Словарное богатство языка. Лаборатория знаний - словарное богатство русского языка
Правильное написание словарного слова "богатство", которое не подчиняется правилам орфографии, с сомнительными буквами:
бо гатст во
Следует запомнить, что словарное слово "бо гатст во" пишется с буквами "о " и "тст ".
Слова-образы для запоминания:
ро
скошь - бо
гатст
во
зо
лото - бо
гатст
во
добро
- бо
гатст
во
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "богатство", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "бо гатст во", необходимо вспомнить слово-образ "ро скошь" и другие подобные слова-образы.
Словосочетания и предложения с другими словами:
Торф - бо
гатство бо
лота.
Чтобы получить богатст
ва, нужно пройти препятст
вия.
Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.
Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:
Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа. (Афоризм,
Книжные богатства , в своем целом, представляют из себя литературное зеркало жизни. (Афоризм,
Фразеологизмы и цитаты со словом "богатство" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.
Стихотворения со словарным словом для запоминания:
Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство
, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.
Стихотворение А.Пушкина.
Нет большего богатства
,
Чем дружбы естество.
Вкушайте радость братства,
Свободы торжество!
Стихотворение И.Гёте.
Чтение стихотворений с использованием словарного слова, которое не подчиняется правилам – увлекательный способ запоминить правописание слова.
Смотрите также в орфографическом словаре:
Богатство - как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Богатство"
Смотрите также в толковом словаре:
Богатство - что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Богатство, -а, средний род 1. смотрите богатый. 2. Обили...
Другие словарные слова по теме "состояние".
Учитель: Щукина Е .К.
г. о. Жигулёвск
План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Учитель :
Тема : Словарное богатство русского языка
Тип урока : урок – обобщение пройденного материала
Форма урока : урок – соревнование, игра
Образовательная
технология: игровая технология обучения, технология сотрудничества
Оборудование :
– компьютер, экран, презентация «Словарное богатство русского языка»
– раздаточные материалы: карточка 1 (кроссворд), карточка 2 (закрепление темы самостоятельная работа), карточка 3 (домашнее задание)
– «выставка» словарей
Цели урока:
образовательные: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование навыков правильной научной речи, умения чётко формулировать свой ответ.
воспитательные: формирование умения работать в команде; прислушиваться к мнению друг друга, уметь анализировать речь говорящего.
развивающие: совершенствование умения творчески мыслить, быстро отвечать;
формирование и поддержание интереса к искусству слова.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема нашего занятия»
«Проникновенное» проговаривание эпиграфа к уроку
« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
Эти замечательные слова принадлежат Константину Паустовскому.
Русское слово многогранно, красиво, впечатляюще, им можно выразить оттенки чувств.
II. Проговаривание целей урока
Сегодня мы с вами вспомним основные понятия лексики, поговорим о необычности слова в языке, проявим свои творческие способности.
III. Актуализация основных понятий: слово – главная единица лексики
Учитель: Чтобы определить важное для нас с вами понятие, я загадаю загадку: «Не мёд, а ко всему липнут», а вы попытаетесь её отгадать.
Дети приходят к выводу о том, что было загадано слово «СЛОВО». А наука, изучающая слово и его толкование, называется лексикой.
Учитель :Действительно, слово с нами всегда. Оно нам служит, оно же и повелевает, заставляет совершать поступки. Мы с вами и существует благодаря тому, что названы словом.
Словом тоскуем и радуем мы,
Им разрушаем неверие тьмы,
Словом кричу, призываю, борюсь,
Раню, лечу…В слове я остаюсь!
IV. Работа со словарями. «Выставка» словарей
Учитель : Названия всего того, что есть в мире, что запечатлено в слове, вместили в себя словари.
Ребята, а какие вы знаете словари?
Учитель обращается к «выставке словарей», демонстрирует их.
Толковый словарь
Обратимся к словарю толковому. Каково назначение этого словаря, когда возникает необходимость обратиться к нему?
