до нашей эры в знатной афинской семье. Его настоящее имя было Аристокл. По преданию, отец Платона Аристон был потомком Кодра, мифического царя Аттики, а мать Периктиона происходила из рода знаменитого законодателя Солона. После смерти Аристона мать Платона вышла замуж второй раз за своего дядю Пирилампа, друга Перикла. У будущего философа было два родных брата и один сводный, и со всеми у него сложились теплые отношения.

С юного возраста Платон проявлял таланты и в музыке, поэзии, живописи, и в спортивных состязаниях. Заинтересовавшись философией, он стал учеником самого яркого философа своего времени - Сократа.

Сократ признавал лишь один способ обучения - живой диалог, вопрошание и поиск ответов, полагая сочинение трактатов пустой тратой времени. Афинские власти не одобряли его общение с молодыми людьми, считали, что он пробуждает в душах ненужные сомнения, развращает умы, побуждает размышлять, не принимая на веру общепризнанные вещи. В конце концов, Сократа арестовали, судили и приговорили к казни.

Платон тяжело переживал смерть учителя и надолго покинул родной город. Начались годы странствий, философ побывал в Египте, Финикии, Персии, Ассирии, Вавилоне. Около 389 года до нашей эры Платон прибыл на Сицилию, ко двору тирана города Сиракузы Дионисия Старшего. Поначалу Дионисий радушно принял философа и увлекся его идеями, но позже наставления Платона утомили царя, и он продал его на невольничьем рынке. К счастью, друзьям удалось выкупить философа из рабства, и он отправился домой. В будущем Платон по приглашению своего друга и ученика Диона еще дважды побывал на Сицилии и пытался повлиять на Дионисия Младшего, унаследовавшего престол своего отца Дионисия Старшего. Оба раза окончились неудачей.

По возвращении Платон выкупил сад с домом недалеко от Афин, рядом с оливковой рощей, носившей имя одного из греческих героев Академа. Там открыл свою школу, которую из-за ее местоположения стали называть Академией. Ей суждено было просуществовать целых девятьсот пятнадцать лет. Над входом в Академию висела надпись: "Не геометр, да не войдет!", - поскольку Платон рассматривал математику как первую ступень в изучении философии.

Занятия в Академии были двух видов: общие, для всех учеников, и закрытые, для узкого круга посвященных. В школе придерживались четкого расписания, вели скромный образ жизни, питались овощами, фруктами, молоком. Слушателями Академии были многие прославившиеся впоследствии философы, государственные деятели и ораторы - Аристотель , Гераклид Понтийский, Ликург, Демосфен и многие другие.

Гуляя под оливами, Платон вел беседы со своими учениками, о содержании которых мы можем судить по его сочинениям. В списках до нас дошли практически все произведения Платона, хотя авторство части из них ставится под сомнение. Большинство из них написаны в форме диалогов, в которых обычно один из собеседников высказывает точку зрения Платона, а другой (или другие) - его оппонентов. Самые знаменитые из диалогов - "Апология Сократа", "Федр", "Федон", "Парменид", "Тимей", "Пир", "Законы".

Ключевой идеей философии Платона является мысль, что мир двояк: с одной стороны, есть изменчивые вещи, которые существуют лишь временно и в конечном счете погибнут, с другой, есть идеи - подлинные, неизменные, вечные, бестелесные сущности, прообразы вещей, их смыслы. Например, есть дерево, которое растет, стареет и умирает, а есть идея дерева, в которой заключается то, что представляет собой дерево вообще, что делает дерево именно деревом, а не травой, кустом или человеком. И эта идея дерева не меняется, она всюду и всегда одна и та же.

Органы чувств позволяют нам получить представление только о конкретных вещах, знание же о настоящих основах мира (об идеях) приобретается умозрительно. О единичных предметах получить надежное знание невозможно в приниципе, потому что они слишком подвержены изменениям, распаду и гибели. К примеру, мы видим бутон розы и думаем, что знаем о нем. Но завтра он распустится, а послезавтра лепестки цветка осыпятся, и то, что мы якобы знали о нем, основываясь на свидетельстве наших глаз, окажется ложным. Идея розы, вобрав в себя всевозможные ее характеристики и состояния, бессмертна. Постигнув ее с помощью нашего интеллекта, мы приобретаем точное знание, не зависящее от времени и места.

Изучение математических наук, к которым Платон относил геометрию, стереометрию, арифметику, астрономию и музыку, помогает подготовить разум к постижению идей. Но люди, по мнению Платона, неверно применяют математику, преимущественно используя ее для бытовых расчетов и решения практических задач. На самом же деле, утверждал Платон, математические объекты и законы существуют отдельно от чувственно воспринимаемого мира, и их познание необходимо для познания подлинных законов Вселенной. Именно поэтому, описывая свою модель идеального государственного устройства, Платон заявляет, что хотел бы "утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления".

