Подвиг "стерегущего" в русско-японской войне и дореволюционная пропаганда. Эскадренный миноносец «Стерегущий

К 110-летию подвига моряков русского миноносца

На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.

Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».

Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода. Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся история нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.

Последнюю отдали Родине честь:

Кингстоны открыли своими руками

С такою же волей железной, как здесь,

На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…

Специально для Столетия

Миноносец «Стерегущий» был заложен в 1900 году на Невском заводе. Первоначально он носил название «Кулик». В 1902-м корабль спустили на воду в Порт-Артуре. На Дальний Восток судно доставили по частям по железной дороге. Русско-японская война началась именно в Порт-Артуре, на внешнем рейде которого японский флот внезапно атаковал 1-ю Тихоокеанскую эскадру.

Спустя месяц, утром 26 февраля (10 марта) 1904 года, возвращаясь с разведки у островов Эллиота, «Стерегущий» и «Решительный» встретили четыре японских миноносца, к которым затем присоединились еще два крейсера. Противник имел преимущество в артиллерии и скорости. Спеша к Порт-Артуру, русские корабли пытались отстреливаться, однако силы сторон были неравными.

Командир «Решительного» спас корабль после разрыва барабанных перепонок

Командир «Решительного» был контужен, но даже с разрывом барабанных перепонок смог увести корабль в Порт-Артур. У «Стерегущего», на котором японцы сосредоточили основной огонь, дела обстояли хуже. Один из снарядов разорвался в угольной яме и повредил два котла. После этого миноносец начал терять скорость. Следующим снарядом были выведены из строя остальные котлы, и корабль окончательно остановился. Его орудия замолчали.

Командир «Стерегущего» Александр Сергеев

Японцы прекратили бой и взяли корабль на буксир. Когда к разрушенному остову приблизилась шлюпка противника, вода уже наполнила жилую палубу. Из-за пробоин миноносец начал погружаться на дно. Пока японцы возились с буксировкой (они успели поднять над судном свой флаг) к месту боя подошли крейсера «Новик» и «Боян». Подкрепление открыло огонь по вражеским миноносцам, и те отступили. «Стерегущему», однако, помочь уже было нельзя. Дымящаяся груда металла затонула в 7 милях от Ляотешаня.

В марте 1904 года в английской газете «Times» со ссылкой на японские источники появился рассказ о двух русских моряках, открывших кингстоны, чтобы не допустить сдачи корабля. Впервые эта версия была опубликована в газете «Новое время». В 1911 году в присутствии Николая II в Санкт-Петербурге был открыт памятник, посвященный героической гибели миноносца и изображающий этих матросов.

Русские миноносцы отправляли на разведку без подкрепления

Историческая комиссия при Морском Генеральном Штабе, изучавшая подробности всех боев русско-японской войны, не смогла подтвердить версию про кингстоны. Было отмечено, что показания выживших участников боя слишком разноречивы и сбивчивы, чтобы считать их достоверными. Комиссия заключила: «Пусть легенда живет и живит новых героев на будущие беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом миноносец «Стерегущий» после часового, до последнего снаряда, боя пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».


Памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге

Экипаж корабля состоял из 52 человек (48 погибли, уцелели 4). Погиб и командир Александр Сергеев (в его память был заложен эсминец «Лейтенант Сергеев»). Точно так же присваивалось российским и советским судам имя самого «Стерегущего».

В бою были тяжело повреждены «Акебано» и «Сазанами». Раненых русских моряков японцы доставили в Сасебо. Пленным зачитали письмо морского министра: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защитили его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю Вас — вы молодцы». После возвращения на родину выжившие были награждены Георгиевскими крестами.

Героизм экипажа мог и бы не потребоваться, если бы два миноносца не были отправлены на разведку без поддержки, в то время как было известно, что рядом с Порт-Артуром курсируют японские корабли. Адмирал Макаров извлек урок из гибели «Стерегущего» и в дальнейшем отправлял миноносцы на разведку только под прикрытием. Он же командовал крейсерами, пришедшими на помощь тонущему кораблю. Капитан 1-го ранга Владимир Семенов отмечал, что «отныне адмирал мог смело говорить: «моя эскадра». Отныне все эти люди принадлежали ему и душой, и телом». 31 марта (13 апреля) Степан Макаров погиб при обороне Порт-Артура на броненосце «Петропавловск».