(Ответы детей: если нам непонятно значение слова, если мы хотим, что означает новое, интересное для нас слово, мы заглянем в толковый словарь, который и называется так, потому что слова в нём «толкуются»)
Давайте же вспомним, каким образом в словаре разъясняется значение слова:
Дети говорят о том, что лексическое значение слова даётся через перечисление признаков описываемого, либо через подбор синонимов.
V . Конкурсы. Языковые игры
1. Слово, лишнее по смыслу
Учитель: А теперь поиграем! В каждой строке укажите слово, лишнее по смыслу, свой выбор объясните
Тюльпан, фасоль, ромашка, лилия
Река, мост, озеро, море
Старый, дряхлый, молодость, пожилой
Стол, кресло, ковёр, табурет
2. Кроссворд
Учитель : Молодцы! Следующее задание – разгадывание кроссвордов.
Возьмите карточку № 1. Вписывая ответы в строки кроссворда, вы сможете прочитать ключевое слово. Работайте в парах. Вперёд. У вас 2-3 минуты.
3. Фразеологизмы – найди соответствия!
Учитель :Слово необычное мы встретим во фразеологизмах. А что это такое?
(Ответы детей: фразеологизмы – это неделимые, устойчивые обороты речи, значение которых равно одному слову.)
Для того, чтобы понять смысл фразеологического сочетания, нужно быть очень внимательным и сообразительным. Итак, перед вами два столбика - в одном из них фразеологизмы, в другом – даны их толкования. К каждому фразеологизму подберите слово – объяснение его смысла:
· остаться с носом
· клевать носом
· как снег на голову
· валиться из рук
· голыми руками взять
· дремать, засыпать на ходу
· ничего не получить, остаться ни с чем
· не получается, не ладится
· внезапно
· легко, без усилий
4.Слово исконное или иностранное?
Учитель :Оказывается, в нашем языке сосуществуют слова исконно русские и слова, пришедшие из других языков. Поговорим о заимствованиях в русском языке. Каковы же их признаки?
(Ответы детей: неизменяемость, наличие элементов «графо», «логос», «био», «аква», отнесённость к терминологии)
Всё верно. Попробуем применить эти знания на практике. Перед вами слова:
Биография - ? шоссе - ? митинг - ? филология - ? футбол - ? аквариум - ? пенсне -?
Докажите принадлежность данных слов к заимствованиям, указав их признаки. Подберите к ним русские слова-синонимы.
Ответы детей.
Учитель : На порог просятся слова-братцы;
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись!
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке!
Что же это за слова такие – по написанию и произношению одинаковы, но по лексическому значению совсем разные?
Ответы детей.
А сейчас «поиграем» в омонимы – внимание на экран: «Вот слова, для решенья в них отыщи два значенья»
Из волос заплетают
И траву собирают.
Горький - за столом съедают
Из него ж стрелу пускают
Несётся первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке.
6. Подбери синоним. Кто больше?!
Учитель: А вот и синонимы. Что это за единицы языка?
(Ответы детей: синонимы - слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению)
Синонимы очень ценны для языка, в речи грамотного человека они просто необходимы. Употребление их в речи позволяет нам, не повторяясь, выражать свои мысли, каждый раз по-новому, всё более точно.
Потренируемся в умении подбирать синонимы.
Учитель предлагает слова, к каждому из которых необходимо подобрать как можно больше синонимов.
Учитель : Синонимы дружат с антонимами. Антонимы – это…?
(Ответы детей: антонимы - слова, противоположные по значению)
Задание такое: расположите следующие слова-синонимы в последовательности усиления действия. А затем к любому глаголу, прилагательному в строке подберите антоним.
1) Реветь, плакать, хныкать;
2) Хохотать, смеяться, гоготать;
3) Изумительный, хороший, прекрасный.
