Понятие об интеллекте и возможности его определения. Определение интеллекта

Чтобы приступить к получению и обработке данных необходимо не только выбрать методы, которые позволят это сделать, но и понять какая именно информация нас интересует, какие у неё специфические и общие характеристики, особенности, для этого введём несколько понятий и постараемся рассмотреть их структуру.

Интеллект

Интеллект, или говоря иначе, умственное развитие, в настоящий момент это понятие вызывает большой интерес и самые различные споры, уже существует масса разнообразных теорий и гипотез. Структура же его до конца не исследована, что затрудняет его исследования. Так, например можно выделить три теории о природе интеллекта: первая предполагает, что интеллектуальное поведение может проявляться в таких способностях, как рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость; вторая говорит, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым); третья же утверждает, что существует так называемый генеральный фактор, который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций.

Теории интеллекта в свою очередь каждый раз жёстко увязаны к системе оценок, которая отражает социальные и культурные особенности общества.

Столь ажиотажный спрос на различного рода тесты можно обосновать тем, что именно от способности быстро и качественно принимать решения зависит умение извлекать выгоду из опыта и управлять самыми различными системами, а значит показатель IQ имеет значение при приёме на работу, при социализации в жизни в целом. Это впрочем может грозить дискриминационными последствиями.

Общие понятия об интеллекте

Примем наиболее общим определением интеллекта следующее:

Интеллект - это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Так же интересным и содержательным можно посчитать утверждение Холодной М.А., что «интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума объективной картины происходящего».

Как отмечает М.А. Холодная «с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности» .

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.

Самым первым предположением о природе интеллекта были рассуждения Фр. Гальтона, однако он, заблуждаясь, отнёс его к врождённым фнукциям психики, таким как реакция и чувствительность.

В 1905 г. А. Бине и Т. Симон - в связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). Они же впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).

Как уже говорилось, существуют различные теории природы и структуры интеллекта, но можно выделить две основные тенденции в развитии представлений об интеллекте:

Признание общего фактора интеллекта;

Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.

Рассмотрим их поподробнее.

1) Целостный интеллект

Наиболее ярким представителем и, даже можно сказать основополжником этой теории является К. Спирмен, который определил двухфакторную систему, в которой general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии» (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания.

Так например Дж. Равен выделял продуктивный интеллект, который производил оценку настоящего, на основе которой создавались алгоритмы действия в других схожих ситуациях, за реализацию же этих алгоритмов отвечал равеновский репродуктивный интеллект. Именно подобные размышления о его структуре привели к созданию теста «матрицы Равена».

Ровно так же и Р. Кеттелл в своих исследованиях разделял эти два основных интеллекта с тем отличием, что продуктивный интеллект был им назван кристаллизованным, а репродуктивный процессуальным, текущим.

В свою очередь, Ф. Вернон, разделяет фактор g на два основных групповых фактора: вербально-цифровой-образовательный и механико-пространственный-практический.

2) Множественность и независимость интеллектуальных способностей

Основоположниками и исследователями интеллекта с позиции крайней дифферентности его природы, являются Терстоун, Гилфорд, Р. Стенберг и Ягер.

Так Л. Терстоун определил семь основных умственных способностей, или факторов, к которым он отнёс:

Пространственный;

Восприятие;

Вычислительный;

Вербальное понимание;

Беглость речи;

Логическое рассуждение.

Дж. Гилфорд, создал структурную модель, основными критериями классификации факторов которой были тип операции, форменное содержание материала и, собственно, конечный продукт, который получался в результате реализации самых разнообразных интеллектов.

А. Ягер предложил «берлинскую модель структуры интеллекта» предусматривающую две его основы:

Операции (в том числе скорость, память, креативность);

Критерий превосходства (тестового);

Критерий редкости (нетипичности);

Критерий продуктивности;

Критерий демонстративности (повторяемости);

Критерий ценности (для данной культуры).

Здесь следует отметить, что одарённость это такая особенность человека, которая позволяет создавать что-то субъективно-объективно новое.

Необходимо указать, что все создатели тестологических моделей в конечном итоге приходили к выводу, что существует как многофакторная, так и однофакторная природа интеллекта, что вполне объяснимо высокой степенью сложности всех природных систем в целом, что нет ничего однозначного. В то же время тесты, которые были разработаны для определения умственных способностей, являются удачным инструментом для выявления некоторых психических отклонений, так же эти тесты направлены скорее на определения умения решать какие-то практические задачи или оценку социализированности, культурной адаптированности. Поэтому будем в дальнейшем аккуратны в трактовке результатов тестов.