10 марта 1904 года миноносец Русского Императорского флота "Стерегущий" вступил бой с 2 Японскими крейсерами и 4 миноносцами, 4 Русских орудия против 24х Японских. В жестоком бою Русский миноносец огнём корабельных пушек разрушил четыре Японских миноносца.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Два оставщихся в живых матроса задраились в машинном отделении и открыли кингстоны затопив свой корабль. Так в отчаянном беспощадном бою погиб Русский миноносец "Стерегущий".

Миноносцы – в то время корабли небольшие, Кстати, напомним происхождение термина, миноносцами называли корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими, как тогда говорили, "самодвижущиеся мины" - торпеды.

Миноносец «Стерегущий»

Миноносец "Стерегущий" был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии.

-"Стерегущий" принадлежал к крупной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый "Сокол". Впервые в истории судостроения построенный из никелевой стали (что позволило сэкономить на массе конструкции в пользу вооружения, он по вооружению, скорости мореходности превосходил почти все корабли этого класса. Водоизмещение 240 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с.; скорость хода максимальная 29,7 узла, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1 - 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 торпедных аппарата, экипаж 49 человек.

Шла Русско-Японская войн

Шла русско-японская война. Активность русского флота после назначения вице-адмирала С. О. Макарова командующим Тихоокеанским флотом резко возросла. Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 9 на 10 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев. Первый отряд направился в Ляодунский залив. Второй - в составе эскадренных миноносцев "Решительный" и "Стерегущий" под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам Эллиот. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно.

Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура. Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с "Решительного", шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура Около шести часов утра 10 марта были обнаружены возвращавшиеся из ночного дозора у Порт-Артура миноносцы "Усугу-Мо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили. «Решительный», а вслед за ним и «Стерегущий» резко повернул в открытое море: командир «Решительного» капитана 2-го ранга Ф. Э. Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, «Решительный» и «Стерегущий», развивая предельную скорость устремились к Порт-Артуру. Японские истребители легли на параллельный курс, имея головным «Акебоно» и открыли огонь. Имея численное превосходство, противник начал развертывание для охвата русских кораблей с двух сторон. Видя неизбежность неравного боя, командир "Решительного" капитан 2 ранга Боссе, бывший старшим в русском отряде, смело повернул свой корабль на противника и, дав полный ход, открыл по врагу огонь. Вслед за "Решительным" вступил в бой и "Стерегущий". На них обрушился шквал огня. Вскоре подошли легкие крейсера "Унтозе" и "Токйва". Имея подавляющее преимущество, японцы усилили натиск и начали окружать русские корабли. Ведя меткий огонь на оба борта, "Решительный" полным ходом пошел на прорыв окружения и, повредив два неприятельских миноносца, на большёй скорости прорвался к Порт-Артуру под прикрытие береговых батарей. "Стерегущий" оказался в более трудных условиях. Из-за неисправности машины он не мог дать полный ход и, продолжая отстреливаться из всех орудий, упорно вел тяжелый бой. Если «Решительный», находившийся в тот момент на три румба справа и впереди «Акебоно», успешно отбивался от него, то шедший кильваторе «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев «Акебоно» и «Сазанами» и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских истребителя. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные.

C первых минут боя «Стерегущий» получил значительные повреждения Один из первых японских снарядов попал в борт "Стерегущего", вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. «Стерегущий» прикрывая прорыв «Решительного» лёг на обратный курс и атаковал Японские корабли. Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем». Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу, получив двадцать семь прямых попаданий от меткого огня "Стерегущего" "Акебоно" окутался паром и вышел из боя, вслед за ним отошел устранять повреждения "Сазанами", на котором было десять крупных пробоин. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант Александр Семёнович Сергеев. Командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал раненый инженер-механик В. Анастасов. - Когда замолчало последнее орудие, тяжело раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина, тот принес сигнальные книги помог привязать к ним обрывком фала кусок железа, и секретные документы полетели за борт. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию…». Японцы попытались буксировать «Стерегущего» к борту подлшёл вельбот с "Сазанами". Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем. Неравный бой закончился.. Японские сигнальщики заметили в море на горизонте дымы от двух Русских кораблей От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера «Баян» и «Новик», посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что они получили значительные повреждения, имели убитых и раненых.. Шестерым кораблям японского флота победа над "Стерегущим" далась недешево: в "Сазанами" попало 8 снарядов, в "Акебоно" - чвыше 30, корабли получили серьезные повреждения, понеся убыль в командах

Так завершился бой, благодаря которому миноносец "Стерегущий" навсегда вошел в историю Российского флота

Миноносцы – в то время корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.

Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране.

Мужество экипажа миноносца «Стерегущий» настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стла из чёрного гранита, на которой выведены слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

В 1962 году в его честь был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля.

Миноносец «Стерегущий»

Миноносец «Стерегущий», построенный в Петербурге на Невском заводе и собранный в Порт-Артуре, относился к типу «Сокол». Головной корабль серии был построен в Великобритании, на заводе «Ярроу» в Лондоне в 1895 г. В России серия миноносцев строилась на Невском, Ижорском заводах, на верфи Крейтона в Охте с 1897 по 1907 гг. Всего было построено 32 единицы, из них 17 разборных. Миноносец имел следующие характеристики: водоизмещение – 258 т, длина наибольшая – 57,9 м, ширина – 5,67 м, осадка – 2,5 м. Мощность двух паровых поршневых машин тройного расширения составляла 3800 и.л.с. Корабль имел два гребных винта и на испытаниях развил скорость около 27 узлов. Вооружение: два однотрубных 381 мм торпедных аппарата, одно 75 мм и три 47 мм орудия. Экипаж по штату состоял из 4 офицеров и 48 матросов.

12 разборных миноносцев Невского и Ижорского завода были доставлены в Порт-Артур в марте – ноябре 1900 г. Сборка осуществлялась на косе Тигровый хвост силами специалистов Невского завода. «Стерегущий» был спущен на воду 9 июня 1902 г. С началом Русско-японской войны 27 января 1904 г. он использовался в дозорах и сторожевой службе на внешнем рейде Порт-Артура, а также в проходе у Золотой горы и за месяц боевых действий совершил 13 выходов в море. 28 января на рейде «Стерегущий» столкнулся с миноносцем «Боевой», 11 февраля участвовал в перестрелке с японскими миноносцами.

24 февраля в Порт-Артур прибыл назначенный командующим флотом вице-адмирал С.О. Макаров. Он принял решение немедленно усилить разведку, для чего вызвал к себе командиров миноносцев «Решительный» капитана второго ранга Ф.Э. Боссэ и «Стерегущий» – лейтенанта А.С. Сергеева. Им было поручено произвести подробный осмотр побережья Квантунского полуострова и островов Элиот и Блонд. Вечером 25 февраля оба миноносца вышли в море. Около 21:00 с шедшего головным «Решительного» обнаружили отблески прожектора у входа в Талиенванскую бухту. Командир «Решительного» отдал приказ увеличить ход, решив атаковать противника. Миноносцы набрали скорость, и из дымовых труб кораблей вырвалось пламя, которое заметил противник. Японские корабли принялись с помощью прожекторов осматривать окрестности. «Решительный» и «Стерегущий», сбросив ход до малого, воспользовались темнотой и укрылись в тени острова Наньсаньшаньдао. Но достигнуть цели похода – острова Элиот – до восхода Луны они не успевали. Командиры решили вести наблюдение за противником, предположив, что обнаруженные корабли – это авангард очередной операции по заграждению фарватера у Порт-Артура. Наблюдение продлилось до трех часов ночи, но вражеские корабли обнаружены не были, и русские миноносцы отправились обратно.

Через три часа хода, на подходе к мысу Ляотешань, прямо по курсу сигнальщики обнаружили четыре силуэта. Это был отряд японских истребителей («Усугумо», «Синономе», «Акебоно», «Сазанами»), возвращавшийся после ночной вылазки на порт-артурский рейд. Русские корабли резко повернули в море и попытались скрыться в темноте, но противник заметил их, изменил курс и увеличил ход. «Решительный» со «Стерегущим» попробовали обойти строй вражеских истребителей с фланга, но неприятель лег на параллельный курс и открыл огонь. «Решительный», шедший головным, оказался в более выгодном положении, чем «Стерегущий», по которому вели огонь три «японца». Корабли, ожесточенно отстреливаясь, отходили к Порт-Артуру. В правый борт «Решительного» попал снаряд, он разорвался в угольной яме и повредил паропровод. К счастью, миноносец не полностью потерял ход, машинной команде удалось справиться с повреждением. В этот момент открыли огонь береговые батареи Порт-Артура, но после трех выстрелов замолчали.

