Поляризационные фильтры: как они работают и для чего нужны. CPL-фильтр с круговой поляризацией

Поляризационный фильтры хорошо использовать для съемки при солнечном свете, так как они уменьшают блики от неметаллических поверхностей и придают насыщенность цветам. Эффект, создаваемый поляризационным фильтром, невозможно повторить при обработке. В этом уроке мы будем учиться правильно использовать этот фильтр.

Что делает поляризационный фильтр?

Есть 2 вида поляризационных фильтров, линейный и круговой (циркулярный). Линейный традиционно используется в пленочной фотографии, круговой - в цифровой, так как он разработан специально, чтобы не создавать проблем при работе автофокуса. Когда вы установите фильтр на объектив, то обнаружите, что он может вращаться, меняя направление, в котором поляризуется свет.

При съемке в прямых солнечных лучах вы можете столкнуться с таким явлением, что ваши фотографии будут выглядеть жестко и переэкспонированно, как будто вы находитесь на солнце без солнцезащитных очков. Поляризатор позволяет пропускать свет лишь в определенном направлении, ослабляя свет с других направлений, уменьшая таким образом блики. Взгляните на фотографии ниже, первое фото снято без фильтра, видно, что свет очень сильно отражается от дороги, в результате светлые области переэкспонированы. Это ухудшает восприятие мелких деталей и снижает общее качество фото.

Теперь взгляните на аналогичное фото, сделанное с поляризационным фильтром. Блики от дороги значительно уменьшены и восприятие светлых деталей улучшилось. К примеру, левое плечо теперь значительно сильней выделяется. так как возрос контраст между ним и дорогой. В целом фото, снятые с применением поляризационного фильтра, выглядят гораздо лучше.


Поляризационный фильтр также удаляет дымку с фото и это великолепный эффект при съемке удаленного объекта или сцены. Это делает небо более синим, а цвета более яркими и насыщенными. Обратите внимание на две фотографии ниже. Первая снята без поляризационного фильтра, вторая с фильтром.



Как использовать поляризационые фильтры

Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Таким образом вы получаете максимальный эффект, однако. следует быть осторожным при использовании фильтра с широкоугольными объективами. Так как они захватывают большую часть пространства, то и направление лучей будет уже сильно отличаться от 90 градусов. В результате мы можем получить изменение цвета неба от темного к светлому на снимке, что нежелательно

Наименьший эффект фильтр дает, когда солнце находится позади объектива. На фото ниже это показано. Левое фото снято без фильтра, правое с фильтром.


Поляризационные фильтры, как правило, довольно темные, поэтому убедитесь, что выдержка, которую вы используете, достаточна чтобы снимать с рук. Обычно поляризационные фильтры используют при ярком солнце. поэтому это не должно быть проблемой. Если все же выдержка недостаточно короткая, увеличьте значение ISO со значения 100 до 200.

Важно убедиться, что автоматический баланс белого работает корректно с темным фильтром. Лучше, если вы установите его на "Дневной свет", чтобы избежать ошибок автоматики. Поляризационный фильтр работает хорошо только при солнечном свете, поэтому если вы снимаете ночью или в пасмурный день, то снимите фильтр с объектива.

Будьте внимательны, чтобы не увлечься чрезмерным эффектом и не получить слишком темное небо на снимке. Взгляните на фото ниже, результат применения поляризатора довольно экстремальный и выглядит неестественно. Иногда такой эффект оправдан, но в некоторых случаях лучше не использовать фильтр.


Наглядный пример представлен ниже. Здесь отражение от земли на левом снимке добавляет деталей изображению, в отличии от правого снимка, сделанного с применением фильтра, где эта область темная.


Поляризационный фильтр часто используется, чтобы убрать отражения от стекла и воды. Они невероятно эффективны в этом плане и часто применяются при съемке водоемов, так как позволяют сделать воду "прозрачней".



Наконец, очень важно правильно подобрать угол поворота фильтра. обратите внимание на два изображения ниже. На левом цвет неба неравномерный, на фото справа угол поворота фильтра подобран правильно и небо выглядит гораздо естественней.


На что обратить внимание при покупке поляризационного фильтра.

А: Убедитесь, что диаметр фильтра совпадает с диаметром объектива. Посмотрите на переднюю линзу или на внутреннюю сторону крышки объектива.

Б: Если у вас цифровая камера, убедитесь, что фильтр круговой.

