Пять библейских способов выжить в любой экономике. Бизнес и библия

Подмечено, что бизнесмены рано или поздно, так или иначе обращаются к Создателю со своими проблемами. Попытка объяснить "зачем" в интервью на E-xecutive.ru банкира Александра Конопасевича , написавшего по этому поводу целую книгу "Библейские советы современному менеджеру".

В интервью для E-xecutive.ru автор отмечает, что не рассматривает свою книгу как классическое произведение о менеджерской науке. Речь идет, прежде всего, о здравом смысле, актуальном во все времена и в различных сферах деятельности, в том числе и в бизнесе. Итак, как Библия может быть полезна бизнесменам?

E-xecutive.ru: Как появилась идея рассмотреть Библию в качестве источника классических принципов менеджмента?

А.К.: Я занимаюсь менеджментом и читаю Библию уже много лет. Оказалось, что библейская мудрость во многом может помочь в этой профессии. Поэтому у меня и родилась идея совместить два этих опыта в книге. Кроме этого, меня всегда удивлял тот факт, что даже образованные люди имеют очень слабое представление о Библии. Мне нравится задавать вопрос тем, кто утверждает, что строят свою жизнь по библейским заповедям, какие заповеди им известны. Ведь оказывается, мало кто может перечислить хотя бы десять ветхозаветных заповедей. Между тем Библия – это, как минимум, фундаментальный труд человеческой культуры, который следовало бы знать.

E-xecutive.ru: Но почему из всех великих религиозных источников вы выбрали именно Библию? Другие основополагающие религиозные труды в этом плане могут быть полезны?

А.К.: Библия в большей степени, чем остальные религиозные источники, несет в себе знания об истории развития человеческого общества на примере израильского народа. Она описывает конкретные вехи его развития, детально изображает конкретные события и конкретных людей, в них участвовавших. Что касается других трудов, то, безусловно, любой опыт человеческой культуры может быть полезен. И в этом плане тоже.

E-xecutive.ru: Для того, чтобы пользоваться библейскими принципами ведения бизнеса, нужно обязательно быть верующим человеком или речь идет о том, чтобы рассматривать Библию как исторический источник?

А.К.: В своей книге я особенно подчеркнул, что Библию можно рассматривать с разных ракурсов, в том числе и как исторический документ, как источник вековой человеческой мудрости, что полезно и для неверующего человека. В целом же вокруг Библии существует множество стереотипов. Многие воспринимают ее как церковный документ, игнорируя человеческое авторство библейских книг – то есть путают богодухновенность Библии с богодиктованностью. Часто она является даже источником суеверий. Фактически это плод человеческой истории, гений человеческой мысли, в основе которого лежит боговдохновленное богоискательство человека. Поэтому основная мысль Писания остается доступна только верующему.

E-xecutive.ru: О каких классических принципах идет речь? Перечислите, пожалуйста, основные.

А.К.: Я не рассматриваю свою книгу как классическое произведение о менеджерской науке. Для этого достаточно учебников. Я лишь хотел подчеркнуть, что ошибки, допускаемые в управлении, противоречат не только этим учебникам, но и здравому смыслу, который, как известно, актуален во все времена.

Особо хотелось отметить знания о делегировании полномочий, создании эффективной команды, о бизнес‑планировании, видении стратегической цели и многое другое.

E-xecutive.ru: Кто из библейских персонажей является образцом предпринимательской мудрости?

А.К.: Авраам, Иаков, Соломон. Между тем Моисей представляет собой, скорее, менеджера, чем предпринимателя. Библейские тексты очень важны с точки зрения не только сюжетов, но и просто мудрых изречений тех или иных героев Писания. А библейские заповеди необходимы для того, чтобы человек мог разумно себя вести в разного рода жизненных ситуациях. При этом деловая сфера его жизни не является исключением.

E-xecutive.ru: Согласитесь, что жить в современном обществе и не вступить в противоречие с библейскими установками (например, заповедями) достаточно проблематично. Вести бизнес в соответствии с библейскими принципами, о которых вы говорите в книге, сложно?

А.К.: Жить в соответствии с библейскими установками было трудно всегда. В этом плане человечество не поменялось. Однако стоит знать о том, что Библия – это не уголовный кодекс, наполненный четкими указаниями о том, что можно делать, а что нельзя. Она больше направлена на развитие человеческой души, а не на ограничение нашей плоти. Это еще один стереотип, вклад в преодоление которого могла бы внести моя книга.

А что касается бизнеса, то библейская мудрость делает предпринимателя конкурентнее, поэтому бизнес – наоборот – становится вести легче. И мнение о том, что Библия как источник морали мешает ведению предпринимательской деятельности (поскольку та аморальна), крайне неверно, так как любой здравомыслящий предприниматель понимает, что вести бизнес нечестно весьма невыгодно. Рисковать своей репутацией опаснее, чем рисковать деньгами. Это общеизвестный факт. А парадигма о том, что бизнес аморален, сидит головах представителей русского общества с советских времен. Это одно из наших величайших заблуждений, во многом мешающее нам строить современное общество.

E-xecutive.ru: Современные предприниматели обладают мудростью? У кого они могут ей научиться?

А.К.: Безусловно обладают. Основным источником мудрости всегда остается собственный опыт, метод проб и ошибок. Апостол Павел рекомендовал в послании Тимофею, вникать в себя и в учение и заниматься этим постоянно. Он говорил, что, поступая так, тот сможет спасти и себя, и слушающих его. Я думаю, что симбиоз внешних источников и внутреннего опыта и самоощущения есть наиболее верный путь для любого человека во всех сферах его деятельности.

E-xecutive.ru: Вы рассматриваете успех и неуспех как благословение и проклятие. Кто играет роль высшей инстанции (бога) в менеджменте?

А.К.: Рынок.

E-xecutive.ru: Какие категории бизнеса вы считаете святыми и неприкосновенными? Личность руководителя? Цели компании и миссию компании?

А.К.: Ничего из перечисленного таковым не считаю. Все может поменяться: руководитель, цель, миссия – а незыблемой должна оставаться компания. В конце концов, очевидно, что компания принадлежит тому, кто инвестировал в нее деньги, и поэтому интересы акционеров здесь превыше всего. Именно акционер является инициатором жизни компании, он рискует своими вложениями, создавая ее. Этот основной принцип существования капиталистического рынка можно выразить в поговорке, которая гласит, что музыку заказывает тот, кто за нее платит.