Как же помогает математика познать подлинное устройство мира? Эта наука имеет дело с числами, которые отражают количественное представление о чем-либо, меру чего-либо. Таким образом, число выступает посредником между измеряемым миром вещей и миром идей, который служит неизменным прототипом вещественного мира. За счет этого знание, получаемое с помощью чисел, достоверно в противоположность знанию, получаемому с помощью органов чувств, которые не могут воспринимать подлинную сущность вещей.

Ум, освоивший математику, способен перейти к постижению иерархии идей и высшей из них - идеи Блага. Благо - это абсолютное совершенство, сочетающее в себе Добро, Красоту и Истину.

Отталкиваясь от своей теории мироустройства, Платон создал концепцию идеального государства, которое, разумеется, должно соответствовать идее государства. Чтобы обеспечить это соответствие, во главе государства должны стоять философы, познавшие подлинную природу вещей и способные создать наилучшие законы. Стражи должны охранять государство, а ремесленники и земледельцы поддерживать его существование, создавая необходимые для жизни продукты. Подобный вариант политического устройства Платон и хотел реализовать в Сиракузах, но потерпел поражение.

Философ прожил долгую жизнь жизнь и умер в 347 году до нашей эры. Существует несколько версий его смерти. Согласно одной из них, он умер в постели, слушая игру на свирели, согласно другой, смерть пришла к нему на свадебном пиру. Один из известных раннехристианских писателей Тертуллиан утверждает, что Платон скончался во сне.

Философия Платона жива и по сей день. Он считается одним из столпов западноевропейской мыслительной традиции, и слова о том, что вся европейская философия сводится к примечаниям к Платону, - шутка лишь отчасти.

ПЛАТОН (философ) ПЛАТОН (философ)

ПЛАТО́Н (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ) ). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность (см. АНТИЧНОСТЬ) ); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Жизнь
Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру (см. КОДР) ; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон (см. СОЛОН) ; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне (см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА) дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий (см. КРИТИЙ) - один из Тридцати тиранов в Афинах). Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом (см. СОКРАТ) , начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.
После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего (см. ДИОНИСИЙ I Старший) . По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.
Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; «школа Платона», вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский (см. ЕВДОКС Книдский) , остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) и остается там вплоть до смерти Платона.
Сочинения
До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (см. ТИБЕРИЙ) (ум. 37), разбитое на тетралогии:
«Евтифрон», «Апология», «Критон», «Федон».
«Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик».
«Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр».
«Алкивиад I», «Алкивиад II», «Гиппарх», «Соперники».
«Феаг», «Хармид», «Лахет», «Лисид».
«Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон».
«Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен».
«Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий».
«Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма».
Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов. Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии. Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены «Женщины в народном собрании» Аристофана (см. АРИСТОФАН (комедиограф)) , содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи.
В центре «Апологии Сократа» (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги «Менексен», «Федр», «Пир». Постепенное оформление «школы Платона» во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - «Протагор»; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив «Пир», пишет «Федона», начинает работу над «Государством», (уже как над пересказанным диалогом), создает «Евтидема», «Хармида» и «Лисида». Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.
Однако параллельно с этим (начиная примерно с «Федона») в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в «Федоне» - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги «Менон» (подчеркнувший значение математики), «Кратил» (с его учением о природе имени) и «Теэтет», где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога. С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги («Соперники», «Эриксий»), либо используют прямую драматическую форму («Клитофонт», «Лахет», «Алкивиад I», «Феаг», «Гиппий Меньший», «Ион», «Евтифрон»). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.
Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает «Государство», начинает «Законы» и пишет диалог «Парменид». После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: «Тимей», «Критий» (не завершен), «Гермократ» (не написан), «Софист», «Политик» (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы («Тимей» - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, «Критий» - монолог Крития об Атлантиде), а в «Законах» Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - «Филеб» (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии. Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут «Гиппия Большего», «Гиппарха», «Сизифа», «Миноса», «Демодока» и ряд писем, а также «О добродетели» и «О справедливости».
Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме «воспитания и образа жизни»), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости «воспитывать людей», а также внимание к происхождению государства и права.
Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).
Трем началам души - вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремеPېՐݐݐؐڐج их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).
В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Идеалом государства служит жизнь прежних поколений при Кроносе (см. КРОНОС) , когда родом людей управляло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать («Политик»). Но живущему «в царстве Зевса» Платону приходится в «Законах», во-первых, рассмотреть исторически существовавшие типы государственного устройства (Спарты, Крита, Илиона, дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики) и, во-вторых, продумать подробное законодательство. При этом три основные начала души рассматриваются теперь как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели. Платон подробно регламентирует воспитание, начиная с младенческого возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой душе, постулируя существование злой души для мира в целом. В результате он дает детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.
Иерархия бытия
Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В «Федоне» здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В «Государстве» бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В «Тимее» благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.
Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта (см. КАНТ Иммануил) формулирует так «... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет» («Теэтет»). Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.
В «Пармениде» Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.). Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.
В «Пармениде» Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В «Кратиле» диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в «Государстве» - кто «постигает понятия каждой сущности»; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти «сущности», остается неясным. В «Софисте» и «Политике» Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в «Филебе» - метод смешения, при котором все, допускающее «больше» или «меньше», рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при жизни ее первого схоларха.
Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное государственное устройство и законодательство, которому «вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления» («Законы»). Созданная им философская школа, которую он противопоставил софистическим и риторическим школам, - единственная, просуществовавшая до конца античности (закрыта эдиктом Юстиниана (см. ЮСТИНИАН I Великий) в 529). Платоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 века в Каррах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым платонизм сохранил реальные достижения античной философии не только для западного средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПЛАТОН (философ)" в других словарях:

    Знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Платон - Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), которая вела свой род от Солона. А именно у Солона был брат Дропид, у того – сын Критий, у того – Каллесхр, у того – Критий (из Тридцати тиранов) и Главкон, у Главкона – Хармид и… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    Платон в России - Историческое развитие рус. философской культуры было неразрывно связано с платонизмом и неоплатонизмом, понимаемыми предельно широко, как нек рое духовное устремление, как указующий перст от земли к небу, от долу горе (Флоренский П. А. Смысл… … Русская Философия. Энциклопедия

    ПЛАТОН В РОССИИ - Историческое развитие рус. философской культуры было неразрывно связано с платонизмом и неоплатонизмом, понимаемыми предельно широко, как нек рое духовное устремление, как указующий перст от земли к небу, от долу горе Флоренский П. А. Смысл… … Русская философия: словарь

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.

В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

Окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

Реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

Мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

Чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

Все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

Монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

Тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

Аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

Олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

Демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

Тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

******************************************************************

7. Философия Аристотеля.

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа:

"Риторика";

"Метафизика";

"Политика";

"Поэтика";

"Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

количество;

положение;

действие;

состояние;

страдание;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

***************************************************************************************

Имя: Платон (Plato)

Дата рождения: 427 г. до н. э.

Возраст: 80 лет

Дата смерти: 347 г. до н. э.

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Платон: биография

Античность – период в человеческой истории, наполненный реформами и открытиями, которые серьезно повлияли на дальнейшее развитие человечества. Знания, полученные в те годы, стали прочным фундаментом для развития науки и техники, а античная культура стала плодородной основой для формирования культуры европейской.


Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Базовые принципы философии, как и других наук, также были сформулированы в период античности. , Архит, Платон… Эти люди - выдающиеся общественные деятели, писатели, ученые и философы своего времени. Все они внесли свою лепту в развитие философии, а по поводу Платона британский логик и математик Альфред Уайтхед даже выразился, что вся европейская философия, по сути, примечание к произведениям древнего грека.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето - Аполлона.


О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако, есть и другой вариант. Согласно ему, будущий философ родился на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон – это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» - в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул позднеантичный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа был потомком царя Аттики Кодра, а мать – афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди – Критий и Хармид, они оба являлись членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.


Дети получили классическое мусическое образование – так называлось общее образование, включающее в себя систему эстетического, нравственного и умственного воспитания (названо в честь муз). Учителем Платона в то время был философ-досократник Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время обучения лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее философ участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения были широко распространены трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом (под руководством Афин) и Пелопонесским (под руководством Спарты).


Аристон был политическим деятелем, пытающимся наладить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но у самого Платона были совершенно другие взгляды на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

Однажды, в 408 году до нашей эры, юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.


В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к смертной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а смертную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После смерти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных странствий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиракузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.


После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ .


В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона - правителя Сиракуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона - «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Личная жизнь

Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.

Смерть

После убийства Диона Сиракузского, в 354 году до нашей эры, Платон вернулся в Афины, где и прожил до конца своих дней. В последние дни жизни Платон начал работу над новой книгой – «О благе как таковом». Основа труда уже была сформирована, Платон делился ею с учениками. Однако перенести мысли на бумагу было не суждено.


На свой день рождения в году 348 (или 347) до нашей эры Платон покинул этот мир по естественным причинам – от старости. Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова:

«Двух сыновей породил Аполлон – Эскулапа и Платона. Один исцеляет тела, а другой – души».

В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры (фото есть в Интернете). Как персонаж философ появился в кино: «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Пир» (1989). В 2010 году вышел последний на сегодня художественный фильм, в котором фигурирует Платон, - «Смерть Сократа».

Идеи и открытия

В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно истинно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.

В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство.


С Платоном часто спорил киник из Синопа (тот, что жил в бочке, и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал, что человек – это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «…с плоскими (широкими) когтями».

Платон - противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Свое мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами выразил в произведениях. Отсюда и берет начало термин «платоническая любовь».

Чтобы собирать учеников на занятия, Платон на основе водяных часов соорудил приспособление, подающее сигнал в заданное время. Так появился первый будильник.

Цитаты

  • «Сократ мне друг, но истина дороже» (позже это высказывание превратится в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой будут приписывать Аристотелю, и Сервантесу).
  • «Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
  • «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое, для души – мусическое».
  • «Во всяком деле самое главное - это начало».
  • «Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».