Теория множественности интеллектов Гарднера

Рассмотрим отдельно теорию Говарда Гарднера, т.к. она качественно отличается от всех ранее представленных. И рассматривает интеллект как совокупность многих способностей.

Гарднер разработал критерии, предпосылками которых являются психологические, антропологические, биологические, культурологические закономерности, которые уже выявлены человечеством.

Используя эти критерии, Говард Гарднер оценил множество способностей и выделил семь соответствующих способностей, которые он классифицирует и определяет, как интеллекты:

Языковой

Логико-математический

Музыкальный

Пространственный

Телесно-кинестетический

Интраперсональный

Интерперсональный

Интеллект естествоиспытателя

Этот список может быть продлён в соответствии с новыми открытиями в самых различных областях миропознания человека.

Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.

Одна из отрицательных черт данной концепции заключена в сложности оцифровки и численного представления данных, что на наш взгляд является вопросом математической статистики и времени.

Замечательной же чертой можно считать предпосылку к тому, что, составив правильный психологический портрет «мировосприятия» ребёнком или взрослым человеком, можно составить такую программу обучения, которая будет эффективна. Уже сейчас мы наблюдаем реструктурирование образовательных процессов. Что позволяет говорить о возможности полнее реализовать свой интеллектуально-социальный потенциал.

Формы проявления интеллекта

Мы можем утверждать, что интеллект это некоторый параметр, некоторая оценка средней эффективности решения самых различных задач, т.е. КПД умственной деятельности. Субпараметрами или качествами человеческого интеллекта можно назвать пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

В свободной интернет-энциклопедии приводятся следующие качества человеческого интеллекта:

Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

Глубина ума - способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

Логичность мышления - способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

Доказательность мышления - способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

Критичность мышления - способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

Широта мышления - способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Многие из этих субфакторов поддаются внешнему влиянию или корректировке, так существует некоторый ряд исследований показавший, что групповое мышление может оказать весьма значительное влияние на позицию отдельного человека. Из этого следует, что СМИ, формирующие культуру и стереотипы критически важный орган социума, при помощи которого можно изменять уровень общественного интеллекта.

Восемь основных подходов к формированию интеллекта

Многие учёные, в том числе и Холодная М.А., выделяют восемь основных подходов к формированию и природе интеллекта, к ним относят:

Феноменологический подход: интеллект представляет собой систему внезапно порождающую решения вследствие произведённой ею реструктуризации познаваемого окружения (В. Келлер.; К. Дункер,; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).

Генетический подход: интеллект рассматривается как биопсихическая структура, которая имеет своё развитие в рамках онто- и филогенезов, вследствие необходимости адаптироваться к окружающей среде (У.Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).

Социо-культурный подход: интеллект неотъемлемый продукт социальной деятельности человека (Дж. Бруннер; Л. Леви-Брюль; А.Р. Лурия; Л.С. Выготский и др.).

Процессуально-деятельностный подход: интеллект предлагается расценивать, как характеристику мыслительных процессов, позволяющую производить объективизации окружающей действительности (С.Л. Рубенштейн; А.В. Брушлинский и др.).

Образовательный подход: интеллект есть продукт формирующийся в процессе обучения или разрешения задач (А. Стаатс; К. Фишер; Р. Фейерштейн и др.).

Информационный подход: интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации (Г. Айзенк,; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).

Функционально-уровневый подход: интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев; Е.И. Степанова; Б.М. Величковский и др.).

Регуляционный подход: интеллект рассматривается как фактор саморегуляции, возбуждения и торможения, психической активности (Л.Л. Терстоун и др.).

Соотношение мышления и интеллекта

В этом разделе мы произведём сравнение этих двух понятия, взяв для простоты за первичные определения следующие утверждения.

Интеллект - способность к мышлению.

Мышление - процесс оценки и принятия решений используя интеллектуальные способности.

Значительное внимание этому вопросу уделил Дружинин В.Н. Он приводит весьма самодостаточное утверждение: «Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» - процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта.»