E-xecutive.ru: Бизнес являет собой стремление к деньгам. Зачем, на ваш взгляд, они нужны человеку? Что говорит о стремлении к деньгам Библия?

А.К.: Деньги нужны человеку для того, чтобы реализовать себя. Это один из инструментов влияния на мир и способ улучшить его. Стремление к материальным благам может быть как порочным, так и высокодуховным, а сами деньги – как проклятием, так и благословением. Все зависит от человека и цели, которую он перед собой ставит.

Еще один стереотип, пока не изжитый в нашем обществе, навязывает нам мнение о том, что деньги – это безусловное зло, что все материальное является антиподом духовного. Эта точка зрения не находит своего подтверждения в Библии. Когда фарисеи спросили Иисуса, нужно ли платить римские налоги, он/Он гениально ответил, что надо отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу». Как видим, в Писании эти две сферы не противоречат друг другу. Приведу в пример еще две фразы о том, что «трудящийся достоин пропитания», и что нельзя заграждать рта у вола молотящего. Очевидно, что Библия поощряет труд и материальное за него вознаграждение. В Библии нет классового противопоставления, как бы ни хотелось многим в ней это видеть.

E-xecutive.ru: В основе успеха любого бизнеса лежит правильное построение стратегии. Какие библейские сюжеты могут помочь предпринимателю правильно выстроить эффективную бизнес-стратегию?

А.К.: Ярким примером выстраивания бизнес-стратегии является путь Авраама. Он ясно видел цель, не замечал препятствий и верил в свое предназначение. В Библии Авраам назван «отцом веры» именно потому, что уверовал в дарованную ему свыше цель. Хотелось бы заметить, что библейское понимание веры говорит не о том, что кто-то решил верить в существование Бога, а о том, что он доверяет Ему. Речь идет о вере в Его Волю. Поэтому истинный стратег должен стремиться к видению будущего и твердо верить в него.

E-xecutive.ru: Почему основной религией современного общества стала не вера в людей и высшие ценности, а вера в деньги?

А.К.: Не считаю, что религией современного общества являются деньги. Думаю, высшие ценности незыблемы. Одной из них по-прежнему остается Человек. Он живет в обществе, он ценит и любит родных, близких, желает им счастья. Согласитесь, что вряд ли кто стал бы жить с кучей денег на необитаемом острове.

Скажу больше, если в бизнесе деньги, а не личный успех становятся самоцелью, то она оказывается, как правило, недостижимой.

Ольга Бедарева, E-xecutive.ru

Http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1655738/

Дикий капитализм?

Предпринимателям постсоветского пространства порой стоит титанических усилий добиться успеха. Конкуренция, унаследованная ментальность, когда многие привыкли жить только за счет государства, разрешительные документы, отсутствие опыта, образования и лидерских качеств, стратегические ошибки в ведении бизнеса, кредиты с высокими процентами, финансовый кризис - это и многое другое приводит к тому, что в частном бизнесе «прогорают» девять из десяти новых фирм.

Перед молодыми людьми возникает логичный вопрос: как реализовать себя в профессиональной сфере, если все так сложно и неопределенно? Что делать? Не из Библии же, в самом деле, брать принципы успешного бизнеса?! Чем может помочь эта «книжка для религиозных старушек?»,- скажут некоторые. Тем не менее, все-таки стоило бы обратить внимание на две религиозные группы людей, традиционно преуспевающих, среди прочего, в сфере бизнеса. Это иудеи и протестанты, которые черпают свои жизненные принципы из учения Библии.

Иудеи и протестанты

Иудаизму более двух тысяч лет, протестантизму почти пятьсот. И те и другие оказывались в непростых условиях, когда на протяжении столетий переживали общественное давление. Евреи не имели своей государственности между 70 и 1948 годами нашей эры. Их неоднократно объявляли вне закона и депортировали с конфискацией имущества. А те протестанты, которые были сторонниками радикальной Реформации, отказались от попыток претендовать на государственную религию каких-либо стран и превратились в поборников свободы совести.

Эти и другие причины закрывали доступ представителям названных двух течений в странах, где они находились на легальном положении, к общественным сферам: политической власти, искусству, высшему образованию... Им оставалось, в ожидании лучших времен, направить стопы в бизнес-сферу, часто связанную с сельским хозяйством.

Результаты такого шага не заставили себя долго ждать. Скажем, период религиозной толерантности в Речи Посполитой* послужил тому, что бежавшие туда от преследований из других стран иудеи впоследствии обогатили это государство в экономическом и культурном плане. А с освобождением европейских стран от контроля государственной церкви иудеи совершили такой цивилизационный рывок, что ныне мало кто сомневается в их колоссальных достижениях, в частности, в профессиональной сфере. Им скорее завидуют. Евреи также лидируют среди представителей других национальностей по количеству нобелевских лауреатов.

Что касается протестантов - последователей Реформации, их предприимчивость и трудолюбие легли в основу экономического подъема основных стран «первого мира» - в первую очередь Германии, Британии и США.

Из протестантского мировоззрения, в частности, берут свои диковинные идеи американские авторы популярных в русскоязычном пространстве мотивационных книг для предпринимателей. Многие призывы этих миллионеров просто в голову не помещаются: «Отдавайте десятую часть доходов в церковь и на благотворительность», «Будьте честны и любезны с подчиненными», и так далее.

Если эти странные принципы все-таки работают, стоит пойти дальше - обратиться к их источнику - Библии.

* Королевство Польское и Великое княжество Литовское (1569-1795)

Крайности

Библейское учение, которое включает в себя принципы труда, ведения бизнеса, распоряжения финансами и другими ресурсами, крайне обширно. Но во взгляде на него есть две крайности. Первая крайность звучит так: Творец осуждает богатство. Вторая гласит: угодный Богу человек обязан быть богатым. В реальности Библия не учит ни тому, ни другому. Обратим внимание на семь базовых ее принципов, которым она учит.

Принцип 1: Упорный труд


Труд - неотъемлемая часть достойной жизни. Это любая систематическая деятельность, имеющая цель и направленная на достижение какой-либо пользы. В Библии сказано: «Шесть дней (в неделю. - Авт.) работай»; или: «трудолюбивые приобретают богатство» (Исход 20:9; Притчи 11:16) .

Трудолюбие - ключ к успеху в любом деле. Это естественно. Говорят, нет недостижимых целей, есть высокий коэффициент лени, недостаток упорства и большой запас отговорок. История полна судеб известных людей со скромными стартовыми условиями. Михаил Ломоносов, крестьянский сын, прошел пешком из Архангельска в Петербург и стал творцом российской науки. Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн в школе «хромал» по большинству предметов. Изобретатель Томас Эдисон разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, проведя прежде тысячи неудачных экспериментов.