«Стерегущий»

Японские корабли не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», положение которого быстро стало безнадежным. «Стерегущий» продолжал отстреливаться и смог повредить «Акебоно», вынужденного на некоторое время выйти из боя. В 06: 40 японский снаряд, разорвавшийся в угольной яме «Стерегущего», повредил два смежных котла. Миноносец быстро терял ход. Следующий снаряд попал в кочегарку № 2, поступающая в пробоину вода залила топки. Кочегары едва успели задраить горловины и выйти на верхнюю палубу. На мостике осколком снаряда в начале боя был смертельно ранен командир миноносца лейтенант А.С. Сергеев. Ведя огонь из носового орудия, погиб мичман К.В. Кудревич. Старший офицер Н.С. Головизнин, командовавший спуском вельбота, был убит, инженер-механик В.С. Анастасов взрывом снаряда был выброшен за борт и погиб. Бой закончился в 07:10.

В бою в «Сазанами» попало семь или восемь снарядов, в «Акебоно» – 27. В официальной японской истории Русско-японской войны на море «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» сказано, что японские потери составили 1 убитого и 7 раненых. «Стерегущий» лишился труб, мачты, был разбит мостик. Борта и палуба были искорежены разрывами снарядов. Через 15 минут после окончания боя к борту «Стерегущего» подошел вельбот с «Сазанами», и на палубу подбитого миноносца поднялись мичман Хирата Ямадзаки и пятеро матросов. Японский офицер писал: «Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию». На изуродованном корабле были обнаружены оставшиеся в живых кочегар А. Осинин и трюмный машинист В. Новиков, а из воды подобраны матросы И. Хиринский и Ф. Юрьев; пленных отправили на «Сазанами». Тем временем японцы завели буксирный трос, рассчитывая увести трофей. В 08:10 «Сазанами» начал буксировку, но «Стерегущий» из-за поврежденного рулевого управления не мог идти на буксире, и вскоре трос оборвался.

Получив донесение о бое миноносцев, адмирал С.О. Макаров отдал приказ крейсерам «Новик» и «Баян» идти на выручку, а когда прорвавшийся «Решительный» доложил о бедственном положении «Стерегущего», командующий перенес свой флаг на «Новик». Выйдя в море, крейсера с предельной дистанции открыли огонь по противнику, к ним присоединились и береговые батареи. Командир «Сазанами» приказал покинуть «Стерегущий», который затонул в 09:20.

Четыре моряка со «Стерегущего» были доставлены в Сасебо на борту крейсера «Токива». Там они получили письмо от имени морского министра Японии адмирала Ямамото. Он выразил уважение к подвигу русских моряков и пожелал скорейшего выздоровления и возвращения на Родину. А в Порт-Артуре после боя командира «Решительного» обвиняли, что он бросил «Стерегущий» в беде. С.О. Макаров, однако, пришел к выводу, что в сложившейся обстановке спасти «Стерегущий» было нереально, и признал действия Ф.Э. Боссе правильными. «Повернуть ему на выручку – значило погубить вместо одного миноносца два» – написал адмирал.

Известие о бое «Стерегущего» дошло до России, и газета «Новое время» со ссылкой на некого английского корреспондента сообщила, что в момент начала буксировки «Стерегущего» японцами двое матросов, запершись в машинном отделении, открыли кингстоны и погибли, затопив корабль. Публикация получила очень большую известность и с незначительными изменениями появлялась в различных изданиях.

Скульптор К.В. Изенберг, вдохновленный этой историей, создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и представил ее на конкурс. В августе 1908 г. проект был одобрен императором Николаем II, и 26 апреля 1911 г. памятник «Стерегущему» торжественно открыли. Историческая часть Морского генерального штаба, проведя анализ информации и опросив оставшихся в живых моряков «Стерегущего», пришла к выводу, что история с затоплением корабля двумя неизвестными матросами неправдоподобна. Действительно, на миноносцах этого типа кингстонов затопления в машинном отделении не было. Царю направили доклад, в котором говорилось, что выдумка не может быть увековечена в памятнике, на что Николай II ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"». Памятник, установленный в Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте, сохранился до наших дней.

