Скр пурга вмф ссср 1957г проект 52. Пограничный корабль «Пурга

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 1–102/60-мм;
  • 4–45/46-мм 21К.

Минно-торпедное вооружение

  • 1 трехтрубный 450-мм торпедный аппарат обр. 1912 г.;
  • 24 - мин обр. 1908–1912 гг;
  • 20 - Б-1;
  • 30 - М-1;
  • 2 - Бомбометы БМБ-1;
  • 4 - бомбосбрасыватели.

История службы

Корабль предназначался для охранения крупных кораблей эскадр флота на переходах морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника, дозорной и разведочной службы, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, постановки минных заграждений. Построен согласно второй очереди первой советской программы военного кораблестроения на 1926-1932 гг., которая затем была включена в план первой пятилетки 1929-1933 гг. (трехлетний план 1930-1933 гг.). Строительная перегрузка 13,3 т. Корабль принимался без средств связи, которые монтировались и налаживались, без 45-мм орудий, смонтированных только в 1937 г. и без крупнокалиберных пулеметов. Вошел в состав 1-го ДСКР ОВР КБФ.

В мае 1938 г. планировался к переводу на Север в составе ЭОН-5, но экспедиция была отменена. С 1939 г. нес на борту отличительные литеры "ПГ". 12-13.10.1939 г. совместно с СКР "Вихрь" конвоировал из Кронштадта плавбазы ПЛ "Полярная Звезда" (в Таллин) и "Кронштадт" (в Палдиски).

Участвовал в войне с Финляндией 1939-1940 гг.: высадка десанта на о. Гогланд, конвоирование эскадры КБФ.

В ноябре 1939 г. включена в отряд Особого назначения, кап. 2 ранга Александрова созданный для занятия островов. Находился в распоряжении командира отряда капитана 1 ранга С. С. Рамашвили (флаг на лидере "Ленинград").

1.12 в 10:00 отряд сосредоточился на рейде Колганпя, а в 12:10 снялся с якоря. СКР сопровождал эсминец "Артем", шедший под флагом командира отряда. Пройдя прол. Хайлода (Хангелода), около 16 часов подошел к о. Суурсари (Гогланд), куда в 17:00 высадилась разведгруппа и, никого не обнаружив, в 18:00 вернулась на корабли.

Отряд направился в Лужскую губу.

3.12.1939 г. в 5:30 "Пурга" вместе с СКР "Буря" вышла из Лужской губы к Суурисари с командованием операцией на борту. В 10:30 началась высадка десанта, в 18:00 остров был занят. СКР "Пурга" в это время находилась в дозоре у северного прохода.

18 и 19.12.1939 г. СКР "Пурга" в составе Эскадры КБФ (линкоры, лидеры, эсминцы, СКР и тральщики) в тяжелых ледовых и погодных условиях сопровождал линкоры "Октябрьская Революция" и "Марат", выходившие из главной базы для обстрела 254-мм батареи у Сааренпя. Батарею подавить не удалось. 19.06.1941 г. по флоту объявлена оперативная готовность N`2, а в ночь на 22.06 - оперативная готовность N`1 (боевая).

Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: постановка минных заграждений в Финском заливе, боевые действия на Ладожском озере, высадка десантов о-вах Лункулансари и Мантинасари (24-28.07.1941 г.), эвакуация войск из, арт. поддержка сухопутных частей, перевозки по "Дороге Жизни" - в составе конвоев и самостоятельно.

С августа 1941 г. входил в состав Ладожской военной флотилии КБФ, будучи единственным современным боевым кораблем специальной постройки в составе этой флотилии.

22.06.1941 г. "Пурга" встретила в составе учебной бригады ПЛ (флаг комбрига), базировавшейся на Ленинград.

С 27.06 по 19.07.1941 г. находился в составе отряда "Восточная позиция" вице-адмирала Ю. Ф. Ралля (МЗ "Марти", "Урал", 5 ЭМ, 2 СКР, 1 УК, 2 СЗ, 1 ГИСУ, катера МО, КАТЩ и др. суда) для минных постановок на Гогландском плесе (Восточная минно-артиллерийская позиция). 4.07 совместно с МЗ "Урал" и ЭМ "Калинин" ставил мины между о-вами Родшер и Вайндло. 19.07.1941 г. выделен для участия в десантной операции на о-вах Лункулансари и Мантинасари на Ладожском озере, в тот же день СКР перешел из Кронштадта в Ленинград.

