Славянская богиня мокошь.

Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь относится к самым почитаемым женским божествам наших предков. Она изначально изображалась как взрослая женщина, вошедшая в полную жизненную силу. Как покровительница ремесла бoгиня Мaкoшь предположительно благоволила к ткачеству. Однако работы русского исследователя-историка А. С. Никитина доказывают, что ей приписывались более широкие полномочия.

  • Загадочный образ Макоши

    Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь и ее место в пантеоне окутано загадочным ореолом. Культ женского божества изучали историки этнографы А. С. Никитин, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и М. Н. Тихомиров. Собранные ими данные доказывают, что бoгиня Мaкoшь относится к древним этническим культам от 5-8 века до н.э. Однако, нельзя точно сказать где и когда впервые сформировалось имя богини. Кто был первым носителем ее мудрости, так же трудно установить. Достоверность существования Макоши в пантеоне славян подтверждают народный фольклор и множественные археологические находки.

    Чем ведала богиня

    Достоверно нельзя сказать, какую роль отводили наши предки богине. В летописных источниках не оговаривается, как появилась бoгиня Мaкoшь. Ее образ неразрывно связан с Матерью - Сырой Землей.

    Б. А. Рыбаков по собранным свидетельствам составил примерный список входящих в область влияния богини аспектов. Согласно обобщенным сведеньям она покровительствовала повитухам. Ей поклонялись женщины вошедшие в брак, родившие детей. Пожилые женщины вовремя работы с пряжей пели песни с именем богини. Этот обряд до сих пор пользуется популярностью в Рязанской и Брянской областях.

    Макошь в народном фольклоре

    Активно упоминается в народном фольклоре бoгиня Мaкoшь как заступница семьи, покровительница травничества и знахарства. Днем поклонения богине считалась пятница. Если женщина желала найти скорого замужества, она обязательно проводила бытовые обряды с целью обратить внимание Мокоши на свою просьбу.

    В число подобных ритуалов входило:

    • посыпание маком порога;
    • оставленное за порогом блюдце с молоком;
    • подвязывание четырех столбов изгороди венком из ивы, репейника и крапивы;
    • обмывание теплой водой самой плодовитой коровы.

    В устно-песенном фольклоре эти действия нашли отражения в поговорках и заговорах:

    • В пятницу уберусь ― замуж соберусь.
    • Пятничная опара, к понедельнику свадебная запара.
    • Теплою водою телочку омою. Как полно вымя молоком, так и счастьем полон дом.
    • Двор вымятаюць чыста, сватоў зазываюць да пятніцы. (белорусская поговорка)

    По поверьям cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь несла в себе магию земли, что способствовало ворожбе и различным ритуальным действиям в ее честь. Основным символом в подобных действиях была свеча. Воск для ее изготовления собирался в маю. При этом свечу изгтовляла сама просительница или ведунья.

    Вышивка

    Из собранных этнографами данных становится ясно, что бoгиня Мaкoшь покровительствовала декоративным ремеслам и прядению. В вышивке ей посвящается сразу несколько символов:

    • берегиня с поднятыми руками и возложенными на поясницу;
    • перекрещенный ромб с точками в каждом поле;
    • цветущее дерево;
    • бегущий конь;
    • берегиня с двумя голубями;
    • павычи (павлины);
    • птицы;
    • круг с вписанным крестом или ромбом.

    Благодаря своему графическому отражению cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь закрепилась в народном творчестве. Ее образ не смогло вытеснить христианизация. Упоминания о женщинах приносящих требы Макоши встречаются в церковных книгах вплоть до конца 18 века.

    Резьба по дереву символика Макоши

    Нередко бoгиня Мaкoшь вырезалась как изображение на различных предметах домашнего быта. Ее изображениями украшались прялки, деревянные блюда. Совмещенный в символике богине солнечный и земной символ украшал ставни, наличники и изразцы.

    Резные изделия с изображающими Макошь символами присутствовали на ряду с Велесом в утвари для домашнего скота. Изображенный репейник часто покрывал долбленые ковши для молока, меда. Поскольку это растение наряду с ивой и крапивой входило в число любимых растений богини, его наносили на эти предметы.

