Природа и древние тайны перу. Тайны перу и боливии

Самое крупное государство Нового Света — государство инков — просуществовало чуть более 300 лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше — всего около 80 лет.

Но за столь короткое время инки и подчиненные им народы создали огромное количество уникальных материальных ценностей. Кажется невероятным, что буквально из ничего, из россыпи племен, возникла одна из великих империй древности, протянувшаяся узкой лентой вдоль восточного побережья Южной Америки на 4000 км — от берегов Тихого океана до плато в Андах, расположенных на 4000-метровой высоте.

Инки, не знавшие в те времена ни колеса, ни железа, возводили гигантские строения. Сотворили изысканные предметы искусства, тончайшие ткани, оставили множество золотых изделий. Получали урожаи на горных высотах, где природа всегда враждебна к землепашцу.

Большая часть наследия инков, как и их самих, была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями ряд практически неразрешимых вопросов.

Дороги инков

Вторая Южная экспедиция конкистадоров под руководством Франсиско Писарро вглубь неизведанного материка оказалась весьма удачной для испанцев. После похода по диким джунглям в поисках новой добычи перед ними в начале 1528 года предстал большой каменный город с прекрасными дворцами и храмами, просторными портами, с богато одетыми жителями.

То был один из городов инков — Тумбес. Особенно поразили конкистадоров протянувшиеся повсеместно между ухоженными полями широкие, мощенные камнем дороги.

Дороги инков до сих пор используются местными жителями

Территория, занятая «сыновьями Солнца», как себя именовали инки, состояла из четырех частей, что и легло в основу как административного деления государства, так и официального его названия — Тауантинсуйу , что означало «четыре соединенные между собой стороны света».

Эти четыре провинции связывались одна с другой и все разом со столицей — городом Куско — дорожными системами. Пространства, обслуживаемые инкскими дорогами, были поистине необъятны — около 1 млн км 2 , или вместе взятые территория нынешнего Перу, большая часть Колумбии и Эквадора, почти вся Боливия, северные районы Чили и северо-западная область Аргентины. Примерно 30 тыс. км — такова общая протяженность дорог Тауантинсуйу, сохранившихся по сей день.

Сохранившиеся лучше других участки дороги, протяжённостью 6000 км. на территории шести стран, были внесены в 2014 году в список Всемирного наследия.

Основу шоссейной сети «сыновей Солнца» составляли две доминирующие магистрали. Древнейшую из них нарекли Тупа Ньян, или Королевская дорога. Начиналась она в Колумбии, пересекала горные цепи Анд, проходя через Куско, огибала на высоте почти 4000 м озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили.

У историка XVI столетия Педро Соеса де Леоно можно, в частности, прочитать об этой дороге следующее: «Я полагаю, что с начала человечества не было такого примера грандиозности, как на этой дороге, которая проходит через глубокие долины, величественные горы, снежные высоты, над водопадами, через скальные осыпи и по краю чудовищных пропастей».

Другой хронист того времени писал: «...ни одно из самых замечательных сооружений в мире, о которых рассказывают античные авторы, не создавалось с такими усилиями и затратами, как эти дороги».

Вторая главная магистраль империи — именно по ней на Куско двигались первые отряды конкистадоров — тянулась по прибрежным долинам на расстояние 4000 км. Начинаясь у самого северного порта — города Тумбеса, она пересекала полупустынную территорию Косты, шла вдоль берега Тихого океана, вплоть до Чили, где смыкалась с Королевской дорогой.

Эта магистраль получила имя Уайна Копак-Ньян в честь верховного Инки, завершившего ее строительство незадолго до конкисты — завоевания «просвещенными европейцами» страны Тауантинсуйу.

Главной магистралью империи инков была Тупа Ньян, связывавшая через горы север и юг империи и считавшаяся до начала нашего столетия самой длинной шоссейной дорогой мира. Если бы ее расположить на Европейском континенте, то она пересекла бы его от Атлантики до Сибири. Эти две основные магистрали, в свою очередь, связывались между собой сетью второстепенных дорог, из которых обнаружены остатки лишь одиннадцати.

Самое же поразительное то, что величественные шоссе предназначались исключительно для пешеходов и вьючного транспорта. Уникальные магистрали были созданы инками, которые не знали колеса и использовали для транспортировки сравнительно небольших вьючных животных лам или же таскали грузы на себе.

Единственным транспортным средством служили ручные носилки, на которые имели право лишь верховный Инка, члены королевского рода, а также некоторые знатные лица и чиновники. Ламы же предназначались исключительно для перевозки грузов.

«Нулевой километр» всех древнеперуанских дорог находился в Куско — «Риме» инков, на его центральной священной площади. Этот символ центра страны, называемый Капак усно, представлял собой каменную плиту, на которой при важнейших религиозных церемониях восседал верховный Инка.

Умышленная порча дорог, мостов безоговорочно трактовалась законами инков как вражеская акция, тяжкое преступление, заслуживающее самой суровой кары. Непреложной была так называемая мита — трудовая повинность: каждому подданному империи надлежало отработать 90 дней в году на государственных стройках, в первую очередь на сооружении дорог, улиц, мостов. В это время государство полностью заботилось о питании, одежде, жилище рекрутируемых работников, вынужденных зачастую отбывать миту вдали от дома.

Впечатляющие успехи инков в дорожном деле можно объяснить педантичным, прямо-таки фанатичным выполнением всех обязанностей и искусно отлаженным государственным механизмом. Хотя строили дороги с помощью самых примитивных орудий, безупречная организация работ предопределила «дорожное чудо», сотворенное «сыновьями Солнца». Дорожники Тауантинсуйу не останавливались перед горными хребтами, вязкими болотами, раскаленными пустынями, всякий раз находя оптимальное техническое решение.

На головокружительной высоте у исполинских вершин (у горы Салькантай дорога Уайна Копак пролегает на отметке 5150 м над уровнем моря) предусмотрены крутые затяжные уклоны. Среди болотных топей древнеперуанские инженеры поднимали путь, насыпая для этого дамбу или плотину.

В песках прибрежной пустыни инки окаймляли свои дороги с двух сторон каменными метровыми бортиками, защищавшими дорогу от песчаных заносов и помогавшими солдатским шеренгам держать равнение. О том, как выглядела дорога инков в долинах, помогает узнать средневековая хроника:

«...по одну и другую ее стороны шла стена больше, чем хороший рост, и все пространство этой дороги было чистым и лежало под высаженными в ряд деревьями, а с этих деревьев со многих сторон падали на дорогу их ветви, полные плодов».

Люди, путешествовавшие по дорогам империи Тауантинсуйу, могли отдохнуть, поесть и переночевать на расположенных через каждые 25 км дорожных станциях тамбо, где имелись постоялый двор и склады с припасами. За содержанием и снабжением тамбо следили жители близлежащих деревень-айлью.

«Сыновьям Солнца» по силам было и возведение подземных коммуникаций. Подтверждение тому — потайной ход, соединяющий столичный город с крепостью Муяк-марка, — своего рода военной ставкой главы государства, расположенной в горах выше Куско.

Эта подземная извилистая дорога состояла из нескольких ходов, похожих на запутанные лабиринты. Столь сложное и необычное сооружение создавалось на случай вторжения неприятеля. При малейшей угрозе правители Тауантинсуйу вместе с казной беспрепятственно попадали в неприступную крепость, а враги, даже если им и удавалось проникнуть в тоннель, с большой вероятностью разбредались, сбивались с пути и безнадежно блуждали. Точный маршрут в лабиринте был строжайшей тайной, которой владели лишь верховные правители Тауантинсуйу.

Культовые дороги играли в жизни инков роль, соответствующую их фанатичной набожности. Каждая такая церемониальная дорога обладала своей архитектурной неповторимостью. Капакоча — «дорога коронации» — приводила на окраину Куско, к горе Чукиканча.

На ее вершину доставляли 200 тщательно отобранных детей без единого пятнышка или родинки на теле. Принц несколько раз дотрагивался до чистой кожи малышей, после чего он мог править империей. Детей же, одурманив наркотиками, приносили в жертву богам.

Любопытны потайные культовые дороги «сыновей Солнца», например вырубленный в скалах неподалеку от царской купальни (Тампу-Мучай) тоннель к подземным пещерам, освященным культом Ягуара. Вдоль стен тоннеля на время сакрального ритуала устанавливали мумии знаменитых инков, а в глубине — восседал сам Верховный Инка на высеченном в монолите двухметровом троне.

Тяготение инков к подземным дорогам объясняется не только военно-стратегическими соображениями, а и верованиями древнеперуанского населения. Как гласит предание, первый Инка, родоначальник великой династии, и его жена прошли от боливийского озера Титикака к месту будущего Куско именно под землей.