(от переводчика: круговой фильтр обозначается C - PL, circular polarizing. В настоящее время в современных зеркальных камерах профессионального уровня все датчики автофокуса крестообразные, а также система автофокуса более совершенна, поэтому данный совет теряет свою актуальность)

В: Используйте фильтр наилучшего качества, которое можете себе позволить. Глупо покупать объектив за 1500$ и затем прикрутить дешевый некачественный кусок стекла на него. Лично я использую фильтр высокого качества Hoya.

Г: Приобретите футляр для фильтра. Если вы не используете фильтр, кладите его в футляр, чтобы уберечь его от пыли и царапин.

Светофильтры по-прежнему имеют много применений в цифровой фотографии и должны быть важной частью экипировки любого фотографа. Это могут быть поляризационные фильтры для снижения яркости и повышения насыщенности или просто защитные фильтры для пущей сохранности передней линзы. Данная глава познакомит вас с этими и другими фильтрами, которые нельзя воспроизвести при помощи цифрового редактирования. Общие проблемы и недостатки, а также размеры фильтров обсуждаются в конце.

Обзор: типы светофильтров

Наиболее часто в цифровой фотографии используют поляризационные (линейные или круговые), защитные (UV/haze), нейтральные, градиентные и холодные/тёплые или цветные фильтры. Примеры использования каждого из них приведены ниже:

Линейные и круговые поляризационные фильтры

Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.

два независимых кадра, снятых один за другим

Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.

Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету . Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.

Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света , который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.

Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.

Линейные и круговые поляризаторы : на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), - а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.

Нейтральные фильтры

Нейтральные фильтры обозначаются аббревиатурой ND (neutral density). Их действие заключается в равномерном уменьшении количества света, попадающего на сенсор камеры. Они полезны для получения достаточно большого времени экспозиции, если его невозможно достичь иначе в диапазоне доступных апертур диафрагмы (при минимальной светочувствительности ISO).

Ситуации, в которых могут пригодиться нейтральные фильтры:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т.д.
  • Достижение меньшей глубины резкости в очень ярком свете
  • Уменьшение дифракции (которая снижает резкость) посредством раскрытия диафрагмы
  • Размытие или исключение движущихся объектов (таких как люди и машины)
  • Создание размытия для передачи движения объектов (motion blur)

фотография с эффектом сглаживания воды вследствие длинной выдержки

Используйте нейтральные фильтры только тогда, когда это абсолютно необходимо, поскольку они эффективно уменьшают освещённость, которую можно было использовать, чтобы получить более короткую выдержку (чтобы заморозить движение), закрыть диафрагму (для глубины резкости) или понизить чувствительность ISO (чтобы уменьшить визуальный шум). Кроме того, некоторые нейтральные фильтры могут незначительно изменить цветовой баланс изображения.

Понять, насколько уменьшает освещённость тот или иной нейтральный фильтр, порою затруднительно, поскольку производители используют разные форматы обозначений:

Степень снижения освещённости Hoya, B+W и Cokin Lee, Tiffen Leica
f-ступени Части
1 1/2 ND2, ND2x 0.3 ND 1x
2 1/4 ND4, ND4x 0.6 ND 4x
3 1/8 ND8, ND8x 0.9 ND 8x
4 1/16 ND16, ND16x 1.2 ND 16x
5 1/32 ND32, ND32x 1.5 ND 32x
6 1/64 ND64, ND64x 1.8 ND 64x

Обычно для большинства сцен наподобие водопадов достаточно нескольких ступеней диафрагмы, так что большинство фотографов просто держат при себе один или два разных нейтральных фильтра. Экстремальное подавление освещённости может позволить довольно длительные выдержки даже в яркий солнечный день.

Градиентные нейтральные фильтры.

Градиентные нейтральные фильтры обозначают аббревиатурой GND (graduated neutral density). Они снижают степень освещённости изображения в соответствии с мягким геометрическим шаблоном. Порой их также называют «сплит-фильтры». Градиентные фильтры идеально подходят для съёмки сцен с простой геометрией света, такой как линейное изменение от тёмного к светлому, которое часто встречается в пейзажной и ландшафтной съёмке (внизу).

До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW , но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.

Существует широкое разнообразие градиентных фильтров. Наиболее важным параметром является скорость изменения от светлого к тёмному , что обычно называют «мягкой» или «жёсткой» гранью для постепенного или более резкого изменения, соответственно. Выбирают их, исходя из того, насколько резко изменяется освещённость сцены, где резкий переход от тёмной земли к яркому небу может потребовать более жёсткого фильтра, например. Иначе, затемнение может быть круговым, чтобы добавить или убавить света на краях изображения (виньетирование).

учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света

Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр. Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными.

Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;
зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно.

Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.

Второй важной характеристикой является разность между пропуском света на концах градиента (в вышеприведенных примерах между верхней и нижней частями). Эта разность выражается в тех же терминах, что и для нейтральных фильтров из предыдущей главы. «0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра. Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней.

Противотуманные и ультрафиолетовые фильтры

Сегодня UV-фильтры в-основном используют для защиты передней линзы объектива, поскольку они прозрачны и не вносят заметных изменений в изображение. Для плёночных камер ультрафиолетовые фильтры уменьшали дымку и повышали контраст, минимизируя попадание ультрафиолетового излучения на плёнку. Проблема с ультрафиолетовым светом в том, что он невидим для человеческого глаза, но зачастую, когда солнце в дымке, значительное количество ультрафиолета рассеивается в атмосфере и влияет на экспозицию, уменьшая контраст. К счастью, сенсоры цифровых камер настолько менее чувствительны к ультрафиолету, чем плёнка, что фильтровать его больше нет необходимости.

UV-фильтр 77 мм

Однако ультрафиолетовые фильтры потенциально способны понизить качество изображения, прибавляя блики, меняя оттенки цвета или снижая контраст. Многослойные фильтры практически лишены бликов, и сохранение фильтра в чистоте минимизирует потери качества изображения (хотя даже невидимые микроцарапины повлияют на резкость и контраст). Высококачественные ультрафиолетовые фильтры не вносят никаких изменений в соотношение цвета.

Для цифровых камер преимущества ультрафиолетового фильтра (защита) в противовес потенциальным потерям в качестве изображения являются предметом частых дискуссий. Для дорогих объективов фактор защиты зачастую является определяющим, поскольку намного проще заменить фильтр, чем починить объектив. Однако для объективов среднего класса или компактных цифровых камер защита намного менее важна, и выбор определяется скорее личными предпочтениями.

Ещё одно соображение состоит в том, что защитные фильтры могут повысить продажную стоимость объектива, сохраняя его переднюю линзу в нетронутом виде. В этом смысле защитный фильтр может даже рассматриваться как повышающий качество изображения (по сравнению с незащищённым объективом), поскольку он может быть легко заменён, как только станет заметно влиять на изображение.

Тёплые и холодные фильтры

Тёплые и холодные фильтры изменяют баланс белого света, достигающего сенсора камеры. Это может быть как средством коррекции неестественного соотношения цветов, так и средством создания такового, например, добавляя теплоты в облачный день, чтобы он выглядел как на закате.

Оранжевый свет на снимке вверху вызван монохроматическими уличными фонарями;
при таком типе источника освещения практически никакая коррекция баланса белого
неспособна восстановить полный цвет.
Холодный или специальный фильтр уличного освещения можно применять
для восстановления цвета при других источниках освещения.

Такие фильтры существенно потеряли свою важность с приходом цифровых камер, поскольку они автоматически корректируют баланс белого, и он может быть скорректирован впоследствии вручную при съёмке в файл формата RAW . С другой стороны, некоторые ситуации могут по-прежнему требовать цветных фильтров, такие как необычное освещение (на вышеприведенном примере) или при съёмке под водой, поскольку обилие монохроматического света делает невозможным восстановление цвета без появления большого количества шумов в отдельных каналах цвета.

Проблемы использования фильтров

видимое виньетирование,
вызванное фильтром

Следует использовать фильтры только по необходимости, ведь они могут также отрицательно повлиять на изображение, поскольку вносят дополнительный слой стекла между сенсором камеры и предметом съёмки и в результате могут снизить качество изображения. Обычно это проявляется в форме изменения соотношения цвета, снижения локального или общего контраста, а также появления или увеличения числа бликов , вызванных светом, непредвиденно отразившимся внутри фильтра.

Фильтры могут также вызвать физическое виньетирование (затемнение на краях изображения), если их оправа оказывается на пути света, попадающего в объектив (на примере справа). Эта виньетка вызвана размещением поляризационного фильтра поверх защитного при использовании широкоугольного объектива, что вызвало попадание оправы внешнего фильтра в кадр. Наложение фильтров может усилить все вышеописанные проблемы.