    Песенное творчество

    Славилась cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь любовью к народным гуляньям. Ведь вовремя праздников плодородия пары сходились в брачном союзе. Целый ряд песен и приговок взывали к милости богини.

    Откликалась бoгиня Мaкoшь на искренние просьбы замужества, рождения ребенка или плодородия полю. Широко распространены были словоформы:

    Макошь матушка, покрой подолом. Приведи милого в мой дом. Поведи нас, аки лебедей по пруду. Чтобы жизнь была словно чаша в меду.

    Ты Макошь, Макошь! Пригож твой взор, мил лик. Поле широкое покрой цветом синим к лету, а алым к осени.

    Дай-дай, гуси-лебеди над крыльцом кружиться. Дай-дай, белым пухом стелют двор. Как по тому двору пойду к милому в руки, да через них в мужний дом.

    Макошь заступница постели землю рожью, двор белым пером.

    Чем чествовали богиню?

    В народном обрядовом цикле бoгиня Мaкoшь относится к божествам плодородия и домашнего быта. Исследования жертвенных камней Брянского и Ижевского капищ показало, что ей несли в дар:

    • семена масленичных культур;
    • молочные продукты;
    • хлеб, пшеничное зерно;
    • ягоды.

    Химический анализ найденных жертвенных сосудов показал, что на стенках имеются остатки перетертых в кашицу растительных элементов. Подробный разбор подтвердил наличие ядовитых грибов и лекарственных растений. Эти находки подтверждают причастность богини к знахарскому делу.

    Как предположительно выглядело поклонение богине?

    Слaвянcкaя бoгиня Мaкoшь была женским кумиром, которому отправлялись требы замужними и пожилыми женщинами. Принести дань богине мог любой желающий, таким образом заручаясь ее поддержкой. Но сами обряды чествования и прославления выполнялись исключительно женской частью общины.

    Мудрая бoгиня Мaкoшь восхвалялась песенными ритуальными стихами. Перед ее изваянием произносились определенные слова, возлагались собранные полевые травы и дары собранного урожая. В отличии от Лады празднества и отправления не имели танцевальных элементов. Присутствовали так называемые «затяжные хоры». Действие выглядело как перепевки на несколько голосов, каждый из которых выводит одну и ту же строчку.

    Макошь: от древних славян к современности

    Даже после христианизации cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь не покинула помыслов славян. Она нашла отображение в Параскеве Пятнице. Перевод с греческого имени «Параскева» как раз означает «пятница». Отсылку к древней богине в имени христианской святой дают ее другие прозвища:

    • Льняница;
    • Прядильница, Пряха;
    • бабья святая;
    • мать святой Недели.

    Описываемые праздники в день святой неразрывно связаны с водоемами, возложением трав на алтари и всяческим прославлением брака. Пятничное празднование для славянских народностей было важнее воскресного. Что вызывало напряженное отношение к самому процессу восхваления Параскевы со стороны священнослужителей. Однако избавиться от традиционного восприятия торжества они так и не смогли.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

Черты исконно славянских богов явно прослеживаются во многих христианских святых. Одна из таких «перерожденных» - Параскева Пятница, строгая и справедливая покровительница женщин, рукоделия и любого женского ремесла. А та, с которой христиане списали практически все характерные признаки - древняя богиня славян, Макошь.

Доподлинно неизвестно, как образовался культ поклонения Макоши, как неизвестно и происхождение ее имени. Есть две трактовки. Первая утверждает, что имя богини состоит из двух частей: «ма» (мать) и «кош» (судьба). Тезис основан на том, что помимо множества своих «обязанностей» Макошь была еще и богиней судьбы. Вместе с младшими сестрами, Долей и Недолей, Макошь кроила и перекраивала человеческие судьбы, распределяя счастье и несчастье. Подобным образом действовали и древнегреческие Мойры, и древнегерманские норны: богини-пряхи, в ведении которых были нити судьбы, существовали в пантеонах многих народов.
Вторая версия образования имени восходит к слову «кошь» - «корзина». Можно сделать вывод, что богиня судьбы покровительствовала жатве и урожаю; более того, Макошь считали матерью остальных богов. Но это не мешало некоторым племенам видеть ее в мужском обличье Велеса-Мокоша - может, поэтому на многих кумирах богини на капищах есть небольшая аккуратная бородка?