Историк флота старший лейтенант Е.Н. Квашнин-Самарин в 1910 г. писал: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего»материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!».

Из книги Техника и вооружение 2012 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Сухопутный миноносец По материалам РГЖ подготовили к печати А. Кириндас и М. ПавловВ начале 1930-х гг. для военных специалистов стало очевидно, что одним из эффективных средств противотанковой обороны являются минные заграждения. В нашей стране также проводились

Из книги Эскадренные миноносцы типа “Касатка”(1898-1925) автора Афонин Николай Николаевич

МИНОНОСЕЦ “ДЛЯ НУЖД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА” Резкое обострение политической обстановки на Дальнем Востоке в конце XIX века, вызванное прорывом на политическую арену Японии, заявившей о себе победоносной войной с Китаем 1894–1895 годов, кардинально изменило всю морскую политику

Из книги Первые русские миноносцы автора Мельников Рафаил Михайлович

5. "Взрыв"-первый мореходный миноносец Миноносец "Взрыв" стал первым мореходным кораблем, построенным специально для действия самодвижущимися минами Уайтхеда. Его постройкой Россия делала выдающийся шаг в судостроении, начав продолжающуюся и до наших дней эру

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Эскадренный миноносец типа „Гневный" Первые эсминцы появились в середине 1890-х годов, когда понадобились корабли, способные догнать и уничтожить артиллерийским огнем вражеские миноносцы. Новый класс боевых кораблей начал быстро эволюционировать. И если для первых

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Эскадренный миноносец «Новик» Поражение в Русско-японской войне существенно подорвало как могущество, так и авторитет Российского флота. Военно-морские силы страны оказались в весьма плачевном положении: кораблей в строю имелось недостаточно, а вновь построенные

Из книги Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879-1945 гг.) автора Патянин Сергей Владимирович

Миноносец 1-го класса “Котака” Водоизмещение 203 т. Длина 50,3м. Ширина 5,8 м. Осадка 1,7 м. Механизмы: 2 локомотивных котла, 2 паровые машины “компаунд”. Мощность и скорость: 1217 л.с., 19 уз. Запас топлива: 30 т (уголь). Артиллерия: четыре 37-мм. Торпеды: шесть 381-мм (2 х 2,2н). Экипаж: 28

Из книги автора

Миноносец 3-го класса № 26 (бывший китайский “Yu Tui” № 1) Водоизмещение 66 т. Длина 33,65 м. Ширина 3,5 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощ­ность и скорость: 338 л.с., 13,8 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н).

Из книги автора

Миноносец № 27 (бывший китайский “Yu Tui” № 3) Водоизмещение 74 т. Длина 33,65 м. Ширина 4,3 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 442 л.с., 15,5 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н). Экипаж: 16

Из книги автора

Миноносец 3-го класса № 28 (бывший китайский № 17) Водоизмещение 16 т. Длина 8 м. Ширина 2,68 м. Осадка 0,6 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 91 л.с., 10,5 уз. Артиллерия: одно 37-мм. Торпеды: один 356-мм (н).Бывшая китайская миноноска № 17

Из книги автора

Миноносец 1-го класса“Fukuryu” (бывший китайский “Fu Lung”) Водоизмещение 120 т. Длина 42,75м. Ширина 5 м. Осадка 1,55-2,3 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 1015 л.с., 20 уз. Запас топлива 14 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (2н).

Из книги автора

Миноносец 1-го класса “Сиратака” Водоизмещение 127 т. Длина 46,5 м. Ширина 5,1 м. Осадка 1,4 м. Механизмы: 2 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 2600 л.с., 28 уз. Запас топлива 30 т (уголь). Артиллерия: три 47-мм. Торпеды: три 356-мм (3x1). Экипаж: 26

Из книги автора

Миноносец “Kawasemi” (бывш. китайский “Hu Ngo” № 8) Водоизмещение 97 т. Длина 40,9 м. Ширина 4,88 м. Осадка 2,2 м. Механизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 1200 л.с., 23 уз. Запас топлива 18/28 т (уголь). Артиллерия: одно 47-мм, одно 37-мм. Торпеды: три

Из книги автора

Эскадренный миноносец “Сацуки” Водоизмещение: нормальное 350 т, полное 480 т. Длина 64 м. Ширина 6,4 м. Осадка 1,8 м. Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 паровые машины тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 5700 л.с., 26 уз. Запас топлива 80 т (уголь). Дальность плавания 1200 миль (10 уз).