В районе этого крупнейшего в Латинской Америке озера обнаружены следы высокоразвитой цивилизации — Тиауанако. На территории в 500 тыс. км 2 существовало примерно 20 тыс. поселений, соединенных между собой насыпными дорогами, расходившимися от столицы Тиауанако по земледельческой округе.

Аэрофотосъемка позволила обнаружить дороги двухтысячелетней давности. Снимки запечатлели каменные пути протяженностью до 10 км, устремленные, вероятно, к главной магистрали, опоясывающей озеро.

Все это — убедительные аргументы в пользу гипотезы, что великая цивилизация инков возникла не на пустом месте и что дорожники Тауантинсуйу учились у своих предшественников, представителей культур Моче, Паракас, Наска, Тиауанако, создавших, в свою очередь, прекрасную дорожную сеть.

Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век). Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог. Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента. И, тем не менее, имея мощное централизованное государство, были завоёваны небольшой горсткой испанцев.

«Тайное оружие» инков
Испанских колонизаторов в первые десятилетия после завоевания государства инков очень удивляло, откуда индейцы, у которых они отняли наиболее пригодные для обработки земли и тем самым подорвали основы питания, берут силы на продолжение борьбы. Наконец загадка была разгадана. Испанцы обнаружили, что коренные жители питались «священным злаком», который тайно выращивали в горах. Одно из донесений вице-королю гласило: "...мятежных индейцев никогда не удастся окончательно сломить, пока они используют в пищу зерна величиной с булавочную головку". Это были зерна растения, называемого "кивича". Тогда испанцы, стремясь заморить индейцев голодом, под страхом смертной казни запретили выращивать "священный злак".

Семь лет назад кивича была вновь открыта перуанским ученым Луисом Сумаром, который изучал дикорастущие растения в отдаленных районах долины Куско. Сумар нашел одичавший злак с маленькими зернами, который, как рассказали индейцы, высоко ценили их предки. Последующее исследование зерен выявило их поразительные свойства. "Они замедляют старение, улучшают память и укрепляют нервы, исцеляют язву желудка и полезны при туберкулезе",- говорит ученый. Как оказалось, в "священном злаке инков" высокое содержание белка, он богат аминокислотами и лецитинами. За повторное открытие кивнчи Луис Сумар награжден орденом Солнца - одним из самых высоких отличий в Перу.

Нейрохирургия, опередившая своё время в древнем Перу

Когда Эфраим Джордж Сквайер, американский дипломат и антрополог, предпринял в 1863 году путешествие в Перу, он и не представлял себе, что оно сулит ему самые неожиданные открытия. Он отправился туда за древностями.

Но вот во время осмотра одной частной археологической коллекции Сквайер увидел череп инка с недостающим большим квадратом. Этот факт вызвал у него большое любопытство. Он приобрел реликвию и отослал ее знаменитому французскому анатому и антропологу Полю Брока. Получив приобретение Сквайера, Брока тут же признал его уникальность. Никогда прежде ученому не приходилось видеть, чтобы из древнего черепа с такой точностью была извлечена часть кости.

Трепанация, то есть удаление определенных частей человеческого черепа, практиковалась в Африке за 12 000 лет до этого, а в Европе, по крайней мере, 6000 лет назад. Однако такие вырезы производились в черепах, главным образом, мертвецов, и делалось это, вероятно, из суеверия, чтобы, например, изгнать злых духов. Брока пришел к заключению, что операция была проведена на черепе живого инки, на живых костных тканях, о чем свидетельствовали признаки заражения по краям проделанного отверстия. Было совершенно ясно, что операция проведена в чисто медицинских целях. Более поздние исследования других трепанированных перуанских черепов привели к открытию целого набора разнообразных приемов хирургической техники и указали на поразительный факт: половина таких пациентов после трепанации совершенно излечивалась.

Ученые подсчитали, что сотни трепанированных черепов, обнаруженных на настоящее время в Перу, превышают количество всех известных доисторических трепанированных черепов в мире в целом. За много веков до прихода в Перу современной медицины здесь зародилась нейрохирургия.

Открытие Мачу-Пикчу


Впечатляющие развалины Гран Пахатена - это тысячи отдельных камней, плотно пригнанных друг к другу. Фигуры сделаны из длинных блоков глинистого сланца. Голова одного изображения увенчана короной в виде солнечных лучей, у другого есть два крыла.

Гробница знати


До сих пор сохранившиеся в первозданном виде погребальные башни "чульпас" возвышаются на одном из горных склонов у озера Титикака. Практика захоронений на территории империи сильно разнилась от одного района к другому, отличаясь и по социальному признаку. Эти гробницы, принадлежащие местной знати, возведены на уложенных без раствора каменных плит самого высого качества. они были построены в середине второго тысячелетия н.э. и сильно пострадали от землятрясений.

Солнечные врата

"Что-то там спрятано, - писал Редьярд Киплинг. - Ступайте туда и отыщите! Идите, ищите за хребтами гор, там что-то затерялось. Потерянное, оно ждет вас. Отправляйтесь туда!" И американский исследователь, Хайрем Бингхем отправился, вдохновленный стихотворным призывом английского поэта, на поиски спрятанных в глубине Анд невиданных чудес. Он сделал там немало открытий, но ни одно из них так сильно не овладело вниманием всего мира, как его находка Мачу-Пикчу.

О далеком прошлом Мачу-Пикчу бытует множество теорий. Сам Бингхем страстно верил, хотя это и было заблуждением, что обнаруженный им на вершине горы поселок является Тамбо-токо, мифическим местом рождения первого инки, в то время как Вилькабамба была последняя крепость, из которой инки оказывали сопротивление испанским захватчикам.

Хотя ее скрытое местоположение указывает, что Мачу-Пикчу могла быть цитаделью, однако там нет каких-либо серьезных укреплений, возведенных человеком. Действительно, качество каменной кладки, а также многочисленные постройки религиозного назначения заставили ученых прийти к выводу, что этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакути за столетие до завоевания его империи. Мачу-Пикчу по своим скромным размерам не может претендовать на роль крупного города, в нем не более 200 сооружении, в основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд, большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инги и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.

До появления здесь Хайрема Вингхема 24 июля 1911 года в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, ноги очень немногих чужаков оставили там свой след со времени таинственного исчезновения всех его жителей, что произошло, очевидно, после 1532 года и до того, как испанцы вторглись на территорию империи. На фотографиях, сделанных Бингхемом в тот день видно, что он долгое время пребывал в запустении, может быть, на протяжении веков. На них Мачу-Пикчу похож на замок из чудесной сказки, который проспал целые века в своем уютном коконе из густых кустов куманики. Теперь, после того, как здесь была расчищена вся местность и проведены раскопки, руины представляют собой уже другое, не столь величественное зрелище.

Статуи острова Пасхи

Остров Пасхи (Рапануи) (Pascua, Rapa Nui), вулканический остров в восточной части Тихого океана 165,5 квадратных километров. Высота до 539 метров. Принадлежит Чили. Население около 2 тысяч человек. Рыболовство. Овцеводство. Остатки исчезнувшей культуры полинезийцев (каменная скульптура, дощечки, покрытые письменами). Административный центр Ч Ханга-Роа. Открыт нидерландским мореплавателем я. Роггевеном в 1772 в день Пасхи.

Говорят, что остров Пасхи один из самых уединенных уголков мира. Этот крохотный островок вулканического происхождения размером не более 24 километров, затерянный в тихоокеанских просторах за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Он находится в 3600 км западнее чилийского города Вальпараисо.

Все, что связано с островом, окутано тайной. Откуда прибыли его первые обитатели? Как они вообще обнаружили этот островок? Как и зачем изваяли более 600 гигантских каменных статуй?

Первыми европейцами, ступившими на остров в пасхальное воскресенье 1772 года, были нидерланские моряки, которые и дали острову имя. Они обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь были чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди. Вели они себя очень приветливо и дружелюбно.

Самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах УшапкиФ из красного камня (полагают, что это вожди, обожествленные после их смерти).

Местные жители поклонялись божеству, которое они называли Мак-Маком. Были обнаружены деревянные таблички с вырезанными письменами. Большинство из них европейцы сожгли, но немногие все же чудом сохранились. Эти таблички, называемые ронго-ронго, испещрялись письменами сперва слева направо, а потом в обратном порядке справа налево. Однако расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне.

Исторических записей об острове Пасхи не велось, и со сменой поколений устные рассказы о традициях и культуре островитян становились все более и более расплывчатыми. Аборигены рассказали капитану Куку, что сменилось 22 поколения с тех пор, как вождь Хоту Матуа привел их предков на этот остров, но они не могли сказать откуда.

Откуда же произошли жители Полинезии? Какие народы заселили бесчисленные острова, раскинувшиеся на бескрайних просторах Тихого океана вдали от населенных материков? Загадка происхождения полинезийцев породила множество различных гипотез. Предполагали, что население Полинезии происходит из Индии, из Египта, с Кавказа, из Скандинавии и даже из Атлантиды.