Выбор размера фильтра для объектива

Существует два основных вида фильтров: навинчивающиеся и накладные. Последние предоставляют большую гибкость, поскольку могут быть использованы практически с любым объективом, однако их использование может также оказаться и более обременительным, поскольку их придётся держать перед объективом. С другой стороны, существуют наборы для фиксации фильтров, которые могут упростить процесс. Навинчивающиеся фильтры могут обеспечить герметичное соединение, необходимое для защиты, и не могут быть случайно сдвинуты в процессе экспозиции. Основным недостатком является фиксированный диаметр резьбы.

Размер навинчивающегося фильтра выражается его диаметром, который соответствует диаметру передней кромки объектива, обычно указанному на нём. Этот диаметр выражается в миллиметрах и как правило варьируется от 46 до 82 мм для цифровых зеркальных камер. Переходные кольца могут позволить использовать на данном объективе фильтр с большим или меньшим диаметром, однако уменьшение диаметра может вызвать серьёзное виньетирование (поскольку фильтр может заблокировать свет на краях линз), а увеличение диаметра означает, что фильтр выступает за края объектива (и вносит потенциальные неудобства).

Высота оправы фильтра тоже может быть важна. Для использования на широкоугольных объективах без виньетирования разработаны ультратонкие и другие специальные фильтры. С другой стороны, они могут стоить значительно дороже и зачастую не имеют передней резьбы для наложенного фильтра (а иногда и пространства для крепления крышки объектива).

Некоторые про него вообще не слышали, кто-то слышал, что он нужен для пейзажей, а кто-то думает, что он нужен, чтобы небо было ярко-синее. Я пробегусь по самому на мой взгляд интересному и простому и не буду расписывать марки поляризаторов. Также упомяну «подводные камни». Мне кажется новичку в плане использования поляризатора не так важно сразу раскапывать всю кучу информации, а нужен для начала импульс, который он получит, увидев все «за» и «против» использования такого фильтра.

Предлагаю вашему вниманию небольшую запись с практическими примерами пользы фильтра-поляризатора (здесь и далее мы говорим о круговом поляризаторе C.P.L.)

На данном снимке видно, что кроме изменения яркости и насыщенности цвета неба также поменялись цвет и яркость крыши, листьев и стен.

Здесь мы видим, что если крыша почти не изменилась, то небо стало синее, а блик на оконном стекле исчез.

Вот гистограммы получившихся снимков.

Видите, насколько больше цветовой информации мы захватили?

Но учтите, что поляризатор работает не подо всеми углами к солнечным лучам и почти бесполезен в пасмурную погоду (можно только блики убирать, но цвет менять не будет).
Лучше всего результат достигается когда солнце сбоку от объектива. Хуже всего — контровый свет.

Обратите внимание, что вы увидели то, чего в принципе не могли видеть без использования поляризационного светофильтра . Листва стала наконец зелёной, а вода более тёмной и в ней появились более выраженные зеленые рефлексы от листвы. Слева снимок скучный, а справа — с насыщенными цветами. По-моему нагляднее некуда.
А вот небо в данном случае затемнилось неравномерно т.к. я использовал светофильтр на широкоугольном объективе. Для затемнения неба лучше использовать градиентный светофильтр, но подробно о градиентных фильтрах в другой статье.

Учтите, что блики на металле таким образом не удаляются тк свет от металла итак идёт поляризованный, а вот со стекла, пластика, воды — запросто.

Вот на представленном ниже снимке мне хотелось видеть кораллы, для этого нужно было удалить блики от барашков волн и таким образом проникнуть в толщу воды.

Вобщем надеюсь я воодушевил тех, кто не использует круговой поляризатор на эксперименты.

И помните, что при использовании кругового поляризатора нужно думать сначала, какой эффект от него получится и имеет ли он смысл так как он затемняет кадр на примерно 2 стопа. Или имеет смысл использовать передовые поляризационные светофильтры типа , которые затемняют только на 1 стоп и практически не влияют на качество поляризации (отлично поляризуют).

При покупке поляризационного светофильтра не забывайте и про свой смартфон. Если раньше мы смеялись над снимками со смартфона, то сейчас многие современные телефоны снимают весьма неплохо и помогает им в этом поляризатор. Это небольшое ноу-хау.

Это фото снято на iPhone 4s с поляризационным светофильтром B+W . Так что сила в поляризаторах. Особенно хороших.

Сейчас для смартфонов выпускают специальные светофильтры маленького размера. Например, такие...

Неравномерное затемнение

Если про эффект поляризатора многие слышали, то про неравномерное затемнение кругового поляризатора на широкоугольных объективах возможно и нет.