VI. Актуализация знаний об устаревших словах. Физкультминутка
Учитель :А вы знаете, что предметы, явления окружающего мира со временем устаревают, а затем и вовсе оказываются ненужными? Так и со словами, их называющими, происходит что-то подобное. Как же называются слова, которые постепенно исчезают из активного употребления в речи?
(Ответы детей:устаревшими)
Посмотрите внимательно на интересную картинку – на ней изображён древнерусский человек, который знакомит нас со словами устаревшими – это архаизмы : ими мы называем предметы, по - прежнему существующие в нашей реальности, но имеющие другие, современные имена.
Например, выя – это шея, око - глаз, чело - лоб, ланита – щека, перст – палец, уста – губы, рот, шуйца – левая рука, десница – правая рука.
Запомните эти архаизмы и соответствующие им единицы в современном языке.
Учитель : Что-то засиделись мы с вами. Надо сделать зарядку. Внимательно следите за моими словами-инструкциями и выполняйте упражнения.
Ох, устали мы сидеть – надо выей повертеть! Вперёд - назад - влево - вправо!
Разминаем поясницу – шуйцу в бок и в бок десницу. И немного наклониться! Вперёд- назад - влево - вправо!
Тренируем наши очи – отдыхать им нужно очень – закрыли очи! открыли очи!
МОЛОДЦЫ! Главного не забываем – улыбаемся устами!
А сейчас я предложу вам выбрать из стихотворных строк слово-архаизм, обязательно подобрав к нему современный вариант
Только вымолвить успела, // Дверь тихонько заскрипела («Сказка о царе Салтане…»)
Царь Салтан гостей сажает// За свой стол и вопрошает («Сказка о царе Салтане…»)
Смотрит в поле, инда очи// Разболелись глядючи…(«Сказка о мёртвой царевне…»)
Склонясь седеющим челом над воющим потоком… («Осгар»)
VII . Неологизмы – новые лексические единицы. Знакомство со способами новообразования в языке. Детское словотворчество.
Учитель :Как же замечательно, что с течением времени в мире появляется что-то новое, интересное – предметы, процессы, явления, а вместе с ними и новые слова, их называющие.
Давайте обратимся к неологизмам , или к словам, новым в языке. Перед вами стихотворение Н. Кончаловской «Огород», в этом огороде растут необычные овощи. Найдите их наименования и постарайтесь объяснить, почему они названы именно так.
Показал садовод
Нам такой огород, где на грядках,
Заселённых густо,
Огурбузы росли, помидоры росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
(Ответы детей)
Поэты и писатели – народ очень творческий, они придумывают новые, оригинальные слова, чтобы разнообразить наш с вами язык, сделать его нескучным, «фантазийным», интересным.
Ещё более любопытными вам покажутся примеры детского словотворчества. Оказывается, малыши замечательно играют со словом, сочиняют очень талантливые неологизмы.
Задание : Найдите в следующих детских высказываниях неологизмы и постарайтесь объяснить их смысл.
Мама. Полей шишку, чтобы у неё выросли шишенята!
Ой, я руку задверил!
А я уже свою карамельку защекала…
Папа, не хмурь лоб, я не хочу, чтобы у тебя были сердитки…
Смотри, какая жукашечка ползёт
Вкусно. Я намакаронился.
(Ответы детей)
VIII . Подведение итогов. Рефлексия
Наше занятие завершается, давайте подведём итоги:
Какая же наука изучает слово и его ЛЗ?
Какие слова называют синонимами, антонимами, омонимами?
А как вы назовёте новые слова, с которыми познакомились сегодня, например, «шишенята», «намакаронился»?
Может быть, вы хотите задать мне вопросы по нашей сегодняшней теме?
(Ответы детей)
IX . Самостоятельная работа
Учитель : Наш урок завершает небольшая самостоятельная работа по всему материалу, относящемуся к теме «Лексика» и так удачно разобранному вами на уроке.