Безработица

Согласно Библии, человек обязан трудиться. Безработица - разрушительный социальный порок. Из-за безделья и скуки в любом возрасте, а особенно молодом, тянет на «подвиги». Один из раввинов сказал: «Если человек не учит сына ремеслу, он учит его воровать».**

** Талмуд «Кидушин», 29а (93, с. 171)

Лень

Библия осуждает леность: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притчи 10:4) . Лентяй не может быть настоящим мужчиной. Как может быть ленивый лидером, специалистом, главой семьи и для кого-то авторитетом?

Человек проявляет себя в действии. Труд наполняет жизнь человека, делает ее насыщенной, приносящей полезные плоды. Труд приносит нужный опыт, воспитывает характер, формирует личность, приносит ощущение уверенности.

Принцип 2: Бездарных людей нет

В Библии говорится о том, что всех верующих Бог наделяет духовными дарами - талантами, которые они могут использовать, принося пользу окружающим, исполняя Божьи замыслы. Жизнь также показывает, что и остальные люди не лишены талантов от Бога. Просто многие либо их не используют и не развивают, либо используют не во благо себе и людям.

Любой человек, применяя свои таланты, может изменить жизнь свою и других к лучшему. По-настоящему открыть свои способности можно лишь действуя.

Качественная работа

Талантлив каждый, хотя и по-разному. Поэтому Библия не делит профессии на «престижные» и «непрестижные». Всякая работа, выполненная с душой, является ценностью в Божьих глазах: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Библия. Притчи 22:29) . Для автора этой цитаты, царя Соломона, род деятельности (если она честна и полезна) на пути к успеху не имеет значения. Если ты по-настоящему хорош — печешь ли пирожки или летаешь в космос - сыщутся ценители твоих услуг, а с ними и «медаль найдет героя».

Во всех сферах жизни мы отыщем людей, создавших прибыльное производство. Хотя сплетникам кажется, что это все «из воздуха». В любой окружающей нас вещи или услуге кто-то был первым, предложившим ее делать именно так.

Много спроса - есть работа

К сожалению, безработица стала нормой современного общества. Можно ее бояться, а можно посмотреть на нее как на новые возможности. Почему остаются без работы? Вот лишь две из установленных причин:

1) Колоссальный рост населения Земли. В итоге «всего мало, а всех много, поэтому всем всего не хватает». Но, возможно, в перенаселении есть и какой-то позитив? Ведь когда больше людей - больше потребностей, причем схожих. Кто их удовлетворит - поможет другим и сам разбогатеет.

2) Рынок труда становится все динамичнее: одни профессии возникают, а на другие исчезает спрос. Так было всегда, но в наше время это происходит несколько раз в течение одного поколения. А что здесь положительного? Профессий все больше, а значит, и больше шансов найти что-то по своим способностям, темпераменту и стремлениям.

Принцип 3: Работа головой

«Главное - мудрость : приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Библия. Притчи 4:7) .

Библия говорит о мудрости как о способности умело и гармонично применять полученные знания на практике. Например, заточив топор, человек с меньшими усилиями заготовит больше дров (См. Екклесиаст 10:10) . Мудрость наполняет тех, кто готов учиться всю жизнь, жаждет знаний и стремится их наилучшим образом применить.

Наблюдения

Человек может становиться мудрее благодаря своим наблюдениям, что помогает учиться у самой жизни. Для этого достаточно держать открытыми глаза и уши. Деловому человеку стратегически важно видеть нужды окружающих людей, чтобы знать, как их удовлетворить.

Размышления

Наблюдение не приносит пользы без размышления. Размышление означает сравнить новые впечатления и знания с существующими. Наш мозг работает по ассоциативному принципу. Прежде всего он определяет, знакомо ли то, что он воспринимает сейчас. Знакомо - усваивает, незнакомо - отвергает. Схожим образом и формируется так называемое «личное мнение». То, что мы по определенной теме узнали раньше всего, и становится нашим убеждением. Скажем, Миша в двенадцать лет услышал во дворе от Петьки, что «так делают все» - и теперь попробуй Мишу переубеди спустя многие годы.

Привычка размышлять подобна поддержанию порядка в комнате. Новые мысли, впечатления и знания надо ставить в сознании на нужное «место» либо отбросить как вредоносные, или заменить ими прежние убеждения.

Чтение

Невозможно быть мудрым и влиятельным человеком без прилежного чтения.

Завсегдатаи интернета знают серию юмористических плакатов: «Начинай с небольших текстов и постепенно увеличивай нагрузку», - советует «тренер» Александр Пушкин. Антон Чехов в синем костюме с эмблемой чайки и секундомером в руке обещает: «Три подхода по семь страниц ежедневно, и результат будет заметен через неделю». Лев Толстой в костюме с надписью «War and Peace» говорит: «Не сдавайся, на пятисотой странице откроется второе дыхание». Эту шутку следует понимать буквально. Хорошие книги - тренажеры для внутреннего мира человека, подобно турнику и штанге для телесных мышц. Если мозг, как и мускулы, оставить без постоянной работы, он деградирует. К тому же, стоящая книга облагораживает читателя. Ее прочтение должно требовать умственных и душевных усилий. Прочие книги либо пусты, либо вы их переросли.

Эксперты

«Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся», - говорит Книга Книг (Библия. Притчи 15:22) . Это значит, что еще один путь к мудрости — общение со специалистами. Не менее важно прислушиваться к рекомендациям экспертов в своей отрасли. Мы можем оценить их образ жизни в целом, а не опираться лишь на впечатление, которое они желают оказать на нас. Например, Жан-Жак Руссо известен романом «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Мысли там интересные. Да только господин Руссо за свою жизнь не воспитал ни одного ребенка. Служанка гостиницы родила ему пять детей (он обвенчался с ней двадцать лет спустя после начала отношений), и все они были отданы в воспитательный дом. Как говорится, «гладко было на бумаге…» Главную проверку - педагогическим опытом автора - текст Руссо не прошел.