На всю длину/ширину снимка снятого широкоугольным объективом поляризатор, понятное дело, не действует т.к. по ширине снимка меняется и угол падения лучей на поляризатор. Т.е. большой угол зрения объектива означает неравномерную работу поляризатора по ширине снимка, то приводит к появлению круглого затемнения неба на снимке снятым, к примеру, 16мм объективом на полнокадровую камеру. На камерах с кроп-фактором угол зрения объектива меньше и потому такая неравномерность будет менее заметна. Тёмное пятно на небе, которое должно быть однородным портит фото.

Равномернее всего поляризатор на полнокадровой камере будет работать с телеобъективами от 85мм фокусного расстояния, но т.к. он бывает крайне важен для пейзажной съемки, то нам часто приходится мириться с неравномерно затемнённым небом ради красивой травы и листьев (тут поляризационному фильтру нет замены). Помните, что вращая поляризационный фильтр вы можете перемещать неравномерное затемнение неба из стороны в сторону и в результате поместить в такое место, где его легко удалить в фотошопе.

Здесь тёмное пятно по центру неба (снимок из моей поездки в ). Оно заметное. Его можно убрать, но относительно трудоёмкий процесс.

А здесь я тёмное пятно переместил вправо, затемнив кусок неба, оно стало более насыщенно синим. В этом случае ничего корректировать не нужно, небо тёмное и пятна неопытный глаз не заметит.

снимок сделан с круговым поляризатором Marumi DHG C.P.L., 2011г.

Неравномерность затемнения смещена вправо.

снято с поляризатором

А здесь, кстати, фильм Эммануэль снимался...Узнаете? :)

Градиентный иногда удобнее кругового поляризатора

красными стрелками указаны градиентные фильтры, а синими - круговые поляризаторы




Но в тоже время существует еще один тип фильтров, который может дать нам синее небо, если другие эффекты поляризатора нам не нужны — это градиентный фильтр.

Как видите, линейный градиентник дал нам не менее приятное небо, нежели круговой поляризатор и равномерно затемнил его.

снято с градиентным фильтром 50%, малайзия, 2007г.

Но такой фильтр подходит только для затемнения одной из частей кадра ровным градиентом и не подходит, например, для фрагментов снимка.

C.P.L

снято с круговым поляризатором C.P.L.

Какой фильтр выбрать

Вот мы и плавно подошли к вопросу предпочесть градиентный фильтр или круговой поляризатор.

Например, в ситуации, когда есть горизонт .

снято с круговым поляризатором

Если солнце не светит вам в лицо или со спины, то используйте поляризатор на фокусном 50 и более мм. К поляризатору вы можете добавить или легкий градиентник (если необходимо) или добавить градиентную коррекцию (программный аналог градиентного фильтра) в RAW-конвертере. Таким образом вы получите максимум от цветности картинки и усилите небо.

нет горизонта и вообще солнце непонятно где

снято с круговым поляризатором

Используйте круговой поляризатор. Грантиентный фильтр тут бессилен. Не всегда можно достичь равномерного освещения неба, но иногда это даже придаёт картинке «живость».

Еще примеры.

Четкая линия горизонта, широкий угол зрения объектива

Применяйте градиентный фильтр для выравнивания освещенности в этих условиях, чтобы избежать неравномерно освещенного неба — это править потом сложно.

Вот вроде бы и всё. Если у кого будут вопросы, то не стесняйтесь — задавайте!

Многие слышали про поляризационные фильтры, о которых уже ходят легенды и которым приписываются мистические свойства. Зачем же нужен поляризационный фильтр и как им пользоваться?

Лично я в ясный солнечный день без полярика вообще из дома не выхожу, и вот почему.

Поляризационный фильтр на протяжении долгого времени является секретом профессионалов. Конечно, можно достичь похожего эффекта, потратив несколько часов в фотошопе. Но я предпочитаю экономить время, поэтому пользуюсь фильтрами во время съёмки. Кроме того, в некоторых ситуациях фотошоп вас не спасёт, а повторить кадр уже не получится.

Поляризационный фильтр сделан из особого материала, который пропускает свет только с определённой поляризацией. Не углубляясь в физику, свет поляризуется, отражаясь от неметаллических поверхностей, например, от стекла или воды. Поворачивая обод фильтра, вы выбираете, пропускать такой свет или нет. Это означает, что вы можете отфильтровать отражение, чего нельзя добиться в фотошопе:

Без фильтра дна не было бы видно из-за отражения и фотография получилась бы скучной.