Вечером 20.07 в составе отряда под флагом командующего Морской обороной Ленинграда (МОЛ) и Озерного района (ОР) контр-адмирала Ф. И. Челпанова, с шестью транспортами, на которых находились 1-й и 2-й батальоны 4-й БрМП, перешел от Васильевского острова в Шлиссельбург, а в 22:10 с командующим МОЛ и ОР вышел из Шлиссельбурга в Андрусову бухту для установления связи с 7-й армией, а также в Видлицу, где адмирал Челпанов встретился с командующим Ладожской военной флотилии (ЛВФ) и информировал его о намеченной операции. 21.07 "Пурга" выходила в район операции для разведки, но противник ничем себя не обнаружил. 22.07 сторожевик вышел из Видлицы для встречи транспортов с войсками и 23.07 в 5:44 прибыл с тремя транспортами в Андрусову бухту.

В 20:21 отряд направился к о. Лункулансари, к нему присоединились 3 КЛ, 2 БКА и 2 СКА-МО. 24.07.1941 г. с 8:15 прикрывал высадку десанта, вечером СКР ушел в Шлиссельбург пополнить запас топлива. Утром 26.07.1941 г. "Пурга" под флагом Ф. И. Челпанова вышла для встречи транспортов с 3-м батальоном 4-й бригады (2-й десантный отряд), а затем прикрывала его высадку на о. Мантинсари.

Ввиду ожесточенного сопротивления противника десант был принят обратно на суда. После проведения операции по высадке десантов СКР был передан в состав ЛВФ, в группу СКР (вместе с "Конструктором").

9.08.1941 г. с двумя КЛ и катерами у о. Путсало (9 миль восточнее Лахдепохья) артогнем поддерживал части 168-й СД. 15.08.1941 г. участвовал в операции по захвату о-вов Кельосаари и Хаккосало. 16.08.1941 г. совместно с КЛ "Бира" отражал высадку десанта противника с о-вов в районе Сортавалы в тыл советским войскам. 18.08.1941 г. предположительно уничтожил до 500 человек десанта противника, высаживавшихся на плотах в районе Кельосари, при этом получил прямое попадание 76-мм снаряда.

19-20.08.1941 г., прикрывая эвакуацию из района Кильпола в район южнее Кексгольма и на о. Валаам и посадку на суда 168-й СД, вел огонь по батареям противника и отражал налеты авиации. На корабле держал флаг командующий флотилией капитан 1 ранга Б. В. Хорошхин. 25.08 вместе с 6 ТЩ и 3 СКА конвоировал баржи с бойцами 168-й СД от Валаама в Шлиссельбург.

11.09.1941 г. участвовал в обстреле о.Рахмасаари.

12.09.1941 г. в составе первого отряда перевез по "Дороге Жизни" из Новой Ладоги в Осиновец 60 т боеприпасов для осажденного Ленинграда. Поскольку причалы еще не были построены, двое суток разгружался с помощью шлюпок (силами личного состава). Поддерживал береговые части ЛВФ, оборонявшие правый берег Невы в районе Шлиссельбурга. 17.09.1941 г. обеспечивал эвакуацию войск с о. Валаам и Байевых о-вов в Осиновец, сел на камни у Валаама, получил подводную пробоину, были погнуты винты.

Ремонт корпуса осуществлялся силами личного состава. С 30.09.1941 г. СКР "Пурга" привлекался к доставке особо важных грузов через Ладожское озеро. 2.10 привел в Осиновец караван судов. 3.10 в составе конвоя с КЛ "Шексна", двумя транспортами и тремя ТЩ совершил переход Осиновец - Новая Ладога, корабли выдержали шторм в 9 баллов.

4.11 вывез из Осиновца в Новую Ладогу 300 женщин и детей. 17.11 в составе отряда (СКР "Пурга", КЛ "Селемджа" и "Бира" в охр. МО и БКА) вышел из Новой Ладоги в Морье на зимнюю стоянку. Суда везли муку для Ленинграда, 4 дня шли во льду толщиной 45-50 мм, несколько раз корабли затирало. СКР "Пурга" получил незначительные повреждения бортов. 19.11 с двумя КЛ и двумя БКА был затерт льдами в 7 милях от маяка Морьинский. Зимовал во льдах на подходах к Осиновцу.