В то же время необходимо отметить ещё одну отечественную созданную Ананьевым Б.Г. теорию о структуре и природе интеллекта, которая первую очередь она основана на стимул-реакционности поведения любого живого существа и человека в том числе.

Согласно этой теории мышление выступает не как нечто отдельное, но тесно связанное с интеллектом, а как его непосредственная высшая форма, которая проявляется в случае если совместное действие восприятия, внимания, памяти не разрешили поставленную задачу.

Как ни странно, здесь будет весьма уместным указать, что современные персональные компьютеры, стремящиеся упростить решение задач, требующих интеллектуального напряжения, обладают различной структурой, однако подавляющее большинство из них имеют центральный процессор, оперативную память, материнскую плату, жёсткий диск, различные средства ввода и вывода информации.

Подобное устройство в контексте мышление-интеллект мы сможем интерпретировать следующим образом: характеристика быстродействия процессора, частота, может быть неким аналогом уровня интеллекта, мышление же это процесс обработки данных, которые в свою очередь поступают из аналога хранилища жизненного опыта, жёсткого диска, и мгновенно поступающей за счёт персептивных органов, требующей немедленной обработки информации, подобно содержанию оперативной памяти. Однако принципы и алгоритмы работы, координируемой посредством материнской платы, задаются инженерами-технологами, и компьютер не в состоянии создавать какие-либо иные нестандартизованные подходы и решения. Подобный пример может подтверждать идею Дружинина о различных задачах и характеристиках мышления и интеллекта, как самостоятельных, но непрерывно взаимодействующих образований, результатом совместной работы которых является решение задач или составление новых систем реакций и поведения.

Индивидуальные особенности интеллекта

Индивидуальные особенности интеллекта определяются структурой интеллекта, как мы писали ранее, она вызывает массу споров. В частности интересен аспекты связности субспособностей, «переносимости», т.е. степень эффективности «перенесённого интеллекта» из одной сферы деятельности в другую, так же важен аспект наличия общего механизма выполнения любой интеллектуальной деятельности или системы отдельных локальных механизмов.

Факторный анализ является таким математическим методом, который позволяет обнаружить корреляции между параметрами системы выявить их организационную структуру интеллекта. Подробнее о факторном анализе можно прочитать в многочисленных руководствах.

Так, например, К. Спирмен, положивший в 1927 г. начало разработке факторного анализа, производил его по отношению к своим G-фактору и S-факторам. Так он определил три промежуточных фактора интеллекта: числовой, пространственный и вербальный. Фактор G оказался наиболее значимым для некоторых конкретных операций, что говорит о неполной слабой централизованности интеллекта вокруг некого единого «ядра».

Главным оппонент Спирмена Л. Терстоун, так же прибег к факторному анализу и подтвердил, что ряд независимых способностей определяют успешность интеллектуальной деятельности.

Так же имела место «кубическая» модель Д. Гилфорда. Он полагал, что наши способности определяются тремя основными категориями: операциями, содержанием и продуктами.

Так например любая задача имеет тот или иной вид содержания, предполагает осуществление определенной операции, которая приводит к соответствующему продукту.

В настоящее время, однако, математические методы Гилфорда подвергнуты резкой критике. Показано, что его данные могут быть легко объяснены, исходя из другой факторной модели.

В то же время Е. Торранс, последователь Гилфорда, извлёк практическую пользу и разработал тест креативности.

Обобщая здесь сказанное, отметим, что уровень интеллекта, в общем понимании, есть некоторый интегральный показатель, который в действительности связан с самыми различными проявлениями психики, однако несёт достоверную информацию об общем состоянии всей мыслительной деятельности.

Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта

Как мы уже определились ранее уровень интеллекта подвержен изменению, однако есть некоторый ряд особенностей который связан с возрастными, половыми и социальными характеристиками отдельно взятого человека. Так, например, выявлено, что в большинстве случаев, в которых наблюдались хорошие или высокие показатели интеллектуального развития в детстве, наблюдался и пропорциональный рост уровня интеллекта по отношению к возрасту. Причём может происходить как естественно обусловленный рост интеллекта, так и его снижение.

Сложная структура интеллекта не однозначна в своих изменениях, что можно связать с тем, что входящие в неё субструктуры изменяются с разными частотами, т.е. в разное время ведут себя по разному.

В подтверждение сказанному Дружинин В.Н. приводит график зависимости интеллекта от возраста, составленный на основании использования теста Равена.