XI . Оценивание работы учеников. Объяснение домашнего задания
Учитель : Ребята, вы чудесно сегодня поработали, удивили меня быстрыми правильными ответами, активностью, сосредоточенностью. Я оцениваю вас только на «хорошо» и «отлично». Вы очень талантливые и творческие.
Дома я попрошу вас написать мини-сочинение по картинке, на которой изображено фантастическое существо, задание подробно прописано и объяснено на карточке № 3.
Русский язык – это национальный язык русского народа. По происхождению русский язык принадлежит к индоевропейской семье (существует угро-финская, тюркская, монгольская, китайская, тибетская, японская семьи и др.)
К индоевропейской семье относится несколько групп языков: славянская, романская, германская, балтийская, кельтская, индийская, иранская, греческая, армянская, албанская и др.)
Славянская группа состоит из трех подгрупп: восточнославянская, западнославянская, южнославянская. К восточнославянской группе относятся языки: русский, белорусский и украинский .
К западнославянской – польский, чешский, славянский, кошубский; к южнославянской – болгарский, сербский, хорватский, словенский, македонский, старославянский.
Все славянские языки имеют один источник – праславянский язык или общеславянскую основ, которая существовала в качестве племенных языков с середины III тысячелетия до н.э. и до V столетия н.э.. С течением времени славянские племена формировались в отдельные народности, а с народностями формировались славянские языки. Процесс был длительным, трудным и разным для всех народов. Каждый из славянских языков сберег много общих черт, особенно это характерно для фонетики, грамматики и лексики. Например, в родственных восточнославянских языках большинство слов близки по звучанию и значению.
Некоторые слова и формы, одинаковые в русском и украинском языке, имеют отличия в белорусском.
Есть, конечно, и такие слова, которые звучат и пишутся по-разному в каждом из трех языков:
В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется литературным языком . О взаимоотношениях литературного языка и местных говоров прекрасно сказал А.М. Горький: «Язык создается народом. Деление языка на литературный и народный язык значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Следовательно, литературный язык есть тот же народный – только обработанный мастерами, отшлифовавшими его, были писатели, критики, ученые, общественные деятели.
В литературном языке произношение, выбор слов и употребление грамматических форм подчиняется определенным правилам и нормам.
Например, в литературном языке нельзя употреблять такие формы, как «вы хочете», «они побегли, «ложить», «покласть» и др. Следует использовать формы: «вы хотите», «они побежали», «класть», «положить »
Русский литературный язык- это язык науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем человечеством.
Словарный состав русского языка богат и разнообразен.Каждое слово, входившее в словарный состав языка, имеет определенное значение. Например, слово «договор» означает письменное или устное соглашение о чем- либо; слово «добротный» – «хорошо, качественно сделанный, обладающий прочностью» и т.д.
Слова могут обладать и несколькими значениями. Такое свойство слова называется «многозначностью ». Например, слово «зенит» означает: 1) наивысшую точку небесной сферы над головой наблюдателя (солнце находится в зените), 2) высшую степень чего-либо (находится в зените славы). Слово «день» означает: 1) часть суток («Скучен день до вечера») 2) сутки, промежуток времени в 24 часа в январе 31 день), 3)число месяца, посвященное какому-либо событию (мой день рождения), 4) время, пора («дни поздней осени»).
Чтобы хорошо владеть языком, необходимо отчетливо понимать значения слов и правильно употреблять их в речи.
Речь – это форма существования языка, ведь совершенство всех коммуникативных качеств речи находится в прямой зависимости от богатства языковой системы и ее структуры.
Язык и речь , с одной стороны, взаимосвязаны и взаимообусловлены, с другой – представляют собой самостоятельные и относительно независимые системы.
Язык – это особая система знаков, языковых единиц, изменяющихся и сочетающихся по определенным правилам.
Язык – это не только средство общения, позволяющее передать любую информацию, но и выразительность духа народа.
Язык – это условие существования и развития человека и всего человеческого общества.
Речь – это форма проявления языка.