Всего за 1941 г. СКР совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. За 99 ходовых дней прошел 6541 милю. В июне 1942 г. в доке были исправлены винты. 26-27.07.1942 г. в составе отряда прикрытия вместе с 6 МО (всего в операции участвовали 1 СКР, 3 КЛ, 5 ТЩ, 8 МО, 2 ТКА и воздушное прикрытие) участвовал в набеговой операции на базу финско-немецко-итальянской флотилии в гавани Саунасари (близ Питкярантского зал.). В бухте вражеских кораблей не оказалось, поэтому огонь велся по побережью, занятому противником.

30.07.1942 г. оказал помощь каравану судов, застигнутому штормом на озере. 6.08 был включен в состав отряда по захвату о. Ганге-Па в трех милях к юго-западу от Валаама. 8.08 в 19:00 отряд вышел из Новой Ладоги. На "Пурге" отказал рулевой привод, из-за потери времени на его исправление отряд был вынужден повернуть обратно: СКР направился в Новую Ладогу пополнить топливо, а катера - к о. Сухо. 9.08.1942 г. в 18:30 "Пурга" прибыла к Сухо, где присоединилась к катерам. В 19:30 отряд вышел на операцию и 23:25 прибыл в точку севернее Ганге-Па. С СКР спустили две шлюпки с десантом и МО повели их к берегу. Высаженный 10.08.1942 г. в 1:10 десант противника не обнаружил, и в 10:10 отряд вернулся в Новую Ладогу.

19.08.1942 г. в 23:00 с двумя МО СКР направился от Осиновецкого маяка в район о. Коневец - банка Суханевская с задачей обнаружить и уничтожить плавсредства противника. Не встретив противника, отряд 20.08 в 7:42 вернулся в бухту Морье. 31.08.1942 г. в 6:30 вместе с КЛ "Нора" прибыл в Шлиссельбургскую губу, артиллерийским огнем оказывал (в составе отряда 1 СКР, 4 КЛ) содействие наступление частей 128-й СД, участвовавшей в Третьей Синявинской наступательной операции на фланге 8-й армии. В 15:41 корабли были атакованы тремя Ju 88, сбросившими 18 бомб, обошлось без повреждений.

С 19:00 до 20:25 выполнил две стрельбы по артбатареям противника в районе рабочего поселка N`2. В 21:40 ушел с огневой позиции и стал на якорь в 10 кбт. от буя банки Железница. 1.09.1942 г. в 9:20 снялся с якоря для перехода к ВМБ Осиновец, шел со скоростью 12 уз., работали оба котла и две турбины. В 9:48 был атакован самолетами противника, увеличил скорость, открыл огонь из четырех 45-мм орудий и четырех пулеметов. К кораблю прорвались три "юнкерса". Одна бомба попала в корабль, пробила палубу и днище в первом КО и разорвалась в воде. Затопило первое КО, вода стала поступать в кубрик N`1 и первое МО. Несколько бомб упали у бортов, осколками пробило баки с бензином, от чего начался пожар. Загорелась краска на бортах, огонь перекинулся на ходовой мостик, шлюпки. Корабль получил крен на левый борт и шел под левой турбиной. Носовой погребпришлось затопить во избежание взрыва.

В тушении пожара приняла участие КЛ "Нора". Пламя удалось сбить, но положение СКР оставалось критическим, так как он принял много воды. "Нора", пытаясь взять "Пургу" на буксир, навалилась на ее правый борт. Кромка палубы начала погружаться в воду, вода с левого борта подошла к люкам. Экипаж был вынужден покинуть корабль. В 10:13 "Пурга" перевернулась через левый борт и долго держалась на плаву вверх килем, а затем затонула в 25 кбт. к востоку от мыса Осиновецкий на глубине 9 м. Ее носовую оконечность оторвало по 47-й шп.

Погибли 11 моряков, 28 были ранены, 8 из них - тяжело.

В сентябре 1942 г. корабль обследовали водолазы АСО ЛВФ. С него были сняты и подняты из воды 2 102-мм орудия, 4 45-мм, 1 ДШК, 2 пулеметные установки М-1. С

13.06.1943 г. АСО КБФ выполнял подъемно-водолазные работы, в которых участвовали буксирный п/х "Штаг", подъемный кран и два водолазных бота. При подъеме вместо жестких понтонов использовались металлические плашкоуты. Предварительно поставленный на ровный киль корабль 22.07 подняли и прибуксировали в бухту Морье.

Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» в 1936 году. В 1937 – 1938 гг. ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД разработало проекта 52. 17 декабря 1938 г. корабль проекта 52 «Пурга» заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.


Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.


Тактико-технические данные ПСКР «Пурга»:
Водоизмещение, т: стандартное – 3165, полное – 3958;
Размеры, м: длина - 95,5; ширина - 15,1; осадка - 5,7;
Силовая установка: 3х3200 л. с., электродвигатели, 3 ВФШ;
Скорость полного хода, уз: 17;
Дальность плавания: 8500 миль (10 уз.), 3467 миль (17 уз.);
Автономность, сут.: 35;
Вооружение: 4х1 100-мм Б-34УСМА (1094 выстрела) – ПУС «Сфера-50»; 6х2 37-мм В-11М (14000 выстрелов); 4 БМБ-2 (70 ГБ); 30 мин КБ
Бронирование, мм: рубка – 8;
РТВ: РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1», аппаратура госопознавания – запросчик «Никель», ответчик «Хром», ГАС «Тамир-5»;
Экипаж, чел: 250

История службы сторожевых кораблей типа «Ураган » на первый взгляд неприметна. Им не довелось участвовать в классических морских сражениях, выходить в лихие торпедные атаки, уничтожать вражеские надводные или подводные лодки. Обошли их стороной и высокие награды.

Восемнадцать сторожевых кораблей «дивизиона плохой погоды» воевали на всех четырех флотах, но остались в тени своих более крупных собратьев. В исторической литературе сторожевые корабли упоминаются нечасто, создавая впечатление, будто эти корабли вовсе не участвовали в Великой Отечественной войне и большую часть времени отстаивались в военно-морских базах, но на самом деле все было не так. Сторожевые корабли типа «Ураган » стали настоящими «рабочими лошадками» советского флота, без устали выполнявшие сложную и полную опасностей работу: несли дозорную службу, охраняли конвои, обстреливали вражеские укрепления и отражали воздушные атаки.

сторожевые корабли типа «Ураган» проекта 2

26 ноября 1926 года Военным Советом СССР была утверждена шестилетняя программа военно-морского судостроения первой и второй очереди, в которой, кроме подводных лодок и торпедных катеров предусматривалось строительство 18 сторожевых кораблей для Балтийского и Черноморского флота. Предназначением этих кораблей было обеспечение охранения соединения от атак , и авиации неприятеля, ведение дозорной и разведочной службы, постановка минных заграждений, а также конвоирование транспортных судов. Кроме того появление на сторожевых кораблях этого типа торпедного вооружения существенно увеличило их боевую устойчивость при встрече с крупными кораблями противника.

В ноябре 1926 года разработкой проектно-технической документации головного сторожевого корабля занялась группа судостроителей Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Руководителем проекта был назначен заместитель заведующего отделом военного судостроения В.А. Никитин.

Сторожевые корабли первой серии были заложены на судостроительной верфи в Ленинграде 13 августа 1927 года и в этом же году, но 24 октября - на судостроительном заводе в Николаеве. Ленинградцы, учитывая небольшой спусковой вес корпусов этих судов, вели строительство на горизонтальных стапелях с боковым спуском на воду на четырех дорожках. В Николаеве корабли были заложены на продольных стапелях, на которых когда-то строились легендарные типа «Новик».

Головной сторожевой корабль «Ураган » вошёл в состав Военно-Морского Флота СССР 12 сентября 1931 года. В ходе ходовых испытаний этот небольшой корабль продемонстрировал прекрасные мореходные качества. Его скорость полного хода составила 26 узлов. Эту возможность кораблю дала новейшая паротурбинная силовая установка развивающая мощность до 6400 л. с. При ее разработке советские кораблестроители впервые применили турбозубчатые агрегаты, включающие в себя турбины высокого и низкого давления с частотой вращения до 8400 оборотов в минуту.

Сторожевой корабль «Ураган » был вооружен двумя 102 мм артиллерийскими орудиями, тремя полуавтоматическими 45 мм орудиями и трехтрубным торпедным аппаратом для пуска торпед и глубинных бомб. Для обеспечения проводки через вражеские минные заграждения сторожевые корабли использовали два комплекта типа К-1.

сторожевой корабль «Ураган»

сторожевой корабль «Вихрь»

сторожевой корабль «Пурга»

Как уже было сказано выше, часть сторожевых кораблей входила в состав Балтийского флота. Они сформировали Ладожскую военную флотилию. И бесспорно, самым знаменитым кораблем этой флотилии времен Великой Отечественной войны стал сторожевой корабль «Пурга ». В 1941-1942 годах под его охраной в блокадный Ленинград было доставлено более одного миллиона тонн грузов и эвакуировано почти 900 тысяч человек.