Успешный человек будет искать общения с лучшими умами своего времени. Но самый непостижимый и совершенный Ум у Бога, а Его Слово записанное в Священном Писании - Библии называется Его премудростью. Поэтому, одному из лидеров и вождей древнего многочисленного народа Иисусу Навину Господь повелел постоянно упражняться в практическом обучении у этой книги: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Библия. Иисус Навин 1:8) . Также псалмопевец царь Давид переживал потрясающий результат собственного опыта размышлений над премудростью Творца: «Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих» (Библия. Псалтырь 118:99) .

Принцип 4: Честность во всем

Бог Библии настолько уверен в необходимости и возможности честного бизнеса, что посвятил этой теме третью часть Своего Десятисловного закона (Десять заповедей). Честность должна быть во всем - в действиях: «Не кради»; в словах: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»; и в мыслях: «Не желай… ничего, что у ближнего твоего» (Библия. Исход 20:15-17) . Нечестность в деловых отношениях и договоренностях осуждается Праведным Судьей, от взора Которого ничего не скроешь: «Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро»; «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Библия. Притчи 20:23; Второзаконие 24:14-15).

Каждый деловой человек подчеркивает важность честности в первую очередь по отношению к себе, конечно. А как насчет партнеров? С какой горечью обманутые бизнесмены сознаются, что неоднократно становились жертвой мошенничества со стороны компаньонов. Невозможно вести дела с теми, кому нельзя доверять. Прошу прощения за объемную цитату: «Но капитализм для сколько-нибудь нормального функционирования требует хотя бы минимума честности, а его нет. И не только капитализм - рынок, который будет постарше капитализма на много тысячелетий, без честности невозможен. А начинался он так…

…Из-за горизонта показываются джонки, местные жители поначалу прячутся - мало ли чего. Но вроде опасаться нечего - из джонок выгружают какие-то изделия, оставляют их на прибрежном песке и чуть отплывают от берега. Через какое-то время туземцы преодолевают страх и подходят к оставленным товарам. Он им нравится, он им по душе. Они кладут рядом местные дары природы или изделия рук своих и снова скрываются в зарослях. Пришельцы снова сходят на берег. Если предложенные на обмен товары им подходят, они забирают их и уплывают, туземцы же опять выходят и становятся полными обладателями привезенных изделий. Если не подходят, пришельцы, не забирая своих товаров, опять отплывают от берега. Это сигнал: «Мало, добавьте еще». Туземцы либо добавляют, либо забирают свой товар. В первом случае процедура повторяется, во втором пришельцы тоже забирают свой товар - сделка не состоялась. Иногда это продолжается несколько раз, иногда сделка совершается сразу».

А как часто происходит у нас? Автор продолжает: «…не приведи Господи оставить товар без присмотра, вот так «на берегу» - его тут же уволокут «в джунгли», ничего не оставив взамен, и будут радоваться - «повезло!» Обычная практика: взять деньги и не дать товара или взять товар и не дать за него деньги. Это называется «кинуть», и случается каждый день практически с каждым, кто занимается бизнесом» . Общеизвестны истории о самых гнусных поступках «деловых» людей: подкупе, разного рода махинациях, попытках посадить конкурента в тюрьму, чтобы скрыть или переложить на него собственные правонарушения, запугать, избить, а то и убить, и многое другое.

Что же делать? Начинать с себя. Главное правило библейской этики общеизвестно: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки 6:31).

Деловая честность приносит моральную правоту. Делает подчиненного авторитетным сотрудником, придает вес словам руководителя. Заслуженный выговор будет легче принять, когда нет возможности извинить свою халатность расхожей фразой: «А сам?! Пусть за собой следит!» Честность создает преданность подчиненных. Придает уверенности в общении с проверяющими службами. Главное проявление честности в профессиональной сфере - умение выполнять свои обязанности в деловых отношениях, что прежде всего значит платить по счетам. Платить налоги, отдавать обещанное поставщикам, партнерам, наемным сотрудникам. Нужно беспощадно бороться с желанием «побольше (а лучше все)» оставить себе. Это не деловой успех, а его лживая иллюзия.

Принцип 5: Опасность быстрого обогащения

В Библии сказано: «Кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Притчи 28:20).

Как известно, заметный успех в любом деле приходит медленно и редко бывает постоянным. Он похож на ожидание садоводом цветения экзотического кактуса, которое случается, может, и не каждый год. Для этого нужно «железное» соблюдение необходимых условий. При этом нет абсолютных гарантий успеха.

Расчет на быстрое колоссальное обогащение ненадежен. Человек неадекватно оценивает себя и обстоятельства, а потом отчаянно борется за наивную цель. «Желание быстро разбогатеть, - отмечают эксперты, - приводит к трем основным ошибкам: 1) вы ввязываетесь в предприятие, в котором ничего не смыслите; 2) вы рискуете деньгами, которые не имеете права потерять (чаще всего взятыми в долг); 3) вы принимаете необдуманные решения. Каждая из этих ошибок нарушает один из несколько библейских принципов… А вместе все это приводит к греху жадности. (…) Один из способов избежать уз, которыми нас может связать бизнес - это строить реалистичные планы в деловой и личной жизни» .

Итак, причины таких ожиданий - излишняя самоуверенность и алчность. Какими путями бизнесмен обычно стремится к быстрым деньгам?:

1) Принимает поспешные решения из-за дефицита анализа, опыта, консультаций. Форсирование событий то ли из-за нетерпения, то ли из-за дилетантских, недостаточных сроков. Нежелание платить цену. Силовое, ручное управление: взятки за ускорение дел, снижение качества товара (недосушенная древесина, неотжатый творог, поставленное на ночь рядом с мешком сахара ведро воды, чтобы сахар отсырел и тот же его объем был продан дороже), выход на рынок с недоработанным продуктом.

2) Берет под залог кредит - незаработанные деньги, о которых говорят: «Берешь чужие, отдаешь свои», и не мудро им распоряжается.

3) Авантюрами и аферами: Остап Бендер «перебрал в голове все четыреста честных способов отъема денег, и хотя среди них имелись такие перлы, как организация акционерного общества по поднятию затонувшего в крымскую войну корабля с грузом золота, или большое масленичное гулянье в пользу узников капитала, или концессия на снятие магазинных вывесок, - ни один из них не подходил к данной ситуации. И Остап придумал четыреста первый способ» (И. Ильф и Е. Петров, «Золотой теленок»). Такие горе-предприниматели надеются не на упорный труд, а, как правило, безуспешно ожидают короткого разгона любой ценой и - пожизненного почивания на лаврах роскоши.

Принцип 6: Десятина

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня. (…) И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Библия. Левит 27:30, 32).