Речь – это форма реализации языка.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что язык и речь не просто объединены между собой, а взаимосвязаны, являясь неотъемлемой частью друг друга. Однако в то же время, речь и язык – это далеко не одно и то же. Попробуем в этом разобраться.
Слов в русском языке очень много.
Это понятно, но вот насколько много?
Чтобы ответить на этом вопрос, можно обратиться к самому авторитетному из современных словарей – «Словарю современного русского литературного языка». В нём аж 17 томов! И в нём зафиксировано 131 257 слов!!!
Но и это ещё не всё, ибо указанное количество может «подрасти», если считать наречия, образованные от качественных прилагательных («откровенно» – от «откровенный», «безлюдно» – от «безлюдный» и т. д.).
Но ни один нормальный человек столько слов не знает. Да это и не нужно.
На самом деле объём личного словника (объём активного словаря), то есть количество слов, употребляемых «простым смертным», оценивается в среднем в 5000–10 000 слов.
Рекордсменом тут является А.С. Пушкин. В его словаре (он состоит из четырёх томов) зафиксирован непревзойдённый пока показатель – приблизительно 24 000 слов.
Ну, а словарь Эллочки Щукиной, персонажа сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», составлял всего 30 слов (хамите, знаменито, парниша, хо-хо, жуть, мрак и т. д.), но ими она могла выразить практически любую свою мысль.
ЩЕПОТКА ЮМОРА
– Краткость – это сестра недостатка словарного запаса, – любил объяснять Лев Николаевич Толстой Антону Павловичу Чехову.
Следует различать слова и фразеологизмы.
Фразеологизм или фразеологический оборот – это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Например: остаться с носом, дать сдачи, сирота казанская, валять дурака, без царя в голове и т. д.
Весь познанный мир отражается в словарном и фразеологическом состава языка. И, между прочим, русский язык и по запасу фразеологизмов является одним из богатейших в мире.
Да и запас слов в русском языке постоянно увеличивается.
УМНАЯ МЫСЛЬ
«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
Максим Горький
Например, в русском языке много профессиональных слов и фразеологизмов, используемых в речи лиц, владеющих той или иной профессией, специальностью, и этот пласт словаря русского языка постоянно расширяется благодаря появлению новых наук и отраслей народного хозяйства.
Многочисленны и имена собственные, среди которых значительный процент составляют географические названия (топонимы).
По данным на 2010 год, в России одних городов было 1100. А ещё было 1286 посёлков городского типа и 153 125 сельских населённых пунктов.
У кого в мире есть столько?
А ведь практически в каждом из них жители имеют свои названия: москвичи, питерцы, сочинцы, туляки, астраханцы, костромичи, пермяки…
Одних жителей Смоленска называют и смоленцами, и смолянами, и смоляками, и смольнянами, и смольянами…
Да одним этим русский язык «переплюнет» любой другой язык мира!
А что? Подобные слова (они называются катойконимами) тоже составляют наше лексическое богатство.
Но не только количество слов и фразеологизмов, имеющихся в русском языке, свидетельствует о его богатстве. Словарный состав постоянно развивается, пополняется всё новыми значениями уже существующих слов.
Вернёмся ещё раз к обилию синонимов в русском языке. Это тоже огромное богатство, ведь синонимы и их понятные только русским нюансы обеспечивают выражение тончайших оттенков мысли, чувства, с их помощью можно создать разнообразные способы передачи мысли.
Богатство русского языка и вот ещё в чём: писатель у нас пишет и дописывает, школьник – списывает, директор – подписывает, писарь – переписывает, врач или работник паспортного стола – прописывает, художник – расписывает, следователь – записывает, инспектор ГИБДД – выписывает, пристав – описывает.
Русский язык имеет огромный лексический запас.
И богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения.