Сторожевой корабль «Пурга » считался лучшим сторожевым кораблем советского флота. Благодаря боевым и техническим характеристикам в 1941 году сторожевик стал флагманом Ладожской флотилии. Его задачей было обеспечить безопасность так называемой Дороги жизни.

сторожевой корабль «Пурга» подлинные фотографии и иллюстрации



В период блокады судьба Ленинграда зависела от Ладожской военной флотилии. В сложившейся ситуации была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера. Здесь совершалась еще одна перевалка - из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль «Пурга » доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.

Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветер порой достигает силы 10 баллов, поднимая огромные волны, опасные даже для судов озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать.

Всего за осеннюю навигацию 1941 года на восточный берег Ладожского озера было доставлено более 20000 солдат и офицеров, а из Ленинграда эвакуировано более 33500 человек. На западный берег Ладожского озера было перевезено около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 4500 винтовок, 1000 пулеметов, около 10000 снарядов и прочее вооружение.

31 августа 1942 года капитан сторожевика Иван Горовой получил необычный приказ - экипаж должен обеспечить артподготовку левого берега Ладоги для проведения Синявенской операции. Сторожевой корабль «Пурга » прибыл в указанный район. Провел в указанном квадрате стрельбы и ушел в район банки Железница на ночевку. Утром 1 сентября корабль вышел обратно, взяв курс на военно-морскую базу Осиновец, но через полчаса хода военное судно было атаковано «юнкерсами». Две мощные авиационные бомбы взорвались у бортов, а третья угадила в центральную часть палубы, взорвавшись которая, практически расколола корабль на две части. За несколько минут легендарный сторожевик скрылся под водой, унеся с собой жизнь одиннадцати членов экипажа. Выживших подобрала канонерская лодка «Нора ».

О сторожевом корабле «Пурга » и его команде написано практически во всех исторических справочниках, но только недавно российским исследователям удалось сделать открытие, которое опровергло все известные сведения о корабле. Оказывается, что он все еще лежит на дне Ладоги, хотя вот уже много лет все историки считают, что СКР «Пурга » был поднят со дна озера.

Долгое время все военно-морские историки были убеждены - после гибели сторожевик был поднят, а его вооружение было демонтировано и отправлено на переплавку. Однако современные исследователи нашли документы, в которых сказано, что военный корабль до сих пор лежит на дне Ладоги. Чтобы окончательно подтвердить это на озеро была организована экспедиция.

Ученые из Санкт-Петербурга на исследовательском судне «Картеш » отправились на поиски, пройдя около 50 миль от устья Невы к месту гибели сторожевика вблизи Осиновецкого маяка. Именно здесь согласно картам лежит СКР «Пурга». После обследования заданного квадрата гидролокатором ученым удалось обнаружить на экранах затонувшее судно, но это были всего лишь останки самоходной баржи типового проекта, на которой перевозили боеприпасы для сухопутных войск. Разочаровавшись, исследователи уже покинули район, но вдруг гидролокатор на экране показал еще один объект. Водолазы незамедлительно осмотрели дно, и практически сразу свет фонарей упал сначала на якорь, а затем и на нос сторожевого корабля. На этот раз сомнений не было. Все детали корпуса соответствовали тому, какие были на сторожевике проекта 2 - высокий борт и острый нос.

Обломки сторожевого корабля разбросаны на площади около 1 гектара. Корпус сторожевого корабля «Пурга» находится в таком состоянии, что исследователи не нашли ни одного помещения, которое сохранило бы элементы помещения. Хорошо сохранились только нос и капитанский мостик. Искореженный остов корабля, останки корабельных машин, куски труб, одним словом груда обломков - примерно так выглядит сторожевой корабль «Пурга » сегодня.

Почти 70 лет в большинстве документах утверждалось, что сторожевой корабль «Пурга» был поднят, но подводная экспедиция доказала. что корабль и сегодня находится на дне. Как такое могло произойти? Объяснение этому есть.

Действительно в 1943 году корабль был поднят, а вернее с его борта были демонтированы уцелевшие узлы и вооружение. Мало того водолазам удалось поднять на поверхность корму судна и отбуксировать ее в порт. Остальные части корабля остались лежать на дне. Силовая установка и некоторые механизмы сторожевика «Пурга» были переданы и установлены на однотипный корабль «Вихрь » из состава «дивизиона плохой погоды».