О степени «почитаемости» богини говорило уже то, что это единственная богиня, для которой было выделено место в княжеском пантеоне; а также то, что целых 12 праздников в году были посвящены Макоши. Но и спрос с нее был больше, чем с обычного божества. Конечно, славяне просили доброго урожая, но в то же время прекрасно понимали, что батюшка-случай имеет огромное значение; а потому Макошь считалась еще и богиней случая.
Но более всего чтили богиню женщины, так как она воплощала в себе все женские начала. Любая работа, которую выполняла славянка. «курировалась» именно Макошью. Олицетворение идеальной хозяйки, богиня сейчас вспоминается именно в этой ипостаси. Все домашние дела, рукоделие, полевые работы - все это находилось под ее покровительством. Как и любая строгая женщина, Макошь не переносила нерадивых работниц, и примерно наказывала провинившихся. В белорусских сказаниях есть такое поверье, что если оставить кудель на ночь, то ее перепрядет богиня - и оставит качество на свое усмотрение. И горе тогда женщине, поленившейся вовремя закончить урок - кудель наутро оказывалась ужасно спутанной, и ее приходилось долго перечесывать заново.

У славян имелось свое представление о том, как Макошь распределяет судьбу. В молодой простоволосой женщине никто бы не заподозрил божество, и она спокойно ходила по селениям. Присматривалась к сноровке и трудолюбию славян, и примечала, кто как трудности переносит. Макошь благоволит тем, кто даже в невыносимой ситуации и не думает сдаваться, а все равно идет вперед. К таким людям Макошь отправляет свою любимую младшую сестру, Сречу. А в обратном случае человеку никогда не встретить богиню счастья: Макошь лишит его своего покровительства и отвернется. В этот же момент он окажется во власти Лиха и Недоли, и будет сопровождаем ими до самой смерти.
Из этого же предания можно сделать вывод, что Макошь хозяйничает над Переходом, через который души из Яви отправляются в иные миры. Считается, что одной из низовых ипостасей богини - известная всем Баба-Яга, и Макошь обладает всеми ее качествами.

В народном восприятии богиня выглядит высокой, дородной женщиной с кикой на голове. Вышивки сохранили ее стилизованные изображения, на которых по обе стороны от Макоши стоят Рожаницы в облике лосих. В руках богиня всегда держит рог изобилия. Интересен тот факт, что существовал строгий запрет на изображение лица богини. Это связано с судьбоносным образом Макоши - никто не должен видеть даже приблизительного его облика.

Обобщить можно так:

  1. Макошь - богиня, распределяющая человеческие судьбы.
  2. Божество-Мать, покровительствующее плодородию, и чествующееся 12 раз в году или каждое полнолуние.
  3. Волшебство во всех его проявлениях и Проход между мирами Прави, Яви и Нави - все это подвластно Макоши.
  4. Считается женой Велеса; мудрая и умелая хозяйка.
  5. Покровительствовала рачительным женщинам, добротно выполняющим всю свою работу, и защищала их.
  6. Низовая ипостась Макоши - Баба-Яга, по некоторым поверьям повелевающая жизнью и смертью.
  7. Богине повиновался весь животный мир.
Один из ритуалов, посвященных Макоши- бросание мотков напряденных ниток в родники или колодцы. В основном этот обряд пользовался популярностью у молодых девушек, которые стремились привлечь к себе внимание богини и попасть под ее особое покровительство.
Культ Макоши - один из самых сильных на Руси. Видимо, благодаря его силе богиня не была забыта, а просто слилась с христианским персонажем в лице Параскевы Пятницы, считающейся у христиан покровительницей женщин. Можно провести и обратную аналогию: если Параскева обладает всеми чертами Макоши, значит, образ древнеславянской богини содержит и черты Параскевы. Например, последняя считается благодетельницей торговли - не потому ли пятница считается лучшим днем для совершения сделок?
Единственное, в чем у Макоши и Параскевы есть отличие - дата дня почитания. У христианской святой это 28 октября, а у Макоши нет «фиксированного» дня - празднества в ее честь устраивали в самую близкую к 8 апреля пятницу.