Например, сколько слов имеется в русском языке для обозначения понятия «засмеяться»! Если человек только улыбнулся, то говорят – усмехнулся, если рассмеялся негромко или исподтишка – хихикнул, если внезапно – фыркнул, если громко – расхохотался, если ещё громче – загоготал или заржал…
А ведь есть ещё «смешинка в рот попала», «умирать со смеху», «валяться со смеху», «смеяться до упаду», «заливаться смехом», «надрывать животики»… А можно ещё «гоготать», «пересмешничать», «выставлять в смешном виде», «подымать на смех», «осмеивать», «высмеивать», «насмешничать»…
А сколько вариантов одного и того же слова даёт использование суффиксов!
Например: мальчишка, мальчиш, мальчишечка, мальчуган, мальчонка, мальчиковый, мальчоночий и т. д.
Русский язык удивителен. В нём «охрана» и «защита» – это синонимы, а «правоохранительные» органы и «правозащитные» – антонимы.
Какому-нибудь изучающему наш язык иностранцу этого не понять никогда!
Удивительно, но в русском языке слово «работа» образовано от слова «раб», а «увольнение» – от слова «воля». В русском языке «тысячи человек» больше, чем «больше тысячи человек». Русский язык настолько потрясающ и уникален, что в нём даже слово «двадцатичетырёхбуквенное» – двадцатичетырёхбуквенное.
ЩЕПОТКА ЮМОРА
Только русский может сказать слово «уважаемый» так, что оно будет звучать как оскорбление.
Богатство и выразительность русского языка отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов. В частности, французский литератор Проспер Мериме, специально выучивший русский язык, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя (он в 1849 году перевёл пушкинскую «Пиковую даму»), отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».
ЩЕПОТКА ЮМОРА
Никогда не понимал и не понимаю людей, которые не говорят по-русски.
1 вариант . Богатство речи
Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств:
Большой объем активного словаря,
Разнообразие используемых морфологических форм,
Синтаксических конструкций.
Оценочные слова "богатая" и "бедная" по отношению к речи применяют и ученые-филологи, и писатели, и литературные критики, и преподаватели. Они исходят из речевого опыта, что художественная речь, например, русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова - богатая, а по сравнению с ней речь газеты, конечно, бедная.
Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.
Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Например, "Словарь церковнославянского и русского языка", изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов, "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля включает более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков включил в "Толковый словарь русского языка" около 90 тыс. слов.
Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, то есть обладают экспрессией. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.
Вот пример речи выразительной, эмоциональной:
"Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой. Она почувствовала себя старой, не пережив по-настоящему ни детства, ни юности, не испытав радости "узнавания" мира. Горький рисует её портрет Ниловны так, что в нем преобладают печальные, серые тона: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком... Над правой бровью был глубокий шрам... Вся она была мягкая, печальная и покорная". Удивление и страх -- вот что постоянно выражало лицо этой женщины. Печальный образ матери не может нас оставить безучастными..."
А вот берем с книжной полки сборник статей о передовых методах в сельском хозяйстве и читаем:
"Введение в севооборот бобовых культур, с которыми связана деятельность клубеньковых бактерий, а также создание необходимых условий для лучшего развития этих растений являются важными мероприятиями для накопления азота и обеспечения им последующих культур. Так, внесение фосфатных и калийных удобрений под горох увеличивает его урожай и, следовательно, способствует большему накоплению азота".
Эта речь лишена живости, эмоциональности, лишена живых красок, такая речь скучная и стандартная, построена из громоздких высказываний.
2 вариант
Лексика - это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов. В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры народа.
Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем точнее, понятнее он может выражать свои мысли. Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются другими (слово шея заменило «выю», рука - «десницу»). В нашей жизни появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.
Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из них - словообразование, т. е. Появление новых слов путем конструирования их из имеющихся в языке морфем по известным моделям.
Широко распространен способ появления новых слов путем развития у уже существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало обозначать гараж, баран - ручное сверло, башмаки - это еще и шины, словом челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс очень активизировался в последние годы в связи с многочисленными зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер, дилер, инвестиции и т. д.