По Библии, Бог является Творцом и властелином Вселенной. Ему принадлежит все, в том числе любые материальные ресурсы. Тот, кто желает свои дела вершить при поддержке самой богатой личности во Вселенной - Бога, приглашается признать Его власть над деловой и финансовой сферой. Как известно, «вера без дел мертва» (Библия. Иакова 2:20) . Кто верит в то, что Бог по Своему заверению благословляет верных Ему и способствует людям в получении 100% прибыли, может проявить эту веру, возвращая Творцу десятину — десятую часть этой прибыли. Нет прибыли - нет десятины. Есть прибыль - верни, чтобы вновь получить благословения в деле (См. Библия Малахия 3:10-12).

Зачем Богу твои деньги? Чтобы тебе укрощать свою алчность. Признавать верховную власть Творца. Учиться любить Бога и ближних больше роскоши и самоугождения. Не секрет, что финансовый успех, особенно скорый, часто разрушает жизнь предпринимателя и его близких. Такой бизнесмен решает, что ему все нипочем, пускается во все большие риски, необдуманно тратится на внешний лоск, заводит нездоровые привычки. А супружеские измены и разводы нередко становятся чуть ли не «визитной карточкой» недавних богачей.

Куда возвращать Богу десятую часть доходов? Верующему понятно: в церковь, которую он считает Божьей. «А я не верю священникам и пастырям!» - выпалит кто-то из читателей. Здесь действует безусловный принцип - отдавая в церковь, ты выполняешь непосредственное требование Божье, а не священнослужителей.

А если в церкви священник, которому ты почему-то не доверяешь, то Бог ему судья, главное, чтобы ты был верным и честным, ведь того, кто не возвращает Богу десятую часть от своих доходов, Сам Бог называет вором, обкрадывающим Его (См. Библия. Малахия 3:8, 9).

«Блажен, кому помощник Бог…» (Библия. Псалтирь 145:5) .

Принцип 7: Поддерживай других

Работа - средство улучшения своей и чужой жизни: «Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Библия. Ефесянам 4:28).

Научившийся трудиться сделал большой шаг к истинной свободе - умению управлять своей жизнью. Он способен прикладывать целеустремленные усилия. Знает свои сильные и слабые стороны. Видит нужды людей и предлагает решения. Писание задает такому предпринимателю новые вопросы: чью жизнь ты можешь улучшить благодаря достигнутому успеху? Кого, поднявшись на вершину, можешь подтянуть? Кому эффективно помочь? Библия говорит об этом принципе: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35) .

Совершенствоваться стоит во многих направлениях. В первую очередь учитывать интересы клиентов, начальства и подчиненных. Но есть категория людей, о которых Библия постоянно призывает заботиться. Это социально незащищенные лица: сироты, беспризорники, мигранты, вдовы, бедные… Бросить десятку нищенке - быстро и не накладно. Но Бог предлагает неравнодушным помочь изменить жизнь обездоленных людей. А это требует совсем других затрат времени, сил, знаний и средств. Этого не сделаешь мимоходом, не прерывая разговора по смартфону. Такое занятие не для желающих потешить свое тщеславие.

С чего начать? С молитвы. В молитве попросить Бога открыть цель твоей жизни. Поразмышлять. Сесть и описать свои способности. Это и есть твой стартовый капитал. Определив его масштаб, приступай к первому принципу.

  1. Имуществом, ресурсами, возможностями.
  2. Игорь Подберезский. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. - СПб.: Библия для всех, 2004. - С. 234-235.
  3. Ларри Беркетт. Бизнес по Книге. Руководство по применению библейских принципов на рабочем месте. - К.: Светлая звезда, 2008. - С. 64.
  4. «Проходит под жезлом» - отсчитывается.
  5. Счастливее, лучше, приятнее, полезнее, выгоднее.

Многие женщины протестуют, когда слышат от мужа такие слова: «задача мужчины - приносить деньги домой, а роль жены - следить за домом».

Так ли это сегодня? Предлагаю посмотреть, что говорит Библия про бизнес, а именно про деловых женщин.

Обратимся к началу:

16 И сказал Господь Бог женщине: «Я обреку тебя на муки во время беременности. Ты будешь рожать в муках и будешь вожделеть к своему мужу, а он будет господствовать над тобой».
17 И сказал Господь Бог мужчине: «Я запретил тебе есть плоды с того дерева, ты же послушался свою жену и съел их. Из-за тебя Я прокляну землю, и ты будешь тяжко трудиться всю свою жизнь ради пищи, которую родит земля.
18 Земля родит для тебя колючки и сорняки, и тебе придётся питаться дикими полевыми растениями.
19 Ты будешь тяжко трудиться до самой смерти, в поте лица добывая себе пропитание, а потом вновь обратишься в пыль, из которой Я тебя сотворил».
20 Адам назвал свою жену Евой, потому что Ева — мать всех живущих.

(Быт.3:16-20)

После непослушания Бога в этом отрывке мы читаем про наказание для мужчины и женщины. В двух словах мы видим роли определенные каждому в отдельности.

Бог определил работы для каждой из сторон, жене одно, мужу другое. То, что женщине положено родить ребенка, думаю, тут ни у кого сомнения не возникает. А мужчине возложена работа ради обеспечения жены и потомства.

Можно ли сегодня в эпоху высоких технологий, активно развивающейся экономики женщине быть наравне с мужчиной?

Думаю, вы встречали сильной воли женщин, которые желают стоить свою карьеру и шагать только вперед. Чаще, когда рождаются дети, уже с 3 месяцев их берут чуть ли не на работу с собой, но как правило сдают няне на воспитание.

Средств не хватает и нужно крутиться, как отцу семейства, так и супруге.

Одна из самых мудрых книг Библии заканчивается главой, в которой автор уделяет свое внимание рассуждению о супруге, образ, которой сегодня можно сравнить с бизнес-леди.

Бизнес-леди в Библии

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее:
29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

(Прит.31:10-31)

Видим образ женщины, которая заботиться о своем доме. В нем есть слуги и можно сделать вывод, что она не бедная. Она следит за всем хозяйством и даже более, занимается торговлей. Ее ценят муж, дети. Хвалят.

Библия отводит определенное место в семье, как мужу так и жене, но вместе они одна плоть. Этого хочет Бог, видеть ту семье, которую Он задумал. Писание не отрицает того, что супруга может работать. Важно помнить о приоритетах.

Образ деловой женщины восхваленный в этом отрывке возможен по причине, когда:

«женщина, которая чтит Господа» — современный перевод 30 стиха.