Макошь любит серебро, горный хрусталь, «лунный камень» и кошек. В качестве дара, который славяне несли к ее идолу на капище, чаще всего встречались шерсть, клубки, веретена и прочие «женские мелочи». Сам же идол изготавливали из «женского» дерева, но почему-то березе предпочитали осину. Кумир всегда стоял на видном месте, а мастера всегда украшали его голову стилизованной кикой.

Макошь ошибочно считают сугубо женским символом, но на самом деле его могут носить как женщины, так и мужчины. Символ Макошь может трактоваться как абсолютная энергия творения, или же как символ интуиции в практическом плане, и как усилитель «чутья».

Богиня Макошь

Богиню Макошь называют многими именами: Мокошь, Макоша, Могущ а в некоторых источниках она звучит как богиня Велесыня. Богиня Макошь – это богиня судьбы, плодородия а также семейного очага. В её руках находятся нити судьбы как людей, как и богов. Макошь не только богиня судьбы, её почитали также как покровительницу гаданий, волшебства, волшебных колодцев и точек надприродной силы.

Если Сварог – образ мужской составляющей мироздания, то образ женской составляющей – это Макошь. Некоторые источники ошибочно называют богиню Макошь женой Велеса , но на самом деле она и поныне является женой бога-кузнеца Сварога.

Сила богини Макошь

Как мы говорили раннее, богиня Макошь (или как её ещё прозвали – Великая Ткачиха) держала в своих руках полотно нашего мира, на котором она тщательно плетет из нитей жизни замысловатые узоры, которые влияют на судьбу человека. В её руках действительно могущая сила, ведь лишь по своему желанию она может либо повернуть нить в какой-либо острый угол, или же вовсе её оборвать, но богиня этого не делает.

Как у каждого могущего бога, у Макоши были две помощницы – Доля и Недоля. Пока Макошь плетет полотно мира, богини Доля и Недоля выборочно прикасаются к некоторым нитям, тем самым определяя судьбу человека либо какой-то его жизненных этап.

Макошь – богиня земли и плодородия

Богиня Макошь является богиней сырой земли и плодородия. Она апофеоз женственности и символ материнства. Данный факт подтверждает любимое животное богини – корова, без которой в любом хозяйстве очень сложно. Макошь – земля, низ, а её муж, Сварог – небо, верх. Так они и поддерживают весь мир.

Образ богини Макошь

Древние славяне изображали богиню Сырой Земли Макошь высокой, привлекательной женщиной в умеренном возрасте. В отличии от богинь Лады и Лели, Макошь обладала красотой женщины, а не молодой девушки или созревшей невесты. Так как Макошь – Мать Сырая Земля, то и образ её с точки зрения эзотерики гораздо глубже и мощнее.

На картинах богиню Макошь часто можно встретить в сопровождении двух молодых лосих – Рожаниц, которые олицетворяли женскую энергию земли. День богини земли – пятница, её металл – серебро, символ – руна «есть», камень – лунный камень или горный хрусталь.

Оберег Макошь

Оберег Макошь получил широкое распространение в ведической культуре древних славян, и обозначает крепкую связь с творческой составляющей единой энергией Жизни. Ошибочно считается сугубо женским оберегом. С этим вопросом следует разобраться.

Символ Макошь имеет не только обереговое значение, и поэтому относить его к женским знакам неправильно. В данном контексте оберег Макошь – это универсальный творец, ведь если мужчина однополярен, т.е. он способен лишь отнимать жизнь, то женщина обладает разновекторными способностями: она способна не только дарить жизнь (не без участия мужчины, конечно), но и отнимать её при необходимости. Именно поэтому в женщинах творческая интуиция и подсознание более приближенно к Вселенной, которая формирует все базовые законы явного мира.

Символика Макошь как оберег

Оберег богини Макошь также называется Звезда Инглии , ведь он обладает абсолютной энергией творения, которая в свою очередь является воплощением Жизни Родящего Света Инглии. В более предметной трактовке старославянский символ Макошь – это символ интуиции, особого человеческого «чутья». Данный символ незаменим только тогда, когда под рукой не оказывается более сильного знака, который нацелен на решение конкретной задачи, а не просто подсознательное угадывание. Очень часто оберег Макошь изображали на предметах быта в сочетании с другими, более сильными символами. Единственное, чего нельзя было делать – это изображать данный оберег на воинской одежде и оружии, ведь Макошь – это Мать Сырой Земли, символ добра, честности, материнской заботы.