Некоторые ученые отстаивали американское происхождение полинезийцев. Ступенчатые пирамиды и монолиты, громадные статуи острова Пасхи и Маркизских островов поразительно напоминали такие же пирамиды и изваяния, оставленные в горах Тихоокеанского побережья древними жителями Перу.

Ёта гипотеза увлекла молодого норвежского этнографа Тура Хейердала. Изучая предания и мифы полинезийцев, Хейердал установил, что все поэтические легенды жителей островов посвящены богу Тики - сыну Солнца, который некогда приплыл через океан из гористой страны на Востоке.

Хейердал занялся изучением древней культуры ёжной Америки. Перуанские легенды говорили о народе белых богов пришедших откуда-то с севера. Они и создали в горах огромные каменные статуи. Впоследствии, после поражения в битве с инками на озере Титикака, этот народ во главе со своим вождем Кон-Тики (что означает "Солнце-Тики") бесследно исчез. Кон-Тики увел своих людей на запад через океан. Так говорили легенды...

Хейердал занимался раскопками в Британской Колумбии, изучал рисунки на камнях в полинезийском стиле, когда немецкие фашисты вторглись в Норвегию. С солнечных берегов Тихого океана ученый-патриот отправился в Заполярье. Он стал бойцом-парашютистом, учавствовал в боях на морских магистралях, ведущих в Мурманск, и только после того, как Норвегия была освобождена, Тур Хейердал снова вернулся к своим исследованиям.

Хейердал написал большой научный труд, доказывающий американское происхождение полинезийцев, но в ученом мире никто не обратил внимания на его работу. Можно ли серьезно говорить о переселении индейцев на острова Поленезии, если они не располагали никакими судами, кроме примитивных плотов! Ёто было главное возражение. И Хейердал принял неожиданное решение: он сам докажет, что на перуанском плоту можно пересечь Тихий океан.

Так возникла мысль об одной из интереснейших экспедиций. Хейердал тщательно изучил морские течения и ветры. Он пришел к выводу, что Перуанское, а затем ёжное экваториальное течения обязательно отнесут плот от берегов ёжной Америки к Маркизским островам или островам Туамоту. Молодой этнограф разыскал записи первых европейцев, попавших на Тихоокеанское побережье. Там было немало рисунков и описаний древних индейских плотов из бальзового дерева, которое обладало очень высокой прочностью и в то же время вдвое легче пробки. Хейердал решил строить плот, точно придерживаясь древних образцов: девять толстых бревен, связанных веревками из растителельных волокон, четырехугольный парус, небольшая бамбуковая хижина-каюта и рулевое весло на корме - вот и все.

Ёкипаж необычайного судна подобрался быстро. Первым вызвался инженер Герман Ватцингер. На призыв Хейердала откликнулись друг его детства художник Ёрик Хессельберг и его товарищи по оружию Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю. Пятеро молодых норвежцев твердо верили в успех экспедиции. Опасность не пугала их. Во время войны Турстейн и Кнут не раз спускались на парашютах с радиоприемником в тыл врага, а Ёрик в прошлом моряк - умел обращаться с секстантом не хуже чем с палитрой и кистью. Шестым участником экспедиции стал шведский этнограф Бенгт Даниельссон.

Уже сама подготовка экспедиции потребовала немало смелости, решительности и выносливости от ее участинков. Самолет доставил их в Кито - столицу Ёквадора, откуда они отправились в джунгли на поиски бальзовых деревьев. Ни ядовитые змеи и скорпионы, ни опасность нападения диких индейцев - охотников за черепами, ни разливы тропических рек не остановили путешественников. В чаще девственного леса Хейердал и его друзья нашли то, что искали.

И вот драгоценные бревна доставлены по течению рек Паленкуэ и Рио Гуаянс в порт Гуаякиль, а оттуда в отправной пункт экспедиции - Лиму. Здесь в бухте Кальяо, был построен плот - точная копия древних перуанских судов. В отличае от индейских мореплавателей участники экспедиции захватили с собой радиостанцию, но чем могла бы она помочь путешественникам, затерянным в безбрежных просторах Тихого океана, на десятиметровом плату, вдали от морских путей?

Плот "Кон-Тики", построенный по образцу древних перуанских плотов.

28 апреля 1947 года множество людей собралось в порту Кальяо, чтобы проводить отважных исследователей. Надо сказать, что в успех экспедиции почти никто не верил. Ей предрекали неминуемую гибель.

Но молодые путешественники невозмутимо делали свое дело. Ветер наполнил квадратный парус с изображением бородатого лица Кон-Тики - легендарного мореплавателя, который, по предположению Хейердала, открыл Полинезию около 500 года н.э. Его имя присвоили необычному судну. И вот "Кон-Тики" выведен на буксире в открытое море. Попутный ветер подхватил плот, и вскоре зубчатые горы Перу скрылись за грядой облаков. Теперь уже невозможно было повернуть обратно. Пассат погнал плот на северо-запад. К вечеру океан покрылся ревущеми волнами. "Кон-Тики" легко взбирался на водяные горы, и, даже если гребень волны обрушивался на плот, вода немедленно уходила в щели между бревнами, как сквозь зубцы вилки.

Первые несколько суток экипаж яростно боролся со стихией. Управление парусом и рулевым веслом требовало величайшего напряжения сил, но зато путешественники убедились в прекрасных мореходных качествах плота. Прошла неделя. Волны утихли, а океан щедро раскрывал свои тайны перед смелыми исследователями. Не проходило дня, чтобы их не навестили обитатели глубин океана. Сардины и золотые макрели, резвые дельфины и жирные тунцы появлялись у самого плота. Стаи летучих рыб пролетали над головой, и многие из них падали на плот. А как-то ночью волна забросила прямо в каюту редчайшую змеиную рыбу, которую ранее никому не приходилось видеть живой. Только скелеты подобных рыб изредка обнаруживали на американском побережье.

Ночью вода вокруг плота вскипела фосфорецирующими блестками. Иногда чьи-то круглые светящиеся глаза поднимались из морской пучины, привлеченные тусклым светом фонаря. Возможно, это были крупные кальмары, которые в большом количестве водятся в этих водах. Они вызывали немало опасений, но ни один из них не попытался взобраться на плот. Тур Хейердал и его друзья установили, что детеныши кальмаров, спасаясь от преследования, выпрыгивают из воды и пролетают десятки метров, планируя в воздухе. Об этом не подозревал на тот момент ни один зоолог.

24 мая к плоту подплыло чудовище тропических вод - двадцатиметровая китовая акула - самая большая рыба в мире, известная в наши дни. Обыкновенные акулы попадались ежедневно. Иногда они просто кишели вокруг плота. Постепенно мореплаватели привыкли к ним и даже научились вытаскивать этих страшных хищников на палубу. Однажды плот наткнулся на целое стадо китов. Морские исполины несколько часов миролюбиво резвились вокруг плота, а потом скрылись в пучинах океана.

Страницы судового журнала "Кон-Тики" испещрялись записями о встречах с загадочными морскими существами, не известными до сих пор. Гигантских скат, лежавший, как подводная скала, у самой поверхности океана, светящиеся, извивающиеся рыбы и многие другие обитатели океана, замеченные с плота, никогда до этого не наблюдались учеными на таком близком расстоянии. Подобные встречи не всегда бывали безопасны. Для того чтобы наблюдать за жизнью обитателей глубин, Ёрик Хессельберг смастерил из бамбука "водолазную корзину". В ней можно было в спокойную погоду оставаться под водой, пока хватало дыхания. Ётот нехитрый снаряд позволил сделать много интересных наблюдений.

Шли недели. Они были заполнены неустанным трудом. Каждый из путешественников выполнял свои обязанности. Бывшие военные радисты Кнут и Турстейн использовали весь свой богатый опыт, чтобы заставить работать радиоаппаратуру, нередко заливаемую водой. Они целыми днями возились со своими батареями и паяльниками, а ночью посылали в эфир сводки погоды, которые были весьма ценны для для метеостанций Европы и Америки. Ёрик нес обязанности штурмана и, кроме того делал зарисовки. Тур заносил наблюдения в судовой журнал, ловил рыбу и планктон, производил киносъемки. Бенгт выполнял обязанности эконома и притом успевал читать научные книги. Герман вел метеорологические и гидрологические наблюдения. И каждый по четыре часа в сутки стоял на вахте у руля.