Военные эксперты утверждают, что на дне Ладожского озера еще лежат десятки военных судов с останками боеприпасов и оружия, большая их часть затоплена в районе Дороги Жизни и только сейчас подводные исследователи начинают тщательно изучать все эти объекты. Возможно, исследования приведут к тому, что человечество по-новому сможет взглянуть на оборону Ленинграда.


Технические характеристики сторожевого корабля «Пурга»:
Водоизмещение - 400 тонн;
Длина - 70 м;
Ширина - 7,1;
Осадка - 1,9 м;
Силовая установка - паротурбинная;
Скорость хода - 29 узлов;
Вооружение:
Орудие 102 мм - 2;
Автомат системы «Виккерс» 40 мм - 3;
Крупнокалиберные пулеметы - 3;
Торпедный аппарат 450 мм - 1 (трехтрубный);

Патрульный корабль проекта 22120 шифр «Пурга» - скоростной многоцелевой корабль береговой охраны ледового класса, способный нести вахту во льдах. Корпус корабля оснащён ледовым подкреплением, позволяющим преодолевать льды толщиной более полуметра.

Патрульное судно пр. 22120, заводской № 050, было заложено в эллинге "Морской завод "Алмаз" в 2007 году и спущено на воду в декабре 2009 года. Проект разработан петербургским ПКБ "Петробалт" по заказу Федеральной таможенной службы РФ. После отказа ФТС от финансирования постройки проектом заинтересовалась Пограничная служба. Головное судно было передано Пограничной службе ФСБ 22 декабря 2010 года. Сейчас судно находится у причала Морского завода "Алмаз", где ожидает схода льда. Летом оно перейдёт Северным морским путём к месту службы на остров Сахалин в город Невельск.

Летом (июнь-июль)2011 года на СФ "Алмаз" по заказу Управления Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ планируется закладка второго патрульного судна ледового класса проекта 22120. По словам главного конструктора ПКБ "Петробалт" Ильи Вадимовича Щербакова, курирующего этот проект, второе судно, получившее заводской № 051, заказанное УБО ПС ФСБ, будет несколько отличаться от головного - в частности, будут установлены усовершенствованные средства связи, вспомогательное оборудование и т.п.



Справка: Судостроительная фирма "Алмаз" расположена в центральной части Санкт-Петербурга, на Петровском острове, в непосредственной близости к Финскому заливу. Занимает территорию площадью около 165 тыс. кв. м. Предприятие специализируется на постройке скоростных кораблей и катеров для охраны морских границ, больших и малых кораблей, многоцелевых судов на воздушной подушке, судов и яхт гражданского назначения. На сегодняшний день оно располагает производственной площадью 30,4 тыс. кв. м. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 3 тыс. т стали и до 650 т алюминия в год. ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" было зарегистрировано в июле 1993г. Морской завод "Алмаз" основан в Санкт-Петербурге в 1931г. Специализируется на строительстве и ремонте скоростных катеров Федеральной пограничной службы и Военно-морского флота России.

Особенности

Изначально заложен как большое таможенное судно. Судно имеет ледовые усиления, обеспечивающие самостоятельное плавание в разреженном однолетнем льду толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и толщиной до 0,8 м в летне-осеннюю навигацию. Планируемое место службы - район острова Сахалин. Кроме того, на его борту оборудована площадка для вертолета, который сможет патрулировать большие пространства моря, а также участвовать в задержании нарушителей границы, наркоторговцев и браконьеров. Корабль нового типа сможет базироваться в приграничных акваториях Дальнего Востока, Финского залива, а также Баренцевом и Азовском морях.



Базовые ТТХ

Водоизмещение, т:

стандартное - …
полное – 1066,
Размеры, м:
Длина – 71,
Ширина - 10,4,
Осадка- 3,5,
Скорость полного хода, уз. – 24,
Дальность плавания, миль - 6000 (на 14 узлах),
Автономность, сут. - 20,
Силовая установка - 2х5440 л.с., дизели ABC 16M VZDC-1000-180, 3 ДГ "Линденберг" по 290 квт, 1 ДГ "Линденберг" 85 кВт,
Вооружение:
Артиллерийское вооружение - АК-306М,
Авиационная группа - 1 вертолёт,
Экипаж, чел. – от 16 – до 25+5,
Пассажировместимость - 14 человек.