Форма оберега и его значение

Четыре острых угла символа Макошь обозначают Тело, Душу, Дух и Совесть. Данные элементы являются обязательными составляющими чад Великой Расы в мире Явы. В другой трактовке символ обозначает единение таких природных элементов, как огонь, воздух, вода и земля. Сила оберега Макошь заключена в узах матери и ребенка, ведь древние славяне очень почитали материнство, и поэтому Макошь (олицетворение материнства и плодородия) является одной из сильнейших богинь.

Богиня МаКошь


Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити – волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь –
от завязки – рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти.

Так поэтически была описана в «Книге Коляды» (I в.) древнейшая богиня славян Макошь.
Она - единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств по данным «Повести временных лет».
Кто же такая эта Великая Богиня?

Имя ее традиционно считают образованным из двух слов – Ма – суть «мать» и кош – судьба. Это Богиня всей Судьбы человеческой, Великая Мать, богиня плодородия. Жена Великого Бога Велеса – одного из величайших Русских Богов, приводящего сотворенный Родом и Сварогом мир в движение.

Макошь – старшая из богинь – прях судьбы . Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет покутные нити судеб, связующие человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Покута – это, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое делающего, творение и творца, намерение и результат.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. Это богиня магии и волшебства, хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

В ведении Макоши также находится покровительство женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию, ведь она – защитница и покровительница хозяек и жен.

Если Макошь не взглянет добрым взглядом на хозяйство, то не надо ждать в этом доме ни обильного урожая, ни хорошего прибытка, ни достатка в семье.

Макошь, как Хозяйку Живой Природы, чествовали каждое полнолуние.

Макошь – женщина, и потому изменчива – может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.

Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею.

Строго следит Макошь за соблюдением обычаев, обрядов . Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. У восточных славян деревянные скульптуры Макоши ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть).

Вестники Макоши, – пчёлы, пауки, муравьи, – труженики из числа насекомых. Потому, если видишь паука в доме своём – не пугайся и помни – убить паука – потерять удачу. Если паук заполз в дом, его аккуратно ловят, выносят на улицу и отпускают.

Шмель или пчела, залетевшие в окно – также вестники приближающегося события, связанного с Макошью. Поймать первого увиденного весеннего шмеля всегда считалось – к большой удаче на весь год до следующей весны. Пойманного шмеля следует завернуть в платок или тряпицу, чтобы он в ней некоторое время погудел, затем его отпускают на свободу. Пахнущая после этого тонким запахом пыльцы и мёда тряпица, – оберег, который хранят в доме, – для удачи. Этот обычай дожил до наших дней. Его до сих пор исполняют в деревнях.

В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей , ибо день Макоши – и есть Пятница («Параскева» по-гречески - «пятница»). Некоторые женщины, почитавшие Макошь, «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь негативно относилась к смешению христианских и народных (языческих) обрядов, поэтому в Стоглаве все поверья, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими».

Многочисленные изображения Макоши сохранились в русских вышивках. Макошь часто изображали между двух лосих – Рожаниц. Так же её изображали в виде женской фигурки с поднятыми руками, в которых Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой), Сноп Колосьев (воплощение урожая), небесная корова Земун (мать Велеса, кормилица божская), волшебная прялка и т.д.

День Макоши – Пятница, металл – серебро, камень – горный хрусталь, он же лунный камень, зверь Макоши – кошка.