Из книги автора

Эскадренный миноносец “Yamasemi” (бывший китайский “Chien Kang”, бывший “Fu Ро”) Водоизмещение: нормальное 390 т, полное 435 т. Длина 59,9 м. Ширина 6,5 м. Осадка 1,8 м. Механизмы: 4 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 32 уз. Запас топлива 80 т (уголь).

Дважды легендарный миноносец

11 марта 1904 года в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий».

С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота. Но вот что парадоксально - в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения - героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Во-первых, потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом. Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

А вот как это было на самом деле. «Стерегущий» принадлежал к крупной и очень удачной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый «Сокол», построенный по заказу России на одной из английских верфей. После испытаний «Сокола» было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях.

В 1898-1902 годах заложили 26 «Соколов» улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными. Секции миноносца, построенного на Невском заводе, на пароходах Добровольного флота доставили в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, в 1900 году началась его сборка, а в мае 1903 года «Стерегущий» зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Водоизмещение нормальное 340 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с, скорость хода максимальная 26,5 уз, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1- 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 - 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 52 человека и 3 офицера.

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все более напряженной, война с Японией приобретала реальные очертания.

В тихую, темную ночь на 10 февраля стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура 16 основных кораблей Тихоокеанской эскадры были атакованы японскими миноносцами.

в гавани Порт-Артура

Так началась война и боевая служба «Стерегущего». Вместе с другими миноносцами ему часто приходилось выходить в море на поиски японских кораблей, в дозор и в разведку. Активность русского флота, особенно миноносцев, резко возросла после 24 февраля, когда вице-адмирал С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом на Тихом океане.

Степан Осипович Макаров

Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 10 на 11 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев.

отряд миноносцев в Порт-Артуре

Первый отряд направился в Ляодунский залив.

Ночью миноносцы "Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный" вышли из гавани навстречу огням. Как вскоре обнаружили, огни горели на четырех японских миноносцах - "Сиракумо", "Асасиво", "Касуми" и "Акацуки".

Эскадренный миноносец <Сиракумо>, Япония, 1902 г. Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 342 т, полное 428 т. Длина наибольшая 67,5 м, ширина 6,34 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7000 л.с., скорость 31 узел. Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата.

Всего построено две единицы: <Сиракумо> и <Асасиво>.

Эскадренный миноносец <Инадзума>, Япония, 1899 г. Построен в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 306 т, полное 410 т. Длина наибольшая 68,4 м, ширина 6,27 м, осадка 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 30 узлов, Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено восемь единиц: <Инадзума>, <Икадзучи>, <Акебоно>, <Сазанами>, <Оборо>, <Нидзи>, <Акацуки> и <Касуми>. Последние два отличались увеличенной мощностью механизмов (6500 л.с.) и скоростью (31 уз.). <Нидзи> погиб в результате навигационной аварии 29.7.1900, <Акацуки> - от взрыва на мине 17.5.1904, <Инадзума> - в результате столкновения в декабре 1909 года, <Икадзучи> - от взрыва котла 10.10.1913. <Касуми> в 1913 году переоборудован в плавучую мишень и сдан на слом в 1920 году, остальные списаны в 1921 году.

Было решено внезапно напасть на неприятеля.

миноносец “ Выносливый “

Русские корабли, под прикрытием темноты и горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную.

Завязывается бой. Японцы, несмотря на внезапность атаки, быстро пришли в себя и на полном ходу открыли ответный огонь. Два из четырех японских миноносцев сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед "Выносливом", один из снарядов попадает в машинное отделение, и русский миноносец лишается хода. Окружив миноносец с трех сторон японские миноносцы начинают заваливать его снарядами. На "Выносливом" критическая ситуация, в кормовой части вспыхивает пожар, взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда. На полном ходу к "Выносливому", ведя огонь из всех орудий, спешит миноносец "Властный". Командир "Властного" Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец. Японцы стопорят машины, намереваясь уклониться от атаки миноносца и протаранить его. Карцев поворачивает “ Властный “ и выпускает в борт одного из вражеских кораблей две торпеды. Японский миноносец после двух взрывов крениться и тонет.