Поляризационные фильтры бывают разные по стоимости и отличаются они не только прозрачностью, но и степенью поляризации. Хороший фильтр будет прозрачным для неполяризованного света (вы потеряете пару стопов, не больше), и абсолютно непрозрачным для поляризованного. Вот пример хорошего фильтра B+W (свет от ЖК-монитора является поляризованным в следствие особенностей технологии):

Поворачиваем фильтр:

Наши внимательные читатели, как обычно насторожились, увидев заглавное фото. Как поляризационный фильтр делает синее-синее небо? Он же отфильтровывает отражения, при чём здесь небо?

! Оказывается, он здесь при чём;)

В воздухе много аэрозольных частиц, которые поляризуют свет, отражая его, и тем самым засвечивают вам небо в кадре, образуя пелену. Поляризационный фильтр снимает эту пелену, блокируя отражённый от частиц свет и небо становится синим, а облака контрастными. Лучше всего это работает в ясную погоду в направлении, перпендикулярном солнечному свету:

Под картинкой ссылка на большое фото, сделанное с поляризационным фильтром. Так получилось, что фильтр диаметром 77мм, но у меня был фикс 50мм 1.8 , у которого диаметр гораздо меньше. Поляризационный фильтр – вещь дорогая, поэтому я не покупаю фильтры разных диаметров, я просто большой фильтр прикладываю к объективу и фотографирую.

Я думаю, что многие не раз видели очень яркие и контрастные снимки, на которых небо имеет густой темно-синий оттенок или фотографии, где отчетливо видно то, что находятся в глубине стеклянной витрины, но при этом нет отражений на ее поверхности. И тот и другой эффект достигается при помощи поляризационного фильтра. В основном его используют как раз для удаления бликов и отражений на воде или стекле, а усиление контраста цветов на солнце — это скорее побочный результат, который, тем не менее весьма успешно используется многими фотографами.

Кроме этого фильтр можно применять для увеличения выдержки, например, чтобы сделать течение воды более плавным. Конечно он дает менее выраженный эффект, чем нейтральные серые фильтры, но одну ступень вполне можно выиграть.

Принцип действия поляризационного фильтра

Поляризационный фильтр выглядит как обычный светофильтр серого цвета, но имеет заметное отличие — он состоит как бы из двух частей. Пользоваться им очень просто: после навинчивания на объектив, внешняя часть остается подвижной и может куртиться. Фотографу остается лишь подобрать положение, когда ненужная часть поляризованных лучей будет отсечена. Проверить фильтр очень просто, достаточно направить его на работающий монитор и покрутить, в какой-то момент изображение на экране исчезнет.

При выборе светофильтра, стоит обратить внимание на то, что дешевые варианты часто искажают баланс белого и восстановить естественные цвета на фотографиях, сделанных с их помощью, может оказаться весьма непросто. Поэтому перед покупкой желательно проверить взаимодействие выбранной модели и фотаппарата.

Применение светофильтра

Как я уже писал выше, основное предназначение поляризационных фильтров — убирать блики и отражения с различных поверхностей.

Слева фотография без фильтра, справа с поляризатором

Светофильтр хорошо работает с водой и стеклом, на блики же с металлических предметов и конструкций его применение практически не влияет. Исходя из механизма действия, такой фильтр незаменим, когда нужно убрать отражение со стеклянных поверхностей, например витрины или окна.

Вторым интересным эффектом от применения поляризатора является усиление контраста и насыщености цветов на фотографии, сделанной при ярком солнце.

При обработке этой фотографии не применялась какая-то специальная методика, и все цвета обусловлены использование поляризационного фильтра.

Побочные эффекты от применения светофильтра

Так как часть светового потока не проходит через фильтр, общая освещенность снимаемой сцены падает, что приводит к увеличению выдержки, иногда весьма существенному. При ярком солнечном свете это не так критично, а при прочих условиях съемки может привести к невозможности работы без штатива.

Этот же эффект может играть и положительную роль, если вы хотите увеличить выдержку, например, чтобы сделать более мягкими струи воды при съемке фонтанов.

Еще одним негативным эффектом от применения, может стать неоднородность цветов при . Это связано с тем, что перемещая камеру мы меняем плоскость поляризации и, как следствие, при этом изменяются цвета.Обойти этот эффект, увы, почти невозможно.

В целом, все описанные побочные эффекты, не мешают поляризационному фильтру быть одним из самых простых в использовании и востребованных светофильтров и получать с его помощью интересные результаты на фотографии.