Продуктивная способность как функция возраста

Так же исследователи на основе экспериментальных данных выявили интеллектуальную акселерацию, которая предполагает учёт изменений среды. Ведь не секрет, что сейчас темп жизни ускорился и приходится решать самые разнообразные задачи почти мгновенно. Поэтому люди, рождённые сейчас, обладают отличным от прошлых лет уровнем интеллекта, но это связано в первую очередь со временем решения задач и опытом, полученным в течение жизни. Однако этот процесс, на наш взгляд, временно начнёт претерпевать векторные изменения, т.к. сейчас многое из того, что нужно было делать самостоятельно заменено различными инструментами, которые упрощают жизнь, а следовательно не способствуют научению в большем смысле.

Необходимо понимать, что опыт в формировании интеллектуальных способностей имеет одну из самых ключевых ролей в решении задач. Поэтому рост IQ наблюдается в течении всего периода активной умственной деятельности.

Социальный аспект выражается в характере деятельности, семейных отношениях в детстве, уровня имущественного благополучия, в условиях элитарного образования. Так, например, далеко не всем желающим открыты двери Йельского университета, предполагается, что качественное образование в несоциальноориентированных государствах могут быть в основном материально благополучные люди. Характер деятельности, будь-то рабочей, будь «повседневной» так же оказывает влияние, что вполне объяснимо тем, что именно характер интенсивности умственной деятельности для каждого случая различен, в то же время нужно помнить о кругозоре и интересах отдельного человека. Семейные взаимоотношения и среда в которой развивался и рос человек, в которой он сейчас пребывает, оказывает вполне закономерное влияние, что обуславливается структурой познания человека.

Так например Р. Зайонц исследовал такую частность, как зависимость интеллекта детей от их количества в семье, порядка и интервала их рождения (рис. 3). Для этого он ввел понятие «интеллектуальный климат», который определяется средним интеллектом членов семьи. Из построенного им графика видно, что среда социально личностных взаимоотношений оказывает значительное влияние на умственное развитие отдельно взятого индивида, что говорит о необходимости более жёсткого контроля и более высокого понимания родителями многодетных семей своих задач и целей.

Зависимость интеллекта детей от их количества в семье, порядка и интервала их рождения

Однако среда не является единственным фактором, т.к. любые качества человека формируются путём взаимодействия его физиологии, устоявшихся систем мировосприятия с внешней средой. Однако же интенсивность и качество внешних влияний могут иметь весьма значимый характер.

Другой вопрос в сфере психологии интеллекта, который вызывает идеологические дискуссии, - это гендерные различия. В принципе существуют уже сформированные модели гендерного поведения, которые прививаются каждому с детства. Поэтому при выборе некоторых приоритетов ориентируются на устоявшиеся модели. Даже само общество располагает этому, облегчая интеграцию среднестатистических мужчин и женщин. В то же время нельзя отрицать некоторые психофизиологические особенности деятельности головного мозга. Так, например, принято считать, что у женщин более развито «интуитивное» полушарие, а у мужчин «логическое». Что тоже является своеобразным стереотипом. Впрочем, так же очевидно, что мировосприятие формируется от взаимодействия, в том числе и физиологических особенностей с внешней средой.

Поэтому природа различий в интеллектуальных способностях крайне многогранна и как многое другое в человеке сводится к генетике и среде.

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание) - это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.

Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.

Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.

Интеллект в широком смысле - совокупность всех познавательных особенностей человека. Познавательные процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. История развития психологии интеллекта, а также его основные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей.

К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения - иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умственную энергию», собственно интеллект.

В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее суть заключается в том, что интеллект состоит из множества первичных умственных способностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» - пространственный фактор, 2) «Р» - восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» - вычислительный, 4) «V» - вербальный, 5) «F» - беглость речи, 6) «М» - память, 7) «R» - логическое рассуждение.
Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда).

Основная заслуга Гилфорда - выделение двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый - это показатель творческого начала, второй направлен на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.

Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом.

Впоследствии Л. Хамфрейс доказал, что оба эти типа интеллекта связаны друг с другом и входят в общий, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К. Спирмена. Общая психологическая закономерность при исследовании различных сторон интеллекта - отчетливое выделение G-фактора, что говорит о наличии общего интеллекта как неоспоримой психологической реальности.
Структура интеллекта очень сложна - она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к пониманию интеллекта рассматривает его как целостную систему «ментального» (умственного) опыта человека и психических механизмов, обеспечивающих его накопление, обработку и использование. В интеллекте (ментальном опыте) выделяются три уровня.