На сорок пятый день плавания путешественники находились ровно на полпути к своей цели - на 108 градусе западной долготы. Свыше двух тысяч миль отделяло их от берегов ёжной Америки, но впереди было еще не мало испытаний. Уже в полинезийских водах на плот одна за другой обрушились три гигантские волны, очевидно, вызванные подводными землятрясениями. "Кон-Тики" выдержал и эти удары. А два дня спустя разыгрался жестокий шторм, продолжавшийся несколько суток. Но путешественники уже научились бороться с волнами. Дружеская спайка помогала им в самых трудных, подчас трагических обстоятельствах. Когда Герман оказался за бортом и течение уносило от него плот все дальше и дальше, Кнут, рискуя жизнью, бросился в волны и спас товарища. Шестеро молодых ученых никогда не теряли уверенности в успехе своего отважного предприятия. Веселье было их неизменным спутником. Гитара, забавная шутка, неиссякаемое чувство юмора помогали им в непрестанной жестокой борьбе со стихией.

И люди оказались сельнее океана. 30 июля на горизонте показалась земля.Ёто был остров Пукапука - крайняя точка архипелага Туамоту. Течение не позволило плоту приблизиться к острову. Затем показался остров Ангатау, но и к нему не удалось пристать.

Шел девяносто седьмой день путешествия. Задача была выполнена. Люди на плоту пересекли Тихий океан и достигли островов Полинезии. Оставалось еще одно испытание - прорваться через барьер коралловых рифов, о которые, вероятно разбирось немало кораблей. Досаднее всего было бы погибнуть в самом конце пути. Но и здесь шестеро путешественников проявили ту же силу духа, организованность и бесстрашие, которые помогали им в течении всего беспримерного плавания.

7 августа "Кон-Тики" был выброшен прибоем на коралловый риф, у самого берега крохотного, необитаемого, заросшего пальмами островка Рароиа. Ёто была первая твердая земля, на которую ступили шестеро мореплавателей. Спустя несколько дней сюда приплыли на своих пирогах островитяне-поленизийцы. Они оказали путешественникам самый восторженный прием. А еще через несколько дней за экипажем "Кон-Тики" пришла с острова Таити французская шхуна "Тамара".

Так закончилась эта замечательная экспедиция. Теперь Тур Хейердал мог рассчитывать на внимание научного мира. Его работу напечатали. В ней проводится много интересных доказательств исторической связи Полинезии с ёжной Америкой. И все-таки, как признает сам автор, своим путешествием он доказал только высокие мореходные качества бальзовых плотов.

Защитники гипотезы азиатского происхождения полинезийцев продолжают придерживаться своей точки зрения. Таким образом, вопрос о происхождении полинезийцев попрежнему остается открытым. Однако путешествие Тура Хейердала и его друзей убедительно доказало, что древние перуанцы могли попасть на острова Полинезии.

4300 морских миль (около 8000 км.) проплыли на плоту из девяти бревен Тур Хейердал и его друзья. Ёто расстояние вдвое превышает тот путь, который прошел Колумб на своих каравеллах во время первого путешествия в Вест-Индию. И независимо от того, как решат будущие исследователи вопрос о происхождении полинезийцев, путешествие на "Кон-Тики" останется в истории XX-го века примером самоотверженного научного подвига.

Камни Ики

Житель Перу доктор Кабрера с начала 1960 годов собирает в окрестностях небольшого городка Ики, расположенного в 150 километрах от пустыни Наска, коллекцию овальных камней - от совсем небольших, размером с кулак, до стокилограммовых валунов. Вся поверхность этих находок испещрена неглубокими, стилизованными рисунками людей и животных.

Уже само обилие разрисованных камней - явление достаточно необычное. Только в коллекции Кабреры, страстного почитателя древних культур Америки, таких камней порядка 12000. Немало их попало и в запасники местного музея, образцы продаются туристам в качестве сувениров. Главной загадкой камней Ики являются изображения на них. Каким-то острым инструментом на поверхности камней нацарапаны сценки охоты на доисторических животных, картинки хирургических операций по пересадке органов человеческого тела, люди, рассматривающие нечто через лупу, астрономы у телескопа или с подзорной трубой, географические карты с неизвестными материками. Эти камни некоторые специалисты называют величайшим открытием XX века.

Доктор Кабрера утверждает все камни изначально были уложены в строго oпределённом порядке, что позволяло пользоваться ими, как библиотекой. Тихоокеанское побережье, где обнаружились диковинки Ики, со временем подверглось воздействию гигантских волн, ветров, эрозии берега и других природных явлений, которые перемешали каменные "страницы". Удивительно, что на некоторых камнях Ики можно увидеть изображения всадников, причем на таких лошадях, которые, по мнению ученых вымерли на американском континенте ещё 150-200 тысяч лет назад. Возникает закономерный вопрос что же это за всадников изобразили на камнях неизвестные мастера? Ещё большее недоумение вызывают картины, когда персонаж восседает на динозавре. Бросается в глаза одна особенность изображения человека на камнях Ики. У него несоразмерно большая голова, относящаяся к телу как один к трём или четырём. Голова же современного человека соотносится с телом как один к семи. Необычное соотношение пропорций в строении "человека Ики", по мнению доктора Кабреры, говорит о том, что он не является нашим предком. Об этом же свидетельствует и строение рук существ с перуанских рисунков.

Учёный посвятил изучению коллекции более десяти лет, прежде чем публично выступил со своими выводами. И один из главных - на земле древней Америки обитал "человек разумный", удивительные знания которого можно объяснить лишь вмешательством инопланетного разума. Сами камни легко комплектуются в группы по направлениям географическое, биологическое, этнографическое. Особенно поражают камни медицинской тематики. К примеру, несколько камней последовательно, этап за этапом, запечатлели пересадку сердца молодого донора, возможно раба, пожилому, по-видимому, крайне ценному для общества человеку. Вот несколько сцен юноше вскрывают грудную клетку, затем удаляют больное сердце старика и так далее. Есть камень с рисунком, из которого явствует, что операция уже завершена, но тяжелое состояние пациента заставляет поддерживать его жизнь введенными в гортань трубками, соединёнными с аппаратом искусственного дыхания. Среди промежуточных сцен особенно необычен рисунок, где для поддержания кровообращения в теле старика лишённого сердца, его подключили к телу, а значит, к сердцу беременной женщины, которая питает его своей кровью. Такие изображения, кроме всего прочего, свидетельствуют о прекрасном знании древними анатомии и физиологии человека. Но есть и иные загадки. Если вглядеться в фотоснимки камней Ики, нетрудно заметить много загадочных деталей. Например, использование большого пальца руки как указательного в сценах, где один персонаж - "учитель" - объясняет другому - "ученику" - устройство какого-то прибора, назначение которого неизвестно.

Большинство учёных не сомневаются в добросовестности доктора Кабреры. По их мнению, камни Ики - одно из чудес XX века, тайну которого еще предстоит разгадать.

День 1. Перелет в Лиму. Утром вылет из Санкт-Петербурга и перелет в Перу (примерно 23 ч с двумя промежуточными посадками). Прибытие в Лиму, столицу Перу. Трансфер в отель Эмбахадорес 3*, находящийся в элитном районе Мирафлорес рядом с берегом Тихого океана, или аналогичный.

День 2. Лима - Паракас. С утра можно будет выспаться (разница по времени с Москвой -8 часов). После завтрака переезд на микроавтобусе по Панамериканскому хайвею 220 км на юг (4,5 часа езды) в Паракас. Полет на легкомоторном самолете над знаменитыми рисунками Наска (около 1 ч 20 мин). Это многочисленные прямые линии, уходящие за горизонт, геометрические фигуры и зооморфные изображения, настолько гигантские, что увидеть их можно только с воздуха. Все они датируются VII - X вв н.э., и их истинное назначение остается загадкой для ученых. Размещение в отеле Doubletree by Hilton Paracas. Во второй половине дня мы посетим национальный заповедник, расположенный на полуострове Паракас. Разнообразие здешней фауны просто поражает - морские львы, фламинго, пингвины Гумбольдта, пеликаны и многие другие виды животных, занесенные в красную книгу. Ночь в отеле. Питание: завтрак, обед.


День 3. Паракас - Ика - Лима. Экскурсия на скоростных катерах к заповеднику на островах Баллестас. Здесь в большом количестве обитают пингвины, морские львы и другие представители антарктической фауны (благодаря холодному прибрежному течению). Только с океана виден еще один мегалитический рисунок - так называемый "Канделябр", подобный фигурам Наска, но имеющий совсем другую историю. После обеда мы переместимся в Ику, где посетим один из лучших краеведческих музеев в Перу. Небольшое и уютное здание вмещает в себя множество редких экспонатов - керамика культуры Наска, текстиль, индейские мумии и многое другое. Сегодня мы также мы побываем в оазисе Уакачина - здесь возможно организовать "латиноамериканские горки" - гонки на супер-багги по песчаным дюнам. Вечером возвращение на микроавтобусе в Лиму. Прогулка по набережной и вдоль прибоя Тихого океана, в романтическом и забавном Парке Любви. Ночь в отеле. Питание: завтрак, обед.