В небе водят хороводы звёзды озорницы, а матушка Макошь знай плетёт своё полотно и поёт о том, о чём журчат речки в раздолье да шепчут ветра дикие в горах. Слышит матушка как бьётся сердце детей её смертных и по небесам ходящих, как дышат леса, и стонет земля сырая. Слышит да улыбается про себя безмолвно, полотно своё поправляя.
И ведь не простое рукоделие её. Каждая ниточка, даже самая тонкая чья-то жизнь, и узоры разные у матушки Макоши, потому как судьбы тоже разные. И вплетает она каждую душу рождённую, и каждой рисует путь только ей предназначенный.
Макошь помнит, как рождала она землю и богов всех, как люди первые шаги по земле делали, как леса только зеленеть начинали, а горы в небеса тянуться. И ведает она что ждёт сотворённых ею и Родом великим. Да только молчит о том матушка, потому как не пристало знать детям её наперёд, кому что уготовано. Пусть живут они сами и в горе своём и счастье будут свободны.
Песнь матушки землю убаюкивает и покой приносит миру. Пусть спят дети её, а Макошь пока полотно своё украсит новыми узорами-судьбами.

Славянская богиня Макошь.

Богиня Макошь является столь же древней, как и сам великий Род. Она самобытна и родила она богов и жизнь. В таком случае, Род и Макошь рассматриваются, как две противоположности — мужское и женское, давшее начало всей вселенной.
Само имя богини Макоши происходит от слияния двух слов: «кош» или «кошт», что означает судьба, предначертанное, и приставка «ма», которое является сокращением от слова мать. Получается, что Макошь — это мать, что ведает судьбой всего ею порождённого. Стоит отметить, что образ судьбы у многих древних народов было связано с полотном, которые ткали три богини. В древнегреческой мифологии это были Мойры, а в славянском эпосе, эту нишу занимала Макошь и две её помощницы — Доля и Недоля. Они вместе с матерью всех судеб, богиней Макошью пряли полотно мироздания, и связывали они воедино жизнь прожитую и деяния совершённые. Только они были в праве решать кому жить, а кому умирать. Славяне почитали богиню Макошь, как великую Прядильщицу Судеб.
Несмотря в верование во всемогущество богини Макоши, как великой прядильщицы, древние славяне, однако верили, что длина нитки их жизни зависит от богини, а всё остальное от них. Стоит уточнит, что человек сам определял, как ему жить и поступать, пойти ли по дороге худа иль добра. То есть и человек тоже участвовал и прял свою судьбу и кружево каждого своего дня, а Доля и Недоля определяли, каковы будут последствия для человека, в зависимости от сделанного им выбора.
У древних славян волхвы назывались наузниками, и если кто-то хотел провести обряд, который бы изменил его жизнь, то волхвы проводили специальный обряд, при котором они плели верёвочный науз. Вообще человек ежедневно решал свою судьбу и делал выбор, а старину слово сутки и соткать произносились приблизительно одинаково, вот отсюда и пошло верование, что жизнь каждого человека и всего прочего — это всего лишь ниточка в божественном полотне матушки Макоши.
Существует и другая вариация имени Макошь — Мокошь, и по одной из версий оно возникло от слова «мокнуть». Стоит заметить, что символом Макоши считалась вода, дающая жизнь земле и всем живым существам. По другой версии имя Мокошь могло произойти от слова «mokos», что означает прясть. В принципе, эта версия, объясняет культ богини как прядильщицы судеб. Вообще древние славяне веровали, для того чтобы добиться благосклонности богини Макоши, нужно было преподнести ей в качестве даров всё, что требовалось для пряжи. Такие дары обычно бросались в колодцы, так как Макошь считалась хозяйкой всех колодцев, а колодцы в то время обозначали проходы в иные миры. Вот древние славяне и кидали свои подарки в колодцы, чтобы богиня их получила. Такие обряда называли Мокридами, от слова «мокр», то есть здесь мы снова возвращаемся к первой теории о происхождении имени этой богини.
Выступая в роли Матери Сырой Земли, Макошь почитали, как богиню плодородия. Именно от неё зависела урожайность, потому древние славяне баловали эту богиню, всех остальных небожителей и у неё было аж 12 праздников, по одному на каждый месяц. Главным животным символизирующим богиню Макошь, была корова. Это и неудивительно, так как в старину, именно это животное занимало центральную роль в хозяйстве. Отсюда и берётся изображения рогатой Макоши, олицетворявшей плодородие. Вообще существует теория о том, что корова, породившая Велеса, была сама Макошь, решившая дать жизнь, столь всесильному божеству.