  1. Когнитивный опыт - структуры, обеспечивающие хранение, систематизацию и использование информации; их предназначение - оперативная переработка текущей информации.
  2. Метакогнитивный опыт - структуры, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной активности; их предназначение - контроль интеллектуальных ресурсов.
  3. Интенциональный опыт - структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных способностей; их предназначение - субъективное предпочтение определенной предметной области и направления поиска решений.

Специфические проявления интеллектуальной деятельности руководителя характеризуются следующими понятиями психологии интеллекта.

Метакогнитивная осведомленность - знание своих интеллектуальных качеств и умение их оценивать, способность к мобилизации своих интеллектуальных резервов для решения сложных проблем.

Открытая познавательная позиция - наличие легкой, эмоционально положительной восприимчивости явлений действительности.

Среди интеллектуальных стилей выделяются три основных, наиболее четко проявляющихся в управленческой деятельности.

Исполнительский стиль - действие по правилам и общепринятым нормам.

Законодательный стиль - разработка новых путей к решению проблем.

Оценочный стиль - работа с готовыми системами, которые «приводятся в порядок». Люди этого типа анализируют, критикуют и усовершенствуют проблемы.

Среди высших проявлений интеллектуальных способностей выделяют определенные типы интеллектуальной одаренности.

Сообразительные - с коэффициентом интеллекта больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма - 100-115 баллов).

Блестящие ученики - люди с высокими показателями учебных достижений.

Креативы - люди, порождающие творческие, оригинальные идеи в большом числе и испытывающие потребность в решении сложных проблем.

Компетентные - люди, имеющие большой объем профессиональных знаний и опыт практической работы.

Талантливые - люди с чрезвычайными интеллектуальными достижениями, нашедшие признание в общественно значимых формах.

Мудрые - люди с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом и предсказанием «обыденной» жизни.

В заключение характеристики природы и структуры интеллекта надо подчеркнуть, что интеллектуальные способности в психологии трактуются как одна из общих способностей личности в целом. Но в эту категорию входят и иные, аналогичные «по рангу» степени обобщенности способности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с интеллектом, составляя основу для новых особенностей интеллектуальной деятельности. Для управленческой деятельности наиболее значима комплексность строения общих способностей. Поскольку интеллект является одной из общих способностей, последние влияют на него, что необходимо учитывать при характеристике практического интеллекта руководителя.

Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.

Развитие интеллектуальных способностей предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект. Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальная адаптация, а также способность решать психологические проблемы.

Психологи для определения возрастных изменений интеллектуальных способностей употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный, или конкретный, интеллект - это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект - это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается.

Можно ли влиять на развитие интеллекта?

В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свои умственные навыки на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п. Уровень интеллектуального развития можно прогнозировать сравнительно рано - даже в раннем детстве. Многие исследователи в области физиологии и психологии полагают, что интеллектуальные способности 5-летнего ребенка составляет половину способностей взрослого, а интеллектуальное развитие 8-летнего ребенка достигает 80% умственного развития взрослого. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.

На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие умственных способностей ребенка можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения умственного развития возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях.

Умственное развитие человека обусловлено наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.). Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% умственного мышления человека. Однако этому противоречат результаты исследований гомозиготных (однояйцевых) близнецов. Сегодня многие ученые утверждают, что интеллектуальность наследуется почти на 90%.

Умственные способности человека можно развивать. Для этого необходимо заниматься умственной деятельностью, больше читать. Важно, чтобы методика тренировки соответствовала возрасту человека. Если 4-летний ребенок не вундеркинд, то не следует обучать его решению сложных задач.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта (IQ) - это во время специального тестирования установленное соотношение интеллектуального возраста (ИВ) и возраста человека (ВЧ). Результаты теста оцениваются согласно среднему значению, характерному для этой возрастной группы людей, по формуле IQ = ИВ:ВЧ х 100.