День 4. Лима - Чачапойас. Трансфер в аэропорт, перелет на север Перу в Чиклайо. Встреча принимающей стороной, переезд с побережья в горы, в Чачапойас (полдня на микроавтобусе). По дороге у нас будет возможность сфотографировать самые необычные и захватывающие дух пейзажи Латинской америки. Прибытие в Чачапойас, размещение в отеле Hostal Casa Vieja. Ночь в отеле. Питание: обед, ужин.


День 5. Куэлап и Леймебамба. Ранний подъем, переезд (3 часа) к величественной крепости Куэлап, находящейся на высоте 3100м над уровнем моря. Это самые большие древние каменные постройки в Южной Америке. крепость длиной 600м и высотой 6-12м выглядит просто грандиозно! Виды отсюда открываются не менее потрясающие. Экскурсия и самостоятельное исследование руин. Продолжение поездки (4 часа) к деревне Леймебамба. Ночь в хостеле Hostal La Casona. Ночь в отеле.

День 6. Переход к Таджопампе (5 часов). После завтрака пеший переход от Леймебамбы к музею, в котором помещаются 219 мумий и древних произведений искусства из мавзолея «Лагуна Кондоров», обнаруженного совсем недавно – в 1997 году. Продолжение треккинга в красивейшем лесистом каньоне реки Атуэн по хорошо сохранившейся Тропе Инков (3,5 ч). Желающие могут передвигаться верхом на лошадях. Затем небольшой подъем по боковой долине к усадьбе Таджопампа. Судя по масштабу окружающих руин, это место имело огромное значение для культур Инков и Чачапойас. Рядом с Таджопампой находятся поразительные пещерные захоронения Ла Петака. Эти сложные искусственные сооружения (скорее над-, а не подземные) устроены на огромной высоте в отвесных скальных обрывах. Можно лишь гадать, как древние устраивали эти городища. Глядя на утесы из долины, можно бесконечно любоваться сложным узором катакомб и пиктограмм, – и каждый раз, приходя сюда, открываешь новые, не замеченные ранее конструкции.Ночь будет холодной, ночевать можно как в палатках, так и в доме. Питание: завтрак, обед, ужин.


День 7. Таджопампа - Атуэн (7 часов). Постепенный подъем (4 часа хода) по горным лугам и безлесным террасам, характерным для Чачапойаса, к высокому перевалу (3900 м). В зависимости от скорости группы, привозможности осмотр пещерного захоронения Дьябло Хуаси. Спустившись к деревне Атуэн, мы увидим холм, покрытый руинами культуры Чачапойас. Атуэн лежит у истока реки, соответственно, это место стало священным для индейцев чачапойас и инков, которые здесь жили. Древние даже создали тут искусственное озеро змеевидной формы, вымостив его дно обломками скал. Здесь будет еще одна прохладная ночь; самые смелые могут выкупаться в двух инкских ваннах поблизости. Питание: завтрак, обед, ужин.


День 8. Атуэн - Опабан (7 часов). Мы поднимемся на другой высокий перевал (4000 м, 6 часов подъема), где в изобилии пасутся ламы и альпаки. После перевала наш путь продолжится вниз к деревне Чукуебамба (2600м), откуда мы спустимся еще на 700м и достигнем селения Опабан (1900м). Здесь мы и заночуем. Питание: завтрак, обед, ужин.

День 9. Опабан - Пусак - Кахамарка . Сегодня мы продолжим наш неторопливый спуск по Тропе Инков и дойдем до деревни Пусак (1400м).Здесь нас будет ждать микроавтобус - на нем мы переедем в город Кахамарка, который был центром региона до того, как им стал Чачапойас. Переезд займет 8 часов, и вечером мы окажемся в Кахамарке. Ночь в отеле Hostal Portal Marques. Питание: завтрак, обед.


День 10. Кахамарка - Лима. Сегодня нас ждет тур по городу Кахамарка. До того, как Чачапойас стал центром региона, им была именно Кахамарка. Город не так знаменит как Лима или Куско, однако он сыграл очень серьезную роль в истории Перу. Именно здесь отряд из 150 человек во главе с конкистадором Франсиско Писарро застал врасплох трехтысячную армию Инки Атауальпы и взял его в плен. С этого момента испанская власть начала распространяться в Перу. Мы посетим Этнографический музей, церковь Compejo de Belen и знаменитую Палату Выкупа (El Cuarte del Rescate). Именно эту комнату индейцы доверху наполнили золотом и серебром (всего 18 тонн) в надежде вызволить Инку Атаульпу из плена, но были предательски обмануты Франсиско Писарро и его конкистадорами. В итоге Инка был убит, а золото переплавлено в слитки и отправлено в Испанию. Во второй половине дня нас ждет трансфер в аэропорт Кахамарки, откуда мы совершим перелет в Лиму. Трансфер в отель, свободный вечер в Лиме. Ночь в отеле в Лиме. Питание: завтрак.


День 11. Лима - Куско. Ранний подъем, трансфер в аэропорт, перелет около 1 часа в старинную столицу Перу – Куско. Размещение в отеле в центре города. Обзорный тур по выдающимся достопримечательностям Куско: это инкский Храм Солнца Кориканча, грандиозный католический Кафедральный Собор, крепость и церемониальный центр Саксайуаман, религиозно-церемониальный центр Кэнко, священные бани инков Тамбо-Мачай. Вечером можно посетить фольклорное шоу. Ночь в отеле в Куско. Питание: завтрак.

День 12. Мачу-Пикчу. Рано утром трансфер на железнодорожный вокзал. Переезд по уникальной горной железной дороге, вьющейся серпантином над Священной Долиной Урубамбы. Подъем из Куско настолько крут, что поезд движется как тяни-толкай. Ознакомительная экскурсия по археологическому комплексу длится до 13 часов, после чего можно будет пообедать. После обеда туристы спускаются на автобусе по серпантину в Агуас-Кальентас. Размещение в отеле Мачу-Пикчу Инн 3*. После нелегкого дня путешественники расслабляются в термальных ваннах, которые и дали название городу. Ночь в отеле в Агуас-Кальентес. Питание: завтрак, обед.

День 13. Мачу-Пикчу - Куско. Ранний подъем (не позже 6 часов, когда стартует первый автобус) позволит насладиться прогулкой по Мачу-Пикчу, когда туда еще не набегут толпы туристов с утреннего поезда, прибывающего в десять. Рекомендуется подняться на утес Уайна Пикчу (на всех фотографиях древний город изображается на его фоне), насладиться открывающимся сверху видом. Это около 1 часа неспешного подъема по крутым каменным лестницам. Будьте крайне осторожны на спуске! После обеда в Агуас-Кальентасе (входит в стоимость) поезд понесет нас обратно в Куско. Вечером, около 9 часов, когда начнется спуск по серпантину, город предстает феерическим фонтаном огней внизу - достойное завершение дня, который вы вряд ли когда-нибудь забудете. Ночь в отеле в Куско. Питание: завтрак.

День 14. Куско - Лима. Утром свободное время в Куско. После обеда трансфер в аэропорт, перелет из Куско в Лиму. Трансфер в отель Эмбахадорес. Свободный вечер в Лиме. Ночь в отеле в Лиме. Питание: завтрак.


День 15. Лима. Обзорная экскурсия по столице с посещением руин пирамиды Уака Уайамарка доинкских времен, колониальной части Лимы, Пласа-де-Армас, Монастыря Сан Франсиско с катакомбными захоронениями, музея Ларко Херреры. Последний содержит уникальную и богатейшую коллекцию керамических статуэток, оставшихся от древних насельников Перу и рассказывающих о всех аспектах их жизни. Большинству образцов более 1000 лет, уровень художественной мысли и качество изготовления – изумительные. Ночь в отеле в Лиме. Питание: завтрак.

День 16. Лима - Санкт-Петербург. Утром трансфер в аэропорт, отлет из Лимы домой. Прибытие в Санкт-Петербург на следующий день. Питание: завтрак.


Рисунки пустыни Наска просто потрясающие! Их линии тянутся от горизонта до горизонта, изредка сходятся, пересекаются; невольно создаётся впечатление, что это взлётная полоса древних летательных аппаратов. Здесь можно явно различить летящих птиц, пауков, обезьян, рыб, ящериц...
--------------------


Наска – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Пустыня эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая голову, на монументальные трёхмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой". С этих слов начинается книга исследовательницы пустыни Наска Марии Райхе. "Тайна пустыни". Математик и астроном Мария Райхе специально переехала из Германии в Перу для изучения таинственных рисунков. Пожалуй, она является главной исследовательницей и хранительницей плато пустыни, где благодаря её усилиям была создана заповедная зона. Райхе первая составила карты и планы всех линий, площадок и рисунков.

