Погасло дневное светило основные образы. "Погасло дневное светило": анализ стихотворения А

Главная тема элегии «Погасло дневное светило» - душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...
Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи - это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь...
Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
.. .но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком - размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

Анализ стихотворения - Погасло дневное светило

В творческом наследии Пушкина наряду с темами "поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение "Погасло дневное светило…»

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое "пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает "прежних лет безумную любовь»; все, "чем он страдал», "желаний и надежд томительный обман».

В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его "впервые чувства разгорались»; края, где "рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади "минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже "наперсницы порочных заблуждений» им "забыты». Однако он тут же добавляет, что "прежних сердца ран», "ран любви, ничто не излечило».

В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы "ветрила» и "океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.

Краткий анализ

История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .

Метафоры “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела” .

Инверсии “земля полуденная” , “туман вечерний”, “пределы дальние” .

История создания

Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, с которой были связаны все чаяния его жизни. В то же время стих показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .
  • Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела” .
  • Инверсии – “земля полуденная” , “ туман вечерний”, “пределы дальние” .

Также поэт использует устаревшие слова, создавая таким образом возвышенный слог. Для этого используются и перифразы.

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юно­стью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о бы­лом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Отсюда выбранный жанр лирического произведения — эле­гия, в которой грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни ра­дость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность друже­ских уз. Пафос стихотворения романтический: все мысли прихо­дят на ум лирическому герою: ночь, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ноч­ное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь ту­ман. Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой все самое лучшее: Земля, отдаленный бе­рег, который кажется лирическому герою в ночном сумраке, воз­рождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.

Конкретно-реалистические детали переходят в обобщенно­символический план. Мечтания лирического героя неэгоистич­ны. Свою романтическую полноту они обретают на общенарод­ной национальной основе: характерна связь пушкинской элегии с песнями русского фольклора. Подобно песенной традиции Пушкин трижды повторяет строки:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан,

которые становятся своеобразным рефреном всего произведения.

Поэт использует художественно-выразительные средства, характерные для романтического произведения: эпитеты («к бре­гам печальным», «к пределам дальним»), метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»), олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан») А употребление пиррихиев создает спокойную, мелодичную инто­нацию, передающую масштабность изображенной картины, ee обобщенный характер, а также напоминает медлительность, на­певность русских народных песен.

В своих стихотворениях Александр Сергеевич нередко критиковал царскую власть. Из-за этого поэт в 1820 году был отправлен в южную ссылку. Его стихотворение "Погасло дневное светило", анализ которого представлен ниже, пронизано тоской о родных краях.

Кратко об истории создания

Анализ "Погасло дневное светило" нужно начинать с небольшого описания истории написания этого стихотворения. Поэт плыл на корабле из Керчи в Гурзуф в компании семейства Раевских.

В то время Пушкин уже был отправлен в южную ссылку. Раевский взял с собой Александра Сергеевича, чтобы он поправил свое здоровье (в момент их встречи поэт заболел). И на палубе корабля было написано это стихотворение. Во время плавания море было спокойным, но поэт специально сгустил краски, чтобы возникла картина надвигающейся бури.

Жанр стихотворения

В анализе "Погасло дневное светило" нужно определить жанр и литературное направление произведения. Это стихотворение относится к лирике, написанной в лучших традициях романтизма. В тот период Пушкин находился под впечатлением от творчества Байрона. Это произведение было написано в подражание Байрону, о чем стоит рассказать в анализе "Погасло дневное светило".

Можно найти некоторое сходство с его творчеством, но личные переживания и эмоциональность Александра Сергеевича сильно отличаются от байроновского холодного и бесстрастного героя Чайльд-Гарольда. Творение Пушкина следует отнести к жанру философской элегии. Герой прощается с родными краями, местами, где он провел беззаботную молодость. Он находится во власти тоски и печали. Будучи поклонником романтизма, поэт несколько приукрасил свои переживания.

Тема и композиция элегии

Главная тема произведения - это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой "убежал" из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя - это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха "Погасло дневное светило". Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений - это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.

Размер и способ рифмования

Далее по плану анализа "Погасло дневное светило" определение стихотворного размера и способ рифмования. Философские размышления написаны разностопным ямбом. Способ рифмования - чередование мужской и женской рифм. Это придает элегии Пушкина живость и делает ее приближенной к доверительной беседе.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения "Погасло дневное светило" по плану следующий пункт - это литературные тропы. В элегии сочетается простота мысли и возвышенность слога, который получается благодаря использованию поэтом устаревших слов (ветрило, младость) и перифразам.

Это стихотворение насыщено эпитетами, в особенности метафоричными, что делает его строки музыкальными и напевными. Сочетание привычных читателю эпитетов и взятых из русского фольклора приближают стихотворную речь к народной. Также поэт использовал метафоры, которые добавили живости языку.

Несмотря на восхищение от морского пейзажа, Пушкин изображает морскую стихию как равнодушную к его страданиям, а в ветриле (это устаревший вариант слова парус) он видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден покориться императорской воле и отправиться в изгнание. И во время своей ссылки он предается воспоминаниям о родных краях.

В этих преувеличенных переживаниях можно увидеть юношеский максимализм, который был свойственен поэту. Пушкин не знал, насколько долгой будет его ссылка, поэтому он смотрел на все с мрачной точки зрения. Позже Александр Сергеевич поймет, что и во время ссылки его будут окружать друзья, которые будут его поддерживать. Эта элегия о том, что человек должен уметь принимать свое прошлое и будущее как часть жизненного опыта. Личные переживания придают строкам оттенок доверительности, возвышенности. Сочетание философии и романтизма и талант Пушкина создали одно из лучших произведений романтической лирики.