Какой IQ высокий, а какой - низкий? Существует множество тестов и таблиц с разными значениями, ниже приводим общепринятую таблицу уровня IQ:

  • IQ IQ = 70-79 - очень низкий.
  • IQ = 80-89 - низкий.
  • IQ = 90-109 - средний.
  • IQ = 110-119 - высокий.
  • IQ = 120-129 - очень высокий.
  • IQ>130 - самый высокий.

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же это такое за «понятие интеллекта», или же вы считаете, что он присущ только редким талантливым людям, или вообще только гениям? И как можно измерить, понять, какой у каждого конкретного человека интеллект. Скажу сразу, однозначных ответов на этот вопрос нет до сих пор. Единого общепринятого определения интеллекта в научном мире тоже нет. Почему? Все потому, что интеллект столь многогранное и сложное понятие, что описать его, заключить в какие-то рамки определенной фразы очень сложно. Тем не менее, я попробую донести суть этого понятия для вас.

Понятие интеллекта. Что такое интеллект?

В самом общем случае интеллект – это способность приобретать, перерабатывать, воспроизводить и использовать знания осмысленным образом . Мы с вами подвергаемся воздействию огромного количества потоков информации, как по способу восприятия (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), так и по информационному содержанию.

Мы каждый день видим тысячи образов: предметы, люди, обстановка, природа, объекты; мы общаемся и воспринимаем чувства и мысли другого человека, мы раздумываем о своих делах. Бесчисленные потоки информации поступают к нам. И мы каким-то образом ее перерабатываем, отсеиваем ненужное, выделяем главное, анализируем, делаем выводы, запоминаем и делаем многое-многое другое.

Согласитесь, не всегда это получается хорошо, не всегда мы достигаем нужных и желанных решений. Не всегда придумываем важные и ценные для себя выводы, не все из нас быстро и четко могут выполнять эти умственные операции. Кроме того, мы по-разному используем всю полученную информацию. Кто-то с успехом применяет ее на практике и получает выгодные результаты, кто-то не может извлечь из обилия своих знаний хоть что-то практическое. Все эти различия и составляют суть наших самых общих способностей – интеллектуальных.

Понятие интеллекта неразрывно связано со взаимодействием, развитием и принятием решений . Интеллект проявляется там, где что-то с чем-то или кем-то взаимодействует (люди с людьми, люди с техникой, люди с цифрами или компьютерами), где идет развитие или преобразование (человек строит дом, трениует какие-то свои навыки) и самое важное, где человек принимает решения .

Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

Принятие решений и интеллект не отделимы друг от друга. Везде, где необходимо принимать решения, присутствует интеллект. А там, где нет принятия решений, нет интеллекта.

Если Вы на автомате ведете машину по знакомой дороге, то интеллект практически не задействован. Но там, где дорога сложная, нова, где нужно умело маневрировать, Вы постоянно принимаете решения, как двигаться, оцениваете ситуацию, выбираете лучший путь. Это и есть проявления интеллекта.

Решаем ли мы математическую задачу, обустраиваем ли домашнее пространство, выбираем ли школу для ребенка, руководим группой людей — мы всегда в этих действиях принимаем мелкие и крупные решения.

Сам интеллект реализуется и воплощается во множестве других способностей:

  • Обучение
  • Познание
  • Логическое мышление
  • Систематизация знаний
  • Анализ и синтез
  • Применение знаний
  • Нахождение связей и ассоциаций
  • Мышление
  • Планирование
  • Решение проблем
  • Понимание

Как вы видите, однозначно ответить на вопрос «Что такое интеллект» сложно, понятие интеллекта не совсем точно описывает его многообразную сущность. И еще одна существенная сложность связана с тем, что до сих пор интеллект воспринимался по большей части как математическо-логические способности. Но это далеко от истины.

Интеллект гораздо шире умения логически мыслить . Психолог Говард Гарднер еще несколько лет назад описал и продолжает развивать теорию множественного интеллекта, подчеркивая, что их у нас, как минимум, 9 разных видов. Сюда входит и музыкальный, и лингвистический, и пространственный и другие виды, о которых мы поговорим позже.

Особенности множественного интеллекта

Как оказывается, большинство из нас обладают хорошо развитым интеллектом, но каким-то одним или двумя из этого десятка. Хорошая новость в том, что каждый может назвать себя интеллектуалом, пусть и в одном из видов. А вторая хорошая новость в том, что каждый из этих интеллектов можно развивать, подтягивая свой общий уровень.