Чрезвычайно впечатляют разбросанные между абстрактными фигурами и спиралями гигантские рисунки, размер которых достигает десятков, а иногда и сотен метров. Из всех животных наибольшее количество – птицы. Фантастические и вполне достоверно нарисованные, всего в пустыне изображено 18 птиц. Но существуют и совершенно загадочные животные, как, например, существо, похожее на собаку, с тонкими ногами и длинным хвостом. Изображения людей тоже встречаются, хотя прорисованы они менее выразительно. Есть среди изображений людей человек-птица с головой совы, размер этого рисунка – более 30 метров. А размер так называемого "большого ящера" – 110 метров!

Площадь пустыни составляет примерно 500 квадратных километров. Поверхность грунта здесь удивительна тем, что покрыта своеобразной гравировкой, напоминающей татуировку. Эта "татуировка" на поверхности пустыни представляет собой не глубокие, но громадные по своим размерам линии и фигуры. Здесь насчитывается 13000 линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических площадок (трапеций и треугольников) и 788 фигур, изображающих животных и птиц. Эта "гравировка" земли тянется примерно на 100 километров в глубину извилистой лентой, ширина которой от 8 до 15 километров. Эти рисунки были открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолёта. С высоты птичьего полёта видно, что фигуры созданы путём удаления со светлой песчаной подпочвы бурых камней, покрытых тонким чёрным слоем так называемого "пустынного загара", что образован окисла марганца и железа.

Фигуры и линии прекрасно сохранились благодаря засушливому климату этой местности. Найдённый в пустыне деревянный разметочный колышек, забитый в землю, был тщательно изучен и подвергнут радиоуглеродному анализу, который показал, что дерево было срублено в 526 году н.э. Официальная наука считает: все эти фигуры были созданы одной из индейских культур доинкского периода, что существовала на юге Перу и расцвет которой приходится на 300-900 гг. н.э. техника исполнения линий этих огромных "чертежей" очень проста. Лишь только стоит снять верхний слой потемневшего от времени тёмного щебня с более светлого нижнего слоя, как появляется конрастная полоса. Древние индейцы сначала делали на земле эскиз будущего рисунка размером 2 на 2 метра. Такие наброски сохранились недалеко от некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие её отрезки. Затем в увеличенном масштабе отрезки переносили на поверхность с помощью кольев и деревянной верёвки. С кривыми линиями было гораздо сложнее, но древние справлялись и с этим, разбивая каждую кривую на множество коротких дуг. Необходимо сказать, что каждый рисунок очерчен лишь одной непрерывной линией. И, пожалуй, величайшая загадка рисунков Наска заключается в том, что их создатели никогда не видели и не могли увидеть их целиком.

Совершенно закономерен вопрос: для кого древние индейцы проделали столь титаническую работу? По оценкам Поля Косока, исследователя этих рисунков, для создания вручную комплекса фигур Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней. Даже если бы этот рабочий день продолжался 12 часов. Поль Косок высказал предположение, что эти линии и рисунки – не что иное, как гигантский календарь, который точно показывает смену времён года. Мария Райхе проверила предположение Косока и собрала неопровержимые доказательства того, что рисунки связаны с летним и зимним солнцестоянием. Клюв фантастической птицы, с шеей длиной 100 метроов, находится в точке восхода солнца во время зимнего солнцестояния.

Некоторые учёные выдвигают версию о том, что рисунки имели исключительно культовое значение, однако подобная версия довольно сомнительна, ведь культовое сооружение непременно должно воздействовать на людей, а громадные рисунки на земле совершенно не воспринимаются. Картограф из Венгрии Золтан Зелке полагает, что объекты Наска – это всего лишь карта района озера Титикака в масштабе 1:16. Несколько лет исследуя пустыню, он нашёл множество доказательств полного подтверждения своей гипотезы. В таком случае, кому же предназначалась эта сверхгигантская карта? Загадка рисунков Наска остаётся до конца не разгаданной.



ВЕДИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПУСТЫНИ НАСКА

Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 году перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато. К 1940 году он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 года (день начала Великой Отечественной войны!!!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная «книжка с картинками в истории человечества».
За последующие шестьдесят лет Наска была достаточно неплохо изучена. Количество обнаруженных рисунков давно перевалило за несколько сотен, причем подавляющее большинство из них составляют разнообразные геометрические фигуры. Некоторые линии при этом достигают протяженности до 23 километров.
И сегодня разгадка тайны не стала ближе. Какие только версии и гипотезы не выдвигались за это время! Рисунки пытались представить как некий гигантский древний календарь, но никакого математического обоснования научному миру так и не было предъявлено.
Одна из гипотез определила рисунки, как некие обозначения зон влияния индейских кланов. Но плато никогда не было заселенным, да и кто мог разобраться с этими «гер-
бами кланов», когда видны они только с высоты птичьего полета?
Бытует версия, что изображения Наска - это не что иное, как аэродром инопланетян. Слов нет, ряд полос и в самом деле невероятным образом напоминают современные взлетные и посадочные полосы, но где хоть какие-то доказательства инопланетного вмешательства? Иные утверждают, что Наска - это сигналы инопланетного разума.
Последнее время стали раздаваться голоса, что Наска - это вообще детище чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой гигантской i истории человечества подделки должна была на протяжении десятков лет в поте лица трудиться целая армия фальсификаторов. Как же они могли в этом случае сохранить тайну и ради чего они, в конце-кон-1 цов, так уродовались?
Наиболее консервативная часть ученых настаивает на том, что все многообразие рисунков и фигур было посвящено некому богу воды: «вероятно,! представляли собой своего рода жертвы предкам или богам неба и гор, посылавшим людям воду, столь необходимую для орошения полей». Но почему надо было обращаться к богу воды в столь отдаленном месте, где ни постоянного проживания, ни земледелия, ни возделываемых полей небыло никогда? От пролитого же на Наску дождя особой пользы для древних перуанцев не было никакой.
Есть мнение, что по гигантским древним линиям некогда бегали древние индейские атлеты, то есть на Наска проводились некие древние южноамериканские олимпиады. Допустим, что по прямым линиям атлеты бегать могли, но как они могли бегать по спиралям и по рисунку, к примеру, обезьяны?
Были публикации, о том, что огромные трапецеидальные участки создавались ради неких массовых церемоний, во время которых приносились жертвы богам и осуществлялись массовые гуляния. Но тогда почему перерывшие все окрестности археологи не нашли ни одного подтверждения этого артефакта? К тому же часть гигантских трапеций расположена на горных вершинах, куда и профессиональному альпинисту взобраться не так-то просто.
Есть даже совершенно абсурдная версия, что вся гигантская работа была произведена исключительно с целью своеобразной трудотерапии, чтобы хоть чем-то занять бездельничавших древних перуанцев... Утверждают, что все изображения Наска - это ни что иное, как гигантский ткацкий станок древних перуанцев, которые по линиям раскладывали свои нити, так как в доколум-бову эпоху американцы не знали колеса и не имели прялки... Утверждалось даже, что рисунки Наска -это огромная зашифрованная карта мира. Увы, до сих пор никто так и не взялся ее расшифровывать.
Наиболее осторожная часть историков определяет рисунки и линии Наска, как некие «тропы, имевшие сакральное значение, по которым совершались ритуальные шествия». Но опять же, кто мог видеть с земли эти тропы?
До сих пор ученые так и не пришли к мнению как были созданы рисунки Наска, ибо изготовление изображений столь огромного масштаба представляет огромную техническую сложность даже сегодня. Более-менее точно установлена лишь технология непосредственного создания полос. Она была достаточно проста: с земли удалялся поверхностный слой камней, под которым земля имела более светлый цвет. Однако создатели рисунков должны были прежде создать эскизы будущих гигантских изображений в малом масштабе и лишь затем переносить их на местность. Как при этом им удавалось соблюсти точность и правильность всех линий - загадка! Для этого, как минимум, они должны были иметь под рукой весь арсенал современного геодезического оборудования, не говоря уже о совершеннейших математических знаниях. Кстати, сегодняшние экспере-ментаторы смогли повторить лишь создание прямых линий, а перед идеальными окружностями и спиралями оказались бессильны... Кроме
этого, изображения создавались не только на ровных участках земли. Они наносились на весьма крутых склонах и даже почти на отвесных скалах! Но и это не все! В районе Наска существуют горы Пальпа, часть из которых срезанны, как стол, словно их верхушку обгрызло некое чудище. На этих гигантских иску-ственных срезах так же помещены рисунки, линии и геометрические изображения.
Относительно времени строительства тоже нет никакого единства. Ныне принято разделять все созданное на плато на семь весьма разнесенных по времени условных культур от Наска-1 до Наска-7. Часть археологов склоняется к тому, чтобы отнести создание рисунков Наска к промежутку времени с 500 г.н.э. до 1200 г.н.э. Другие категорически возражают, так как населяющие этот район Перу индейцы-инки не имеют относительно Наска даже отдаленных преданий, что дает основания отнести время создания изображений чуть ли не 100000 лет д.н.э. Пытались было определить возраст полос по остаткам осколков глиняных черепков, найденных неподалеку. Считалось, что из глиняных кувшинов пили древние строители, а затем иногда их разбивали. Однако на одной и той же полосе повсеместно находили черепки всех семи культур и, в конце концов, эта попытка датировки была признана неудачной.
Научному изучению Наска сегодня припятствуют и запреты властей. Из-за того, что после открытия рисунков плато подверглось настоящему нашествию «диких» туристов, которые на автомашинах и мотоциклах колесили по всему плато, портя рисунки, ныне появление непосредственно на плато Наска кому бы то ни было категорически запрещено. Наска объявлена археологическим парком и взято под защиту государства, а штраф за самовольное проникновение на территорию парка составляет астрономическую сумму - 1 миллион долларов США. Все желающие, однако, могут любоваться гигантскими древними изображениями с борта туристических самолетов, которые непрерывно кружат над таинственным плато. Но для настоящих научных исследований этого, согласитесь, всеже недостаточно.
Но на этом тайны Наска не заканчиваются. Если на поверхнсти плато располагаются непостижимые пока человеческому разумению гигантские рисунки, то в глубине пещер - еще более невероятные пукиос - древнейшие подземные водопроводы в гранитных трубах. В долине Наска имеется 29 гигантских пукиос. Нынешние индейцы приписывают их создание богу-творцу Виракоче, однако каналы - дело рук человеческих. При этом один из каналов проведен под местной речушкой Рио де Наска, да так, что его чистейшая вода ни коим образом не смешивалась с грязной водой реки! Из описания очевидца: «Иногда каменные спирали ведут в глубь земли, а водотоки имеют искусственное русло, облицованное плитами и гладко обтесанными глыбами. Иногда входное отверстие представляет собой глубокую шахту, уходящую в толщу земли... Везде и всюду эти подземные каналы представляют собой искусственные сооружения..» Пукиос тоже из области вечных загадок. Кто, когда и для чего создавал под безлюдным плато эти гигантские водные сооружения? Кто ими пользовался?