Через несколько минут к "Властному" подбирается японский миноносец "Касуми" и, высветив того прожектором, начинает обстрел, но, не выдерживая ответного огня, гасит прожектор и начинает отходной маневр.В это время миноносцы "Внимательный" и "Бесстрашный" ведут бой с "Акацуки". После попадания в машинное отделение вражеский корабль теряет ход, и превращается в неподвижную мишень. Но уничтожить миноносец противника русским морякам не удается, в ходе постоянного маневрирования темнота скрывает его (миноносец "Акацуки"). На смену ему в бой вступает миноносец "Кацуми". Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня, где согласно инструкции находится место встречи. "Внимательный" берет на буксир сильно поврежденный "Властный", после чего отряд без происшествий прибывает на базу.

Второй - в составе миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно. Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура.

Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.

Противники увидели друг друга почти одновременно. Японские корабли увеличили скорость и пошли на сближение, отрезая нашим миноносцам путь к Порт-Артуру. Ф. Э. Боссе решил с боем прорваться в базу. Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Тем временем «Решительный», отстреливаясь от преследовавших его двух японских кораблей, успел уйти под прикрытие наших береговых батарей.

Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем», который уже почти полностью потерял ход. Ему пришлось вести бой с четырьмя кораблями противника, на которых было 24 пушки против 4 русских.

Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали металл корабля, осколки косили людей. Погиб командир миноносца А.С. Сергеев, тогда командование кораблем принял лейтенант Н. Головизнин.

От «Стерегущего» поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Наши моряки стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля отчаянной храбростью и мужеством. Своей жизнью они доказали верность старинной традиции Российского флота: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Одно за другим умолкали орудия. Погибла почти вся палубная команда.

Последний из офицеров «Стерегущего», инженер-механик В. Анастасов, принял командование уже погибающим кораблем. В эти минуты смертельно раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина выбросил за борт сигнальные книги и секретные документы, привязав к ним кусок железа. Сделали это вовремя - к миноносцу подходил вельбот с японскими моряками.

Им предстала ужасающая картина. Вот выдержки из доклада командира вельбота мичмана Ямазаки.

С обоих бортов снаружи следы попадания десятков больших и малых снарядов. Через пробоины близ ватерлинии внутрь корпуса поступает вода. Фок-мачта упала на правый борт. Командирский мостик разбит полностью. Вся передняя половина судна в полном разрушении. На верхней палубе было видно около 20 обезображенных взрывами трупов. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию. Японцы взяли в плен четырех раненых и обожженных русских моряков, подняли японский флаг и завели буксирный трос.

При буксировке миноносец стал зарываться в волны, натяжение троса возросло, и он лопнул.

В это время со стороны Порт-Артура показались два русских крейсера - “ Баян “ и “ Новик “. Это адмирал С. О. Макаров шел на выручку миноносцу.

крейсер “ Баян “

крейсер “ Новик “

Находившиеся на «Стерегущем» японцы в спешке спустили свой флаг и на полном ходу отошли к своим кораблям. Вскоре «Стерегущий» затонул. Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота с такими определениями как легендарный и героический. Но героических кораблей в нашем флоте было немало и далеко не все они удостоились такого внимания и почета, какие выпали на долю «Стерегущего».

Здесь мы подходим ко второй легенде. Именно она обеспечила миноносцу столь долгую память и почитание в нашем народе. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. Это сообщение было многократно перепечатано в русских изданиях, широко обсуждалось общественностью, а позднее стало настолько привычным и само собой разумеющимся, что вошло даже в Большую советскую энциклопедию 1976 года. Между тем первые сомнения в достоверности этого описания возникли еще в 1910 году при отливке памятника в честь подвига «двух неизвестных моряков-героев» - так первоначально назывался этот памятник, установленный в Петербурге 26 апреля 1911 года. Для выяснения этого вопроса создали авторитетную комиссию, которая изучила все обстоятельства дела, получила необходимые документы из Японии и пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а все сообщения о подвиге двух моряков не более, чем красивая легенда. Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий».

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

памятник “ Стерегущему “

БПК “ Стерегущий “ Тихоокеанского флота СССР