На первом месте у нее семья: муж, дети, дом, а потом торговля…

Выживание в кризисной экономике - сложная задача для любого бизнеса . Преодоление препятствий последних нескольких лет временами выглядит почти невозможным, а иногда даже невероятным. Но все возможно верующему, а что невозможно человеку, то возможно Богу. Слава Ему, за проверенные временем, основанные на Библии истины, способные сохранить нас также, как многих наших предшественников. Храните их и они защитят вас во время экономических испытаний.

1. Жизнь по средствам. Как Иосиф в Ветхом Завете помог выжить целой стране в семь голодных лет, сберегая в течение тучных лет (Быт. 41), так и мы должны планировать нашу жизнь и бизнес по средствам. Хотя владельцы бизнеса опытные в своем деле, они часто бывают не в состоянии спланировать свою деятельность, финансы, административные функции. Все это не является кровотоком для бизнеса, как, например, продажи. Однако, без решения этих вопросов, наилучшие продажи, в конечном счете, потерпят неудачу. Владелец, который предвосхищает потребности бизнеса будет лучше подготовлен к неожиданностям. Соответственно, владелец, который справляется с остальными задачами, вдобавок к продажам, будет процветать. Ежедневные риски, возникающие в бизнесе, требуют мгновенного решения. Долгосрочные стратегические решения, такие как открытие нового офиса или начало нового направления должны быть тщательно взвешены с точки зрения финансов, рабочей силы и условий рынка. Разумное управление бизнесом и жизнь по средствам поможет вам выжить в любых рыночных условиях.

2. Ведение учета. Лук. 14.28–30 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» Эффективному учету бизнес-операций и управлению данными поможет подготовка ежемесячных и квартальных финансовых смет. Добавив к своей деятельности мудрость в финансах, вы сможете интерпретировать финансовые результаты, включая ежедневную деятельность, уменьшение налогов, тенденции развития, анализ доходов и расходов и получите возможность для будущего совершенствования.

3. Долговые испытания. Рим. 13.8 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». Хотя много раз вам предлагают финансовое решение, которое кажется сделкой всей жизни, оно часто оказывается худшим вариантом для вас и вашего бизнеса в долгосрочном смысле. Вам необходимо учиться самому или с помощью специалиста определять, какой план наилучший и убедиться, что вы не «откусываете больше, чем можете прожевать». Бесспорно одно: на протяжении всей вашей жизни происходили и будут происходить взлеты и падения. Избегать кредитов, где это возможно - наилучшая гарантия выживания в экономическом спаде.

4. Понимание показателей. Быт. 2.15 «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его». Бог дал нам некоторые вещи, чтобы мы заботились о них. Он сделал это не просто так, и Он ожидает, что мы отнесемся к доверенному нам с мудростью, разумом и ответственностью. Приносит ли ваш бизнес миллиард долларов дохода или это старт-ап в подвале вашего дома, научиться читать цифры, статистику его функционирования - жизненно важно для его прибыльности и даже для самого его существования. Финансовые показатели работают как сигнальный звонок для предпринимателя, предупреждая о тенденциях, отклонениях, поражениях и успехе. Владелец, хорошо умеющий составлять и читать финансовые отчеты будет всегда на голову выше того, кто этого не умеет. Понимание трудовых затрат, себестоимости проданных товаров, ценообразования и показателей рынка - важные составляющие разумного менеджмента.

Подписывайтесь:

5. Консультации. Прит. 19.20–21 «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Из множества специалистов, оказывающих консалтинговые услуги владельцу бизнеса сложно найти того, кто наилучшим образом будет соответствовать его потребностям. Проработав с консультантами какое-то время вы поймете, что они, как врачи или адвокаты бывают очень разные, каждый имеет свои особенности, образование, опыт и специализацию. Как найти нужного врача, когда у вас боли в груди - важно для вашего здоровья, также и найти нужного консультанта, чтобы восполнить финансовые «пробелы» - важно для успеха вашего бизнеса.

Джон Диллард
христианский консультант и бухгалтер

Источник — baznica.info

Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение, высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Еще в прошлом поколении работа для церкви стала синонимом карьеры, связанной со служением Богу. Некоторые христиане даже верили, что карьера в коммерческом бизнесе находится в противоречии с Библией. Другие считали, что она находится в полном согласии с библейскими принципами.

Как должны христиане рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе? Является ли работа в коммерческой компании чем-то, к чему нам следует поощрять христиан? В данной статье мы поднимем эти два вопроса, рассматривая библейскую перспективу на рыночную деятельность. Мы начнем с творения.

ТВОРЕНИЕ И СУББОТА

Хотя центральной темой Писания являются наши взаимоотношения с Богом, материальная сторона жизни занимает достойное место в Библии. Работа, которая приносит удовлетворение от данных Богом материальных благословений, является законным стремлением; однако, материальная сторона жизни не может быть отделена от духовности, как это видно в связи Божьего творения и субботы.

Творение закладывает основание нашего представления о богатстве, независимо от того, работаем ли мы в коммерческом, некоммерческом или государственном секторах. При творении Бог создал все материалы для приобретения богатства. Он создал человеческие существа независимыми друг от друга и от окружающей среды. Он попросил людей одновременно обладать землей и заботиться о земле, будучи верными слугами (Бытие 1:26-28; 2:15). Причина заключается в том, что Бог является владельцем всего материального. Он поручил людям работать от Его имени на этой земле. Наше отношение к этим ресурсам и людям, с которыми мы их делим — все это происходит перед лицом Того, кому мы обязаны всем этим.

Бог сказал об этом материальном мире «весьма хорошо» (Бытие 1:31). Первоначальный Божий план включал в себя людей, работающих в материальном мире (Бытие 2:15). И все же, величайшей целью работы, как ни парадоксально это звучит, было не накопить экономическую ценность, заработанную производством и продажей материальной собственности, но более всего войти в покой с Богом. Еженедельная суббота, как предзнаменование Божьего завета благодати, неотделима от поручения трудиться. Субботним покоем мы проявляем нашу верность Богу, отдыхая от погони за материальными ценностями. Суббота была сотворена частично как преграда материализму, но грех испортил человеческий опыт касательно труда и субботы. Труд стал тяжелым и обременительным. Работники нуждались в отдыхе не только от утомительного тяжелого труда, но также от жестокой битвы за выживание. Более того, суббота необходима как постоянное напоминание того,что уверенность в нашей работе не должна заменять доверия Богу.