Древняя глиняная фигурка изображающая операцию динозавру.

В столице провинции Наска, городке Ика живет обладатель самой невероятной коллекции в мире, профессор медицины, Ханвьера Кабрера. У него более двух с половиной тысяч фигурок из необожженой глины, которые профессор достает у местных индейцев. Фигурки изображают древних жителей Перу рядом... с динозаврами и птеродактилями. При этом древние перуанцы делают динозаврам операции, летают верхом на птеродактилях и смотрят в Космос через подзорную трубу. Возраст фигурок оценивается от 50000 до 100000 лет, а может и того больше. Что касается радиоуглеродного метода, то он дал весьма противоречивые результаты. Помимо фигурок в коллекции профессора Кабрера имеются аналогичные рисунки на камнях, в том числе и такие, на которых изображены летательные аппараты в звездном небе. При этом коллекция профессора Кабрера не исключение. В знаменитой мексиканской коллекции Акамбаро тоже присутствуют динозавры, в том числе и летающие. То же самое в эквадорской коллекции патера Креси. Помимо этого существует еще коллекция Рассела Барроуза, нашедшего в пещерах штата Иллинойс изваяния с поразительно сходными сюжетами. То же самое было не столь давно найдено и в Японии. Фальсификация в данном случае невозможна даже теоретически! Ну, и, наконец, самая скандальная находка на реке Пэлукси в американском штате Техас, где археологами были обнаружены в одной и той же породе кости динозавра и окаменевшие следы человека! Значит люди жили уже в эпоху динозавров, или, наоборот, динозавры жили еще в эпоху людей! Но и то, и другое полностью меняют наши представления о начале человеческой эры, а потому можно представить сколько раздражения, непонимания и просто откровенного противодействия вызывают эти находки у элиты ученого мира, сделавших себе имя на тех гипотезах, которые ныне напрочь перечеркиваются находками последних лет!
И как не вспомнить здесь, казалось бы абсурдные, предположения крымского академика А.В.Гоха, который говорит, что необходимый для создания огромного количества ретрансляторов Крымских пирамид белок, был получаем из огромных яиц динозавров. Следует признать, что утверждения крымского академика ныне выглядят не столь уж беспочвенными.
Теперь, думается, пришла пора представить читателям и гипотезу Института Эмиля Багирова относительно гигантских геоглифов в пустыне Наска. Однако, для начала еще два факта.
Первое. Совсем недавно трудами немецкого исследователя Эриха фон Дэникена (известного нам по нашумевшему в свое время публицистическому фильму «Воспоминание о будущем») была обнаружена в Наска гигантская... классическая МАНДАЛА! Да, да! Та самая священная ман-дапа, с помощью которой нынешние тибетцы и индусы обозначают картины, созерцаемые ими во время медитации! Та самая мандала, которая была некогда священным знаком арийцев и одним из главных ведических символов. Случайное совпадение? Ни коим образом!
Второе. Древние тексты Старого света повсеместно повествуют о неких летательных аппаратах, причем аппаратах вполне земного происхождения.
Например, в «Книге величия царей» вполне подробно описаны полеты царя Соломона: «Царь и все, кто повиновался его повелениям, летали на колеснице, не ведая ни болезней, ни печалей, ни голода, ни жажды, ни усталости, и при этом всего за один день проделали путь длиной в три месяца... Он (Соломон) подарил ей всякие диковины и сокровища, какие только можно пожелать и колесницу, которая движется по воздуху и которую он создал согласно премудрости дарованной ему Богом...
И жители страны Египетской рассказали им: в давние времена здесь побывали эфиопляне; они двигались на колеснице, подобной ангелу, и летали при этом быстрее орла в небе.» Не менее показательны цитаты из знаменитой «Махатбхараты»: «l/i тогда царь (Руманват) со своими слугами и гаремом, со своими женами и вельможами вошел в небесную колесницу. Они облетели всю ширь небосвода, следуя направлению ветра. Небесная колесница облетела всю землю, (пролетев) над океанами, и направилась в сторону города Авантис, где как раз проходил праздник. После короткой остановки царь вновь поднялся в воздух на глазах бесчисленных зевак, изумлявшихся при виде небесной колесницы»
Или вот еще: «Арджуна, ужас врагов, пожелал, чтобы Индра прислал за ним свою небесную колесницу. И вот в сиянии света внезапно появилась колесница, озарявшая сумрак воздушный и освещавшая облака вокруг и все окрестности исполнились грохота, похожего на раскаты грома...»
Итак все индийские источники утверждают о наличии у древней арийской цивилизации воздушных кораблей - виманов. Отголоски этих необычных средств передвижения мы находим в легендах народов арийского ареала, например, знаменитые русские сказки о летающем корабле и так далее. Но для взлета и посадки виманов нужны были взлетные и посадочные полосы. Есть ли их следы в Старом свете? Как оказывается есть! На нынешнее время известно как минимум уже три: один в Англии, второй на плато Устюрт вблизи Арала и третий в Саудовской Аравии. При этом везде обнаружены схожие гигантские геоглифы, как и в Наска, хотя и в меньшем количестве. И это при том, что никаких целенаправленных поисков аэропортов древности никогда и нигде не проводилось.
Итак, что можно предположить? После разрушения Вавилонской башни, то есть после распада единой древней ведической веры на несколько концессий, началась энергичная миграция арийских племен, а вместе с ней и экспорт ведической религии и знаний. Разумеется, что основное расселение ариев шло по суше. Оно распространилось по всей Евразии, где ведическое влияние чувствуется повсеместно и по сей день. Однако, скорее всего, некоторая часть ариев использовала и таинственные виманы, которые, как мы уже знаем, обладали большой дальностью полета и могли перелетать океаны. Тогда-то, скорее всего, и последовал героический бросок через Африку и Атлантику в Южную Америку. Но почему высадка была произведена именно на Наска? Можно предположить, что на какое-то время этот район привлек арийцев потому, что район Наска богат месторождениями железной и медной руды, золота и серебра. Обратим внимание и на то, что именно в районе Наска обнаружены очень древние заброшенные шахты по добыче всех этих металлов.
По видимому, какое-то время арийцы с прилетевших виманов обитали в этих местах. Они привели в повиновение местных жителей, организовали добычу металлов, привнесли и распространили среди древних перуанцев культ Великой Богини-Пер-воматери, Пресвет-лого Солнца -Хорса, бессмертия души и возрождения. Тогда-то и были построены взлетно-посадочные полосы и геометрические знаки, позволяющие виманам правильно на них наводиться, подземные водоводы, облегчающие обеспечение водой. Думается, что на виманах активно осуществлялся вывоз добываемых металлов в Египет или какие-то другие страны, бывшие в ареале тогдашнего арийского влияния. Не исключено, что для недалеких перелетов арийцы использовали и прирученных местных птеродактилей, что и было запечатлено в древних глиняных фигурках Перу. Такой опыт тоже, по видимому, был. Достаточно вспомнить ту же «Авесту» и «Ригведу», многочисленную европейско-арий-скую мифологию, где герои весьма часто используют летающих ящеров, как вполне пригодное средство передвижения. Те же русские богатыри, к примеру, при случае охотно использовали для этой цели легендарного Змея Горыныча...
Однако пришло время и обосновавшиеся на Наска арийцы, выполнив свою миссию, навсегда покинули не слишком пригодное для постоянного проживания место, оставив местным жителям ведические культы, знания ремесел и твердую уверенность, что улетевшие люди-боги когда-нибудь обязательно вернутся. Вот тогда-то, по видимому, и началось усиленное создание множества рисунков, чтобы пролетавшие в небесах мимо Наска люди-боги видели, что здесь их по прежнему ждут, как, впрочем, и в других местах Америки, где ныне найдены подобные геоглифы. При этом рисовалось то, что по мнению индейцев, больше всего нравилось улетевшим, что их некогда удивляло и забавляло: необычные обезьяны, птички колибри, киты, игуаны.
Благо секреты технологии создания грандиозных изображений арийцы местным жителям оставили. Именно поэтому среди прочих рисунков индейцы поместили и грандиозную мандалу - священный ведический знак арийцев, вполне логично предполагая, что увидя его, люди-боги обязательно вернутся на эту землю, где их так любят и так преданно ждут. Но, увы, никто из богов так и не вернулся.