Но помимо того, что от благословения богини Макоши зависело, то насколько урожайным будет год, так же именно она определяла, когда и сколько может рожать каждая её дочь. Макошь почиталась, как богиня дающая жизнь и покровительствующая женщинам — роженицам. Именно поэтому, древние славяне изображали богиню Макошь в окружении двух лосих, которые являлись богинями Ладой и Лелей — Роженицами, что прославляли дело Рода Великого. Они давали благословение на рождение каждого живого существа и охраняли каждую жизнь.
Макошь была центральной фигурой в древнеславянском пантеоне бов. О её исключительности говорит и тот факт, что она была единственной богиней, которую почитал сам князь Владимир и она была наравне с другими мужскими богами. По одной из версий Макошь не была женой Рода, а была его дочерью, как и Сварог. Тогда стоит, рассматривать Макошь, как жену своего брата Сварога. Она олицетворяла землю, а Сварог небеса, то есть верх и низ, сплетение женского и мужского начала, двух противоречий.
Богиня Макош почиталась, как покровительница волшебства и магии. Поэтому именно ей приписывалась власть над колодцами-переходами, так как вода в древности, считалась второй по значимости стихией после огня. Опять же здесь прослеживается противостояние и одновременная связь Сварога, как родоначальника небесного огня и Макоши, как воде, дающей жизнь.
Почиталась богиня Макошь в пятницу. В этот день женщинам запрещено было притрагиваться к рукоделию и прясть, только женщины падшие и блудницы могли это делать. ВС приходом христианства, культ богини Макоши был заменён чествованием святой Параскевы, что переводится с древнегреческого, как пятница, а этот день символизировал приготовления. Итак, святая Параскева, иначе Прасковья заменила языческую Макошь, но ритуал поклонения этой святой во многом был похож на пятничный обряд поклонения языческой богине. В часовнях, которые были построены для почитания святой Параскевы, все её статуи и изображения, находились в непосредственной близости от водоёмов, а это указывает на отсылку к поклонению Макоши и её колодцам. Вообще стоит уточнить, что в православном христианстве не существует практики делать статуи для изображения святых, но святая Параскева является одним из исключений.

Символы богини Макоши.

Издревле символами и вестниками богини считали насекомые, точнее пчёлы, муравьи и пауки. В случае с пчёлами, понятно почему именно они выступают в роли вестников богини, так как они труженики и подобны в труде своём крестьянам, что в поте лица своего на земле трудятся. Если в дом залетала пчела, то её нельзя была убивать, считалось, что это отпугнёт удачу. Пчёл ловили и выпускали на волю, или заворачивали их сначала бережно в платок, чтобы пчела в нём немного прожужжала и отпускали после, а платок хранили как оберег Макоши.
Пауки, как прядильщики, тоже вестники богини. С появлением в доме паука, его нельзя было убивать, дабы не прогневать Макошь. Паук считался вестником приближения самой богини или какого-нибудь очень важного события, которое обязательно было связанно с Макошью.
Муравьи и вовсе были и тружениками, и целителями. Издревле славяне верили, что если позволить муравьям покусать свою руку, то это может излечить бесплодие.
Символом Макоши так же считается дерево ель. Ель вечно зелёная, словно олицетворение жизни. Стоит вспомнить, тот факт, что капища бога Велеса строились на перекрёстке трёх дорог в близости елей. Это ещё одна отсылка к родству этих двух богов, но дело вовсе не в том, что Макошь была женой Велеса, как многие ошибочно считают, а возможно выходила в роли его матери в лице коровы, породившей его.

символизирует близость с сутью мироздания. По большей части это оберег считался женским, так как женщины в силе
своей могли, как и дать жизнь, так и забрать её, и их похожесть с творцами мира намного больше, чем у мужчин. Но оберег Макоши так же могли носить и мужчины, особенно те, кто занимал весьма важные посты и принимал решения, так как оберег Макоши пробуждает интуицию и позволяет понять всю Суть. Этот оберег изображался на многих бытовых предметах, но его категорически было запрещено наносить на одежду воина или на оружие, ибо несмотря на всё Макошь была Матерью, дающей жизнь.
Оберег богини Макоши стоит освещать водой из колодца, а взамен, чтобы задобрить богиню нужно оставлять клубочек ниток, или лучше всего что-то связанное своими руками.