ЗАВЕТ, ШАЛОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ

В Своей мудрости, Бог знал о негативном влиянии греха. Божий завет благодати, предложенный сразу же после появления греха (Бытие 3:15) и затем постоянно повторявшийся в Писании, это завет, касающийся всех сторон жизни – духовной, физической, социальной, политической, экономической и так далее. Под влиянием греха естественной человеческой тенденцией стало обращать что-то хорошее во что-то эгоистичное. Подобно тому, как труд стал тяжелым, так и работа из желания накопить материальные ценности превратилась в источник утомления (Притчи 23:4-5). Когда Бог заключил завет с Моисеем, Он напомнил нам о важности субботы (Исход 20:8). Люди видели плоды собственного труда и, забывая о значении субботы, стали полагаться на собственные силы в достижении экономического богатства.

Наделение силой накапливать материальные ценности так описано языком завета: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8:18). Завет был не просто обещанием экономического благополучия, но также обещанием полных взаимоотношений завета с Богом, семьей, обществом и со всеми народами, основанном на духовном изобилии. Значение такой полной жизни с избытком охвачено в концепции «шалом» (мир).

В завете с Богом весь мир получил бы благословения мира(спокойствия) в каждом аспекте жизни, включая экономическое благосостояние. Однако экономическое благополучие, достигнутое вне взаимоотношений завета с Богом, является благополучием, которое уводит человека в противоположном направлении от Божьего плана.

БИЗНЕС-ПРИНЦИПЫ В БИБЛИИ

В Библии есть много советов по ведению бизнеса. В притчах Соломон особенно советует нам следить за своими средствами достижения материального благополучия, так как наше экономическое будущее неопределенно (Притчи 27:24-27). Обрезка плодоносных растений приводит к повышению продуктивности (Левит 25:3,4; Ин 15:1,2). При выращивании зерна определенные факторы повышают урожайность (Бытие 26:12; Мф. 13:8; 13:23; Мк. 4:8; 4:20; 2 Кор. 9:6). Из этого следует, что чем выше урожай, тем больше он ценится. Вследствие этого немудрым будет использовать неэффективную или бесполезную технологию. Использование технологии должно быть мудрым, чтобы была полностью достигнута цель данной технологии, поскольку это прославляет Бога (Притчи 1:17, 24:27; Екклесиаст 10:9,10).

Библия также неодобрительно отзывается о непродуктивных ресурсах (смотри Второзаконие 29:23; 4 Царств 2:19; Притчи 26:7; Иезекииль 15:3-5; Лука 13:6,7; 14:35; Евреям 6:8). Когда ресурс становится непродуктивным, хозяин ресурса должен устранить проблему, используя этот ресурс лучшим образом, или же, если это невозможно, избавиться от непродуктивного ресурса и заменить его продуктивным. Рациональность принципа уничтожения непродуктивных средств и замены их продуктивными, в соответствии с мудростью Соломона «время насаждать, и есть время вырывать посаженное», обоснована в том случае, если имущество не может быть спасено и становится окончательно непродуктивным (Екклесиаст 3:2. Смотри также Мф. 3:10; Лк. 3:9, 13:6,7). Эти бизнес принципы подчеркивают духовную норму, что именно Бог является владельцем всех средств накопления материальных ценностей; а люди являются соработниками у Бога в использовании этих ресурсов. Земля, а так же все что на ней, включая технологию, используемую в коммерции, должна быть свята и отделена для служения Богу.

БИЗНЕС КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Библия упоминает сотни технологий, используемых в деловых предприятиях. Нигде в Библии не критикуются эти технологии или цели, которые перед ними поставлены. Бог заинтересован в бизнес технологиях. В библейские времена решающей технологией для получения выгоды была технология торговца, покупающего и продающего товары. Это была система взвешиваний и измерений, используемая для подсчета стоимости при покупке и продаже. Тем, кто вовлечены в бизнес, следует рассматривать их бизнес технологию и денежные средства, используемые в торговле, как принадлежащие Богу не только потому, что Он является владельцем всех материальных вещей (1 Паралипоменон 29:11; Псалом 49: 10; 103:24; Притчи 16:11; Аггея 2:8), но также потому что деловые сделки на рынке, которые вовлекают в себя использование Его средств на благо созданных Им существ, должны осуществляться способом, прославляющим Его и учитывающим интересы Его общества (Левитам 19:35,36; Второзаконие 25:13-15; Притчи 11:1; 20:10,23; Иезекииля 45:10-12; Осии 12:7; Михея 6:11). Таким образом, всякая работа, которую люди выполняют с использованием технологии для продвижения их экономического благосостояния, это работа с Богом и для Бога. Когда люди разрабатывают изобретения, способствующие поддержке справедливости, они также продвигают работу дела Божьего на земле. Согласно этому же принципу, поступать нечестно с другими, при использовании технологии, является мерзостью.

ИИСУС И РЫНОК

Иисус критиковал богатых, любящих деньги фарисеев за их жадность и неэтичные поступки, которые сделали их богатыми, а не за само их богатство. Он принимал приглашения на обед от богатых людей и получал ресурсы, которыми снабжали Его другие (Матфея 23:25; Луки 11:39; 16:14). И все же Он предупреждал людей остерегаться всех видов жадности (Луки 12:13-15). Он посоветовал богатому управителю продать все, чем он обладал и раздать бедным, но Он не сделал это универсальным принципом, которому каждый должен следовать (Луки 18:18-30). Например, когда Закхей, богатый начальник сборщиков налогов, принял Иисуса, он раздал половину своего имущества бедным. Иисус не сказал ему раздать все остальное (Лука 19:1-10).

Иисус помогал ученикам в их торговле (Иоанна 21:6-11). Он использовал богатство, ресурсы для накопления богатства и труд для его накопления как иллюстрации великих духовных истин. Он никогда не поднимал вопрос, является ли правильным владеть имуществом. В результате Его чудес исцеления больные и калеки выздоравливали не только физически и духовно, но к ним также возвращалась способность обеспечивать себя экономически. Здесь возникает некая важная напряженность. Процветание появляется благодаря усердию и мудрости, которые приходят через наш опыт и опыт достойных доверия, богобоязненных членов общества, которых нам следует прислушиваться (Второзаконие 8:10-20; 1 Паралипоменон 29:12; 2 Паралипоменон 1:11,12; Притчи 3:13-20). Проблема заключается в том, что когда богатство достигнуто, люди с легкостью начинают полагаться на свое богатство, и проявляют неблагодарность, уходя от Бога, который дал им способности и ресурсы для накопления этих материальных ценностей с помощью созданных им ресурсов (Притчи 11:28).