Шли века, тысячелетия. Основы ведической веры, заложенные некогда здесь арийскими жрецами, со временем причудливо переплелись с местными культами. Однако и пирамиды, и культ Солнца, и многие жреческие ритуалы и сегодня разительно напоминают свои ведические основы. Все это время индейцы терпеливо ждали, когда же вернутся с запада из-за океана русоволосые бородатые люди-боги, несущие великую веру и великие знания. Пришло время и с запада действительно пришли закованные в железо бородачи, но вместо долгожданных благ они принесли разрушение и смерть. Однако, это уже совсем другая история...

Одной из таких загадок по полному праву может считаться город , спрятавшийся от посторонних глаз на вершине горы. Многие века о нем не подозревали ни испанские конкистадоры, ни прочие завоеватели. Только в 1911 году американский археолог Хайрам Бингем обнаружил таинственный город , затерянный в вершинах Анд. Многочисленные каменные храмы, колодцы, террасы и «административные» сооружения говорят о том, что город являлся важной частью цивилизации. А его вид сверху своими очертаниями напоминает кондора. Судя по сохранившейся информации, в город допускались не все. Туда могла входить лишь знать, жрецы, ремесленники и служительницы культа бога Солнца Инти.

Особенностью постройки города является отсутствие какой-либо скрепляющей субстанции. Подобно Египетским пирамидам, в Мачу-Пикчу все держится на выверенных до миллиметра расчетах и благодаря тяжести каменных плит. Храмовую постройку можно отличить от жилой по особой отделке камня, а ступенчатые террасы, служившие огородам, дошли до наших дней почти не изменившись.

Город «на скале» включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО , что говорит о его несоизмеримой важности в процессе становления всего человечества, а, может, и целой Вселенной…

Куско

Вторым перуанским «чудом» является город . Он был столицей империи инков, нес в себе все черты, характерные для крупного города: многочисленные жилые дома, храмы и дворцы. Но, к сожалению, испанское завоевание значительно изменило его облик. Небольшая часть древних построек, сохранившаяся до наших дней, неизменно вызывает восхищение! Например, расположившаяся на окраине города - крепость Саксайуаман. Мастера строили ее как конструктор, совмещая между собой плиты разной формы и веса. А специальные выемки и фигурные вырезы на многотонных плитах позволяли блокам намертво сцепляться между собой, что придавало постройке дополнительную устойчивость. Каменные отбойники, обнаруженные в старых каменоломнях, видимо, служили мастерам шлифовальными инструментами, а вот как удавалось строителям поднять тяжелые глыбы на нужную высоту - до сих пор необъяснимо. С помощью экспериментов это пытался объяснить исследователь перуанского зодчества Жан-Пьер Протцен. Постигнув технику обработки каменных монолитов, американский ученый все равно не смог объяснить механизм подъема плит. Возможно, гений древних архитекторов был неразрывно связан с вмешательством небесных сил!

Кенко

К северо-востоку от города Куско находится еще одна перуанская диковина - храмовый комплекс Кенко . Он состоит из двух частей: высеченного в скале амфитеатра и системы внутренних коридоров, которые ведут к месту жертвоприношений. На языке кечуа «Куско» означает «лабиринт» из-за своих запутанных галерей, потайных ходов, куда никогда не попадает солнечный свет. Перед входом в храм возвышается каменная глыба , на вершину которой падает луч солнца в день летнего солнцестояния.

Существует версия о медицинском предназначении этого места: гладко отшлифованные каменные глыбы похожи на операционные столы, а найденные на высоком пьедестале кости множества лягушек могут говорить о химических опытах - экспериментах по получению анестезирующих средств.

Когда духи древних каменщиков и лекарей немного приоткрыли завесы своих тайн, можно попытаться узнать о том, как инки относились к… воде. Наравне с Солнцем, они считали ее Божеством, коему и посвятили еще один каменный комплекс - Тамбомачай, именуемый в простонародье «Бани инков». Он получил своё название из-за наличия переплетенной системы акведуков, колодцев, канальцев, фонтанов и ритуальных бассейнов. По одной из версий этот древний спа-комплекс являлся местом отдыха Предводителя и его семьи. Однако специальная церемониальная обработка камней свидетельствует о религиозной важности этого места. Немного отдаленный от туристических троп Тамбомачай несет в себе тишину и спокойствие, так необходимую после долгого пути. Небольшой рынок предложит туристам различные сувениры, а коренные жители продемонстрируют, как, например, из шерсти альпаки получается настоящая пряжа прямо у вас на глазах.

Наска

У древних инков существовала традиция придавать каждому городу форму какого-нибудь животного. Но самым известным местом скопления гигантских «рисунков» является пустыня Наска. Ее по праву можно считать загадкой не только Перу, но и мировой археологии в целом! Площадь пустыни раскинулась на 500 кв. километров и является «полотном» для сотни гигантских рисунков. Выполнены они в удивительное технике - единой линией, без прерываний и пересечений. Среди огромного количества геометрических фигур и линий, чья длина иногда достигает 8 км, встречаются весьма впечатляющие рисунки животных, людей, звезд, цветов и деревьев.

Самые ранние линии появились в пустыне около 6 века до нашей эры. Они называются «геоглифы», т.е. линии, узоры или фигурные рисунки, нанесенные на землю и открывающиеся для обзора только с высоты птичьего полета.

Назначение этих линий до сих пор является необъяснимым. Ученые так и не смогли прийти к общему знаменателю. Наиболее популярной версией является утверждение швейцарского исследователя Эриха фон Дэникена о том, что рисунки являются посланием внеземным цивилизациям . Кто-то считает их отметками для удобства воздухоплавания, в чем вполне могли преуспеть древние цивилизации. Но, возможно, человечеству никогда не удастся разобраться в этом до конца.

Понятно, почему иллюзионисты с таким трудом раскрывают секреты своих мистерий, ведь нет ничего скучнее, чем разгаданная загадка. Расставаться со своими тайнами не спешит и древняя цивилизация инков, оставляя потомкам неиссякаемый материал для исследований, споров и, возможно, Великих открытий…

Найти:

Последние из новостей о Перу:

  • 14.03.2019

    Два экстрим-туриста из Кельна наткнулись в непроходимых джунглях на поселение доколумбовой культуры. О ценности находки можно будет судить после проведения раскопок.

    Ни дороги, ни даже тропы нет в этих тропических лесах на севере Перу - примерно в 600 километрах от столицы. 27-летнему Тому Шинкеру (Tom Schinker) и 28-летнему Мартину Друшелю (Martin Druschel) вместе с местными проводниками приходилось, сменяя друг друга, пробиваться сквозь заросли с помощью мачете.

  • 18.12.2017

    Анализ ДНК жителей высокогорных районов показал, что многие племена горцев долго воевали с империей инков во времена ее расцвета и так и не покорились им даже после завоевания их территорий.

    Геномы жителей провинции Чачапояс содержат в себе большие вкрапления ДНК древних индейцев, несмотря на то, что этот регион был завоеван испанцами. Более того, их структура радикально отличается от устройства ген жителей центрального и южного Перу, где находился центр империи инков и где геномы всех народов были равномерно ими "перемешаны". Похоже, что часть генетического наследия горцев из Чачапояс пережила "атаки" инков и дожила до наших дней.

    Аквариум для них также встроен в интерьер салона.