ПРОФЕССИИ В БИБЛИИ

Библия описывает сотни видов занятий, связанных со всеми тремя секторами экономики: коммерческим, некоммерческим и правительственным. В Библии все эти профессии рассматриваются как легитимные. Средства, с помощью которых человек мог скопить богатство в библейские времена, включали в себя землю, драгоценные металлы, драгоценные камни, животных, оборудование и урожай, который зависел от солнца и дождя. Торговлю ожидалась, и даже поощрялась. Ожидалось, что наем работников повысит продуктивность (Второзаконие 24:14,156; Марка 1:20; Матфея 20:14,15). Не все люди имеют намерение воздать Богу славу за обогащающую их предпринимательскую деятельность. Некоторые достигают богатства честным путем, другие – нечестным. Но как праведный, так и неправедный ожидают приобретения богатства (Псалом 16:4; 36:16; 48:6,7; 51:9; 72:3; 72:12; 91:8; 108:8; 122:4; Матфея 5:44,45).

Авраам, Исаак и Иаков стали богатыми благодаря овцеводству. Сам Иисус работал в том, что, безусловно, называлось коммерческим предприятием в сфере строительства. Некоторые из его учеников работали в рыбной промышленности. Апостолу Павлу было также не чуждо предпринимательство. Хотя Библия не дает нам описания всех деталей его трудовой деятельности, похоже, он вел торговлю изготовленными им палатками. Он предупреждал, что любовь к деньгам – это корень зла (1 Тимофея 6:9,10). В то время как некоторые торговцы получали преимущество, обманывая других, люди подобные Лидии упомянуты с уважением, так как они ассоциируются со служением растущей церкви.

СЛУЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Библейское служение другим – это ответ на Божьи дары, данные как божественный заем на время ограниченных дней нашей жизни, а не способ заработать Божье расположение. Петр увещевал ранних христиан использовать их духовные дары для служения друг другу таким способом, который являл верное управление Божьей благодатью. Причина этого заключается в следующем: чем–бы мы не занимались, независимо от экономического сектора, в котором мы работаем, мы приносим славу и радость Богу (1 Петра 4:8-11). Павел, вероятно, согласился бы с Петром, когда он подобным же образом советовал верующим усердно работать, для и во имя Иисуса, который есть Господь, а не только для людей (Колоссянам 3:17-23).

ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПРИБЫЛЬ

Писание предполагает, что люди будут пытаться быть настолько продуктивными, насколько это возможно. Ожидается, что люди будут полезными, а если нет, они считаются деструктивными (Притчи 18:9; Титу 3:14). Усердный, честный труд приносит честную прибыль, хотя эта прибыль не всегда гарантирована. Некоторым усердным труженикам может не хватать экономического достатка. В Библии, и экономическая прибыль, и экономический убыток рассматриваются как дары от Бога. Однако люди не начинают всю работу по посеву семян и уходу за урожаем, не ожидая, что они получат взамен что-то хорошее, что-то большее, чем то, что они вложили в этот процесс (Второзаконие 20:6; Притчи 27:18; 1 Коринфянам 9:7). Таким образом, одним из измерений полезности является сравнение ценности того, чем человек владел до усердной работы с ценностью того, что он получил после работы – идея дохода или прибыли (Притчи 3: 13,14; 15:27; Екклесиаста 3:9; Иеремия 6:13; 12:13). Прибыль является одним из показателе, что принявшие деловое решение являются хорошими управителями ресурсов, доверенных им обществом или разделенными с ним. Таким образом, не имея пристрастия к прибыли, верный деловой профессионал в то же время прислушивается к тому, какую информацию может сообщить прибыль о деловых операциях.

В то время как идея получения прибыли не критикуется в Библии сама по себе, получение прибыли несправедливым или нечестным путем попадает под осуждение. Библейские пророки решительно выступали против преступных деловых операций, в которых богатые получали преимущество за счет бедных. Библия также осуждает достижение процветания путем совершения аморальных и нечестных поступков. В этом отношении, библейская критика вождей, наживающих богатство несправедливостью, направлена как против политических и религиозных вождей, так и против тех, чья первоначальная работа связана с коммерцией. Очевидно, жадность, мошенничество и коррупция являются грехами, осаждающими не только тех, кто работает в коммерческих фирмах, но и тех, кто работает в некоммерческих и правительственных организациях (Исайя 1:23; Иеремия 8:10; 22:27; Иезекииль 22:27,28; Амос 5:11; Михей 3:11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует христианину рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе экономики? Если говорить вкратце, карьера в прибыльном секторе – это карьера является трудом для Бога до тех пор, пока она является работой для пользы других, как работа хороших управителей Божьей благодати. Карьерная жизнь в коммерческом мире должна быть уравновешена жизнью субботы, когда мы постоянно высоко поднимаем экономические ограничения субботы в честь Бога, который владеет всем, с чем мы работаем.

Является ли работа на коммерческой фирме чем-то, в чем нам следует поощрять христиан принимать участие? Безусловно! В наши обязанности входит быть хорошими управителями общественных ресурсов. Честная прибылыь заработанная в результате упорного труда, делового развития и обмена общественных ресурсов не должна быть опорочена, но напротив, оценена по достоинству. Нечестной прибыли, получаемой в результате извлечения выгоды за счет других, нужно избегать любой ценой. Более того, работа в законном бизнесе, в коммерческой фирме является возможностью для христианина оказать доброе влияние не только в отношении поддержки продуктивного труда, но и в изменении мира работы, где необходимо; поощряя других искать периодического отдыха от жесткой необходимости накапливать экономическую прибыль. Это один из способов, когда участвующие в бизнесе могут пронести с собой субботний покой с понедельника по пятницу. Жизнь, даже трудовая жизнь значит больше, чем возможное материальное изобилие, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Майкл. И. Кафферки (D.B.A., Университет Андерсона, Андерсон, Индиана) является профессором бизнеса и менеджмента в Южном адвентистском университете, Колледждейл, Теннесси, США. Он является автором шести книг, включая «Менеджмент: перспектива, основанная на вере» (Pearson Education, Inc., 2012), первого учебника для студентов по менеджменту, разработанного для использования в христианских колледжах и университетах. E-mail: mcafferky (собачка) southern.edu.

Перевод Олега Литвиненко

Иллюстрация: Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514 г. Лувр.